Развитие русской науки и техники — история России

Развитие науки и техники в 18 веке

Поиск Лекций

Огромное влияние на становление и развитие российской науки и техники оказали реформы Петра I и особенно процесс европеизации культуры, приведший, в том числе, и к знакомству с достижениями европейской науки, установлению контактом с ее ведущими деятелями. Итогом этого процесса стало создание в 1724-25 гг.

Императорской академии наук и художеств, что означало организационное оформление российской науки. Учитывая фактическое отсутствие на тот момент отечественных ученых, в Российскую Академию было приглашено большое количество европейских ученых, сыгравших большую роль в становлении российской науки. Особо следует отметить швейцарского математика и логика Л. Эйлера, итальянского физика А.

Бернулли, немецкого физика и химика Г. Крафта, географа Д. Мессершмидта, историка и архивариуса Г. Миллера. Академией регулярно публиковались сборники научных трудов, издавался, правда, нерегулярно, журнал Академии Наук. При этом деятельность ученых полностью финансировало государство.

Все это способствовало постепенному формированию отечественных научных кадров, значительный отрыв в научной сфере от Европы (почти в 600 лет) был преодолен меньше чем за полвека.

Развитие естественных наук в России были связано, прежде всего, с деятельностью выдающегося ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова (1711 – 1765), совершившего открытия в области физики, химии, астрономии (закон сохранения энергии, молекулярная теория строения вещества, «эфирная» теория атмосферного электричества).

Ученый предложил конструкцию светосильной зрительной трубы, усовершенствовал телескоп Ньютона, открыл атмосферу Венеры, наблюдая в мае 1761 г. за прохождением Венеры по диску Солнца. Научные интересы М.В. Ломоносова распространялись и на сферу гуманитарных наук, им была сформулирована антинорманнская теория происхождения Древнерусского государства.

Его литературные способности (он писал стихи) тоже заставляют восхищаться («Ода на взятие Хотина» и др.).

Развитие горнорудной промышленности в России повлияло на становлении геологии и минералогии. В. Татищев и Г. Генин составили подробные описания минералов, найденных на территории России (особенно на Урале и в Сибири).

Продолжилось развитие географических знаний. В 1725-27 гг. состоялась 1-ая Камчатская экспедиция В. Гоеринга и А. Чирикова, в ходе которого был открыт пролив между Азией и Америкой. В ходе 2-ой Камчатской экспедиции (1733-43 гг.) под руководством А. Чирикова началось освоение Аляски. По итогам этих экспедиций С.

Крашенинниковым было составлено «Описание земли Камчатской» с подробными картами этого региона. Следует также отметить географические экспедиции Мессершмидта в Сибирь (1716-23 гг.), И. Фалька на Алтай, Х. Берданеса в киргизские степи, В. Зуева в Южное Причерноморье (1740-50-у гг.).

Все они имели общеевропейскую научную значимость.

В области развития гуманитарных наук в первой половине XVIII в. необходимо отметить, прежде всего, деятельность Г. Миллера и В. Татищева по сбору летописей и других архивных источников. Начался процесс их опубликования. Одновременно появились первые научные работы по отечественной истории аналитического характера П.

Шафирова («История Советской войны»), В. Татищева («История Древней Руси»), Г. Миллера (статьи по древнерусской истории). Кроме того, в процессе изучения древних летописей Г. Миллер сформулировал норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. С ее аргументированной критикой выступил М.В.

Ломоносов, сформулировавший антинорманнскую теорию.

В числе достижений этого периода – становление системы светского образования. Строительство флота, регулярной армии, развитие промышленности, освоение природных недр требовало квалифицированных специалистов. Российскому государству нужны были пехотные и морские офицеры, администраторы, ремесленники, рудокопы, заводчики, торговцы. В частности, с открытием в 1700 г.

в Москве в Сухаревой башне «навигацкой» школы началось становление в России технического образования. Возникла сеть «цифирных» школ (это низшие провинциальные математические школы). Основанная еще в 1687 г.

Славяно-Греко-Латинская академия превратилась в общероссийский центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, с 1701 года она стала Славяно-латинской академией.

Начала формироваться система военного образования, в частности была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров создавались специальные школы и Морская академия.

В развитие науки и образования второй половины XVIII в. значительный вклад внесли либерально-просветительские начинания Екатерины II, в частности создание общероссийской государственной системы образования.

Наряду с закрытыми сословными учебными заведениями (Воспитательные дома в Москве и Петербурге, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, кадетские корпуса) в ходе школьной реформы 1782-86 гг.

были учреждены общеобразовательные двухлетние малые народные училища в уездных и четырехлетние главные народные училища в губернских городах. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования России. К концу XVIII столетия в России насчитывалось около 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования.

Вместе с тем, образование в России, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер. Большая часть населения не была затронута реформой.

Кроме того, просветительские усилия императрицы в сфере народного образования «саботировались» как местными приказами общественного призрения, которые должны были изыскивать средства для их содержания, так и самим населением. Родители учеников «главных училищ» (это были дети мещан, купцов и солдат) не считали нужным доводить детей до окончания курса и старшие классы почти пустовали.

В небольших городах деятельность школ находилась в зависимости от щедрости местных городских дум. Сначала малых училищ открылось довольно много, но скоро думы начали тяготиться содержанием училищ — число школ стало уменьшаться.

В рассматриваемый период (вторая половина XVIII столетия) происходит окончательное оформление российской науки, чему во многом способствовала деятельность Российской Академии Наук и особенно открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре главным научным центром страны.

Значительную роль в открытие университета сыграла деятельность М.В. Ломоносова. Его ученики и коллеги (академики) ─ астроном С.Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др.

─ обогатили не только отечественную, но и мировую науку замечательными открытиями.

Развитие науки и становление научных центров, появление новых направлений в исследовательской деятельности ученых, во многом, было связано с поддержкой государства.

Государство финансировало деятельность Академии наук, научные экспедиции, стажировку российских ученых за границей, выпуск учебной литературы. Например, Екатерина II оказала значительное содействие академику П.С.

Паласу (1741-1811) в издании сравнительного словаря «всех языков и наречий» в 1789 г. Императрица не была довольна первым изданием и через два года вышли уже 4 тома, значительно доработанные и дополненные.

В числе выдающихся достижений в сфере естественных наук в России в рассматриваемый период стали исследования физика В.В.

Петрова(1761-1834), в частности открытие им явления вольтовой дуги (первое электрическое явление, получившее приложение на практике). В. В.

Петровым проводились также исследования химического действия тока, электрических явлений в газах, электропроводности и люминесценции.

Физик и математик С.Котельников (1723-1806) изучал проблемы равновесия и движения тел, ввел понятие прочности материала. В период с 1771 по 1797 гг. он управлял Кунсткамерой и собрал богатейшую коллекцию для естественнонаучного музея.

Астрономическую науку пополнили исследования академика Петербургской АН С. Румовского (1734-1812). Он составил первый для России сводный каталог астрономических пунктов.

Появление первого в России «Минералогического словаря» произошло благодаря исследованиям одного из учеников М.В. Ломоносова академика В. М.

Севергина (1765-1826), разработавшего также отечественную научную терминологию по химии, ботанике, минералогии. В.М. Севергин выступал за сближение теории с практикой, по его инициативе с 1804 г.

начал издаваться «Технологический журнал», в котором печатались труды по науке и технике не только отечественных, но и зарубежных деятелей.

В этот период были заложены основы российской медицины (Н. Максимович ─ основатель института акушерок, Д.С. Самойлович ─ исследователь чумы и разработчик мер по борьбе с ее эпидемией).

В 60-70-е гг. XVIII в. были организованы Академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

Наряду с естествознанием активное развитие получили гуманитарные науки, формировавшиеся под явным влиянием идеологии Просвещения.

В этой связи следует особо выделить деятельность Вольного экономического общества (1760-70-е гг.) по популяризации экономических знаний. Один из самых активных его участников А.Т.

Болотова (1738-1833) провел большие исследования в области агрономии и политэкономии.

В исторической науке помимо сбора источников и их публикации (были впервые изданы многие летописи, а также «Русская правда») предпринимаются первые попытки создать обобщающий труд по российской истории (работы В.Н. Татищева, И.Н. Болтина, М.М. Щербатова). Многие их наработки были впоследствии использованы Н.М. Карамзиным при написании «Истории государства Российского».

Читайте также:  Формирование командной административной системы 1920 - 1930-е гг. - история России

С 1770-х гг. в России начинает формироваться юридическая наука, связанная с именем первого российского профессора права Московского университета С. Десницкого, находившегося под влиянием правовых доктрин французских Просветителей.

В 1780-90-х гг. происходит формирование и политологических знаний, зарождаются три основных направления общественно-политической мысли: либеральное (выраженное в трудах канцлера Н.И. Панина, его секретаря и драматурга Д.И. Фонвизина, Н.И.

Новикова – одного из руководителей русских масонов, популяризатора философии Просвещения, издателя около 1/3 всех российских книг в 1780-е гг.), консервативное (выражено в трудах М.М. Щербатова, прежде всего «Путешествие в Землю Офирскую» и «О повреждении нравов в России»), радикально-демократическое (труды А.Н.

Радищева, прежде всего «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790г.) и ода «Вольность».).

Таким образом,во второй половине XVIII в. российская наука окончательно оформилась, основным научным центром стал Московский университет. Эволюция научной мысли происходило в русле общеевропейских тенденций под влиянием рационализма и философии Просвещения.

Многие исследования и открытия в области естествознания заложили основу для будущих открытий. Обращает на себя внимание и энциклопедический характер деятельности большинства российских ученых. Происходит сближение науки с практикой, что в частности выразилось в создании Словаря П.

С. Палласа.

Вместе с тем, со стороны правящей системы наука рассматривалась как неотъемлемый элемент западной, европейской культуры, обязательный элемент европеизации страны, то, что не стыдно продемонстрировать Европе. Многие научные открытия просто оказались не востребованы временем. Так, изобретенный В.

Рихманом электрометр ─ первый прибор, применяемый для количественных измерений электрических величин, стал известен только после его трагической смерти Рихмана, описание прибора появилось в английских журналах. Предложенный М.В.

Ломоносовым (отличный от Франклиновского) способ защиты зданий от молнии остался только в его докладе.

Источник: https://poisk-ru.ru/s37665t8.html

История русской науки и техники

Летопись науки и техники — это летопись величественных завоеваний человеческого гения. Творческими подвигами тысяч и тысяч деятелей культуры разных времен и народов создана богатейшая сокровищница знаний.

Глубоко поучительна история того, как накапливались эти сокровища, история открытий и изобретений, наделяющих нас властью над природой, помогающих создавать, по выражению А. М.

Горького, «вторую природу» — огромный мир сооружений, машин, не существующих в природе материалов, мир новых видов растений и животных.

История науки и техники — одна из замечательнейших глав истории всемирной культуры. Подтверждая на живых примерах марксистско-ленинское учение о процессе развития культуры человечества, она помогает вырабатывать правильное, материалистическое мировоззрение.

История науки и техники содержит вдохновляющие примеры борьбы за новые пути науки, борьбы передовых взглядов против всего реакционного, косного, рутинного, борьбы знания против религии, материализма против идеализма.

История открытий и изобретений вводит нас в творческую лабораторию выдающихся сынов человечества, позволяет проследить рождение и развитие научных и технических идей. Она учит новаторству, упорству в достижении цели. Знание прошлого науки помогает лучше понимать ее сегодняшние достижения и дает возможность предвидеть ход ее развития в будущем.

История науки и техники рассказывает о том, как передовые деятели разных стран в тесном содружестве пополняли сокровищницу знаний, принадлежащих всему человечеству.

Правильно трактуемая история науки и техники способствует укреплению сотрудничества между народами и одновременно укрепляет чувство патриотизма, преисполняя сердца людей гордостью за тот вклад, который внесли в сокровищницу знаний их соотечественники.

Передовые ученые стремились в своих трудах к крупным обобщениям, опережавшим уровень науки своего времени. Русская наука была сильна своей демократичностью. Крупнейшие русские ученые неизменно шли тем прогрессивным путем, который прокладывала русская передовая общественная мысль — мысль Радищева, декабристов, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова.

Решающее влияние на развитие отечественной науки оказало впоследствии великое марксистско-ленинское учение, озаряющее ныне передовую культуру.

Корнями уходящая в толщу народа, связанная с революционным мировоззрением, русская наука в лице своих виднейших представителей была материалистической.

Многие русские ученые боролись за научно-материалистическое объяснение явлений природы.

Ломоносов, Лобачевский, Менделеев, Столетов, Тимирязев, Сеченов, Павлов — все эти корифеи естествознания внесли немалый вклад и в материалистическую философию.

Деятельность многих русских ученых дает яркие примеры единства науки с практикой, жизнью. Вопреки самодержавию, тормозившему развитие экономики России, они, стремясь к прогрессу на благо народа, ратовали за внедрение достижений науки в технику, в производство. Раскрывая объективные законы природы, они стремились покорить ее, использовать свои открытия на благо трудового человека.

Великий математик Чебышев свой гений направлял на решение насущных проблем техники и производства; теоретические основы аэродинамики, созданные Жуковским, стали фундаментом авиационной техники; открытия Бутлерова и Зинина положили начало новым отраслям химической индустрии — производству синтетических материалов; русский почвовед Докучаев дал научное объяснение процессу почвообразования и тем самым вооружил земледельцев в их борьбе за высокий урожай.

Горячая любовь к народу, сознание долга перед ним порождали в русских ученых страстное желание донести до народных масс великий свет истинного знания. Многие русские ученые были замечательными наставниками молодежи и мастерами популяризации научных знаний.

Передовая русская наука развивалась в тесном сотрудничестве со всем передовым, что было в науке зарубежных стран. Идеи передовых русских ученых и изобретателей становились неотъемлемой составной частью мировой науки.

Хорошо известны примеры научного сотрудничества русских и зарубежных ученых.

Михаил Ломоносов в течение многих лет вел дружескую переписку с прогрессивными учеными стран Западной Европы; Илья Мечников сотрудничал с французским ученым Луи Пастером; Александр Столетов работал в лаборатории немецкого ученого Густава Кирхгофа.

Многие русские ученые были членами научных учреждений западных стран и, наоборот, много передовых иностранных ученых входило в состав русских академий, институтов, университетов. Русские ученые с огромным уважением относились к своим зарубежным собратьям. Первой радиограммой, переданной А. С.

Поповым, были слова «Генрих Герц» — имя немецкого физика, открывшего электромагнитные волны. Благодаря русскому путешественнику Н. М. Пржевальскому на карте мира появились «Хребет Гумбольдта», «Хребет Колумба». Перу К. А. Тимирязева принадлежит одна из лучших в мировой литературе книг о Дарвине.

За последние годы советские ученые — историки науки и техники — много сделали для подлинно научной разработки этой области знания. Литераторы — авторы настоящей книги — постарались учесть новые труды ученых-историков.

Авторы надеются, что предлагаемая книга, несмотря на некоторые недочеты, послужит делу патриотического воспитания нашей молодежи.

Источник: https://stroitelstvo-new.ru/nauka-i-tehnika/

Наука и техника в допетровской России

Уровень научных знаний в России в XVI–XVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью.

В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов.

Аполлинарий Васнецов, «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке»

В католической Европе, в определённой мере унаследовавшей культуру Римской империи, научные знания поначалу развивались благодаря изучению сочинений античных авторов. Большую роль сыграл латинский язык, ставший универсальным в западном мире.

Основными носителями римского наследия стали монастыри, известно немало научных работ VII–X веков, созданных западноевропейскими монахами. Первые университеты в Западной Европе появились ещё в XI–XIII веках. Переводы и изучение трудов античных и арабских учёных привело к значительному развитию европейской науки в XII–XIV веках.

Крещение Руси произошло в конце X века – позднее, чем распространение Христианства в государствах Западной Европы. После этого возросло культурное влияние на Русь Византии – непосредственной наследницы Римской империи.

Однако в силу ряда причин это влияние было меньше того, которое оказала культура Западной Римской империи на поглотившие её западноевропейские народы. На русский язык переводились некоторые философские работы, а основными носителями культуры стали монастыри.

Известна единственная древнерусская математическая работа, созданная новгородским монахом Кириком в 1136 году – «Учение им же ведати человеку числа всех лет». В ней приводились календарные расчёты.

«Учение» Кирик адресует «любителям расчётов» и «любителям мудрости», что, вероятно, свидетельствует о наличии некоторого интереса к научному знанию на Руси. Существует предположение, что отставание в развитии науки связано с татаро-монгольским нашествием в XIII веке. Однако нельзя отрицать и других, не менее важных факторов. Кроме того, известно, что в исламском мире после монгольского завоевания напротив возникли новые научные центры (1).

Несмотря на отсутствие собственных научных работ, продолжали переводиться и распространяться иностранные труды. Известны космологические книги, в частности, популярностью пользовалась «Христианская топография» Космы Индикоплова. Согласно ней, Земля имеет прямоугольную форму и возвышается в виде горы.

Менее популярен, однако тоже распространён был труд «Шестоднев», в котором форма Земли явно не указывается, однако упоминаются 5 климатических поясов, в том числе Арктика и Антарктика. Солнечная система, согласно нему, геоцентрическая, планеты отличаются от звёзд.

Читайте также:  Закрепощение крестьян в российском государстве - история России

Также имел распространение труд Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», в котором упоминаются несколько космологических теорий. Согласно нему – Земля имеет форму шара, Солнечная система геоцентрическая, упоминаются 5 планет, не считая Солнца и Луны, которые отнесены к планетам. Верно объяснены солнечные и лунные затмения (2).

Известен апокриф «О всей твари» XIV века, вероятно, написанный русским автором. Согласно нему, Земля утверждена «ни на чём», но, вместе с тем, Солнце летает вокруг Земли и омывается в океане. В XVII веке монах Киево-Печерского монастыря Епифаний Славинецкий перевёл «Новый атлас Блеу», получивший распространение в России.

В нём излагалась как геоцентрическая система Птолемея, так и гелиоцентрическая Коперника, причём последней отдавалось предпочтение.

С XV века на Руси отмечался интерес к логике. Был популярен труд «Диалектика» Иоанна Дамаскина, переводились «Логика Авиасафа» (аль-Газали), «Книга, глаголемая логика» Маймонида.

В XVI веке Андреем Курбским в Вильно был издан перевод немецкого труда по логике «От другие диалектики Иоанна Спанъинбергера о силогизме вытолкована», а также «Сказ о лоике» собственного сочинения, однако эти труды не оказали заметного влияния на московское общество (3). В XVII веке прослеживается определённый рост в области просвещения. Переводятся новые научные трактаты.

В Украине под влиянием католической Польши начиная с конца XVI века стали возникать первые университеты – Острожская школа, Киево-Могилянская академия, университет Яна Казимира. Вслед за ними стали возникать университеты и в России. В 1648 году при Андреевском монастыре создаётся школа боярина Ф.М.

Ртищева для дворян, в 1665 при Заиконоспасском монастыре – школа Симеона Полоцкого для подьячих. В 1687 году была основана Славяно-греко-латинская академия. Помимо гуманитарных наук, в ней изучались арифметика, физика, логика, философия. Эта академия подготовила учёных, развивавших русскую науку в XVIII веке.

Что касается математики, то на Руси была известна не только арифметика, но и, в какой-то степени, геометрия. В некоторых списках «Русской правды» (с XV века) предложены различные арифметические задачи. Источники XVI–XVII веков свидетельствуют об использовании для вычислений «дощатых» счёт, а также косточек.

По косвенным данным, они могли применяться и раньше. Система записи чисел, основанная на кириллице, позволяла работать с натуральными числами до сотен тысяч и десятков миллионов, а также с дробными числами.

Что касается более сложных разделов математики, таких, как алгебра, тригонометрия, доказательная математика, то они видимо, не были известны.

О познаниях в области механики свидетельствуют архитектурные сооружения, построенные русскими зодчими, для чего были необходимы представления о прочности и устойчивости зданий. Эти преставления, вероятно, носили преимущественно эмпирический характер, однако требовали и расчётов.

Определённых знаний требовало производство огнестрельного оружия, которые также развивались, преимущественно, экспериментально. В некоторых случаях приходилось решать задачи по сооружению различных механических конструкций. Например, в Древней Руси применялись метательные машины и водяные мельницы. В XIV веке появляются ветряные мельницы.

С XV века получают распространение технологические мельницы с приводом от водяного колеса. В XVI веке Игуменом Соловецкого монастыря Филиппом Колычевым была разработана механизированная система внутреннего продуктового обеспечения монастыря. Она включала в себя крупорушку, приспособления для производства кваса, соли.

В XVI веке появились механизированные кузницы, снабжённые приводным молотом (4). В 1668 году был осуществлён подъём колокола весом около 130 тонн на колокольню, что известно благодаря свидетельству иностранцев. Для этого с помощью рычага и ворота колокол поочерёдно приподнимали с каждой стороны, и постепенно наращивали под ним сруб.

К 1404 году относится первое свидетельство об установке в Москве часов сербом Лазарем, а в 1436 – в Новгороде архиепископом Евфимием. В XVI–XVII веках неоднократно упоминаются русские часовщики (5).

Таким образом, значительное отставание России в области теоретической науки можно связать не только с татаро-монгольским нашествием XIII века и активной борьбой с «осколками» Золотой Орды в XV–XVI веках.

Важную роль здесь сыграли довольно слабые культурные связи с латинской Европой, недостаточно большое влияние Византии, ограниченное распространение переводных научных трудов. В какой-то мере это связано с культурными и социальными особенностями Руси, из-за которых к этим трудам не возникало должного интереса.

В области техники значительного отставания от соседних государств не было. Россия своевременно воспринимала технологические достижения иностранных государств, а иногда сама вносила вклад в развитие техники. Например, в Чехии XIV века упоминаются замки, «в просторечии называемые русскими» (6).

В конце XIV века на Руси появляется огнестрельное оружие – незначительно позднее, чем в Западной Европе (там оно появляется в течение XIV века). Башенные часы, первые достоверные свидетельства о которых в Западной Европе относятся к концу XIII или XIV веку, на Руси появляются в начале XV.

Начиная с 1630-х годов в России стали строиться металлургические заводы с технологическими процессами, разработанными в Западной Европе – доменные и передельные предприятия (передельная технология на западе распространяется в XVI веке).

В течение XVII века в Россию активно стали проникать не только технические новшества, но и научные знания. Всё это в определённой степени способствовало возникновению русской научной школы в XVIII веке и её значительным успехам, однако, насколько эта степень была значительной, определённо сказать нельзя: дальнейшие исследования должны помочь ответить на этот вопрос.

[1] Юшкевич А.П. История математики с древнейших времён до начала XIX столетия. М., 1970. Т.1, С. 205, 253.

[2] Святский Д.О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. М., 2007.

[3] Иванова И.И. Изучение логики и философии в России как начало и начала российского образования.

[4] Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1978. С. 63–73, 113–132.

[5] Данилевский В.В. Русская техника. Л., 1947. С. 127.

[6] Данилевский В.В. Русская техника. Л., 1947. С. 19.

источник

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43784292834

Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в

Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половине XVIII в.

Огромное влияние на становление и развитие российской науки и техники оказали реформы Петра I и особенно процесс европеизации культуры, приведший, в том числе, и к знакомству с достижениями европейской науки, установлению контактом с ее ведущими деятелями. Итогом этого процесса стало создание в 1724-25 гг.

Императорской академии наук и художеств, что означало организационное оформление российской науки. Учитывая фактическое отсутствие на тот момент отечественных ученых, в Российскую Академию было приглашено большое количество европейских ученых, сыгравших большую роль в становлении российской науки. Особо следует отметить швейцарского математика и логика Л. Эйлера, итальянского физика А.

Бернулли, немецкого физика и химика Г. Крафта, географа Д. Мессершмидта, историка и архивариуса Г. Миллера. Академией регулярно публиковались сборники научных трудов, издавался, правда, нерегулярно, журнал Академии Наук. При этом деятельность ученых полностью финансировало государство.

Все это способствовало постепенному формированию отечественных научных кадров, значительный отрыв в научной сфере от Европы (почти в 600 лет) был преодолен меньше чем за полвека.

Развитие естественных наук в России были связано, прежде всего, с деятельностью выдающегося ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова (1711 – 1765), совершившего открытия в области физики, химии, астрономии (закон сохранения энергии, молекулярная теория строения вещества, «эфирная» теория атмосферного электричества).

Ученый предложил конструкцию светосильной зрительной трубы, усовершенствовал телескоп Ньютона, открыл атмосферу Венеры, наблюдая в мае 1761 г. за прохождением Венеры по диску Солнца. Научные интересы М.В. Ломоносова распространялись и на сферу гуманитарных наук, им была сформулирована антинорманнская теория происхождения Древнерусского государства.

Его литературные способности (он писал стихи) тоже заставляют восхищаться («Ода на взятие Хотина» и др.).

Развитие горнорудной промышленности в России повлияло на становлении геологии и минералогии. В. Татищев и Г. Генин составили подробные описания минералов, найденных на территории России (особенно на Урале и в Сибири).

Продолжилось развитие географических знаний. В 1725-27 гг. состоялась 1-ая Камчатская экспедиция В. Гоеринга и А. Чирикова, в ходе которого был открыт пролив между Азией и Америкой. В ходе 2-ой Камчатской экспедиции (1733-43 гг.) под руководством А. Чирикова началось освоение Аляски. По итогам этих экспедиций С.

Крашенинниковым было составлено «Описание земли Камчатской» с подробными картами этого региона. Следует также отметить географические экспедиции Мессершмидта в Сибирь (1716-23 гг.), И. Фалька на Алтай, Х. Берданеса в киргизские степи, В. Зуева в Южное Причерноморье (1740-50-у гг.). Все они имели общеевропейскую научную значимость.

В области развития гуманитарных наук в первой половине XVIII в. необходимо отметить, прежде всего, деятельность Г. Миллера и В. Татищева по сбору летописей и других архивных источников. Начался процесс их опубликования. Одновременно появились первые научные работы по отечественной истории аналитического характера П.

Шафирова («История Советской войны»), В. Татищева («История Древней Руси»), Г. Миллера (статьи по древнерусской истории). Кроме того, в процессе изучения древних летописей Г. Миллер сформулировал норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. С ее аргументированной критикой выступил М.В.

Ломоносов, сформулировавший антинорманнскую теорию.

В числе достижений этого периода – становление системы светского образования. Строительство флота, регулярной армии, развитие промышленности, освоение природных недр требовало квалифицированных специалистов. Российскому государству нужны были пехотные и морские офицеры, администраторы, ремесленники, рудокопы, заводчики, торговцы. В частности, с открытием в 1700 г.

в Москве в Сухаревой башне «навигацкой» школы началось становление в России технического образования. Возникла сеть «цифирных» школ (это низшие провинциальные математические школы). Основанная еще в 1687 г.

Читайте также:  Князь меньшиков в годы правления екатерины i - история России

Славяно-Греко-Латинская академия превратилась в общероссийский центр подготовки кадров для нужд государства и церкви, с 1701 года она стала Славяно-латинской академией.

Начала формироваться система военного образования, в частности была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для подготовки офицерских кадров создавались специальные школы и Морская академия.

Развитие техники

Внешняя опасность, отсутствие выхода к морям, необходимость возвращения утраченных в годы Смутного времени территорий, возвращение «киевского наследства» (земель южной Руси, вошедших в состав Польши еще в период политической раздробленности) были доминантами развития страны, важнейшими причинами преобразований. В этой связи одним из важнейших направлений технического развития, переоснащения стала военная сфера.

В России создается военный флот, государственные верфи для постройки кораблей и Адмиралтейство. Одной из крупнейших корабельных верфей была Петербургская, где в период с 1707 по 1725 г. было построено 59 больших кораблей и 203 галеры и скампавеи (мелкие гребные суда). Балтийский флот в 1725 г. насчитывал 32 линкора, 16 фрегатов и 85 галер.

Военные преобразования Петра I завершились созданием регулярной армии. Сухопутные войска включали пехоту (гвардейские, гренадерские, линейные полки), артиллерию (осадные, крепостные, полевые полки) и кавалерию. Они приобрели стройную структуру: дивизия, полк, батальон, рота.

Как отдельный род войск начали формироваться инженерные войска. Возникли специальные воинские команды для выполнения дорожных работ. На Украине, в Смоленске, в Сибири и на реке Каме, начиная с 1713 г.

, создается ландмилиция ─ военные поселения, предназначенные для военно-пограничной службы.

Для перевооружения армии были построены современные по тем временам оружейные и пороховые заводы. Крупнейшие в стране Олонецкий и Сестрорецкий оружейные заводы, где руководил работами талантливый оружейник В. Генин, были механизированы за счет водной энергии.

В частности, Сестрорецкий завод действовал по принципу водяной мельницы: вода с высоты нескольких метров падала на огромные деревянные колеса и от валов этих «мельниц» приводились в действие станки и молоты. Отработанная вода, возвращавшаяся в реку, образовывала водохранилище.

Сестрорецким оружейникам удалось добиться взаимозаменяемости частей ружей и пистолетов.

На Охтинском пороховом заводе, оснащенном и механизированном также за счет водной энергий, регулируемой собственной плотиной на реке Охте, был усовершенствован ряд технологических процессов, вместо каменных жерновов появились тяжелые медные полые жернова, залитые внутри свинцом.

В развитии и создании военной техники Россия не только копировала западные образцы, но и создавала собственные «новинки», например, стала родиной боевых ракет. В 1680 г. в Москве было основано первое специальное «ракетное заведение» ─ артиллерийская школа. Первая пиротехническая лаборатория для изготовления фейерверочных и сигнальных ракет возникла в Петербурге и в 1717 г.

на вооружение русской армии была впервые введена однофунтовая сигнальная ракета, поднимавшаяся на высоту 1 километр. Пушечное дело в России также во многом опережало западные страны. В частности, самим Петром I была выдвинута и реализована в 1717 г.

идея о создании вместо деревянных более прочных железных лафетов (такая конструкция лафета была принята на вооружении в Европе только спустя 130 лет).

Формирование регулярной армии и строительство военно-морского флота предполагало внедрение также новых форм подготовки и обучения рядового и офицерского состава.

Так, в «Описании артиллерии с чертежами» рассматривались правила составления масштабов, размеров орудий и мортир, устройство батарей в поле, приводились таблицы стрельбы, излагались способы навесной стрельбы бомбами и гранатами. 24 апреля 1720 г.

был принят первый Морской устав ─ «Книга устав морской о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море».

Военные реформы базировались на мощном экономическом фундаменте. Уже в первой четверти XVIII в. в России возникло около 200 мануфактур, обслуживавших в первую очередь потребности армии и флота. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал.

Однако, постепенно возникли мануфактуры, впускавшие продукцию гражданского назначения. В частности, появились шпалерная (гобеленовая) мануфактура, мануфактуры по производству бархата, парчи и позументов, мастеровая изба лекарственных инструментов и др.

На кирпичных заводах было налажено производство кафеля, черепицы, других строительных материалов. В 1744 г. начал работу фарфоровый завод в Петербурге. Основывались, кожевенные заводы, бумагоделательные фабрики и т. д.

Многие отрасли производства появились в России впервые, им не предшествовала ремесленная стадия развития.

Оснащение мануфактурного производства, в целом не уступало европейским мануфактурам, активно использовались различные гидротехнические сооружения, водяные и ветряные двигатели. Русские мастера разрабатывали новые технологические приемы.

Появились, в частности, оригинальные модели токарных станков. Известный русский механик и изобретатель А.К.

Нартов (1683-1756) изобрел и построил ряд совершенных и оригинальных по кинематической схеме токарных станков, часть которых была снабжена механическими суппортами, с помощью которых решалась задача изготовления частей машин строго определенной геометрической формы.

В своей рукописи «Ясное зрелище махин» А.К. Нартов описал (представил чертежи и техническое описание) более 20 токарных, токарно-копировальных, токарно-винторезных станков различных конструкций, что свидетельствуют о его больших инженерных познаниях.

Вершиной строительной и технической мысли рассматриваемого периода стало строительство новой столицы Санкт-Петербурга, выросшей из крепости Санкт-Питер-бух, основанной Петром I на небольшом Заячьем острове 16 мая 1703 г. Одним из первостроителей города был итальянец Доминико Трезини (1670-1734), заключивший в 1703 г.

контракт на должность инженера в России, где проработал 31 год. Под его руководством был выстроен форт Кронштадт ─ первая русская морская крепость. Среди других известных сооружений Д. Трезини подъемный мост через Кронверкский пролив, соединивший острова Заячий и Городовой и ставший прообразом висячих и цепных мостов в других частях города.

В 1712-1733 г. был возведен каменный Петропавловский собор, ставший усыпальницей российских монархов, начиная с Петра Великого. Д. Трезини победил в конкурсе проектов на постройку здания Двенадцати коллегий и руководил его строительством, которое началось в 1722 г. Также Д. Трезини построил в 1710 г.

Летний дворец Петра I в Летнем саду, по его проекту осуществлялась застройка Васильевского острова.

С приездом из Франции Ж. Б. Леблона, ставшего главным архитектором Петербурга в 1716 г., в столице были созданы 19 мастерских, которые готовили кадры строителей, владеющих самыми передовыми методами и идеями той эпохи.

Таким образом,благодаря реформам Петра I и практическим потребностям государства в первой половине XVIII в. происходит организационное оформление отечественной науки. При этом активно использовались опыт и знания ведущих европейских ученых.

Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Значительный вклад в развитие отечественной научной мысли внесли работы ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, затронувшие самые различные отрасли научного знания.

Однако российская наука находилась в процессе своего становления и пока еще существенно отставала от европейской науки.

Через 600 лет после Европы в России возникло светское образование, страна нуждалась в подготовленных кадрах. Школа давала ученикам светское мировидение, формировала рационалистическое мировоззрение.

Началось создание своей интеллектуальной элиты. В то же время, отношение самого населения к образованию было резко отрицательным.

Основная масса народа не имела никакой потребности в учении, считая его не только излишней роскошью, но и вредным делом.

Создание отечественной науки и светского образования носило ярко выраженный политический характер, они должны были служить, прежде всего, практическим потребностям государства.

Техническое развитие российского государства в первой половине XVIII столетия также стимулировалось необходимостью решения важнейших государственных задач, в первую очередь внешнеполитических. На возникших мануфактурах активно использовались достижения западной и отечественной технической мысли, появились собственные технологические приемы.

Однако мануфактурно-промышленный прорыв России происходил на крепостнической основе. Рост производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных, посессионных (купленных) и государственных крестьян.

Развитие мануфактурного производства в России было вызвано потребностями государства, но не рынка.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/18748.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]