История России
Митинг рабочих в Лодзи во время локаута. Фотография 1906 года.
Подавление восстаний в декабре 1905 г. явилось исходным пунктом для наступления контрреволюционных сил. Правительство передвинуло значительную часть войск из пограничных округов во внутренние районы страны. По требованию «Совета объединенного дворянства» — политического центра крепостников-помещиков, созданного ими в мае 1906 г.,— были учреждены военно-полевые суды.
Витте в качестве главы правительства уже не удовлетворял черносотенную верхушку. Накануне открытия Думы царь заменил его консервативным сановником Горемыкиным, который в свою очередь оказался лишь промежуточной фигурой, подготовив переход власти к ставленнику «объединенного дворянства» — министру внутренних дел Столыпину.
Усиливая репрессии, царизм одновременно прибегал к политическому маневрированию. Еще в дни вооруженного восстания — 11 декабря 1905 г.— был опубликован подготовленный Витте закон о выборах в Государственную думу. Как и манифест 17 октября, это было уступкой, вырванной у самодержавия революцией.
Правящие верхи при этом отнюдь не собирались ни выполнять общенародное требование всеобщего избирательного права, ни поступаться властью в пользу Думы. Их план состоял в ином: опереться в Думе на либеральную буржуазию, а также на сравнительно многочисленное представительство от крестьян, с тем чтобы, используя монархические иллюзии крестьянства, направить его против пролетариата.
Этим политическим расчетом определялась и избирательная система, введенная «виттевским законом».
Крестьянин — ходок в I Государственную думу. Фотография 1906 года.
Большая часть населения России — женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, некоторые народности вовсе не получили избирательных прав. С помощью ряда ограничений не допускались к выборам три четверти пролетариата. Выборы не были ни прямыми, ни равными.
Все избиратели делились по сословно-имущественному признаку на отдельные разряды — курии. В то время как в помещичьей, землевладельческой курии один выборщик приходился на 2 тыс. избирателей, в городской курии (буржуазия, мелкая буржуазия, небольшая группа более обеспеченных рабочих) одного выборщика выбирали 7 тыс.
, в крестьянской — 30 тыс. и в рабочей — 90 тыс. избирателей. Для рабочих были установлены трехстепенные выборы, для крестьян — четырехстепенные; царской администрации предоставлялась таким образом возможность устранения революционных элементов и проведения в Думу самых консервативных и политически неразвитых представителей деревни.
«Серячок выручит»,— говорили царские сановники. Либералы же рассчитывали, что крестьянские депутаты пойдут за ними.
Поражение пролетарского авангарда в декабре 1905 г. возродило в среде кадетов надежду на возможность повернуть Россию с революционного пути на путь верхушечных реформ. Открыто провозгласив себя в начале 1906 г.
сторонниками конституционной монархии, кадеты вместе с тем для обмана масс прибавили к прежнему названию своей партии новое наименование — «партия народной свободы» — и не скупились на демагогические обещания во время избирательной кампании.
Выборы в Государственную думу бойкотировались авангардом пролетариата. Большинство мест получили кадеты. Но это была мнимая победа, явившаяся результатом правительственного террора, который помог кадетам объединить недовольных царизмом избирателей. «Историческая роль кадетов,— писал в связи с итогами выборов В. И. Ленин,— переходная, минутная роль.
Они падут вместе с неизбежным и быстрым падением конституционных иллюзий…». Вскоре после открытия Первой Государственной думы (27 апреля 1906 г.
) кадеты потерпели первое ощутительное поражение: им не удалось, несмотря на все усилия, включить в свою фракцию депутатов от крестьян; эти депутаты образовали отдельную фракцию трудовиков («Трудовую группу»), в состав которой вошли и некоторые интеллигенты народнического толка.
Трудовики не имели четкой политической линии. Они нередко склонялись на сторону либеральной буржуазии. Но вместе с тем они отражали стихийный напор крестьянских масс, требовавших безотлагательно решить самый острый для них — земельный вопрос.
Большевистская газета Волна с текстом резолюции В. И. Ленина (Карпова)
Обсуждение этого вопроса находилось в центре работы Думы. Кадеты внесли свой аграрный проект, который предусматривал принудительное отчуждение лишь части помещичьих земель за плату по «справедливой» оценке. Это была попытка повторить реформу 1861 г.: с помощью небольшой и к тому же щедро компенсируемой уступки спасти помещиков от крестьянской революции.
Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/i-i-ii-gosudarstvennye-dumy.html
Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)
Конспект по истории России
В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.
I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы — 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18.
Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами.
Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду.
Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.
В мае 1906 г.
глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.
Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.
II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) — открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.
Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.
Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.
III Государственная дума (1907-1912 гг.) — 442 депутата.
Деятельность III Думы:
3.06.1907 г. — изменение избирательного закона.
Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.
Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.
Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).
За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов
Основные вопросы:
1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.
2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).
3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.
Вывод: третьеиюньская система — второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.
Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.
IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) — председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.
Рекомендуем прочитать:
Конспект по истории России
Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria57.html
Парламентаризм в России (кратко)
Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.
Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.
6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Однако в 1905 г. Дума не была созвана в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. был обнародован указ о расширении избирательных прав граждан.
В феврале 1906 г. избран Государственный совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.
27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу 1-я Государственная дума России. Председателем был избран представитель кадетов, профессор гражданского права С.А. Муромцев.
Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 — беспартийным делегатам, 107 — трудовикам.
Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, так как черносотенцы не получили ни одного голоса.
1-я Государственная дума просуществовала лишь одну сессию — 72 дня. В различных комиссиях Думы обсуждались многочисленные проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный.
Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства (проект 42 кадетов).
Проект 104 депутатов-трудовиков требовал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования.
Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.
8 июля Николай 2-й распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.
Выборы во 2-ю Государственную думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А. Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты — 98, социалисты — 65, эсеры — 37 мест.
С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно 1-й Думе. Кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.
Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались положения столыпинской реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за ее смягченный вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.
Таким образом, 2-я Дума оказалась еще левее, чем 1-я. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической фракции, а днем был опубликован указ о роспуске 2-й Думы.
Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.
> Поделитесь с нами своим заданием!
Источник: http://historynotes.ru/1-i-2-gosudarstvennye-dumy-rossii/
Российская Государственная Дума: история
Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи
В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы.
Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году.
Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.
Император Николай II выступает с Манифестом о создании Государственной Думы
Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия.
В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.
Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург
Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург
Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.
Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государственной Думой.
Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев — поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства.
Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.
Первая Государственная Дума
Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда революционная ситуация в стране уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы.
в Первую Думу было избрано 478 депутатов: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу.
Выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств; — один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи; — избирателей, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч;
— для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырех степенная система выборов.
Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов».
Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя, устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее.
В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».
Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты.
Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).
С.А. Муромцев, Председатель Первой Государственной Думы
Главным вопросом в работе I Государственной Думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.
За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.
6 июля 1906 г. вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июля распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.
Вторая Государственная Дума
Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44.
Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин.
Ф.А. Головин, Председатель Второй Государственной Думы
Аграрный вопрос опять оказался в центре внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок.
Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель.
Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция — проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Большинство заседаний Второй Государственной Думы, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы.
Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной Думы.
Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года.
Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.
Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».
Третья Государственная Дума
В III Государственную Думу было выбрано правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.
Н.А. Хомяков, Председатель Третьей Государственной Думы
Как и следовало ожидать, в составе III Государственной Думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой думой.
Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Думой было утверждено 2197 законопроектов, большинство которых касалось смет различных ведомств и управлений, ежегодно в государственной думе утверждался государственный бюджет.
В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.
За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.
А.И. Гучков, Председатель Третьей Государственной Думы
Четвертая Государственная Дума
В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной Думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917.
Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной Думы IV созыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.
Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.
Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.
М.В. Родзянко, Председатель Четвертой Государственной Думы
Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.
Подведем итоги
За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны.
Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос.
В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.
Источник: http://www.rosimperija.info/post/120
1.1 Государственная Дума в дореволюционной России
Понятие Государственной Думы впервые относится к периоду первой российской революции 1905-1907 гг.
Революционные события начала 1905 г. заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общества. 18 февраля 1905 г. был опубликован царский манифест, объявлявший о намерении создать законосовещательную Государственную Думу, а 6 августа 1905 г.
был издан еще один манифест, провозглашавший учреждение данного органа, а также положение о выборах. Этот проект получил название «булыгинской Думы» (по фамилии министра внутренних дел). Выборы согласно этому проекту, предполагались многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными.
Сохранялся опробованный в земствах принцип выборов по куриям — группам избирателей, выделенным по сословному и имущественному признакам. Выделялось три курии — землевладельческая, городская и крестьянская. Из числа избирателей исключались женщины, военнослужащие, учащиеся, рабочие. Однако выборы в «булыгинскую Думу» не состоялись.
Через несколько недель события приняли столь драматический оборот, что власти пришлось идти значительно дальше по пути уступок.
Всероссийская октябрьская стачка и консолидация оппозиционных сил заставила Николая II издать Манифест 17 октября 1905 г. Этот документ был крупнейшим шагом по пути конституционной эволюции российского государства.
Изменялся статус Государственной Думы — из законосовещательного органа она превращалась в законодательный. Расширился и круг избирателей. Обсуждался даже вопрос о введении всеобщих, прямых, равных и тайных выборов (так называемая четыреххвостка).
Однако в конце концов было решено остановиться на более «осторожном» варианте избирательной системы, который и был утвержден Указом от 11 декабря 1905 г.
Согласно ему выборы Государственной Думы оставались неравными, не всеобщими, непрямыми и во многих случаях не тайными.
К участию в выборах допускались только мужчины, достигшие 25-летного возраста. Учащиеся и военнослужащие избирательных прав не получили. Согласно Указу от 11 декабря 1905 г. право голоса получили фабрично-заводские рабочие, выделенные в новую, четвертую курию.
Все курии были поставлены в неодинаковые условия. Первые две курии избирались в основном по двухступенчатой системе (избиратели — городские или губернские съезды выборщиков — депутаты Думы), третья, крестьянская, — по четырехступенчатой, а рабочая — по трехступенчатой.
В результате в землевладельческой курии один выборщик представлял 2000 избирателей, в городской — 4000, в крестьянской — 30 тыс. и в рабочей — 90 тыс.
Конечно, куриальный принцип давал очевидные преимущества состоятельным слоям населения.
Но при отсутствии развитых политических партий этот порядок обеспечивал парламентское представительство основных групп населения и в то же время не допускал численного преобладания социальных низов.
Деятельность нового общероссийского представительного учреждения определялась документами, утвержденными императором 20 февраля 1906 г. Высший представительный и законодательный орган России теперь состоял из двух палат. Государственный Совет (созданный ещё при Александре I по инициативе М.
Сперанского) из законосовещательного органа при монархе превращался в верхнюю палату парламента, причем менялись и принципы его формирования: половина его членов (98) назначалась императором, половина же избиралась Синодом, земствами, Академией наук и пр.
Он получал право налагать вето на решения Государственной Думы.
Обе палаты созывались и распускались указом императора. Срок полномочий депутатов Государственной Думы составлял 5 лет (хотя Дума могла быть распущена императором раньше этого срока), членов Государственного Совета — 9 лет, причем каждые три года представительство каждой из групп обновлялось на треть.
Одно и то же лицо не могло быть членом Государственного Совета и депутатом Думы. Чиновники, состоящие на государственных должностях и избранные в Думу, обязаны были оставить службу. Депутатам Думы полагалось ежемесячное казенное довольствие (с 1908г. его размер составлял 350 руб.
), членам Государственного Совета — суточное довольствие (в размере 25 руб.).
Государственная Дума имела право принимать законы, отменять и изменять их, за исключением Основных государственных законов. Право пересмотра последних принадлежало лишь императору. Проекты законов, одобренные Думой, поступали на утверждение Государственного Совета.
Принятые обеими палатами законы направлялись на утверждение императора.
Первый российский парламент проработал всего 11 лет:
· I Государственная Дума: 27 апреля — 8 июля 1906 г. (524 депутата);
· II Государственная Дума: 20 февраля —2 июня 1907г.(518депутатов);
· III Государственная Дума: 1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г. (единственный созыв, просуществовавший весь пятилетний срок).
· IV Государственная Дума: 15ноября 1912г. — 12марта 1917г. (и III,и IV Думы насчитывали в своем составе по 442 депутата).
I и II Государственные Думы избирались в соответствии с законодательством, описанным выше, и просуществовали недолго вследствие резких разногласий с правительством. Представительство левых и либеральных партий было в них значительно: так, в I Государственной Думе насчитывалось 153 кадета и 107 членов крестьянской группы (трудовиков).
Попытки обсуждения аграрной реформы, предусматривавшей отчуждение помещичьих земель, вызвали резкую реакцию правительства и роспуск Думы. II Дума оказалась еще более левой (в ней было около ста кадетов и более двухсот представителей «левого блока», включавшего в себя трудовиков, эсеров и социал-демократов). Аграрный вопрос вновь оказался в центре внимания.
Чтобы получить «управляемую» Думу, император второй раз воспользовался правом роспуска Государственной Думы и, сверх того, изменил порядок думских выборов, совершив фактически государственный переворот сверху.
Такое решение он мотивировал медлительностью Думы при рассмотрении бюджета и правительственных законопроектов, направленных на подавление революционных беспорядков, а также антигосударственной деятельностью части левых депутатов. 3 июня 1907 г. единоличным решением царя (что противоречило ст.
86 и 87 Свода основных государственных законов) вводился в действие новый избирательный закон.
Согласно этому закону сокращалось количество депутатов Государственной Думы, а также представительство низших сословий и окраин. Теперь в первой курии один выборщик избирался от 230 человек.
Вторая курия была разделена на две: впервой (состоятельные граждане) один выборщик избирался от 1000 избирателей, в другой — от 15 тыс. Крестьянская курия посылала одного выборщика от 60 тыс., а рабочая — от 125 тыс.
Жители ряда окраинных областей (Акмолинской, Семипалатинской, Якутской и др.) лишились представительства; вся азиатская Россия посылала в Думу только 15 депутатов, Кавказ — 10 (вместо 29), Царство Польское — 14 (вместо прежних 37).
Избирательным правом могли воспользоваться лишь 15% населения империи. Не случайно даже в правительственном лагере данный закон получил название «бесстыжего».
Думы, избранные по этому закону, отличались гораздо большей управляемостью, лояльностью по отношению к монархии и консерватизмом. III Государственная Дума просуществовала весь отведенный ей срок. Ведущими фракциями в ней были октябристы (155), кадеты (108) и правые (146). Представительство левых было сведено к минимуму.
Большую часть срока своих полномочий поработала и IV Государственная Дума. Лишь по мере нарастания неудач на германском фронте лидеры ряда думских фракций (прежде всего кадетов) стали проявлять все большую оппозиционность.
Немалую роль сыграла Государственная Дума в февральской революции: при активном участии думских лидеров 2 марта 1917 г.
царя принудили к отречению; несколько ранее (27 февраля) Думой был создан Временный комитет Государственной Думы, который затем трансформировался во Временное правительство, ставшее одним из центров власти в стране после революции. После этого Дума как учреждение сходит с политической авансцены, хотя юридически это было оформлено лишь 6 октября 1917г.
Несмотря на краткий срок своего существования и очевидные недостатки российского дореволюционного избирательного законодательства, выборы в Государственную Думу и ее деятельность способствовали приобщению к выборам широких слоев населения, развитию политической культуры российского общества.
Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/12339
Внеклассный урок — Первая и Вторая Государственные думы (1906, 1907)
В декабре 1905 года издан указ о выборах в Государственную думу. Все население страны делилось на четыре избирательные группы: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими и равными.
В них не имели права участвовать женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, рабочие мелких предприятий, некоторые нацменьшинства. Один голос помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.
Члены Думы избирались на 5 лет.
Царь не хотел, чтобы Государственная дума как законодательный орган занимала исключительное положение. Поэтому он наделил законодательными функциями и Государственный совет, который был под его контролем.
В апреле 1906 года император принял новую редакцию Основных законов Российской империи. Законодательная власть распределялась между царем, Государственным советом и Государственной думой. Сохранялась вся полнота власти царя, который управлял страной через правительство, ответственное только перед ним. Под исключительным управлением самодержца оставались внешняя политика, армия и флот.
I Государственная дума.
27 апреля 1906 года начала работу I Государственная дума. Ее председателем стал профессор Московского университета кадет С.А.Муромцев. Положение о выборах разрабатывалось царским правительством так, чтобы в Думе преобладали крестьяне.
Царь рассчитывал на консерватизм крестьян, который мог стать надежным противовесом либерализму кадетов. Но эта хитрость обернулась против самого царя.
Аграрники действительно были равнодушны к политическим свободам и другим абстрактным понятиям, но они пришли в Думу с твердым намерением провести передел земли. Эта задача в итоге стала главной в работе Думы.
Фракция трудовиков разработала радикальный законопроект, согласно которому упразднялась частная собственность на землю, вся земля, ее недра и воды объявлялись общей собственностью всего населения страны. Царь не мог допустить принятия такого закона, который подрывал устои самодержавия.
9 июля 1906 император распустил Первую Государственную думу.
II Государственная дума.
20 февраля 1907 года открылась Вторая Государственная дума. Ее председателем вновь был избран кадет – Ф.А.Головин.
И вновь центральное место в работе Думы занял аграрный вопрос.
Левые партии потребовали, чтобы вся помещичья земля в полном объеме и без всякой платы была конфискована и превращена в общенародную собственность. Дума была обречена. Но власти не хотели связывать ее роспуск с аграрным вопросом. Социал-демократические депутаты были обвинены в заговоре.
И в связи с этим 3 июня 1907 года Вторая Государственная дума была распущена.
Источник: http://raal100.narod.ru/index/0-417
Государственная дума Российской империи 1906-1917 гг. (историческая справка)
Государственная дума в 1906-1917 гг. высшее, наряду с Государственным советом, законодательное (нижняя палата первого российского парламента), учреждение Российской империи.
Предыстория формирования Государственной думы
Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.
В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».
Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.
Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.
17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.
В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.
Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.
Порядок выборов в Государственную думу
Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.
В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начала.
Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу».
Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской и 4) рабочей.
[Подсчет поданных бюллетеней в избирательной комиссии (СПб., выборы во вторую Государственную думу, 1907 г.)]
Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей.
Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный ценз — владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, и имущественный ценз — наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
Источник: http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/127