Национально — государственные устройство ссср по конституции 1977 г. автономные республики и области в составе других союзных республик — история России

Образование СССР в 1922 г. Эволюция государственности СССР — История России (конспект лекций)

1. СССР как государство нового типа

2. Ленинская национальная политика и «План автономизации» И.В. Сталина

3. Отличия федерации в РСФСР и СССР

4. Эволюция органов государственной власти и федерации в СССР в 1922 — 1939 гг. Конституции СССР 1924 г. и 1936 г., их отличия

5. Расширение территории СССР в 1939 — 1940 гг.

6. Расширение территории СССР по результатам второй мировой войны

1. Через месяц после окончания гражданской войны, 30 декабря 1922 г. на большей части бывшей Российской империи было образовано новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В состав СССР вошли четыре республики:

✓ Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР);

✓ Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР);

✓ Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР);

✓ Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР — федерация Грузии, Армении и Азербайджана).

Официально СССР был оформлен как федерация равноправных республик. Однако на деле объединение носило формальный характер:

✓ три республики — УССР, БССР и ЗСФСР — были искусственными государственными образованиями, созданными РСФСР с помощью военной силы (Красной Армии), и были сателлитами РСФСР;

✓ во всех четырех государствах у власти была одна партия — партия большевиков, создавшая видимость национальных большевистских партий.

Фактически созданный СССР был не союзом четырех государств, а новой формой существования возрожденной Российской империи. Трансформация Российской империи в СССР стала результатом ленинской национальной политики.

2. Впервые вопрос об устройстве будущей федерации встал еще до создания СССР — при подготовке проекта первой советской Конституции в 1918 г. Было выдвинуто два подхода, вокруг которых велись дискуссии:

✓ план «автономизации» И.В. Сталина, по которому Россия должна остаться единым и неделимым государством, но в котором желающим народам будет разрешено создавать автономии в рамках России;

✓ план федерации В.И. Ленина, по которому все желающие народы должны получить независимость и государственность, а потом объединиться с Россией в равноправной федерации, где Россия будет одной из равных союзных республик.

3. Первоначально верх взял план И.В. Сталина. В результате, РСФСР была построена по плану Сталина, а СССР — по плану Ленина.

После принятия Конституции РСФСР 1918 г. внутри России в соответствии с планом И.В. Сталина — первого наркома по делам национальностей, началось создание национальных автономий:

✓ в 1918 г. была создана первая автономия — Трудовая коммуна немцев Поволжья;

✓ затем в 1920 г. — Башкирская АССР (Автономная Советская Социалистическая Республика);

✓ Татарская АССР;

✓ Калмыцкая АССР;

✓ Киргизская АССР (в 1925 г. Киргизия была переименована в Казахстан, а Киргизией стала называться другая автономия);

✓ иные автономии (Якутия, Бурятия, Мордовия, Удмуртия и др.). СССР уже строился по другому принципу — как федерация равноправных союзных республик (государств), где республики могут выйти из состава СССР и имеют одинаковый статус с другой республикой — РСФСР (по плану В.И. Ленина).

Однако поскольку первые союзные республики (УССР, БССР и ЗСФСР) находились под полным контролем партии большевиков и РСФСР, в то время данные нормы были формальностью — это была демократичная с виду и привлекательная для будущих членов правовая оболочка по сути централизованного государства.

С точки зрения ожидания мировой революции это была единственно правильная форма объединения.

Будущие новые члены мировой социалистической федерации вряд ли бы стали вступать в состав России, в то время как форма Союза Советских Социалистических Республик уже в своем названии подразумевала мировой наднациональный характер новой федерации, которая со временем могла объединить весь мир.

4. Первая Конституция СССР, принятая в январе 1924 г., практически скопировала устройство власти в РСФСР:

✓ высшим органом власти в СССР становился Всесоюзный съезд советов;

✓ его рабочим органом между съездами — ВЦИК (Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет — советский «минипарламент») СССР;

✓ высшим исполнительным органом становился Совнарком — Совет Народных Комиссаров (правительство) СССР;

✓ СССР, так же как и ранее РСФСР, объявлялся государством диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства.

Данная система органов государственной власти (Съезд-ВЦИК-Совнарком) была в дальнейшем скопирована в конституциях всех союзных республик, которые были приняты в 1925 г.

Кардинальные изменения системы государственной власти в СССР произошли в 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая, «сталинская» Конституция СССР:

✓ такие органы ленинской поры, как Всесоюзный съезд советов и ВЦИК, были ликвидированы;

✓ вместо них был создан Верховный Совет СССР, избираемый путем прямых и равных выборов;

✓ сохранился Совнарком (Совет Народных Комиссаров) в качестве высшего исполнительного органа;

✓ все граждане СССР наделялись равными правами (были исключены конституционные ограничения прав «эксплуататорских классов»);

✓ по-прежнему провозглашались диктатура пролетариата и власть советов;

✓ были продекларированы основополагающие права и свободы человека. Крупные изменения произошли в составе федерации — СССР:

✓ началось увеличение численности союзных республик,

✓ был конституционно закреплен ранее произошедший раздел ЗСФСР на Грузинскую ССР, Армянскую ССР и Азербайджанскую СССР;

✓ конституционно закреплено ранее осуществленное по воле союзного и российского в одном лице руководства отторжение от территории РСФСР Средней Азии;

✓ конституционно закреплено создание на данной территории пяти среднеазиатских союзных республик — Казахской ССР, Киргизской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР (ранее бывших автономиями РСФСР);

✓ в итоге количество союзных республик увеличилось до 11.

Во всех 11 республиках как старых, так и новых в 1937 г. были приняты стандартные Конституции, во многом повторившие Конституцию СССР 1936 г. В союзных республиках создавались автономные республики, автономные области и автономные (первоначально — национальные) округа.

Почти все народы СССР формально получили государственность различного уровня (от союзной республики (русские, украинцы, белорусы и др.) до автономного округа (чукчи, коряки, эвенки и др. Формально в Сибири была искусственно создана и еврейская автономная область, хотя основная масса евреев в ней не жила).

Несмотря на внешнюю демократичность Конституции 1936 г. (которую советская пресса назвала «самой демократичной Конституцией в мире”), многие ее положения были фиктивны.

В условиях сталинской тоталитарной диктатуры и репрессий соблюдение прав человека было полностью в руках государства, формальностью была роль Верховного Совета и прошедших под контролем партии «всенародных выборов» 1937 г., номинальным был и суверенитет союзных республик.

5. Следующие крупные изменения в составе советской федерации произошли в 1939 — 1940 гг.:

✓ отторгнутые в 1939 г. от Польши земли Западной Украины и Западной Белоруссии были включены в состав соответственно УССР и БССР;

✓ в 1940 г. в состав СССР вошло три новые республики — Латвия, Литва и Эстония;

✓ в 1940 г. на территории отторгнутой от Румынии и перешедшей к СССР Бесарабии была создана Молдавская ССР;

✓ в 1940 г. на небольшой территории Финляндии, перешедшей к СССР после советско-финской войны, и Карелии — автономии РСФСР, также была создана союзная республика — Карело- Финская ССР.

Во всех новых республиках по образцу Конституции СССР 1936 г. были приняты новые, «советские» конституции, сформированы органы власти по советскому образцу (формальные Верховные Советы и Совнаркомы, подчиненные центру).

Таким образом, на момент начала Великой Отечественной войны в 1941 г. в состав СССР входило 16 союзных республик (в 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР и включена в РСФСР, союзных республик вновь стало 15).

При создании новых союзных республик, многие из которых не «вступали» в состав СССР, а «отделялись» от территории РСФСР, границы проводились искусственно, без учета национального состава.

Так, в составе Казахстана очутились значительные (северные) территории, заселенные этническим русским населением; населенный преимущественно армянами Нагорный Карабах (Арцах) был передан Азербайджану; в состав Молдавской ССР вошли территории, заселенные русским и украинским населением (Приднестровье), и др.

6. Последние изменения в составе СССР произойти во время и после окончания Великой Отечественной войны.

✓ 1 августа 1944 г., не без давления СССР, в состав СССР вступило независимое государство Тува — небольшое буддистское государство, расположенное рядом с Монголией;

✓ вопреки общему правилу, вновь принятая республика Тува не приобрела статуса союзной — она была включена не в СССР (как вновь принятые государства), а в РСФСР в качестве Тувинской АССР;

✓ в 1945 г. северная часть бывшей Восточной Пруссии, вошедшая в СССР по итогам войны, приобрела статус Калининградской области РСФСР; ее столица Кенигсберг была переименована в Калининград;

✓ отошедшая от Чехословакии Закарпатская область вошла в состав УССР, также в состав УССР вошла Черновицкая область, которая была отторгнута от Румынии;

✓ на востоке к СССР от Японии перешли южная часть острова Сахалин и Курильские острова, ставшие Сахалинской областью РСФСР.

После этого процесс оформления территории СССР завершился. Больше территория СССР не расширялась, несмотря на имевшиеся возможности.

Советский Союз отдал Китаю Порт-Артур, возвращенный СССР после второй мировой войны, воспрепятствовал вступлению в СССР в качестве двух новых союзных республик Монголии и Болгарии, к чему руководство этих стран стремилось (1973 г.).

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР:

✓ фактически была не новым документом, усовершенствованной редакцией ''сталинской» Конституции СССР 1936 г.;

✓ кардинальным отличием данной Конституции от прежней были отказ от диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством;

✓ в самое начало Конституции была перенесена статья о руководящей роли Коммунистической партии (6-я статья);

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика анны иоанновны - история России

✓ подтвердила прежнюю систему органов госвласти — Верховный Совет СССР, Президиум ВС, Совет министров СССР;

✓ подтвердила существовавшее национально-государственное устройство СССР — 15 союзных республик, автономные республики, области, округа в составе союзных республик, области и края;

✓ также в Конституции 1977 г. была сохранена статья о праве выхода союзной республики из состава СССР, хотя в то время эта статья была уже полной формальностью.

Фактическим руководителем СССР был Генеральный Секретарь ЦК КПСС. В областях прямое руководство (в том числе всеми другими органами) осуществляли первые секретари обкомов КПСС. При всей громадной власти Генерального секретаря ЦК КПСС, первых секретарей обкомов, эти должности не были предусмотрены в Конституции.

В СССР сложилась ситуация, когда неконституционные органы руководили конституционными. Начиная с послевоенного времени, особенно в 1970 — 1980-х гг., в СССР проводилась политика стирания национальных различий. Все жители СССР на Западе стали восприниматься как «русские». Л.И.

Брежневым и советскими идеологами было заявлено, что в СССР сложилась новая общность — «советский народ”.

Источник: https://trojden.com/students/russian-history/russian-history-lections-yakushev-2011/61

Глава IV. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СССР — bibliotekar.kz — Казахская электронная библиотека

 Глава IV. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СССР

Национально-государственное устройство СССР есть структура, организация деятельности, правовой статус союзного государства в целом, союзных, автономных республик и их j административно-территориальных единиц, порядок их взаимо-j отношений.

В частности, Конституция СССР исходит из ленинских принципов национально-государственного устройства, обеспечивающих всестороннее сближение наций и народностей нашей страны и на этой основе сочетание общих интересов многонационального государства и отдельных его составных частей.

Таким национально-государственным устройством, отражающим сущность социалистического строя и отвечающим интересам всех национальностей, проживающих в СССР, является социалистическая федерация.

Именно федеративное устройство СССР выступает самой совершенной формой Советского многонационального государства, основанного на началах социалистического интернационализма, свободы самоопределения наций и добровольного их объединения, подлинного равноправия и суверенности народов и справедливого сочетания общегосударственных интересов и интересов отдельных республик, т. е. демократического централизма.

Статья 70 Конституции СССР провозглашает: «Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного! самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик».

Федеративное устройство Советского государства основано на добровольном волеизъявлении союзных республик. СССР является договорной федерацией, объединяющей 15 социалистических суверенных государств — союзных республик.

Как известно, в состав пяти союзных республик входят автономные республики, области, округа. РСФСР представляет собой также федеративную форму национально-государственного устройства. Другие союзные республики являются унитарными государствами.

СССР — суверенное государство, т. е. имеет свою главенствующую, независимую, самостоятельную власть, а именно осуществляет территориальное верховенство согласно ленинским принципам национально-государственного устройства. Имеет независимую государственную власть внутри страны, самостоятельно вступает в необходимые отношения за ее пределами иными государствами.

В суверенитете Советского Союза выражается единая воля, стремление, чаяние всех народов, населяющих нашу страну, по-этому в Основном законе подчеркивается, что СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.

СССР как союзное государство имеет не только свою Конституцию, единое союзное гражданство, но и свои высшие органы государственной власти и управления. Устанавливает общие начала организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления. Проводит единую по всей стране социально-экономическую политику. Руководит экономикой государства.

Определяет основные направления научно-экономического прогресса и общие мероприятия по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Разрабатывает и утверждает планы экономического и социального развития, единый государственный бюджет СССР и другие вопросы, составляющие исключительную компетенцию в лице его высших органов государственной власти и управления, предусмотренные в ст.

73 Конституции СССР.

Подчеркивая необходимость, всевозрастающую значимость дальнейшего укрепления союзных начал государства, следует отметить, что это предполагает, презумирует повышение роли союзных республик в решении не только вопросов, отнесенных к ведению СССР, но и иных, имеющих важное значение в любой сфере коммунистического строительства. Впервые в ст. 77 Конституции СССР, например, указывается, что союзная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.

Правовое положение союзной республики характеризуется тем, что это суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими союзными республиками в Союз Советских Социалистических Республик.

Суверенитет союзных республик выражается в том, что они на своей территории, вне пределов, указанных в ст.

73 Конституции СССР, самостоятельно осуществляют власть: имеют для этого свои высшие органы государственной власти п управления, принимают Конституцию и иное законодательство с учетом особенностей республик, обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие общества на своей территории. Имеют свое гражданство.

Территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия.

Союзная республика имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, участвовать в деятельности международных организаций.

Союзная республика сохраняет за собой право свободного выхода из СССР (ст. ст. 72, 80 Конституции СССР, ст. ст. 69, 71 Конституции Казахской ССР).

Суверенные права союзных республик охраняются Союзом ССР.

Таким образом, Конституция СССР 1977 г. еще дальше укрепляет и расширяет суверенные права союзных республик. Этому способствует справедливый характер распределения компетенций между Союзом ССР и союзными республиками.

В. И.

Ленин, показав несостоятельность, непригодность буржуазной культурно-национальной автономии для решения национального вопроса, обосновал учение о социалистической автономии, обеспечивающее право на самоопределение, всестороннее политическое, хозяйственное и культурное ее развитие, и поэтому указывал: «Демократическое государство должно признавать автономию разных областей, особенно областей и округов с разным национальным составом населения… безусловно должно признать полную свободу родных языков». В Советском Союзе на основе этих ленинских идей создана 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов с учетом их национального состава и территории, где проживает конкретная нация. Большая их часть—16 автономных республик, 5 автономных областей, все 10 автономных округов — входит в состав РСФСР.

Автономные республики имеются также в составе Узбекской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР.

Правовое положение автономной республики определяется Основным законом СССР, Конституцией союзной республики, в которую она входит, а также своей собственной Конституцией.

Автономная республика, хотя и не является суверенным государством, как союзная республика, но ей характерна государственная, политическая автономия, наделенная большими полномочиями с учетом ее обширной деятельности.

Автономная республика является национальным государством, имеет свою Конституцию, учитывающую особенности автономной республики, высший орган власти — Верховный Совет, Правительство — Совет Министров, свое гражданство.

Через свои высшие органы государственной власти и управления она участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР и союзной республики, обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (союзной республики) подчинения и т. п. Территория автономной республики не может быть изменена без ее согласия.

Автономная область является национально-государственным образованием, более полено выражающим национальные особенности малых народов, отвечающим принципам их самоопределения. Она в отличие от автономной республики не является национальным государством, Однако имеет свои органы государственной власти и управления — Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты.

Автономная область как административно-территориальная единица отличается от обычной области, так как ее правовое положение определяется особым законом, принимаемым Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области.

В этом законе учитываются национальные особенности автономной области, устанавливаются пределы самостоятельности, отвечающие задачам ее политического, экономического и социально-культурного развития.

В нем также устанавливается, что территория автономной области не может быть изменена без ее согласия.

Автономный округ — это форма национально-государственной организации, обеспечивающая административное самоуправление малочисленных народностей.

Все 10 автономных округов, созданные в РСФСР с учетом национального состава и быта малых народностей, находятся на Севере и Дальнем Востоке Российской Федерации.

Их правовое положение определяется законом об автономных округах, принимаемым Верховным Советом РСФСР. Автономные округа находятся в составе края и области и являются их административно-правовой единицей.

Однако государственные органы, осуществляющие там свою деятельность, работают как на русском, так и на языке народности — коренных жителей автономного округа.

Источник: http://bibliotekar.kz/chitat-onlain-sovetskoe-pravo-z-o-ashito/glava-iv-nacionalno-gosudarstvennoe-ustr.html

Глава 3: Государственное устройство

«Государственное устройство» — вторая глава Конституции 1936 года. «Национально-государственное устройство СССР» — третий раздел Конституции 1977 года, состоящий из четырёх глав. Первая статья в обеих Конституциях перечисляет Социалистические Республики, добровольно объединившиеся в Союз ССР. В Конституции 1936 года это:

· Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика,

· Украинская Советская Социалистическая Республика,

· Белорусская Советская Социалистическая Республика,

· Азербайджанская Советская Социалистическая Республика,

· Грузинская Советская Социалистическая Республика,

· Армянская Советская Социалистическая Республика,

· Туркменская Советская Социалистическая Республика,

· Узбекская Советская Социалистическая Республика,

· Таджикская Советская Социалистическая Республика,

· Казахская Советская Социалистическая Республика,

· Киргизская Советская Социалистическая Республика Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Чистяков О.И.. — М.: Зерцало, 1997. — Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик в редакции от 5 декабря 1936 г., С 230..

В Конституции СССР 1977 года прибавилось ещё 4 республики — Литовская, Латвийская, Эстонская (с 21 июля 1940 года) и Молдавская (со 2 августа 1940 года).

Также следует заметить, что в Конституции 1977 года отмечается единство и многонациональность государства, единство советского народа и всех наций и народностей. Обе Конституции признают за каждой республикой право свободного выхода из СССР.

Читайте также:  1 и 2 государственные думы - история России

Как известно, этим правом впоследствии воспользовались многие республики.

Конституция 1936 года в статье 14 устанавливает вопросы, отнесенные к ведению союзных органов, такие как представительство на международной арене, принятие в состав Союза новых республик, изменения границ, оборона, внешняя торговля, утверждение бюджета, налогов и доходов и т.д.

Статьи 15-16 говорят, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14, в остальном же каждая республика вольна осуществлять государственную власть самостоятельно, каждая республика имеет собственную Конституцию. В общем, Конституция 1977 года относит к ведению органов власти союзного значения те же вопросы. Но в её главах 9, 10, 11 также рассмотрена компетенция союзной республики, автономной республики, автономного округа и области.

Автономная республика входила в состав союзной республики и не могла самостоятельно решать вопросы, относящиеся к её ведению. Она имела свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики. Такой статус имела, например, Татарская АССР.

Автономная республика приводила в жизнь решения высших органов, обеспечивала координацию и контроль вопросов местного значения.

Несмотря на то, что Конституция 1977 года более подробно рассматривает вопросы, касающиеся национально-государственного устройства, ничего принципиально нового она не вводит.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/37076

Государственное устройство СССР. СССР Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по Конституции формально являвшихся суверенными государствами; — презентация

1 Государственное устройство СССР<\p>

2 СССР Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по Конституции формально являвшихся суверенными государствами; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций В состав части республик входили автономные республики, края, области, автономные области и автономные (на ранних этапах национальные) округа.<\p>

3 СССР Статья 2-я Конституции СССР (1977 года) провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.» На поверхности выборы народных депутатов СССР казались безальтернативными. Однако на предварительных этапах выборов участвовало значительное количество кандидатов от трудовых коллективов, от профсоюзов, от молодежных организаций (ВЛКСМ), от самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС), что в корне опровергает существующее мнение о безальтернативности выборов в СССР. В СССР не было единоличного главы государства, за исключением последних неполных двух лет его существования ( гг.), когда существовал пост Президента СССР. Главой государства был Президиум Верховного Совета СССР (с 1936 года); представительские функции главы государства исполнял Председатель Президиума. Однако фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС. В отличие от более ранних конституций, Конституция 1977 года впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.» (Статья 6-я)<\p>

4 СССР СССР был однопартийным государством. Находившаяся у власти коммунистическая партия осуществляла свою власть, называвшуюся диктатурой пролетариата, через Центральный Комитет, Политбюро и им правительство, а также систему советов, профсоюзов и другие структуры. Власть партии, позволяя в различные моменты истории концентрировать усилия всей страны на отдельных участках (восстановлении и развитии экономики после двух тяжелейших войн, создании бесплатных систем здравоохранения и образования, обеспечении обороноспособности, масштабном жилищном строительстве и т.д.) в то же время постепенно приводила к успокоенности, ошибкам в государственной политике, постепенному отставанию страны от передовых государств.<\p>

5 Верховный совет Верховный Совет СССР двухпалатный Совет в СССР, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. Кроме Верховного Совета СССР, в Советском Союзе действовали также Верховные Советы в каждой из союзных и автономных ССР, однако все они были однопалатными.<\p>

6 Совет национальностей Совет национальностей одна из двух палат Верховного Совета СССР. Состоял из 750 депутатов. Совет национальностей представлял не непосредственно «национальности» в значении этого слова, принятом в СССР (этнические группы), а национальные территориальные образования всех уровней. Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Например, представители областей и краёв РСФСР с преобладающим русским населением получали в Совете национальностей всего 32 места из 750, наравне с другими союзными республиками, но намного меньше их доли в населении СССР. Таким образом, система выборов в Совет национальностей, опирающаяся на административно-территориальное деление СССР, давала численно равное представительство национальным образованиям одного территориального статуса, в отличие от Совета Союза, в котором пропорциональное преимущество имели большие народы страны.<\p>

7 Совет Союза Совет Союза одна из палат Верховного Совета СССР. Состоял из 750 депутатов. Избирался по округам, в каждом из которых проживало примерно 300 тысяч избирателей. На выборах кандидаты выдвигались Коммунистической Партией или подконтрольными ей общественными организациями.<\p>

8 КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Союз Советских Социалистических Республик единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.<\p>

9 Статья 76. Союзная республика суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики.<\p>

10 Статья 82. Автономная республика находится в составе союзной республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особенности автономной республики. Автономная область находится в составе союзной республики или края. Закон об автономной области принимается Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области.<\p>

11 Выделяется три основных политических режима: 1. Демократия 2. Авторитаризм 3. Тоталитаризм Форма правления: 1. Республика 2. монархия Форма государственного устройства: 1. Унитарное 2. федерация 3.конфедерация<\p>

12 Демократия — политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Республика это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1099911/

Национальный вопрос: как Сталин гарантировал равные права всем народам СССР

В феврале 1917 года начался распад российской державы по национальному и территориальному признакам. Имеются основания говорить о том, что этот распад поддерживался Временным правительство Керенского, выполнявшего волю Запада.

Но уже в 1918–1921 годах были поставлены вопросы о вхождении республик и автономных областей в состав РСФСР, заключении двусторонних договоров между республиками и РСФСР.

А 12 марта 1918 года столица РСФСР из Петрограда была перенесена в Москву,  где она и находилась до царствования Петра I, который перенес столицу российской державы из Москвы в Санкт-Петербург, присвоил России наименование Российская империя, а себе – титул императора.

Москва со временем стала столицей всех граждан Советского Союза, что способствовало объединению страны. Перенос столицы российского государства также указывал на выбор Россией своего, отличного от Запада пути и укреплял безопасность государства, так как столица перемещалась на восток, подальше от агрессивного Запада.

Программные положения по национальному вопросу определяли равноправие всех наций и народностей, право наций на самоопределение вплоть до отделения, областную (территориальную) автономию для народов, не пожелавших отделяться, пролетарский интернационализм.

Положения выполнялись практически: получили независимость Финляндия, Польша,  Латвия, Литва и Эстония, которые входили в состав царской Российской империи.

Остальные российские территории объединялись по взаимному согласию в соответствии с вышеуказанными положениями.

Объединению способствовали существовавшие общие хозяйственные и культурные связи и стремление к обеспечению общей внешней безопасности.

В 1920–1922 годы все советские республики, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи (РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, а также Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики), заключили между собой соглашения о военном, экономическом и дипломатическом союзе.

В марте 1922 года возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан. На повестку дня встал вопрос о том, на какой основе объединяться республикам. По данному вопросу мнения И. В.

Сталина и В. И. Ленина не совпали: первый опасался, что союз республик не выдержит испытания временем, а второй – что возвращение к фактически унитарному государству приведет к этническим войнам. Было утверждено предложение Ленина, с которым согласился и Сталин.

Надо признать, что при возрождении российского государства в виде СССР удалось избежать самых кровопролитных этнических и религиозных войн на территории бывшей Российской империи. Проект договора об образовании СССР был обсужден и одобрен на всех уровнях республиканского руководства, а также на съездах Советов.

И 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял Декларацию об образовании СССР.

Договор заключили четыре республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР (Грузия, Армения, Азербайджан).

Документы провозглашали добровольность объединения, равноправие республик в Союзе, право выхода из Союза и право доступа в него других республик.

В 1924 году была принята Конституция СССР, которая не противоречила Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года, но законодательно оформляла добровольное объединение равноправных советских социалистических республик в Союз СССР. Введение в действие Конституции Союза ССР – основного закона советского социалистического многонационального государства – являлось событием большой важности.

В разработке конституции активно участвовали представители всех союзных республик. Проекты конституции обсуждались в республиканских партийных организациях и на сессиях Центральных исполнительных комитетов. Конституция СССР явилась результатом коллективного творчества представителей союзных республик.

В Конституции указывалось: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик».

Высшим верховным государственным органом Союза ССР являлся Всесоюзный съезд Советов, а высшим исполнительным и законодательным органом в промежутках между съездами Советов – Центральный исполнительный комитет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Народных Комиссаров СССР избирался ЦИК СССР и был ответственен перед ним в своей работе.

В связи с принятием Конституции Президиум ЦИК СССР опубликовал 14 июля 1923 года обращение «Ко всем народам и правительствам мира», в котором изложил цели и задачи внешней политики Советского Союза.

В обращении говорилось: «Созданное таким образом на основе братского сотрудничества народов советских республик союзное государство ставит себе целью сохранение мира со всеми народами…».

Конституция первого в мире социалистического многонационального государства явилась документом большого значения. И 31 января 1924 года II съезд Советов СССР окончательно утвердил текст конституции, завершив оформление Советского государства.

Сотрудничеству советских республик был придан еще более тесный, планомерный и постоянный характер. Конституция способствовала борьбе с  межнациональной рознью, великодержавным шовинизмом и национализмом.

Объединение советских республик в единое союзное государство имело огромное значение для успешного развития и обеспечения безопасности народов СССР.

Резюмируя сказанное выше, необходимо подчеркнуть, что конституция 1924 года содержала раздел о национально-государственном устройстве СССР. Конституция установила государственный герб, флаг, гимн, столицу СССР.

По конституции 1924 года Союз ССР представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из Союза. Вместе с тем надо заметить, что государственная власть концентрировалась в структурах компартии, жестко управляемых из единого центра.

Компартия стягивала воедино пространства и народы огромной многонациональной державы.

  Государственное устройство СССР определялось задачами построения сильного социалистического государства, создания эффективной системы управления в стране, масштабными целями экономического развития, увеличения обороноспособности и конкуренции с ведущими капиталистическими странами.

Через 12 лет была принята новая конституции 1936 года, которая с небольшими отличиями сохраняла национально-государственное устройство СССР, определенное конституцией 1924 года. Принятие указанного основного закона страны являлось одним из главных событий довоенного времени.

ЦИК СССР осенью 1935 года создал Конституционную комиссию и 12 подкомиссий. А 12 июня 1936 года проект конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих шести месяцев на всех уровнях. В обсуждении участвовало более половины взрослого населения, комиссия получила 154 тысяч предложений, поправок, дополнений.

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов, должна была отразить важный этап в истории Советского государства – построение социализма.

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

По поводу поправки к 17-й статье председатель комиссии И. В. Сталин сказал следующее: «Я думаю, что это предложение неправильно и потому не должно быть принято Съездом. СССР есть добровольный союз равноправных союзных республик.

Исключить из конституции статью о праве свободного выхода из СССР – значит нарушить добровольный характер этого союза. Можем ли мы пойти на этот шаг? Я думаю, что мы не можем и не должны идти на этот шаг.

Говорят: «Но в СССР нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, и ввиду этого статья 17-я не имеет практического значения». Что у нас нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, это, конечно, верно.

Но из этого вовсе не следует, что мы не должны зафиксировать в конституции право союзных республик на свободный выход из СССР. В СССР нет также такой союзной республики, которая хотела бы подавить другую союзную республику. Но из этого вовсе не следует, что из конституции СССР должна быть исключена статья, трактующая о равенстве прав союзных республик».

Предложение о порядке преобразовании автономных республик в союзные И. В. Сталин тоже не поддержал: «Я думаю, что не следует его принимать. Оно неправильно не только со стороны его содержания, но и со стороны его мотивов.

Нельзя мотивировать перевод автономных республик в разряд союзных республик хозяйственной и культурной их зрелостью, так же как нельзя мотивировать оставление той или иной республики в списке автономных республик ее хозяйственной или культурной отсталостью. Это был бы не марксистский, не ленинский подход.

Татарская Республика, например, остается автономной, а Казахская Республика становится союзной, но это еще не значит, что Казахская Республика с точки зрения культурного и хозяйственного развития стоит выше, чем Татарская Республика. Дело обстоит как раз наоборот.

То же самое надо сказать, например, об Автономной Республике Немцев Поволжья и о Киргизской Союзной Республике, из коих первая в культурном и хозяйственном отношении стоит выше, чем вторая, хотя и остается автономной республикой».

Сталин выделил три признака, которые дают основание для перевода автономных республик в разряд союзных республик.

«Во-первых, необходимо, чтобы республика была окраинной, неокруженной со всех сторон территорией СССР.

Почему? Потому что если за союзной республикой сохраняется право выхода из Союза ССР, то необходимо, чтобы эта республика, ставшая союзной, имела возможность логически и фактически поставить вопрос об ее выходе из СССР.

А такой вопрос может поставить только такая республика, которая, скажем, граничит с каким-либо иностранным государством и, стало быть, не окружена со всех сторон территорией СССР.

Во-вторых, необходимо, чтобы национальность, давшая советской республике свое имя, представляла в республике более или менее компактное большинство. Взять, например, Крымскую Автономную Республику.

Она является окраинной республикой, но крымские татары не имеют большинства в этой республике, наоборот, они представляют там меньшинство.

Стало быть, было бы неправильно и нелогично перевести Крымскую Республику в разряд союзных республик.

В-третьих, необходимо, чтобы республика была не очень маленькой в смысле количества ее населения, чтобы она имела население, скажем, не меньше, а больше хотя бы миллиона.

Почему? Потому что было бы неправильно предположить, что маленькая советская республика, имеющая минимальное количество населения и незначительную армию, могла рассчитывать на независимое государственное существование.

Едва ли можно сомневаться, что империалистические хищники живо прибрали бы ее к рукам», – сказал он.

Конституция СССР от 5 декабря 1936 года утвердила существование в СССР двух дружественных классов: рабочих и крестьян.

Она указывала, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, а экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция предусматривала две формы социалистической собственности – государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п.

), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, навечно.

Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, конституцией допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народно-хозяйственным планом.

Согласно основному закону труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». В конституции записано, что в СССР осуществляется принцип социализма «от каждого по его способности, каждому – по его труду».

Конституция обязывает государство обеспечить рабочим местом каждого трудоспособного гражданина страны. Надо отметить, что действительно с начала 1930-х годов до 1991 года (год ликвидации СССР) безработица в СССР отсутствовала. Каждая союзная республика также имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты Верховного Совета СССР – Совет Союза и Совет Национальностей – были равноправны.

Источник: https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201704030753-o27j.htm

Ссылка на основную публикацию