Статья 60.1. ротация гражданских служащих

  • Под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы.
  • Ротация осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы.
  • Ротация может применяться только в отношении лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Ротация не является мерой поощрения или видом дисциплинарного взыскания. Вместе с тем результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей учитываются при определении иной должности, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации. В этой связи назначение в ходе ротации гражданского служащего на должность в порядке должностного роста должно основываться на положительной оценке результатов его профессиональной служебной деятельности.

  1. Должность гражданской службы, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от трех до пяти лет.
  2. Назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации осуществляется с его согласия, которое должно быть получено в письменной форме.
  3. В приложении к рекомендациям приводится примерный план проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих.

8. Ротация гражданских служащих

В федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (на 2009–2013 годы)» для формирования кадрового состава государственных служащих было предложено использовать современные кадровые технологии, среди которых кадровый резерв иротация.

Некоторые исследователи считают, что ротация кадров — это поочередное пребывание в какой-либо должности, перемещение работников по должностям в соответствии с интересами работодателя.

По мнению других, ротация означает «последовательную смену профессиональных обязанностей, поочередное пребывание в той или иной должности с целью освоения работником смежных профессий, различных функций, специфики и технологии принятия решений, в том числе управленческих».

Третья точка зрения определяет ротацию как горизонтальное перемещение работника с одного рабочего места на другое. Ротация также трактуется и как перемещение на равнозначную должность в другой регион для наиболее целесообразного использования сотрудника с учетом служебных и личных качеств.

 В советское время довольно успешно использовался метод ротации кадров в партийном и государственном аппарате.

При жесткой системе административно-управленческих организационных структур процесс ротации рассматривался специалистами различных уровней как метод целенаправленного последовательного формально-номенклатурного прохождения ключевых должностей для ускорения служебно-профессионального роста.

Руководителей намеренно перемещали из одного предприятия, района, области, республики в другие, а затем при хорошей работе постепенно повышали в должности. Для успешной ротации создавались соответствующие социально-мате­риальные условия.

Опыт ротации в СССР свидетельствует, что для создания системы ротации в масштабе региона и страны необходимо задействовать не только правовые и организационного ресурсы, но и материальные.

Это связано с формированием фонда служебного жилья для перемещаемых сотрудников и членов их семей на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

Наличие служебного жилья и возможностей социально-культурной сферы (трудоустройство членов семей по специальности, наличие дошкольных учреждений, возможности образовательного и творческого обучения и активного физического развития детей) позволит полнее и эффективнее использовать ротацию руководителей.

  • Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем их назначения на иные должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе.
  • Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается соответственно руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, и руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.
  • В указанный перечень обязательно включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
  • Возможна ротация служащих, замещающих иные должности гражданской службы.
  • Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.
  • Замещение должностей гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих производится на срок от трех до пяти лет.

Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

  1. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
  2. 1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы, предлагаемой в порядке ротации, противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
  3. 2) осуществление гражданским служащим постоянногоухода за супругом (супругой), детьми, а также отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, и при условии, что они не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданского служащего в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта РФ, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта РФ утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ. Как правило, ротация служащих предполагается в тех государственных органах субъектов РФ, которые имеют свои территориальные органы.

При назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, предусматривается возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи. В этом случае предлагается также установить гарантию на предоставление служебного жилого помещения по новому месту службы, а при отсутствии по новому месту службы жилого помещения — возмещение расходов за наем (поднаем) жилого помещения.

В целях сохранения права гражданского служащего на занимаемые им жилые помещения по договору социального найма в случае переезда в другую местность в порядке ротации предусматривается, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кадровый резерв государственной гражданской службы: новые правила и старые проблемы (Гаврилкина Ю.В.)

Дата размещения статьи: 14.04.2015

Проиллюстрируем данную проблему на конкретном примере из судебной практики [6]. С.С. Панкратова обратилась в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что она была назначена на должность заместителя начальника отдела организации и контроля надзорной деятельности Управления государственного строительного надзора (далее — УГСН).

Затем исполняющим обязанности начальника УГСН был издан приказ об отмене приказа о назначении на должность С.С. Болотиной, расторжении служебного контракта по п. 11 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе, т.е. в связи с нарушением обязательных правил заключения служебного контракта.

Заявитель полагала, что приказ является незаконным, поскольку как лицо, состоящее в кадровом резерве Свердловской области, она имела право на замещение без проведения процедуры конкурса вакантной должности государственной гражданской службы.

Ее соответствие замещаемой должности подтверждается проведенной ответчиком аттестацией, по результатам которой она была признана соответствующей замещаемой должности и рекомендована для включения в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в порядке должностного роста.

Ротация государственных гражданских служащих: новеллы и проблемы

Статьи по теме

Одной из антикоррупционных мер на государственной гражданской службе является ротация кадров. Это сравнительно новый институт: он действует всего чуть более года.

Тем не менее за этот небольшой период у кадровиков государственных органов власти возникло немало вопросов по применению ротации. К тому же в правила ее проведения уже вносились изменения. Разберемся в нововведениях.

Процедура ротации

Учитывая, что проведение ротации гражданских служащих является достаточно сложным процессом, каким образом его следует планировать?

Проведение ротации осуществляется в соответствии с утвержденным планом, разработанным кадровой службой федерального органа исполнительной власти (иного государственного органа) на основе перечня должностей федеральной гражданской службы, подлежащих ротации (далее – Перечень).

Порядок утверждения плана ротации федеральных гражданских служащих с вступлением в силу Закона № 53-ФЗ не претерпел существенных изменений. Отдельные коррективы, внесенные в ч. 3 ст. 60.1 Закона о госслужбе, обусловлены расширением сферы применения ротации федеральных гражданских служащих.

Итак, план проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем соответствующего федерального госоргана. Утверждение плана ротации федеральных гражданских служащих в федеральном органе исполнительной власти, находящемся в ведении федерального министерства, или в его территориальных структурах, как и прежде, требует согласования с федеральным министром.

Примерный план проведения ротации приведен в приложении к Методическим рекомендациям, согласно которым в плане рекомендуется указывать:

  • должности гражданской службы, включенные в Перечень;
  • фамилию, имя, отчество гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в Перечень, срок действия служебного контракта;
  • фамилию, имя, отчество гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень, и планируемый срок действия служебного контракта;
  • семейное положение и количество членов семьи гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень (указываются только те члены семьи гражданского служащего, которые готовы к переезду на новое место прохождения им гражданской службы);
  • информацию о необходимости переезда гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень, в другую местность в пределах Российской Федерации и обеспечения его служебным жилым помещением (п. 5.11).
Читайте также:  Приказ о предпраздничном сокращенном рабочем дне – образец - советы юриста

Рекомендации по проведению ротации государственных гражданских служащих

При определении должностей гражданской службы, на которые госслужащий может быть назначен в порядке ротации, рекомендуется:

Изменится ли порядок согласования планов ротации в связи с внесением изменений в Закон о госслужбе?

Уже отмеченное расширение Законом № 53-ФЗ сферы применения ротации федеральных гражданских служащих повлекло за собой и внесение необходимых корректив в порядок проведения ротации федеральных гражданских служащих, притом что общий принцип принятия такого рода кадровых решений – по согласованию между руководителями соответствующих госорганов – остался прежним.

В частности, согласно ч. 4 ст. 60.

1 Закона о госслужбе ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном подразделении либо в другом федеральном госоргане, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальное подразделение либо в другой федеральный госорган проводится по согласованию между руководителями соответствующих органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от нее. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальную структуру такого органа подлежит согласованию также с федеральным министром.

Однако методика согласования планов ротации между различными органами власти не разработана. В связи с этим существует мнение, что согласование ротации руководителями соответствующих госорганов должно производиться на стадии подготовки и утверждения плана ротации.

Соглашаясь с этой позицией, уточним, что согласование целесообразно производить и при внесении изменений в план проведения ротации (например, в связи с увольнением гражданского служащего, замещающего подлежащую ротации должность, либо гражданского служащего, которого планировали назначить на данную должность в порядке ротации).

Иные положения Закона о госслужбе, касающиеся ротации гражданских служащих, в связи с вступлением в силу Закона № 53-ФЗ изменений не претерпели.

В заключение отметим, что расширение сферы применения ротации федеральных гражданских служащих является важным шагом на пути реформирования госслужбы в контексте реализации антикоррупционной политики государства.

Вместе с тем внедрение механизма ротации гражданских служащих предполагает по крайней мере завершение формирования соответствующей нормативной базы, в т. ч. принятие необходимых подзаконных правовых актов в развитие положений Закона о госслужбе, регламентирующих проведение ротации.

Такого рода нормотворческий процесс требует разработки научно-методической основы применения ротации с учетом системы и структуры федеральных государственных органов, а также специфики выполняемых ими функций.

Кстати сказать, ротация осуществляется не путем перевода госслужащего, замещающего должность гражданской службы, по которой предусмотрена ротация, на иную должность государственной гражданской службы, а посредством прекращения заключенного с ним срочного служебного контракта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе с освобождением от замещаемой должности и последующим назначением с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации с заключением нового срочного служебного контракта по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 4 ст. 25 Закона о госслужбе.

Изменение условий служебного контракта

Источник: Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Условия служебного контракта с гражданским служащим, как и условия трудового договора, в силу различных обстоятельств могут быть изменены по соглашению сторон или по инициативе работодателя.

Причем законодатель разграничивает понятие перевода (который, по сути, также является изменением условий служебного контракта в части должностных обязанностей) и изменения иных условий контракта.

О том, в каком порядке могут изменяться условия служебного контракта, не имеющие отношение к должностным обязанностям служащего, и какие ошибки допускают при этом представители нанимателя, расскажем в статье.

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта перечислены в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 №79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79‑ФЗ).

К существенным условиям служебного контракта относятся:

  • наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • права и обязанности представителя нанимателя;
  • условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • режим служебного времени и времени отдыха (если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • условия оплаты труда (размер должностного оклада служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Законом №79‑ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами;
  • виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
  • нахождение должности, замещаемой служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация служащих.

Кроме этого, в контракте могут предусматриваться условия:

  • об испытании при поступлении на гражданскую службу;
  • о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  • об обязанности лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не менее установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучении срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  • о показателях результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда и иные условия, не ухудшающие положение служащего по сравнению с положением, установленным Законом №79‑ФЗ, другими законами и нормативными правовыми актами.

Виды изменений

Прежде всего отметим, что в отличие от Трудового кодекса, в ст. 72 которого говорится, что изменение условий трудового договора допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, в ч. 5 ст.

24 Закона №79‑ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Тем не менее, согласно ст. 29 Закона №79‑ФЗ все же допускается изменение существенных условий служебного контракта по инициативе работодателя.

Один из видов изменений условий служебного контракта по соглашению сторон – перевод служащего на иную должность гражданской службы. Перевод может быть временным или постоянным.

Причем если постоянный перевод служащего допускается только с его согласия, то временный возможен и без такового, то есть по инициативе представителя нанимателя, в случаях, установленных ст. 30 Закона №79‑ФЗ.

Под переводом гражданского служащего на иную должность понимается изменение его должностных обязанностей, указанных в служебном контракте и должностном регламенте.

Насчет перевода стоит также отметить, что понятие перевода на гражданской службе несколько отличается от перевода в соответствии с Трудовым кодексом.

Так, если переводом в силу трудового законодательства, кроме изменения трудовых обязанностей, будет считаться изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности (если оно было указано в трудовом договоре), то изменение структурного подразделения для гражданского служащего не будет переводом, если его должностные обязанности при этом не изменились.

Обратите внимание

Под переводом гражданского служащего понимается перевод на иную должность гражданской службы с изменением должностных обязанностей в том же или другом государственном органе, либо перевод в другую местность вместе с государственным органом.

Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ст.

28 Закона №79‑ФЗ).

Своеобразным переводом можно назвать и ротацию служащих. Но при ротации действие служебного контракта по занимаемой должности прекращается, служащий назначается на другую должность в другой государственный орган и с ним заключается новый служебный контракт.

Что касается остальных условий служебного контракта, как уже было сказано, они могут изменяться по соглашению сторон в силу ст. 24 Закона №79‑ФЗ или по инициативе представителя нанимателя в силу ст.

29 Закона №79‑ФЗ. При этом по соглашению сторон могут изменяться и существенные, и дополнительные условия контракта, а по инициативе представителя нанимателя в силу ст.

29 Закона №79‑ФЗ – только существенные (за исключением должностных обязанностей).

Говоря об изменениях условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, также можно отметить некоторые отличия от изменений условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, в ст.

74 ТК РФ указывается причина, по которой работодатель может изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, – это изменение организационных или технологических условий труда. А в ст. 29 Закона №79‑ФЗ причины, по которым условия контракта могут изменяться, не названы вообще.

Предполагается, что для гражданских служащих они аналогичны ст. 74 ТК РФ, то есть обусловлены изменением организационных или технологических условий труда.

Порядок изменения существенных условий служебного порядка

Итак, согласно ст.

29 Закона №79‑ФЗ в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. О таком изменении служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Изменения существенных условий оформляются в виде дополнительного соглашения к служебному контракту.

Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий контракта, представитель нанимателя вправе освободить служащего от замещаемой должности и уволить с гражданской службы.

При этом ему должна быть предложена для замещения иная должность гражданской службы. В случае отказа контракт с ним прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст.

33 Закона №79‑ФЗ: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

Обратите внимание

Уведомление служащего об изменении существенных условий контракта и предложение вакантной должности в связи с такими изменениями, а также отказ служащего от предложенной должности должны быть оформлены в письменном виде.

Отметим, что в отличие от увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, когда работнику в силу ст.

178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка, при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ выплата выходных пособий этим законом не установлена.

Здесь следует напомнить, что в силу ст.

73 Закона №79‑ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом №79‑ФЗ. Исходя из данной статьи при увольнении служащего по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона №79‑ФЗ применяется положение ст. 178 ТК РФ и выплачивается выходное пособие.

Однако такая точка зрения на практике не поддерживается. О том, что положения ст. 178 ТК РФ при увольнении служащего по указанному основанию не применяются, говорится, например, в Письме Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2011 №17‑3/834

Ротация на государственной гражданской службе

Понятие ротации практически всеми словарями соотносится с латинским словом «rotatio», которое переводится как круговращение, кругообразное движение, вращение вокруг оси. В некоторых случаях «rotatio» переводится как замена, чередование [1].

Современный экономический словарь трактует ротацию как поочередную замену руководителей с целью обновления управленческого аппарата и создания возможностей роста, повышения в должности.

Здесь же понятие ротация работников определено как периодическая перестановка работников на другие рабочие места с целью овладения смежными профессиями. А понятие ротация государственных служащих приводится как цитата из ч. 1 ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», где зафиксирована цель ротации (повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции), а не ее конкретное определение [2].

В Трудовом кодексе РФ понятие ротации отсутствует совсем. Большинство специалистов в области трудового права к ротации приравнивают перевод на другую работу.

Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия — 3.0), утвержденные Минтрудом России, определяют ротацию как предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации назначение гражданского служащего на иные должности гражданской службы.

Довольно многогранно понятие ротации гражданских служащих раскрыто у Д.И. Ковткова: «форма профессионального развития государственных служащих, процесс перевода с одной должности на другую по горизонтали либо по вертикали с целью их оптимального использования, повышения квалификации и карьерного роста, важная составляющая механизма управления коллективом и карьерой» [3].

Л.А. Ломакиной также делается акцент на развитие и совершенствование государственных служащих: «система ротации гражданских служащих — это метод формально-номенклатурного прохождения ключевых должностей специалистами различных уровней, выявления их способностей к тому или иному виду деятельности, конечная цель которого — ускорение служебно-профессионального роста» [4].

Для Цитирования:

Кириллов Сергей Александрович, Ротация на государственной гражданской службе. Вопросы трудового права №1 2018. 2018;1-2.

Полная версия статьи доступна только подписчикам журнала

Войти под своей учетной записью

Вводится ротация государственных служащих

Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года  Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года Статья 1 Внести в Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31) следующие изменения: 1) в статье 11: а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания: «ротацией государственных служащих.»; б) дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5. Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида.»; 2) статью 16 после слов «повышения квалификации и стажировки государственных служащих,» дополнить словами «проведения ротации государственных служащих,».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2010, № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; 2011, № 1, ст. 31) следующие изменения:

1) пункт 4 части 2 статьи 22 после слов «статьи 31» дополнить словами «и частью 9 статьи 601»;

2) часть 3 статьи 24 дополнить пунктом 10 следующего содержания: «10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.»;

3) часть 4 статьи 25 дополнить пунктом 71 следующего содержания:

«71) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;»; 4) статью 35 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5.

При расторжении срочного служебного контракта о замещении гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации, освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в случаях, указанных в части 9 статьи 601 настоящего Федерального закона, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.»;

5) часть 1 статьи 52:

  • а) дополнить пунктом 91 следующего содержания:
  • «91) при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, — возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы. Возмещение расходов, предусмотренных настоящим пунктом, производится в порядке и на условиях, которые установлены для возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;»;
  • б) дополнить пунктом 92 следующего содержания:

«92) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения — возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;»;

6) часть 3 статьи 60 признать утратившей силу;

  1. 7) дополнить статьей 601 следующего содержания:
  2. «Статья 601. Ротация гражданских служащих
  3. Статья 3

1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. 2. Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, или утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. 3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. 4. Назначение федеральных гражданских служащих в порядке ротации на должность гражданской службы в другой государственный орган проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами. 5. Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих. 6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет. 7. Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации. 8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам: 1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением; 2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением. 9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона. 10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.». Часть 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14) дополнить словами «, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Статья 4

Пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6235) признать утратившим силу.

  • Статья 5
  • Президент Российской Федерации
  • Д. Медведев 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Ротация на государственной службе. Готовимся к изменениям

В мировой практике организации государственной службы ротация уже давно является одним из действенных средств противодействия коррупции.

В нашей стране институт ротации вводится с 1 января 2013 г, когда вступят в силу изменения, внесенные в законодательство о государственной службе. Итак, в следующем году станет возможной ротация госслужащих, занимающих руководящие посты.

Как и все новое, введение ротации связано с появлением множества вопросов и проблем. Подготовиться к переменам поможет наша статья.

Прежде всего, ответим на вопрос, почему вообще на государственной службе возникла необходимость в ротации? Не секрет, что государственный служащий, занимающий руководящую должность, за время службы неизбежно обрастает многочисленными связями и знакомствами с должностными лицами других государственных органов, руководителями коммерческих организаций, которые могут подтолкнуть его к совершению коррупционных действий. Если представители властных структур и руководители частных организаций, заинтересованные в совершении каких-либо действий со стороны государства, лично и достаточно близко знакомы друг с другом, вероятность коррупционных проявлений заметно возрастает. Исчезает страх разоблачения противоправных действий, поскольку в коррупционной цепочке задействованы только «свои»; хорошо знакомым людям, и тем более друзьям, сложно отказать в их просьбах.

Для изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, и предназначена ротация. Она будет осуществляться посредством последовательной смены подчиненности гражданского служащего и (или) места прохождения гражданской службы.

Нормативная основа для введения ротации

Отметим, что ротация в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) (п. 3 ч. 2 ст. 60).

Однако каких-либо норм, регулирующих проведение ротации, указанный Закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого не был создан механизм ротации государственных гражданских служащих. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период проводилась, но не носила системного характера и в отсутствие законодательной основы была «добровольно-принудительной».

Ситуация начала меняться, когда в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261, в качестве одного из направлений реформы было названо внедрение и совершенствование механизмов ротации государственных служащих.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]