Земельные реформы в ряде российских колоний и национальных районах — история России

История земельных реформ в России

Земельные реформы в ряде Российских колоний и национальных районах - история РоссииЭнциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » История земельных реформ в России

Статья посвящена различным этапам земельных реформ в России

Содержание

Под «земельной реформой» понимается законодательно оформленное радикальное переустройство существующего земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и с соответствующим изменением форм территориального устройства в стране.

Иными словами, земельная реформа – регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к иному земельному строю.

Реформа пред­полагает разработку и проведение ряда мер (правовых, экономических и организационных), призванных обеспечить сравни­тельно быстрый и безболезненный переход к новым формам собственности на землю, землевладения и землепользования.

Реформы Ивана Грозного

Первой аграрной реформой на Руси считается реформа, проведенная Иваном Грозным в 1551-1556 гг. С целью увеличения денежных средств в казне, подчинения бояр и удельных князей великому князю московскому и всея Руси, появления новой системы землепользования – государственной поместной системы, был проведен ряд  реформ.

 Вследствие проводимых Иваном Грозным реформ были: построена и укреплена централизованная система государства, реорганизована и увеличена численность армии.

В связи с тем, что земли у вотчинников – бояр отбирались и перераспределялись среди служивого дворянства, помещиков, то это способствовало тому, что бояре стали преданно служить государству,  поддерживать центральную власть.

Во время правления Ивана Грозного земли государства значительно расширились. Было присоединено Поволжье, освоена Сибирь. Территория государства Российского увеличилась почти вдвое с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км.

Реформы Петра I

Следующим этапом земельных реформ можно считать преобразования Петра I.

Аграрная реформа как самостоятельная  программа реорганизации уклада жизни не проводилась, однако земельные отношения менялись в процессе проведения комплекса социальных реформ Петра I.

В результате этих реформ жизнь представителей русских сословий (дворян, крестьян и горожан)  резко изменилась. В 1718 г. была введена «подушная подать»,  которая налагалась как на крестьян, так и на ранее неплативших налог холопов.

Проводимые Петром I реформы привели к изменению земельных отношений. Прежде всего, это неразрывно связано с формированием регулярной армии и отмены поместных служб. В 1714 г. вотчины и поместья прекратили свое существование, вместо них появилась «недвижимая собственность» и «имение». Указ Царя 1785 г.

«О вольности дворянской» освободил дворян от обязательного государственного служения. Чтобы избежать деления земель и закрепить феодальное землевладение, указом Петра I все земли отныне переходили по наследству: от отца к сыну.

В период правления Петра I было изъято в пользу государства значительное количество церковных земель и остановлен процесс их перехода (прироста) к монастырям и церквям.

Земельные реформы XIX-XX вв.

Если обратиться к истории развития крестьянских хозяйств в XIX в.

, то можно отметить, что развитие сельского хозяйства в этот период было традиционным, то есть увеличение объемов выращенной сельскохозяйственной продукции достигалось за счет расширения земельных площадей.

За первую половину XIX в. размеры сельхозугодий увеличились на 53%. Существовавшее в тот период в России «крепостное право» тормозило развитие государства.

Реформа 1861 г., отменившая «крепостное право» и изменившая правовой статус крестьян, была частью реформ Александра II (1861, 1864, 1870 гг.). По замыслу авторов реформы, она должна была сократить отставание России в сельском хозяйстве от развитых государств.

Но отмена «крепостного  права» не привела к ожидаемым результатам. Закон об отмене крепостного права  – «Положение о крестьянах,  вышедших из крепостной зависимости» был подписан Александром II 19 февраля 1861 г.

Этот закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов: 

  1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков.
  2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей.
  3. Выкуп крестьянских наделов.

 Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:   а) собственность на землю сохранялась за прежними владельцами-помещиками;   б) крестьяне получали «усадебную оседлость» и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;   в) крестьяне выступали как субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

  г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

В результате крестьянской реформы 1861 г.

: а) отменено «крепостное право»; б) определены условия оформления временно-обязательных отношений (статус временно-обязанных крестьян, их основные права и обязанности); в) создана система крестьянского самоуправления; г) разработан механизм и условия выкупа крестьянами «усадьбы» («усадебной оседлости») и полевого надела у помещика (так называемая выкупная операция), определены суммы и порядок выкупа; д) оказана государственная «помощь» крестьянству в осуществлении выкупа и укреплении крестьянской общины.

Следующей аграрной реформой в Российской империи стала реформа, начатая в в 1906 г. «Столыпинская аграрная реформа» – обобщенное название комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П.А.Столыпина.

Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счет ликвидации чересполосиц. Целью реформы было повышение производительности в сельскохозяйственной отрасли посредством раздачи земельных наделов крестьянам, а также предоставление отдельных прав и свобод сельскому жителю. Но и эта реформа не оправдала надежд, поскольку мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях европейской части России. С 1910 г. больше внимания уделяется поддержке кооперативного движения.

Земельные преобразования Советской власти

После революции 1917 г. на  II съезде Советов Народных Депутатов был принят один из первых декретов советской власти – «Декрет о земле». Декрет был принят 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1917 г.

Основанием для принятия и утверждения Декрета послужила программа партии социалистов-революционеров 1906 г. Партия эсеров выступала за социализацию земли, провозглашая принцип: «земля – ничья, земля – божья».

В «Декрете о земле» этот принцип трактовался несколько иначе: «земля – общая, земля принадлежит рабоче-крестьянскому государству».

Неотъемлемой частью к Декрету о земле стал «Наказ о земле». В нем были зафиксированы: отмена частной собственности на землю,  провозглашена социализация земель.

В Декрете зафиксированы: 1) многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное); 2) конфискация помещичьих земель и имений; 3) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; 4) переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей ее крестьянам; 5) отмена права частной собственности на землю; 6) запрет применения наемного труда.

19 февраля 1918 г. Декрет был заменен «Основным законом о социализации земли» за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В.Ульянова (В.И.Ленина) и  Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я.М.Свердлова

В 1918 г. в Конституции РСФСР был закреплен принцип социализации земли, отмены частной собственности, земля стала общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно, на общих правах.

В 1919 г. в законе «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» земля была окончательно закреплена за государством.

90-е гг. XX столетия (Перестройка)

Как уже отмечалось, земельная реформа – комплекс экономических, организационных, социальных мер, направленных на преобразование земельных отношений с целью закрепления различных форм собственности и использования земли. Начало нового этапа земельной реформы на территории постсоветского пространства связывают с принятием в 1990 г.

«Закона о собственности в СССР» и «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». В современной России земельная реформа проводилась в несколько этапов и началась в 1990-1991 гг. В это время были приняты такие законы как: Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №348-1 и «О земельной реформе» №374-1.

Однако началом коренных изменений земельных отношений в 90-х гг. XX в. экспертами признается принятие: Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. №397-1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.

, распространивших право собственности на землю на граждан и их объединения.

Второй этап земельной реформы можно отнести к 1991-1993 гг. В это время началась массовая приватизация земель сельскохозяйственного назначения, реорганизация колхозов и совхозов. Особое значение в связи с развитием земельного законодательства придается Указу Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г.

Третий и окончательный этап реформы относится к 2001-2002 гг., когда в России был принят ряд нормативных актов, регулирующих правоотношения в данной сфере. К числу основных документов относят ЗК РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ. Этими основными аграрными документами была возвращена частная собственность на землю.

После проведенных земельных реформ собственников, приватизировавших землю, стало более 11 миллионов.

Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих  вопросы земельных отношений, введена плата за землю.

Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые, в отличие от КФХ, не надо регистрировать (так как производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать черезторговые сети или на рынке).

Аграрный вопрос сегодня

Цели и задачи земельной реформы в России на современном этапе

Земельная реформа  – важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение отношений государственной и муниципальной собственности на землю; укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю; создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом земель сельскохозяйственного назначения.

Читайте также:  Восточные славяне в vi-viii вв - история России

12 февраля 2015 г. был принят ФЗ РФ «О внесении изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (№11-ФЗ).

Благодаря этому закону государственная поддержка теперь гарантирована не только крупным сельхозпроизводителям, но и индивидуальным предпринимателям, выбравшим своей основной деятельностью сельское хозяйство.

Это и стало основным направлением в развитии сельского хозяйства в России на современном этапе.

Принятие поправок в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» позволяет получать кредиты для развития сельского производства с тем лишь условием, чтобы доля производства в сельскохозяйственной отрасли была не менее 70% от общих доходов в производстве.

В ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ внесены поправки и дополнения, которые существенно облегчили жизнь производителей-виноградарей.

Уточнена и дополнена специальная терминология для виноделов крестьянско-фермерских хозяйств, определено количество и перечень винных напитков, которые вправе выпускать сельскохозяйственные производители. Зафиксированы условия их поставки, хранения и реализации.

Изменения коснулись и фермеров. Так, 11 июня 2003 г. был принят новый ФЗ РФ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Этот закон, заменивший Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1, закрепил основания создания крестьянских (фермерских) хозяйств в России, определив при этом:

  • понятие крестьянского (фермерского) хозяйства$
  • отношения между крестьянским хозяйством и государством;
  • правила создания и регистрация новой формы хозяйствования;
  • земельные и имущественные отношения;
  • членство в хозяйстве;
  • деятельность и формы хозяйствования.

Земельный кодекс РФ был принят 25 октября 2001 г. Он является основным документом, определяющим земельные отношения в России. Кодексом прописаны правила владения землей, арендные отношения, охрана и использование земли.

Земельный кодекс РФ устанавливает такие основные понятия, как:

  • охрана земли;
  • сельское и лесное хозяйство;
  • возникновение, изменение и прекращение права владения землей;
  • оценка, мониторинг и землеустройство.

Земельные отношения в России регламентированы и иными законодательными актами, которые дополняют и уточняют отдельные статьи ЗК РФ.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/pravo-na-zemlyu/istoriya-agrarnyh-reform-v-rossii.html

Земельные реформы в национальных районах России

Развитие массового антикрепостнического движения заставило царское правительство приступить к отмене крепостного права и у других народов России.

На западных и юго-западных окраинах России положение об освобождении крепостных было пересмотрено в связи с восстанием 1863 г. в Польше, Литве и Белоруссии. Стремясь ослабить разгоревшееся там крестьянское движение, правительство провело освобождение крепостных на несколько более льготной основе.

Белорусские, литовские и украинские крестьяне Правобережной Украины с начала 1864 г. в обязательном порядке переводились на выкуп, причем размер выкупа в среднем уменьшался на 20%.

Кроме того, в Белоруссии и Литве подверглись пересмотру уставные грамоты: особенно урезанные здесь крестьянские наделы были заметно увеличены, а повинности несколько снижены.

В Бессарабии под влиянием крестьянских волнений было изменено положение молдавских помещичьих крестьян, которые по закону 1861 г. освобождались без земли и приравнивались к местным свободным хлебопашцам (царанам), арендовавшим землю у помещиков и монастырей. Особым решением 1868 г. крестьяне-арендаторы получили в постоянное пользование наделы за определенные повинности с правом их выкупа.

Правительство вынуждено было обратить внимание на обострение отношений в Прибалтике между немецкими баронами и обезземеленными еще в начале XIX в. латышскими и эстонскими крестьянами. Указами 1863-1868 гг.

крестьяне Латвии и Эстонии были переведены с кабальной отработочной аренды на денежную аренду и получили право уходить из имений баронов. В 1866 г.

в прибалтийских губерниях ввели для крестьян административное управление на основе закона 19 февраля 1861г.

Значительную часть государственных и удельных крестьян в национальных районах Среднего Поволжья и Приуралья освободили в 1863-1866 гг. Положение об отмене крепостного права в удельных имениях было издано в 1863 г. Удельные крестьяне получали землю в размере полных наделов, установленных для данной местности законом 1861 г.

, и немедленно переводились на выкуп. Государственных крестьян внутренних губерний перевели на выкуп указом 1866 г., сохранившим за ними их прежние наделы, причем срок перевода на выкуп определялся самими крестьянами.

В следующем году это положение было распространено на государственных крестьян Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины с обязательным переводом их на выкуп.

В обстановке острой классовой борьбы в 60-х годах XIX в. началась отмена крепостной зависимости крестьян на Кавказе. Восстания крепостных к тому времени стали особенно частым явлением в отдельных районах Грузии (наиболее значительным было Мегрельское восстание 1857 г., в котором активно участвовало до 15 тыс. крестьян). Правительство провело здесь в 1864-1866 гг.

освобождение крестьян на исключительно выгодных для помещиков условиях. За личное освобождение каждого крепостного помещику выдавалось из казны до 50 руб. единовременно, и за ним сохранялась большая часть земельных владений.

Размеры крестьянских наделов в Грузии были уменьшены в среднем на 30%, а обезземеленные ранее помещиками крестьяне (хизаны) совсем не получили земли. За пользование наделами крестьяне, как и прежде, должны были отдавать помещику долю урожая, которая была повышена до 1/4 с пашни и виноградников, до 1/3 сенокоса и т. д.

Для перехода на выкуп здесь также требовалось согласие помещика, а условия выкупа были особенно тяжелы: всю сумму при выкупе садов и виноградников крестьяне обязаны были уплачивать наличными деньгами.

В 1870 г. «крестьянская реформа» была проведена в Абхазии, Армении и Азербайджане. Здесь выкуп наделов должен был производиться крестьянами без содействия казны. Не имея средств для выкупа, они продолжали оставаться в зависимости от помещиков, отбывая различные повинности за пользование землей (на положении «временнообязанных» крестьяне оставались в Закавказье до 1912 г.).

Таким образом, в национальных районах освободительная борьба народов России в ряде случаев заставляла царское правительство при освобождении крепостных идти на некоторые уступки. Вместе с тем там наиболее ярко выявились и крепостнические черты аграрной реформы 60-х годов, обеспечивавшей в первую очередь выгоды помещикам.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1961 г.)

Источник: http://interpretive.ru/termin/zemelnye-reformy-v-nacionalnyh-raionah-rossii.html

Земельные реформы в России — PDF

1 Земельные реформы в России

2 Первые русские поселения на Аляске 80-гг. XVIII в.

3

4 Сумма сделки 7,2 млн долларов золотом.

5 Первая земельная реформа (крестьянская) 1861 года

6 Страна до проведения первой земельной реформы Крепостное право препятствие для роста экономики страны: неравномерность распределения по территории страны земледельческого населения; ограничение роста городского населения. Ослабление государства за счёт недополучения налогов. Крепостные крестьяне платили и подушную подать государству, и оброк помещикам.

7 Ослабление крепостного помещичьего хозяйства. Часть дворянских имений, оказываясь в долгах, переходила в руки государства. Сокращение крестьянского населения. Ревизия 1857 г.

: в Европейской России 34,39% крепостных крестьян (на 10% меньше, чем за 20 лет до этого).

Уменьшение, в основном, за счет перехода крепостных крестьян в положение крестьян государственных, а также за счёт снижения естественного прироста.

8 Ход реформы 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Полное освобождение крестьяне получали в течение 2-х лет безо всякого выкупа, объединяясь в сельские общества с правами самоуправления. Земли оставались собственностью помещиков.

Помещики были обязаны предоставить крестьянам в постоянное пользование «усадебную оседлость» и земельный надел для несения ими государственных и других повинностей.

9 Крестьяне должны были в течение первых 9 лет обрабатывать свои наделы и нести установленные Положением повинности в пользу помещика отбывать барщину или платить оброк. Временнообязанные крестьяне. Усадьба выкупалась по желанию крестьян, т.е.

даже без согласия землевладельца. Полевой надел мог быть выкуплен либо по обоюдному согласию между помещиком и крестьянином, либо по одностороннему требованию землевладельца.

Государство предоставляло ссуды, которые крестьяне должны были погашать в течение 49 лет.

10 Землю, отведённую в постоянное пользование, могли выкупить крестьяне или крестьянские общины. Правительство ограничивало распад сложившихся общинных связей. В 1893 г. были введены новые правила выхода из крестьянской общины.

Крестьянин не мог выйти из общины без согласия на это 2/3 участников схода, даже полностью выплатив выкупные платежи. Земля, выкупленная отдельным крестьянином, становилась личной собственностью и переходила по наследству. Выкупая землю, крестьяне переходили в состояние крестьян-собственников.

Выкупные платежи предназначались уже не помещику, а государству.

11 Крестьянское население Крепостные крестьяне и дворовые люди 23 млн человек. Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 1861 г.

Удельные крестьяне (около 2 млн человек) освобождались от крепостной зависимости по закону 1863 г. и сразу переводились на обязательный выкуп.

Государственные крестьяне (около 16,5 млн) получили 6-10 десятин на ревизскую душу только в пользование с обязательной выплатой оброка в течение 20 лет. По указу 1866 г. переводились на обязательный выкуп с 1887 г.

12 Наделение крестьян землёй Размер земельного надела зависел от качества земли. Территория России была разделена на три полосы: нечернозёмную, чернозёмную и степную.

Полосы в зависимости от качества земли и плотности населения делились на местности (всего 29). В каждой местности определялись максимальная и минимальная нормы подушного надела.

Участки земли выделялись на каждую ревизскую душу, независимо от количества рабочих рук.

Читайте также:  Положение в России после отечественной войны 1812 года - история России

13 Крестьяне лишались части своих наделов, если величина их фактического надела превышала установленный Положением размер.

В среднем земельный надел на душу мужского пола составлял 3,4 десятины вместо 6-8 десятин, необходимых для нормального жизнеобеспечения при тогдашнем уровне агротехники. «Лишние» земли отрезали.

Площадь «отрезков» составляла в среднем по стране 20%, в некоторых губерниях 30-40%.

14 «Отрезки» во многих местностях не только уменьшали площадь наделов крестьян, но и чрезвычайно ухудшали наделы качественно.

Помещики намеренно старались отрезать лучшие пахотные земли, а также различные необходимые крестьянам угодья (например, луг или выгон) и дать крестьянам только одну пашню, тем самым ставя крестьян в полную экономическую зависимость.

Так, в нечерноземных местностях невозможно ведение хозяйства без скотоводства, т.е. без лугов и пастбищ. Крестьяне были вынуждены арендовать нужные участки земли (отрезки) на любых условиях.

15 Часть крестьян практически осталась без земли: дворовые крестьяне; крестьяне мелкопоместных дворян; крестьяне, получившие дарственный надел. Крестьяне без выкупа могли получить в качестве дара 1/4 высшего надела (около 1 десятины на душу).

В ряде случаев они предпочитали получить 1/4 надела в дар, чем весь надел целиком за плату и повинности. Недостаток земли. Начало стихийного переселения крестьян в южные степи Украины, на Северный Кавказ, в Поволжье и Сибирь. С гг.

государственная поддержка переселенцев.

16 Ход реформы За период с 1861 по 1881 г. было выкуплено более 80% всех земель временнообязанных крестьян. В декабре 1881 г. Александр III подписал указ об обязательном выкупе земли всеми остававшимися временнообязанными крестьянами.

Виды землевладения в европейской части России на начало XX в. (в млн десятин): частные владения 102,7 ( ,7) надельные земли 138,8 земли казны и пр. 154,7 Всего 395,2 1 млн душ мужского пола бывших крепостных получили 33,7 млн десятин земли; у 100 тыс.

помещиков осталось 69 млн десятин.

17 Параллельно с Земельной реформой проводилась Земская реформа (1864 г.): создала новый институт всесословного выборного местного самоуправления; приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство; способствовала развитию местного благоустройства.

18 До земельной реформы 1861 г. в России уделяли мало внимания состоянию почвенного покрова. Изменение экономики сельского хозяйства вызвало необходимость разработки новых форм налоговой политики, в том числе в области земледелия. Потребовалась обоснованная оценка земель. В 1881 г. Нижегородское губернское земство обратилось к В.В.

Докучаеву с предложением провести исследования и оценку почв в целях правильного налогового обложения. В течение гг.

были разработаны новые естественно-научные принципы классификации, картографирования, бонитировки почв, составлены почвенные и геологические карты, дана характеристика состояния сельского хозяйства каждого уезда и Нижегородской губернии в целом.

19 «Картография русских почв» (Докучаев, 1879). Впервые на основе полевых методов исследования и картографирования, разработанных В.В. Докучаевым и его учеником Н.М. Сибирцевым, были составлены вполне достоверные почвенные карты Нижегородской ( гг.) и Полтавской ( гг.) губерний, а позднее и других губерний России.

Опубликованы «Материалы к оценке земель Нижегородской губернии» (Докучаев, 1886). «Русский чернозем» (Докучаев, 1883). На основе обобщения материалов полевых почвеннокартографических исследований в гг. под общим руководством В.В. Докучаева его учениками Н.М. Сибирцевым и Г.И. Танфильевым и А.Р.

Ферхминым была составлена и опубликована сводная Почвенная карта Европейской России.

20 Почвенная карта Нижегородской губернии (под общей ред. В.В. Докучаева), масштаб 1: , 1886 г. Почвенная карта Европейской России Н.М. Сибирцева, Г.И. Танфильева, А.Р. Ферхмина (под ред. В.В. Докучаева), масштаб 1: , 1900 г.

21 Материалы к оценке земель «Правильная оценка земель дело настолько сложное в теоретическом отношении, она затрагивает такую массу самых разнородных, чисто житейских интересов и находится в связи с таким множеством самых разнохарактерных (как естественноисторических, так и экономических) условий, что удовлетворительное решение данной задачи безусловно требует: а) продолжительного и систематического изучения края, б) специальной подготовки исследователя, в) полнейшей объективности самого метода оценки» В.В. Докучаев Исследования почвенные Исследования экономические

22

23 Оценка естественного плодородия Оценка лёгкости обработки почв Оценка закрепления питательных веществ, поступающих с удобрением Оценка земледельческого качества территории

24 Итоги крестьянской реформы 1861 года Начало развития капиталистических отношений. Крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным. Увеличились темпы развития земледелия. Площадь пашни: 88,8 млн дес. (1860 г.) — 117,2 млн дес. (1887 г.); урожайность зерновых: 29 пуд. с дес.

(1860-е гг.) — 39 пуд. с дес. ( гг.). Экономическая зависимость крестьян от помещиков. К 1900 г. средний надел крестьянской семьи 2 дес. Треть крестьянских дворов не имела лошадей, треть имела одну лошадь. Урожай зерновых в России самый низкий в Европе.

Крестьянство несло бремя налогов, направляемых на развитие промышленности.

25 Вторая земельная реформа (Столыпинская) годы

26 Во второй половине XIX в. Российская империя достигла максимальных за свою историю размеров.

27 Страна к началу проведения второй земельной реформы Препятствие для развития сельского хозяйства страны общинное землепользование.

Крестьянская община институт социальной защиты (низкий уровень социально-экономического развития деревни, особенности географических и природных условий страны, аграрная перенаселённость, притеснения со стороны землевладельцев). За 45 лет (к 1905 г.) из общины вышли 145 тыс.

хозяев, а 80% надельных земель по-прежнему находились в общинном пользовании. «А что есть община? Да тяжелее крепостного права иной раз!» (Достоевский, 1876 г.)

28 Коллективное пользование мешало крестьянам по-хозяйски относиться к земле: Частые переделы земли частая смена хозяев отсутствие стимула для улучшения качества земли, извлечение прибыли и быстрое истощение земли. Община наделяла каждый двор земельным наделом одинакового качества, т.е.

долей на каждом поле, угодье чересполосица, раздробленность участков. Принудительный севооборот отсутствие возможности использовать личный опыт и вести хозяйство как считаешь необходимым. Все решения в общине принимались «миром», которому подчинялся каждый крестьянин.

Выход крестьянина из общины был крайне затруднён.

29 Внутриобщинная чересполосица

30 Начало XX века Задача скорейший подъём деревни и улучшение экономического положения крестьян. Программа С.Ю. Витте: важнейшая для страны проблема может быть решена только на основе освобождения крестьян от общины. С.Ю.

Витте выступал за постепенное введение частной собственности на надельную землю, за то, чтобы крестьянин чувствовал себя её хозяином, за уравнивание его в правах с другими сословиями.

«Горе той стране, которая не воспитала в населении чувства законности и собственности, а, напротив, насаждала разного рода коллективное владение».

31 Ход реформы С 1906 г. П.А. Столыпин министр внутренних дел, затем председатель Совета министров. I Государственная дума (1906 г.) и II Государственная дума (1907 г.) предлагали решение аграрного вопроса путём отчуждения частной земельной собственности.

Столыпин отверг требования отчуждения помещичьих земель, допуская их перераспределение лишь путём скупки государством продаваемых помещиками земель и перепродажи их крестьянам. Столыпин считал, что власть непременно должна выступать инициатором разложения общины, а также контролировать весь процесс (Витте больше полагался на стихийный процесс).

Реформа была направлена против революции и начала реализовываться после её подавления.

32 3 программы составные части реформы Первая сделать крестьян полновластными собственниками, освободить их от опеки общины, помочь расслоению крестьянства, чтобы «крепкие и сильные» смогли обойти «убогих и пьяных».

Основная цель реформы насаждение частной земельной собственности, создание многочисленного и сильного класса зажиточных крестьян опоры государственной системы. Вторая достижение всеобщей грамотности в объёме обязательной четырёхлетней начальной школы.

В целях распространения сельскохозяйственных знаний, появления класса настоящих фермеров. Третья ускорение роста промышленности и развитие внутреннего рынка страны.

33 Манифест 3 ноября 1905 г. Предусматривалась отмена с 1 января 1907 г. выкупных платежей и расширение операций Крестьянского банка по скупке частновладельческих земель и перепродаже их крестьянам. Указ 9 ноября 1906 г. (стал законом 14 июня 1910 г.

) «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Надельные земли в связи с отменой выкупных платежей освобождались от ограничений общинного владения, а крестьяне приобретали право свободного выхода из общины с укреплением надела в личную собственность. Закон 29 мая 1911 г.

предусматривал проведение землеустройства. Постановление Временного правительства 28 июня 1917 г. о прекращении реформы.

Источник: http://docplayer.ru/37590927-Zemelnye-reformy-v-rossii.html

Земельная реформа и аграрная политика России в конце ХХ века

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина Е.Н. Земельная реформа и аграрная политика России в конце ХХ века // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2308 (дата обращения: 07.06.2018).

Центральное место в аграрной политике России в начале 1990-х гг. занимала земельная реформа.

Основными принципами проведения земельной реформы были: 1) преодоление государственной монополии на землю за счет предоставления права собственности на земельные участки населению и  предприятиям; 2) сохранение за государством права собственности на отдельные участки, имеющие особое значение, например, для селекционной работы; 3) сочетание платного и бесплатного механизма наделения землей для всех категорий собственников; 4) государственный контроль за использованием земель, их экологическим состоянием.

   Монополия государственной собственности на землю не обеспечивала сохранности земель, не говоря уже об улучшении их качественного состояния. Сократились посевные площади. С 1988 г. по 1992 г. они уменьшились со 119,6 млн. гект. до 114,4 млн. гект. [5].

Содержание гумуса, определяющего плодородие земли, снизилось на 25-30 процентов в период с 1970 по 1990 гг. Увеличились площади заболоченных, переувлажненных, засоленных земель. Таким образом, из-за неудовлетворительного состояния земельных ресурсов Россия ежегодно недополучала около 40 млн.

тонн сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно [3, с. 45]. Это также подчеркивало необходимость реформирования земельных отношений.

Читайте также:  Расправа с революционным движением. реакционный характер правительственной политики - история России

   Земельная реформа, прежде всего, была направлена на изменение общественных отношений в сельской местности за счет быстрого перехода к частному землевладению.

Вместе с тем вопросам по эффективности использования земельных ресурсов, предотвращению их дальнейшей деградации и выбытия из сельскохозяйственного оборота должного внимания не уделялось.

Хотя было очевидно, что у новых собственников земельных ресурсов, зачастую не доставало финансовых ресурсов для улучшения качественного состояния используемых земель, не хватало знаний в области агротехники.

   Одной из проблем, с которой пришлось столкнуться при проведении земельной реформы, было определение оптимального размера землепользования.

Необходимо было выделить земельный участок такой площади, чтобы ее было достаточно для организации самостоятельного фермерского хозяйства.

С другой стороны излишняя земельная площадь могла создать дополнительные трудности в развитии фермерских хозяйств: недостаток сельскохозяйственной техники, удобрений, семян и т. п.

   Вопросам определения оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий посвящено достаточно много исследований. Значительный вклад в постановку и разработку этой проблемы внес А.В. Чаянов [6;7]. Его теория связана с определением оптимальных размеров хозяйств на основе метода предельных издержек и взаимосвязи производственных факторов «труда, земли и капитала».

Чаянов аргументировано доказал, что фактор «земля» является производным от фактора «труд», именно на этом должно основываться развитие крестьянских хозяйств. «Земельная площадь гораздо более подвижна, чем состав семьи, – отмечает он, – указанная связь должна пониматься как зависимость распределения земельной площади от демографического развития семьи» [6, с. 154].

   Не достаточно высокий уровень эффективности использования производственного потенциала колхозов и совхозов зависел от слабой технической оснащенности, недостатка либо избытка рабочей силы в хозяйствах, нерациональной структуры посевных площадей. Теория А.В.

Чаянова, безусловно, могла быть полезна при установлении предельных размеров землепользования фермерских хозяйств.

Ведь при создании новых типов сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств важно было обеспечить сбалансированность материальных, трудовых и земельных ресурсов.

  При этом не следует забывать, что для каждого вида сельскохозяйственной деятельности характер зависимости индивидуален. То есть при определении рационального размера землепользования необходимо учитывать занимается ли хозяйство растениеводческой или только животноводческой деятельностью.

Для предприятий, специализирующихся на животноводстве приоритетными критериями при выделении земельных участков должны быть: возможность обеспечения животных собственными кормами, обеспечение рациональной занятости работников.

При выделении земельных участков предприятиям, специализирующихся на растениеводстве перечень таких критериев значительно шире.

Необходимо было обеспечивать рациональные севообороты, возможности по организации товарного производства, размеры пашни должны позволять эффективно использовать сельскохозяйственную технику. Также все эти факторы должны быть увязаны с трудовыми ресурсами.

  С точки зрения концепции А.В. Чаянова «в случае если для развертывания хозяйства в оптимальных размерах у его организаторов не хватает достаточного количества земли или капитала, или рабочих рук, предприятие строится в размерах меньших, сообразно фактору, находящемуся в минимуме» [6, с. 156].

  В крупных сельскохозяйственных предприятиях возрастают затраты, связанные с увеличением размеров землепользования.

Увеличение численности коллектива приводит к росту затрат на управление, увеличение размеров землепользования ведет к росту затрат на транспортировку продукции, появляются дополнительные издержки, например, связанные с охраной сельскохозяйственных угодий и собранного урожая.

Вместе с тем, появляются возможности более эффективного применения сельскохозяйственной техники, оборудования, складских и производственных помещений. Именно соотношение этих факторов и определяет рациональные размеры землепользования для крупных сельскохозяйственных предприятий.

  Процесс передачи земли в частную собственность на безвозмездной основе должен был дать дополнительный импульс для развития фермерских хозяйств.

В действительности, в регионах с высокой плотностью сельского населения, а именно это, как правило, территории интенсивного земледелия, возможности по развитию фермерских хозяйств уменьшились.

Поскольку, чем выше плотность населения, тем больше занятых в сельском хозяйстве, и соответственно уменьшается надел земли, бесплатно передаваемый работникам.

Собственного земельного надела для организации фермерского хозяйства, как правило, не хватало, а получить дополнительный участок было проблематично, поскольку лучшие земли оказались поделенными между работниками бывших колхозов и совхозов. Прежде всего, эта проблема коснулась южных районов России – Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская области.

   Возникли проблемы и с материально-техническим обеспечением фермеров – имущество хозяйств, сельскохозяйственная техника также были разделены между пайщиками.

И если в прежних условиях руководители совхозов и колхозов должны были выделять материально-технические средства для первичного обустройства фермерского хозяйства, с началом реорганизации ситуация изменилась. Все работники, даже вышедшие на пенсию имели право на получение имущественного пая, в том числе и в натуральной форме.

Поэтому для районов страны с интенсивным земледелием реорганизация колхозов и совхозов с бесплатной передачей в собственность земли и имущества, создала только дополнительные трудности в развитии фермерских хозяйств.

  В районах же Нечерноземья, Западной Сибири, Дальнего Востока складывалась полностью противоположная ситуация. Соотношение между численностью населения и площадью земли сельскохозяйственного назначения, передаваемой в собственность граждан в этих регионах, позволяло получить крупный земельный пай, достаточный для организации самостоятельного хозяйства.

    Однако, для хозяйств этих регионов были характерны: нехватка квалифицированных кадров, неразвитость инфраструктуры, отсутствие дорог с твердым покрытием.

Поэтому, реорганизация колхозов и совхозов и в целом земельная реформа принципиально не повлияли на развитие фермерства, а в основном способствовали росту мелкотоварных крестьянских хозяйств. Фермерские хозяйства в этих регионах традиционно специализировались на животноводческой продукции.

Производство же растениеводческой продукции резко сократилось по причине его убыточности и нерентабельности в индивидуальных хозяйствах.

   Недостатка в земельных ресурсах регионы Сибири, Дальнего Востока и Нечерноземной полосы не испытывали.

Земельные паи не полностью передавались в акционерные общества, товарищества, производственные кооперативы, часть оставалась за их владельцами и использовалась для ведения личного подсобного хозяйства.

Если же фермеры или вновь созданные сельскохозяйственные предприятия нуждались в дополнительных участках, они могли их арендовать у местных администраций.

   Таким образом, бесплатная передача земли в собственность не способствовала развитию фермерства.

Реорганизация колхозов и совхозов не устранила многих недостатков присущих крупным хозяйствам, а в ряде ситуаций только усилила их негативное воздействие на эффективность сельскохозяйственного производства.

Возникли новые проблемы, связанные с юридическим закреплением прав на наделы земли, находящейся в коллективной собственности.

   Установление предельных норм землепользования ориентировало сельское хозяйство России на переход к мелкотоварному производству, при этом вряд ли можно было рассчитывать на самостоятельное обеспечение страны необходимым количеством продовольствия.

Да, и, по сути, запланированный переход к мелкотоварному производству это экстенсивный путь развития сельского хозяйства.

Получение высоких урожаев возможно лишь при освоении современных технологий производства, которые во многом предопределяют формы организации сельскохозяйственного производства, размеры землепользования, уровень профессиональной подготовки работников.

   Еще одна проблема, которая активно обсуждалась, заключалась в том, что с введением частной собственности на землю неизбежно социальное расслоение в сельской местности.

Ряд политиков и экономистов высказывали опасения, что превращение земли в товар сделает ее объектом спекуляций, что приведет к дальнейшей деградации земельных ресурсов, выбытию их из сельскохозяйственного оборота, сосредоточению земли в руках криминальных структур [3, с. 52].

  Некоторые исследователи пытались проводить параллели между земельной реформой 1990-х годов и аграрной реформой Столыпина, подчеркивая, что поддержка фермерских хозяйств, как раз и является реализацией идей Столыпина в современных условиях [1; 2]. Однако, не смотря на некоторое сходство, по сути, между ними мало общего.

Реформа Столыпина была направлена на создание условий для развития крестьянского хозяйства, которое на тот период времени являлось основной формой организации сельскохозяйственного производства. Принятые меры в действительности укрепляли экономическое положение крестьянских хозяйств.

Им предоставлялось право выхода их общины, с закреплением за ними наделов земли, находящихся в их фактическом пользовании.

  Начатая в 1992 году земельная реформа предполагала бесплатную передачу в частную собственность значительной части сельскохозяйственных угодий. При этом подавляющая часть новых, потенциальных собственников не стремилась к работе на земле и более того не была к ней готова.

Для них, полученные земельные паи рассматривались исключительно как объект получения дополнительного дохода, за счет перепродажи или передачи в аренду.

При передаче земли непосредственным товаропроизводителям возник новый тип земельных отношений, определяющих специфику и особенности аграрной политики, в сфере ценовой, налоговой политики, земельного рынка.

   Поэтому при проведении земельной реформы предусматривалось, после завершения раздела земли на паи, поэтапное выделение их в натуре.

Это позволит собственнику сдавать землю в аренду и получать плату с учетом качества и расположения земельных участков. Однако в действительности рынок земли и земельных паев не сложился.

Многие акционерные общества, созданные в результате реорганизации не идут на выделение реальных земельных участков своим пайщикам, препятствуют купле-продаже земельных участков.

Библиографический список

  1. Аграрные отношения: теория, историческая практика и перспективы развития / отв. ред. И.Н. Буздалов. М.: Наука, 1993. 267 с.
  2. Аграрный строй в России: прошлое, настоящее, будущее. Под ред. д-ра экон. наук В.Е. Есипова. СПб: Изд-во: СПбГУЭФ, 1999. 316 с.
  3. Иванов В.В. Аграрная реформа в России: организационно-экономический аспект. СПб: Петрополис, 1993. – 150 с.
  4. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М.: Госполитиздат, 1948. Т. 2. 738 с.
  5. Народное хозяйство СССР в1990. М.: Финансы и статистика, 1991. 752 с.
  6. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство / А.В. Чаянов. – М.: Экономика, 1989. – 486 с.
  7. Чаянов А.В. Избранные произведения: сборник / А.В. Чаянов / Сост. Е.В. Серова. М.: Издательство Московский рабочий, 1989. 368 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://human.snauka.ru/2013/02/2308

Ссылка на основную публикацию