Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция — история России

Завершающий этап послевоенного урегулирования: Вашингтонская конференция

Завершающий этап послевоенного урегулирования: Вашингтонская конференция - история России

Овчинникова Эмма. Джон Милтон Хэй

Созданное после Первой мировой войны устройство мира обычно называют версальско-вашингтонской системой.

Если Версальский договор касался в основном европейских государств, то Вашингтонская конференция решала проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке.

В ней приняли участие США, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия, Китай и шесть стран, представляющих Британскую империю (Англия, Канада, Австрия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и Индия). Конференция открылась 12 НЯ 1921.

Советская Россия и Дальневосточная Республика (ДВР) в Вашингтон приглашены не были.

В период подготовки конференции Народный комиссариат РСФСР по иностранным делам неоднократно обращал внимание её организаторов на нецелесообразность того, что проблемы Дальнего Востока будут обсуждаться без двух дальневосточных стран, которых они непосредственно касаются.

Неофициальной делегации ДВР всё же удалось попасть в Вашингтон. Сразу по прибытии в американскую столицу она опубликовала меморандум, а затем ряд документов.

В меморандуме говорилось о стремлении ДВР к становлению дипломатических отношений с США и желании осуществить законное право выступить на Вашингтонской конференции, чтобы добиться освобождения территории республики от японских оккупантов. Опубликованные секретные документы разоблачали агрессивные планы Японии в отношении русского Дальнего Востока.

Конференция обсуждала два основных вопроса: об ограничении морских и сухопутных вооружений и о тихоокеанских и дальневосточных проблемах. В ходе дискуссий выявились большие разногласия м.её участниками, и пр.всего м.Англией и Японией, а также м.Японией и США.

Во время работы конференции были заключены три договора. 13 ДК 1921 США, Великобритания, Франция и Япония подписали т.н. Договор четырёх — о совместных действиях колониальных держав против освободительных движений народов о-вов в Тихом океане и народов Дальнего Востока. В день закрытия конференции, 6 ФВ 1922, были подписаны ещё два договора.

В Договоре девяти государств — США, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая — провозглашался принцип уважения территориальной целостности и суверенитета Китая. Страны заявили о равных возможностях в торговле и промышленной сфере на его территории.

Этот договор развивал идеи, высказанные в известной доктрине Хэя. В этот же день был подписан трактат о китайском таможенном тарифе. Договору девяти предшествовало Заключённое 4 ФВ 1922 соглашение м.Японией и Китаем, по которому Япония д.б.

вывести свои войска из провинции Шаньдун, а также возвратить Китаю территорию Цзяочжоу и железную дорогу Циндао-Цзинань.

Договор пяти держав — США, Великобритании, Японии, Франции и Италии — касался ограничения морских вооружений.

После долгих дискуссий и споров пять держав договорились о соотношении их флотов в следующей пропорции: 5 — для США и Великобритании; 3 — для Японии и по 1,75 — для Франции и Италии. Были приняты и др.решения, в т.ч.

о запрещении сооружать новые военно-морские базы на Тихом океане восточнеё 110-го меридиана восточной долготы, за исключением о-вов, прилегающих к побережью.

На конференции рассматривался также вопрос о КВЖД, которую Соединённые Штаты пытались интернационализировать. Совнарком РСФСР выступил с протестом, заявив, что этот вопрос относится исключительно к компетенции двух стран — советской России и Китая.

Вашингтонской конференцией завершилось обсуждение послевоенных проблем. Она была своего рода продолжением Версальской конференции.

Рекомендуем ознакомится: http://history.syktnet.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya-stran/31682-zavershayushchij-etap-poslevoennogo-uregulirovaniya-vashingtonskaya-konferentsiya

Проблемы послевоенного мирного урегулирования. Версальская и Вашингтонская конференции

Вопросы мирного урегулирования с Германией и ее союзни­ками решались на Парижской мирной конференции, проходив­шей с 18 января по 28 июня 1919 г. В ней приняли участие предста­вители 27 стран.

Кроме официальных участников конференции в Париж съехались представители некоторых колониальных стран, малых государств и ряда общественных организаций. Только офи­циальных делегатов было более тысячи человек. Кроме того, у каждой делегации было большое число различных экспертов и обслуживающего персонала.

Накануне официального открытия конференции проходили совещания и встречи глав государств и правительств, министров иностранных дел и других высокопос­тавленных членов делегаций.

Порядок работы конференции обсуждался 12 января на Кэ д'0рсэ. Ряд вопросов вызвал продол-жительные дебаты: о языке конфе­ренции, о ее регламенте, о роли и участии стран в ее работе. Основными языками конференции были признаны английский и французский. Все 27 стран были распределены по 4 группам.

Первая группа: США, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Эти страны имели по 5 полномочных делегатов и участво­вали как во всех общих заседаниях, так и в заседаниях различных комитетов и комиссий.

Вторая группа: Британские доминионы и 19 других стран.Ониимели от одного до трех полномочных делегатов и могли прини­мать участие только в тех заседаниях, на которых обсуждались воп­росы, непосредственно касающиеся этих стран.

Третья группа: четыре латиноамериканские страны, которые разорвали дипломатические отношения с союзниками Германии. Их представители приглашались на заседания только в том случае, если обсуждались вопросы, затрагивающие интересы этих стран.

Четвертая группа включала в себя делегатов нейтральных стран и тех стран, которые предполагалось образовать вновь. Они могли участвовать в обсуждении только специальных вопросов.

Конференцию открыл президент Французской Республики Р. ПуанКарс, который обрушил гневные слова в адрес Германии и призвал к применению суровых санкций против виновников вой­ны. Он потребовал принять решительные меры, чтобы не допус­тить новой агрессии.

Работа конференции была организована плохо. На некоторых заседаниях протоколы вообще не велись. Все важнейшие вопросы решались тремя Советами: Советом десяти, Советом четырех и Советом пяти.

В Совет десяти входили по два делегата: от США Вильсон и Лансин, от Англии Ллойд-Джордж и Бальфур, от Франции Кле­мансо и Пишон, от Италии Орландо и Соннино, от Японии два специальных представителя Макино и Шинда. Совет четырех работал в составе только глав правительств США, Англии, Фран­ции и Италии. Совет пяти состоял из министров иностранных дел США, Англии, Франции, Италии и специального представи­теля Японии.

В период подготовки и в начале работы конференции много говорилось о 14 пунктах американского президента, и особенно о том, что все переговоры должны вестись открыто и не должно быть никаких тайных международных соглашений, что диплома­тия всегда должна действовать откровенно и гласно. Фактически же все главные решения принимались тремя странами – США, Англией и Францией. Большинство стран – участников конференции никакой роли в этом не играли.

Хотя представители Советской России не были приглашены на конференцию, «русский вопрос» незримо присутствовал по­стоянно при обсуждении почти всех проблем.

У лидеров трех стран было полное согласие в том, что они продолжат борьбу против Советской России. Разногласия касались только методов этой борьбы.

Одни считали необходимым направить в Россию армии союзни­ков, другие выступали за то, чтобы главные усилия направить на поддержку Колчака, Деникина и других белых генералов.

Одним из первых на конференции обсуждался вопрос о меж­дународной организации. Пленарное заседание 25 января приняло резолюцию о создании Лиги Наций.

Вопрос о необходимости такой организации ставился еще на­кануне первой мировой войны. В военный период разработку ее проектов вели различные пацифистские группы в Англии и Фран­ции.

К концу войны этой разработкой стали заниматься уже на правительственных уровнях. Комиссии по выработке уставов и структур будущей организации занимались в Англии, США и во Франции.

Проект создания Лиги Наций привез с собой в Париж и американский президент Вильсон.

Для подготовки Устава Лиги Наций Парижская конференция создала специальную комиссию, которую возглавил Вильсон. В основу этого документа был положен совместный англо-амери­канский проект. Другие проекты, в том числе французский и италь­янский, даже не рассматривались.

Обсуждение статей Устава Лиги Наций, как и ряда других воп­росов, проходило очень остро. На заседаниях Совета десяти между Вильсоном, с одной стороны, и Ллойд-Джорджем и Клемансо – с другой, очень часто вспыхивали резкие дискуссии.

Например, Франция настаивала на создании международной армии, действу­ющей под контролем Лиги. Против этого возражал американский президент.

Чтобы окончательно согласовать все статьи, потребова­лись кропотливая многодневная работа и 10 заседаний Комиссии.

К 13 февраля проект Устава Лиги был готов и на следующий день представлен конференции Вильсоном. Он состоял из 26 ста­тей, определявших принципы работы, структуру, функции и обя­занности членов организации.

Главными органами Лиги, согласно Уставу, являлись общее собрание – Ассамблея и Совет.

Послед­ний состоял из представителей главных союзных и объединившихся держав, которые являлись постоянными членами, а также из пред­ставителей других четырех держав, которые назначались Ассамб­леей на определенный срок. Все решения главными органами Лиги принимались только единогласно.

Статут Лиги начинался словами о том, что «для развития со­трудничества между народами и для гарантий их мира и безопас­ности важно принять некоторые обязательства не прибегать к вой­не, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предпи­сания международного права».

Члены Лиги обязывались уважать и сохранять территориаль­ную целостность и существующую политическую независимость всех членов организации. Тот, кто прибегнет к войне, должен был рассматриваться как «совершивший акт войны», против которого должны применяться санкции.

Предусматривалось сохранение колониализма, для прикрытия которого была создана так называемая мандатная система, одним из авторов которой явился бывший премьер Южно-Африканско­го Союза Смэтс. Предложение о мандатной системе содержалось и в проекте Вильсона. Лига Наций выдавал странам-мондатариям, т. е.

колониальным державам, мандаты на управление колония­ми, которые именовались теперь подмандатными территориями. Последние были разбиты на три группы.

В первую группу вошли территории, принадлежавшие ранее Османской империи; во вто­рую – бывшие германские колонии в Центральной Африке; в тре­тью – бывшие колонии Германии в Юго-Западной Африке и на Тихом океане.

Приняв Устав Лиги Наций, Парижская конференция перешла к обсуждению условий мира с Германией.

Читайте также:  Развитие революционного процесса - история России

Англия, Франция, США и другие участвовавшие в войне страны антигерманского блока хотели ослабления Германии, с тем чтобы она не могла оказывать решающего влияния на развитие событий и не являлась конкурен­тоспособной в экономическом и торговом отношениях. Наиболее непримиримую позицию занимала Франция.

Клемансо и другие французские представители добивались возмещения Германией всех убытков, понесенных в войне. Они требовали от Германии репараций в сумме 800 млрд золотых марок. Общая сумма репара­ций в пользу Франции, Англии и США составила более 1,5 трлн золотых марок.

Острая дискуссия развернулась по вопросу о границах. Фран­ция помимо возвращения Эльзаса и Лотарингии настаивала на ок­купации левого берега Рейна и демилитаризации 50-километро­вой зоны на правом берегу. Что касается военных статей договора, то здесь все были согласны с тем, что личный состав сухопутной армии Германии не должен превышать 100 тыс. человек.

25 апреля 1919 г. в Версаль была приглашена немецкая делега­ция, которую возглавлял министр иностранных дел граф Брокдорф-Рантцау.

Она попыталась использовать имевшиеся между со­юзниками противоречия, о которых немцы были хорошо осве­домлены. Впервые на заседании конференции германская делегация появилась 7 мая.

Ей был вручен текст предлагаемого договора, для изучения которого давалось 15 дней.

Немцы не уложились в отведенный срок и прислали ответную ноту только 29 мая. Высказав протест по всем пунктам договора, Германия сообщила, что она согласна вернуть Франции Эльзас и Лотарингию, но при условии проведения там референдума (пле­бисцита).

Она также соглашалась на 100-тысячную армию, выра­жала готовность уступить Польше часть Познанской провинции и тем самым открыть ей коридор для доступа к морю, уплатить в качестве контрибуции 100 млрд золотых марок, из них 20 млрд – к 1 мая 1926г.

В самой Германии развернулась борьба против условий догово­ра. Немцы протестовали против того, что единственным виновни­ком войны была названа Германия.

Клемансо отвечал им, что они проиграли войну и должны принять условия мира, а если Германия будет вести и дальше такую политику, то страны Антанты возобно­вят военные действия, оккупируют ее и потребуют безоговорочной и полной капитуляции.

Это были не просто слова. По решению Совета четырех маршал Фош разрабатывал план оккупации.

Источник: https://cyberpedia.su/4x6a53.html

Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. и ее решения

В июле 1921 г. президентСША Уоррен Гардинг выступил с инициативой провести в Вашингтоне международную конферен­цию по ограничению морских вооружений, тихоокеанским и даль­невосточным вопросам.

Созыв Вашингтонской конференции был обусловлен следующими основными причинами.На Парижской мирной конференциинекоторые важные про­блемы послевоенного урегулирования либо были решеныне пол­ностью. либо не затронуты вовсе.

Речь шла какраз о тех пробле­мах, которые и назвал американский президент.В этом смыслеВашингтонская конференция являлась своегорода продолжени-рм конференции Парижской.

Она была призвана завершить про­цесс формирования новой системы международныхотношений.

Особое внимание к дальневосточной проблематике объясня­лось тем, что после мировой войны в Азиатско-тихоокеанском регионе сложилась новая расстановка сил и обострились проти­воречия великих держав.

Соединенные Штаты, опираясь на свое экономической могущество, стремились обеспечить себе главен­ствующее положение на Дальнем Востоке и прежде всего в Ки­тае, используя политику «открытых дверей» и ^равных возможно­стей». Этот политический курс. пусть с оговорками, поддержива­ла Великобритания.

Главной преградой на пути практической реализации этого курса являлась Япония, которая придержива­лась традиционно-империалистических принципов борьбыза«сферы влияния». Навязав Китаю «•21 требование» и добившись дипломатической победы над США на Парижской конференции.

Япония сделала крупный шаг в осуществлении ее основной внеш­неполитической задачи — превращения китайской территории, а затем и всею Азиатско-тихоокеанского региона в сферу исклю­чительно японских экономических интересов и политического кон­троля. Отсюда резкое усиление напряженности ь отношениях между США и Страной восходящего солнца.

Следует отметить, что международная обстановка наДальнемВостоке отличалась крайней сложностью и противоречивостью. ее нельзя сводить только к американо-японскому конфликтуВо всяком случае при решении дальневосючныхпроблем необходи­мо было учитывать три важных обстоятельства.

Во-первых, в силовом треугольникеСША-Япония-Велико­британия последняя занимала особоеместо. Заявив о своей соли­дарности с американской политикой ^открытых дверец»,она од­новременно была связана с Японией союзнымдоговором, заклю­ченным В 1902 и возобновленным в 1911г.

Это означало, что вслучае вооруженного столкновения с ЯпониейСоединеннымШтатам будет противостоять англо-японскийблок- Понятно, что японское правительство стремилось сохранитьсоюз с Англией, аамериканское — его разрушить.

Что касаетсяВеликобритании,то, оказавшись в двусмысленном положении, она сталаэтим со­юзом тяготиться.

Дело в том, чтодоговор с Японией в момент егоподписания был направлен против Германии иРоссии, поэтомупосле поражения в войне первой и ослаблениядальневосточных позиций второй он [1 значительной степени потерялсвой смысл.

К тому же решительными противниками любого англо-японско­го сближения выступали британские доминионы Канада. Австра­лия и Новая Зеландия, опасавшиеся дальнейшей экономической и территориальной экспансии Японии. Таково было соотноше­ние сич великих держав в Азиатско-тихоокеанском регионе на­кануне открытия Вашингтонской конференции.

Во-вторых, другой особенностью международной ситуации на Дальнем Востоке стала политическая дезинтеграция Китая. На его территории существовало несколько правительств, причем цент­ральная власть в Пекине была настолько слабой, что не контроли­ровала ничьих действий, кроме своих собственных.

Такое положе­ние дел вполне устраивало Японию, применявшую в своей поли­тике по отношению к Китаю принцип «разделяй и властвуй»,но никак не соответствовало внешнеполитическим установкам Со­единенных Штатов. Как известно, доктрина «открытых дверей» предполагала сохранение территориальной целостности Китайской республики и.

следовательно, отвергала ее раздел на «сферы влия­ния». Так внутриполитическая обстановка в Китае приобрела дос­таточно громкое международное звучание.

В-третьих, определенное влияние на ход обсуждения дальне­восточных проблем должен был оказать и фактор Советской Рос­сии. Это влияние следует рассматривать не столько в политиче­ском, сколько, в идеологическом аспекте. В начале 1920-х гг.

со­ветское государство не могло на равных соперничать с ведущими мировыми державами на Дальнем Востоке, тем более, что от него, пусть формально и временно, отпала Дальневосточная Республи­ка. а ряд приморских районов был оккупирован японскими вой­сками.

Более значимую роль играло распространение коммуни­стических идей, к которым Китай оказался весьма восприимчив. В 1921 г. возникла Китайская Коммунистическая партия, а го-миньдановское правительство в Нанкине, которое возглавлял ре­волюционер-демократ Сунь Ятсен.

вступило в контакт с комму­нистами и налаживало связи с Москвой. Угроза «большевизации» Китая вызывала понятную обеспокоенность тихоокеанских дер­жав и подталкивала их к скорейшему урегулированию китайской проблемы.

Важнейшей предпосылкой проведения Вашингтонской конфе­ренции стала развернувшаяся в последние годы [юйны и в первый послевоенный период гонка морских вооружений. В борьбу за воен­но-морское дилерство включились Соединенные Штаты и Япония.

В марте 1916 г. в США была принята широкомасштабная про­грамма военно-морского строительства, целью которой провоз­глашалось создание флота, «не уступающего никакому другому»<\p>

Источник: https://megalektsii.ru/s29959t6.html

Вашингтонская конференция и ее решения

Считая своим главным противником на Дальнем Востоке Японию, Советская Россия и ДВР начали концессионные переговоры с США, смыслом которых было повлиять на американскую администрацию в пользу официального признания ДВР и оказать давление на Японию с целью заставить ее вывести войска с Северного Сахалина. Однако из этого плана ничего не вышло. В мае 1921 г.

Япония ликвидировала власть правительства ДВР в Приморье (с 1920 г. столица ДВР была перенесена в Читу), сочтя его политику слишком просоветской. В противовес читинскому правительству японские военные власти стали поддерживать во Владивостоке областное правительство во главе с предпринимателем С.Д.Меркуловым.

Холодно к идее сотрудничества с большевиками против Японии отнесся и ставший в 1921 г. новым президентом США республиканец Уоррен Хардинг (Гардинг). Хотя, будучи сенатором, Хардинг зондировал почву относительно перспектив сотрудничества с большевиками, после избрания он не захотел взаимодействовать с РСФСР и ДВР на антияпонской основе.

У него возник план урегулирования противоречий в АТР без участия Советской России.

За время Первой мировой войны США превратились в могущественную державу. Из страны-должника они превратились в мирового кредитора, которому задолжали и Великобритания, и Франция, и Италия.

В отличие от Вильсона администрация Хардинга полагала, что жизненные интересы США сосредоточены не в Европе, а в Латинской Америке и Восточной Азии.

Соответственно, политика «сфер влияния» в Китае, означавшая укрепление позиций Великобритании и Японии, по-прежнему не устраивала США, остававшихся поборником доктрины «открытых дверей».

В 1916 г. США приняли гигантскую программу строительства военно-морского флота, целью которой было закрепить за собой положение первой военно-морской державы мира.

Великобритания тоже хотела усилить свои позиции на Дальнем Востоке посредством сооружения новой мощной военно-морской базы в Сингапуре.

Этот проект требовал огромных ассигнований, и поэтому Лондон был вынужден сокращать ассигнования на флот, что делало британские ВМС в перспективе неконкурентоспособными по сравнению с американскими.

И США, и Великобритания соперничали с Японией, стремясь помешать ей окончательно утвердиться на Дальнем Востоке в качестве доминирующей военно-морской силы.

Великобритания все еще была связана с Японией союзом, но наступление японского капитала на британские позиции в Китае, а главное — опасения и требования Канады и Южно-Африканского Союза, переориентировавшихся на США и требовавших того же от Лондона, толкали Великобританию к пересмотру своих приоритетов.

Однако ни Вашингтон, ни Лондон не были заинтересованы в открытом столкновении с Токио, и потому они стремились найти всеобъемлющее компромиссное разрешение противоречий в сфере морских вооружений.

Читайте также:  Культура руси в ix - xvii веках - история России

Волновали их и нарастающие трения по общим политическим вопросам регионального развития, из которых особое беспокойство вызывала активность Японии в Китае, способная обернуться «закрытием» этой страны для британского, американского и французского капитала.

Улавливая общее настроение западных держав, британский министр иностранных дел лорд Керзон летом 1921 г. обратился к президенту США с предложением о созыве конференции по дальневосточным и тихоокеанским проблемам.

Президент поддержал идею и, в свою очередь, предложил провести конференцию в Вашингтоне. План был одобрен британскими доминионами и Китаем.

Япония тоже его приветствовала, но пыталась исключить из повестки дня дискуссию по общим проблемам безопасности в АТР и по Китаю.

Конференция открылась в Вашингтоне 12 ноября 1921 г.

В ее работе приняли участие 14 стран — США, Британская империя (Великобритания и доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия), Япония, Франция, Италия, Китай, а также европейские страны, имевшие традиционные интересы в АТР — Бельгия, Голландия и Португалия. Делегацию США возглавлял государственный секретарь Чарльз Хьюз (Юз), избранный председателем конференции, во главе британской стоял Артур Бальфур, французской — премьер-министр Аристид Бриан, а японской — Томосабуро Като.

Германия, у которой по Версальскому договору были отняты все владения на Тихом океане, и Россия, «ввиду отсутствия единого правительства», на конференцию приглашены не были.

Однако делегация ДВР прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с ее территории.

Китай на Вашингтонской конференции был представлен только пекинским правительством, поскольку только ему и было направлено официальное приглашение. Южное правительство Сунь Ятсена в Гуанчжоу (Кантоне) не было признано западными державами и поэтому не было приглашено.

Правительство Южного Китая заранее заявило, что не будет считать себя связанным решениями Вашингтонской конференции, каковыми бы они не были. Между тем, дезорганизация в Пекине к моменту созыва конференции достигла такой степени, что проблемой стало даже финансирование поездки китайской делегации.

Она прибыла в Вашингтон без своего официального руководителя (министр иностранных дел Янь Хуэйцин не смог покинуть Пекин), ясной программы действий и достаточных средств.

Конференция сразу же вышла за рамки первоначальной повестки дня. Обсуждение вопроса о судьбе японо-британского союза проходило секретно в рамках «большой тройки» США, Великобритании и Японии, а не на пленарных заседаниях.

В ходе переговоров американская сторона отклонила идею о создании в АТР тройственного политического союза США, Великобритании и Японии. Вашингтон опасался, что связанные старым союзным договором Лондон и Токио смогут договориться за спиной США и потом совместно оказывать давление на американскую позицию.

Поэтому американская дипломатия стремилась привлечь к политическому диалогу Францию, ссылаясь на ее интересы в АТР, где имелись обширные французские колониальные владения (Индокитай).

Итогом четырехсторонних обсуждений стал договор о политических гарантиях для поддержания того нового международного порядка, который фактически сложился в регионе после Первой мировой войны.

Четыре державы (США, Япония, Великобритания и Франция) подписали договор сроком на 10 лет о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане («договор четырех держав»).

Они согласились, во-первых, соблюдать статус-кво в отношении имеющихся у них островных владений в Тихом океане; во-вторых, вступать в консультации всяких раз, когда в регионе возникает опасность для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или всеми ими вместе. Фактически это был региональный пакт стабильности, который создавал политико-правовую основу для будущего Вашингтонского порядка и наметки механизма для его регулирования.

Важнейшим элементом «договора четырех держав» был пункт об отмене военно-политического союза Великобритании и Японии 1911 г., который рассматривался в США как элемент устаревшей блоковой политики, скомпрометированной Первой мировой войной и провоцирующей недоверие между великими державами.

Решение об отмене союза, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято политиками и специалистами в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу.

Вместе с тем, создание многосторонней основы международного регулирования в АТР в принципе создавало более надежную базу для устойчивости региональной подсистемы.

Эффективность нового порядка, конечно, зависела и от того, насколько он был способен сопрягаться с практической деятельностью Лиги наций как органа общемирового регулирования.

Если «договор четырех держав» политически и юридически оформил принцип партнерства великих держав на основе коллективных гарантий, то военно-политические и военно-технические параметры согласованного соотношения сил были зафиксированы в подписанном 6 февраля 1922 г. «договоре пяти держав» — США, Великобритании, Японии, Франции и Италии — об ограничении морских вооружений.

Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от «стандарта двух держав» («two powers standard»), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, взятых вместе. План, представленный государственным секретарем США Хьюзом, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя для нее была предусмотрена меньшая квота, чем для США и Британии. Новые соотношения военно-морских вооружений были приняты. «Договор пяти держав» предусматривал, что общий тоннаж линейных судов, который может подлежать замене, не будет превышать для Соединенных Штатов и Британской империи — 525 тыс. т, для Франции и Италии — 175 тыс. т, а для Японии — 315 тыс. т водоизмещения (ст. 4). Кроме того, предусматривалось, что ни одна из держав не будет приобретать или строить линейные суда более 35 тыс. т водоизмещения (ст. 5). На последнем твердо настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно.

США, Великобритания и Япония согласились уважать статус-кво и в вопросе береговых укреплений, а также военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов.

Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. Зато США отказывались от попыток укреплять Алеутские о-ва, со стороны которых они могли угрожать Японии.

Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы.

Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Несмотря на сопротивление японской делегации на Вашингтонской конференции был рассмотрен и вопрос о Китае. Китайские делегаты поставили вопрос об упразднении на китайской территории «сфер влияния» иностранных держав и о ликвидации их привилегий.

Позиция Китая излагалась в виде «Десяти пунктов», которые представляли собой расширенный вариант «Вопросов для пересмотра», не принятых к рассмотрению в Париже.

В них излагались основные принципы отношений великих держав с Китаем — гарантированное уважение сохранения территориальной целостности и политической и административной независимости, отказ от тайной дипломатии, прав экстерриториальности, уважение нейтралитета Китая в будущих войнах в случае его неучастия в них и т.д.

Китай в свою очередь давал обязательство не отчуждать и не сдавать в аренду «какую-либо часть своей территории и побережья», соглашался с принципом «открытых дверей» в торговле и промышленности, заявлял о своей заинтересованности в мирном решении международных конфликтов на Дальнем Востоке посредством периодически проводимых международных конференций.

США поддержали китайскую делегацию и предложили резолюцию, в которой содержался призыв ко всем государствам пересмотреть свою политику в отношении Китая в сторону самоограничения привилегий для иностранцев и иностранных государств. 6 февраля 1922 г.

девять держав — Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия — подписали договор о принципах политики в китайском вопросе («договор девяти держав»).

Стороны обязались уважать суверенитет, административную и территориальную целостность Китая, строить отношения с Китаем на принципах «открытых дверей и равных возможностей» и согласились не оказывать поддержки действиям своих граждан, направленным на создание сфер влияния или приобретение возможностей для исключительного преобладания в определенных районах китайской территории (ст. 4). Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует (ст. 6).

Китайская делегация ставила на рассмотрение конференции и другие вопросы — о ликвидации режима капитуляций, предоставлении Китаю тарифной автономии, отмене экстерриториальности. По этим вопросам успеха китайской делегации добиться не удалось.

Сочувственно было встречено требование китайской делегации о выводе с территории страны иностранных войск и полиции, однако по настоянию Японии была принята резолюция о передаче окончательного решения этого вопроса на усмотрение конференции послов в Пекине.

Читайте также:  Отступление царизма в восточном вопросе - история России

Державы так же отказались рассматривать вопрос о возвращении Китаю арендованных у него территорий. Не смог Пекин добиться и отмены возложенных на него обязательств в связи с «двадцати одним требованием» Японии.

Возражая китайским делегатам по этому вопросу, глава японского правительства Кидзюро Сидэхара сослался на то обстоятельство, что соглашение о принятии «двадцати одного требования» Японии Китаем было подписано в соответствии с законами обеих стран, скреплено печатями и должным образом ратифицировано, что не позволяет сомневаться в его юридической силе. Однако кое в чем Японии все же пришлось уступить. Она согласилась передать в руки международного консорциума строительство Южно-Маньчжурской железной дороги и отказаться от исключительных прав направлять советников властям Южной Маньчжурии.

страницаназад
страницавперед

О проекте

Источник: http://tajni.ru/vashingtonskaya_konferenciya_i_ee_resheniya-a1034.html

Trojden | Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования (1918-1922 гг.) — История: «Среднее профессиональное образование»

Формирование Версальско-Вашингтонской системы. Мирная конференция, на которой предстояло выработать условия послевоенного мирного урегулирования, начала свою работу в Париже 18 января 1919 г.

В ее работе участвовали представители 27 стран, однако реально основные вопросы обсуждались на заседаниях «Совета 10-ти», куда входили по два представителя от пяти ведущих держав — Франции, Англии, США, Италии и Японии.

Наиболее жесткую позицию занимал премьер-министр Франции Ж. Клемансо, который стремился максимально ослабить Германию или даже расчленить ее. Такое развитие событий было невыгодно Англии и США, так как привело бы. к гегемонии Франции в Европе.

Основными спорными вопросами были: судьба Германии и ее колоний; будущее Османской империи; проект создания Лиги Наций, ее функции и характер. В ходе длительных и, не раз заходивших в тупик, переговоров, компромисс был найден. 14 февраля 1919 г.

был составлен Устав Лиги Наций, которой предстояло решить проблему колоний, утраченных побежденными сторонами. 28 июля 1919 г. в Версале был подписан мирный договор с Германией. Условия мира являлись крайне тяжелыми для последней.

От Германии отходило более 1/8 части территории (в том числе богатые области Эльзаса, Лотарингии, Саара); она лишалась всех своих колоний. Страна была полностью демилитаризована: ее армия сокращалась до 100 тыс.

человек; запрещалось иметь подводный флот и авиацию; вся военная инфраструктура в прирейнской зоне уничтожалась. Помимо этого, Германии, которая была признана виновной в развязывании войны, предстояло выплатить колоссальные репарации. На сходной основе были подписаны мирные договоры и с бывшими союзниками Германии — Австрией, Болгарией, Венгрией.

В результате всех этих соглашений кардинальным образом была перекроена политическая карта Европы, что породило множество территориальных споров, расшатывавших создаваемую систему международных отношений.

Принципы европоцентризма, еще раз продемонстрированные на Парижской конференции, вступали во все более ужесточавшееся противоречие с интересами США и Японии.

Наиболее сложным узлом проблем был Дальневосточный регион, где растущее влияние США и Японии сдерживалось значительным англо-французским присутствием. Ситуация здесь настолько обострилась в 1920 — 1921 гг., что в прессе начали говорить об угрозе новой войны.

Для обсуждения всех сложных проблем, по инициативе американской дипломатии, в Вашингтоне была созвана международная конференция, открытие которой состоялось 12 ноября 1921 г. Ее итогом стало подписание ряда крупных соглашений, окончательно оформивших новую систему международных взаимоотношений.

13 декабря 1921 г. США, Англия, Франция и Япония подписали «Договор четырех», в котором они обязывались гарантировать неприкосновенность владений в бассейне Тихого океана. Заключались договора, ограничивавшие морские вооружения, регулировавшие соотношения линейных флотов, расположение военных баз и т. д.

Впервые в своей истории Англия официально признала право другой державы (в данном случае — США) на паритет в размерах военно-морского флота. Это было свидетельством общего ослабления британских позиций в мире.

Другим крупнейшим документом, подписанным в Вашингтоне, стал «Договор девяти», который касался проблем Китая.

Американским дипломатам удалось ввести в жизнь практику «открытых дверей», в противоположность традиционной европейской линии на раздел мира на сферы влияния.

Такая схема была выгодна американцам, поскольку они рассчитывали с помощью своего мощного экономического потенциала постепенно вытеснить своих европейских конкурентов не только из Китая, но и вообще из всего азиатского региона.

С завершением Вашингтонской конференции окончательно оформилась новая модель международных отношений, получившая название Версальско-Вашингтонской системы. Напряженность в отношениях великих держав на некоторое время была снята; спорные проблемы — устранены.

Вместе с тем, новая система была полна внутренних недостатков и противоречий. Исключительно жесткие условия мирного договора, продиктованного Германии, породили в немецком обществе устойчивые реваншистские идеи.

Остались нерешенными множество национально-территориальных вопросов в Европе, порожденные во многом произвольными перекройками границ. Наконец, на общемировом уровне происходит все более очевидное ослабление европейских держав, чьи позиции были существенно потеснены Японией и США.

Быстрое усиление последних, наличие взаимопересекающихся интересов создавало основу для столкновения между этими странами в будущем. Вне новой международной системы оставалась Советская Россия; проблемы стран Азии и Африки также были обойдены молчанием.

Таким образом, Версальско-Вашингтонская система не только не решила все стоявшие перед ней задачи, но и породила массу новых проблем, грозивших серьезными потрясениями для мировой цивилизации.

Революция в Германии 1918-1919 гг. Затяжная и чрезвычайно ожесточенная война, обострившая внутренние конфликты практически во всех странах-участниках, привела к невиданному с середины XIX века революционному подъему в Европе.

Революции в Австрии, Венгрии, Чехии, Финляндии, Турции, разные по своему характеру и итогам, стали отражением глубокого кризиса традиционного буржуазного общества.

Революционная волна, сокрушившая три крупнейшие европейские империи — Российскую, Австро-Венгерскую и Германскую, серьезным образом повлияла на политическое и экономическое развитие не только этих, но и соседних государств. Радикальные элементы активизировались даже в таких стабильных и устойчивых государствах, как Англия и США.

Наиболее значительные события происходили в Германии. Здесь революционные события начались с восстания в Киле в начале ноября 1918 г. Попытка военного командования погасить мятеж посредством расформирования бунтующие экипажи, привела лишь к быстрому распространению восстания. К 8 ноября волнения охватили почти все крупные германские города.

9 ноября кайзер Вильгельм П объявил о своем отречении и бежал за границу, в Голландию. Германия стала республикой. Правительство, состоявшее из представителей двух умеренно-радикальных партий — СДПГ (Социал-демократической партии Германии) и НСДПГ (Независимой социал-демократической партии Германии), во главе с Ф.

Эбертом, стремилось с помощью гибкой социальной политики предотвратить дальнейшую радикализацию масс. В стране было отменено военное положение, восстанавливался восьмичасовой рабочий день, гражданские права и свободы, впервые вводилось всеобщее избирательное право, объявлялась амнистия политзаключенным.

Правительство активно занималось трудоустройством демобилизованных солдат. Экономические и социальные отношения все больше регулировались государством.

На первом этапе революции (ноябрь-декабрь 1918 г.) в Германии имела место система двоевластия: наряду с правительством, которое получило название Совет Народных Уполномоченных (СИУ), существовали рабочие и солдатские Советы.

Основным идейным оппонентом социал-демократов в рамках рабочего движения была оформившаяся в декабре 1918 г. Коммунистическая партия Германии (КПГ). Ее лидеры — К. Либкнехт и Р.

Люксембург — стремились превратить стихийно сложившиеся Советы в подлинные органы народовластия, которые должны были взять на себя миссию переустройства общества по социалистическому образцу.

После некоторого спада революции в декабре 1918 г. в январе следующего года поляризация сил в германском обществе достигла своего апогея. Поводом для нового вооруженного восстания в Берлине стало смещение с поста берлинского полицай-президента члена НСДПГ — Э. Эйхгорна.

Левые, сочтя этот акт прямым вызовом для себя, приняли решение о подготовке вооруженного восстания в столице. 8 — 12 января в Берлине шли ожесточенные баррикадные бои. Несмотря на упорное сопротивление, верные правительству войска сумели подавить восстание.

19 января состоялись выборы в Учредительное собрание, которое начало свою работу в феврале в городе Веймар. Главной задачей собрания стала разработка новой Конституции, в которой были бы закреплены все произошедшие в Германии политические и социальные перемены.

Эта работа проходила в крайне сложных условиях внутренней нестабильности и ожидания результатов мирной конференции в Париже, которая должна была определить судьбу страны. Радикальные силы в самой Германии еще не сложили оружия. Наиболее крупным было восстание на юге страны, где в апреле 1919 г. была провозглашена Баварская советская республика.

Правительству удалось подавить это выступление лишь ценой крайнего напряжения всех сил. Ф. Эберт понимал, однако, что одними репрессиями ситуацию не стабилизировать. Весной 1919 г.

был проведен ряд мер по демократизации всей сферы социально-экономических отношений, в том числе закон о возможности перевода в общественную собственность предприятий, «созревших для этого», создании на базе Советов фабрично-заводских комитетов, которые имели право голоса в решении производственных вопросов.

Сочетание силовых и реформационных тенденций в деятельности правительства позволило ему стабилизировать ситуацию в стране. 31 июля 1919 г. была принята новая Конституция, получившая название Веймарской. Разработанная в условиях непрекращавшихся социальных конфликтов, она не могла не учитывать общего настроя общества.

В Конституции декларировалось всеобщее, равное избирательное право для мужчин и женщин, достигших 20 лет. Права парламента (рейхстага) заметно расширялись, в отдельных случаях предусматривалось проведение всенародного референдума. Таким образом, новая германская Конституция была одной из самых демократичных в Европе в тот период. Сформировавшемуся политическому режиму предстояло решить множество серьезных проблем как внутри- , так и внешнеполитического характера, связанных со вхождением страны в новую систему международных отношений.

Источник: https://trojden.com/students/russian-history/samigin-history-mid-prof-education-2007/45

Ссылка на основную публикацию