Восточные славяне в vi-viii вв — история России

Восточные славяне в VI-VIII вв., образование Древнерусского государства

Рассмотрим период жизни восточных славян, когда они стали самостоятельной группой, отделившись от славянской общности.

Восточные славяне в древности (VI-VIII века)

В шестой-восьмой века новой эры у восточной ветви славян полным ходом шло разложение родоплеменного строя. Теперь община стала не родовой, а соседской (другое ее название – вервь). Тут же появляются зачатки частной собственности, когда у каждой общины есть свое личное имущество и блага. Но, разумеется, леса и окружающие территории были общими для всех.

Как известно, первые люди, которые появлялись на какой-либо новой территории, обычно селились около рек или других водоемов. Не исключением были и наши предки. Жили восточные славяне в эти столетия еще в полуземлянках. Но ближе к девятому веку кое-где начинали появляться избы. Это стало важным шагом вперед.

К шестому-восьмому векам восточные славяне прочно обосновались на землях Восточно-Европейской равнины. Процесс их расселения происходил без особых проблем. Соседские племена никак не противостояли этому.

Да и смысла в этом не было. Ведь плотность населения в то время была еще очень низкой, то есть земли хватало всем.

Соседями славян были балты (тоже выходцы из индоевропейской семьи), финно-угры (эстонцы, финны, венгры, коми).

Но не стоит думать, что жизнь восточных славян была совсем безоблачной и беззаботной. Например, с юга-востока они терпели набеги кочевников (тюрков), живших в степях.

Постепенно в всей совокупности восточных славян начали появляться люди, полномочия которых были больше, чем у других. Речь идет о вождях, старейшинах. Они принимали решения, участвовали в качестве судий в спорных вопросах.

Народное собрание (вече) хоть и продолжало существовать, но имело гораздо меньше прав. У племен были свои князья, которые занимали в нем главенствующее положение. Например, у полян его звали Кий.

Появление князей стало первым небольшим шагом к государственности.

Но самым радикальным этапом в истории восточных славян стало образование так называемых племенных союзов (объединений племен) в восьмом веке. Знаменитый Нестор называл их в своей летописи «Повесть временных лет» племенными княжениями. Всего их существовало пятнадцать. Каждый такой союз занимал определенную территорию, у него был свой князь. Существовавшие племенные союзы:

  • Кривичи.
  • Словене ильменские.
  • Волыняне.
  • Белые хорваты.
  • Поляне.
  • Древляне.
  • Дреговичи.
  • Северяне.
  • Радимичи.
  • Вятичи.
  • Тиверцы.
  • Уличи.
  • Бужане.
  • Дулебы.
  • Полочане.

Восточные славяне в VI-VIII веке: образование Древнерусского государства

Весь этот период был подготовительным для формирования первого восточно-славянского государства, которое еще называли Киевская Русь. Для княжения на Русь были призваны варяги (вторая половина девятого века).

Однако некоторые ученые и историки придерживаются антинорманнской теории. Согласно ей, государственность существовала у восточных славян еще до прихода варяг. Они лишь стали толчком к ее окончательному оформлению.

Сначала Рюрик и его братья, дружинники заняли основные города (Новгород, Киев). А уже в 882 году князем стал Олег, который объединил все земли под своей властью.

С этих пор Киев стал столицей: «Киев – мать городов русских». Кроме того, появляется система налогообложения (дань) и другие признаки государства. Одним из них стала религия.

Христианство было принято в десятом веке князем Владимиром.

Характер и нравы, верования и занятия восточных славян

Наши предки были необычайно радушными хозяевами, отличались милосердием и добродушностью. Кроме того, для славянина было в порядке вещей помочь нуждающемуся в этом. Очень чтили и уважали восточные славяне своих предков, свой род. В их честь устраивали особые поминальные дни.

Занимались восточные славяне в VI-VIII веках земледелием, которое называется подсечно-огневым. Напомним, что оно предполагало срубание деревьев в лесу, сжигание пней и удобрение образовавшейся золой земли.И вторым наиболее значимым занятием в сельском хозяйстве было скотоводство. Уже в то время было распространено бортничество (пчеловодство).

Эти насекомые приносили много пользы: сладкий мед, прополис, а также воск. Еще одним занятием была охота и рыбалка. Леса средней полосы всегда славились богатой фауной. А меха пушных зверей (белки, куницы, соболя) шли на экспорт. Все эти занятия позволяли восточным славянам выживать, рожать и воспитывать детей, быть уверенным в завтрашнем дне.

Также были популярны и различные ремесла. Например, гончарное дело. Из глины делали посуду и другие предметы домашнего обихода.

Из дерева могли делать абсолютно любые предметы: и посуду, и орудия труда для обработки земли, и детские игрушки. Женщины шили одежду, вышивали, ткали. У каждого было свое занятие, и никто не сидел без дела.

Прослеживалось разделение труда, которое тоже сыграло значительную роль в образовании государственности.

Мы уже сказали, что шестой век стал переломным для восточных славян. Их жизненный уклад претерпел крупные изменения. Однако все равно сохранялись такие понятия как вече, кровная месть.

Верования восточных славян назывались язычеством. Оно было широко распространено как раз в шестом-восьмом веках. А потом, с принятием христианства, его стали искоренять. У славян существовало множество богов, в которых они верили, которых славили, которым приносили жертвы (требы). В их честь строили языческие храмы, совершали обряды и праздники.

В целом жизнь восточных славян в шестом-восьмом веке была похожа на жизнь и других племен, живших в это время. Конечно, где-то они отставали, но где-то были и первыми.

Реальное прошлое России

Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/istoriya/1257-slavyane-v-vi-viii-vv.html

Учебные материалы по Истории России

План ответа: 1) происхождение славян; 2) письменные источ­ники о восточных славянах; 3) территория расселения; 4) хо­зяйственный и общественный строй; 5) религиозные верова­ния; 6) отношения с другими племенами и народами; 7) предпосылки образования государства.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами — реки Одер на западе, Днепр — на востоке, побережье Балтики — на севере, Карпаты — на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю.

Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом.

Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы — Перуна, скота — Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Читайте также:  Галицко-волынское государство в хii–хiii веках - история России

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями).

Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников.

Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия — крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине.

Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=315

Восточные славяне в VI—VIII вв. новой эры — Курс истории отечества

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке.

Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI — VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история. Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию.

С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI — VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян.

Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши.

Этнической основой древнерусского государства — Киевской Руси — стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине 1 тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым.

Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо — применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником).

Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие — это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил.

Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба «жито» произошло от славянского слова «жить».

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э.

восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой «военной демократии», который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами.

В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем — выходили в море и грабили побережья.

По летописям нам известны основные славянские племена этого времени — поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

 Современные историки сходятся на том, что в «Повести временных лет» — откуда происходят наши сведения -повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений -союзах племён. Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой.

Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце — Ярило, ветер — Стрибог, гроза — Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню — Сварогу, прародителям всего живого — Роду и Роде и многим другим богам.

Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны.

Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности.

Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинение других.

Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

Источник: https://trojden.com/students/russian-history/course-russian-history-orlov/2

Восточные славяне в древности

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Читайте также:  Социально-экономическое развитие ссср - история России

Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен — прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в «Повести временных лет».

В 4-8-м вв.

восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности — пашенное земледелие: в восточной части — подсечно-огневое, в лесостепной — переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/vostochnye-slavyane/

Восточные славяне в древности VI-VIII век

Государство восточных славян в 6-8 веке

Общественный строй восточных славян.В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к сосœедской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью.

Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении. В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Οʜᴎ окружали себя дружинами, ᴛ.ᴇ.

вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово ʼʼкнязьʼʼ происходит от общеславянского ʼʼкнезʼʼ, означающего ʼʼвождьʼʼ. Одним из таких племенных князей был Кий (V в.

), княживший в племени полян. Русская летопись ʼʼПовесть временных летʼʼ называла его основателœем Киева. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.

Религия, быт и обычаи восточных славян.Древние славяне были язычниками. Οʜᴎ верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени.

Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велœес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени.

Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Славяне жили небольшими селœениями по берегам рек. В некоторых местах для защиты от неприятеля селœения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.

Славяне были гостеприимны и добродушны. Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену нужно было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя.

Повсœеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов. Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли ʼʼтризнуʼʼ, ᴛ.ᴇ. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.

Рождение, свадьба, смерть — всœе эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всœех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селœениях стояли идолы, изображавшие божества, которым ʼʼвсœем миромʼʼ (то есть всœей общиной) приносили жертвы.

Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

https://www.youtube.com/watch?v=ykKyCCzhAAk

О расселœении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись ʼʼПовесть временных летʼʼ.

Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их сосœедях — древлянах, которые посœелились в болотистом и лесистом Припятском Полесье.

На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; сосœедями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; сосœедями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки — вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, посœелились уличи и тиверцы.

Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь… женские украшения.

Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян — височные кольца, различается по всœей территории Русской равнины.

Читайте также:  Попытки решения крестьянского вопроса - история России

Выяснилось, что определœенные разновидности этих украшений соответствуют определœенному расселœению того или иного восточнославянского ʼʼплемениʼʼ. Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время.

Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий.

Районы северо-востока были населœены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена — потомки уже известных нам сарматов.

Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур — важнейшее явление времени расселœения славян по Русской равнинœе, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в серединœе VII в. было создано болгарами.

В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена.

Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осœела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половинœе VII в. стали теснить болгар.

Со временем они также осœедают на земле, создают свое раннегосударственное образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма.

Центр Хазарского каганата͵ как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги.

Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же населœение составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителœей разноэтнического населœения Восточной Европы, в т.ч. и славян.

В основном населœение каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, сосœедствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата͵ должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды ʼʼискателœей славы и добычи, пенителœей морейʼʼ — норманнов, которых называли на Руси варягами.

Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием — секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы.

Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населœения, которая своими корнями уходит в глубь веков.

Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с ʼʼсотскимʼʼ, а союз племен должен был, по всœей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность ʼʼтысяцкогоʼʼ. Одним из военных руководителœей был и князь.

Слово ʼʼкнязьʼʼ — общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях.

Со временем, с ростом населœения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всœего и были летописные ʼʼплеменаʼʼ полян, древлян, дреговичей и т. д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: ʼʼИ по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. — Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочанеʼʼ.

Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан — о князе Боже. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий.

Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой.

Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, — старцы градские (летописи употребляют термины ʼʼстарейшиныʼʼ и ʼʼстарцы градскиеʼʼ как равнозначные).

В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителœей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половинœе X в. — переломное время княжения Владимира — они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий.

Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию — общения населœения с князем. Старцы градские — племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и аналогично тому, как и князь, исполняла определœенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча — народные собрания — возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах.

Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало всœе населœение, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX–XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось.

Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита͵ которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

Эту триаду — князь, совет старейшин и народное собрание — можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/88274_vostochnye_slavyane_v_drevnosti_vi_viii_vek

Ссылка на основную публикацию