Усиление крепостного гнёта в российском государстве — история России

История России

Усиление крепостного гнёта в Российском государстве - история России

«Крайнее, всеконечное разорение» крестьянства, вызванное продолжительной Северной войной, ростом повинностей и сильными неурожаями 1723—1726 гг., стало настолько очевидным, что о нем заговорили в правительственных кругах уже в следующем году после смерти Петра I.

Вызывали тревогу массовое бегство крестьян, рост недоимок, дефицит государственного бюджета. Все это ослабляло силу Дворянского государства, ибо, по словам Меншикова, «солдат с крестьянином связан, как душа с телом, и если крестьянина не будет, то не будет и солдата».

Пришлось изменить порядок взыскания подати, ранее собиравшейся расквартированными по уездам воинскими частями. Офицеры этих частей, а также многочисленные чиновники провинциальной администрации даже членам правительства представлялись «волками, в стадо ворвавшимися».

Ответственными сборщиками подати были объявлены помещики. В целях экономии средств сокращались штаты центральных учреждений, уменьшалось количество коллегий, на местах упразднялись некоторые учреждения, организованные в 1718—1719 гг., так как их содержание чрезмерно обременяло бюджет государства.

Проводя эти изменения, правительство всякий раз подчеркивало, что они обеспечивают народу «благоденствие». В действительности общая линия политики правительства во второй четверти XVIII в.

состояла в укреплении помещичьей собственности на землю, расширении дворянских привилегий и усилении феодальной эксплуатации народных масс, а также в развитии крупной промышленности и содействии купечеству.

Преемники Петра I продолжали практику широкой раздачи дворянству земель и крепостных. Князья Долгорукие присвоили себе при Петре II 40 тыс. десятин земли.

Принимавшие активное участие в перевороте в пользу Елизаветы Петровны лейбкампанцы — гвардейские роты, несшие при дворе караульную службу,— получили в дар от новой императрицы 14 тыс.

душ мужского пола: Брату фаворита Елизаветы Петровны, графу К. Г. Разумовскому было пожаловано около 100 тыс. душ.

Во второй четверти XVIII в. дворянство получает многочисленные льготы и привилегии, закрепленные законодательством. В 1730 г. дворяне добились отмены той части указа 1714 г. о единонаследии, которая запрещала делить при наследовании имение, и получили право передавать недвижимость детям «всем ровно».

Новые льготы для дворянства облегчали ему несение военной службы. Уже в 1727 г. двум третям офицеров и рядовых из дворян было разрешено увольняться из армии сроком на три года. Удовлетворяя требование дворянства, правительство в 1731 г. организовало Шляхетский кадетский корпус.

Обучение «от младых лет» военному делу освобождало дворян от тяжелой службы в качестве простых солдат и матросов.

Впрочем, уже в начале 30-х годов среди дворянства был распространен обычай записывать на военную службу малолетних детей, так что они ко времени совершеннолетия получали по «выслуге лет» офицерский чин, не имея ни малейшего понятия о военном деле.

Наконец, в 1736 г. были удовлетворены домогательства дворян об отмене бессрочной службы. В целях лучшего содержания «шляхетских домов и деревень» один из сыновей в семье дворянина освобождался от службы для управления имением. Остальным сыновьям срок службы ограничивался 25 годами, после чего они могли уходить в отставку.

В какой мере дворянство тяготилось обязательной военной службой, свидетельствует тот факт, что в 1739 г., после окончания русско-турецкой войны, половина офицерского состава подала в отставку. Даже молодые дворяне, едва достигшие 35 лет и записанные в полки с 10 или 12-летнего возраста, хлопотали об увольнении со службы.

Многочисленные указы второй четверти XVIII в. подтверждали за дворянством исключительное сословное право владения крепостными. Власть помещика над крестьянами расширилась еще более, даже верноподданническую присягу за крестьян с 1731 г. стали приносить помещики.

Светские и духовные феодалы составляли инструкции для управителей своих вотчин — приказчиков, до мелочей регламентировавшие хозяйственную деятельность крестьян, их семейную и духовную жизнь.

Приказчик должен был следить и за тем, чтобы крестьянин без его ведома не выезжал в город на рынок, и за тем, чтобы крепостные девушки не засиживались в невестах, и за тем, чтобы все крестьяне регулярно посещали церковь.

Показателем напряжения платежных сил деревни являлась возраставшая сумма недоимок по сбору подушной подати. Уже к 1732 г. она составляла 15 млн. руб. (около 120 млн. на деньги начала XX в.).

В неурожайные годы нищета в деревне постигала ужасающих размеров. Неурожаи 1733—1735 гг. поразили громадную территорию от Смоленщины до Поволжья.

Десятки тысяч крестьянских семей питались кореньями, умирали с голоду или покидали насиженные места.

Десятилетие с 1730 по 1740 г., известное под названием бироновщины (от имени фаворита императрицы Анны Ивановны), дорого обошлось народным массам. Было издано большое количество указов о розыске беглых, свирепствовали карательные отряды, выколачивавшие налоги и недоимки с податного населения.

Бироновщина характерна небывалой расточительностью царского двора, процветанием казнокрадства, лихоимства. Балы, «машкерады» и тому подобные развлечения сменяли друг друга. Расходы на содержание двора увеличились в три раза по сравнению с первой четвертью XVIII в. На содержание царской конюшни тратилось 100 тыс.

рублей в год, в то время как на нужды Академии наук и Адмиралтейской академии отпускалось в год менее 50 тыс. рублей.

Процесс усиления феодальной эксплуатации в 30-е годы XVIII в. распространился также на народы, входившие в состав Российской империи. На Украине зажиточные казаки заняли привилегированное положение, их повинности с 1735 г. ограничивались военной службой, рядовые же казаки были уравнены с крестьянами. Казацкая верхушка — старшина присвоила себе право полной собственности на землю.

Царское правительство ограничило самоуправление Украины. Вместо выборного гетмана управление Левобережной Украиной осуществляла Малороссийская коллегия. В 1727 г. был разрешен выбор гетмана, но с 1734 г. власть вновь сосредоточивается в Правлении гетманского уряда, состоявшего из назначенных правительством чиновников и представителей казацкой старшины.

У народов Поволжья (татар, чувашей, марийцев, башкир) увеличились государственные повинности, делались попытки насильственного обращения мусульман в христианство.

Захват башкирских земель под строительство заводов, рост налогов и жестокие способы их взимания свидетельствовали о росте колониальной эксплуатации башкир. Постройка Оренбургской крепости должна была упрочить власть царизма в Башкирии и обеспечить дальнейшее продвижение в Среднюю Азию.

Восстания башкир, разразившиеся в 1735—1740 гг., явились выражением их протеста против колониальной политики царизма.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xviii-vek/usilenie-krepostnogo-gneta.html

Почему крепостными были только русские?

Три столетия, начиная с середины XVI века, в Русском государстве одновременно происходили два процесса: увеличение территории с последующим превращением в огромную империю и усиление крепостного гнета титульной нации. Причем, большинство жителей окраин нашей страны, так называемые «инородцы и иноверцы», никогда не страдали от помещичьего произвола. Почему же крепостными были, в основном, русские?

Национальная политика империи

Как известно, Казанское и Астраханское ханства, а также земли финно-угорских народов Поволжья были присоединены еще при Иване IV Грозном. А уже в начале XVII века под властью Москвы находилась территория, площадь которой была равна всем остальным странам Европы. К середине XVIII века, после присоединения Сибири, Российская империя стала самым большим государством мира.

Руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадим Трепавлов в своей научной работе «Национальная политика в многонациональной России XVI-XIX веков» написал, что имперское правительство всеми способами добивалось лояльности присоединенных народов. При этом учитывались религиозные, социальные и культурные особенности разных этносов, в каждой колониальной провинции вводился особый административный и налоговый режим.

Например, украинцы и белорусы, проживавшие на территории бывшей Речи Посполитой, сначала не выплачивали подушный налог, вообще, а затем с них взимали лишь половину суммы, установленной для русских крестьян. На этих землях осталась прежняя правовая система, как и в других колониях, вошедших в состав Российской империи.

Если во второй половине XVI – первой половине XVII века власти побуждали иноверцев принимать православие различными льготами и посулами, то впоследствии такая политика была признана ошибочной. В 1773 году Екатерина II подписала закон «О терпимости всех вероисповеданий». Мусульманские и буддийские общины стали получать государственную поддержку.

Большинство инородцев были освобождены и от другой тяжелой повинности: отправлять рекрутов в царскую армию. Вместо своих сыновей, остававшихся дома, они выплачивали государству официально установленный сбор. При этом на развитие инфраструктуры приобретенных колоний имперская казна ежегодно тратила гораздо больше средств, чем получала от них доходов.

Учитывая все вышесказанное, доктор исторических наук Вадим Трепавлов, как и многие другие исследователи, пришел к выводу, что наиболее дискриминируемым народом в Российской империи были представители титульной нации, на которых никакие налоговые льготы и другие привилегии не распространялись. Доходило до казусов, в XVIII веке некоторые русские сознательно записывались немцами.

Нерусские крепостные

Было бы ошибкой утверждать, что среди нерусских, вообще, не было крепостных. Дело в том, что власти империи старались не производить кардинальных изменений в укладе жизни присоединенных народов.

И если крепостное право существовало в какой-то провинции, то так и оставалось.

Например, в Белоруссии, Прибалтике и на Украине местные дворяне притесняли крестьян, заставляя отрабатывать барщину и платить оброк, независимо от того, подданными какой страны они являлись.

Что касается татар, башкир, мордвы и других народов Поволжья, то крепостными среди них являлась лишь малая часть населения. Они принадлежали своим собственным местным князьям и дворянам. Причем, по закону, при переходе в православие такой крестьянин автоматически получал свободу. Не желая лишиться рабочих рук, татарские дворяне не могли позволить себе помещичий произвол.

Основные группы нерусских крепостных Поволжья проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии (8 сел) и Елабужского уезда Вятской губернии (7 сел).

Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей. Крепостное право вместе с массовой колонизацией Сибири русскими переселенцами перекочевало и за Урал.

Правда, оно сформировалось там только к XIX веку, ранее организованной эксплуатации крестьян помещиками мешало недостаточное количество людей.

В 1861 году, когда император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, свободу от власти 36 помещиков и 70 безземельных дворян Сибири получили около 3 тысяч 700 человек, среди которых почти 900 мужчин и женщин являлись дворовыми людьми. Впрочем, почти все они были русскими.

Что касается Северного Кавказа, который был присоединен к России в XIX веке после продолжительных военных действий, то у этих народов крепостничества не было. Они, вообще, не понимали, как такое возможно. Гордые горцы все были вооружены, считали себя воинами.

Разумеется, бедняки часто были вынуждены работать на богатых, пасти их скот и обрабатывать поля, но речь шла именно о труде по найму, который оплачивался, если не деньгами, то продуктами. При этом никакой личной зависимости от землевладельцев на Кавказе не было.

То же самое можно сказать и о многих других народах, входивших в состав России. Например, не знали крепостничества калмыки, киргизы, казахи, алтайцы. Тогда как почти все крестьяне титульной нации принадлежали дворянам.

Что касается русских переселенцев, перебиравшихся на национальные окраины, то дворян среди них практически не было. Эти люди сами бежали от помещичьего произвола, хотели просто работать на себя, а не на барина. Естественно, никого закрепощать крестьяне не могли.

А помещикам из Центральной России не было никакой нужды переселяться в какую-нибудь Астраханскую губернию и устраивать там свои порядки.

Положение титульной нации

Большинство народов, создававших огромные империи, как известно из истории, грабили свои колонии, а их население нещадно эксплуатировали. Так поступали и римляне, и турки-османы, и британцы. Монгольские завоеватели тоже часто уводили пленных в рабство.

Уникальность России в том, что эта империя содержала внушительную армию и флот за счет эксплуатации титульного народа. Именно крепостные крестьяне были той самой тягловой лошадью, труд которой обеспечивал реализацию амбициозных проектов царской верхушки. Именно русских забирали в рекруты, превращая в пушечное мясо.

Солдат не жалели, даже возникла поговорка: «Бабы рожать не разучились». Дескать, замена «людишкам» всегда найдется. При этом уровень детской смертности среди русских был выше, чем у прибалтов, украинцев, белорусов и молдаван. А образованных людей в рядах крепостного крестьянства насчитывались лишь единицы.

В основном, это были актеры частных театров и музыканты, обученные для увеселения господ. Некоторые историки даже называют нашу страну XVII-XIX веков «империей наоборот».

Читайте также:  Словацкое восстание. партизанская борьба в словакии в октябре - ноябре 1944 г. - история России

Сложно найти ответ на вопрос: «Почему дворянская элита всегда была так жестока и высокомерна по отношению к собственному народу?» Возможно, считалось, что все многочисленные жертвы оправданы грандиозной задачей – создать могущественную империю, простирающуюся от Атлантики до Тихого океана.

Орынганым Танатарова

Источник

Источник: https://nethistory.su/blog/43718130922

Причины крепостного права в России

И. Репин «Пахарь» (Лев Толстой на пашне)

Проблема происхождения и развития крепостного права в России — одна из  наиболее сложных проблем  в нашей истории. Подобный процесс проходил и в других европейских государствах, и в каждой стране он имел свои характерные особенности. Рассмотрим особенности возникновения и развития крепостного права в России.

Особенностью крепостного права в России являются, в частности, более  поздний срок возникновения; большая, чем на Западе, длительность существования; особая связь этого процесса с развитием земельной собственности.

Законодательное оформление крепостного права продолжалось долгое время, несколько веков.

И, не рассматривая подробно условий крепостного права, можно утверждать, что от судебника к судебнику прослеживается тенденция ко все большему закрепощению землепашца, благо в этом случае в союзниках у власти была сама община землепашцев.

Крепостное право

Крепостное право в России — существовавшая система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

Причем юридически эта зависимость оформлена не была, а когда стала оформляться (с XV века, со введения ограничения права перехода от одного помещика к другому), то носила подтверждающий характер того, что уже существовало фактически.

 Крепостное право существовало уже в Киевской Руси XI века.

Но в Киевской Руси и в Новгородской республике  несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов.

Смерды – это  свободные общинники-земледельцы с мерной долей земли, воины и пахари в одном лице. Они могли иметь семью и детей. Но свобода их была ограничена сельской общиной, в которой они состояли, а земля  была собственностью князя. Так было почти до XV века.

В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. Позднее смердами в более широком смысле стали называть всех крестьян, основное население страны, низший социальный слой.

Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их.

 Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.

Закупы — категория зависимого населения на Руси. В Древнерусском государстве свободные смерды, заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов.

Если рядович брал взаймы ссуду, то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом.

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской правде», хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, но в то же время имел право телесного наказания за проступки.

Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного.

При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом, однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

Холопство — это уже форма рабства, состояние несвободного населения в княжествах Древней Руси, в Московском государстве. По правовому положению холопы приближались к рабам. Но здесь следует различать  холопа с челядином.

Холоп — раб из местного населения, челяди́н — раб, захваченный в результате похода на соседние племена, общины и государства. То есть челядин — раб-чужеземец, раб-иноплеменник.

По сравнению с челядином, холоп имел несравненно больше прав и поблажек.

https://www.youtube.com/watch?v=zfkZgeNYiWc

Холопство было отменено Петром I в 1723 г.

В Древней Руси большая часть земель принадлежала князьям, боярам и монастырям в собственности. С усилением власти служилые люди награждались обширными поместьями.

Сидевшие на этих землях крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные»). В определенные сроки (напр.

, около Юрьева дня, по новому стилю это 9 декабря) крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

И. Ижакевич «Обмен крепостных»

Постепенно зависимость крестьян от помещиков росла. В 1497 году было введено ограничение права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день. В 1581 году Юрьев день был отменен— «заповедные лета».

Запове́дные ле́та (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день, предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года. В общегосударственном масштабе заповедные лета были введены указом царя Фёдора Ивановича около 1592—1593 годов.

Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—1593 годы, юридическим основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу. К концу XVI в.

вольный уход крестьян был совсем запрещён; они были прикреплены к своему месту жительства и землевладельцам (указы 1592 и 1597 гг.).

С тех пор положение крепостных стало быстро ухудшаться; помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, получили право суда и наказания крепостных (до ссылки в Сибирь). Дальнейшее закрепощение было вызвано естественными причинами.

Кресть­яне все же находили возможность вырваться из общины, преодолев влияние патри­архальной семьи и соседей или ослушавшись старосту. Кто-то уходил на новые, еще незанятые земли, благо таковые еще попадались, кто-то посвящал себя карьере татя-разбойника.

От этого в русских землях росла преступность и общая неразбе­риха, а производство в общине, наоборот, падало. Поэтому крестьянин был оконча­тельно лишен всех прав. Общинник уже не мог выйти из общины, если только на кладбище. Были ужесточены меры наказания за побег с земли и усилена общая эксплуатация, что с позиции обществоведческих наук рассматривается как движе­ние в тупик.
В 1597 году помещик получал право на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

В 1607 году было принято соборное уложение: срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

Соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

В 1718—1724 гг. была проведена податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

С 1747 года помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

В 1760 году помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

В 1765 году помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

С 1767 года крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

С 1783 года крепостное право распространилось на Левобережную Украину ( современные Черниговская, Полтавская, части Сумской областей, а также восточные части Киевской и Черкасской областей).

При Петре I крепостное право было подтверждено несколькими законодательными актами (ревизиями и пр.), и создан новый класс посессионных крепостных, прикреплённых к фабрикам и заводам.

Екатерина II своим фаворитам подарила около 800 тыс. государственных и удельных крестьян.

Положение крепостных становилось все тяжелее, они стремились вырваться из-под гнёта помещиков, иногда даже прибегая к убийствам и поджогам помещиков, к бунтам и восстаниям.

Александр I понимал, что крепостное право тормозит развитие страны, и принял решение о необходимости смягчения крепостного права, это решение выразилась в законе 1803 года о свободных хлебопашцах.

Закон о свободных хлебопашцах

Закон от 20 февраля 1803 г. принят Александром I. В соответствии с ним помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделом землей.

За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Крестьян, получивших таким образом волю, называли вольными или свободными хлебопашцами, с 1848 г.

их стали называть государственными крестьянами.

По добровольному соглашению помещиков с крестьянами было освобождено около 47 тыс. крепостных. Но основная масса помещичьих крестьян (около 10,5 млн. человек) была освобождена 19 февраля 1861 года императором Александром II.

Заключение

Крестьянская изба

Но роль крепостного права в России до сих пор оценивается неоднозначно. С  одной стороны, крепостное право помогало государству в восстановлении  и  подъеме производительных сил, регулировании процесса колонизации    огромной территории и решении внешнеполитических задач, с другой  —  консервировало неэффективные социально-экономические отношения – рабство никогда не может быть эффективным.

До сих пор не существует и единой точки зрения по поводу того, могла  ли  Россия  избежать крепостного права.

Одни исследователи считают, что перед Россией в XVI веке была альтернатива развития, минуя крепостное  право. Другие оценивают XVI – XVII вв.

как расцвет крепостничества, которое способствовало развитию государства. Третьи в расцвете крепостничества видят последний шаг на пути к упадку феодальных отношений.

Таким образом, очевидно, что крепостное право в таком виде, как оно существовало в России,  и обусловлено было особенностями России: ее обширными территориями, суровым климатом, государственным строем.

Источник: http://www.rosimperija.info/post/1804

Учебное пособие. 2.4. Россия после смуты. Утверждение самодержавия и крепостного права. Церковный раскол

ГЛАВНАЯ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ХРОНОЛОГИЯ ПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ

СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

Учебное пособие

2.4. Россия после смуты. Утверждение самодержавия и крепостного права. Церковный раскол

Гражданская война и интервенция принесли тяжелые потери и разорение русской земле. Последствия этого Россия переживала почти весь XVII в. События Смутного времени во многом определили ход развития российского феодального общества.

Преодоление «великого московского разорения», восстановление порядка в стране и хозяйства заняло примерно три десятилетия, завершившись к середине XVII в. (за время Смуты в 14 уездах центра страны пришло в запустение свыше 60% распаханных земель).

При молодом царе Михаиле Романове ведущую роль вначале играли его мать и родственники – бояре Салтыковы, а затем его отец, митрополит Филарет (Федор Никитич Романов), вернувшийся в 1619 г. из польского плена, которого провозгласили патриархом и великим государем.

Умный и властный политик, он до 1633 г. правил вместе с сыном в этот сложный период.

Восстановление страны осуществлялось царем с опорой на Боярскую думу и Земские соборы, которые заседали почти непрерывно в течение первых десяти лет правления.

Таким образом, политическим итогом Смуты стало утверждение сословно-представительной монархии, свойственной развитому феодализму.

Земский собор, включавший представителей поместного дворянства, духовенства, тяглового (несущего налоги) городского населения, а в некоторых случаях и государственных (черносошных) крестьян, был более привержен к усилению центральной власти – самодержавия, в противовес аристократической Боярской думе. В.О. Ключевский отмечал: «Народное представительство (Земский выборный собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства».

С избранием Михаила Романова (1613-1645 гг.) борьба за власть не закончилась. В первую очередь потребовалось ликвидировать отряды казаков, не признавших нового царя.

Наиболее опасным оказался отряд Ивана Заруцкого. К нему перебралась Марина Мнишек со своим сыном от Лжедмитрия II (получившим прозвище «воренок»). Яицкие казаки выдали Ивана Заруцкого.

Читайте также:  Отечественная война 1812 г. минимум для егэ - история России

Он и «воренок» были повешены, а Марина Мнишек заточена в Коломне.

https://www.youtube.com/watch?v=-ncExHG0lc4

В 1617 г. со Швецией был заключен мир, согласно которому она вернула Новгородскую землю, но удержала Балтийское побережье и получила денежную компенсацию. Польша же не оставила надежды на русский престол. Владислав организовал поход на Москву в 1617-1618 гг., дошел до Арбатских ворот, но был отбит.

В 1618 г. с Речью Посполитой было заключено перемирие, за ней остались Смоленск и черниговские земли, а Владислав, в свою очередь, отказался от претензий на русский престол. Внешняя опасность, стоявшая перед страной, была снята.

К концу второго десятилетия XVII в. правительство завершило и внутреннюю вооруженную борьбу с наследием Смутного времени, очистив страну от оставшихся отрядов интервентов, подавив бунты крестьян и разбойные набеги «воровских шаек». Повсеместно отстраивались города, заселялись опустевшие деревни, распахивались заброшенные пашни.

Решение задачи восстановления разрушенной экономики и внутреннего порядка в стране осуществлялось самодержавием одновременного с усилением крепостного права. Чтобы пресечь уход крестьян на свободные земли, Михаил Федорович в 1619 г. объявляет снова пятилетний, а в 1639 г. – девятилетний срок сыска беглых.

В 1642 г. издается указ о десятилетнем сроке сыска беглых крестьян и пятнадцатилетнем – увезенных другими владельцами. Так постепенно готовилось окончательное закрепощение крестьян. Новая династия Романовых, укрепляя свое положение, широко использовала передачу земель дворянам.

В центральных районах практически исчезло земледелие черносошных крестьян, дворянское землевладение широко проникло в Поволжье, а затем в южные степи. С развитием мануфактур государство стало приписывать крестьян к заводам.

Приписные крестьяне свои подати государству должны были отрабатывать на предприятиях по определенным расценкам.

Укрепившееся правительство Михаила Федоровича пыталось решить и внешнеполитические задачи. Попытка отвоевать у Польши Смоленск закончилась неудачно, подписанный в 1634 г.

мирный договор закреплял за Польшей Смоленск, Черниговскую и Новгород-Северскую земли. В 1637 г. донские казаки захватили Азов у Турции и обратились к царю с просьбой взять его под власть России. До 1642 г.

они удерживали город, пока Земский собор не отказался от Азова, считая, что Россия еще не может вести войну с Турцией и Крымом.

В правление Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) Россия набирает темпы экономического роста, расширяет свои границы, устанавливает широкие дипломатические связи. Вместе с тем, вырос налоговый гнет, что вызывало бунты в городах и крестьянские восстания. Период XVII в.

получил в истории название «бунташного века». За 20 лет, с 1630 по 1650 гг. восстания прошли в тридцати русских городах, самым крупным был Соляной бунт в Москве в 1648 г. В 1662 г. вспыхнул Медный бунт, а с 1667 по 1671 гг.

произошло восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина, которое охватило обширную территорию Дона и Поволжья. Для его подавления была брошена 30-тысячная армия дворянского ополчения. Зажиточные казаки обманом захватили Степана Разина и выдали его правительству.

Летом 1671 г. Степана Разина казнили на Красной площади Москвы.

Основной причиной восстаний было утверждение крепостного права и усиление феодального гнета. В 1648-1649 гг. «боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал патриарх Никон, был созван Земский собор, самый крупный в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посадских людей.

Он принял Соборное уложение (1649 г.) – первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом.В Уложении окончательно закреплялось крепостное право, запрещались переходы к другим землевладельцам, вводился бессрочный сыск беглых. Крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать общины.

Все городское население должно было нести тягло на государя, запрещался переход из одного посада в другой, т.е. население закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в черте города, крестьяне могли торговать только с возов и в торговых рядах.

После принятия Уложения возникли, как свидетельствуют источники, сделки по дарению крепостных крестьян.

https://www.youtube.com/watch?v=SS5oCZvCdhM

Воссоединение Украины с Россией. Расширение границ Российского государства. При объединении Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую – в нее вошли земли Белоруссии и большая часть Украины. Население в этих районах испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше было самым тяжелым в Европе.

Католическая церковь стремилась установить свое господство над православием. Украинский и белорусский народ поднялись на борьбу. Центром ее на Украине стала Запорожская Сечь – своеобразная казацкая республика во главе с выборными атаманами. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи избрали Богдана Хмельницкого, талантливого руководителя и военачальника.

Под его руководством казацкое войско выступило против Польши, заключив союз с крымским ханом. Но борьба шла с переменным успехом. Весной 1652 г. Богдан Хмельницкий разбил польскую армию под Батогом, но для окончательного освобождения Украины собственных сил при ненадежном союзнике, крымском хане, было недостаточно.

Богдан Хмельницкий обратился к московскому царю с просьбой принять запорожское войско и Украину малороссийскую «под свою руку».

Земский собор в Москве в 1653 г. принял решение оказать помощь гетману, на Украину выехало посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. 8 января 1654 г. знаменитая Переяславская Рада (собрание) по предложению гетмана постановила принять подданство «царя восточного православия».

Украина получила в составе России автономию. Она имела выборного гетмана, местный суд, сохраняла сословные права украинского дворянства, реестровые войска (на содержании государства) до 60 тысяч и право устанавливать дипломатические отношения (кроме Польши и Турции).

Налоги же должны были поступать в царскую казну.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от порабощения и способствовало развитию украинской нации. Присоединение Украины к России явилось важным фактором укрепления и российской государственности. Речь Посполитая не признала воссоединения. Развернулась русско-польская война 1654-1667 гг.

В ходе этой длительной войны проявились сепаратистские движения в верхушке украинской знати, в которой остались приверженцы как Польши, так и Турции, а также сторонники независимого государства. После смерти Богдана Хмельницкого в 1657 г. новый гетман И. Выговский пошел на секретный союз с Польшей.

Вместе с Польшей и Крымом он выступил против России, но население не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил союз с Москвой, но вскоре также перешел на сторону короля. Не получив поддержки населения, он сам отказался от гетманства. На Украине появилось два гетмана: на Правобережье – П.

Дорошенко, готовый к подданству турецкому султану, на Левобережье – запорожский кошевой атаман И. Брюховецкий, стоящий за отделение от России. Конечный результат определило Андрусовское перемирие с Польшей в 1667 г. на тринадцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину.

Киев передавался России, а Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.

Попытки России выйти к Балтийскому морю в этот период не имели успеха. Русско-шведская война 1656-1658 гг. не принесла России территориальных приобретений, по Кардисскому миру 1661 г. Прибалтика осталась за Швецией.

Одновременно Россия активно продвигается в Сибирь и на Дальний Восток. В конце XVI – начале XVII в. русские прочно утвердились на берегах Оби и Иртыша. От Енисея они проникли к реке Лене (в 1632 г. построен Якутский острог). В 30-40-е гг. XVII в.

русские доходят до Байкала, вокруг которого возникает ряд острогов и городов. Далее движение пошло к побережью Охотского моря (в 1648 г. основан г. Охотск); к устью Колымы и в область реки Анадырь (Семен Дежнев); к Тихому океану по реке Амур (Василий Поярков, 1643 г.

, Ерофей Хабаров, 1650 г.). В течение первой половины XVII в. русские землепроходцы преодолели огромное расстояние от Урала до Тихого океана, установив здесь свои поселения и опорные пункты.

Сближение пределов владений России и Китая в районе Амура побудило их правительства заключить в 1689 г. Нерчинский договор.

https://www.youtube.com/watch?v=OkMy0f4SSGw

Оксфордский профессор истории Д. Бейкер отмечал: «Продвижение русских через Сибирь в течение XVII в. шло с ошеломляющей быстротой. На долю этого безвестного воинства достался такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и предприимчивости, равного которому не совершил никакой другой европейский народ».

Освоение обширных территорий проходило мирно, местное население и русские поселенцы совместно осваивали богатства природы. Быстрое освоение природы осуществлялось совместными усилиями народа и правительства.

В первое время правительство снабжало служилых людей Сибири привозным хлебом, который собирался в виде особого натурального налога в восточных областях Европейской России. К концу XVII в.

сибирское население уже полностью обеспечивало себя хлебом.

Важным событием в общественной жизни России этого периода стал церковный раскол. Расширение связей с Украиной и греческой православной церковью вызвало необходимость унификации церковных обрядов и церковных книг. Бурные социальные процессы потребовали укрепления дисциплины в церковной иерархии и нравственных устоев духовенства.

Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон, пользующийся поддержкой царя Алексея Михайловича, начал церковную реформу по унификации обрядов и единообразию церковной службы, взяв за образец греческие правила и книги. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказались признать эту реформу.

Во главе старообрядцев стал «неистовый» протопоп Аввакум. В русской церкви произошел раскол. Он стал одной из форм социального протеста против феодального гнета, с которым связывалась в народном сознании церковная реформа.

Приверженность крестьян и посадских людей к старой вере в религиозном сознании ассоциировалась с прежними порядками, существовавшими до установления жесткого крепостничества.

Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей», бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения-общины (в некоторых местах они сохранились до XX в.).

Наиболее мощный протест выразился в Соловецком восстании (1668-1676 гг.). В 1676 г. восстание было подавлено, из 600 монахов-защитников крепости в живых осталось только 50. Предводители – протопоп Аввакум и его единомышленники – сосланы в низовья Печоры, где провели четырнадцать лет в земляной тюрьме.

После чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («огненному крещению») в знак протеста против нововведений патриарха Никона.

Сам патриарх Никон вошел в конфликт с царем, когда попытался стать выше царской власти в церковных делах и по меньшей мере занять равное с царем положение в управлении страной. Переоценив свои силы, он в 1658 г.

демонстративно покинул столицу и отказался быть патриархом в Москве, оставаясь лишь патриархом всея Руси. В 1666 г. церковный собор сместил патриарха Никона, после чего его выслали в Ферапонтов монастырь под Вологду, но его реформы так и не отменили.

В конце XVII в. в российском обществе назревает культурный перелом. Военные столкновения с западом показали военно-техническую отсталость страны и необходимость модернизации военной организации.

Усиление внешних связей позволило приглашать все большее число специалистов и предпринимателей из Западной Европы, которые основали оружейный завод близ Тулы, железоделательные заводы на реках Варге, Шексне и в г. Костроме. Приехавшие из Западной Европы иноземцы (офицеры, купцы, техники, ремесленники, доктора, аптекари и т.д.

) поселяются в специальных районах (слободах) принося с собой элементы европейской культуры. Приближенные к престолу бояре проявляют интерес к Западу и начинают говорить о необходимости сближения с ним.

НАЗАД СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ

О комплексе Об авторе и составителе Скачать комплекс

Источник: http://www.istoriya.org.ru/complex/textbook/2-4

Российская империя

XVIII век открыл для России эпоху новой истории, что соответствовало общему направлению развития Европы, большинство стран которой раньше или позже вступили в ту же историческую стадию.

Читайте также:  Глобализация, её признаки и важнейшие последствия - история России

Характерной чертой этой эпохи в России стала модернизация страны, прежде всего в области развития светской культуры, науки, создания промышленности, активизации товарооборота, укрепления государственности и повышения эффективности управления в новых исторических условиях, формирования сильной современной армии и военного флота для обеспечения национальной безопасности и решения важнейших внешнеполитических задач.

Начало модернизации было положено в эпоху Петра Великого, преобразования которого стали одним из переломных моментов в истории Российского государства. При Петре I завершилось формирование абсолютной монархии, Россия стала империей. В значительной мере удалось достигнуть статуса мировой державы.

Страна получила сильную армию и флот, была создана новая административная система. Образованная часть общества стала перенимать европейские культурные образцы, был дан импульс развитию просвещения, образования, науки и искусства, принимавших все более светский характер.

Началась трансформация традиционного уклада жизни общества.

Реформы были продолжены и преемниками Петра. Происходило расширение прав дворянства как господствующего сословия, что неизбежно вело к усилению крепостного гнета.

Начинания Петра I продолжились и в сфере внешней политики: Россия обеспечила безопасность своих границ, расширив территорию государства.

Расцвет фаворитизма, обострение борьбы за власть аристократических группировок способствовало нестабильности политической системы, что привело к серии так называемых дворцовых переворотов.

Период правления дочери Петра Великого, Елизаветы Петровны, отличался определенной стабильностью на этом фоне. Россия окончательно становится одной из ведущих сил системы международных отношений, а российский императорский двор – одним из самых блестящих в Европе.

Ведущую роль в окружении императрицы играют выходцы из русской знати и дворянства, несмотря на продолжающее расширение культурных, дипломатических контактов со странами Западной Европы.

Годы правления Елизаветы Петровны были отмечены основанием Московского университета и Академии художеств, известность получает русский ученый и просветитель М.В. Ломоносов.

В период властвования Екатерины II были осуществлены глубокие преобразования в сфере управления, экономики, финансов и культуры, сопоставимые по масштабам и значению с реформами Петра Великого. Деятельность Екатерины II была направлена на развитие, закрепление и корректировку того курса, которым шла страна с начала века.

Большое значение для Екатерины II имели идеи Просвещения, популярные среди большинства европейских монархов. Правление Екатерины II сопровождалось расширением прав дворянства, сохранением и развитием крепостнической системы.

Восстание Пугачева скорректировало прежнюю политику, как в сторону централизации государства, так и предоставления свобод торговому и городскому сословию.

Во второй половине XVIII в. Российская империя становится еще более могущественной на европейской и мировой арене. Серия военных побед и крупных внешнеполитических успехов приводит к существенному расширению российских владений, Россия решила исторические задачи – собрала почти всё наследие Киевской Руси и получила выход к Чёрному морю.

Мощный импульс получает развитие отечественной культуры. Приумножается число выдающихся мастеров, прославивших себя во многих жанрах творчества: литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, театре.

Среди них немало выходцев из стран зарубежной Европы, внесших неоценимый вклад в развитие российской культуры.

Происходит развитие общественной мысли и публицистики, откликавшейся на важные социальные проблемы, в том числе и практически впервые был затронут крестьянский вопрос.

Недолгое правление императора Павла характеризуется укреплением абсолютизма, стремлением ограничить привилегии дворянства, а также активным участием России в общеевропейских событиях, связанных с революционными войнами Франции.

Девятнадцатый век стал временем социальной, правовой, интеллектуальной, институциональной, экономической перестройки в рамках всего европейского континента.

Это время становления и утверждения индустриального общества, оформления правового государства и гражданского общества, складывания наций и национальных государств, расцвета и начала заката европейских империй.

В XIX веке формируются основные институты современного общества: демократия, гражданское общество, социальная защищенность и социальное равенство, массовая культура.

Россия не составляла исключения в этом движении. Однако специфика ее эволюции заключалась в том, что на эти процессы накладывалась консервация политического режима самодержавия и отдельных социальных институтов.

При этом Российская империя выступала полноправным участником международной политики, а после победы в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походов Россия стала одним из ведущих игроков на международной арене.

Важнейшим рубежом в истории России в XIX веке стали Великие реформы, прежде всего – Крестьянская реформа 1861 г. В первой половине века и для власти, и для общества уже очевидной была архаичность института крепостного права.

И хотя государство и пыталось найти пути решения крестьянского вопроса путем паллиативных мер, оно продолжало проводить социальную и экономическую модернизацию в рамках крепостнического строя.

В период правления Александра I были предприняты попытки реформирования политической системы, немало делалось для гуманизации законодательства, были реформированы механизмы управления империей, возникла российская система университетского образования.

Однако либеральные начинания сочетались с социальным экспериментом по созданию военных поселений и неоднозначной политикой в университетском образовании в конце царствования.

В годы правления Николая I государство пыталось проводить экономическую модернизацию авторитарными методами, что вело к усилению централизации административной системы, росту бюрократизма, ужесточению государственного контроля за обществом.

В итоге мобилизация государственных ресурсов позволила самодержавию добиться очевидных успехов на отдельных направлениях: кодификация законов, профессионализация бюрократии и офицерского корпуса, развитие университетского и профессионального образования, реформирование государственной деревни, сооружение железнодорожной магистрали Cанкт-Петербург-Москва. Тем не менее, многократные попытки Николая I приступить к отмене крепостного права успеха не имели. При этом система государственной опеки сдерживала общественную и частную инициативу, а сохранение архаичной сословной системы тормозило социально-экономическое и военно-техническое развитие страны, вело к ее отставанию от прямых конкурентов и стало, в частности, причиной поражения в Крымской войне.

Болезненная неудача во внешней политике привела к осознанию властью необходимости проведения масштабных преобразований (отмены крепостного права, земской, городской, судебной, военной реформы, реформы образования).

Великие реформы 1860–1870 гг. затронули практически все сферы жизни российского общества. Они способствовали складыванию новых социальных страт, новых отраслей экономики, серьезным переменам в области культуры. Изменился и внешнеполитический курс России: стал отчетливее просматриваться его среднеазиатский и дальневосточный вектор.

Великие реформы привели к радикальным изменениям в экономическом строе страны. Активное железнодорожное строительство, свобода предпринимательской инициативы, более широкие возможности миграций населения способствовали ускорению процессов индустриализации и урбанизации.

Усиление государственного вмешательства в экономику к концу столетия делали эти процессы еще более интенсивными. Результатом экономического развития во второй половине XIX века было быстрое восстановление Россией статуса великой державы после неудачной Крымской войны.

Однако консервация сословных порядков в аграрной сфере, поддержка государством малоэффективных помещичьих хозяйств, сохранение общинных устоев в крестьянской среде, чрезмерное обременение крестьянских хозяйств обязательными платежами при малоземелье вели к растущему дисбалансу между замедленным развитием сельского хозяйства и ускоренным ростом промышленности и финансовой сферы.

Великие реформы оказали серьезное воздействие на социальные практики русского общества.

Развитие земского и городского самоуправления, введение института присяжных заседателей и состязательности судебного процесса, ослабление цензуры и, как следствие, рост объема доступной информации, радикальное увеличение возможностей для общественных и частных инициатив в экономике, образовании, культуре, благотворительности, – все это вело к быстрому расширению публичной сферы и, в конечном счете – к формированию в России гражданского общества.

Преодоление сословности во многих социальных и культурных областях, последовательная реализация судебной реформы, дальнейший рост образованности и профессионализма бюрократии, особенно характерный для юридической и финансовой администрации, способствовали зарождению начал современного правового государства.

Однако политическая система в целом оставалась незыблемой, и ее авторитарный характер с неизбежностью вступал в противоречие с быстро менявшимся социальным, экономическим и правовым ландшафтом страны. В силу этого правительственные преобразования эпохи Александра II не имели характера системных реформ.

Это во многом стало причиной дисбаланса развития страны.

Половинчатость и непоследовательность преобразований, их запоздалый по европейским стандартам характер провоцировали радикальные круги общественности к выработке альтернативных путей развития России, предполагавших «демонтаж» революционным путем исторически сложившейся системы отношений.

Трагическая гибель Александра II повлекла корректировку политического курса в сторону ограничения либеральных и всесословных начал. Этими мерами власть пыталась сдержать чрезмерный социально-политический динамизм. На фоне общеевропейского роста национализма российское государство обратилось к поиску самобытных путей модернизации.

К этому подталкивала и необходимость культурной унификации империи в условиях развития грамотности, всесословной воинской повинности, средств связи и коммуникации.

Однако консервация социально-политического и правового строя при растущем динамизме социально-экономического развития привела, в конечном итоге, к еще большим противоречиям в развитии страны.

Проблема взаимоотношений общества и власти – узловой вопрос в истории России XIX столетия. Это было время поиска форм общественной самоорганизации.

Тогда за сравнительно короткий период был пройден путь от светских салонов и университетских кружков к политическим союзам и партиям, которые, претендуя на активное участие в деятельности институтов власти, вступали в неминуемый конфликт с правительством.

В сущности, ими ставился вопрос о введении конституции и, соответственно, правовом ограничении власти монарха. В условиях этого противостояния складывался уникальный феномен российской интеллигенции, во многом определявшей социокультурную среду эпохи и по самой своей природе противостоявшей власти.

Выступая инициатором преобразований, правительство не было монополистом в социально-политической сфере, а сама судьба реформ во многом зависела от его повседневного взаимодействия с общественными силами.

Примером такого сотрудничества стали столыпинские реформы, которые проводились в условиях конституционного эксперимента 1906 – 1917 гг.

Сама же деятельность Государственной думы и реформированного Государственного совета – уникальный (хотя далеко не во всем успешный) для России исторический опыт каждодневного сотрудничества народных представителей и правительственной администрации.

Основные процессы истории России в этот период разворачивались на фоне общественно-политической борьбы, активности массовых и национальных движений, обострявшихся в период общенациональных (а порой и международных) кризисов, отчасти обусловивших революционные потрясения 1917 года.

XIX век стал временем высочайших, признанных в мире, достижений русской культуры и науки. Однако под «культурой» в данном случае следует понимать не только «высокую» культуру (науку, литературу и искусство), но и сферу повседневности, а также «массовую культуру», появление которой являлось в России (как и в др.

странах) одним из важнейших аспектов модернизационного процесса. Особенностью истории России XIX – начала ХХ вв. стало внимание к человеку, его повседневным практикам, культуре труда и потребления, правовой и политической культуре.

Необходимо осветить новые тенденции в культуре различных социальных страт, жителей города и деревни, центра и различных регионов страны.

В национальной и конфессиональной политике государства имели место как противостояние, так и сотрудничество национальных элит. Регионы Российской империи развивались асинхронно, существовали в различных экономических и правовых измерениях, что ставило задачу чрезвычайной трудности для имперской администрации.

Национальная политика самодержавия менялась на протяжении XIX века под воздействием социальных, экономических и культурных факторов.

Если в первой половине века государство традиционно проводило политику учета своеобразия отдельных регионов и этносов, политику сотрудничества с национальными элитами и их инкорпорации в общероссийскую элиту, то во второй половине XIX – начале ХХ века возобладали тенденции к языковой и культурной унификации империи.

Сложные социальные, политические и национальные проблемы российской жизни решались в условиях обострявшейся внешнеполитической ситуации. Россия, будучи великой европейской державой, вовлекалась в международные конфликты и вынуждена была искать свое место в рамках нарождавшейся блоковой системы, из-за которой мировая война становилась неизбежной.

Материалы данного раздела дополнены видеолекциями, а также напрямую связаны с материалами таких разделов, как «Географические открытия», «Архитектура и живопись», «Наука и технологии», «Войны и конфликты», «Государственные деятели».

Источник: http://xn—-ptblgjed.xn--p1ai/node/712

Ссылка на основную публикацию