Употребление слова «патриарх» в различных сферах — история России

Десять вопросов о патриархе

Употребление слова «патриарх» в различных сферах - история России

Что обозначает слово «патриарх»?

Слово состоит из двух греческих корней: отец и господство, начало, власть. В общественной жизни слово «патриарх» служит для обозначения выдающегося в какой-либо профессиональной сфере человека и употребляется в переносном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совершенно иное значение.

Во-первых, так называют некоторых ветхозаветных святых, не только участвовавших в истории спасения, но и бывших прямыми предками Спасителя. Древних патриархов называют еще родоначальниками или праотцами; среди них особенно известны Авраам, Исаак и Иаков.

А во-вторых, патриархами называют глав некоторых православных поместных Церквей. В этом значении слово «патриарх» обозначает вовсе не отдельный, наивысший чин иерархии священства, а особый церковный статус и титул. Он присваивается Церковью наиболее авторитетному епископу, возглавляющему, как правило, главную кафедру страны.

Кто был первым патриархом?

Первым патриархом принято считать святого Иакова, апостола из числа семидесяти учеников Спасителя и первого епископа первой по старшинству Иерусалимской Церкви. По преданию, Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака, поэтому в Евангелии он называется еще братом Господним, хотя никакого родства по крови у Иисуса Христа с Иаковом нет.

Новый Завет содержит одно послание, принадлежащее перу апостола Иакова, а поскольку этот апостол возглавил самую первую христианскую общину, послание это стоит в Библии первым по списку, даже перед посланиями апостола Петра.

Авторитет Иакова как первого патриарха был непререкаем, что хорошо видно из описания самого первого церковного Собора, состоявшегося в Иерусалиме (Деян. 15).

Именно апостол Иаков вынес решение по вопросу, более всего волновавшему в то время общину первых христиан: следует ли обратившимся в христианство из язычества исполнять обряды, которые заповеданы евреям в Ветхом Завете? Патриарх Иаков посоветовал не затруднять обращающихся к Богу из язычников (Деян. 15:19), и с тех пор практически все обрядовые постановления Ветхого Завета перестали быть для христиан обязательными.

Чего не может патриарх?

Поскольку патриарх – это не степень священства, а только почетный титул, то, по сути, у его носителя не больше прав, чем у любого другого епископа. Патриарху подчиняются не потому, что он «выше» других, а потому, что он обладает авторитетом среди епископов.

Вся власть патриарха ограничена внутренними канонами Церкви и личным авторитетом пастыря. К примеру, патриарх не может единолично поставлять новых епископов или принимать решения, с которыми не будут согласны другие авторитетные члены архиерейского собора.

Кто был первым патриархом на Руси?

Святитель Иов, первый патриарх Русской Церкви, был поставлен в 1589 году московским Собором под председательством Константинопольского патриарха Иеремии II. До этого времени наша Церковь возглавлялась митрополитами, причем до середины XV века Русская Церковь относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.

Обязанности патриарха

Патриарх как первосвященник возглавляет молитвенное служение Церкви и практически всегда лично совершает наиболее торжественные богослужения. Он также определяет отношения Церкви с государством и общественными организациями, а это означает, что он непрерывно, иногда буквально круглые сутки должен исполнять представительские и организаторские функции.

Также патриарх обязан председательствовать в Священном Синоде, являющемся высшей церковной властью в период между церковными соборами. При его участии происходит назначение архиереев, поэтому он должен вникать в подробности всех внутрицерковных дел.

Патриарх обязан брать на себя решение всех основных вопросов, как духовных, так и вполне земных – вроде финансирования духовных академий или назначений на важные посты в Патриархии.

Кроме того, патриарх Московский и всея Руси является главой столичной Московской епархии. А еще патриарх Московский и всея Руси управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

Может ли Церковь жить без патриарха?

Поскольку патриарх не является носителем какой-то особой сакральной власти над Церковью, а просто обладает наивысшим авторитетом среди епископов, то в истории Церкви известны периоды, когда патриарха не избирали.

Так, после смерти в 1700 году патриарха Адриана царь Петр I, желавший подчинить Церковь светской власти, помешал проведению независимых выборов предстоятеля и назначил на место патриарха «местоблюстителя патриаршего престола».

А в 1721 году учредил Святейший Правительствующий Синод, который с тех пор являлся высшим государственным органом церковно-административной власти Российской Империи и заменял собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений.

Как собрание канонических епископов, Синод в качестве верховного органа церковного управления был признан всеми Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквями.

Однако Синод не мог принимать самостоятельных решений, так как его члены назначались лично императором, ведавшим всеми кадровыми вопросами. Император также имел личного представителя в Святейшем Синоде – обер-прокурора, который фактически обладал всей полнотой власти над церковной жизнью страны.

Номинально обер-прокурор являлся государственным чиновником, и поэтому мог даже не быть православным христианином, как порой и случалось.

Синодальный период в Русской Православной Церкви длился почти двести лет, и только в начале XX века Церковь смогла вновь избрать себе предстоятеля.

Выходит ли патриарх на пенсию?

Право решения вопроса об уходе патриарха на покой, принадлежит Архиерейскому Собору. Устав РПЦ, гл. IV: «13.

В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола».

Богат ли патриарх?

Уже много веков в патриархи, как и вообще в епископы, по традиции поставляют только монахов. А монах при постриге дает не только обеты целомудрия и послушания, но и обет нестяжания, так что фактически патриарху не принадлежит ничего из того, что его окружает.

Абсолютно все, от резиденции и представительского автомобиля до богослужебных облачений, принадлежит Церкви и всего лишь находится у него в пользовании.

Единственный источник личного дохода Патриарха Московского и всея Руси Алексия – это обычная гражданская пенсия, которую государство выплачивает ему по старости, а дорогие подарки, которые порой ему дарят, как правило, оказываются в музейных коллекциях или передаются на нужды Церкви.

При исполнении представительских функций предстоятель Русской Православной Церкви должен выглядеть соответственно своему сану, а личный быт его устроен гораздо проще.

Исповедуется ли патриарх, и кому?

Его Святейшество патриарх Алексий II лично ответил на этот вопрос в интервью журналу «Фома» №7 за 2005 год: «Да, как и любой православный христианин».

И точно так же, как и любой другой человек, патриарх вправе советоваться со своим духовником. Говорить же о том, кто именно является духовником того или иного человека, вряд ли уместно, поскольку это – глубоко личное дело.

Сколько сейчас патриархов?

До раскола 1054 года и отделения Римской Церкви титул патриарха присваивался пяти епископам Вселенской Церкви: Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому. В современной Церкви титул патриарха имеют предстоятели

Константинопольской,

Александрийской,

Антиохийской,

Иерусалимской,

Русской,

Грузинской (католикос-Патриарх),

Сербской,

Болгарской и

Румынской Церквей.

Патриархами принято называть и глав некоторых иных христианских неправославных Церквей, а также некоторых католических епископов – как правило, глав униатских Церквей.

Журнал «Фома»

Источник: https://azbyka.ru/desyat-voprosov-o-patriarxe

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Президиума Межрелигиозного совета России / Патриарх / Патриархия.ru

24 октября 2017 г. 22:10

24 октября 2017 года в Еврейском музее и центре толерантности в Москве состоялось заседание Президиума Межрелигиозного совета России. В начале заседания к его участникам обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Дорогие собратья — главы и представители традиционных религиозных общин нашей страны, уважаемые государственные и общественные деятели!

Рад приветствовать вас на заседании Президиума Межрелигиозного совета России.

В первую очередь хотел бы поблагодарить главного раввина России Берла Лазара и Президента Федерации еврейских общин России Александра Моисеевича Бороду за возможность провести заседание Президиума Межрелигиозного совета России здесь, в Еврейском музее и центре толерантности.

С большим интересом осмотрел экспозицию музея. Данная площадка позволяет с помощью высокотехнологичных, интерактивных средств познакомиться с историей и культурой еврейского народа — и древней, и современной, включая как светлые, так и трагические страницы истории.

Наше заседание проходит в канун 100-летия октябрьской революции 1917 года. Это событие привело к поистине катастрофическим последствиям для религиозных общин: преследованиям верующих, разрушению храмов, тотальной антирелигиозной пропаганде.

Оглядываясь на минувший век, мы видим, что небывалый научно-технический прогресс, предоставивший человеку невиданные ранее возможности, не смог предотвратить страшных трагедий, приведших к миллионам жертв.

В чем причина этого? В значительной мере в демонстративном и агрессивном отказе от религии, в стремлении построить жизнь без Бога, что неизбежно приводит к забвению моральных ценностей.

На прошлом заседании Совета я говорил, что в столетнюю годовщину революционных событий необходимо дать им нравственную оценку, чтобы положить конец манипуляциям и острой полемике, которая и сегодня раскалывает наше общество.

Пренебрежение традицией и отказ от религиозного измерения человеческой жизни привели к нравственному и аксиологическому релятивизму, который нашел свое выражение, в том числе, в деятельности авторитарных режимов прошлого столетия.

Политики мировых держав во многих случаях откровенно и цинично попирали основополагающие нравственные принципы и зачастую действовали, не соотнося свои поступки с категориями добра и зла. Об этом ясно свидетельствует трагедия двух мировых войн XX века.

Думаю, сегодня мы должны с особым вниманием отнестись к тому, что означает ценность человеческой личности, насколько человеческая жизнь может разрушаться, насколько достоинство может попираться в угоду политическим, идеологическим и прочим причинам и факторам. Благо человека стало пониматься как цель любого общественного устройства.

Эта идея нашла свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Но несмотря на то, что идея блага человека присутствовала в европейской культуре, в философии, цивилизации, XX век обнаружил попрание всего того, что связано с человеческим достоинством и с человеческим благом.

Русская Православная Церковь в своей деятельности уделяла особое внимание осмыслению концепции свободы и прав человека в контексте христианского мировоззрения.

Читайте также:  Периоды истории - история России

Я многократно поднимал эту тему в своих статьях, выступлениях на международных площадках, в диалоге с государственными, религиозными и общественными деятелями.

И неоднократно подчеркивал, что свободу нельзя путать с вседозволенностью, а концепция прав и свобод человека должна быть дополнена представлениями о моральной ответственности.

Ни в коем случае тема свободы и прав не может становиться темой для политических спекуляций, для выстраивания определенных идеологических систем, целью которых является нанесение ущерба своему потенциальному или видимому противнику — это уж кто как считает нужным формулировать и определять, что есть противник.

Тема свободы ни в коем случае не может быть средством борьбы. Она должна быть целью обеспечения прав и свобод, а также условий для нравственной ответственности человека за свои поступки.

Ценность каждой человеческой личности основывается на том, что Бог сотворил человека по Своему образу, о чем мы читаем в первой книге Бытия, а значит, даровал ему свободу.

Избирая добро, побеждая злые влечения, человек реализует свою свободу, становится свободным от греха и обретает подобие Божие.

Вместе с тем в религиозном и секулярно-либеральном понимании свободы имеются принципиальные отличия, связанные с тем, что в секулярном либерализме отсутствует фундаментальная для религиозного сознания категория греха: нет греха, а есть плюрализм мнений и поведенческих моделей.

Современная философия отказывается от того, чтобы выносить нравственное определение, что есть хорошо, а что есть плохо, — и добро, и зло сводится к исполнению или неисполнению закона.

Во многом это обусловлено историческими причинами: как известно, гуманистическое понимание прав и свобод возникает в эпоху Возрождения, для которой в целом характерны отход от библейских ценностей и возращение к языческому миросозерцанию.

Либеральная трактовка свободы и прав человека предполагает абсолютизацию суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственного контекста. С точки зрения христианства, ошибка светского гуманизма заключается в том, что он не учитывает фактор искаженной природы человека, его склонности к греху, возможности употребления свободы во зло как для самого человека, так и для всего общества.

С точки зрения Русской Православной Церкви, неприемлемо, когда гуманистическое понимание прав и свобод человека используется для утверждения в обществе представлений о допустимости в качестве социальной нормы таких греховных явлений, как аборты, гомосексуализм или эвтаназия.

Налицо грубая подмена понятий: безнравственное поведение оправдывается учением о достоинстве человека, имеющем глубокие религиозные корни. Без религиозных корней идея достоинства повисает в воздухе.

На чем основывается, на что опирается эта идея? Если мы вырываем религиозный фундамент, если отрываем человека от Бога, то и человеческое достоинство теряет свое основание.

Может ли подлинная свобода выражаться в посягательстве на то, что свято и дорого человеку? Конечно, нет. Там, где начинаются провокация и кощунство, свобода человека должна осознанно ограничиваться. Игнорирование духовно-нравственного измерения свободы неизбежно приводит к утрате самой способности различения добра и зла.

Чем ниже уровень нравственности, тем более востребованными в массовой культуре становятся идеи, разжигающие низменные страсти.

Вместе с тем, кризис культуры является одним из самых опасных для общества, что еще раз напоминает нам о необходимости соотносить все плоды данного человеку Богом дара творчества с нравственным измерением.

В качестве реакции на кощунственные карикатуры во французском журнале в январе 2015 года МСР принял заявление «О свободе слова и оскорблении чувств верующих». В заявлении, в частности, говорится:

«Утратившая нравственные ориентиры свобода, ставшая идолом и сосредоточенная лишь на удовлетворении собственных потребностей, в том числе «свобода» насмешек над тем, что свято для других, несовместима с подлинным достоинством человека…Свобода нуждается в ограничении, в противном случае она может становиться насилием против других — в форме непосредственного физического воздействия или в форме слова, способном глубоко ранить душу человека… Свобода самовыражения не должна ущемлять права других людей, унижать честь и достоинство верующих, оскорбляя то, что является для них самым сокровенным и дорогим. Индивидуальная свобода должна подчиняться принципам справедливости, человечности и общего блага… всем публичным деятелям необходимо быть крайне острожными с такой деликатной сферой, как религия, и отдавать отчет о возможных последствиях своих действий».

Я полагаю, что эти слова, выражающие консолидированную позицию традиционных религий нашей страны, свидетельствуют о нашем общем понимании необходимости сопряжения свободы и ответственности. Эти слова не теряют своей актуальности и по отношению к современным проблемам и дискуссиям.

Не так давно по моему приглашению в Москву приехали религиозные лидеры Армении и Азербайджана, чтобы обсудить возможности уврачевания многолетнего конфликта в Нагорном Карабахе. Мы приняли заявление, в котором подчеркивается необходимость защиты памятников религиозного назначения, уважительного отношения к ним.

Нами была высказана эта принципиальная позиция, потому что мы ясно осознавали: когда кто-то посягает на святыню, конфликт вспыхивает с новой силой, градус ожесточения достигает критических величин. Мы сделали это заявление, поскольку стала поступать информация о том, что и с одной, и с другой стороны оскверняются религиозные памятники.

И тогда религиозные лидеры Армении и Азербайджана — стран, которые находятся в очень непростых взаимоотношениях, — нашли в себе силы мужественно заявить, что никаких надругательств над религиозными памятниками, монументами, зданиями, над религиозной традицией не может и не должно быть, потом что в таком случае в политический конфликт накачивается энергия религиозных чувств, а это очень опасно для любого конфликта.

Думаю, что преодоление в нашей стране кризиса на Северном Кавказе и в Чечне, который одно время был очень болезненным, стало возможным в том числе и потому, что как мусульманские, так и православные лидеры заявили: в этом конфликте нет религиозного измерения.

Если бы, сохрани Бог, с обеих сторон подняли знамена религиозной войны, то конфликт продолжался бы, наверное, бесконечно. В таком случае становится очень трудно избежать бесконечного нарастания вражды и ненависти.

На нашем прошлом заседании я отмечал, что экстремисты зачастую эксплуатируют негативную реакцию верующих на попытки навязать им чуждые ценности.

И именно те люди, чьи чувства были оскорблены, нередко становятся легкой добычей экстремистов, которые призывают их к «священной» борьбе за веру и за традиционный уклад жизни.

Государство при формировании политики, выработке законов, принятии решений о поддержке тех или иных культурных проектов должно учитывать нравственные устои, связанные с историческими и религиозными традициями народа. Только так обеспечивается созидательное развитие и бесконфликтное существование общества.

Если сегодня не будет обеспечен тщательный контроль за соблюдением законодательства в плане оскорбления религиозных святынь, то завтра мы можем получить расколотый социум, у которого размыт ценностный базис, дезориентированную в моральных вопросах молодежь, что фактически лишает народ будущего.

Убежден, что построение благополучного общества невозможно без учета духовных потребностей его членов, уважения к религиозным чувствам людей.

Опыт сотрудничества в рамках МСР свидетельствует о том, что моральная оценка традиционными религиями нашей страны многих социальных явлений оказывается весьма близкой.

Наши религии по принципиальным вопросам расходятся с секулярным либеральным стандартом, предполагающим нравственную автономию человека и гносеологический плюрализм.

На мой взгляд, важной задачей межрелигиозного диалога, а также диалога между носителями секулярно-гуманистических и религиозных ценностей является утверждение понимания необходимости построения многополярного мира.

Я употребляю слово «многополярный» не в политическом, а, скорее, в культурном аспекте, имея в виду такой мир, в котором гармонично сосуществуют и находятся в созидательном сотрудничестве различные цивилизационные полюсы. Основой для межрелигиозного сотрудничества в указанном направлении является внешне различное, но сущностно единое восприятие нашими религиозными традициями нравственных ценностей, имеющих абсолютный и универсальный характер.

Либеральный секулярный стандарт от имени всего «мирового сообщества» нередко утверждается в качестве наиболее «прогрессивной» «гуманистической», «современной» цивилизационной модели.

С другой стороны, несмотря на то, что этот тезис показал свою несостоятельность, до сих пор можно встретить отношение к религии как чему-то устаревшему, несовременному, относящемуся лишь к частной жизни индивидуума.

Существенное влияние религиозного фактора в жизни современных обществ по всему миру, возрождение веры в нашей стране наглядно демонстрирует неправомерность такого подхода. Надеюсь, что традиционные религиозные общины России будут и в будущем надежными союзниками и соработниками в деле поиска совместного ответа на общие вызовы современности.

Сотрудничество традиционных религиозных общин по многим направлениям общественной жизни сегодня крайне актуально.

Важно понимать, что современные кризисы, в том числе экологический, порождены деятельностью самого человека, но их глубинные причины коренятся в области морали, в сфере человеческого духа.

Использование огромных технологических, научных, военных возможностей необходимо сопрягать и соразмерять с вечными, богозаповеданными нравственными ценностями. В этом залог не просто благополучия, но и выживания человечества.

В культурном опыте человечества заложено великое многообразие.

Это данность, основная характеристика нашего бытия, которая в условиях тесного, взаимозависимого и взаимосвязанного существования народов становится особенно важным фактором в жизни общества.

Необходимо найти такой модус взаимодействия цивилизационных моделей, который приводил бы не к столкновению и противостоянию, но к партнерству и взаимообогащению, что является необходимым условием процветания всего человечества.

На мой взгляд, Россия как самобытная цивилизация являет собой уникальный пример такого единства в многообразии. В современной России сосуществуют и находятся в тесном диалоге разные духовные традиции и культурные модели: Восток и Запад, религиозное и секулярное мировоззрение.

Россия имеет многовековой опыт мирного и созидательного сотрудничества разных народов, культур и религий. История нашей страны свидетельствует о том, что перед лицом общего врага сплачивались христиане и иудеи, мусульмане и буддисты. Все они бок о бок сражались, защищая свое общее Отечество.

В годы гонений на верующих они вместе страдали, нередко проявляли солидарность и взаимную поддержку.

Сегодня, по милости Божией, мы живем в принципиально иных условиях. Верующие люди имеют возможность принимать активное участие во всех сферах общественной жизни: в политике, в экономике, в культурной жизни; это повышает требование к уровню развития религиозного образования.

Читайте также:  Первая русская революция - история России

Слава Богу, мы, религиозные лидеры России, смогли преодолеть существовавшие нередко разногласия; сообща трудясь во имя воспитания в обществе духа взаимного уважения, мы строим, как мне кажется, очень надежную систему межрелигиозных отношений.

Всем нам доводилось слышать от наших зарубежных единоверцев и партнеров слова восхищения Россией, где нет ни христианофобии, ни антисемитизма, ни исламофобии. Убежден, что мы призваны совместными усилиями сохранять и приумножать это ценное достояние.

Благодарю за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5044543.html

Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое значение Патриаршества в истории Русской Православной Церкви / Православие.Ru

Патриаршество является одним из важнейших институтов канонического церковного строя.

Хотя этот титул в канонах употреблен впервые отцами Трулльского Собора, но экклезиологические основания этого института по существу дела сформулированы были уже в 34-м Апостольском правиле и в 9-м правиле Антиохийского Собора.

34-е Апостольское правило гласит: «Епископам всякого народа подобает знати Перваго в них и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения». В 9-м правиле эта же норма применена по отношению к митрополиту.

Но уже в V столетии, ко времени Халкидонского Собора, вначале не официально, а потом уже в качестве формального титула, первые епископы Поместных Церквей стали именоваться патриархами. А во второй половине первого тысячелетия христианской истории сложилась система пентархии – пяти Патриархатов, между которыми был распределен территориально без малого весь христианский мир.

Когда Русь была крещена, ее территория вошла в состав Константинопольского Патриархата.

И хотя ввиду политической независимости Руси от Византии, ее этнического отличия от империи, обширности ее пределов и удаленности от имперской столицы, которая одновременно была и первосвятительской кафедрой, Русская Церковь пользовалась широкой автономией, не будучи формально автономной, тем не менее в русских храмах за богослужением неизменно возносилось имя Патриарха, а его сан в религиозном сознании русского народа окружен был ореолом святости.

В 1448 году в связи с известными событиями, в частности, отступничеством от Православия Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Исидора на Флорентийском Соборе, Русская Церковь стала фактически автокефальной – ее Первоиерарх святитель Иона был избран в митрополиты Собором русских епископов без санкции на то со стороны Константинопольского Патриарха, чье отношение к Флорентийской унии не было досконально известно в Москве, и без последующего утверждения этого акта в Константинополе. Но всеобщее признание автокефалии Русской Церкви в православном мире сопряжено было с событием, которое произошло в 1589 году, когда в Москве было учреждено Патриаршество и первым Патриархом поставлен был святитель Иов.

В составленной тогда «Уложенной грамоте», под которой на первом месте стояла подпись Константинопольского Патриарха Иеремии, учреждение Патриаршества было мотивировано тем, что Москва стала «Третьим Римом».

В уста Патриарха Константинополя в «Уложенной грамоте» влагаются такие слова, обращенные к царю Феодору Иоанновичу: «Воистину в тебе, благочестивом царе, Дух Святый пребывает… Твое же, о благочестивый царю, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде, и ты един под небесем христьянский царь именуешися во всей вселенной». Как бы ни относились позже в Константинополе к учению старца Филофея, но подпись Константинопольского Патриарха действительно стоит под этим исторически исключительно важным актом, в котором близко к тексту воспроизводится мысль старца Филофея.

К самому учению о Третьем Риме можно и в самом деле относиться по-разному – оно лежит вне области догматического богословия и представляет собой оригинальную историософскую концепцию, но «Уложенная грамота» 1589 года свидетельствует о тесной связи патриаршего служения с величием и авторитетом Российского государства, с его влиянием на ход мировой истории. Народное почитание патриаршего сана в XVII веке получило особое подкрепление в исключительной одаренности таких патриархов, как Филарет и Никон, в святости мученического подвига святителя Ермогена. Патриархи XVII столетия были, по словам участника Поместного Собора 1917–1918 годов П.Н. Сперанского, стражами совести русского народа.

Патриаршество, как известно, упразднено было Петром Великим, который повел Россию путем ускоренной вестернизации. В наши задачи не входит глобальная оценка необходимости, неизбежности и последствий петровских реформ.

Споры на эту тему со времен славянофилов и западников составляют едва ли не главный стержень развития отечественной историософской мысли.

Но для Православной Церкви упразднение Патриаршества и замена его Святейшим Синодом, Первоприсутствующий в котором не обладал каноническими правами и обязанностями Первого епископа, как они очерчены в 34-м Апостольском правиле, явилось актом, чреватым печальными, если не сказать катастрофическими последствиями.

В немалой степени связанная с упразднением Патриаршества бюрократизация церковного управления, поставленного под контроль чиновного аппарата во главе с обер-прокурором Святейшего Синода, оттолкнула от Церкви сначала часть образованного российского общества, затем, в середине XIX века, едва ли не большинство интеллигенции, а на рубеже XIX и XX столетий уже и массы простого народа, особенно в городах, что в конечном счете обернулось катастрофой 1917 года, грозившей гибелью самой России. Для Православной Церкви тогда открылся путь голгофских страданий, путь исповедничества и мученичества.

Но в том же году, когда началась новая российская смута, Русская Православная Церковь, в результате вынужденного отречения царя-мученика Николая II лишившаяся защиты и опеки со стороны государственной власти, которая уже при Временном правительстве встала на путь строительства внеконфессионаьного государства, обрела свободу для своего внутреннего самоопределения. Был созван Поместный Собор, и главным результатом его деяний, при всем исключительном богатстве его богословского и канонического наследия, стало восстановление Патриаршества. Не все члены Собора были сторонниками Патриаршей системы церковного управления. Некоторые участники соборной дискуссии говорили о несовместимости Патриаршества и соборности, вопреки бесспорной исторической очевидности – Освященные Соборы при Петре перестали созываться как раз вследствие упразднения Патриаршества.

Особенно значимо было участие в соборной дискуссии о целесообразности восстановления Патриаршества священномученика Илариона (Троицкого), тогда архимандрита, позже архиепископа.

Хрестоматийно известны его прозвучавшие на Соборе слова о том, что православное русское сердце бьется там, где стоит пустое Патриаршее место в Успенском соборе Московского Кремля.

Но не менее важно другое его выступление по теме Патриаршества: он сказал, что отказавшись от восстановления Патриаршества в условиях, когда Церковь свободна в своем внутреннем самоуправлении, участники Собора совершили бы каноническое преступление.

Поместный Собор восстановил Патриаршество и поставил Патриархом святого исповедника Тихона.

При церковных нестроениях и разделениях, которые возникли вслед за тем отчасти спонтанно, но главным образом под влиянием политических сил, как это было в случае самосвятства, или при прямом провоцировании их со стороны носителей государственной власти (особенно характерным примером тут является обновленческий раскол), патриарший сан, само имя Патриарха служило для благочестивого народа критерием Православия. Кто находится в послушании Патриарху, кто молится за Патриарха – тот сохранил верность Церкви и Христу, тот православный. А кто отделился от Патриарха Тихона – тот еретик, раскольник, либо прямой предатель Церкви. Так просто и так безошибочно верно ориентировались тогда православные люди перед лицом потрясших церковный мир расколов, которые возникли в обстановке беспощадных гонений на Церковь со стороны ее врагов.

Положение усугубилось после кончины святого Патриарха Тихона из-за невозможности совершить канонически правильное избрание его преемника ввиду того, что нельзя было рассчитывать на согласие властей на созыв избирательного Собора, а попытка провести избрание Патриарха заочно и нелегально была сорвана властями, поскольку основана была на вполне утопическом проекте.

Поместный Собор 1917–1918 годов своевременно предусмотрел подобную ситуацию и поручил Патриарху Тихону назначить кандидатов в местоблюстители Патриаршего престола на случай развития событий в самом худшем направлении, и Патриарх выполнил это поручение Собора.

Как результат, в течение почти двух десятилетий отсутствия Патриарха Патриархия продолжала существовать: местоблюстители Патриаршего престола и их заместители исполняли служение канонических первых епископов.

Самоотверженное служение митрополита Сергия, лишь на закате земной жизни в течение всего нескольких месяцев носившего титул Патриарха, но реально возглавлявшего Русскую Церковь с 1925 по 1944 год, его вызывавшая острую критику со стороны ряда епископов, клириков и церковных деятелей из мирян политика компромиссов в отношениях с властями, враждебными Церкви, направлена была, во-первых, на то, чтобы сохранить для Церкви легальный статус, а во-вторых, на сохранение канонического патриаршего строя церковного управления, как об этом свидетельствовал его ближайший помощник в 1930-е годы митрополит Сергий (Воскресенский), находясь на территории, оккупированной немцами.

Патриарх Сергий, избранный Архиерейским Собором 1943 года, скончался в 1944 году. В следующем году, в канун победоносного окончания Великой Отечественной войны, состоялся Поместный Собор, главным деянием которого стало избрание нового Патриарха – Алексия I.

Узнав об этой радостной вести, святитель Афанасий (Сахаров), который, как и ряд других единомысленных с ним архиереев и священников, ранее находился в оппозиции предшественнику Патриарха Алексия, укоряя его в превышении полномочий, предоставленных ему как своему заместителю местоблюстителем Патриаршего престола священномучеником митрополитом Петром, теперь призвал своих духовных чад и сторонников к признанию новоизбранного Патриарха и к возношению молитв за него. Обосновывая этот призыв в одном из писем, святитель Афанасий высказал экклезиологически глубокие и канонически бесспорные мысли о значении патриаршего служения: «Помимо Первоиерарха Русской Церкви никто из нас – ни миряне, ни священники, ни епископы – не может быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего Первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь».

Первосвятительское служение патриархов Алексия I и Пимена совершалось в условиях несвободы, в государстве, которое находилось под тотальным контролем политической партии, провозгласившей атеизм своей официальной идеологией, а отмирание религии своей высшей целью. Но Церковь выжила и пережила безбожный режим по обетованию Самого ее Основателя: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее» (Мф 16: 18).

Новая ситуация начала складываться на рубеже 1980–90-х годов в результате политических процессов тех лет. Открывшиеся тогда благоприятные перспективы для восстановления полноценной церковной жизни в полной мере были использованы уже в Патриаршество ныне здравствующего Предстоятеля Русской Православной Церкви Алексия II.

Читайте также:  Образование государства киевской руси в iх веке - история России

Крушение коммунистического режима, как известно, сопровождалось распадом единого государства, границы которого приблизительно соответствовали тем, что сложились задолго до образования СССР. Из всех существовавших государственных, политических и иных структур свою прежнюю целостность сохранила лишь Русская Православная Церковь, каноническая территория которой осталась прежней.

Русская Церковь выдержала натиск центробежных сил, которые обрушились на нее в виде разнообразных раскольных движений. И вновь, как и во времена святого Патриарха Тихона, во всей силе проявилась консолидирующая, объединяющая роль Патриаршества и носителя патриарших полномочий.

В бурные 1990-е годы критерием православной церковности являлась верность и послушание Святейшему Патриарху Алексию II, неукоснительное возношение его имени за богослужением.

Одним из знаменательных достижений Русской Православной Церкви в период ее возглавления Святейшим Патриархом Алексием II стало преодоление разделения, возникшего в результате революции, гражданской войны и массовой эмиграции из России.

17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении с Зарубежной Церковью. Важнейшее положение этого акта предусматривает поминовение Первосвятителя Русской Церкви за богослужением в храмах Русской Зарубежной Церкви.

Именно эта тема, наряду с принципиальной оценкой пройденного Русской Церковью исторического пути в эпоху ожесточенных гонений на нее, стояла в центре дискуссии, имевшей место в ходе двусторонних переговоров, завершившихся восстановлением евхаристического общения и канонического единства, ибо, как писал в свое время святитель Афанасий, «не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви».

В заключение представляется уместным напомнить о том, что в результате предпринятой по благословению Святейшего Патриарха Алексия II паломнической поездки в сентябре и октябре текущего года официальной делегации Московской Патриархии и хора московского Сретенского монастыря с чудотворной Державной иконой Божией Матери по епархиям Русской Зарубежной Церкви, в тех приходских, соборных и монастырских храмах, где, возможно, по пастырским соображениям имело место отлагательство в возношении имени Первосвятителя за богослужением, началось каноническое поминовение Святейшего Патриарха, в чем видится, при сохранении административной самостоятельности Русской Зарубежной Церкви, экклезиологчески значимый символ восстановления полноты канонического общения в лоне единой Русской Православной Церкви.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/24350.html

Патриарх призвал власти максимально учитывать интересы русского народа

От поддержки русского национального самосознания и благополучия русских зависит судьба всей страны, считает патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он заявил об этом сегодня на открытии XVIII Всемирного русского народного собора в Москве.

Речь, по мнению его Святейшества, идет не просто о его полноправии, а о том, что он является важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы не должны игнорироваться. Наоборот, они требуют максимального внимания к себе, что должно помогать достижению гармонии с интересами других национальных общин.

Подлинное русское самосознание, основанное на национальной культуре, не угрожает целостности страны, а выступает главным гарантом единства страны и дружбы между народами. По мнению Патриарха, сегодня очень важно, чтобы понимание этого возникло в элитах.

Патриарх: Русский мир не ограничен государственными границами

Пренебрегать сегодня судьбой русского народа, его благополучием, целостностью, зрелостью его самосознания это значит «разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия», цитирует Патриарха агентство Интерфакс- религия.

По его словам, именно это происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков «постулировалось искусственное противопоставление русского и российского», когда чиновники получали указания не использовать слова «русский» «как якобы ослабляющее единство нации».

«И сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также о существовании новых, не известных ранее наций — таких, например, как «поморская», «казачья» или «сибирская», — сказал Патриарх, отмечая, что за попытками исключить употребление слово «русский» просматриваются идеи мультикультурализма и плавильного котла, уже доказавшие свою безжизненность на Западе.

Патриарх Кирилл призвал россиян объединиться ради спасения от смуты

Патриарх призвал помнить, что русский народ является «главным творцом отечественной культуры» и на основании этого факта «должна строиться культурная политика государства». Что не отменяет «открытости нашей культуры, радушной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения».

Наряду с этим, по мнению патриарха Кирилла, необходимо преодолевать социальные распри, навсегда должна остаться в прошлом имущественная пропасть «между барином и мужиком», недопустимы антирелигиозные гонения, преследование людей за мирно выражаемые убеждения, подавление гражданских свобод.

Он также призвал к поддержке традиционных религий России, национальных меньшинств, которые вносят вклад в укрепление экономического, политического и культурного процветания страны.

Патриарх подчеркнул, что без осознания единства истории России и понимания ценности русской цивилизации, наша страна не ответит на те вызовы, которые стоят перед ней сегодня.

«Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится не способным сохранить единство», — сказал он.

А это единство «неразрывно связано с единством его истории, с почитанием общих героев, сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и общей печалью в годовщины трагедий».

Поэтому «вопрос единого подхода к истории нужно рассматривать не как частную проблему одной из научных дисциплин, но как чрезвычайно важный вопрос государственного и национального бытия».

Патриарх Кирилл: Я очень не люблю слово «удача»

При этом он подчеркнул, что считает опасным «черно-белое» понимание истории, когда одни эпохи считаются лучшими, а значение других принижается.

«В любые времена, несмотря на войны, революции и контрреволюции, Россия сохраняла свою цивилизационную основу», — сказал патриарх, отметив, что «любовь к Родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить душу за други своя одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда».

По его мнению нужен «великий синтез высоких духовных идеалов Древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества в веке XX и справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России».

Главными для государства , по его мнению, должны быть «вера, справедливость, солидарность, достоинство и державность». Государство, созданное на основе такого синтеза, «будет соответствовать идеалам библейских заповедей», — заключил он.

Патриарх также коснулся темы Украинских событий, подчеркнув, что мы наблюдаем там сегодня «трагическое разделение, ведущее к расколу и провоцирующее гражданский конфликт».

Следствием умышленного раздора, который на протяжении лет разжигался в стране, в том числе путем церковного раскола и внедрения антироссийских лозунгов назвал происходящее на Украине спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

«Происходящее на Украине — всход семян раздора, которые взращивались два десятилетия», — уверен он.

Патриарх Кирилл: Россия не может быть вассалом

В течение этого времени шло «умышленное коверканье истории, прославление пособников нацизма, разжигание церковного раскола, внедрение в сознание молодежи антироссийских, антирусских шаблонов, лозунгов».

«Скажем прямо: есть те, кто хотел бы видеть и противостояние внутри российского общества, — заявил Сергей Нарышкин. — И они не умеют извлекать уроков из собственной истории и чужого опыта, они смешивают любовь к своему народу и ненависть к другим».

По его мнению «и шовинизм, и агрессивный национализм стоят в ряду опасностей» и для России. При этом спикер выразил увереность, что «твердая и ответственная позиция участников собора будет мощным заслоном этой угрозе».

Российское общество можно объединить лишь опираясь на вековые традиции и ценности — справедливость, милосердие и взаимопонимание, сказано в приветствии участников и гостей XVIII Всемирного русского народного собора председателя правительства Дмитрия Медведева.

Патриарх: Духовная связь России, Украины и Белоруссии непобедима

Тема нынешнего Собора — «Единство истории, единство народа, единство России», по мнению премьер-министра тесно связана с ключевыми задачами, стоящими перед страной на современном этапе.

«Сегодня как никогда важно осознавать, что консолидация общества невозможна без опоры на традиции и ценности, которые веками скрепляли наше государство.

В первую очередь это справедливость, милосердие, взаимопонимание между людьми разной веры и национальности и, конечно, ответственное отношение к своей семье, к родной стране», — подчеркивается в его сообщении, распространенном пресс-службой правительства.

Дмитрий Медведев выразил уверенность, что присущая Собору широкая и свободная дискуссия, а также выработанные в ходе встречи предложения будут способствовать решению многих современных проблем.

Кстати

Кто такой русский?

Кто такой русский? Участники XVIII Всемирного русского народного собора предложили свое определение русской идентичности.

«Русский — это человек, считающий себя русским, не имеющий иных этнических предпочтений, говорящий на русском языке, признающий православное христианство основой национальной духовной культуры, ощущающий солидарность с судьбой русского народа», — сказано в документе Собора.

Каждый русский чувствует глубинную эмоциональную связь с главными событиями своей истории: Крещение Руси, Куликовской битвой и преодолением смуты, победами над Наполеоном и Гитлером, считают собравшиеся. «Особо отметим, что гордость за Победу в 1945 года является одним из важнейших интегрирующих факторов русской нации», — сказано в документе.

Справка РГ

Всемирный русский народный собор был образован в 1993 году. На протяжении 20 лет ВРНС играет значительную роль в формировании гражданского общества России. В 2005 году организации был предоставлен специальный консультативный статус при ООН.

XVIII собор собрал в Москве делегатов от всех федеральных округов России, разных государственных ведомств, лидеров всех парламентских фракций и представителей традиционных религий: христиан, мусульман, иудеев и буддистов.

Источник: https://rg.ru/2014/11/11/patriarh-site.html

Ссылка на основную публикацию