Церковный раскол — история России

Церковный раскол XVII в. в России

Церковная реформа Никона и раскол в церкви в 17 веке имеет обширную историографию. Этого вопроса касались такие историки как Соловьев, Ключевский, исследователи православной церкви Никольский, Картошев.

13 мая 1667 года собор святителей России и Православного Востока осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые не признавшие решение собора, оказались вне церкви.

Это был последний акт, зафиксировавший, назревавший раскол между приверженцами старой веры – старообрядцами – сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Преобразования выявили глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени.

Среди этих проблем одно из важнейших мест занимало понимание роли русской церкви во всём православном мире.

К середине XVII в. окончательно утвердилось представление, что Русская Православная церковь – единственная преемница и хранительница благочестия. До XV в. Русь считалась духовной дочерью Византии, откуда получила крещение.

Но Византии угрожала гибель от окружавших её турецких полчищ, и Греческий император обратился за помощью и избавлением к главе католического мира – Папе Римскому. Чтобы наверняка получить помощь, император предложил объединить католическую и православную церкви, причём согласился на уступки католицизму.

В итальянском городе Флоренции подписали документ о соглашении Флорентийскую унию 1439 г. Митрополит Московский Исидор, грек по происхождению, также подписал акт об объединении. Но в Москве такой поступок восприняли как измену православию. Исидор был свергнут, а на его место собор иерархов избрал русского митрополита.

Вскоре после этого в 1453 г. на месте Византийской империи возникла Османская. Русские люди увидели в этом событии перст божий, наказание за отступничество от православия.

С этого времени Московское государство становится единственным в мире крупным независимым православным царством. Стали говорить, что Москва – «третий Рим». На московских площадях рассказывали, что было два Рима – города-миродержца.

Первый увлёкся папской ересью и пал, тогда его значение перешло к Константинополю – «второму Риму», который изменил православию принял папскую веру и за это был пленён турками. Поэтому важная роль защитника истинной веры перешла к Москве.

Повседневная церковная практика выдвигала разнообразные вопросы, обсуждение которых порой выливалось в напряжённые споры. Это было одной из традиций, воспринятых вместе с верой из Византии.

Однако Византийская покоилась на древней культуре, которая дала богатый богословский языки умение мыслить. В Древней Руси богословская учёность приобрела характер беспредельной веры в книгу, и любой научный подход к вопросам веры был неприемлем.

В обществе возникло множество вопросов по поводу обрядов русской православной церкви.

Особенно горячие прения вызвали два вопроса:

Сколько раз нужно произносить «аллилуйя» (два или три)

О «Посолонном хождении» (движение по солнцу)

Стоглавый церковный собор в 1551 г. закрепил как единственно правильные двойную аллилую, двуперстное крёстное знамение, хождение «посолонь» и другие отечественные традиции, не уточнив как же происходит в православно мире.

Тогда же в XVI столетии, было замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах. Много сложностей и с переводчиками богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий языки, другие – русский.

На стоглавом совете было решено исправлять книги, сверяя их с добрыми переводами, но отсутствие единого подхода достичь привело к ещё большим искажениям текста.

Одной из попыток достичь единообразия в богослужебных книгах было открытие типографии в Москве, но вместе с количеством издаваемых книг росло и число ошибок.

В 1645 г. царь Михаил Фёдорович и патриарх Иосиф, чтобы получить основательное подтверждение этих несоответствий, послали на восток для осмотра святых мест и описания чинов греческой церкви Арсения Суханова, сведующего в посольских делах и знающего греческий язык.

https://www.youtube.com/watch?v=pH8r7AKtD8A

В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон — «один из самых крупных могучих русских деятелей XVII века» по замечанию историка С. Ф. Платонова. Никон, ещё будучи в Новгороде, стремился к введению «единогласия» в церкви, поэтому отменил одновременное чтение и пение молитв. Он также решительно взялся за исправление русских богослужебных книг.

В 1653 г. В Москву вернулся из своего путешествия Арсений Суханов и представил царю и патриарху свой отчёт «Проскинитарий». Суханов указал, что греки крестятся тремя перстами и ходят против солнца, а не «посолонь». Всё говорило о необходимости обрядового согласования.

Первым шагом на пути исправления книг и приведения обрядов к единообразию стал указ патриарха Никона о сокращении земных поклонов с 12 до 4 во время чтения молитвы. Это вызвало большое смятение в кружке «ревнителей древнего благочестия». Его члены стояли за строгость и чистоту церковных обрядов, идеалом которых считалась отечественная древность.

Протопоп Аввакум и его единомышленники подали царю челобитную на Никона, но ответа не последовало. Однако стало ясно, что изменить канонические обряды, складывавшиеся веками, только указами патриарха не удастся. Требовалось освящение этих изменений более высокими церковными авторитетами. И в 1654 г.

патриарх и государь созывают церковный собор, на который прибыло более 20 видных деятелей русской церкви. В результате было решено «достойно и праведно исправить книги противо харатейных (написанных на пергаменте) и греческих», а во избежание новых промахов посоветоваться с патриархом Константинопольским Паисием.

В ответ он прислал знаменитую грамоту, служившую основой для решений последующих московских соборов.

Исправлению книг способствовало и появление значительного числа древних рукописей (более 500), которые были доставлены Арсением Сухановым. В то же время была переведена и подготовлена к печати присланная Паисием Константинопольским книга «Скрижали», посвящённая толкованиям различных священнодействий.

Вопрос о перстосложении вновь оказался в центре внимания следующего собора, созванного в 1656 г.. Ещё до его открытия патриарх Антиохийский Макарий в присутствии царя, многочисленного духовенства и народа прямо сказал, что на Востоке все молятся троеперстно, а также предал проклятию сторонников двуперстного знамения. Его заявление нашло поддержку. Поэтому собор русских иерархов, открывшийся 21 апреля 1656 г. постановил предать отречению от церкви всех крестящихся двуперстно.

Все эти события – заключение о «неисправности» книг, отлучение сторонников двуперстного знамения, появление большого числа новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий – вызывали недоумение, а порой просто возмущение в народе. Народное смятение усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на страну страшных бедствий – голода, моровой язвы. Причину их стали усматривать в исправлении священных книг.

В это время неожиданно для себя и сам Никон, столь ревностно проводивший все эти реформы, почувствовал, что царь Алексей Михайлович к нему охладел. В 1658 г. в Москве проходила торжественная встреча грузинского царевича Теймураза; в его честь царь дал обед, на который патриарх позван не был.

Более того, во время шествия во дворец царский окольничий обидел боярина, близкого к Никону, ударив его палкой по голове. Этот поступок был оставлен царём безнаказанным.

Затем в праздник Казанской Божьей Матери, 8 июля, и в праздник положения Ризы Господней, 10 июля, Алексей Михайлович, несмотря на приглашение патриарха в собор не явился. Это было в глазах Никона прямым оскорблением патриаршества как духовной власти, которую он ставил выше власти царской.

И тогда Никон отправился пешком, с одной клюкой, в Воскресенский (ныне Новоиерусалимский) монастырь. Добровольный уход Никона с патриаршего престола был невиданным событием и воспринимался в обществе трагически.

Но примирения, ожидавшегося Никоном после его демонстративного затворничества в монастыре, со стороны царя не последовало. Срочно из ссылки возвратили протопопа Аввакума, и ему было предложено стать царским духовником, правда при условии отказа от старой веры..

Но для ревностного сторонника старых обрядов это было невозможно, ив 1664 г. он был сослан вновь. Столица да и всё московское царство были в великом смятении. Старую веру поддерживали широкие массы народа, части духовенства и известные и влиятельные боярские семейства. (такие, как Морозовы, Урусовы).

Церкви оставались пустыми, поэтому священники вынуждены были вернуться а службе по старым книгам.

Царь Алексей Михайлович в 1666 г. созвал собор для суда над противниками реформы. Первоначально на него прибыли только русские святители, но потом к ним присоединились приехавшие в Москву два восточных патриарха Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский.

Своими решениями собор практически полностью поддержал действия царя. Патриарх Никон был осуждён сослан в отдалённый монастырь. Вместе с тем все книжные исправления были одобрены.

Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйя трижды, творить крёстное знамение тремя первыми перстами правой руки, крёстные походы проводить против солнца.

Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор объявил расколоучителями и еретиками. Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам.

А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих – то сжечь», — говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме».

Первоначально всех осуждённых собором ссылали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые – Иван Неронов, Феоклист – покаялись и были прощены. Преданного анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума отправили Пустозерский острог в низовьях реки Печоры.

Читайте также:  Коммунизм - история России

Туда же был сослан дьякон Фёдор, который вначале покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и также оказался в заточении. Пустозерский острог стал средоточением старообрядческой мысли. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, отсюда велась напряжённая полемика с официальной церковью, вырабатывались догмы отделившегося общества.

Послания Аввакума служили опорой страдальцам за старую веру – боярыне Феодосии Морозовой и княгине Евдокии Урусовой.

Глава поборников древнего благочестия, убеждённый в своей правоте, Аввакум так обосновал свои взгляды: «Церковь — православна, а догматы церкви от Никона-еретика искажены новоизданными книгами, которые первым книгам во всём противны, и во всей божественной службе не согласуются.

А государь наш царя и великий князь Алексей Михайлович православен, но только простою своею душою принял от Никона книги вредные, думая что они православные».

И даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю:»Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим»

Но в Соловецком монастыре уже задумывались над вопросом: а стоит ли молиться за такого царя? В народе стал подниматься ропот, начались антиправительственные толки… Ни царь, ни церковь не могли оставить их без внимания.

Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов.

Правительственные войска осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную твердыню. Восстание было подавлено.

Чем беспощаднее и суровее были начавшиеся казни, тем большее упорство они вызывали. На смерть за старую веру стали смотреть как на мученический подвиг. И даже искали его.

Высоко подняв руку с двуперстным крестным знамением, осуждённые истово говорили окружившему расправы народу: «За сие благочестие стражду, за древлецерковное православие умираю и вас, благочестивые, молю крепко стоять в древлем благочестии» И стояли сами крепко… Именно «за великие на царский дом хулы» был сожжён в деревянном срубе со своими соузниками и протопоп Аввакум.

Жесточайшие 12 статей государственного указа 1685 г., предписывающие жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей, окончательно показали отношения государства к староверам. Подчиниться они не могли, выход был один – уйти.

Главным убежищем ревнителей древнего благочестия стали северные районы России, тогда ещё совершенно безлюдные.

Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В1694 г.

на реке Выг обосновалась поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей и Семён, известные во всём старообрядческом мире. Позднее в этих местах на реек Лексне, появилась женская обитель. Так сложился знаменитый центр древнего благочестия – Выголексинское общежительство.

Другим местом укрытия старообрядцев стала Новгородо-Северская земля. Ещё в 70-е годы XVII в бежали в эти места из Москвы, спасая свою старую веру, поп Кузьма и его 20 последователей. Здесь, под Стародубом, основали они небольшой скит.

НО не прошло и двух десятков лет, как из этого скита выросло 17 слобод. Когда волны государственных преследователей докатились до стародубских беглецов, то многие из них ушли за польскую границу и поселились на острове Ветка, образуемом рукавом реки Сожи.

Поселение стало быстро возвышаться и разрастаться: вокруг него также появилось более 14 многолюдных слобод.

Знаменитым местом старообрядчества конца XVII столетия был и Керженец, названный по одноимённой речке. Множество скитов было построено в чернораменских лесах. Здесь велась полемика по догматическим вопросам, к которой присушивался весь старообрядческий мир. Донские и Уральские казаки тоже оказались последовательными сторонниками древнего благочестия.

К концу XVII в. наметились основные направления в старообрядчестве. Впоследствии каждое из них будет иметь свои традиции и богатую историю.

Важнейшим последствием раскола явилось то, что:

церковная междоусобица подорвала внутреннюю силу, идейное влияние православной церкви;

по мнению, Ключевского, раскол способствовал стремительному распространению западного влияния.

Источник: http://biofile.ru/his/25909.html

§ 88. Реформа Никона и церковный раскол

§ 88 — Реформы Никона и раскол русской церкви

Когда Никон жил в Москве до своего патриаршества, он был в дружбе с кружком священников, собиравшихся у царского духовника Стефана Вонифатьева. Кружок этот состоял из людей живых и начитанных, среди которых особенно выдавались «протопопы» Иван Неронов и Аввакум Петров.

Все члены кружка мечтали об исправлении книг и обрядов, об улучшении церковной жизни, о поднятии нравственного уровня московского общества. Но все они увлекались тем взглядом, что Русь в те времена была единственною благочестивою страною и что истинного православия нельзя было найти нигде, кроме Москвы.

Поэтому они свысока, с недоверием, относились к грекам и думали, что обновить и улучшить церковный и общественный строй надлежит безо всякой помощи извне, без руководства греков и киевлян, простым восстановлением и укреплением благочестивой московской старины, древнего русского благочестия.

Такого национально-охранительного направления, казалось, держался и Никон.

Патриарх Никон

Когда же Никон стал патриархом, оказалось иное.

Никон внимательно изучал сам все, что относилось к делу, и скоро пришел к выводу, что греческая церковь хранит православие в совершенной чистоте и что московские патриархи обязаны во всем согласоваться с греческими и не допускать у себя никакой новизны, никаких разногласий с православными восточными церквами.

Убедившись в этом, Никон начал церковное исправление в этом духе, причем действовал со свойственным ему самовластием и крутостью.

Он личною властью своею стал предписывать «новшества»: уменьшил число земных поклонов за молитвою «Господи и Владыко живота моего»; требовал, чтобы иконы писались по греческим образцам; требовал, чтобы крестились тремя перстами, как было у греков.

В то же время книжное исправление пошло очень спешно и совершалось под руководством греков и киевских ученых монахов. Самовластие патриарха, его торопливость и явное предпочтение, какое он оказывал чужим «справщикам», вызвали большое неудовольствие у патриотов Вонифатьевского кружка.

Сам Вонифатьев в этом деле остался в стороне; но протопопы Аввакум и Иван Неронов при первых же распоряжениях Никона стали протестовать. «Мы же задумалися, сошедшеся между собою (говорил Аввакум); видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали». Посоветовавшись, они подали царю жалобу на Никона, и притом не только на его отдельные распоряжения, но вообще на его направление, по их мнению, неправославное и ненародное. Никон очень разгневался на своих старых приятелей и нашел случай удалить их из Москвы (сослав Аввакума в Тобольск, а Неронова в Вологодский край). Но их протест не остался без влияния на дальнейший ход исправлений.

Патриарх понял, что лучше действовать соборным приговором, чем личною властью. В 1654 г. он созвал в Москве собор московского духовенства и представил ему на утверждение все предположенные им исправления. Собор их одобрил и утвердил. Лишь один архиерей (епископ Павел Коломенский) решился не вполне согласиться с соборным приговором.

Никон лишил его сана и заточил. Но его противоречие показало Никону, что авторитета местного русского собора недостаточно для того, чтобы добиться беспрекословного повиновения его мерам. Поэтому Никон тотчас же после собора в 1654 г.

обращается к восточным патриархам с просьбою рассмотреть на соборе дело исправления московских богослужебных книг и обрядов и дать ему свое одобрение. В следующем году (1655) Цареградский патриарх прислал в Москву свой ответ, от имени всей Греческой церкви одобряя и утверждая все намеченные Никоном исправления.

Таким образом, реформа, начатая Никоном единолично, постепенно получила характер междуцерковный, стала совершаться с благословения и одобрения как бы всей православной Греко-русской церкви. Этим самым делу исправления книг и обрядов была придана чрезвычайная, по существу дела излишняя, торжественность и важность.

Русское домашнее дело решалось с участием чужих людей и чужой власти, и Московская церковь становилась как бы в подчинение Греческой. Именно это и не нравилось многим московским патриотам.

Пока дело исправления вел сам Никон, оно шло быстро и решительно. Книги исправлялись, печатались и рассылались по епархиям. Патриарх требовал, чтобы в церквах, по получении новоисправленных книг, начинали немедленно служить по новым книгам, а старые откладывали и прятали.

Вместе с книгами вводились и исправленные обряды; Никон следил за их точным исполнением, в особенности же за соблюдением троеперстия. Но сам Никон вел дело исправления не более пяти лет. С того же времени, как он оставил патриаршество (1658), дело перешло под руководство заступившего его викария (митрополита Крутицкого Питирима).

Не стало более такой ревности к делу, каким отличался Никон; работы на Печатном дворе пошли тише. С другой стороны, все враги Никона и его церковных «новшеств» оживились и не скрывали надежды, что удастся вернуть церковь к старому благочестию и уничтожить дело Никона. В самой Москве действовали против реформы возвратившиеся из ссылки Неронов и Аввакум.

Они находили себе многочисленных последователей и последовательниц, между которыми были люди большой знатности (например, две сестры, боярыня Морозова и княгиня Урусова, рожденные Соковнины). В самой царской семье оказывались лица, почитавшие Аввакума; о царице Марии Ильинишне говорили, что она заступалась за Аввакума и «от казни отпросила» его.

Читайте также:  Третьеиюньская монархия и столыпинская аграрная реформа - история России

Понятно, что при таких условиях должно было развиться всяческое противодействие церковной реформе. Новых книг не принимали во многих местах, между прочим в известном Соловецком монастыре. Против Никона и его новшеств проповедовали открыто во многих городах ревнители «старой веры». Соблазн становился так велик, что необходимо было принять какие-либо меры против недовольных. В 1666 г.

царь решился созвать в Москве собор русского духовенства. Этот собор снова утвердил все нововведения Никона и судил тех, кто восставал против новшеств. Призванные на собор расколоучители все принесли повинную (даже Неронов); только протопоп Аввакум и московский дьякон Федор остались нераскаянными и были преданы анафеме и сосланы. Когда, немногим позднее, в конце 1666 и начале 1667 г.

, в Москве великий собор с патриархами осудил Никона, этому собору было представлено и дело о церковных исправлениях. Великий собор совершенно одобрил и утвердил исправления, а на тех, кто впредь начал бы прекословить и противиться церковным исправлениям и велениям великого собора, этот собор изрек анафему и заранее отсек от церкви.

Таким образом, ревнители «старой веры» подвергались отлучению от церкви и объявлялись еретиками и раскольниками. Но это не помогло делу. Протест продолжался. Соловецкий монастырь, богатейший и славнейший на русском севере, открыто отказался повиноваться соборам и принять новшества.

Когда увещания не помогли, в Соловки было послано войско; но монастырь затворился и оказал вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668–1676). Когда монастырь был взят, монахи понесли тяжелое наказание. Но их «стояние за старую веру» сильно повлияло на настроение всего севера и многим послужило примером. Во многих местах раскол пустил глубокие корни и держится до сих пор.

Соловецкий монастырь. Фото 1915 года

Лишенные общения с церковью, староверы были поставлены в большое затруднение тем, что не имели своей иерархии и священства.

Одни из них всячески заботились о том, чтобы залучить в свою среду священников от господствующей, «никонианской», церкви; они образовали собою особый «толк» в расколе – «поповщину».

Другие положили, что по нужде можно обойтись и без священства, предоставив исполнение церковных служб и треб мирянам; такие назывались «беспоповцами». Впоследствии беспоповщина разделилась на много толков и сект, имеющих иногда крайний изуверский характер.

К таким результатам привела церковная реформа Никона, поддержанная и утвержденная соборами русского и греческого духовенства.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/135-plat-tut-88

Презентация по истории России «Церковный раскол»(7 класс)

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по истории России «Церковный раскол»(7 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Церковный раскол Колесникова М.А., учитель истории МБОУ Заброденская СОШ

2 слайд Описание слайда:

Во второй половине XVII веке в русском православии произошло одно из самых драматических событий— церковный раскол. Каковы причины раскола? Кто в нем участвовал? Каковы последствия раскола ?

3 слайд Описание слайда:

ЦеРКОВЬ ПОСЛЕ СМУТЫ Власть царь Михаил Романов 1613 -1645 Церковь Патриарх Филарет Романов 1619 — 1633

4 слайд Описание слайда:

Церковь после Смуты После Смуты патриархом после возвращения в из польского плена (1619 г. ) был избран митрополит Филарет — отец царя Михаила Романова. Филарет являлся подлинным правителем государства. Как и царь, он именовался Великим Государем. В 1633 г. Филарет умер. Ему удалось значительно укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Патриарх Филарет

5 слайд Описание слайда:

Происходило падение нравов духовенства С принятием Соборного уложения 1649 г. положение церкви ухудшилось (были несколько урезаны ее права). Во время церковной службы наблюдалось «многогласие»,существовали различиями в обрядах. В церковных книгах при многократном переписывании накопилось много ошибок Нерешенные проблемы церкви к середине XVII века .

6 слайд Описание слайда:

Патриарх Никон Из семьи мордовских крестьян Сельский священник Монах Архимандрит Новоспасского монастыря Патриарх (1651 -1666)

7 слайд Описание слайда:

Старопечатные богослужебные книги В чем состоит преимущество Печатной книги над рукописной? Каждая рукопись содержит свои ошибки. Все печатные книги идентичны. ? Учительное Евангелие. Вильна, 1582 г. Типограф Василий Михайлович Гарабурда

8 слайд Описание слайда:

Исправление церковных книг Исправление церковных книг было необходимо. Как исправлять? По греческим образцам или по древнерусским спискам? В чем преимущество первого варианта? Он позволял Русской церкви сблизиться с православными церквами греческого Востока, а России — стать лидером мирового православия, о чем мечтал Алексей Михайлович. ?

9 слайд Описание слайда:

Исправление церковных книг В чем недостаток исправления книг по греческим образцам? ? С 988 г. русские и греческие обряды и книги стали сильно различаться. Иверский монастырь на святой горе Афон в Греции

10 слайд Описание слайда:

Исправление церковных книг Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Худ. А. Кившенко. Став в 1652 г. патриархом, Никон решительно начал церковную реформу по греческим образцам.

11 слайд Описание слайда:

Реформа Никона 1653 – 1655 гг. Троеперстное крещение вместо двоеперстного. Троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного. Написание «Иисус» вместо «Исус». Поясные поклоны вместо земных. Движение крестного хода в церкви против часовой стрелки (до середины XVII в. в церкви ходили «посолонь»). Возвращение к единогласию Новые правила иконописания. Патриарх Никон. Скульптор С.Г. Полегаев.

12 слайд Описание слайда:

Церковный собор 1666 -1667 Поддержал церковную реформу Проклял ее противников (старообрядцев) Раскол

13 слайд Описание слайда:

Раскол Реформа вызвала сопротивление. Патриарха обвиняли в том, что он водит «новую веру», «латинство». Злейшими врагами Никона стали «ревнители древлего благочестия», особенно Иван Неронов и Аввакум Петров. Протопоп Аввакум. Худ. Т. Быкова

14 слайд Описание слайда:

Аввакум Петров (1620 – 1682) Выдающийся руководитель старообрядцев «Кружок ревнителей благочестия» За свои взгляды лишен места в Казанском соборе Сослан с семьей в Сибирь

15 слайд Описание слайда:

Протопоп Аввакум Вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов Предан церковному проклятию на церковном Соборе 1666-1667 и расстрижен из священников 11 апреля 1682 г «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены

16 слайд Описание слайда:

ЦАРЬ И ПАТРИАРХ «Как месяц имеет свет от солнца, так и царь получает власть от патриарха»

17 слайд Описание слайда:

Низложение патриарха Никона В 1667 г. церковный собор лишил Никона патриаршего сана и предписал ему впредь именоваться просто монахом Никоном, а не патриархом Московским. Никон был лишен патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов монастырь

18 слайд Описание слайда:

Раскол Отделение от Русской Православной церкви части верующих, не принявших церковной реформы патриарха Никона 1653 – 1655 гг Противники официальной церкви получили название раскольников, или старообрядцев

19 слайд 20 слайд Описание слайда:

Старообрядчество После низвержения Никона гонения на приверженцев старой веры не прекратились. Борьбу против них возглавил сам Алексей Михайлович. Собор 1666–67 г. проклял староверие как «хулу на Господа». Начались жестокие преследования старообрядцев. Старообрядцы основывали свои скиты в глухих местах на Севере, в Заволжье, на Урале. Старообрядческий скит

21 слайд Описание слайда:

Подводим итоги Каковы же причины раскола? Кто в нем участвовал и каковы его последствия? Причина раскола Русской православной церкви -проведение церковной реформы патриарха Никона.

Цель реформы: укрепление единства церкви и повышение роли России и Русской церкви в православном мире. Проведение реформы по греческим образцам оттолкнуло значительную часть верующих и вызвало раскол церкви на никонианскую и старообрядческую.

Основные участники старообрядческого движения: духовные лица, купцы, посадские люди и крестьяне. ?

22 слайд Описание слайда:

Подводим итоги Чем было вызвано и чем завершилось противостояние церкви и государства? Патриарх Никон пытался утвердить преобладание церковной власти над светской.

Но в централизованном государстве, постепенно переходящем к абсолютизму, это было невозможно: авторитет церкви был подорван расколом Никон опирался не на поддержку церкви, а лишь на личные отношения с царем Алексеем Михайловичем. Поэтому его поражение было закономерно.

Низвержение Никона окончательно утвердило превосходство светской власти над церковной, подчинение церкви государству. ?

23 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Параграф 7,в.1-4. Сообщение о Степане Разине

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-rossii-cerkovniy-raskol-klass-1582084.html

Патриарх Никон и церковный раскол

Церковный раскол стал одним из основных для России событий 17 века. Этот процесс серьезно повлиял на последующее формирование мировоззрения русского народа. В качестве главной причины церковного раскола ученые называют политическую ситуацию, сформировавшуюся в 17 веке. А церковные разногласия относят к ряду причин второстепенных.

Царь Михаил, основатель династии Романовых и его сын Алексей занимались восстановлением хозяйства страны, которое подверглось разорению в период Смуты. Укреплялась государственная власть, появились первые мануфактуры, восстанавливалась внешняя торговля. В тот же период происходило законодательное оформление крепостного права.

Несмотря на то, что в начале Романовы проводили довольно осторожную политику, уже в планы Алексея, прозванного Тишайшим, входило объединение живущих на Балканах и территории Восточной Европы православных народов. Именно это привело патриарха и царя к достаточно непростой идеологической проблеме. По традиции в России крестились двумя перстами.

А подавляющее большинство православных народов в соответствии с греческими нововведениями, тремя. Существовало только два возможных выхода: подчиниться канону или навязать собственные традиции остальным. Алексей и Патриарх Никон начали действовать по второму варианту.

Единая идеология была необходима в силу идущей в тот период централизации власти и концепции «Третьего Рима». Все это стало предпосылкой к проведению реформы, которая расколола российское общество на очень долгий срок. Большое количество разночтений в церковных книгах, разные трактовки обрядов – все это требовалось привести к единообразию.

Читайте также:  Структура центрального аппарата нквд рсфср в 1922 году - история России

Стоит отметить, что о необходимости исправления церковных книг говорили наряду с церковными и светские власти.

Теснейшим образом связано имя патриарха Никона и церковный раскол. Никон обладал не только умом, но и любовью к роскоши, власти. Он стал главой церкви только после личной просьбы русского царя Алексея Михайловича.

Церковная реформа 1652 года положила начало расколу в церкви. Все предложенные изменения были одобрены на церковном соборе 1654 года (например, троеперстие).

Однако слишком резкий переход к новым обычаям привел к появлению немалого количества противников нововведений. Оппозиция сформировалась и при дворе.

Переоценивший свое влияние на царя патриарх попал в опалу в 1658 году. Уход Никона был демонстративным.

Сохранив свои богатства и почести, Никон все же, был лишен всякой власти. В 1666 году на Соборе при участии патриархов Антиохийского и Александрийского с Никона сняли клобук. После этого бывший патриарх был сослан на Белое озеро, в Ферапонтов монастырь. Нужно сказать, что там Никон вел далеко не бедную жизнь. Низложение Никона стало важным этапом церковного раскола 17 века.

Тот же собор 1666 года одобрил еще раз все введенные изменения, объявив их делом церкви. Все не подчинившиеся объявлялись еретиками.

В церковный раскол в России произошло еще одно значимое событие – Соловецкое восстание 1667 – 76 годов. Все восставшие в итоге были либо сосланы, либо казнены.

В заключение следует отметить, что после Никона уже ни один патриарх не претендовал на высшую власть в стране.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/cerkovnyy-raskol-17-veka

Власть и церковь. Церковный раскол

Годы Смуты стали для Русской православной церкви серьёзным испытанием.

В годы лихолетья, как и среди всех сословий Росси, часть духовенства поддержала самозванцев. Это отрицательно сказалось на единстве церкви.

Материальные потери так же были значительными. Только в одной Москве за время польской интервенции было уничтожено и разграблено более четырёхсот церквей. Та же ситуация наблюдалась и в иных захваченных землях.

Многие представители духовенства, боровшиеся против иноземцев, погибли или были уведены в плен, как это произошло с фактическим главой православной церкви митрополитом Филаретом.

Но Русская православная церковь достойно выдержала эти испытания. Благодаря самоотверженным действиям многих священнослужителей, католичество (религия захватчиков) не распространилась в России.

Это был очень важный момент, так как в то время люди чаще отожествляли себя с определённой верой. Религия во многом создавала образ жизни, культуру, государственные традиции.

Таким образом, православие помогло сохранить Российское государство.

В 1619 году митрополит Филарет, отец царя Михаила Фёдоровича, вернулся из плена. Царь видел в своём отце опытного и авторитетного советника, поэтому в этом же году Филарет был избран патриархом Московским и всея Руси.

При нём влияние православной церкви значительно возросло. Филарет, ввиду того что был отцом царя, стал его соправителем.

Ни одно важное государственное дело не решалось без участия патриарха. В официальных документах подписи царя и его отца стояли рядом.

Значительными были преобразования Филарета в церковном устройстве.

При его содействии патриаршие земли стали практически государством в государстве. Их управление было устроено по образцу царского двора.

По его приказу была проведена опись всего церковного имущества и пересмотрены жалованные грамоты, выданные монастырям.

При Филарете возобновилось «исправление» церковных книг. В дальнейшем эти действия станут главным поводом для раскола Русской церкви.

До середины 16 века книги в России, в том числе и церковные, переписывались от руки. За столетия в них накопилось множество неточностей и ошибок по сравнению с первоисточниками.

Ещё на Стоглавом соборе 1551 года духовенству было рекомендовано «править» церковные книги. В 1553 году в Москве, для этих же целей был открыт печатный двор. Но положительных результатов эти меры не принесли.

После Смуты вопрос об «исправлении» церковных книг стал ещё острее. Множество церковной литературы было утрачено или уничтожено.

При Михаиле Фёдоровиче вновь началось издание печатных церковных книг, но их содержание стало вызывать нарекания многих священнослужителей.

«Справщики» (люди готовившие книги к печати) старались приблизить текст книг к оригиналу (византийским и старославянским текстам).

Но за долгие годы между формами Византийского (греческого) и русского православия появились расхождения.

Разночтения в текстах молитв (различное произношение имён святых, расхождения в церковной терминологии).

Разница в обрядах и обычаях (крещение двумя пальцами на Руси и тремя – в греческой церкви, различные песнопения во время службы).

Одним из важнейших моментов стало восприятие население России своей веры как единственной истиной (после Флорентийской унии и падения Константинополя получила развитие теория «Москва – Третий Рим», по которой истинным центром православия объявлялась Россия).

Придерживаясь сложившейся в России за века православной обрядности, население показывало исключительность своей веры, а следовательно уникальность культуры и государственности.

Хранителями же этой уникальности выступали церковные книги, в которых были записаны основные обряды и традиции, в соответствии с которыми поколения людей выстраивали свою жизнь.

Поэтому впоследствии, при издании новых церковных книг за образец брались в основном русские тексты. Они постепенно приводились к единому образцу.

Но во второй половине 17 века ситуация изменилась. В 1652 году патриархом стал Никон. Он пользовался поддержкой царя Алексея Михайловича. Так же патриарх придерживался иных взглядов на «исправление» церковных книг.

По его мнению, приведение всех русских церковных книг под единый «греческий» образец облегчило бы объединение под эгидой Москвы всех православных церквей Европы и Азии. Этим усилив влияние как России, так и самого патриарха. По схожим причинам сторонником принятия за образец греческих текстов был и сам царь.

В 1653 году началось осуществление церковной реформы патриарха Никона.

Началась унификация в соответствии с «греческим» образцами церковных книг. Были внесены изменения в ряд обрядов. В частности введено троеперстное (тремя пальцами) крещение. В соответствие с греческими образцами стали приводиться иконы. Из греческой церкви были заимствованы одежда и облачение духовенства.

Но переход к новым обычаям был слишком резким. Новшества зачастую насаждались силой. Старые церковные книги и многие иконы изымались и уничтожались, преследованиям стали подвергаться люди, не желавшие перемен.

На Поместном соборе 1656 года, собранным Никоном для продолжения своей реформы, все продолжающие креститься двуперстно были прокляты. Это вызвало ещё большее недовольство действиями патриарха.

В 1657 году произошёл конфликт между Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Патриарх часто критиковал власть за ущемление прав церкви, оспаривал с правителем право верховной власти, самостоятельно проводил церковные преобразования. Всем этим воспользовались недовольные влиянием Никона бояре, которые смогли настроить царя против патриарха.

В знак протеста, в 1658 году, Никон покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он рассчитывал на то, что царь самолично попросит патриарха вернуться, тем самым подчеркнёт его значимость и влияние.

Но этого не произошло. На Большом Московском соборе 1666 – 1667 годов патриарх Никон был извержен из патриаршества и сослан в Ферапонтов монастырь.

С прекращение деятельности Никона многие его противники ожидали и свёртывание его реформ.

Но Большой собор утвердил все преобразования Никона. Он же наложил анафемы на все старые церковные книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены еретиками. В Русской православной церкви окончательно утвердился раскол.

Сторонников старых церковных порядков стали называть старообрядцами. Их движение – раскольничеством.

Часть населения выражала недовольство этим нововведением. По стране прокатилась волна стихийных бунтов, грозившая вылиться в новую Смуту. Но главную опасность представляли «идеологи» раскольничества.

Хотя в соответствии с решением Большого собора, лидеры старообрядцев должны были быть преданы гражданскому суду, и по нормам Соборного уложения им грозила смерть через сожжение, многие из них продолжали свою деятельность.

Только жёсткие меры государства (аресты, ссылки, ущемление в правах влиятельных старообрядцев и сочувствующих им, а так же казнь одного из главных противников новшеств  протопопа Аввакума и его сторонников) не позволили ситуации вылиться в серьёзный конфликт.

Таким образом, к концу 17 века влияние Русской православной церкви на государственную власть значительно уменьшилось.

В это же время, в ходе реформы патриарха Никона, была проведена унификация православных обрядов, богослужения и церковных текстов. Она привела к расколу в Русской церкви и образованию особой ветви православия – старообрядчества.

Источник: https://videouroki.net/video/8-vlast-i-tsierkov-tsierkovnyi-raskol.html

Ссылка на основную публикацию