Театр в ссср — история России

Театральный фестиваль — история конкурсов в СССР и России

Театр в СССР - история России

Первые конкурсы и фестивали театров в СССР

Драматическое искусство было популярным в СССР с первых дней существования страны. Тогда уже часто проводились творческие состязания:

  • в 1918 году ЦК Пролеткульт,
  • в 1919 году при Наркомпросе отдела театров и зрелищ, в жюри которого входили
  • в тридцатые годы были популярны конкурсы одноактных спектаклей, пьес на современную тему,
  • в пятидесятые — конкурсы одноактных пьес и лучших пьес для детей.

В 1930 году столица приняла шестнадцать трупп на фестиваль театрального всесоюзного масштаба.

Международные конкурсы драматического мастерства проводились в столице в 33-37 годах. Многие из них в советское время были посвящены знаменательным датам в истории страны. В шестидесятых годах начали проводить смотры искусств

Театральные фестивали в России

 «Золотая Маска»

Одно из самых впечатляющих национальных состязаний театров страны — «Золотая Маска». Начиная с 1993, он проводится ежегодно. Премия вручается спектаклям разных жанров.

«Маска» создана и проводится для развития и сбережения российских традиций сцены. Целью мероприятия является выявление новых имен среди актеров и авторов, поощрение талантов и лучших работ, обмен опытом и приобщение к современным тенденциям. История «Маски» — это история совершенствования искусства драмтеатра страны за последние четверть века.

Многие годы неизменным президентом творческого конкурса был Георгий Тараторкин. Лауреатами премии в разные годы становились:

Премию «За честь и достоинство» получили:

Международные театральные фестивали

Имени А.П. Чехова

Организация театральных союзов, собранных в международную конфедерацию, учредила этот конкурс в 1992 году. Устроители определили цели чеховского фестиваля театральных коллективов так:

  • расширение аудитории зрителей,
  • привлечение к драматическому искусству людей из разных слоев.

Программа праздника одновременно общедоступна и элитарна, служит для привлечения профессионалов сцены, чтобы они почувствовали себя внутри театральной жизни всего мира.

В основе первых чеховских конкурсов были спектакли зарубежных авторов известных у нас в стране и таких, с которыми зритель не был знаком. К третьему форуму расширились жанровые стили.

Четвертый Чеховский конкурс включил в себя программу Международной театральной Олимпиады. С тех пор, кроме зарубежной и российской, здесь работает и экспериментальная программа, программа спектаклей, проводимых на площадях.

Постепенно Чеховский смотр театров расширил границы: прошли Бразильский сезон и Японские сезоны. Седьмой — был назван Канадским, так как было много постановок из этой страны.

Девятый конкурс посвящался стопятидесятилетию со дня рождения драматурга. Неудивительно, что было представлено много спектаклей по чеховским пьесам или посвященным Антону Павловичу.

Рождественский фестиваль искусств

Этот масштабный праздник театрального искусства в Сибири впервые прошел в 1995 году. Он не имеет конкурсную основу, а проводится через год как праздник.

Основная цель — знакомство с лучшими образцами российского и зарубежного театра.

В Новосибирск на гастроли приезжают российские и зарубежные коллективы, также в рамках этого смотра драматической культуры и искусства выступают и местные труппы.

Фестиваль «Реальный театр»

История этого форума началась в 1990 году. Сначала данный фестиваль театрального искусства собирал в Екатеринбурге драматические коллективы от Урала до Дальнего Востока.

Ровно через четыре года он стал Всероссийским.

Задачи «Реального театра»:

  • познакомить зрителя и профессионалов с новыми тенденциями в современном драматическом искусстве,
  • продвигать талантливых артистов, режиссеров;
  • представить, что являет собой современный театр;
  • показать пути дальнейшего его развития.

В творческом состязании участвуют как молодые артисты и режиссёры, так и более маститые. Он проходит раз в два года. В 2017 году состоялся уже XIV праздник драматического мастерства. Во время его проведения 22 спектакля сыграли 18 российских трупп.

Форум «Золотой Витязь»

Это международное мероприятие проводится с 2002 года. Цели конкурса данного фестиваля театральных коллективов обширны:

  • расширение связей творческих коллективов их взаимообогащение;
  • популяризация культур народов православной веры и славян;
  • гастроли нацколлективов стран со славянскими народами;
  • обмен творческим опытом работников сцены.

В задачи «Витязя» входит:

  • сохранение и распространение традиций русского театра;
  • создание новых общих проектов и благоприятной обстановки для общения профессионалов подмостков драмтеатров, развитие партнерства;
  • содействие творческим начинаниям с традиционными славянскими духовно-нравственными ценностями;
  • качественное улучшение художественного уровня спектаклей и пьес;
  • стремление к сохранению российской культурной уникальности;
  • расширение партнерских связей и сотрудничества на международном уровне;
  • воспитание духа патриотизма и любви к славянской культуре, к своему народу.

Предварительные этапы «Витязя» проходят на собственных подмостках трупп, принимающих участие в конкурсе, а финал проводится в Москве.

Победителей — театральные коллективы, актеров и режиссеров — награждают призами и дипломами.

Похожие цели и задачи преследуют и другие национальные театральные смотры театральных коллективов, в основе которых лежит сохранение славянских культурных традиций.

Всероссийский национальный фестиваль фестивалей «У Золотых ворот»

Этот национальный праздник славянской культуры с красивой наградой «Шапка Мономаха» в разных номинациях проходит во Владимире. Он проводится с 2004 года с двухлетней периодичностью.

 Конкурс «Славянские театральные встречи»

С 1989 года проводится еще один международный праздник славянской культуры драмтеатров в Брянске.

«Славянский венец»

С 1995 года проходит этот международный творческий смотр спектаклей малых форм. Задачами «Венца», кроме тех ради которых проходят и другие мероприятия славянской культуры, это развитие театров камерной формы и поиски новых возможностей работы со зрительным залом, расширение средств формирования свежих структурных линей спектаклей.

 «Сезон Станиславского»

На этот международный праздник драмтеатра, проводимый с 2004 года, съезжаются труппы, режиссеры и коллективы разных стран, работающие по «системе Станиславского».

Многие конкурсы проводятся в честь известных драматургов, поэтов, писателей.

«Островский в Доме Островского»

На этот национальный форум приглашаются российские и зарубежные коллективы, в репертуаре которых есть спектакли по пьесам создателя новой драматической школы.

В задачи праздника входят: популяризация пьес великого драматурга, сохранение традиций сцены Малого театра. Цели показов таких спектаклей — это бережное хранение культурной самобытности России, обеспечение благоприятных условий для творчества. Выступления коллективов дают возможность московскому зрителю и гостям столицы поближе узнать достижения лучших драмтеатров России и зарубежья.

Всероссийский Пушкинский театральный  фестиваль

Демонстрация спектаклей на этом смотре посвящается дню памяти поэта и сочетает в себе теоретическую и практическую составляющие театра Пушкина. Проводится в Псковской области.

Перед праздником поставлены задачи: сохранение наследия поэта и показ пьес по его драматургическим произведениям.

Первый смотр состоялся в 1994 году, за все это время в нем приняли участие более 120 трупп из России, Западной Европы и стран Прибалтики.

Известным драматургам посвящены и другие международные фестивали:

  • «Мелиховская весна», по пьесам Чехова в Московской обл., ежегодный (с 1999 г.);
  • «Дни Островского в Костроме», раз в два года (с 1973 г.);
  • имени Вампилова в Иркутске, раз в два года (1986 г.);
  • творчество Достоевского в Великом Новгороде, ежегодный (с 1992 г.);

Проходят всероссийские конкурсы театра, носящие и имена любимых актеров:

  • Янковского в Саратове,
  • Золотухина в Барнауле,
  • Раневской «Великая провинция» в Таганроге,
  • международный, посвященный актеру и режиссеру Ефремову — «ПостЕфремовское пространство», в Мелихове.

Популярны празднества, посвященные отдельным направлениям драматического жанра:

  • в Архангельске с 1990 года проходит международный фест уличных театров,
  • в Нижнем Новгороде с 1993 года — театральные капустники «Веселая коза»,
  • в Орле с 1996 года — «Русская классика»,
  • в Петрозаводске с 2005 – театров этники «Северная звезда».

15 фестов проводятся специально для детей и юношества, например:

  • Москва — «Сказочный мир»,
  • Воронеж — «Маршак»,
  • Великий Новгород — «Царь-Сказка»,
  • Санкт-Петербург — «Арлекин»,
  • Ростов-на-Дону — «Минифест».

Около 100 различных театральных фестивалей проходят в России, этот вид искусства всегда был и остается одним из самых популярных.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkiy-teatr/teatralnyiy-festival-istoriya-konkursov-v-sssr-i-rossii

Советская культура 1930-х годов

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.

В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.

Советский театр и эстрадная музыка

В 30-х годах советский театр переживал период своего упадка. В первую очередь театр рассматривался как основной инструмент идеологической пропаганды. Бессмертные постановки Чехова со временем сменялись псевдореалистическими спектаклями, прославляющие вождя и коммунистическую партию.

Выдающиеся актеры, которые всячески пытались сохранить самобытность русского театра, был подданы суровым репрессиям отцом советского народа, среди них В. Качалов, Н. Черкасов, И. Москвин, М. Ермолова. Такая же участь постигла талантливейшего режиссера В. Мейерхольда, создавшего свою театральную школу, которая была достойной конкуренцией прогрессивного запада.

С развитием радио, в СССР начался век зарождения эстрадной музыки. Песни, которые транслировались по радио и записывались на пластинках, стали доступными для широкой аудитории слушателей. Массовая песня в Советском союзе была представлена творчеством Д. Шостаковича, И. Дунаевского, И. Юрьева, В. Козина.

Советская власть полностью отрицала джазовое направление, которое было популярным в Европе и США (так в СССР игнорировалось творчество Л. Утесова первого русского джаз- исполнителя). Вместо этого приветствовались музыкальные произведения, которые прославляли социалистический строй и вдохновляли нацию на труд и подвиги во имя великой революции.  

Киноискусство в СССР

Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы — Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.

Читайте также:  Астраханское восстание - история России

Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» — стали настоящем достоянием советского кинематографа.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Национальная политика СССР конца 20-30 годов: коренизация, депортация
Следующая тема:   Внешняя политика СССР в 1930-х годах: в первой и второй половинах

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/sovetskaya-kultura-1930-godov

Театр в СССР

Новости оперы, балета и классической музыки

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов. Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, какразличных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.

Главная >> Культурные истории >> Заметки на полях >> Театр в СССР

04.03.2013 22:24
Во времена СССР театр жил только за счет опер и балетов. Как и все отрасли культуры, театр подвергался цензуре, поэтому вся тематика была советской. Были созданы многочисленные школы драматургии и балета. Появилось множество талантливых режиссеров, актеров и других деятелей культы, но всем им приходилось творить в рамках советской цензуры.В 1930-е годы специальными декретами была запрещена деятельность многих студий и театров, были посажены и даже расстреляны видные представители культуры. Было запрещено ставить пьесы иностранного происхождения – вся зарубежная классика была вне закона. Правительство СССР обвиняло драматургов в том, что они не уважают советскую политику и противоречат советской пропаганде.Главными положительными героями в советских пьесах стал естественно пролетариат. Образы этих героев символизировали порядочного гражданина и простого советского человека. Главным героем любой постановки был Ленин – мудрый и добрый предводитель народа. Любые пародии на добросовестных граждан и должностных лиц категорически воспрещались, высмеивать можно было только пьяниц, тунеядцев и все, что касалось запада.Период «оттепели» внес небольшое разнообразие в культурную сферу общества. Стремительно вошло в жизнь поколение шестидесятников – субкультура советской интеллигенции. Театр шестидесятников был оппозиционно настроен к соцреализму, он пытался воссоздать поэтичность и символизм в театре.  Их тут же поставили рангом чуть выше, чем самодеятельные кружки. В 1963 году появился театр мимики и жеста – первый в мире театр для глухонемых.В столицах – Санкт-Петербурге и Москве, театральная жизнь всегда кипела, но талантливым людям из провинции в нее влиться было почти невозможно. Многие культурные деятели эмигрировали за границу и там реализовывали свой талант. Последующий кризис в экономики привел к тому, что все отрасли культуры вошли в застой. Люди просто перестали интересоваться подобными вещами из-за бедности и нужды. Советская цензура сильно приостановила развитие театра, но люди все равно продолжали творить, не смотря ни на что.С приходом демократии в нашей стране многое поменялось, но к великому сожалению утраченные культурные ценности вернуть очень трудно. Конечно театры, большие и малые, по-прежнему живы и люди, с каждым годом, все чаще выбирают в качестве культурного времяпрепровождения не фильм по телевизору, а просмотр очередной пьесы или прослушивание оперы, но их количество ничтожно мало, по сравнению с теми веками, когда стояли толпы людей, что бы попасть в царство театральной роскоши и музыкальной эйфории.

 

Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Исторические факты о театре, опере и балете

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или…

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность…

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту…

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х…

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной…

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной…

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом…

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы…

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в…

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса….

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на…

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в…

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889…

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но…

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским….

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал…

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен…

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился…

Предыдущая Следующая

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский…

Источник: http://glinka-capella.ru/kulturnye-istorii/zametki-na-polyax/1534-teatr-v-sssr.html

Театр в советский довоенный период

История Оперного театра. 1917—1941

Вид театра с Ришельевской, 1918 г.

Фото периода интервенции, весна 1919 г.

Вид Ланжероновской и театра, 1919 г.

В 1923 году прима-балерина Екатерина Пушкина, выпускница петербургской хореографической школы, и Ремислав Ремиславский организовали хореографические школы, ученики которых вошли в балетную труппу театра.

В том же году руководителем балетного коллектива стал известный балетмейстер Роберт Баланотти. Первой его постановкой стало «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (премьера — 7 декабря 1923 года). Сам Баланотти исполнил партию принца Зигфрида, а Одетту-Одилию танцевала Екатерина Пушкина.

За следующие два года зрители увидели спектакли «Конек-Горбунок», «Коппелию» и неординарную трактовку балета «Корсар».

В 1926 году балетную труппу возглавлял Касьян Голейзовский, в последующие годы — балетмейстеры Павел Вирский, Вахтанг Вронский и многие другие известные мастера балетного искусства. На сцене блистали балерины Евгения Кароссо, Екатерина Пушкина, Вера Преснякова, Дора Алидорт.

Театр на открытках 1920-х г.г.

После Октябрьской революции одесский театр стал государственным, а в 1926 году получил статус академического. 12 сентября 1922 года официально и торжественно был открыт Одесский Городской театр, которому присвоили имя А. В. Луначарского.

В 1923 году широко обсуждался вопрос о выделении оперы и балета в самостоятельный коллектив, т. е. о превращении Городского театра в театр оперы и балета. В 1925 году по этому поводу был объявлен широкий диспут в Доме ученых им. Щепкина.

Общий вид театра с Ришельевской, 1920-е г.г.

В те годы на сцене блистали бас Александр Пирогов, бас-кантанте Платон Цесевич, драматический тенор Юрий Кипоренко-Даманский, лирико-драматический тенор Иван Алчевский, «украинский Шаляпин» Иван Паторжинский, лирико-драматическое сопрано Мария Литвиненко-Вольгемут и другие. В репертуар входили «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Пиковая дама» и «Мазепа» Петра Чайковского, «Аида» Джузеппе Верди, «Фауст» Шарля Гуно и «Кармен» Жоржа Бизе.

В 1920-30 г.г. наряду с русскими и западноевропейскими операми на сцене театра зазвучали произведения украинских авторов: «Тарас Бульба» и «Наталка-Полтавка» Николая Лысенко, «Запорожец за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского.

Появились постановки опер на украинские сюжеты, написанные русскими композиторами-классиками: «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского, «Мазепа» и «Черевички» Петра Чайковского.

Были поставлены в театре и первые советские оперы: «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, «Щорс» Бориса Лятошинского, «Броненосец Потемкин» Олеся Чишко и многие другие.

Общий вид театра с Ришельевской, 1920-е г.г.

Вид перекрестка Ришельевской и Ланжероновской, 1920-е г.г.

Впрочем, именно в послереволюционные времена театр ждали первые беды.

В ночь на 15 марта 1925 года, после спектакля «Пророк» Мейербера на сцене театра по не установленной точно причине (предположительно от замыкания электрических проводов или неосторожного обращения с огнем) начался пожар, охвативший все закулисное пространство. Сцена была отделена от зрительного зала занавесом из волнистого (гофрированного) железа, что спасло театр от полного уничтожения.

Во многом избежать чрезмерных разрушений удалось благодаря своевременным действиям по обнаружению и ликвидации огня. 15 марта в 2 часа ночи, милиционер, охранявший театр с наружной стороны, заметил в его окнах пламя, которое одновременно было обнаружено и с ближайшей каланчи.

Пожарные прибыли мгновенно, но к этому времени вся сцена была в огне. От высокой температуры занавес, изолирующий зрительный зал от сцены сильно накалился и рухнул. Горячие газы перекинулись в зал и пламя охватило потолок, первые ряды партера и ложи.

Для тушения пожара было принято решение вскрыть крышу и заливать огонь сверху, а окончательно ликвидировать огонь удалось лишь к часу дня.

Результаты пожара оказались плачевны: сцена со всем имуществом выгорела полностью; огонь уничтожил металлический занавес, три художественных полотняных занавеса и крышу над сценой; весь зрительный зал закопчен (в некоторых местах пострадала позолота элементов декора и росписи потолка), десять рядов партера и стулья в литерных ложах повреждены, их обивка сгорела дотла. Сильный урон был нанесен так же оркестру.

По воспоминаниям очевидцев, котлован бывшей сцены представлял собой жуткую картину — внизу земля, вверху — небо.

Внутренний вид сценической коробки после пожара 1925 г.

Примечательно, что за пять дней до катастрофы, 10 марта, театр был застрахован на 1 150 000 рублей, а 14 марта Губкоммунотдел, на балансе которого здание числилось внес в Госстрах 8 000 рублей. Убыток, причиненный пожаром был определен в сумме 750 000 руб. Кроме выплаченных Госстрахом денег, правительство дополнительно ассигновало на восстановление немалые средства.

Все московские и ленинградские театры дали по два спектакля в пользу реставрации одесского театра.

В банке был открыт счет добровольных пожертвований на проведение восстановительных работ а ЦК профсоюза работников искусств объявил «День Одессы» — все средства, вырученные в этот день, тоже были направлены на восстановление Одесского театра.

Читайте также:  Проведение коллективизации и её последствия - история России

Опера временно перешла в театр «Северный» и было принято решение закончить все ремонтные мероприятия к 7 ноября — празднику Великого Октября.

Стояла задача не только восстановления зрительного зала в его первоначальном виде, но и коренного переоборудования сцены по последнему слову техники, усовершенствование противопожарной системы, подключения новой системы отопления и приведения в порядок всего сценического электрооборудования. Предстояло так же установить новый железный занавес, изготовление которого поручили одесскому заводу им. Марти.

Составление проекта ремонтно-реставрационных работ было поручено самому А. В. Щусеву, а его реализацией в Одессе занимался местный инженер Н. А. Давыдов.

Вместо погибшего занавеса, на котором художник Франц Лефлер изобразил сцену из «Руслана и Людмилы», новые занавесы были заказаны художнику А. Я. Головину.

В числе прочих мероприятий по восстановлению театра, была возвращена на место, снятая за 18 лет до пожара, люстра зрительного зала, перекрашен заново фасад и тщательно укреплены перекрытия под крышей здания. Подвижную сцену было поручено изготовить заводу им. Марти в Николаеве.

Вместо сгоревшего железного занавеса были установлены два железобетонных с асбестовым покрытием. Первый, весом 18,5 тонн, отделял зрительный зал от сцены; второй, 16,5-тонный — сцену от арьерсцены.

С помощью мощной лебедки они поднимались и опускались на любую необходимую высоту. Лучшим художникам Советского Союза А. Я. Головину, Е. Е. Лансере, Ф. Ф.

Федоровскому было заказано 17 постановок, из которых пять («Самсон и Далила», «Садко», «Евгений Онегин», «Мадам Баттерфляй», «Сказки Гофмана») требовалось подготовить ко дню открытия театра.

Вид центрального входа в театр, фото предположительно конца 1920-х г.г

7 ноября в 20:00 в восстановленном зале Государственного академического театра им. Луначарского состоялось торжественное заседание Горсовета, а 8 ноября с двухчасовым докладом «Очередные задачи партии» выступил Генеральный секретарь ЦК КП(б)У У. Л. Каганович.

Менее масштабные восстановительные работы в стенах театра продолжались еще несколько месяцев после означенных событий. В процессе фасадных работ на фронтоне появилась надпись «театр горел» в память о событиях 1925 года.

Общий вид театра со стороны Ланжероновской, фотография Д. Давуста, конец 1920-х г.г.

Во второй половине 1920-х г.г. ориентируясь на высшие достижения оперного и балетного искусства, театральный коллектив одновременно проявлял большую заинтересованность в пополнении своего репертуара произведениями советских композиторов.

В 1925 году композитор А. Пащенко написал оперу «Орлиный бунт». В 1927 году она обрела сценическую жизнь в одесском театре. В 1929 году осуществлена была постановка оперы В. Фемелиди «Разлом», в 1931-м — оперы О. Чишко «В плену у яблонь», в 1935-м — оперы К. Данькевича «Традегийная ночь».

Эти произведения (ставились также оперы Спендиарова, Лятошинского, Костенко, Вериковского, Хаджа-Эйнатова, балеты Глиэра, Янковского и т. д.) не только были поставлены в Одессе, но и созданы здесь.

Значительными событиями стали поставленные К. Я. Голейзовским балеты «Иосиф Прекрасный» и «В солнечных лучах» («Гротеск») Василенко (оба — 1926). Оригинальность, самобытность сценического решения отличали балеты «Красный мак» (1928) и «Эсмеральда» (1929) в постановке Н. А.

Болотова и П. П. Вирского. В этих спектаклях раскрылись дарования танцовщиц И. Л. Герман и Т. Г. Демпель. В 1930 году М. Ф. Моисеев осуществил постановку героико-революционного балета «Карманьола», музыка которого была написана дирижёром театра композитором В. А. Фемилиди.

Театр на открытках 1930-х г.г.

Ришельевская и театр

В 1937 году к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина театр поставил «Цыганы» Василенко и «Бахчисарайский фонтан». Ведущие солисты 1930-х г.г.: К. И. Сальникова, А. И. Васильева, Т. Л. Иваньковская, Л. А. Цхомелидзе, А. И. Терехов, М. П. Егоров.

Театр на фотографиях 1930-х г.г.

Вид театра со стороны Ришельевской, раскрашенная фотография Бренсона Деку, 1931 г.

Театр во время мероприятий Международного Юношеского дня, 6 сентября 1937 г.

Фотографии начала 1940-х г.г.

Вид с воздуха на театр и Театральный сад, 1940 г.

Вид театра с Ришельевской, снимок сделан в день начала Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 г.

Использованная литература и архивы

Авторы

Благодарности

  • Компании «Инкор-Групп» и лично Р. С. Тарпану — за содействие и помощь при сборе материала для данной статьи.

Источник: http://archodessa.com/all/new-opera-theatre-history-soviet-prewar

Как в России появился театр?

В середине 16 века Стоглавый собор воспретил им петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил развлекать гостей на свадьбе. В 1648 г. царем Алексеем Михайловичем выступление скоморохов было запрещено.

Интерес к постановкам послужил созданию народной драмы, похожей на коллективную игру. Каждый артист вносил что-то свое, но уже появлялись сюжеты и тексты. Другой формой театра был церковный театр. Представления проходили по церковным праздникам, инсценировались сцены из «Библии».

Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование. В одном из летних царских дворцов был сыгран первый спектакль.

У царя Алексея Михайловича возник интерес к этому искусству, и он поручил найти специалистов за границей. Такой человек нашелся в Немецкой слободе, где жили иностранцы, работавшие в России.

Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу по мотивам библейского сюжета. Так появился придворный театр. Но представления стали играть и в духовных и светских школах.

После смерти Алексея Михайловича придворные спектакли прекратились, но идея продолжала жить. Елизавета Петровна разрешила устраивать театрализованные представления горожанам.

Так стали появляться самодеятельные театры. Снималось помещение, выбиралась пьеса, и ставился спектакль. До сих пор Ярославль считается родиной русского театра.

Его основал Федор Григорьевич Волков, первый профессиональный актер.

По приказу Елизаветы Петровны Федор Волков и его братья приехали в Петербург для создания общедоступного театра. Директором стал известный драматург и поэт Александр Петрович Сумароков. Становление русского театра сопровождалось трудностями.

Люди не привыкли посещать представления. Здание располагалось на Васильевском острове, мостов еще не существовало. Поэтому добираться до него осенью и весной было трудно. Творческие разногласия возникали между Сумароковым и Волковым.

Но театр выжил.

Стали появляться не только профессиональные театры, но и театральные школы, стала развиваться драматургия, и появился журнал «Русский театр». Своими труппами прославились домашние театры графа А. Р. Воронцова, князя Н. Б. Юсупова.

В начале XIX века появились Императорские театры: Мариинский, Александрийский и Михайловский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. В конце XIX века стали открываться частные театры. Одним из них был театр Ф. А. Корша.

В нем преобладала классика, ставились пьесы А. П. Чехова и С. А. Найденова. Здесь проводились утренние спектакли в воскресенье для учащихся, а каждую пятницу показывали новую постановку. Это было коммерческое предприятие.

Театры стали появляться в губернских городах. В небольших городах труппы существовали как антрепризы. Антрепренер брал в аренду здание, набирал труппу актеров на сезон и ставил спектакли. Стали входить в моду бенефисы, средства от которых поступали в пользу актера; водевили, которые игрались перед началом пьесы.

В начале XX века был создан Художественный Общедоступный театр, который гарантировал высокий уровень искусства. Его основателем был В. И. Немирович-Данченко. На сцене этого театра состоялась премьера «Чайки» А. П. Чехова.

Проходят столетия. Каждый век вносит что-то новое в театральное искусство, побуждая нас восхищаться игрой актеров или выражать свое недовольство репертуаром. Постановки пробуждают в нас разные чувства: то слезы, то улыбку, но главное — дают надежду на лучшее. За это мы и любим театр.

Литература: «Энциклопедия для детей. Искусство», часть 3. (Музыка. Театр. Кино).

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/7090/

История русского театра

В истории русской художественной культуры, в истории духовной жизни русского общества театру принадлежит исключительно важное место. Постоянный профессиональный публичный театр возникает в России в силу ряда исторических причин лишь в середине XVIII века.

Этому рубежу в истории русского театра предшествует, однако, многовековая предыстория – устная народная драма, родившаяся из хороводных игрищ, творчество народных лицедеев-скоморохов, литургическая драма, драматургические и сценические опыты школьного и студенческого театра, возникновение полупрофессионального городского демократического театра, наконец, неоднократные попытки создания придворных трупп с участием русских актеров и первые публичные представления в начале XVIII века.

Богатая самобытная национальная традиция и усвоение опыта европейского театрального искусства, живая связь с общественными потребностями эпохи позволяют русскому профессиональному публичному театру, возникшему из двух встречных потоков – дворянского просветительства и низового театрального движения, в удивительно короткие исторические сроки достичь художественной зрелости. Уже к исходу первой четверти XIX века русская драматургия и русское сценическое искусство поднимаются до классических вершин: в трагедии – пушкинский «Борис Годунов» и искусство Семеновой, в комедии – грибоедовское «Горе от ума» и творчество Щепкина. Вслед за тем гоголевская «натуральная школа» вызывает к жизни гуманистическое искусство Мартынова, а гениальный Мочалов потрясает современников, раскрывая в шекспировской трагедии трагедию своего времени.

Небывало интенсивное развитие драматической литературы и сценического искусства привело уже в середине столетия к созданию Островским драмы нового типа («пьесы жизни») и к созданию могучей национальной школы реалистического актерского искусства. Этим была подготовлена почва для той революции в искусстве, которую совершили Чехов и Горький, Станиславский и Немирович-Данченко, революции, которая оказала огромное воздействие на весь ход мировой художественной культуры XX века.

Первые попытки написания истории русского театра восходят к концу XVIII века. Уже в 1779 году появляется работа академика Якоба Штелина «Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года», а в 1790 году публикуются «Записки, принадлежащие к истории русского театра» археографа и переводчика А. Ф. Малиновского.

Обширный труд по истории русского театра предпринимает один из сподвижников Ф. Г. Волкова, выдающийся русский актер И. А. Дмитревский, однако работа его не была издана, а рукопись утеряна. На сведения, почерпнутые из этой рукописи, ссылаются в своих театральных воспоминаниях С. П. Жихарев, С. Т. Аксаков, А. А. Шаховской.

В 1864 году драматург, критик и издатель театрального журнала Ф. А. Кони опубликовал статью «Русский театр, его судьбы и его историки», которая, по его словам, была написана на основании рукописи И. А. Дмитревского.

В 1883 году вышла, также со ссылками на эту рукопись, «Хроника русского театра», составленная отставным актером, позже помощником режиссера и библиотекарем Иваном Носовым. Обе эти работы полны грубых фактических ошибок.

Источник: http://maskball.ru/istoriya_teatra/

Русский театр 20 века

Слайд 1

Русский театр XX века Выполнила: Александрова А. 11 «а » Работу проверил учитель Романова О.Н.

Читайте также:  Положение в России после отечественной войны 1812 года - история России

Слайд 2

Русское театральное искусство в начале XX века В русском театре конца ХIХ—начала XX в. происходит мощный подъем демократического направления, связанный с нарастанием революционного движения.

Царское правительство, стараясь изолировать театр от передовой общественной мысли, поощряло заполнение репертуара императорских театров «модными» буржуазными пьесами и ремесленнической драматургией. Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге спасало лишь высокое мастерство актеров.

Лучшие из них, обогащая традиции старшего поколения, вносили в театральное искусство новые прогрессивные черты. Революционное звучание приобретает творчество великой русской актрисы М. Н. Ермоловой. Тесную связь с общественными настроениями сохраняет проникновенное искусство других корифеев Малого театра — Г. Н.

Федотовой, А. П. Ленского, М.П. и О.О. Садовских, А. И. Южина, а также выдающихся актеров Александринского театра — В. Н. Давыдова, М. Г. Савиной, К. А. Варламова.

Слайд 3

М. Н. Ермолова

Слайд 5

Создание МХАТа Началом Художественного театра считается встреча в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года уже известного к тому времени театрального деятеля, актёра и режиссёра Константина Сергеевича Станиславского и опытного педагога и драматурга Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр.

«Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты; поскольку найти необходимые средства не удавалось, решено было обратиться за субсидиями в Московскую городскую думу.

Немирович-Данченко представил в Думу доклад, в котором, в частности, говорилось: «Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах».

Но субсидии получить не удалось, в итоге пришлось обратиться за помощью к состоятельным пайщикам и повысить цены на билеты. В 1901 году слово «общедоступный» из названия театра было удалено, но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Слайд 6

Открытие театра Московский Художественно-общедоступный театр открылся 14 (26) октября 1898 года первой на московской сцене постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Спектакль был совместной постановкой К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, заглавную роль в нём сыграл Иван Москвин.

Слайд 7

Иван Москвин в роли царя Федора Иоанновича

Слайд 8

А. П. Чехов читает Чайку артистам Художественного театра. 17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера чеховской «Чайки».

Слайд 9

Стремясь дать ответ на животрепещущие проблемы современности, Московский Художественный театр обращается к драматургии А. П. Чехова, М. Горького. В спектаклях «Чайка» (1898 г.), « Вишневый сад» (1904 г.

) зрители увидели призыв к преодолению обывательщины, веру в ценность человека, тоску по лучшей жизни. Особенно важное значение имела постановка пьесы Горького «На дне» (1902 г.

), пробудившая чувство высокого гуманизма и гневный протест против вопиющих несправедливостей буржуазного строя.

Слайд 10

Постановка «Вишневый сад» (1904)

Слайд 11

Несомненно, театр поддавался революционным настроениям. В период реакции, наступившей после поражения революции 1905—1907 гг., в русском театре усиливаются символистские направления, начинается поход против реализма. В Московском Художественном театре ставятся символистские, проникнутые пессимизмом пьесы. Театр в революционный период

Слайд 12

Театр в Ярославле до 1909

Слайд 13

В Москве вторым университетом было принято называть московский Малый театр. Но таким же университетом являлся в русской театральной провинции и театр в Ярославле. Сезон 1899 – 1900 годов ознаменован подготовкой к юбилею и празднованием 150-летия российского национального театра.

На юбилейные Волковские торжества в 1900 году были приглашены лучшие силы императорских – Петербургского и Московского Малого – театров. Торжества в Ярославле в честь рождения Первого русского театра стали праздником всей России.

В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект здания нового городского театра, прежнее здание обветшало, и Дума постановила построить новый театр вместимостью более 1000 зрителей. Первая премия в этом конкурсе была присуждена архитектору Н. А. Спирину (1882 – 1938).

Слайд 14

Новое здание театра

Слайд 15

Открытие театра В 1911 году новое здание театра было торжественно открыто при огромном стечении народа. На открытии театра была зачитана приветственная телеграмма от К. С.

Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский».

В этом же году театру было присвоено имя Федора Григорьевича Волкова. Два года (1914 – 1916) в театре держал антрепризу молодой, но уже известный в России режиссер И. А. Ростовцев, собравший очень сильную труппу, привлекший зрителей талантливыми постановками «Мещан» М. Горького, «Чайки» А.

П. Чехова, вниманием к русской классической драматургии. В первые годы советской власти Ярославский театр получает название «Советский имени Волкова театр».

Слайд 16

В 20 – 30-е годы настоящими энтузиастами и собирателями театрального дела в Ярославле, создателями крепкого и сильного актерского коллектива в дальнейшем становятся художественные руководители Волковского театра: Б. Е. Бертельс, И. А. Ростовцев, Д. М. Манский, художники А. И. Ипполитов, Н. Н.

Медовщиков, люди большой творческой смелости, внутреннего темперамента, с огромной требовательностью к себе и другим, с желанием поднять уровень театра до подлинных высот искусства.

Во второй половине 30-х годов труппа Волковского театра объединяется в замечательный, строгий и стройный ансамбль мастеров сцены, на многие десятилетия определивших творческое лицо театра. Это С. Ромоданов, А. Чудинова, А. Магницкая, В. Соколов, С. Комиссаров, В. Политимский, Г. Свободин.

Репертуар 30-х годов представлен русской классикой, прежде всего драматургией Островского («Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Последняя жертва»), где в ролях Катерины, Ларисы Огудаловой, Кручининой, Юлии Тугиной блистательно раскрывается поэтико-трагическое дарование Александры Чудиновой.

Сильнее становится способность театра к глубокому, философскому и психологическому раскрытию «кризисного» человека советского времени. Дыхание времени врывалось на сцену в «Хлебе» В. Киршона и «Далеком» А. Афиногенова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука и «Моем друге» Н. Погодина. В спектаклях «Три сестры» А. П.

Чехова, «Анна Каренина» (по Л. Н. Толстому), «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Нора» Г. Ибсена, «Коварство и любовь» Шиллера волковцы утверждают стремление к театру глубоко психологическому, к раскрытию душевной правды

Слайд 17

С.Ромоданов В. Политимский

Слайд 18

Годы Великой Отечественной войны В годы Великой Отечественной войны многие волковцы ушли на фронт, встав с оружием в руках на защиту Родины.

Среди них актеры Валериан Соколов, Владимир Митрофанов, Дмитрий Аборкин, Владимир Мосягин, декоратор, а впоследствии актер Константин Лисицын, удостоенный звания Героя Советского Союза, актриса, ставшая фронтовой разведчицей, Софья Аверичева, актриса Мария Рыпневская, художественный руководитель театра Давид Манский. Молодой режиссер Семен Оршанский пришел в театр в 1940 году. Дебютировал спектаклем «Горячее сердце ». Суровая, строгая военная драматургия становится ведущей в театральном репертуаре с самого начала войны – «Парень из нашего города», «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Лодочница» Н. Погодина, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева.

Слайд 19

В 1950 году вся страна торжественно отмечала 200-летие Первого русского театра. Начиная с 50-х годов театр вступает в пору подлинного расцвета.

Лучшие мастера сцены – народные артисты СССР и РСФСР, лауреаты Государственных премий Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Ромоданов, Александра Чудинова, Клара Незванова – несут в своем творчестве немалый заряд старой русской классической театральной культуры. Спектакли Волковского театра отмечены единством и цельностью почерка.

Слайд 20

С 1960 года по 1978 год руководство театром осуществляет выдающийся деятель советского театрального искусства, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Шишигин. С именем Шишигина, возглавлявшего театр почти два десятилетия, связан значительный этап истории Волковской сцены.

Это был русский характер, размашистый, стихийный, с громадными внутренними противоречиями. Русский театр второй половины ХХ века может назвать немногих режиссеров, столь страстно, увлеченно и темпераментно работавших над глобальной и трагической проблемой русского народа и истории.

Время Шишигина в театре – время творческой увлеченности и небывалого единства труппы.

Слайд 21

Фирс Шишигин

Слайд 22

70-80е гг. На рубеже 70 – 80-х годов традиции русской сценической школы продолжены возглавившим театр Владимиром Кузьминым. Остросовременно и психологически насыщенно решены «Варвары» и «Фальшивая монета» М. Горького. Романтической окрыленностью и взволнованным лиризмом отмечена «Соловьиная ночь» В.

Ежова, эпической широтой покоряло «Материнское поле» Ч. Айтматова. Одна из наиболее заметных постановок 80-х годов – спектакль «Дело» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (литературная редакция Виктора Розова, постановка Сергея Розова).

«Дело» на Волковской сцене – спектакль о том, как совесть человеческая мало-помалу начинает сдаваться, уступать. Человек строгого долга, мечты, Муромский – В. Нельский становится человеком, ослушавшимся собственного голоса.

Театр рассказывает не только о крахе Тарелкиных, о том, как не выгорело дело, не удалась взятка, но и о падении человека, о том, как погублена была совесть.

Слайд 23

90ые В начале 90-х годов театр возглавил режиссер Владимир Воронцов, предугадавший и отразивший в своем творчестве ритмы катастрофического времени. К его несомненным удачам следует отнести остропсихологическую постановку «Профессора Сторицына» Л.

Андреева, зрелищно-площадную «Корсиканку» И. Губача, поэтическую исповедальность «Вье карре » Т. Уильямса.

Общественные сдвиги, повлекшие за собой распад СССР, и последующие события, несомненно, отразились на резких попытках кадрового реформирования театра и на состоянии коллектива, пережившего в этот период немало потрясений.

Слайд 24

Владимир Воронцов

Слайд 25

С 1996 года главным режиссером театра становится Владимир Боголепов, вдумчивый художник, в прошлом учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические традиции и художественные завоевания театра. Театр берет курс на русскую и мировую классическую драматургию. В репертуаре театра – «Фома» Ф. М.

Достоевского, «Кавказский роман» (по «Казакам» и «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого), «Платонов» А. П. Чехова, «Без вины виноватые», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя.

Мировая классика представлена «Гамлетом» Шекспира, «Декамероном» Боккаччо, «Венецианскими близнецами» Гольдони, спектаклем «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана .

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/05/russkiy-teatr-20-veka

Ссылка на основную публикацию