Тайная полиция — история России

История российской полиции

Тайная полиция - история России

Российская полиция как самостоятельная организация была учреждена Петром I в 1718 году и делилась на общую, наблюдавшую за порядком (ее сыскные отделения вели расследования по уголовным делам) и политическую (информационные и охранные отделения). «Полиция, – говорилось в регламенте Петра I, – рождает добрые порядки и нравоучения … принуждают каждого к трудам и честному промыслу…»

За время своего существования полиция претерпела многократное реформирование, особенно во времена Екатерины II.

Некоторые исследователи полагают, что в этих преобразованиях существует некая «генетическая связь: и Петр, и Екатерина стремились выделить полицию из других отраслей управления, привлечь к полицейскому управлению общественные элементы, организовав местные учреждения на сословных началах».

Эти реформы продолжались и позже.

Так, в 1826 году было образовано печально известное Третье отделение Собственной его величества канцелярии, ведавшее высшей полицией безопастности, занимавшееся фальшивомонетчиками, религиозными сектами, осуществлявшее надзор за опасными элементами. В ведении Третьего отделения более полувека находилась и жандармерия. Хорошо известна его роль в борьбе с инакомыслием в России.

К началу ХХ века центральным полицейским учреждением было Министерство внутренних дел. Министр же заведовал корпусом жандармов на правах его шефа.

На местах полиция подчинялась генерал-губернаторам и губернаторам, которые руководили губернским правлением. В уездах – в уездных полицейских управлениях – высшими были должности уездного исправника и его помощника.

Городскому полицейскому управлению подчинялись участковые приставы, полицейские и околоточные надзиратели и городовые.

Расходы на содержание полиции относились полностью за счет города, власти которого отводили для полицейских чинов квартиры с оплатой отопления и освещения и выделяли средства на вооружение – револьвер и обязательная шашка.

Бедами русской полиции издревле были огромное количество обязательных бумаг, вечный недостаток денег, низкий образовательный и культурный уровень (особенно низшего полицейского звена), а также существование излишних инстанций, тормозящих оперативную деятельность.

Достаточно остро стоял кадровый вопрос: офицерский состав полиции формировался за счет резерва, слушателей полицейской школы и бывших армейских чинов, в силу разных причин покинувших офицерскую службу.

Сыскная полиция формировалась несколько иным образом. Кандидаты подвергались «особому испытанию». Деятельность сыскной полиции – особая статья. Стоит только сказать, что в ней встречались и асы своего дела, но говорилось об этом немного. Особенно, конечно, выделялись по уровню профессиализма сыскные отделения Санкт-Петербурга и Москвы. Их возглавляли истинные мастера.

В «Докладе Думы по предложению господина губернатора об усилении штата виленской полиции» дан широкий анализ деятельности полиции нашего города в начале XX века и показаны основные направления совершенствования ее работы.

На основании Высочайше утвержденных штатов 4 марта 1887 года виленская городская полиция состояла из: полицеймейстера и его заместителя, 7 полицейских участков, 7 участковых приставов, 6 помощников приставов, 30 околоточных надзирателей, 20 старших и 160 младших городовых и 7 конных стражников.

По данным всеобщей переписи 1897 года, в черте города Вильны насчитывалось 134 000 душ обоего пола.

27 декабря 1901 года, согласно Высочайшему повелению, к городу было присоединено имение Звериниц, в котором на тот момент проживал 2051 человек. Таким образом население Вильны выросло до 136 051 человека.

Российский закон определял на одного городового не более 500 жителей. Следовательно, в Вильне должно было быть не менее 272 только городовых.

За пять лет после переписи количество жителей увеличилось как минимум на 15%, т. е. к вышеизложенной цифре необходимо прибавить еще 20 400 человек. Таким образом в Вильне 1902 года де-юре проживало 156 000 человек, а сколько людей жило в городе де-факто, сказать трудно.

Город Вильна, в черте Высочайше комфирмованного в 1875 году плана, занимал площадь в 1200 десятин, или почти 12 квадратных верст; протяжение улиц – 102 версты.

Присоединенное к городу имение Зверинец с пригородом Солтанишки занимает 159,20 десятины с протяженностью улиц 15 километров.

Старая часть города отличается необыкновенной скученностью, узкими и кривыми улицами, множеством темных переулков, домов с проходными дворами и разного рода тайниками, мало кому известными. Все эти особенности старой Вильны весьма затрудняли полицейский надзор.

Положение Вильны как административного центра

В Вильне, на перекрестке веков, кроме губернских учреждений, находилось множество других организаций, действия которых распространялись на весь Северо-Западный край: штаб виленского военного округа, свыше 11 тысяч войск, окружные интендатские управления, военно-окружной суд, управление виленским учебным округом, управление почтовым округом и т. п. Сосредоточение в Вильне весьма значительного числа служащих духовного, военного и гажданского ведомств всего свыше 5000 человек, а также прилив сюда приезжих и нахождение здесь двух постоянных театров, летнего и зимнего, увеселительных заведений, множества ресторанов, 82 гостиницы и заезжих дома, свыше 570 зарегистрированных проституток и приблизительно 100 тайных и т. п., все это в высшей степени усложняло обязанности городской полиции и делало их особенно трудными. Кроме того, полицейские наряды постоянно привлекались для поддержания внешнего порядка в театрах, садах и т. п. Работы хватало!

Основной проблемой для виленской полиции являлась пестрота населения по своему племенному и вероисповедному составу. Около 70 000 человек, 50% населения, составляли евреи.

Согласно докладу городского губернатора, большая часть еврейского населения находилась в крайней нищете, жила в тесных помещениях, в подвалах, нередко среди ужасной обстановки.

Общая племенная и религиозная разрозненность виленского населения и крайняя нищета среди евреев особенным образом влияли на развитие в городе преступности. На границе XIX-XX веков в Вильне в среднем ежегодно совершалось 4355 различного рода преступлений.

Их количество и число участников, виновных в их совершении с каждым годом росло. В 1899 году количество преступлений составило 4083, был задержан 5661 человек. В 1900 году было совершено 4275 преступлений, участвовало в преступлениях 6158 лиц. В 1901 году совершено преступлений 4706, участвовало в совершении преступлений 6675 человек.

Преследование и поимка преступников из еврейской среды были сопряжены с большими затруднениями, так как евреи говорили на своем особенном жаргоне и, кроме того, все отличались необыкновенной солидарностью.

Проблемы русской полиции

Бедами русской полиции издревле были огромное количество обязательных бумаг, вечный недостаток денег, низкий образовательный и культурный уровень (особенно низшего полицейского звена), а также существование излишних инстанций, тормозящих оперативную деятельность.

В отчете о деятельности виленской полиции за первое полугодие 1902 года сказано, что «чины виленской городской полиции, помимо усиленной наружной службы, до крайности обременены чисто канцелярской работой и таковая за последние десять лет увеличилась почти в три раза. По настольным реестрам за 1892 год, в полицейских учреждениях города Вильны записано бумаг : по городскому полицейскому управлению входящих 22 549, исходящих 23 890. По семи участкам – входящих 58663, исходящих 60847».

В 1901 году в городском полицейском управлении и в 7 полицейских участках: а) произведено дознаний и составлено протоколов 8789; б) произведено розысков 37 483; в) взыскано разного рода сумм 448 844 рубля; г) состояло на учете запасных нижних чинов 8 192; д) состояло под надзором полиции 592; е) задержано лиц 9446; ж) заявлено видов на жительство 139 939; з) вручено повесток разных мест и разных лиц 95 195; и) выдано разного рода удостоверений, справок, освидетельствований, погребальных билетов и проч. – 19 276.

Расходы на содержание штата

По мнению господина губернатора, расходы на содержание виленской полиции должны быть увеличены до 139 600 рублей, а ее штат должен состоять из 393 чиновников, среди которых 50 –околоточных надзирателей, 60 – старших городовых, 240 – младших городовых, конных стражников – 10.

Сравнительно невысокое жалованье рядового состава буквально толкало городовах к тому, что они постоянно «брали». А по праздникам было заведено одаривать полицейских. Самой распространенной формой взяток были фактически узаконенные «подарки» и «праздничные».

Мелкие полицейские служащие и городовые дважды в год, на Пасху и на Рождество, обходили домовладельцев и принимали от них мелкие подношения. Старались задобрить и начальство повыше – околоточных надзирателей, частных приставов. «Праздничными» не брезговали и работники паспортного стола.

Горожане надеялись, что после «подарка» полицейские не будут штрафовать дворников по мелочам. Владельцу большого доходного дома было легче заплатить полицейскому, чем содержать дом в чистоте и порядке.

Говорят, даже Николай I не стеснялся каждый год посылать 100 рублей квартальному надзирателю, следившему за порядком в районе Зимнего дворца. В расходных книгах богатых домовладений встречались строчки: «Частному приставу в день его именин».

… Несмотря на огромную работу, которую приходилось выполнять полиции, ее в России не любили. Причем не жаловали ее практически все слои населения: низы побаивались, средние слои старались не иметь с ней дела, а аристократия относилась к ней с явным пренебрежением…

Источник: http://topstory.su/istoriya-rossijskoj-policii.html

«Тайная полиция преступного режима»: правда и мифы о деятельности гестапо

85 лет назад в Германии была создана структура, название которой стало нарицательным при описании нечеловеческой жестокости и пыток, — гестапо.

Тайная государственная полиция Третьего рейха установила тотальный контроль над жителями Германии и оккупированных территорий.

Она была довольно немногочисленной, и её деятельность никогда бы не достигла таких ужасающих масштабов, если бы не многотысячная армия доносчиков и коллаборационистов. О преступлениях гестаповцев и их сообщников — в материале RT.

Тайная государственная полиция (Geheime Staatspolizei) была создана министром внутренних дел Пруссии Германом Герингом 26 апреля 1933 года.

Изначально это был небольшой отдел прусской полиции, призванный следить за политически неблагонадёжными гражданами. Во главу данного отдела Геринг поставил своего родственника Рудольфа Дильса.

Читайте также:  Экономические системы в годы войны - история России

Однако на новый орган вскоре обратил внимание Генрих Гиммлер.

К 1934 году аналогичные подразделения были созданы уже по всей территории Германии, частично объединены с СС и де-факто переведены в подчинение шефу СД Рейнхарду Гейдриху. Дильс с новым руководством полиции общего языка не нашёл.

В апреле 1934 года он уволился из гестапо, служил на различных административных должностях и в Нюрнбергском процессе участвовал в качестве не обвиняемого, а свидетеля, защищая своего преступного покровителя Геринга.

В 1957 году первый шеф тайной полиции погиб в результате несчастного случая на охоте.

В 1936 году Гиммлер официально возглавил всю правоохранительную систему Третьего рейха, создав единую «полицию безопасности», в состав которой входили гестапо и криминальная полиция, возглавляемые Гейдрихом одновременно с СД.

Политическим отделением (собственно гестапо) в новой структуре руководил известный каждому россиянину по фильму «Семнадцать мгновений весны» Генрих Мюллер.

В это время гестапо и стало инструментом террора в отношении оппозиционеров и евреев.

  • Гестаповцы ведут запись данных о поступающих заключённых
  • © The Library of Congress

В 1939 году гестапо вошло в состав Главного управления имперской безопасности, получив статус IV управления РСХА.

Чрезвычайные полномочия

«Гестапо получило широкий спектр инструментов давления на общество», — отметил в беседе с RT историк и писатель Константин Залесский.

По словам эксперта, тайная государственная полиция не имела права вмешиваться только в дела партии и, до определённого момента, армии. Однако после раскрытия заговора против Адольфа Гитлера неприкосновенность с вермахта была снята.

«Формы и методы работы гестапо были незаконны с точки зрения цивилизованного общества. Речь идёт о превентивных арестах и заключении людей, не совершивших никакого преступления, в концлагеря, а также о физическом воздействии, о пытках», — рассказал Залесский.

Впрочем, к подобным мерам, по словам историка, прибегали спецслужбы и в других тоталитарных государствах.

Однако гестапо достигло в своей работе высочайшего уровня эффективности по защите интересов режима, фактически не допустив возникновения ни одного гражданского заговора против Гитлера и полностью уничтожив оппозицию.

Идеи свержения или убийства фюрера возникали время от времени только среди военных — и то лишь до момента, пока гестаповцы не получили разрешения вести слежку за сотрудниками вермахта.

Когда житель Германии или какой-либо из оккупированных рейхом стран становился жертвой гестаповского доносчика, его дальнейшая судьба была ужасна.

  • Информатор гестапо, Дессау, Германия, 1945 год
  • © Henri Cartier-Bresson / cameralabs.org

Согласно материалам исследований французского историка и участника Сопротивления Жака Деларю, задержанных подвешивали за отведённые назад руки, избивали кулаками, палками и плётками, выдёргивали им ногти, пилили зубы, били электрическим током, разрезали кожу на подошвах и заставляли ходить по соли. Для быстрого получения нужной информации головы задержанных погружали в холодную воду до тех пор, пока они не начинали захлёбываться. Повторив эту пытку несколько раз, гестаповцы приводили людей в чувство горячим кофе или коньяком и склоняли их к сотрудничеству.

По состоянию на 1941 год в состав гестапо входили подразделения, занимавшиеся подавлением оппозиции (как левой, так и правой), контрразведкой, контролем над религиозной жизнью рейха и средствами массовой информации, переселением и уничтожением евреев, взаимодействием с иностранным политическим сыском. В ходе войны в составе гестапо были созданы отделы пограничной стражи и таможенного контроля.

Восточный фронт

«Гестапо принимало активное участие в массовых убийствах евреев и в реализации генерального плана «Ост», предусматривавшего уничтожение и переселение из Восточной Европы большей части славянского населения», — рассказал RT военный историк Юрий Кнутов.

Обычную структуру гестапо, подобную той, которая существовала в рейхе, нацисты на оккупированных территориях СССР не создавали.

Вместо этого в тылу у вермахта действовали cпециальные отряды — айнзатцгруппы, около 10% личного состава (преимущественно руководящего) которых составляли сотрудники гестапо, а остальные 90% — коллаборационисты из шуцманшафта (батальонов вспомогательной охранной полиции), представители службы безопасности (СД), ваффен СС и криминальной полиции.

В одном лишь Ровно за ночь с 12 на 13 июля 1942 года украинские националисты под руководством сотрудников СС и гестапо уничтожили 5 тыс. евреев. Всего же айнзатцгруппы лично и руками подчинённых им коллаборационистов из вспомогательной полиции в ходе карательных операций и мероприятий по ликвидации еврейских гетто убили в Восточной Европе несколько миллионов человек.

  • Члены айнзатцгруппы расстреливают евреев близ Ивангорода (Украинская ССР), 1942 год
  • © Historical Archives in Warsaw

Кроме того, нечеловеческую жестокость по отношению к советскому мирному населению проявляла тайная полевая полиция (Geheime Feldpolizei), замыкавшаяся изначально на военную разведку и контрразведку, но в январе 1942 года переподчинённая гестапо. Её сотрудников солдаты Красной армии старались даже не брать в плен.

Судьба палачей

Согласно вердикту Нюрнбергского трибунала гестапо, СД и СС были признаны организациями, использовавшимися в преступных целях. Однако далеко не все гестаповские палачи понесли заслуженную кару.

В 2014 году газета The New York Times сообщила, что в годы холодной войны как минимум тысяча бывших сотрудников гитлеровских спецслужб (в том числе гестапо) работали на Центральное разведывательное управление США и не были привлечены к ответственности за свои преступления.

До 1960 года благополучно скрывался в Латинской Америке начальник отдела гестапо IV B 4 Адольф Эйхман, отвечавший в Третьем рейхе за массовые убийства евреев — так называемое окончательное решение еврейского вопроса. Только через 15 лет после завершения Второй мировой войны Эйхман был захвачен в Аргентине группой агентов израильской разведки, доставлен в Иерусалим и в 1962 году казнён по решению суда.

  • Начальник отдела гестапо IV B 4 Адольф Эйхман
  • globallookpress.com
  • © World History Archive

По сей день до конца не ясно, что случилось с шефом гестапо Генрихом Мюллером. Он исчез в Берлине 1 мая 1945 года. По косвенным данным, Мюллер покончил с собой. Тело похожего на него человека в генеральском мундире якобы было обнаружено в августе 1945 года.

В СМИ неоднократно всплывали слухи об обнаружении начальника IV управления РСХА то в США, то в СССР, но все они были опровергнуты.

«Сама по себе структура гестапо эффективно выполняла те задачи, которые ставило перед ней политическое руководство Третьего рейха. Это была спецслужба, направленная не на защиту закона и порядка, а на исполнение карательных функций, на подавление любой оппозиционной деятельности. Преступная тайная полиция преступного режима», — резюмировал Константин Залесский.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/507069-istoria-sozdanie-gestapo

История и основные этапы развития полиции России

История и основные этапы развития полиции России

Регулярная полиция начала создаваться в России при Петре I. Именно в это время в употребление впервые вводится заимствованный из Западной Европы термин «полиция» .

В обязанности создаваемых полицейских структурах входило: поимка воров, надзор за гулящими людьми, прекращение драк и ссор на улицах, наблюдение за выполнением строительных и противопожарных правил, за устройством и чистотой улиц, безвредностью продаваемых жизненных припасов, недопущение обмера, обвеса и других обманов при торговле и т. п. Пётр I Великий

В 1715 г. в Санкт-Петербурге – новой столице Российского государства был образован орган управления общей полицией – Главная полицмейстерская канцелярия, при которой для исполнения полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер-офицеры. Несколько позже, в мае 1718 г.

, была учреждена должность генералполицмейстера (главы канцелярии), на которую был назначен А. Девиер. Именно с этого времени следует исчислять историю российской полиции как особого учреждения в системе государственных органов. Анто н Мануи лович Девие р (1682 — 1745) первый генералполицмейстер Санкт.

Петербурга (1718— 1727 и 1744— 1745)

Петербургская полицмейстерская канцелярия (с ноября 1722 г. – главная) – первый центральный орган регулярной полиции России (1718 – 1775 гг. ) Царь (Император с 1721 г.

) Собственная Его Величества канцелярия Генерал-полицмейстер Присутствие Главный городской магистрат судебная палата полицейские команды Полицмейстерская канцелярия тюрьма с надзирателями Пожарная команда Секретари, канцеляристы, дьяки архитектурностроительная часть ГОРОДСКИЕ ПОЛИЦМЕЙСТЕРСКИЕ КОНТОРЫ (С 1733 г. ) ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ: Охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Обеспечение пожарной безопасности. Надзор за благоустройством, санитарией и соблюдением правил торговли. Содержание, охрана и трудоиспользование осужденных и арестованных. Контроль за отбыванием населением полицейской повинности. команды фурманщиков Оберполицмейстер палач

Все полицейские служащие при поступлении на должность приносили присягу, в которой клялись «верным, добрым и послушным рабом» быть царю, царице и их наследникам, их права и прерогативы «по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том живота своего в потребном случае не щадить» После произнесения текста присяги чиновник целовал Евангелие и крест.

В 1733 году был издан законодательный акт «Об учреждении полиции в городах» , который стал правовой основой строительства регулярных полицейских органов в масштабе всей страны. Нормативный акт регламентировал порядок создания полиции в губерниях и других городах.

Полицейские органы в губернских городах стали называться полицейскими конторами, во главе который стоял полицмейстер из числа офицеров местных гарнизонов. Анна Иоанновна (28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.

Читайте также:  Галицко-волынское государство в хii–хiii веках - история России

Во время правления Екатерины II была учреждена сельская земская полиция (1775 г. ). Административно-полицейскими учреждениями в уездах стали нижние земские суды.

Их коллегиальное руководящее присутствие включало земского исправника, или капитанисправника, и 2 -3 -х земских заседателей из дворян и государственных крестьян, избираемых дворянством. Одной из главных задач исправника была организация охраны общественного порядка на территории уезда.

Екатери на II Великая ( 21 апреля (2 мая) 1729 — 6 (17) ноября 1796) — императрица всероссийская (1762— 1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.

Устав благочиния Структура. Устав включал в себя 14 глав и 274 статьи. Содержание. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния — коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

«Устав благочиния» вводил должность частного маклера, который контролировал наём рабочей силы и условия найма. По некоторым уголовным делам суд осуществляла сама полиция.

«Устав благочиния» перечислял ряд подобных правонарушений: азартные игры, брань, пьянство, иные нарушения общественного порядка; действия, направленные против богослужения; взяточничество, самовольная застройка и т. д.

8 сентября 1802 года было образовано 8 министерств: — военно-сухопутных сил, — военно-морских сил, — иностранных дел, — юстиции, — коммерции, — финансов, — народного просвещения — министерство внутренних дел. Манифест императора Александра I об учреждении министерств

Первым министром внутренних дел был назначен граф Виктор Павлович Кочубей, крупнейший государственный деятель России первой половины XIX века, один из инициаторов и авторов проекта создания министерств.

Начальником канцелярии министерства внутренних дел был назначен Михаил Михайлович Сперанский, ставший затем знаменитым государственным деятелем, «светилом российской бюрократии».

Министерство внутренних дел с сентября 1802 г. по 18 июля 1803 г.

Министр внутренних дел Товарищ министра внутренних дел Департамент внутренних дел Экспедиция попечения о народном продовольствии Экспедиция спокойствия и благочиния Экспедиция государственного хозяйства 1 -е отделение 2 -е отделение Снабжение государства жизненными припасами Публичные здания Дела земской полиции Дела городской полиции Дела государственн ого хозяйства Народная промышленност ь Экспедиция общественного призрения 1 -е отделение 2 -е отделение Медицинская коллегия Принцип общего призрения

Функции экспедиции спокойствия и благочиния. 1 -е отделение Дела земской полиции Ведомости о происшествиях. Распоряжения о безопасности на сухом пути и на реках. Повиновение крестьян законной власти. Случаи соблазна вере, ереси и разъяснение ложных слухов и писем. Сведения о земских повинностях, отправляемых крестьянами.

Способы проведения этих повинностей в известность и единообразие. Отваждение крестьян от произвольных требований. Производство генерального межевания по наделению казенных крестьян землями и по проведению в известность поземельных владений. 2 -е отделение Дела городской полиции Безопасность улиц и домов от пожаров и воровства. Содержание полицейской команды.

Чистота и освещение. Охранение добрых нравов. Обуздание мотовства, безмерной роскоши, жестокостей. Надзор над запрещенными книгами, соблазнительными зрелищами, подозрительными обществами и людьми. Сведения о городских общественных доходах, сборах и повинностях. Способы уравнения в постое, в освещении, в содержании мостов, ночной стражи.

Сведения о состоянии губернских рот и штатных команд.

Органы политического сыска Российской империи в I половине XIX в. ИМПЕРАТОР 3 отделение Собственной Его Величества Канцелярии Военное министерство Отдельный жандармский корпус (с 1826 г. ) Жандармские части (с 1820 г. ) Управления жандармских округов (с 1836 г.

) Тайная полиция Губернские жандармские управления (с 1836 г. ) Городские команды жандармов (с 1836 г. ) Министерство внутренних дел “Тайная полицейская экспедиция” (1802 – 1826 гг. ) “Секретная экспедиция в Москве (1807 — 1826 гг. ) “Особая канцелярия” (1819 – 1826 гг.

) Министерство полиции (1810 – 1819 гг. ) Канцелярия “по делам особенным”

Алекса ндр Дми триевич Балашо в (Балашёв) (1770— 1837) — российский государственный деятель, генерал от инфантерии, генераладъютант. Первый министр полиции

Министерство полиции состояло из трех департаментов: 1) Департамента полиции хозяйственной; 2) Департамента полиции исполнительной; 3) Медицинского департамента; и двух канцелярий министра — общей и особенной.

Крупнейшие реформы второй половины XIX века в России: — отмена крепостного права — изменение поземельных отношений — введение местного самоуправления — реформирование судебной системы и армии Координирующим органом проведения реформы стало Министерство внутренних дел.

25 марта 1859 г. Александр II утвердил предложения, которые сводились к объединению городской и земской полиции под властью уездного исправника, который, в отличие от избиравшегося прежде дворянами земского исправника, назначался правительством. Александр II городские и земские полицейские

В целом функции и права полиции в конце XIX века не были четко определены законом. Её обязанности были весьма многообразны.

В изданном справочнике Министерства внутренних дел говорилось, что «законодательство рассматривает полицейские установления как органы управления вообще, а самого исправника, как главного представителя власти в уезде» . «Исправник, — указывалось далее, — является непосредственным органом губернатора» .

Отсюда следовало, что любые действия по управлению уездом от застройки улиц до составления ведомостей о родившихся, вступивших в брак и умерших относились к компетенции уездного полицейского управления. Исправник

В сыскную часть полиции входили — начальник, — четыре чиновника, — 12 надзирателей, — делопроизводитель с двумя помощниками — и архивариус. Сыскные отделения

На полицейские должности не могли назначаться: -состоящие в качестве обвиняемых под судом и следствием, а равно, понесшие наказание за преступные деяния, влекущие за собой по закону тюремное заключение или более строгое наказание; -нижние чины запаса, которые во время прохождения действительной службы состояли в разряде штрафных; -исключенные со службы по суду, из духовного ведомства за порочное поведение или из среды обществ по их решению; -объявленные несостоятельными должниками; -состоящие под опекою за расточительность.

После реорганизации 1880 года МВД заняло главенствующее место в государственном механизме, а его руководитель стал фактически первым министром империи, обладая уникальной по объему компетенцией. Кроме борьбы с преступностью в его ведении находилась значительная часть внутренних функций государства.

14 августа 1881 года было принято Положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» . Оно давало Министру внутренних дел возможность объявлять в любой части страны положение усиленной или чрезвычайной охраны, что расширяло права полиции в этой местности. В 1883 году министр внутренних дел Д. А.

Толстой добился внесения изменения в Положение от 14 августа 1881 г. , дававшее право министру внутренних дел в административном порядке высылать любое лицо, «признаваемое вредным для государственного порядка и общественного спокойствия» .

Положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» постоянно продлевалось и действовало до 1917 года. Д. А. Толстой

Министерство внутренних дел России в годы реформ (1862 – 1906 гг.

) Товарищ министра Министерство внутренних дел Главное управление почт Министр Общественный Совет Департамент внутренних дел Почтовые конторы ЭКСПЕДИЦИИ Секретариат Медицинский совет 1 -я 2 -я 3 -я Продовольствия Сельская полиция Гос. хозяйство Соляная часть Городская полиция Мануфактуры Пожарная часть Дежурная часть Тюремные учреждения

Важнейшим из структурных подразделений министерства являлся Департамент полиции. В 1902 г.

он состоял из 8 делопроизводств: 1 -е делопроизводство занималось делами личного состава, финансами, перепиской с иностранными государствами о выдаче русских подданных, о нарушениях государственной границы; 2 -е делопроизводство – вопросами организации полицейских учреждений, разработкой законопроектов МВД, наблюдением за точным исполнением законов на местах, за питейными заведениями; 3 -е делопроизводство – наблюдением за неблагонадежными элементами в России и за границей; 4 -е делопроизводство в 1902 г. было переименовано в 7 -е;

5 -е делопроизводство составляло доклады к Особому совещанию, решавшему вопросы об административной высылке лиц, на которых не было достаточно улик для привлечения к судебной ответственности; 6 -е делопроизводство – разработкой основ фабричного законодательства, контролировало соблюдением постановлений, определявших положение еврейского населения, вопросами борьбы с фальшивомонетничеством; 7 -е делопроизводство вело наблюдение за дознаниями, проводившимися губернскими жандармскими управлениями.

Депортамент полиции — основное структурное подразделение министерства внутренних дел Руководители и чиновники Департамента полиции

Николай II Александрович император Всероссийский ( 20 октября 1894 года -2 марта 1917 года), Царь Польский и великий князь Финляндский. Из династии Романовых.

Манифест 17 октября 1905 года, объявлявший политические права и свободы, учреждение законодательной Государственной Думы обусловил изменения в государственном аппарате, и в одном из его основных звенев — МВД.

Осенью 1905 года в МВД было создано Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу и Государственный Совет. Оно координировало деятельность местных органов по подготовке и проведению выборов.

Илья Репин 17 Октября 1905

Структура центрального аппарата Министерства внутренних дел России в пореформенное время (конец 18 — начало 19 вв.

) Департамент духовных дел иностранных исповеданий Департамент полиции Особое совещание Управление по делам о воинской повинности Управление отдельным корпусом жандармов Департамент общих дел министерства Канцелярия министра по делам дворянства Центральный статистический комитет Главное управление по делам печати Главное управление почт и телеграфов Инспекция по дорожной части Канцелярия министра Центральный аппарат Министерства внутренних дел России Хозяйственный департамент Статистический совет Переселенческое управление Медицинский департамент Земский отдел Технико-строительный комитет Медицинский совет Ветеринарное управление Ветеринарный комитет Совет министра

Читайте также:  Восточные славяне в vi-viii вв - история России

Зал заседания Совета министра внутренних дел Российской империи

Структура сыскного отделения Министерства внутренних дел 1910 г. Начальник полицейского управления губернского города Начальник сыскного отделения Стол личного задержания Стол розыска Стол наблюдения Справочнорегистрационное бюро штаты 1 разряд – 20 чел.

; 2 разряд – 11 чел. ; 3 разряд – 8 чел. ; 4 разряд – 6 чел.

Специализации сотрудников сыскных отделений (линейный принцип) 1 -й отряд Убийства, разбои, грабежи, поджоги Сыскное отделение категории специализации (отряды) 2 -й отряд Кражи и профессиональные воровские организации, конокрады, взломщики, карманники, магазинные, вокзальные и т. п. шайки 3 -й отряд Мошенники, поджоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулера, аферисты, продажа женщин в дома терпимости “летучий отряд” Дежурство в театрах, на вокзалах и т. п.

В предреволюционный период для повышения эффективности деятельности полиции, 23 октября 1916 года император утвердил «Положение об усилении полиции в 50 губерниях империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов» .

Согласно этому Положению: «…в городских поселениях численный состав полицейских команд определялся из расчета одного городового на 400 жителей обоего пола» .

В целях улучшения качественного состава полицейских кадров этим же актом устанавливались для занятия должностей соответствующие образовательные цензы.

Февральская революция 1917 г. 23 -28 февраля 1917 г. Забастовки и политические демонстрации в Санкт-Петербурге перерастают во всеобщее восстание против самодержавия. Во время Февральской революции 1917 г.

, когда армия перешла на сторону восставших, только полиция осталась верной самодержавию, за что понесла немалый урон: «частью перебита, частью смещена. . . полицейские участки разгромлены, картотеки уничтожены. .

. «

Источник: http://present5.com/istoriya-i-osnovnye-etapy-razvitiya-policii-rossii/

Формирование подразделений политической полиции Российской империи в XIX – нач. ХХ веков

На наш взгляд, еще большей проблемой политической полиции стало отсутствие единоначалия в самих ГЖУ. По строевой и хозяйственной части они подчинялись Отдельному Корпусу жандармов, по следственным вопросам – Департаменту полиции МВД.

Командование ОКЖ было далеко от тонкостей политического сыска. Ярким показателем этого отношения руководства к полицейской составляющей жандармской службы служит распоряжение командира ОКЖ генерал-майора барона Ф. Ф. Таубе от 18 февраля 1907 г.

Он писал, что в поступающих на его имя донесениях «продолжают встречаться учёные выражения вроде: «экспроприация», «террористические акты» и т. п.». Барон требовал прекратить это и предписывал «называть вещи своими именами: «грабежами», «убийствами» и проч.

» (24).

При этом именно от ОКЖ зависели штаты местных управлений и их укомплектование офицерскими кадрами и нижними чинами. Как писал А. А. Лопухин, бывших директором ДП МВД в 1902 – 1905 гг.

, при существовавшем положении дел «организация и воздействие на личный состав принадлежат командиру Корпуса жандармов и его штабу, а руководство деятельностью – Департаменту полиции; первым присвоена вся власть без права вмешательства в существо деятельности жандармов, второму – направление этой деятельности без власти» (25).

Во многом по причине отсутствия взаимопонимания между Департаментом полиции и штабом Корпуса жандармов постоянно увеличивающиеся обязанности и полномочия ГЖУ не обеспечивались необходимым усилением личного состава.

Жандармские управления были формально независимы от администрации губернатора, но, особенно начиная с ХХ в., нуждались в помощи общей полиции, сотрудники которой привлекались для проведения обысков и арестов по делам о государственных преступлениях.

Несмотря на то, что ОКЖ являлся армейским подразделением, отношение военных к жандармской полиции было сложным. Особенно сильные нарекания вызывала агентурная работа в частях и негласное освещение жандармами положения в воинской среде. Армейские офицеры воспринимали деятельность полиции как вмешательство в их внутренние дела, шпионство за ними.

Невысокого мнения о жандармах был генерал В. А. Сухомлинов, считающих их людьми «далеко не высокой нравственной марки». Работу жандармов генерал называл «особенно вредной и унизительной», потому что, наблюдая за деятельностью чиновников и офицеров, они «совали свой нос в жизнь частных лиц» (26). А. И.

Деникин в «Очерках русской смуты» указывал на то, что политический сыск в армии создавал нездоровую атмосферу (27). Даже генерал-майор ОКЖ, начальник императорской дворцовой охраны А. И.

Спиридович брезгливо относился к агентуре, характеризуя её деятельность как предательство и спекуляцию на товариществе, чуждую офицерству Царской России, единственной среде, которая, по его мнению, не давала секретных сотрудников (28). Сами полицейские признавали проблему и фиксировали недоброжелательное отношение к ним со стороны военных.

Директор Департамента полиции А. Т. Васильев в своих мемуарах писал, что «как правило, военные власти с недоверием относились к полиции, что часто затрудняло расследование и уменьшало надежды на успех» (29).

Тем не менее политическая полиция и военное ведомство выполняли большие объемы совместной работы. Тайная полиция проводила дознания по политическим преступлениям в частях. Жандармы проверяли благонадежность призывников и вольноопределяющихся, собирали сведения о дислокации войск, предупреждали о различных угрозах, а позже стали заниматься поиском иностранных шпионов (30).

Жандармерия находилась в тесном контакте с органами прокурорского надзора. Прокуратура выступала в качестве надзорного ведомства, наблюдающего за качеством исполнения жандармами следственной работы с юридической точки зрения.

Служащий прокуратуры имел право присутствовать при проведении следственных действий: обысков, арестов, допросов обвиняемых и др.

Законченные дознания начальники ГЖУ передавали в прокурорское ведомство для проведения проверок, чтобы при рассмотрении в судебном порядке дела не разваливались по причине допущенных жандармскими следователями процессуальных ошибок (31).

Сотрудничество ГЖУ с другими ведомствами – с учреждениями образования, фабрично-заводскими инспекциями и др. – основывалось на служебной необходимости.

Государственные органы были обязаны оказывать содействие полиции, но это вовсе не давало жандармам прав на неограниченное вмешательство. Например, по циркуляру ДП МВД от 11 ноября 1900 г.

жандармы могли допрашивать учеников преимущественно в самом учебном заведении и обязательно в присутствии учебного начальства (32).

Такой была структура политической полиции Российской империи, несомненно, сыгравшей важную роль в подавлении революции 1905 – 1907 гг. и значение которой в событиях 1917 г. всё ещё остаётся не до конца изученным.

Список источников и литературы

1. Оржеховский И. В. Самодержавие против революционной России. М., 1982. С. 58 – 60.
2. Лурье Ф. М. Полицейские и провокаторы: Политический сыск в России, 1649-1917. М., 1998. С. 48.
3. Чукарев А. Г. Тайная полиция России,1825-1855 гг. М., 2005. С. 137, 138.
4. Лурье Ф. М. Указ. Соч. С. 49.
5. Оржеховский И. В. Указ. Соч. С. 86.
6.

Полное собрание законов Российской империи (далее – ПСЗРИ). Собр. 2. Т. 42. Ч. 2. № 44956.
7. Государственный архив Воронежской области (далее – ГАВО). Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1. Л. 15.
8. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 46. Ч. 1. № 49615.
9. Белова А. В. Тамбовское губернское жандармское управление: структура, деятельность, кадры: 1867 – 1917 гг. Дис. … канд. ист.

наук: 07.00.02. Тамбов. 2008. С. 76 – 78.
10. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880 – 1917). М., 2013. С. 31.
11. Там же.
12. Там же. С. 23.
13. Оржеховский И. В. Указ. Соч. С. 110, 111.
14. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997. С. 196.
15. ПСЗРИ. Собр. 3 (1881 – 1913). Т. 1. № 350.

16. См. Страхов Л. В. Политическая полиция и расследование дел об оскорблении царской семьи в конце XIX – начале ХХ века // Вестник полиции, 2016. Вып. 7. С. 4 – 10. Режим доступа: http://ejournal21.com/journals_n/1457610298.pdf.
17.Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. 102. Оп. 77. Д. 53. Л. 8, 8 об.
18. Там же. Л.

9 – 10, 13.
19. Там же. Л. 13 об., 14 об.
20. Там же. Л. 15 – 17.
21. Перегудова З. И. Указ. Соч. С. 143, 144.
22. Мартынов А. П. Моя служба в Отдельном корпусе жандармов // «Охранка»: воспоминания руководителей политического сыска. М., 2004. Т. 1. С. 126.
23. Перегудова З. И. Указ. Соч. С. 142.
24. ГАРФ. Ф. 110. Оп. 21. Д. 106. Л. 4.

25. Лопухин А. А. Настоящее и будущее русской полиции. М., 1907. С. 16.
26. Цит. по: Сухомлинов В. А. Воспоминания. Мемуары. М., Л., 1926. С. 129.
27. Цит. по: Деникин А. И. Очерки русской смуты: Крушение власти и армии. Февраль – сентябрь 1917: Воспоминания. Мемуары. Минск, 2002. С. 9.
28. Цит. по: Колоколов Б. Г. Жандарм с царем в голове.

Жизненный путь руководителя личной охраны Николая II. М., 2009. С. 75.
29. Цит. по: Васильев А.Т. Охрана: русская секретная полиция // «Охранка»: воспоминания руководителей политического сыска. М., 2004. Т. 1. С. 405.
30. Страхов Л. В. Тайная полиция и армия: проблемы взаимодействия (на материалах Воронежской губернии) // Известия вузов.

Серия «Гуманитарные науки» № 6 (4). С. 295.

Страхов Л. В

Источник: http://www.nashahistory.ru/materials/formirovanie-podrazdeleniy-politicheskoy-policii-rossiyskoy-imperii-v-xix-nach-hh-vekov

Ссылка на основную публикацию