Социальная революция, гражданская война и интервенция в России — история России

Гражданская война и интервенция в России: причины, цели, социальные и политические силы, итоги

111 просмотров

Гражданская война – это война внутри общества, между гражданами одного государства, в ходе которой главным средством решения политических вопросов является сила оружия. Победитель, как правило, насаждает свой порядок по праву сильного на территории всей страны.

Гражданская война возникает тогда, когда возможности диалога, поиска согласия между разными частями общества либо исчерпаны, либо упущены. Гражданские войны не начинаются в обстановке социального покоя.

Закон всех революций таков, что после свержения господствующих классов неизбежны их стремление и попытки реставрации своего положения, в то время как пришедшие к власти классы тоже стараются всеми силами сохранить её. Существует связь между революцией и Гражданской войной. Доминантой вооружённой борьбы в России в 1917–1922 гг.

было социально-политической противостояние. Однако Гражданскую войну невозможно понять, принимая во внимание одну только классовую сторону. Не последнюю роль играли социальные, политические, национальные, религиозные и личностные интересы и противоречия.

ПричинамиГражданской войны в России стали: 1) социальный эгоизм и неспособность старой правящей элиты к реформам; 2) приход большевиков к власти в октябре 1917 г.

и проводимая ими политическая линия, направленная на разжигание классовой вражды; 3)нетерпение и революционный радикализм большевиков, их неспособность и нежелание идти на политические компромиссы; 4) раскол социалистического лагеря (проявления: конфликт с ВИКЖелем, разгон Учредительного собрания, заключение Брестского мира, экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г. (введение продовольственной диктатуры)); 5) падение ценности человеческой жизни в ходе Первой мировой войны (психологический фактор). Исходя из причин Гражданской войны, легко определить социальные и политические силы, противостоящие большевикам. Против правящей партии выступили буржуазия, помещики, часть офицерства и интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство, а также часть пролетариата. Политическую оппозицию составили монархисты, либералы, меньшевики, правые и левые эсеры.

По мнению противников большевиков, исход борьбы между красными и белыми мог быть другим. Противоборствующие силы имели равные шансы. Красные победили не потому, что были неодолимо сильны, а вследствие того, что белые совершили больше ошибок и просчётов.

Особо необходимо выделить ещё одну причину победы большевиков (фактор, который действовал на протяжении всей войны) – антагонизм интересов противников большевиков, отсутствие единства в их рядах, что давало противоборствующей стороне «свободу манёвра», возможность опереться на самую массовую силу – крестьянство.

Политический и экономический кризис в России сопровождался кризисом национальных отношений. Белые и красные правительства были вынуждены вести борьбу за возвращение утраченных территорий: Украины, Латвии, Литвы, Эстонии в 1918–1919 гг.; Польши, Азербайджана, Армении, Грузии и Средней Азии в 1920–1922 гг.

Гражданская война в России прошла несколько фаз. Если рассматривать Гражданскую войну в России как процесс, то станет ясно, что первым её актом явились события в Петрограде в конце февраля 1917 г.

В этом же ряду произошли и вооружённые столкновения на улицах столицы в апреле и июле, корниловское выступление в августе, крестьянское восстание в сентябре, октябрьские события в Петрограде, Москве и ряде других мест. После отречения императора Николая II было положено начало глубоким потрясениям и эскалации насилия.

В Петрограде и других районах началось преследование офицеров. Уже в первые дни Февральской революции возникшее в людских душах озлобление выплеснулось на улицы. Таким образом, именно Февраль положил начало Гражданской войне в России.

К началу 1918 г. этот этап во многом себя исчерпал. Это положение констатировал лидер эсеров В. М. Чернов, когда, выступая в Учредительном собрании 5 января 1918 г., выразил надежду на скорейшее прекращение Гражданской войны. Многим казалось, что на смену бурному периоду идёт мирный. Однако вопреки этим ожиданиям продолжали возникать новые очаги борьбы, и с середины 1918 г.

начался уже следующий этап Гражданской войны, завершившийся лишь в ноябре 1920 г. разгромом армии П. Н. Врангеля. Впрочем, Гражданская война продолжалась и после этого. Её эпизодами были Кронштадтское восстание и Антоновский (Тамбовский) мятеж 1921 г., военные действия на Дальнем Востоке, завершившиеся в 1922 г., басмачество в Средней Азии, в основном ликвидированное к 1926 г.

Большинство исследователей, как правило, выделяют три крупные социальные силы, занимавшие разные позиции в Гражданской войне. 1. «Красные». Советскую власть активно поддерживали часть промышленного пролетариата, городская и сельская беднота, некоторая часть офицерства и интеллигенция. 2.«Белые».

 Антисоветский лагерь представляли крупная промышленная и финансовая буржуазия, помещики, значительная часть офицерства, члены бывшей полиции и жандармерии, часть высококвалифицированной интеллигенции. Основная слабость «белых» заключалась в том, что им не удалось стать объединяющей национальной силой.

Движение не смогло наладить сотрудничество с либеральной и социалистической интеллигенцией, так и оставшись движением офицеров. 3. «Зелёные».

 Основную массу составляли крестьянские повстанцы, которые боролись против продразверстки на территориях, контролируемых Советской властью, и против возврата помещичьего землевладения и реквизиций на территориях белых правительств. Как правило, эти движения являлись отражением массового протеста крестьян против насильственных мобилизаций.

Гражданская война в России имела ряд особенностей: 1) являлась самой ожесточённой формой сражения социальных слоев, классов без законов обычной войны; 2) была связана с иностранной интервенцией; 3) война охватила все территории страны; в ней участвовала так или иначе вся масса населения; 4)потери: материальные (более 1/3 национальных богатств), людские (22 млн чел. – с 1914 по 1922 гг.), политические (уничтожение демократических основ государственности), моральные (братоубийственная война). 
Установление большевистской диктатуры имело множество отдалённых негативных последствий. Полное поражение и гибель «белого» движения в России лишило русское общество стихийно действующего механизма саморегуляции. Отсутствие такого механизма стало одной из причин превращения благих намерений победителей в свою противоположность. В целом условия и опыт Гражданской войны решающим образом повлияли на культуру большевизма: свёртывание внутрипартийной демократии, восприятие широкой партийной массой установки на методы принуждения и насилия в достижении целей – большевики ищут опору в люмпенизированных слоях населения. Всё это подготовило почву для усиления репрессивных элементов в государственной политике.

Источник: https://students-library.com/library/read/17079-grazdanskaa-vojna-i-intervencia-v-rossii-priciny-celi-socialnye-i-politiceskie-sily-itogi

Революция и гражданская война в россии (конспект)

Накануне Первой мировой войны Российская империя оставалась крупнейшей в мире государством, но заметно отставала в развитии от ведущих стран Европы и Америки.

Путь страны к прогрессу сдерживался самодержавным правлением и большими размерами — ведь относительно развитые западные и центральные области резко контрастировали с огромными просторами России, где господствовали патриархальный строй и устаревшие общественные отношения

Еще одной проблемой Российской империи была ее многонациональность. Если в XIX в. российское самодержавие еще было способным держать в повиновении национальные окраины империи, то в начале ХХ в. стремление наций к самовыражению приобретало более решительных организованные формы.

Война крайне обострила все проблемы империи. Поражения русской армии отдали противнику Прибалтику, Польшу, Западную Украину и Беларусь.

Взрыв недовольства долговременной войной и перебоями в снабжении продовольствием крупных городов пришелся на февральские-мартовские дни 1917 г. Беспорядки в Петрограде переросли в революцию. Царизм упал.

Читайте также:  Заключение портсмутского мирного договора - история России

Власть перешла к Временному правительству, но параллельно возникла и другая форма революционного управления — совета рабочих и солдатских депутатов. Крупнейшей из них была столичная Петроградский совет

Кризис в государстве оказала энергии центробежным силам. Происходило сплочение национальных сил в Украине (Центральная Рада), Эстонии, Латвии, Беларуси в Средней Азии, в казачьих районах — на Дону, Урале, Кубани стали национальные органы, которые пытались взять на себя власть в краях

Между тем внутриполитическая ситуация в стране осложнялась, социальное напряжение нарастало, политическая борьба велась все более радикальными мерами. К тому же шла война, с которой Россия не могла выйти из-за обязательств перед странами Антанты. Непримиримые крайние левые и крайние правые группировки подталкивали страну к вооруженному противостоянию.

Первая попытка силового захвата власти, спровоцированная большевиками в июле 1917 г., провалилась. Так же потерпел поражение выступление в августе генерала Л. Корнилова, который пытался установить в России военную диктатуру. После подавления правых снова начали набирать силу ультралевые движения. Большевики во главе с В. Лениным и Л.

Троцким начали готовиться к вооруженному выступлению

Переворот, который вошел в историю как Октябрьская революция, произошел 25 октября (7 ноября) 1917 г. В стране установилась коммунистическая диктатура .

С первых дней новой власти началось воплощение в жизнь программных положений большевистской партии, их ведущей тезисом была ликвидация частной собственности в любом виде.

Поскольку это противоречило логике нормальной экономической жизни, новая власть на каждом шагу встречала противодействие своим мероприятиям. В борьбе с оппозицией советская власть прибегла к методам террора

Чтобы удержаться у власти, большевикам во что надо было вывести Россию из состояния войны с Германией. Мирные переговоры начались в Брест-Литовске зимой 1917/18 гг Германия настаивала на отделении от России территорий Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши на том основании, что народы указанных территорий выразили свою волю в пользу Германии.

Ленин ради сохранения власти был согласен на любые условия, но глава большевистской делегации, Лев Троцкий, нарушил постановление ЦК и сорвал переговоры. 18 февраля 1918 немецко-австрийские войска перешли в наступление по всему фронту.

Перед лицом неминуемой катастрофы 3 марта большевики подписали навязанные немецкой стороной условия мира, по которым за Германией признавались права на Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и часть Белоруссии (под немецким протежированием на этих землях была провозглашена национальные государства), гарантировалась независимость Украинской Народной Республики.

Турции передавались закавказские районы Карса, Батума и Ардагана. Под прикрытием немецких и турецких войск провозгласили независимость Грузия, Армения и Азербайджан.

Между тем, по всей стране объединялись и поднимались на борьбу антибольшевистские силы. Разгоралась гражданская война, в которой не могло быть компромиссов или половинчатых результатов. Война велась до полного разгрома и уничтожения противника. В мае 1918 г.

боясь разоружение, восстал чехо-словацкий корпус, который по договоренности со странами Антанты через Дальний Восток должен быть переправлен во Францию. Выступление чехо-словацкого корпуса подтолкнул к решительным действиям различные антибольшевистские группы. Летом в Поволжье прокатилась волна восстаний, организованных партией эсеров.

Осенью 1918 г., с поражением Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне и отступления их войск с территории бывшей Российской империи, началась широкомасштабная интервенция войск стран Антанты. Интервенты овладели морскими портами и стратегически важными пунктами по периметру России.

На их поддержку опирались русские белогвардейцы — в основном сторонники восстановления «неделимой России» под властью конституционного монарха

Действия оппозиции были разрозненными и несогласованными, но вследствие этих действий на осень 1918 г. большевикам удалось удержать только центральные районы России с Москвой и Петроградом.

Впрочем эти районы были наиболее развитыми в экономическом отношении и населенные преимущественно русскими.

Оппозиционные же силы опирались на окраинные районы России, которые не имели важных культурно-политических центров, с населением, которое принадлежало к разным национальностям и находилось на разных стадиях социально-экономического развития

В 1919 г. на востоке России антибольшевистские силы сплотились вокруг адмирала Александра Колчака. Лидеры Антанты признали его «верховным правителем России». Наступление колчаковцев весной 1919 г. пришел почти до Волги. Но в апреле он начал истощаться, затем белогвардейцы отступают. В ноябре упала столица Колчака — город Омск

Когда армия Колчака уже отходила за Урал, с Дона началось наступление Добровольческой армии белогвардейского генерала Антона Деникина. Победная поступь на Москву приостановилась на подступах к Туле в октябре 1919 г.

Одновременно с территории Эстонии на Петроград двинулась белогвардейская армия генерала Юденича. Но решительное контрнаступление превосходящих сил Красной армии отверг белогвардейцев до Черного моря и Финского залива. Весной 1920 г.

главные антибольшевистские силы потерпели поражение и большая часть страны контролировалась советскими властями

Впрочем борьба не закончилась. В апреле 1920 г. за счет территориальных уступок украинским Директория во главе со Симоном Петлюрой заручилась поддержкой Польши. В мае объединенные польско-украинские силы освободили от большевиков Правобережья и взяли Киев.

Далее последовал контрнаступление Красной армии и отступление поляков почти до Варшавы. Этот успех зародил в красных вождей надежду на победный марш по странам Западной Европы и начало мировой революции.

Но из-под Варшавы польская армия перешла в контрнаступление и большевики вынуждены отойти в Житомир (октябрь 1920 г.)

Тем временем в Крыму сконцентрировались остатки разбитых белых армий, их возглавлял барон Врангель. Летом 1920 г. начался последний поход против большевиков.

Войска Врангеля подошли к Екатеринослава и Юзовки, но силы были слишком неравными. Осенью Врангель потерял все свои завоевания, а в ноябре красные ворвались в Крым — последний оплот оппозиции.

Вслед за этим советские войска заняли Закавказье и сбросили национальные правительства Грузии, Армении и Азербайджана

Еще несколько лет шли бои на Дальнем Востоке

Поражение белогвардейцев в Гражданской войне обусловлена недостаточной взаимодействием, противоречивыми взглядами союзников на будущее устройство России и откровенно реакционно-монархистскими окраской белого движения

касается национальных движений, то во время Русской революции сумели завоевать независимость Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша. На других национальных территориях, где утвердилась власть большевиков, возникли советские республики, прочно привязаны к московскому центру

Источник: http://ukrmap.su/ru-wh10/251.html

Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1921)

Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1921)

Белые и красные

После установления “продовольственной диктатуры” значительная часть крестьянства, до этого поддерживавшая большевиков, теперь оборачивается против них. С весны 1918 г. в России развернулось ши­рокомасштабное вооруженное противостояние различных политиче­ских сил и социальных слоев, названное Гражданской войной.

Читайте также:  Продвижение России в казахстан - история России

Основные противоборствующие силы получили название красных (сторонники большевиков) и белых (противники большевиков).

Красные выступа­ли за продолжение революционных преобразований, начатых Октябрь­ской революцией, и их распространение на все другие страны, вплоть до установления коммунизма – общества полного социального равен­ства.

Их противники, объединенные между собой лишь не­приятием большевиков, выступали под лозунгами возвращения влас­ти Учредительному собранию, восстановления законности и порядка, сохранения “единой и неделимой” России.

Красные опирались в ос­новном на рабочий класс и крестьян-бедняков, белые – на дворянство, буржуазию, офицерство, казачество, кулаков. Основная часть крестьян, середняки, занимала нейтральную позицию, поддерживая то белых, то красных. Нередко крестьяне создавали партизанские отряды, вое­вавшие и против белых, и против красных, а зачастую и просто зани­мавшиеся бандитизмом – их называли “зелеными”.

Гражданская

война осложнялась вмешательством иностранных госу­дарств – интервенцией, ведущую роль в которой играли страны Антан­ты (Англия, Франция, США, Япония). В общей сложности в интервен­ции участвовало 14 государств.

Все они выступали на стороне белых, помогая им финансами, оружием, боеприпасами, военной силой.

Мо­тивом интервентов было стремление воспрепятствовать усилению боль­шевизма, в котором они видели опасность для своих собственных стран, а также желание воспользоваться обстановкой хаоса в России для раз­дела ее территории на сферы влияния.

Таким образом, основными силами, принимавшими участие в Граждан­ской войне, были:

• красные (сторонники большевиков, Красная армия);

• Белое движение (генералитет и старое офицерство);

• другие внутренние политические силы – партии эсеров, меньше­виков, локальные националистические движения и банды (так на­зываемые “зеленые”);

• страны Антанты – участницы интервенции.

Ход боевых действий

Начало полномасштабной гражданской войны было связано с воору­женным выступлением чехословацкого корпуса в мае 1918 г. Это воин­ское соединение состояло из чехов и словаков, воевавших на стороне

Австро-Венгрии и взятых в плен русской армией во время Первой ми­ровой войны. Они выразили желание воевать на стороне Антанты и уже стали частью французской армии, а поскольку Россия вышла из войны по Брестскому миру, их нужно было каким-то образом из России пе­ребросить на Западный фронт.

Вооруженный чехословацкий корпус (40-50 тыс. человек) стал представлять угрозу для большевиков, по­этому его решено было отправить в Европу не через Мурманск (так как данный путь лежал через Москву, и это было очень опасно), а через Владивосток.

Когда чехословацкий корпус на множестве поездов рас­тянулся по железнодорожным магистралям от Пензы до Владивостока, Л. Д. Троцкий издал приказ чехословакам сдать оружие. В ответ на этот приказ они подняли восстание.

За короткое время советская власть была свергнута на большей части территории России – от Поволжья до Дальнего Востока. В правительстве, созданном при поддержке че­хословаков, ведущую роль играли партии умеренных социалистов – меньшевики и эсеры.

Под ударами Красной Армии оно смещалось из Самары в Уфу, а затем в Омск и получило название Директории. В но­ябре 1918 г. адмирал А. В. Колчак совершил военный переворот, арес­товал министров-социалистов Омской директории и провозгласил себя “верховным правителем России”.

На Юге России сразу же после Октябрьской революции начала созда­ваться Добровольческая армия во главе с бежавшим туда Л. Г. Корни­ловым. В конце 1918 г.

происходит объединение разрозненных анти­большевистских армий в Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) во главе с генералом А. И. Деникиным, который становится заместителем Колчака.

Отныне стратегией белых становится скоординированное наступление на территорию Центральной России, контролируемую красными, с двух сторон – на Восточном фронте (Колчак) и на Южном (Деникин).

Весной 1919 г. на Восточном фронте части Красной Армии под коман­дованием М. В. Фрунзе переходят в контрнаступление в Поволжье и Приуралье и наносят решающие удары по войскам Колчака. Одно­временно в тылу у Колчака, в Сибири, разворачивается партизанское движение крестьянства.

В результате к началу 1920 г. войска Колчака были разгромлены, а сам он взят в плен и расстрелян. На Южном фрон­те попытку наступления на Москву предпринимает летом 1919 г. армия Деникина, захватившая Курск, Орел, Воронеж и другие города Цен­тральной России.

Кроме того, в течение 1919 г. белые на севере пред­принимают три неудачные попытки наступления на Петроград. Дени­кин также не смог дойти до Москвы, во многом из-за сопротивления в тылу и массового дезертирства из его армии, и к началу 1920 г.

остат­ки войск Деникина, оттесненные к Новороссийску, эмигрируют из России.

Последним плацдармом белых остался Крымский полуостров, где власть сосредоточил в своих руках преемник Деникина барон П. Н. Врангель. Он вступил в союз с польским диктатором Ю. Пилсудским, который весной 1920 г. начал войну против Советской России. Наступление Пил- судского было отбито войсками Красной Армии под командованием М. Н.

Тухачевского, в том числе Первой конной армией С. М. Буденно­го, однако в решающем сражении под Варшавой красные потерпели поражение. В результате Западная Украина и Западная Белоруссия остались под властью Польши. В конце 1920 г. красноармейцы под ко­мандованием М. В.

Фрунзе разбили войска Врангеля и захватили Крым, что стало завершением активной фазы Гражданской войны.

Глоссарий:

  • гражданская война и иностранная интервенция
  • гражданская война и иностранная интервенция в россии кратко
  • гражданская война и иностранная интервенция в россии

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/grazhdanskaya-vojna-i-inostrannaya-intervenciya-1918-1921/

План-конспект урока по истории (11 класс) на тему: Гражданская война и интервенция

Тема урока: Гражданская война и интервенция.

класс- 11

учитель: Волотовская Ю.А.

УВК » Школа- гимназия» № 17

Симферопольского городского совета

2014-2015 учебный год

Методическое обоснование темы урока: 

предмет- история

 класс- 11

место в учебной теме —  4 урок в теме «Россия в годы революций и Гражданской войны»

учебник- История России, Левандовский А.А., Москва- Просвещение, 2014

Планируемые результаты:

Предметные-  продолжить работу с формированием гражданская война, определение причин, особенности, этапов и последствий гражданской войны в Росси.

 Метапредметные — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной информацией ( анализировать и обобщать факты, составлять конспект, и обосновывать выводы), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, готовность к сотрудничеству.

Личностные-  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России, формирование целостного мировоззрения.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Обращаем внимание на  тему прошлого урока, в качестве изученного события выделяем приход к власти большевиков, основные мероприятия в 1917-1918 годах, заключенные договора, методы, которыми пользовались для достижения целей.

Читайте также:  Переход капитализма в монополистическую стадию и начало борьбы за передел мира. подъем международного рабочего движения - история России

используется прием- эвристическая беседа.

Актуализация знаний

Учитель: На данном уроке мы поговорим о событиях, которые развернулись в России в 1918-1920 годах . В чем их важность? ( предполагаемый ответ- от того, как они закончились зависело дальнейшее будущее России) . Что же это за событие? Каким же будет тема нашего урока? Чтобы ее определить проведем работу  со стихотворениями белых поэтов- эмигрантов.

Учитель: ( Читаем первый стих)   Прослушайте и определите событие о котором идет речь:

Сергей Бехтеев «Умирающая»
Если не умрет, не оживет!

Умирает отчизна моя: Нет спасенья, ужасен недуг, Злую радость в душе затая, 

Смотрят недруги злобно вокруг.

Расплелась золотая коса, Распаялся алмазный венец; От страданий угасла краса; 

С плеч свалился державный багрец.

Изможденное тело в крови; И в беспамятстве бредя войной, Умирает она без любви, 

Без приюта, без ласки родной.

Скоро, скоро умолкнет она, И погаснет улыбка очей. Для последнего, вечного сна, 

Без желаний, без слез, без речей.

Умирает отчизна моя: Нет спасенья, смертелен недуг. Злую радость в душе затая, 

Смотрят недруги злобно вокруг.

( Предполагаемый результат) Ребята определяют- это интервенция, проговаривают определение термина, причины интервенции, ее участников.

( предполагаемые результаты- это военное, экономическое, информационное вмешательство во внутренние дела другого государства; причины интервенции- революция, приход к власти большевиков и их политика, выход их первой мировой войны; участники- страны Антанты).

Учитель: Назовите примеры интервенции в истории нашего государства?

Учитель: ( Читаем второй стих)   Прослушайте и определите событие о котором идет речь:

 Анна Баркова «МИЛЫЙ ВРАГ»
У врагов на той стороне
Мой давний друг.
О смерть, прилети ко мне
Из милых рук.
Сижу, грустя на холме,
А у них — огни.

Тоскующую во тьме,
Мой друг, вспомяни!
Не травы ли то шелестят,
Не его ли шаги?
Нет, он не вернется назад,
Мы с ним — враги.
Сегодня я не засну…
А завтра, дружок,
На тебя я нежно взгляну
И взведу курок.

Пора тебе отдохнуть,
О, как ты устал!
Поцелует пуля в грудь,
А я — в уста.

( Предполагаемый результат) Ребята определяют- это гражданская война, проговаривают определение термина, причины гражданской войны, ее участников. (предполагаемые результаты- это ряд конфликтов между различными социальными, политическими, этническими группами в государстве; причины- недовольство политикой большевиков; участники- белое движение и сторонники большевиков).

учитель: Назовите примеры гражданской войны в России.

Обращаем внимание на доску, где графически воспроизведена, проведенная учащимися работа:

интервенция

?

гражданская война

это военное, экономическое, информационное вмешательство во внутренние дела другого государства

это ряд конфликтов между различными социальными, политическими, этническими группами в государстве

революция, приход к власти большевиков и их политика, выход их первой мировой войны

недовольство политикой большевиков

страны Антанты

белое движение и сторонники большевиков

Мотивация

Учитель: Подведем итог- чем же ознаменовались  события 1918-1922 в России?

(Предполагаемый результат — ознаменовались гражданской войной, которая была осложнена интервенцией) .

Учитель: Учитывая проделанную работу, определите тему урока, его задачи.

Тема урока фиксируется на доске.

Учитель: На данном уроке мы поговорим о событиях гражданской войны в Росси в 1918-22 годах. Датировка гражданской войны до сих пор спорный вопрос. Начало войны необходимо отнести к началу осуществления коммунистических лозунгов, а вышла страна к 1922 с изгнанием остатков белых формирований на Дальнем Востоке.

Рассматривая любой вопрос необходимо соотносить с тем как данные события отразились на дальнейшем развитии нашего государства. Для чего нужны нам знания о гражданской войне?

 В результате обсуждения формируется проблемный вопрос : » Значение гражданской войны в истории нашего государства?»

III Освоение новых знаний

1) Классу предлагается разделиться на малые группы-пары ,  распределить между собой основные этапы гражданской войны и проработать самостоятельно этап по тексту  учебника :                

1- весна-октябрь 1918-стр. 106-107

2- ноябрь1918- начало 1919- стр. 107-109

3- весна 1919- весна 1920- стр.109-110

4- весна- осень 1920- стр.110

2) На доске зафиксирована заготовка для таблицы, которую необходимо заполнить после прочтения текста, при этом последняя колонка используется в качестве промежуточной рефлексии в классе.

3) группы озвучивают результат, он фиксируется в таблицу, третью колонку заполняем совместно. Возможный результат:

Этапы

Главные противники

события

итог

весна-октябрь 1918

Англия, Франция, США, Япония

Май 1918- выступление Чехословацкого корпуса, в результате которого на Поволжье, Урале, Сибире, Дальнем Востоке- свергнута советская власть, образовался ряд правительств альтернативных большевикам.

Лето 10-918- Добровольческая армия Деникина нановит поражение советским войскам на Северном Кавказе.

Краснов продвинулся к Царьграду, а Дутов к Оренбургу

Сентябрь 1918- советские войска переходят в наступление и прорываются к Уралу.

Промежуточная рефлексия:

В результате к концу лета 1918 3/4 территории России подчинено большевикам.

Этапы

Главные противники

события

итог

ноябрь1918- начало 1919

Англия, Фрвнция.

Ноябрь 1018- десанты английских и французских войск

В правительствах устанавливается белогвардейская диктатура

18 ноября 1918- Колчак провозглашает себя Верховным правителем России

Январь 1918- генерал Миллер и генерал Юденич

Январь 1918 Деникин подчинил Донскую армию Краснова и создаются вооруженные силы Юга России

Апрель 1919- Антанта эвакуирует свои силы

Ноябрь-декабрь 1918 попытка атаки белогвардейцев на Восточном фронте, но были отбиты

Конец 1918- начало 1919- советская власть утверждается на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Промежуточная рефлексия: ?

3)

Этапы

Главные противники

события

итог

весна 1919- весна 1920

Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша.

1919- ликвидирована советская власть в Прибалтике, в тоже время Юденич пытается овладеть Петербургом, но неудачно

Март 1919- Колчак пошел на сближение с Деникиным для удара на Москву, но к началу 1920 были разбиты

Лето 1920- южный фронт становится основным, Деникин движется на Москву, но был разгромлен

Апрель 1920- генерал Врангель с остатком войск укрепляется в Крыму.

Промежуточная рефлексия:?

4)

Этапы

Главные противники

события

итог

весна- осень 1920

Польша

25 апреля польская армия вторгается и 6 мая захватывает Киев

14 мая Контрнаступление Западного фронта и к июлю выходят к рубежам Польши

Март 1921- мирный договор с Польшей

Июнь 1920- десант из Крыма на Дон, Кубань, Донбасс

28 октября- Южный фронт под командованием Фрунзе  овладевает Крымом.

Промежуточная рефлексия:?

V Рефлексия

1)Формируется ответ на  проблемный вопрос : » Значение гражданской войны в истории нашего государства?»

2) Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/13/grazhdanskaya-voyna-i-interventsiya

Ссылка на основную публикацию