Русская культура в первой половине xix века — история России

Культура России в первой половине XIX века

Конспект по истории России

Развитие культуры России в первой половине XIX века ознаменовалось крупными достижениями, ставшими вкладом в мировую культуру.

Признанных высот достигла наука, особенно в естественнонаучной области и технике. Лисянский и Крузенштерн совершают первое русское кругосветное путешествие (1803-1806 годы). В 1819 году Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. В 1819 году начинает работу Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом.

Гениальный прорыв в математике совершил разработкой неэвклидовой геометрии профессор Казанского университета Лобачевский. В области физики электричества крупные открытия принадлежат Петрову и Ленцу. В органической химии прославился Зинин, основатель школы русских химиков. Выдающимся медиком стал Пирогов, участник обороны Севастополя.

Исследования в области обезболивания принесли ему мировую известность.

Среди технических достижений России известны электромагнитный телеграф, созданный Шиллингом в 1832 году – раньше, чем Морзе.

Прославился в области электрохимии и электротехники Якоби, который в 1849 году построил первый в мире электроход.

Одна из первых в мире и первая в России паровая железная дорога построена в 1834 году на Урале отцом и сыном Черепановыми. В 1837 году железная дорога соединила Петербург с Царским Селом.

В явном противоречии с развитием науки и потребностями страны пребывало просвещение. Хотя в первой половине XIX века было открыто 5 новых университетов, образование оставалось типично сословным.

В ВУЗах могли учиться только представители привилегированных сословий, в высшей и начальной школе господствовал жёсткий административный и идеологический контроль.

Царило религиозно-монархическое воспитание, насаждалась идеология уваровской триады – теория «официальной народности».

Развитие русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь, в 40-50-х годах в ней окончательно утвердился реализм.

Важнейшим её представителем был баснописец Крылов, поднявшийся до политической и социальной сатиры. Основоположником русской литературы нового времени стал величайший поэт А.С.Пушкин. Его появлению предшествовало творчество поэтов-романтиков Жуковского и Батюшкова. Пушкинская традиция была продолжена Лермонтовым.

Его «Герой нашего времени» открыл серию русского классического романа XIX века.

Крупным литературным явлением было творчество Кольцова и Тютчева. 40-е годы стали «гоголевским периодом» русской литературы. К гоголевской реалистической школе принадлежат крупнейшие авторы – Салтыков-Щедрин, Гончаров, Достоевский. Усиливается демократическая направленность литературы, очевидная в творчестве Некрасова. К середине XIX века относится начало творчества Тургенева.

В первой половине XIX века в России формируется оригинальная музыкальная школа. В 20-30-е годы развернулось творчество ярких композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова, Верстовского.

Их искания подготовили появление Глинки – основоположника русской музыкальной классики (оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»).

Младшим современником Глинки был Даргомыжский, создавший оперы «Русалка», «Каменный гость» и другие.

Всё более заметную роль в жизни общества играл театр. Классическими произведениями драматургии стали «Ревизор» Гоголя и «Горе от ума» Грибоедова, а в начале 50-х годов первые пьесы Островского. Особую известность приобрёл Малый Московский театр – во многом благодаря сценическому дарованию М.С.Щепкина, сына крепостного крестьянина.

В изобразительном искусстве господствовала академическая живопись, связанная с императорской Академией художеств. Ее блестящими представителями были Брюллов («Последний день Помпеи») и Иванов.

Вместе с тем появляются новые имена, не связанные с академизмом (Венецианов, Воробьёв, Федотов). Важную роль сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 году.

Прославились портретами своих современников из разных слоёв общества Кипренский и Тропинин. Широкое признание получил маринист Айвазовский.

Зодчество первой половины XIX века развивалось в русле классицизма. Русские архитекторы, обогащая общеевропейский стиль самобытными и оригинальными чертами, создают так называемый русский ампир.

В Петербурге возводятся Казанский собор (А.Н.Воронихин), Адмиралтейство (А.Д.Захаров), здание Главного штаба (К.И.Росси), ансамбль Александринского театра, новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве – Голицынская больница, Большой театр (О.И.Бове), Большой Кремлёвский дворец (К.А.Тон).

Появляются памятники в честь выдающихся деятелей России: в Москве установлены памятники А.В.Суворову (М.И.Козловский), К.Минину и Д.Пожарскому (И.П.Мартос), в Петербурге М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли (В.А. Орловский). П.К.Клодт создаёт знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И.А.Крылову.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria44.html

Российская культура первой половины XIX в.. Видеоурок. История России 10 Класс

Данный текст представляет собой неотредактированную версию стенограммы, которая в дальнейшем будет отредактирована.

InternetUrok.ru

История. 10 класс

Тема 12. Россия в 1825-1855 гг.

Урок 7. Российская культура первой половины XIX в.

Орышак М. И., к.и.н., учитель истории высшей категории

ГОУ СОШ №54, НОУ «Первая школа», почетный работник образования

09.01.2011г.

Российская культура в первой половине 19 века (История 10 класс)

Тема сегодняшнего урока – «Российская культура первой половины XIX века». Великий период, период, который мы называем Золотым веком русской культуры. Почему же именно этот период стал Золотым веком? Давайте попробуем разобраться.

Смотрите: с одной стороны, это период, когда абсолютная власть монархов России достигает пика, наивысшего значения, период, когда в стране отсутствуют политические свободы.

Что же это? Почему при отсутствии политических свобод, почему при отсутствии возможностей высказываться развивается искусство, наука, литература.

Многие истории считают, что, в общем-то, это не странно и ничего в этом удивительного нет, ибо, когда в государстве определенный кризис, когда в государстве не происходит никаких реформ, хочется власти компенсировать это внешней пышностью, и именно в этот период обычно расцветают искусство и культура. Так, например, было в Испании XIX века.

Та же ситуация в экономике. Вроде бы феодально-крепостнические отношения. Но мы помним, что феодальные отношения дают возможность и дают достаточно большое количество средств на развитие культуры и искусства.

Но это с одной стороны. С другой стороны, они резко ограничивают количество образованных людей, резко ограничивается возможность духовного потребления. И несмотря на это, Золотой век культуры, Золотой век искусства.

Все-таки какая-то закономерность есть. От противного. В эпоху кризисов в некоторых государствах возникает такая ситуация, когда действительно рождаются великие люди, и общество-то, главное, ищет выход решения проблем не в сфере политики и экономики, где невозможно на тот момент найти это решение, а именно в сфере искусства.

Сто с лишним лет спустя советский поэт сказал по этому поводу: «Поэт в России больше, чем поэт».

В известной мере это так, ибо искусство, культура первой половины XIXвека играла большую роль, чем просто развлечение для богатых или просто для образованных, интересующихся искусством людей. Роль искусства была гораздо выше.

Большую роль в искусстве России того периода сыграли и расширявшиеся все время связи с Западом, и не только с Западом, но и со странами Востока тоже. Уже около ста лет искусство в России и в Европе развиваются синхронно, даже, может быть, чуть-чуть запаздывают, но не намного. В принципе, Россия развивается в контексте европейской культуры.

Определенную роль начинает играть многонациональность. Ведь именно в первой половине XIX века в русскую культуру входят такие люди, как Гоголь, Шевченко – украинцы, малороссы, которые придают нашей культуре многонациональный колорит.

Можно вспомнить кавказскую войну и вот это очарование и не очарование Кавказа. Нелюбовь или любовь к горам.

Она будет прослеживаться в произведениях Лермонтова и Пушкина, и трудно себе представить нашу культуру XIX века без этого национального колорита, без переплетения разных культур.

Естественно, это период, когда несколько событий, несколько человек оказали наибольшее влияние на развитие культуры искусства. За моей спиной портрет Александра Сергеевича Пушкина. По хорошо вам известному выражению, Пушкин – это наше все.

И действительно, для развития культуры, литературы, языка русского, наверное, больше всех сделал Александр Сергеевич. Можно, конечно, и Ломоносова вспомнить, и Карамзина, но, действительно, в глобальном смысле масштаб его вклада огромен.

Кроме этого, не надо забывать правителей. И Александра I, и Николая I, и министра культуры и просвещения графа Уварова. Их деятельность, безусловно, также влияла на развитие культуры искусства.

Ну и события. Событий много, но выделим войну 1812 года.

Именно победа в войне 1812 года дала тот эмоциональный, духовный толчок для подъема национального самосознания, для осмысления роли судьбы, России в истории, в судьбе всего человечества, роли народа, может быть, что и как у нас. И вот это осмысление средствами искусства, художественными образами и дало нам тот великий расцвет русской культуры.

Несколько слов об образовании. Общий уровень образования катастрофичен. Свыше 90% населения страны безграмотно. Открываются школы, открываются народные училища – их катастрофически мало. Появляются гимназии, ремесленные училища в городах, но, опять же, их мало.

Читайте также:  Силы противников - история России

Пять университетов, несколько высших учебных заведений, но с 1805 года, уже с николаевской эпохи, резко увеличивается плата за образование, и количество образованных людей, в общем-то, не соответствует такой огромной стране, как Россия с ее огромным населением. Это с одной стороны. С другой стороны, именно в этот период наблюдается определенный рост, развитие просвещения.

Начинают издаваться первые журналы, не время от времени, журналы издавались и раньше, например, Екатерина издавала, Новиков издавал, спорили между собой.

Теперь «Современник», «Отечественный записки» – это журналы, которые играют довольно важную роль в культурной общественной жизни.

В 1852 году открывается Эрмитаж, открывается именно в том виде, в котором мы его знаем сегодня, как музей, куда есть доступ, куда можно прийти и посмотреть на памятники, произведения искусства. Но общий вывод все равно неутешительный.

В 1861 году, к концу периода, а концом периода мы считаем 60-61 годы – отмену крепостного права, уровень неграмотных людей в стране остается около 90%, что, конечно, мешает и развитию экономики, и развитию нашей страны. С другой стороны, именно в этот период, в первой половине XIX века, развивается наша наука.

Именно в этот период появляются гениальные ученые, которых знает весь мир. Давайте вспомним имена биолога Лурье, который внес огромный вклад в развитие эволюционной теории, Лобачевского, увидевшего, что прямые не параллельны, увидевшего, что мир, далеко не так геометрически прост, как казалось древним.

Лобачевский был не только великим математиком, не только блистательным ученым, он очень много сделал для развития Казанского университета. Ученый, общественный деятель, деятель науки и искусства – его роль огромна. Именно в этот период продолжают совершать свои подвиги, серьезные поступки русские путешественники. Начало XIX века. 1803-1806 год.

Первая российская кругосветная экспедиция. Фамилию Крузенштерн, я думаю, знают практически все. Лазарев и Беллинсгаузен – эти люди открыли южный материк, Антарктиду. Именно их экспедиция сделала карту земного шара законченной.

Ну и Невельской, чьи исследования восточных земель нашей страны, Берингового пролива и так далее, тоже позволили доказать, что Азия и Америка не являются одним материком, что между ними есть пролив. Это что касается наших путешественников. Все-таки, несмотря на огромную их роль, мы с детства привыкли гордиться достижениями в других сферах культуры и искусства.

Давайте обратимся к литературе. Романтизм. Реализм. Вот, пожалуй, те два стиля, которые определяли развитие литературы, определяли развитие искусства в период первой половины XIX века. Можно называть массу писателей, тех, которых мы знаем по школе.

Это Пушкин, Лермонтов, Гоголь, это Карамзин, который впоследствии стал историком, и можно сказать, что стал одним из отцов основателей современной исторической науки. «История государства Российского» читалась и как художественное произведение, и как научное.

Гончаров, Рылеев, много можно фамилий называть.

Давайте определим главные. Начало века. Это все-таки господство романтизма в искусстве. Лермонтов. Стиль романтизм – это загадочность, стремление показать конфликт человека и общества.

Человек один и общество, которое по каким-то своим причинам не принимает бунт одиночки, который пытается что-то поменять. Отсюда такая романтичная дымка, отсюда загадочность, отсюда внимание к тем наработкам в искусстве и культуре, которые были в средневековье.

Ну и реализм: Пушкин, Гоголь – это в литературе, Федотов и Венецианов в живописи, люди, которые заложили основы нового стиля – реалистичность в изображении человека, природы, общества, реализм в изображении деталей, подчеркивание, критика тех проблем, которые есть в России, да и вообще в мире. Внимание к человеку, к людям в широком смысле этого слова, к людям разным: и к плохим, и к хорошим.

И еще. Постепенно вырисовывается еще одна черта реализма. Реализм так же, как классицизм, как и в лучших своих проявлениях романтизм. Реализм – стиль, который нас учит чему-то, дает какой-то положительный пример.

Не всем искусствоведам это нравится сегодня, но, тем не менее, не только критика, не только все вокруг плохо, и не понятно, что делать.

Какой положительный пример, какой-то образ, который подсказывает нам, куда и как идти человеку дальше.

Помимо великой русской литературы в этот период развиваются и живопись, скульптура, театр, музыка. Давайте скажем несколько слов о них тоже. Начнем с живописи. Несколько стилей. Романтизм сохраняет свою значимость, классицизм – более того. Согласно политике Академии художеств именно классицизм считается главным стилем.

Романтизм, классицизм. 1830-1840 годы. В живописи проявляется реализм. Кипренский, портрет Александра Сергеевича Пушкина. Этот портрет выполнен в стиле романтизм. И тоже очень хорошо известная вам работа: Брюллов – «Последний день Помпеи».

Это работа, в которой переплетаются черты и стиля реализм, и стиля классицизм, это исторический жанр, который становится наряду с портретом, господствующим в живописи. Два основных жанра, которые в 1810-1820-1830-е да и 1840-е годы были в русской живописи главными.

Но приходят 40-е и 50-е годы, и постепенно живопись начинает становиться разнообразной. Венецианов, Федотов, Тропинин – это уже реалистичные художники, которые более реалистично изображают действительность. Тропинин. Мы знаем его портрет Пушкина. Венецианов прославился своими жанровыми сценками из жизни крестьян на пашне: «Весна», «Лето».

И Федотов с его сатирой, с его бытовым жанром: «Сватовство майора». Это уже другая живопись, она показывает, что хорошо и что плохо, как вообще надо себя вести в каких-то случаях, как не надо.

Несколько потрясающих скульпторов жило в эту эпоху. Мы все знаем памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади – скульптор Мартос. За моей спиной уникальный памятник скульптуры.

Это конный памятник Николаю Первому. Скульптор Клодт. Уникальный памятник – всего две точки опоры.

Этот же автор прославился композицией на Аничковом мосту в Петербурге, где человек укрощает лошадь, 4 скульптуры.

Скульптор Орловский. Знаменитые скульптурные портреты Кутузова, Барклая де Толли.

Можно сказать, что несколько выдающихся памятников скульптуры относятся к этому периоду.

XIX век, начало XIX века – это становление русской музыкальной жизни, русской классической музыки. Возможно, становление немного раньше, но имена Глинки, Даргомыжского… Мы все знаем прекрасные музыкальные оперы, в частности, Глинки – «Иван Сусанин», «Русалка» Даргомыжского тоже в золотом фонде русской музыки.

В этот же период появляется и развивается жанр русского романса, тот, которого раньше в нашем музыкальном искусстве не существовало.

Интересен театр. Но о театре довольно трудно судить, поэтому давайте не будем много говорить, скажем лишь, что разные произведения ставились. Были известны имена Гоголя, Фонвизина, а несколько имен актеров известны до сегодняшнего дня, тот же самый Щепкин – Щепкинское театральное училище известно многим из вас.

Закончим разговор о культуре первой половины XIX века разговором о русской архитектуре. Разнообразие ее огромно. Перечислить все памятники невозможно. Остановимся на главных фамилиях.

Росси – архитектор, который сделал массу прекрасных памятников в Петербурге. Это оформление Сенатской, Дворцовой площади, это и знаменитая улица Росси в Петербурге.

Современный Петербург не был бы таким пышным и великолепным без его произведений.

Монферран – Александрийской столб на Дворцовой площади и знаменитый Исаакиевский собор, который он около 40 лет строил, крупнейший на тот период храм России.

Казанский собор, собор Казанской Божьей матери архитектора Воронихина. Потрясающий памятник классицизма, стиля, который сохраняет свое господство в архитектуре России первой половины XIX века архитектор Воронихин.

Де Томон, который оформлял стрелку Васильевского острова в Петербурге со знаменитыми ростральными колоннами, куда и сегодня обязательно ездят питерские молодожены.

По традиции, это одно из тех мест, где должны побывать питерцы, когда выходят замуж или женятся.

В Москве – это одно из самых ярких мест – минусом стал пожар 1912 года. После пожара, после отечественной войны был перестроен практически весь центр города.

Осип Иванович Бове – архитектор, который много что сделал. Давайте просто перечислим.

Это Манеж, это Александровский сад, это старое здание МГУ, это Большой и Малый театры и площади перед ними, Манежная площадь, которая сегодня, к сожалению, уже выглядит по-другому.

Фактически весь центр Москвы перестраивался под руководством Бове. Особняки московские после пожара перестраивались под руководством Желярди, другого потрясающего архитектора.

И, наконец, это период, когда продолжается строительство русских усадеб. Практически в любой точке центральной России вы можете увидеть то, что осталось (осталось, к сожалению, немного) от русских усадеб.

Это и Михайловское, куда мы ездим поклониться Пушкину, конечно, перестроено.

Сейчас кроме фундамента от господского дома уже ничего не осталось, это и Кусково перестроенное, это и в Крыму знаменитый Воронцовский дворец.

Много памятников в этот период было сделано, которые мы можем наблюдать и которые действительно показывают нам, как жили люди XIX века.

Подведем итог. Золотой век русской культуры – век, которым мы гордимся; век, когда были созданы гениальные произведения; век, который не может быть уложен в какие-то четкие рамки (вот это классицизм, а это еще что-то); век переплетения стилей; век творческого поиска; век, памятники которого будут с нами, наверное, всегда.

Читайте также:  Россия и турция в 1833 году - история России

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/10-klass/rossiya-v-1825-1855-gg/rossiyskaya-kultura-pervoy-poloviny-xix-v

Русская культура первой половины XIX века.docx

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийРусская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Русская культура первой половины XIX века Источник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/Наука и образование1811г.

­ Царскосельский лицей;география:­1803­1806гг.Лисянский, Крузенштерн ­ кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана,о. Сахалин, Камчатка);1807­1809­Головнин, Курильские острова; Головнин ­ глава Русского географического общества;­1819­1821гг.Беллинсгаузен, Лазарев ­открыта Антарктида;­1821­1824гг.

– Литке; Северный Литература Архитектура ­романтизм­ Жуковский(«Людмила»);­реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.Журналы:«Отечественные записки»: НекрасовСалтыков­Щедрин,­«Современник»: Пушкин«Северная пчела»:Булгарин.­«Полярная звезда»: Рылеев, Бестужев.Источник: http://5­ege.

ru/istoriya­russkoj­kultury/Стили:­классицизм;­ампир­ опора на художественное наследие Греции и Рима;монументальность,обилие декоративных украшений и военной эмблематики.­эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Памятники:Росси: Сенат, Дворцовая площадь,Михайловский дворец(ампир);Бове: Манеж, Большойтеатр (ампир);Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);Захаров: Живопись и скульптура портреты:Тропинин: «Пушкин»;Кипренский: «Пушкин»;­историческийжанр:Брюллов: «Последний день Помпеи»,«Всадница»;Иванов: «Явление Христа народу»;Бытовой жанр:Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«ПастушокФедотов «Сватовство майора», Театр Музыка 1824г.­ Малый театр;­1832г.­ Александринскийтеатрактёры: Щепкин, Мочалов, КаратыгинИсточник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/Глинка «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан иЛюдмила»,«Патриотическая песня»;Даргомыжский­«Русалка»;Алябьев, Варламов, Гурилёв – романсыИсточник:

1

Ледовитый океан;­1848­1849 Невельской­доказал, что Сахалин­остров.

Зинин­ синтез анилина;­Якоби – электромотор,гальванопластика;­Шиллинг – электромагнитный телеграф;Черепановы – первая ж/ди паровоз; Металлография­ Аносов, Неевклидова геометрия­ Лобачевский; Струве – Пулковская обсерваторияИсточник: Адмиралтейство (ампир);Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);Тон: Большой Кремлёвский дворец,Храм Христа Спасителя(русско­ византийский );Монферран: Иссакиевский собор,Александровская колонна(эклектика).Тома де Тамона: Биржа«Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»Тропинин « Кружевница»;Скульптура:Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту;Мартос – памятник Минину и ПожарскомуИсточник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/Русская культура второй половины XIX века Источник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/

2

Наука География. Этнография.Миклухо­Маклай, Пржевальский,Семёнов – Тян­Шанский;Математика. Чебышев, Ковалевская;Физика.Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),Столетов (фотоэффект);Химия.Менделеев – (периодическая система),Бутлеров (основы органической химии).Летательные аппараты.Жуковский, Можайский, ЦиолковскийБиология.

Живопись «Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи.Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.

Шишкин: «Утро в сосновом бору»,Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Скульптура Шервуд: памятник­храм «Героям Плевны»,Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,«Нестор – летописец»,«Ярослав Мудрый».Источник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/Архитектура Музыка Псевдорусский стиль:Шервуд, Семёнов: Исторический музей,Чичагов: Городская думаИсточник1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн)1866г.­ Московская консерватория(Рубинштейн),«Могучая кучка»:Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, БалакиревРимский – Корсаков,Стасов (критик)Бородин: «Князь Игорь»,Мусоргский:«Борис Годунов», «Хованщина»;Театр Режиссёры:Станиславский,Немирович ­ДанченкоДягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.С. Мамонтов­ меценат, предприниматель. Римский – Корсаков:«Шахерезада»,«Снегурочка»Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая

3

красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».Источник: Медицина.Тимирязев­ фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.История.Соловьёв С., Костомаров, Ключевский.

Источник: Поленов: « Московскийдворик»,Левитан: «Март», «Золотая осень»,Саврасов: «Грачи прилетели»,Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».Создание Третьяковской галереи.1898г.­ «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов.

Источник: О культуре России в 19 веке Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается «золотым веком» российской культуры.XIX в.

стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г. , всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания.

Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.

4

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т. п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в.

играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П. А. Чаадаев, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т. М. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д.

Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) находились в более сложномотношении к европейской культуре.

Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развитияРоссии, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям (А. С. Хомяков) . Начиная с 40­х гг.

под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм. Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в. , и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность. XIX в.

по праву называют «золотым веком» российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру. В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству.

Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории.

Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В. А. Жуковского; сочинения поэтов­декабристов, а также ранние произведения А. С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за «угнетенную свободу человека», духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило

5

основы русского исторического романа (А. А. Бестужев­Марлинский, М. Н. Загоскин) , а также традиции художественного перевода. Поэты­романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В. А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем «Илиаду» в переводе Н. И. Гнедича.

Источник: http://www.russianculture.ru/fulle.asp?id=11Литература и журналистика. Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке. Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много.

Некоторые из них были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественныезаписки» и др.)Архитектура. В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир.

Идеи величия государственной власти, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров (Адмиралтейство, А. Н. Воронихин (Казанский собор),, К. И. Росси (Александринский театр),, О. Бове (Большой театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор), В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П.

Мартос, Ф. Ф. Щедрин).Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса­на­крови (А. Парланд).Скульптура. В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд.

Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того, в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.Живопись. В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина, некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству.

Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме.

Читайте также:  Перестройка в общественно-политической жизни - история России

6

В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И.

Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века.

В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.

Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства. Театр и музыка.

Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт­Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович­Данченко). В музыке блестящее наследие оставил после себя М.

Глинка – оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский­Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский. Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».

Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов.

Первым крупным представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский­Корсаков, Бородин, Даргомыжский и многие другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIX­начала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом. Архитектура. Образование и наука.

7

По реформе 1803 ­1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии.

С Александром II всё изменилось впротивоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.

Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин – видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В.

Ключевский и другие. Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе. Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно.

Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.

8

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/russkaya_kultura_pervoj_poloviny_xix_veka_tablitsa_istoriya_rossii_9_kl-161250/184905

О культуре россии в 19 веке вкратце

Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается «золотым веком» российской культуры.

Литература и журналистика.    Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке.

    Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много. Некоторые из них были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественные записки» и др.)

Архитектура.    В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир. Крупнейшие творения в этом стиле были созданы архитекторами А. Воронихиным (Казанский собор), А. Захаровым (Адмиралтейство), К. Росси (Александринский театр), О. Бове (Большой театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор).

    Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса-на-крови (А. Парланд).

Скульптура.
    В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд. Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того, в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.

Живопись.    В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина,  некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству.

Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П.

Фёдорова, но больше в сатирической форме.

    В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом.

В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И.

Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.

Театр и музыка.    Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт-Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович-Данченко).

    В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка – оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г.

организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский.

Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».

Образование и наука.    По реформе 1803 -1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии.

С Александром II всё изменилось в противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.

    Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин – видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие.

Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.

    Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.

Источник: http://antiquehistory.ru/kultura-rossii-v-19-veke-kratko/

Ссылка на основную публикацию