Русская культура в первой половине xix века — история России

Развитие русской культуры в первой половине XIX века

Характерными чертами культуры первой половины XIX в. были: ее демократизация; увеличение числа деятелей культуры из непривилегированных сословий; тесное взаимодействие русской культуры с мировой, в первую очередь с европейской; начало мирового признания лучших достижений русской культуры.

Просвещение

В начале века, с образованием Министерства народного просвещения, в России впервые создается единая государственная система народного образования.

Вся страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых предполагалось иметь университет. Было создано четыре типа учебных заведений.

Начальное образование дети получали в одноклассных школах, которые создавались при церковных приходах (отсюда и их название — приходские), а также в двухгодичных уездных училищах (они создавались в уездных городах).

В приходских школах чтению, письму, арифметике и Закону Божию учились, как правило, дети крестьян; в уездных училищах начальное образование получали преимущественно дети купцов, мещан, мелких чиновников. Дворянские дети первоначальное образование обычно получали дома под руководством иностранцев — французов или немцев.

В губернских городах создавались средние учебные заведения — гимназии с четырехлетним сроком обучения — для детей дворян и чиновников. Окончание гимназии давало право поступления в высшие учебные заведения — университеты.

Кроме действовавшего с 1755 г. Московского, в первой четверти XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский университеты. По уровню даваемых Знаний близко к университетам стояли лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле.

Это были привилегированные учебные заведения, предназначенные исключительно для детей дворян, готовившие молодых людей к государственной службе. 

Однако во второй четверти XIX в. по новому уставу учебных заведений каждый тип школы становился сословно обособленным.

Так, приходские одноклассные школы предназначались для детей «самых низших состояний», трехклассные уездные училища — для детей «купцов, ремесленников и других городских обывателей».

Для детей дворян, чиновников, крупных купцов были предназначены семилетние гимназии, окончание которых давало право поступления в университеты и другие высшие учебные заведения.

Книгопечатание и книготорговля

Во второй четверти XIX в. в стране увеличилось число образованных людей. Этому во многом способствовал рост печати, расширение книготорговли, открытие публичных библиотек.

Несмотря на ограничительные меры и строгость цензуры, росло число издаваемых книг, открывались новые газеты и журналы. В конце 50-х гг. в России ежегодно издавалось около 2 тысяч книг.

Число же периодических изданий за полвека увеличилось более чем в 3,5 раза.

Литература

Большое значение в развитии русской национальной культуры и духовной жизни, в развитии общественной мысли и осознании окружающей действительности имела литература. На рубеже XVIII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческогопути к этому направлению пришел Г. Державин. Основоположником сентиментализма в русской литературе был Н.

Карамзин («Бедная Лиза»).Однако сентиментализм просуществовал недолго. Война 1812 г. вызвала к жизни новое направление — романтизм. Наиболеевидным представителем раннего романтизма был В. Жуковский (баллады «Людмила», «Светлана»). Отдал дань романтизму и А. Пушкин (поэма «Цыганы»). Но и романтизм как ведущее литературное направление был не долог.

На смену ему пришел реализм, представителями которого были А. Грибоедов (комедия «Горе от ума») и И. Крылов. Утверждение этого направления в 30-е годы связано с именами А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя. Основоположником реализма, который прочно утвердился в русской литературе, по праву считается А.

Пушкин («Вольность», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др.).

И. А. Крылов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич. Худ. Г. Чернецов

Пушкин создал классические образцы литературы всех жанров, существующих и поныне: рассказ и поэму, повесть и трагедию, лирику и роман, сказку и публицистику, рецензию и эпиграмму, очерк и путевые записки. «Он у нас — начало всех начал»,—верно сказал о нем Горький. Пушкин был вольнолюбец. Он часто повторял слова М. Ломоносова: «Не только царю, но и самому Господу Богу холопом быть не хочу!»

Эпоха правления Николая I, несмотря на политическую реакцию, не была временем духовной спячки. Она стала поистине «золотым веком» русской художественной литературы. Во второй четверти XIX в. писали Пушкин, Лермонтов и Гоголь. В это время начинают свое творчество И. Тургенев, Ф. Достоевский и Л. Толстой.

Литература в условиях отсутствия свободы слова и печати имела особое значение. Она была ведущей областью духовной жизни в России. «Литература у народа, не имеющего политической свободы,— писал А. Герцен,— единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Именно в XIX в. появляется такая профессия, как писатель.

Утверждение гуманизма, гражданственности и народности в качестве традиционных черт русской литературы неразрывно связано с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя. К реалистическому направлению принадлежали вступившие в литературу в 40—50-е гг. Н. Некрасов, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Л. Толстой.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве в первой половине XIX в. также происходит последовательная смена трех основных направлений: классицизм постепенно сменяется романтизмом, а затем уступает место реализму. Крупнейшими представителями классицизма были архитекторы А.

Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А. Захаров (Адмиралтейство), К. Росси (ансамбль Дворцовой площади и др.), О. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве), скульптор И. Мартос (памятник Минину и Пожарскому в Москве).

Все эти памятники русского классицизма по праву входят в число мировых шедевров.

Казанский собор в Петербурге. Архитектор А. Н. Воронихин

Большой театр. Литография с оригинала И. Вивьена 

Карл Павлович Брюллов

Хотя в первой половине XIX в. официальным стилем живописи продолжал оставаться классицизм, выражавшийся в преобладании религиозной и мифологической тематики, в портретах О. Кипренского и В. Тропинина, в живописи К. Брюллова, А. Иванова преобладает романтическая теплота и мягкость.

Подлинным шедевром русской романтической живописи стало полотно Брюллова «Последний день Помпеи». Кисти О. Кипренского принадлежит лучший прижизненный портрет А. Пушкина. Написанный с натуры в 1827 г. по заказу А.

Дельвига, лицейского товарища Пушкина, портрет этот не только исторически конкретен, но в нем чувствуется стремление художника дать собирательный образ идеальной творческой личности. Не случайно сам Пушкин, увидев этот портрет законченным, заметил:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Александр Сергеевич Пушкин. Худ. О. Кипренский

Бытовые сельские идиллические картины А. Венецианова («На пашне», «Утро помещицы») стали шагом к развитию реалистической живописи, которую представлял П. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора»).

Музыка

В начале XIX в. замечается оживление русской музыкальной жизни. В 1802 г. открывается первое «Филармоническое общество». Многие вельможи и богатые помещики заводят оркестры из крепостных. Открываются музыкальные магазины. Композиторы все чаще стали обращаться к героико-историческим сюжетам и народным мелодиям.

Получает развитие и русская опера (композиторы Кавос, Верстовский). Однако реализм и народность в русской опере связаны с именем М. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), который по праву считается не только создателем национального направления русской музыки, но и основоположником национальной русской оперы.

Последователем Глинки был другой выдающийся русский композитор А. Даргомыжский (опера «Русалка» и др.).

Михаил Иванович Глинка, композитор, основоположник русской классической музыки

В первой половине XIX в. русская культура развивается в постоянном взаимодействии с культурой Западной Европы. Более того, она начала оказывать влияние на культуру других народов.

К середине XIX в. завершается в основных чертах процесс формирования национальной культуры (русский литературный язык, музыка, театр, живопись и др.). Главным направлением в художественной культуре утверждается реализм, с присущим ему демократизмом. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/razvitie-russkoy-kultury-v-pervoy-polovine-xix-veka

Русская культура в первой половине XIX века (стр. 1 из 2)

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию.

Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции.

Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию.

Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации.

Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Просвещение

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений.

То есть в годы царствования Александра I была создана система образования. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах.

Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.

В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.

Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты.

Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения — лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки, среди которых появилось много частных, и музеи.

Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось («Северная пчела», «Губернские ведомости», «Вестник Европы», «Сын отечества» и др.).

В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Наука и техника

В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история.

Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную «Историю государства Российского», созданную в 1816-1829 гг. Н.М. Карамзиным.

Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н. Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Читайте также:  Наваринская битва 1827 г. - история России

Значительных успехов добились русские филологи, А.X. Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на парусниках «Надежда» и «Нева» (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф.

Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду. Исследуется Сибирь (А.Ф. Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И. Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.

Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря

Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России). Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России. В 1845 г. начало работать Русское географическое общество.

В 1839г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я. Буняковского, М.В. Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И. Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. Работы Э.X. Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л. Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С.

Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве.

В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие — гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М. Филомафитский).

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Урале, крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.

Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург — Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг.

они стали плавать по Каме и Волге.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период «борьбы за богословие», николаевская — «философского пробуждения».

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон).

Масонские ложи и организации (ложа «Умирающего Сфинкса», Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.

Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея «универсального», «внутреннего», христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения». «Сугубое министерство» хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь.

В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, и начинают вырабатываться основания православного богословия, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования.

Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232).

В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич).

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.

Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века — «славянофилов» (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и «западников» (А.И. Герцен, Т. Грановский).

Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историко-философского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам.

Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в «двойном свете» западного и собственного исторического опыта.

Литература

Русская литература первой половины XIX в. — одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры.

Учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н. Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И. Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань).

На рубеже XVIII-XIX вв. постепенно вытеснялся новым литературным течением — сентиментализмом.

Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.

Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М. Карамзин, по выражению В.Г.

Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи».

Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм.

Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки.

Активная переводческая деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы — творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов — декабристов К.Ф.

Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Источник: http://MirZnanii.com/a/117116/russkaya-kultura-v-pervoy-polovine-xix-veka

Культура России в первой половине XIX века

Конспект по истории России

Развитие культуры России в первой половине XIX века ознаменовалось крупными достижениями, ставшими вкладом в мировую культуру.

Признанных высот достигла наука, особенно в естественнонаучной области и технике. Лисянский и Крузенштерн совершают первое русское кругосветное путешествие (1803-1806 годы). В 1819 году Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. В 1819 году начинает работу Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом.

Гениальный прорыв в математике совершил разработкой неэвклидовой геометрии профессор Казанского университета Лобачевский. В области физики электричества крупные открытия принадлежат Петрову и Ленцу. В органической химии прославился Зинин, основатель школы русских химиков. Выдающимся медиком стал Пирогов, участник обороны Севастополя.

Исследования в области обезболивания принесли ему мировую известность.

Среди технических достижений России известны электромагнитный телеграф, созданный Шиллингом в 1832 году – раньше, чем Морзе.

Прославился в области электрохимии и электротехники Якоби, который в 1849 году построил первый в мире электроход.

Одна из первых в мире и первая в России паровая железная дорога построена в 1834 году на Урале отцом и сыном Черепановыми. В 1837 году железная дорога соединила Петербург с Царским Селом.

В явном противоречии с развитием науки и потребностями страны пребывало просвещение. Хотя в первой половине XIX века было открыто 5 новых университетов, образование оставалось типично сословным.

В ВУЗах могли учиться только представители привилегированных сословий, в высшей и начальной школе господствовал жёсткий административный и идеологический контроль.

Царило религиозно-монархическое воспитание, насаждалась идеология уваровской триады – теория «официальной народности».

Развитие русской литературы шло под сильнейшим идеологическим и цензурным гнётом. Но ни в какой другой сфере вклад России в мировую культуру не был столь высок, как в ней. Русская литература первой половины XIX века прошла большой путь, в 40-50-х годах в ней окончательно утвердился реализм.

Важнейшим её представителем был баснописец Крылов, поднявшийся до политической и социальной сатиры. Основоположником русской литературы нового времени стал величайший поэт А.С.Пушкин. Его появлению предшествовало творчество поэтов-романтиков Жуковского и Батюшкова. Пушкинская традиция была продолжена Лермонтовым.

Его «Герой нашего времени» открыл серию русского классического романа XIX века.

Крупным литературным явлением было творчество Кольцова и Тютчева. 40-е годы стали «гоголевским периодом» русской литературы. К гоголевской реалистической школе принадлежат крупнейшие авторы – Салтыков-Щедрин, Гончаров, Достоевский. Усиливается демократическая направленность литературы, очевидная в творчестве Некрасова. К середине XIX века относится начало творчества Тургенева.

В первой половине XIX века в России формируется оригинальная музыкальная школа. В 20-30-е годы развернулось творчество ярких композиторов Алябьева, Гурилёва, Варламова, Верстовского.

Их искания подготовили появление Глинки – основоположника русской музыкальной классики (оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»).

Младшим современником Глинки был Даргомыжский, создавший оперы «Русалка», «Каменный гость» и другие.

Всё более заметную роль в жизни общества играл театр. Классическими произведениями драматургии стали «Ревизор» Гоголя и «Горе от ума» Грибоедова, а в начале 50-х годов первые пьесы Островского. Особую известность приобрёл Малый Московский театр – во многом благодаря сценическому дарованию М.С.Щепкина, сына крепостного крестьянина.

В изобразительном искусстве господствовала академическая живопись, связанная с императорской Академией художеств. Ее блестящими представителями были Брюллов («Последний день Помпеи») и Иванов.

Вместе с тем появляются новые имена, не связанные с академизмом (Венецианов, Воробьёв, Федотов). Важную роль сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 году.

Прославились портретами своих современников из разных слоёв общества Кипренский и Тропинин. Широкое признание получил маринист Айвазовский.

Зодчество первой половины XIX века развивалось в русле классицизма. Русские архитекторы, обогащая общеевропейский стиль самобытными и оригинальными чертами, создают так называемый русский ампир.

В Петербурге возводятся Казанский собор (А.Н.Воронихин), Адмиралтейство (А.Д.Захаров), здание Главного штаба (К.И.Росси), ансамбль Александринского театра, новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве – Голицынская больница, Большой театр (О.И.Бове), Большой Кремлёвский дворец (К.А.Тон).

Появляются памятники в честь выдающихся деятелей России: в Москве установлены памятники А.В.Суворову (М.И.Козловский), К.Минину и Д.Пожарскому (И.П.Мартос), в Петербурге М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли (В.А. Орловский). П.К.Клодт создаёт знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И.А.Крылову.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria44.html

Культура России в первой половине 19 века

Необычайный подъем русской культуры в I половинœе XIX в. позволил назвать это время «Золотым веком».

Проникновение капиталистических отношений в экономику усилило потребность в образованных людях. Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 ᴦ.

Читайте также:  Сравнение правлений михаила и алексея романовых - история России

В начале XIX в. уровень образованности общества был невысок. По этой причине просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики.

В правление Александра I создавалась система государственного образования: одногодичные приходские школы; трехклассные уездные училища; семиклассные гимназии. Развивалось и высшее образование.

В начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Казанский, Харьковский, Петербургский. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Технологический институт в Петербурге, Строительный в Москве и др.

Увеличилось число гимназий и лицеев.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Основывается ряд научных обществ — Русское географическое общество, Общество любителœей российской словесности и др.

Математик Н.И. Лобачевский создал теорию «неевклидовой геометрии». Физик Б.С. Якоби в 1834 ᴦ.

сконструировал электромоторы. Академик В.В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую желœезную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицинœе достиг хирург Н.И.

Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.

Мореплаватели И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803 — 1806 гᴦ.), а Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 ᴦ. открыли Антарктиду.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались.

В 1818 ᴦ. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. В конце 40-х гᴦ. начал свои исследования историк С.М. Соловьев, создавший 29-томную «Историю России с древнейших времен».

Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным. В 1814 ᴦ. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.

Именно расцвет литературы позволил определить I половину XIX в. как «Золотой век» русской культуры. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителœем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин.

Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 ᴦ. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В.А.

Жуковского проявился «салонный» романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Οʜᴎ призывали к борьбе за свободу и служению Родинœе.

Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм — стремление правдиво отображать действительность.

Основоположником реализма стал А.С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»). В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.

Смена стилей и направлений происходила и в живописи. Официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, ярким представителœем которого был О.А. Кипренский.

В русской живописи становится популярен бытовой сюжет.

Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, изображавший картины из быта крестьян. Картины П.А. Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора») отличались реализмом и носили сатирический характер.

Особенно поразили современников полотна К.П. Брюлова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу».

Влияние реализма складывалось и в музыке. Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И. Глинка. Он писал оперы («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), романсы, этюды, хоры. М.И. Глинка был родоначальником классической музыки. Крупным представителœем реализма был А.С. Даргомыжский (оперы «Русалка», «Каменный гость»).

Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта — создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитектора К.И. Росси (здание Генерального штаба) и А.А. Монферран (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади.

Здание Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А.А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым — здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И.

Жилярда (перестройка здания Московского университета).

В первой половинœе XIX в. в целом завершился процесс формирования национальной культуры.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/570362_kul_tura_rossii_v_pervoy_polovine_19_veka

О культуре россии в 19 веке вкратце

Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается «золотым веком» российской культуры.

Литература и журналистика.    Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке.

    Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много. Некоторые из них были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественные записки» и др.)

Архитектура.    В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир. Крупнейшие творения в этом стиле были созданы архитекторами А. Воронихиным (Казанский собор), А. Захаровым (Адмиралтейство), К. Росси (Александринский театр), О. Бове (Большой театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор).

    Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса-на-крови (А. Парланд).

Скульптура.
    В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд. Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того, в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.

Живопись.    В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина,  некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству.

Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П.

Фёдорова, но больше в сатирической форме.

    В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом.

В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И.

Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.

Театр и музыка.    Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт-Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович-Данченко).

    В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка – оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г.

организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский.

Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».

Образование и наука.    По реформе 1803 -1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии.

С Александром II всё изменилось в противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.

    Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин – видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие.

Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.

    Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.

Источник: http://antiquehistory.ru/kultura-rossii-v-19-veke-kratko/

Русская культура первой половины XIX века.docx

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийРусская культура первой половины XIX века. (Таблица. История России. 9 кл)Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Русская культура первой половины XIX века Источник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/Наука и образование1811г.

­ Царскосельский лицей;география:­1803­1806гг.Лисянский, Крузенштерн ­ кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана,о. Сахалин, Камчатка);1807­1809­Головнин, Курильские острова; Головнин ­ глава Русского географического общества;­1819­1821гг.Беллинсгаузен, Лазарев ­открыта Антарктида;­1821­1824гг.

– Литке; Северный Литература Архитектура ­романтизм­ Жуковский(«Людмила»);­реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.Журналы:«Отечественные записки»: НекрасовСалтыков­Щедрин,­«Современник»: Пушкин«Северная пчела»:Булгарин.­«Полярная звезда»: Рылеев, Бестужев.Источник: http://5­ege.

ru/istoriya­russkoj­kultury/Стили:­классицизм;­ампир­ опора на художественное наследие Греции и Рима;монументальность,обилие декоративных украшений и военной эмблематики.­эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Памятники:Росси: Сенат, Дворцовая площадь,Михайловский дворец(ампир);Бове: Манеж, Большойтеатр (ампир);Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);Захаров: Живопись и скульптура портреты:Тропинин: «Пушкин»;Кипренский: «Пушкин»;­историческийжанр:Брюллов: «Последний день Помпеи»,«Всадница»;Иванов: «Явление Христа народу»;Бытовой жанр:Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«ПастушокФедотов «Сватовство майора», Театр Музыка 1824г.­ Малый театр;­1832г.­ Александринскийтеатрактёры: Щепкин, Мочалов, КаратыгинИсточник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/Глинка «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан иЛюдмила»,«Патриотическая песня»;Даргомыжский­«Русалка»;Алябьев, Варламов, Гурилёв – романсыИсточник:

1

Ледовитый океан;­1848­1849 Невельской­доказал, что Сахалин­остров.

Зинин­ синтез анилина;­Якоби – электромотор,гальванопластика;­Шиллинг – электромагнитный телеграф;Черепановы – первая ж/ди паровоз; Металлография­ Аносов, Неевклидова геометрия­ Лобачевский; Струве – Пулковская обсерваторияИсточник: Адмиралтейство (ампир);Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);Тон: Большой Кремлёвский дворец,Храм Христа Спасителя(русско­ византийский );Монферран: Иссакиевский собор,Александровская колонна(эклектика).Тома де Тамона: Биржа«Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»Тропинин « Кружевница»;Скульптура:Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту;Мартос – памятник Минину и ПожарскомуИсточник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/Русская культура второй половины XIX века Источник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/

Читайте также:  Революция 1905 — 1907 годах - история России

2

Наука География. Этнография.Миклухо­Маклай, Пржевальский,Семёнов – Тян­Шанский;Математика. Чебышев, Ковалевская;Физика.Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),Столетов (фотоэффект);Химия.Менделеев – (периодическая система),Бутлеров (основы органической химии).Летательные аппараты.Жуковский, Можайский, ЦиолковскийБиология.

Живопись «Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи.Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.

Шишкин: «Утро в сосновом бору»,Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Скульптура Шервуд: памятник­храм «Героям Плевны»,Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,«Нестор – летописец»,«Ярослав Мудрый».Источник: http://5­ege.ru/istoriya­russkoj­kultury/Архитектура Музыка Псевдорусский стиль:Шервуд, Семёнов: Исторический музей,Чичагов: Городская думаИсточник1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн)1866г.­ Московская консерватория(Рубинштейн),«Могучая кучка»:Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, БалакиревРимский – Корсаков,Стасов (критик)Бородин: «Князь Игорь»,Мусоргский:«Борис Годунов», «Хованщина»;Театр Режиссёры:Станиславский,Немирович ­ДанченкоДягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.С. Мамонтов­ меценат, предприниматель. Римский – Корсаков:«Шахерезада»,«Снегурочка»Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая

3

красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».Источник: Медицина.Тимирязев­ фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.История.Соловьёв С., Костомаров, Ключевский.

Источник: Поленов: « Московскийдворик»,Левитан: «Март», «Золотая осень»,Саврасов: «Грачи прилетели»,Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».Создание Третьяковской галереи.1898г.­ «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов.

Источник: О культуре России в 19 веке Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается «золотым веком» российской культуры.XIX в.

стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г. , всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания.

Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.

4

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т. п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в.

играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П. А. Чаадаев, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т. М. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д.

Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) находились в более сложномотношении к европейской культуре.

Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развитияРоссии, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям (А. С. Хомяков) . Начиная с 40­х гг.

под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм. Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в. , и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность. XIX в.

по праву называют «золотым веком» российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру. В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству.

Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории.

Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В. А. Жуковского; сочинения поэтов­декабристов, а также ранние произведения А. С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за «угнетенную свободу человека», духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило

5

основы русского исторического романа (А. А. Бестужев­Марлинский, М. Н. Загоскин) , а также традиции художественного перевода. Поэты­романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В. А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем «Илиаду» в переводе Н. И. Гнедича.

Источник: http://www.russianculture.ru/fulle.asp?id=11Литература и журналистика. Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке. Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много.

Некоторые из них были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественныезаписки» и др.)Архитектура. В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир.

Идеи величия государственной власти, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров (Адмиралтейство, А. Н. Воронихин (Казанский собор),, К. И. Росси (Александринский театр),, О. Бове (Большой театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор), В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П.

Мартос, Ф. Ф. Щедрин).Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса­на­крови (А. Парланд).Скульптура. В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд.

Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того, в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.Живопись. В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина, некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству.

Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме.

6

В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И.

Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века.

В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества.

Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. Художники поддерживались предпринимателями Российской империи, такими как Третьяковы, Мамонтов и другими. В Российской империи зародились одни из крупнейших коллекций произведений изобразительного искусства. Театр и музыка.

Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт­Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович­Данченко). В музыке блестящее наследие оставил после себя М.

Глинка – оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский­Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский. Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».

Один из наиболее любимых видов искусства в конце XVIII и в первой половине XIX века — романс. Важную роль в развитии русского романса сыграли композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Булахов.

Первым крупным представителем русской музыки стал Михаил Иванович Глинка, традиции которого впоследствии использовали многие великие композиторы России, такие как: Чайковский, Мусоргский, Римский­Корсаков, Бородин, Даргомыжский и многие другие. Музыкальную эпоху Российской империи конца XIX­начала XX века развивали Лядов, Глазунов, Танеев, Аренский, Скрябин, Рахманинов, Стравинский и др. Многие заканчивали свою творческую деятельность после 1917 года за рубежом. Архитектура. Образование и наука.

7

По реформе 1803 ­1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии.

С Александром II всё изменилось впротивоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.

Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин – видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В.

Ключевский и другие. Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе. Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно.

Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.

8

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/russkaya_kultura_pervoj_poloviny_xix_veka_tablitsa_istoriya_rossii_9_kl-161250/184905

Ссылка на основную публикацию