Роман чернышевского — что делать? — история России

Своеобразие истории создания романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Роман Чернышевского - Что делать? - история России

Русская литература | Филологический аспект №2 (34) Февраль, 2018

УДК 8

Дата публикации 20.02.2018

Балахонова Анастасия Александровнастудентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Христова Татьяна Юрьевна

студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматривается особенность задумки и творческая история создания романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Ключевые слова: Н.Г. Чернышевский, роман, история создания, творческая история

The originality of the history of the nove l«What to do?» by N.G. Chernyshevsky

Balakhonova Anastasia Alexandrovna5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Khristova Tatyana Yurievna

5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

Abstract: The article considers the peculiarity of the idea and the creative history of the novel «What to do?» by N.G. Chernyshevsky.
Keywords: N.G. Chernyshevsky, novel, history, creative story

Общеизвестно, что произведение Н.Г. Чернышевского «Что делать?» имеет богатую и уникальную творческую историю.

 Примечательно, что за пару месяцев до начала работы над своим «ключевым» произведением творческой деятельности, романом «Что делать?» Н.Г.

Чернышевский, делясь с супругой, Ольгой Сократовной, своими литературными замыслами, отмечал, что он окончательно обдумал планы своих трудов, о которых так мечтал: «История материальной и умственной жизни человечества», «Критический словарь идей и фактов», в котором «будут перебраны и разобраны все мысли обо всех важных вещах, и при каждом случае будет указываться истинная точка зрения». Далее на основе этих двух работ он составит «Энциклопедию знания и жизни» – «это будет уже экстракт небольшого объема, два-три тома, написанный так, чтобы был понятен не одним ученым, а всей публике…» [1, с. 127].

Так, рукопись писателя-материалиста пересылалась из одной крепости по частям. По-нашему мнению, данное решение Н.Г. Чернышевского было  весьма остроумным.

Следует отметить, что творческая работа над рукописью началась спустя пять месяцев нахождения в Петропавловской крепости, 14 декабря 1862 года, в то время, которое было связано с восстанием декабристов против самодержавной системы.  Интересно, что писатель создавал роман в свободное от допросов и составлением писем протестующего характера время [2, с. 208]. 

И уже 26 января 1863 года начало романа «Что делать?» переслалось из Петропавловской крепости полицеймейстеру в качестве передачи двоюродному брату Н.Г. Чернышевского, А.Н. Пыпину, с правом напечатать ее «с соблюдением установленных правил для цензуры». От А.Н. Пыпина рукопись дошла к Н.

А. Некрасову, не дожидаясь завершения произведения, он начал печатать его в журнале «Современник». Далее, Н.А. Некрасов повез рукопись Н.Г. Чернышевского в типографию г. Вульфа, которая находилась рядом с его квартирой, на улице Литейной, возле Невского, где произошел удивительный случай.

Многие критики отмечали, что с Н.А. Некрасовым приключилось несчастье: он обронил рукопись.  В своих воспоминаниях сам Н.А.

Некрасов отмечал: «… И сколько раз прежде я на ваньках возил массу рукописей в типографии, никогда листочка не терял, а тут близехонько, и не мог довезти толстую рукопись!..

Прошло четыре дня… Трижды появлялось в «Ведомостях полиции» объявление о потере рукописи, но никто не откликался… Значит, погибла она!» [2, с. 89].

Интересно, что лишь на пятый день рукопись Н.Г. Чернышевского была найдена: Н.А. Некрасов получил записку «Рукопись принесли…».

Таким образом, сам роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» был написан приблизительно за три месяца (14 декабря 1862 года – 4 апреля 1863 года).

Писатель реализовал в данном произведении собственную эстетическую программу (идеи из диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1853), вложив в роман двойной план: семейно-психологический (история жизни в семье и любви Веры Павловны) и революционный (призыв к изменению общественной ситуации в стране) [3, с. 2].

Список литературы

1. Вайль П.Л. Роман века: «Что делать?» Н.Г. Чернышевского / П.Л. Вайль – М.: Родная речь. – 1991. – 125-132 с. 2. Паперно И. Семиотика поведения: Н.Г.

Чернышевский – человек эпохи реализма / И. Паперно. – М.: Новое литературное обозрение. – 1996. – 208с.3. Чернышевский Н.Г. Что делать? Из рассказов о новых людях / Н.Г. Чернышевский – М.

: Художественная литература. – [Текст]. – 1985. – 399 с.

Источник: http://SciPress.ru/philology/articles/svoeobrazie-istorii-sozdaniya-romana-ng-chernyshevskogo-chto-delat.html

Жизнь и творчество Чернышевского, анализ романа «Что делать?»

Художественное творчество Чернышевского Николая Гавриловича, сына саратовского священника, невелико по объему (им закончены романы «Что делать?» и «Пролог»), но, безусловно, требует отдельного разговора.

Этот наделенный большими и разнообразными природными талантами человек, мыслитель-социалист и влиятельный литературный критик был одной из наиболее ярких и незаурядных фигур России XIX в. Одновременно это, безусловно, трагическая фигура.

В СССР наследие Чернышевского изучалось столь же внимательно, как и наследие другого социалиста — А.И. Герцена (впрочем, Герцен проявил себя как художник несравненно более разносторонне).

В начале 1860-х годов Н.Г.

Чернышевский увлекся надеждами на скорую крестьянскую революцию и, по существу, не имея за собой какой-либо реальной революционной партии или организации (сведения о его членстве в «Земле и воле» довольно гуманны), сделал попытку заняться революционной пропагандой, написав воззвание «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это сочинение по-интеллигентски неумело и довольно фальшиво стилизовано под «народную» речь.

Чернышевский был арестован и после долгого следствия (прямых улик против него практически не было) в результате грубых подтасовок и нарушений судопроизводства был осужден на гражданскую казнь (над его головой публично сломали шпагу) и на 14 лет каторжных работ (царь Александр II сократил этот срок вдвое). Приговор Чернышевскому широко и остро переживался в обществе как деспотический произвол властей и крайняя несправедливость.

До 1871 г. Н.Г. Чернышевский пребывал на каторге в Восточной Сибири, а затем был переведен на поселение в город Вилюйск (Якутия). Революционеры, для которых его имя уже стало высоким символом, неоднократно пытались устроить ему побег.

Но пытки эти проваливались, но и Чернышевский, видимо, был совсем не тем, кого они в нем хотели видеть — не практическим действователем, а скорее кабинетно-книжным человеком, мыслителем, писателем и мечтателем (впрочем, в начале XX в. В.В.

Розанов в своем «Уединенном» рассуждал о нем как о несостоявшемся энергичном государственном деятеле — но это всего только личное мнение Розанова).

В 1883 г. правительство разрешило Чернышевскому перехать в Астрахань, и смена климата неожиданно оказалась для него губительна. Здоровье его резко сдало. Чернышевский успел добиться разрешения на еще один переезд — на родину, в Саратов, но там умер от инсульта.

Во время следствия Чернышевский написал в Петропавловской крепости роман под названием «Что делать? (Из рассказов о новых людях)» (1862 — 1863). В 1863 г.

роман был опубликован в журнале «Современник» (как принято считать, по недосмотру цензора, который был обманут его «перевернутой» композицией и принял это произведение после невнимательного, беглого прочтения первых глав за любовную водевильную историю, — хотя не исключено, что цензор как раз все понял и поступил втайне вполне сознательно, ибо леволиберальные умонастроения были в этот период весьма широко распространены в среде представителей самых разнообразных профессий). Роман Чернышевского «Что делать?» оказал огромное влияние на русское общество второй половины XIX — начала XX в. (его можно сопоставить с влиянием написанного в конце XVIII в. «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Впрочем, указанное влияние было неоднозначным. Одни восхищались романом «Что делать?», других он возмущал.

В учебных изданиях советского времени неизменно отображается реакция первого рода, и само произведение оценивается апологетически — как конкретная программа для молодых революционеров, персонифицированная в образе «особенного человека» Рахметова (подвергающего себя суровой духовной и физической закалке вплоть до знаменитого лежания на острых гвоздях), как учебник жизни для молодежи, как светлая мечта о грядущей победе социалистической революции и т.д. и т.п. (впрочем, признавался утопизм надежд Чернышевского на крестьянскую революцию). Напомним же вкратце о том, на чем основывалась реакция возмущенных читателей.

Читайте также:  Парижский мир 1856 года - история России

Многие из «антинигилистических» романов разных авторов 1860— 1870-х годов содержат своеобразную отповедь Чернышевскому («Поветрие» В.П. Авенариуса, «Некуда» и «На ножах» Н.С. Лескова и др.).

Отношения между его главными героями (эмансипированной Верой Павловной Розальской, ее первым мужем Дмитрием Лопуховым и вторым мужем Александром Кирсановым) нередко воспринимались как проповедь аморализма и покушение на принципы христианского семейного устройства.

Для такого понимания имелись основания — во всяком случае, попытки немедленно появившихся подражателей этим героям в реальных коммунах жить и делать «по Чернышевскому» поломали немало молодых судеб. Писатель В.Ф Одоевский, один из умнейших людей своего времени, записывал в дневнике (1 января 1864 г.):

«Читал впервые «Что делать?» Чернышевского. Что за нелепое, на каждом шагу противоречащее себе направление! Но как la promiscuite de femmes (свобода обладания женщинами) должна соблазнять молодых людей. А когда состареются?».

Социальный утопизм творчества Чернышевского, его социально-деструктивные умонастроения также могли восприниматься как безответственные и общественно вредные. Образованные люди знали, какое кровавое развитие получила (вопреки мечтаниям философов-просветителей) Великая французская революция, и никак не могли жаждать повторения чего-то подобного на русской земле.

Как наивно-вульгарные выглядели для ряда читателей «социал-дарвинистские» мотивы в романе. В эти годы рядом публицистов была механически спроецирована на законы общественной жизни модная новинка, относящаяся к сфере биологии, — теория Ч. Дарвина, изложенная в его труде «О происхождении видов путем естественного отбора» (1859).

Некоторое время, до распространения идей марксизма, социал-дарвинизм играл роль идеологического подспорья для наших революционных деятелей (в основном в 1860-е годы). Публицисты-шестидесятники охотно рассуждали, что в обществе происходит «естественный отбор» и «борьба за существование».

В рамках этого поверхностного «учения» созрела и так называемая «теория разумного эгоизма», которой руководствуются в своем поведении герои романа Чернышевского.

Швейные мастерские Веры Розальской (в которых она спасает, перевоспитывая трудом, бывших проституток, а также сама работает закройщицей, увлекая «девушек» личным примером) как позитивная программа выглядели довольно наивно.

Утопическую нежизненность этой сюжетной линии романа доказали подражательницы образу Веры Павловны, не раз пытавшиеся в российской реальности 1860 — 70-х годов создавать подобные мастерские (швейные, переплетные и т.п.

), — эти затеи обычно заканчивались материальными проблемами, ссорами между женщинами и скорым распадом «коммун».

Все это приходится констатировать, имея ныне возможность взглянуть на роман исторически ретроспективно. Однако несомненным фактом остается, что книга Чернышевского в свое время сыграла в общественной жизни России огромную роль.

Н.Г. Чернышевскому невозможно отказать и в таланте романиста, в высоком литературном мастерстве.

Образы главных героев невозможно считать безжизненными схемами— они написаны с блеском, Чернышевский сделал их поведение, их внутренний облик реалистически убедительными (иначе они не могли бы вызывать на протяжении последующих десятилетий огромное количество жизненных подражаний среди русской молодежи).

Короче, вряд ли верно раздувать литературную личность, подробно изучать творчество Чернышевского, превращая его в «великого русского писателя» (что порою наблюдалось в условиях СССР), но в этом авторе необходимо видеть того, кем он реально был, — крупного, в силу объективных причин не раскрывшегося в полной мере художника.

Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/drugie_avtory/zhizn_i_tvorchestvo_chernyshevskogo_analiz_romana_chto_delat/69-1-0-192

Сочинение на тему История создания романа Что делать, Чернышевский читать бесплатно

История создания

Как известно, роман «Что делать?» был написан Николаем Чернышевским в стенах Петропавловской крепости. Писатель был арестован властями в июле 1862 года из-за опасений открытого восстания.

Это произошло после письма Герцена, в котором он открыто заявлял, что планирует вместе с Чернышевским напечатать за границей «Колокол». В декабре того же года писатель начал работу над своим крупнейшим романом. Он был написан за 112 дней и опубликован в журнале «Современник».

Политический подтекст произведения был замечен не сразу. Сначала просматривалась только любовная линия романа.

Оплошность цензуры была замечена немного позже. В результате, ответственный цензор Бекетов был даже отстранен от работы. Несмотря на запрет, наложенный на те номера журнала, где был напечатан роман «Что делать?», текст распространился уже по всей стране и вызвала резонанс в обществе.

Молодежь считала произведение Чернышевского своего рода знаменем и программой на будущее. В 1867 году роман вышел отдельной книгой в Женеве и быстро распространился среди русских эмигрантов. Впоследствии его перевели на многие европейские языки, а в России запрет на его печать длился до 1905 года.

Отдельным изданием на родине произведение появилось уже после смерти писателя, в 1906 году.

В процессе работы над своим романом Чернышевский поднимал многие волнующие общество проблемы, в частности, духовные проблемы русской интеллигенции, существовавшие на тот момент в стране.­ Он едва ли не первым из русских писателей затронул вопрос психологии в поведении отдельно взятой личности.

На первый взгляд целостная структура произведения была по-своему разделена на несколько отдельных сюжетов, которые органично переплетались между собой. Автор понимал, что для женщины подняться из «низов» к общественно-значимой деятельности было гораздо сложнее.

По этой причине центральным персонажем романа стала Вера Павловна Розальская — человек самостоятельный, здравомыслящий и зрелый духом.

Равно как и Вера Павловна, все остальные основные персонажи произведения озадачены мыслью о счастье «порядочного человека». Их всех объединяет добросовестность и честность. Это люди полны интересных идей и целей, знают, как достичь желаемого, и убеждены в силе правды.

Они прекрасно понимают, что невозможно достичь счастья личного за счет другого человека и потому прокладывают свой путь самостоятельно. Это люди-рационалисты, убежденные в безграничных возможностях разума и силе самоанализа. По мнению Чернышевского настоящая любовь к человечеству могла развиться только через глубину личностных привязанностей.

Такого рода психологические размышления, нравственные правила и вдумчивый анализ и вошли в сюжет романа «Что делать?».

Семейно-психологическую тему можно назвать сквозной и откровенно изложенной в произведении. Помимо этого, был в романе и потайной сюжет, который можно наблюдать в главе «Особенный человек».

Рисуя образ молодого Рахметова, Чернышевский показывал, каким должен быть подающий надежды революционер и человек «нового поколения».

Несмотря на все видоизменения, перепечатку и цензуру, наложенную на роман, решительно все эпизоды достигли до общества и затронули широкие круги читателей того времени.

см. также:
Другие сочинения по произведению Что делать, Чернышевский

Характеристики главных героев произведения Что делать, Чернышевский

Краткое содержание Что делать, Чернышевский

Краткая биография Николая Чернышевского

­

Источник: http://www.sdamna5.ru/istoriya_sozdaniya

Что делать? (роман)

роман

Автор:

Николай Чернышевский Язык оригинала:

русский Дата написания:

декабрь 1862 — апрель 1863 Дата первой публикации:

1863, «Современник» Текст произведения в Викитеке

«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 — апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети».

Содержание

  • 1 История создания и публикации
  • 2 Сюжет
  • 3 Художественное своеобразие
  • 4 Интересные факты
  • 5 Литература
  • 6 Экранизации
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки

История создания и публикации

Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 г. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля).

Читайте также:  Политическая история парфянского царства - история России

Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5).

Несмотря на то что номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

Н. С. Лесков:

«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».

П. А. Кропоткин:

«Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».

В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский и голландский языки.В советское время также на финский и таджикский (фарси).

Влияния романа Чернышевского ощущается у Эмиля Золя («Дамское счастье»), Стриндберга («Утопии в действительности»), деятеля Болгарского национального возрождения Любена Карвелова («Виновата ли судьба» написано по- сербски»). «Что- делать»,как и «Отцы и дети», породило так называемый анинигилистическиий роман.

В частности «На ножах» Лескова где пародийно используются мотивы произведения Чернышевского.

Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.

Сюжет

Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата, Феди).

Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

Вскоре Вера Павловна понимает, что любит друга Лопухова, с которым они вместе учились в медицинской академии, — Александра Кирсанова. Кирсанов со своей стороны давно влюблен в героиню.

Чтобы дать измучившейся жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию.

Он — агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной.

Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Один из самых значимых героев романа — революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»).

Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (он приносит Вере Павловне письмо Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль.

В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):

Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения, людей, которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей: Веру Павловну, Лопухова, Кирсанова. (…) Не покажи я фигуру Рахметова, большинство читателей сбилось бы с толку насчет главных действующих лиц моего рассказа. Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои, злые, дурные, жалкие друзья мои, это не так вам представлялось: не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. (…) На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите. Чернышевский.

Художественное своеобразие

«Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь».

(Ленин)

Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей.

Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

Л. Ю. Брик вспоминала о Маяковском: «Одной из самых близких ему книг была „Что делать?“ Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. „Что делать?“ была последняя книга, которую он читал перед смертью».

Интересные факты

  • В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий. В «наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. «Большого будущего» алюминий достиг в середине XX—XXI вв.
  • «Дама в трауре», появляющаяся в конце произведения, — это Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя. В конце романа речь идёт об освобождении Чернышевского из Петропавловской крепости, где он находился во время написания романа. Освобождения он так и не дождался: 7 февраля 1864 года был приговорён к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибирь.
  • Главные герои с фамилией Кирсанов встречаются также в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако исследователи отказывают в связи романных героев Чернышевского и Тургенева между собой.

С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорит Ф. М. Достоевский в «Записках из подполья».

Благодаря «Запискам…» образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы ХХ века.

Литература

  • Николаев П. Революционный роман // Чернышевский Н. Г. Что делать? — Москва, 1985.

Экранизации

  • «Что делать?» — трёхсерийный телеспектакль (режиссёры: Надежда Марусалова, Павел Резников), 1971.
  • «Che fare?» («Что делать?») — пятисерийный телеспектакль итальянского телевидения (режиссёр: Джанни Серра http://gianniserracinema.wordpress.com/), 1979.
    • 1-я часть
    • 2-я часть
    • 3-я часть
    • 4-я часть
    • 5-я часть

Примечания

  1. «Северная пчела». 1863. № 142
  2. Кропоткин П. А. Идеалы и действительность в русской литературе. — СПб., 1907. — С. 306—307
  3. Фраза приводится в воспоминаниях Н. В. Валентинова «Встречи с Лениным» (1953)
  4. Lib.ru/Классика: Маяковский Владимир Владимирович. В. Маяковский в воспоминаниях современников

См. также

  • Кто виноват?
  • Что делать? (Ленин)

Ссылки

  • Текст романа
  • Журнальная редакция романа в ЭНИ «Н. Г. Чернышевский»
  • Первоначальная редакция романа в ЭНИ «Н. Г. Чернышевский»

Что делать? (роман) Информация о

Что делать? (роман)
Что делать? (роман)

Что делать? (роман) Информация Видео

Что делать? (роман) Просмотр темы.

Что делать? (роман) что, Что делать? (роман) кто, Что делать? (роман) объяснение

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-28005.html

История создания романа Что делать? по роману Что делать? (Чернышевский Н. Г.)

Более ста лет назад в могучем и вечном саду мировой литературы выросло удивительное создание человеческого гения – роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?”.

Читайте также:  Борьба ивана грозного с боярством. опричнина и контрреформы - история России

Множество раз склонялся над набором этой уникальной книги наборщик, буквы десятков языков мира вновь и вновь составляли страницы романа, который оказывал, оказывает сегодня и будет оказывать всегда немалое влияние на духовную жизнь людей и целых народов.

Необычна судьба автора книги, необычна история ее создания, необычно и самое появление ее в журнале “Современник” 1863 года; мало похожа на судьбу других, не менее замечательных книг и ее последующая жизнь.

Умея любить человека и человечество, глубоко понимая нужды и тяготы жизни родного народа, Н. Г, Чернышевский искал новые пути развития России, мечтал о ее прекрасном социалистическом будущем. Огромный талант Чернышевского – мыслителя, филолога и историка, публициста и организатора, критика и писателя – был направлен на осуществление этой мечты.

Роман “Что делать?” – поразительный документ человеческого духа, личного мужества автора, неколебимой его убежденности в правоте дела, которому отдана жизнь, в исторической неизбежности социального прогресса.

В первоначальном варианте “Что делать?” в главу “Новые лица и развязка” Чернышевский ввел диалог, который объясняет

причину появления среди “новых людей” “особенного человека” – Рахметова.

Этот диалог не вошел в журнальный текст “Современника”, видимо, по цензурным соображениям. Профессиональный революционер Рахметов – герой, шагнувший в литературу, несомненно, из жизни,- по мысли автора, рожден исторической необходимостью, обстановкой тогдашней революционной действительности.

Вот этот сдержанный, подернутый флером конспиративных соображений, но все-таки вполне ясный читателю любой степени проницательности диалог, в котором речь идет о Рахметове, находящемся за границей:

“- А пора б ему воротиться!

-Да, пора.

I. Не беспокойтесь, не пропустит своего времени.

– Да, а если не возвратится?

– Так что ж? (Ты знаешь, свято место не бывает пусто.) За людьми никогда не бывает остановки, если будет им дело; – найдется другой,- был бы хлеб, а зубы будут.

II. А мельница мелет, сильно мелет! – Готовит хлеб!”

Да, революционная мельница в 50-60-е годы XIX века молола в России сильно и неутомимо.

Горизонты русской истории непрерывно полыхали то неутихающей волной крестьянских бунтов, то красным петухом пожаров в усадьбах с неукротимой и беспощадной расправой над их хозяевами, то магматическими толчками идеологии “безбожных вольтерьянцев”, группировавшихся вокруг Петрашевского, то непокорством возбужденного студенчества, то голосом герценовского “Колокола”, призывно звонившего из туманной дали Лондона, то тяж-ким поражением в Крымской войне, в которой нелепая колымага царизма показала свою скрипучую никчемность и отсталость. Казалось, история жаждала перемен и рвалась к ним. Революционная Россия выдвинула в ответ сначала Белинского и Герцена, а потом породила из недр своих гигантскую фигуру – Чернышевского.

Передачу революционного жезла, своеобразной эстафеты в области литературно-критической мысли от Белинского к Чернышевскому хочется сравнить с тем поразительным фактом в истории русской литературы, когда поэтическое перо, выбитое из рук великого Пушкина, было на лету подхвачено молодым гением Лермонтова.

Через несколько лет после смерти “неистового Виссариона” Н. Г.

Чернышевский, воздавая должное великому значению его деятельности в русской критике и истории, писал в “Очерках гоголевского периода русской литературы”: “Кто вникнет в обстоятельства, среди которых должна была действовать критика гоголевского периода, ясно поймет, что характер ее совершенно зависел от исторического нашего положения; и если представителем критики в это время был Белинский, то потому только, что его личность была именно такова, какой требовала историческая необходимость. Будь он не таков, эта непреклонная историческая необходимость нашла бы себе другого служителя, с другою фамилиею, с другими чертами лица, но не с другим характером: историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их деятельности, а сама не подчиняется никому, не изменяется никому в угоду. “Время требует слуги своего”, по глубокому изречению одного из таких слуг”

Время требовало появления Чернышевского, и он пришел, чтобы свершить свой удивительный жизненный подвиг, который навсегда вписан в историю России, революционного движения, в историю литературы.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/istoriya-sozdaniya-romana-chto-delat-po-romanu-chto-delat-chernyshevskij-n-g/

Н. Г. Чернышевский, биографические сведения, «Что делать?»

«Что делать?» – роман русского писателя, философа-утописта, журналиста и литературного критика Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889).

История создания и публикации. Чернышевский писал роман с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию.

Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и разрешили печатать. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3–5).

Хотя все номера «Современника», в которых печатался роман «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.

«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, – но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т.п.

– все на разные тоны», – писал Н. С. Лесков. «Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем», – отмечал современник Чернышевского П.

А Кропоткин.

Запрет на публикацию романа «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман впервые напечатали в России отдельным изданием.

Сюжет. Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди).

Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самой распоряжаться своей жизнью. Вера учится, ищет своё место в жизни, открывает швейную мастерскую «нового типа» – это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, где все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (этим эпизодом начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию по поручению английской фирмы, желающей приобрести стеариновый завод у Полозова.

Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Вскоре они женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым.

Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» – тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Один из самых значимых героев романа – революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову, у которого два прозвища – Никитушка Ломов и ригорист, посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»).

Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль.

В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»).

Художественное своеобразие романа. Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа – любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

Сны Веры Павловны

Использованы статьи:

1. Чернышевский, Николай Гаврилович

2. Что делать? (роман)

Источник: https://www.itest.kz/lekciya_n_g_chernyshevskij_biograficheskie_svedeniya_chto_delat_ru

Ссылка на основную публикацию