Реформы п.а. столыпина — история России

Реформы Столыпина. Кратко

Петр Столыпин

Реформы Столыпина — неудачная, встретившая сопротивление российского общества, попытка председателя совета министров Российской империи Петра Алексеевича Столыпина (должность занимал с 1906 по 1911 годы) создать в России условия для её более мощного экономического роста при сохранении самодержавия и существующего политического и социального порядка

Столыпин (1862-1911)

Русский государственный деятель, занимал посты губернатора Саратовской, Гродненской губерний, министра внутренних дел, премьер-министра.

Причины реформ Столыпина

Первая русская революция (1905-1907) обнажила массу проблем, мешающих России стать мощной капиталистической страной
Революция породила анархию, с которой необходимо было бороться
В правящем классе России имелось слишком разное понимание путей развития государства

Проблемы России в начале ХХ века

  • Допотопные аграрные отношения
  • Недовольство своим положение рабочих
  • Безграмотность, необразованность народа
  • Слабость, нерешительность власти
  • Национальный вопрос
  • Существование агрессивных, экстремистских организаций

Цель реформ Столыпина была в превращении России эволюционным путем в современную, развитую, сильную, капиталистическую, державу

Аграрная реформа
Реформа судопроизводства
Реформа местного самоуправления в Западных губерниях

Реформа судопроизводства выразилась в учреждении военно-полевых судов. Столыпин принял Россию в период смуты. Государство, которое руководствовалось прежним законодательством, не справлялось с валом убийств, грабежей, бандитизма, разбойных нападений, террористических атак.

«Положение Совета министров о военно-полевых судах» позволяло осуществлять разбирательства по поводу нарушения законов в ускоренном порядке. Судебное заседание проводилось без участия прокурора, адвоката, без свидетелей защиты при закрытых дверях. Приговор должен был выноситься не позже чем через 48 часов и в течение 24 часов приводиться в исполнение.

Военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, казнено было 683 человека.

Современниками было замечено, что люди, чьи портреты создавал Репин, а считался он популярным портретистом, тотчас оставляли этот мир. Написал Мусоргского – тот умер, Пирогова – последовал примеру Мусоргского, умерли Писемский, пианистка Мерси де Аржанто, только собрался изобразить Тютчева, он заболел и вскоре скончался.

«Илья Ефимович! – обратился как-то в шутку к художнику литератор Ольдор – напишите, пожалуйста, Столыпина» (из воспоминаний К.

Чуковского)
Реформа местного самоуправления в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилевской и Подольской губерниях состояла в том, чтобы разделить избирательные съезды и собрания на два национальных отделения польское и непольское, так чтобы непольское отделение избирало большее количество земских гласных.

Реформа вызвала критику не только депутатов Государственной Думы, но и министров правительства. Только император Николай II поддержал Столыпина. «Столыпин был неузнаваем. Что-то в нем оборвалось, былая уверенность в себе куда-то ушла. Он и сам, видимо, чувствовал, что все вокруг него, молча или открыто, настроены враждебно» (В. Н. Коковцов «Из моего прошлого»)

Аграрная реформа

Цель

  • Преодоление в русской деревне патриархальных отношений, мешающих развитию капитализма
  • Ликвидация социальной напряженности в аграрном секторе экономики
  • Повышение производительности крестьянского труда

Методы

  • Предоставление права крестьянину выхода из крестьянской общины и закрепление за ним надела земли в частной собственности

Крестьянскую общину составляли крестьяне, ранее принадлежавшие одному помещику и проживавшие в одном селении.

Вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины, которая регулярно перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами в зависимости от размера семей. Луговые, пастбищные земли и леса не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении общины.

Община могла в любое время изменить размеры участков крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. Государство имело дело только с общинами и размер налогов и сборов, собираемых с земель, также рассчитывался для общины в целом.

Все члены общины были связаны круговой порукой. То есть община несла коллективную ответственность за уплату всех видов налогов всеми своими членами.

  • Предоставление права крестьянину продавать и закладывать свои наделы и передавать их по наследству
  • Предоставление крестьянам права создания обособленных (вне пределов деревни) хозяйств (хуторов)
  • Выдача Крестьянским банком ссуды крестьянам под залог земли сроком на 55,5 лет для покупки земли у помещика
  • Льготное кредитование крестьян под залог земли
  • Переселение малоземельных крестьян на казённые земли в малообжитых районах Урала и Сибири
  • Государственная поддержка агрономических мероприятий, направленных на усовершенствование труда и повышение урожайности

Итоги

  • 21 % крестьян вышли из общины
  • 10 % крестьян предприняли попытку выделиться в хутора
  • 60 % переселенцев в Сибирь и на Урал достаточно быстро вернулись обратно в свои деревни
  • К противоречиям между крестьянами и помещиками-землевладельцами добавились противоречия между вышедшими и оставшимися в общине
  • Ускорился процесс классового расслоения крестьянства
  • Увеличение количества городского плебса, вызванное выходом крестьян из общины
  • Рост числа кулаков (сельских предпринимателей, буржуазии)
  • Рост сельскохозяйственного производства за счет расширения посевных площадей и применения техники

Только сегодня действия Столыпина названы правильными. При его жизни и во время Советской Власти аграрная реформа критиковалась, хотя не была доведена до конца. Ведь и сам реформатор считал, что итог реформе следует подводить не раньше, чем через «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего»

Реформы Столыпина в датах

  • 1906, 8 июля — Столыпин стал премьер-министром
  • 1906, 12 августа — покушение на Столыпина, организованное эсерами. Он не пострадал, но погибли 27 человек, двое детей Столыпина были ранены
  • 1906, 19 августа — учреждение военно-полевых судов
  • 1906, август — передача удельных и части казенных земель в ведение Крестьянского банка для продажи крестьянам
  • 1906, 5 октября — указ о предоставлении крестьянам одинаковых с другими сословиями прав в отношении государственной службы, свободы избрания места жительства
  • 1906, 14 и 15 октября — указы, расширявшие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит
  • 1906, 9 ноября — указ, позволяющий крестьянам выходить из общины
  • 1907, декабрь — ускорение поощряемого государством процесса переселения крестьян в Сибирь и на Урал
  • 1907, 10 мая — выступление Столыпина перед депутатами Думы с речью, содержавшей развернутую программу реформ
  • 1908, 10 апреля — закон об обязательном начальном образовании с поэтапным введением в течение 10 лет
  • 1909, 31 мая — Дума приняла закон об усилении русификации Финляндии
  • 1909, октябрь — Россия вышла на первое место в мире по производству и экспорту зерна
  • 1910, 14 июня — Дума приняла закон, расширяющий возможности выхода крестьян из общины
  • 1911, январь — студенческие волнения, ограничена автономия университетов
  • 1911, 14 марта — введение земств в западных губерниях
  • 1911, 29 мая — новый закон, ещё более упрощающий выход крестьян из общины
  • 1911, 11 сентября — гибель Столыпина от рук террориста

Ещё статьи

Что означает выражение «Фома неверующий»
Что означает герб Канады
Что означает слово «сонар»

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-stolypina-kratko.html

Столыпинские реформы

После завершения революционных событий в России наступил период реформирования, в котором активное участие принял министр внутренних дел П.А. Столыпин. Считая основной причиной застоя сохранение крестьянской общины, он направил все усилия на ее разрушение. Одновременно началось укрепление крестьянской частной собственности на землю.

Все реформы должны были проходить при согласии самодержавия, дворянства и буржуазии. Их конечной целью было изменение соотношения классовых сил в пользу буржуазии, присоединение к ней крестьян, которые, становясь мелкими земельными собственниками, должны были служить опорой самодержавной власти на селе. Важнейшая цель реформы — интеграция России в мировую экономическую систему.

Основной проблемой, стоящей перед сельским производителем, был земельный голод в Европейской части России. Малоземелье крестьянства объяснялось сосредоточением огромных наделов в руках помещиков и очень высокой плотностью населения в центре страны.

В июне 1906 г. Столыпин начал проводить умеренные реформы. Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины. Он имел право потребовать объединения надельных участков в единый отруб или выселиться на хутор. Был создан фонд из части казенных, императорских и помещичьих земель для продажи крестьянам. Специально открытый крестьянский банк выдавал для покупок денежные ссуды.

Проведение указа возлагалось на губернские и уездные землеустроительные комиссии, состоящие из чиновников и крестьян под председательством губернатора и уездного предводителя дворянства.

29 мая 1911 г. был издан закон о расширении прав землеустроительных комиссий по образованию отрубов (участок, выделенный крестьянину из земли общины) и хуторов (обособленная крестьянская усадьба с землей). Эти меры должны были разрушить крестьянскую общину и увеличить количество мелких собственников.

Проблема малоземелья решалась переселением крестьян в целях освоения земель Сибири и Средней Азии и развитием в центральной части страны кустарных крестьянских и ремесленных хозяйств. Это сокращало потребность крестьянства в земле.

Реформа преследовала и политические цели. Переселение крестьян из центральной части страны способствовало снятию остроты классового противостояния крестьян и помещиков. Выход крестьян из общины, где царила коммунистическая идеология, снижал риск втягивания их в революцию.

Столыпинская реформа в целом носила прогрессивный характер. Окончательно похоронив пережитки феодализма, она возродила буржуазные взаимоотношения и дала толчок производительным силам в деревне. К 1926 г. из общины выделилось 20-35% крестьян, хуторские хозяйства завели 10%, выросла специализация земледелия, увеличилась площадь посевных земель, валовой сбор зерна и его экспорт.

Значительная часть крестьянства, которую составляли середняки, не спешила покидать общину. Беднота выходила из общины, продавала свои наделы и уходила в город. 20% крестьян, взявших ссуды в банках, разорились.

Читайте также:  Феодальная война на руси в xv веке - история России

Лишь кулаки, имевшие средства для вложения в хозяйство, стремились образовывать хутора и отрубы. 16% переселенцев, не сумев закрепиться на новых местах, вернулись и, влившись в ряды пролетариата, усилили социальную напряженность в стране.

В стремлении превратить Россию в процветающее буржуазное государство, Столыпин пытался провести реформы в различных областях (законы о гражданском равноправии, неприкосновенности личности, свободе вероисповедания, о развитии местного самоуправления, о преобразовании судебной и полицейской системы, национальный и рабочий вопросы).

Почти все законопроекты Столыпина не были приняты Государственным советом. Его инициативы не были поддержаны как царизмом, так и демократическими силами. Неудача с реформированием страны предопределила революционные события 1917 г.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/stolypinskie-reformy/

Аграрная реформа Столыпина 1907-1916 гг. — кратко о событиях

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему.

Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок.

В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью.

Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые.

В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства.

В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал.

В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому было ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

24 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе. Данная реформа представляла собой два больших блока:

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созывы Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии.

Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи.

Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков.

У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным.

При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел.

Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы столыпина.

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств.

В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор.

Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя.

Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину.

Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее.

В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедниками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса.

Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными.

Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал.

Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.

Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного.

Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания.

Читайте также:  Сущность кризиса в российском обществе в начале 20 в. русско-японская война и революция 1905-1907 гг - история России

В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось.

Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек.

Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалась не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания.

В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.

Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель.

Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство.

У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах.

И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.

Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 — 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полный показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны.

Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны.

И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России.

Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом.

Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

Источник: http://istoriarusi.ru/imper/agrarnaja-reforma-stolypina-kratko.html

Trojden | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина: Арсентьев Н. М

Какое значение для развития России имели столыпинские реформы?

1. П. Л. Столыпин и его курс

В развитии Российской империи в начале XX в. серьёзную роль суждено было сыграть Петру Аркадьевичу Столыпину (1862—1911). В разгар революции 1905—1907 гг. Николай II назначил Столыпина на важнейшие посты в государстве: он стал министром внутренних дел (с апреля 1906 г.) и одновременно занял пост председателя Совета министров (с июля 1906 г.).

Столыпин считал необходимым вести жёсткую борьбу с революцией. Ещё ранее, будучи губернатором Саратовской губернии, он предпринял ряд жёстких мер, решительно подавив крестьянские бунты в одном из уездов.

Однако Столыпин хорошо понимал, что недостаточно только лишь давать отпор революционерам. Он был убеждён, что выходом из кризиса, охватившего Россию, должны быть реформы. Свой политический курс сам Столыпин именно так и охарактеризовал: «порядок и реформы».

Непримиримость Столыпина в борьбе с революцией чрезвычайно ополчила против него левые силы. Террористы ещё в 1905 г. «приговорили» политика к смертной казни. На Столыпина было совершено 11 покушений. Одно из них, организованное в 1906 г.

эсерами-максималистами во время приёма Столыпиным посетителей на своей казённой даче, привело ко многим жертвам (пострадало более 100 человек, в том числе дети Столыпина Аркадий и Наталия). Но эти страшные события не сломили Столыпина.

Ответом террористам стал закон о создании военно-полевых судов в августе 1906 г. Эти чрезвычайные военно-судебные органы должны были ускорить суд над теми, кто обвинялся в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц.

Военно-полевые суды вводились как чрезвычайная мера в борьбе с революционными выступлениями и террористическими актами для стабилизации обстановки в стране. Карательные меры вызвали неприятие левых сил.

По имени Столыпина верёвку для повешения стали называть «столыпинским галстуком».

П. А. Столыпин

Однако, по мысли Столыпина, применение наказаний было «не реакцией, а порядком», который необходим для осуществления реформ. Главными он считал реформу местного самоуправления, развитие просвещения, установление гражданских прав и свобод, обеспечение законности, решение рабочего вопроса. Но центральным мероприятием его деятельности стала аграрная реформа.

2. Аграрная реформа

Аграрный вопрос, вызванный малоземельем крестьян, представлял одну из наиболее серьёзных проблем Российской империи. Столыпин предпринял попытку поддержать крестьян, не затрагивая интересы помещиков, и повысить доходность сельского хозяйства.

Вспомните, затронула ли реформа 1861 г. общинные порядки. Каким образом община тормозила развитие сельского хозяйства в 1860—1890-е гг.? В каком положении находились крестьянские хозяйства в начале XX в.?

Столыпин считал необходимым дать крестьянам возможность выхода из общины, стимулировать появление слоя крепких крестьян-фермеров с достаточным количеством земли. Такой крестьянин-собственник должен был «накормить» Россию, нести культуру и просвещение в деревню, стать опорой социальной стабильности.

«Крепкие крестьяне», по мысли Столыпина, должны были стать опорой самодержавного строя. Столыпин опирался не только на теоретические рассуждения, но и на свои наблюдения, сделанные во время службы в Литве, за хуторскими хозяйствами немецких крестьян в соседней Восточной Пруссии.

Важным условием аграрных преобразований, по замыслу Столыпина, было проведение реформы без ущерба для помещиков, не затрагивая помещичьих земель.

Реформа началась в 1906 г. с подписания нескольких указов. Была начата продажа удельных и казённых земель малоземельным, крестьянам по льготной цене, которой занимался государственный Крестьянский банк, созданный ещё при Александре III. Тогда же вышел указ, который уравнивал крестьян в гражданских правах с другими сословиями.

Главная суть реформы была изложена в указе 9 ноября 1906 г. Он вводил право свободного выхода домохозяев из общины и закрепления в личную собственность своего надела. Крестьянин имел право потребовать от общины выделения всех своих разрозненных полос земли в единый отруб.

Читайте также:  Земельные реформы в ряде российских колоний и национальных районах - история России

Если крестьянин переносил на эти земли свой дом и хозяйственные постройки, то это называлось хутор. На отделение отрубников и хуторян требовалось разрешение 2/3 общинного схода. Если в течение месяца община не принимала решения, то крестьянин имел право выделиться без её согласия при помощи землеустроительной комиссии. Указ 9 ноября 1906 г.

был отвергнут левыми партиями II Государственной думы, он стал законом только решением III Государственной думы в 1910 г.

Аграрная реформа П. А. Столыпина

В 1911 г. было издано «Положение о землеустройстве», нацеленное на форсированное создание отрубов и хуторов при проведении землеустроительных работ.

В результате за период 1907—1914 гг. из общины вышло около 28 % от общего числа общинников (9 млн). Заявлений было подано больше — около 35 %. Выходили из общины пограничные слои крестьян — бедняки и богатые.

Середняцкая масса боялась рисковать и осталась в большинстве своём в общине.

Бедняки выходили затем, чтобы избавиться от бесполезного малоземельного груза и уйти в город, пополнив ряды рабочего класса, или переселиться на свободные земли в Сибирь.

Другим масштабным мероприятием в рамках аграрной реформы стало содействие переселению крестьян в малозаселённые районы, пригодные для земледелия: в Южную Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию. Для этих крестьян организовывали специально оборудованные вагоны («столыпинские вагоны») для переправки вместе с семьями, имуществом, скотом.

Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 гектаров на главу семьи и 45 гектаров на остальных членов семьи), денежную ссуду, которая с 1912 г. в некоторых отдалённых районах доходила до 400 р. на семью (из них 200 р. выдавались безвозмездно).

Мужчин освобождали от воинской повинности.

В результате за 1907—1914 гг. за Урал переселилось более 3 млн человек, большую часть из них составляли бедняки, искавшие лучшей доли на новом месте. От 12 до 17 % из них вернулись обратно, не справившись с трудными условиями или разорившись. Большинство же переселенцев остались на новых землях.

В результате аграрной реформы Сибирь получила мощный толчок к социально-экономическому развитию. Население Сибири значительно выросло. Посевные площади увеличились на 80 %, тогда как в европейской части только на 10%. Особенно интенсивно развивалось скотоводство, обгоняя по темпам животноводство европейской части страны.

Реформу сопровождали широкие агрокультурные мероприятия правительства. В деревню отправились тысячи агрономов, зоотехников, землемеров. Создавались агропромышленные службы для крестьян, открывались сельскохозяйственные курсы по внедрению новых форм сельскохозяйственного производства.

3. Результаты аграрной реформы

Историки по-разному оценивают результаты аграрной реформы Столыпина. С одной стороны, даже при том, что из общины выделилась меньшая часть крестьянства, те мероприятия, что удалось провести до начала Первой мировой войны, благотворно сказались на развитии сельского хозяйства и экономики в целом.

Производство зерновых в предвоенные годы выросло в 1,5 раза, технических культур — в 3 раза. Возрос экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия давала 25 % мирового экспорта зерна, успешно конкурируя с США, Канадой, Аргентиной. Сопутствующим фактором была хорошая конъюнктура на международном зерновом рынке.

Мировые цены на хлеб перед войной выросли на 35 %.

Валовой доход от сельского хозяйства в 1913 г. составил 53 % от общего валового дохода. Выросла товарность аграрного производства. Следствия мероприятий реформы были одним из факторов промышленного подъёма в России в 1909—1913 гг.

Реформа в целом простимулировала капиталистическое развитие: выросла численность рабочего класса, общая ёмкость внутреннего рынка, потребность в сельскохозяйственной технике и удобрениях, широкое развитие получила аренда земли, система кредитования, крестьянская кооперация.

Но вместе с тем реформа не решила проблем аграрного перенаселения и голода. Россия по-прежнему уступала передовым индустриальным странам по многим критериям развития. Так, например, в 1913 г. в США получали 68 пудов хлеба с одной десятины, во Франции—89, в Бельгии —168, в России — 55 пудов.

Для достижения более весомых результатов реформе не хватило времени. Сам Столыпин говорил о том, что для успеха его начинаний потребуется 15— 20 лет мирного развития. Но этого времени у нашей страны не оказалось.

Последовательному проведению реформ помешала внезапная гибель его главного вдохновителя и идеолога (в 1911 г. П. А. Столыпин был убит, став жертвой политического террориста). Кроме того, в 1914 г.

началась Первая мировая война, и вскоре многие мероприятия реформы пошли на спад.

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862—1911)

Российский государственный и политический деятель, министр внутренних дел, премьер-министр России. Происходил из старинной дворянской семьи. Получил блестящее образование в Санкт-Петербургском Императорском университете, после чего приступил к государственной службе.

Свою карьеру Столыпин начал в Прибалтике сначала в роли губернского предводителя дворянства в Ковенской губернии, потом стал губернатором Гродненской губернии.

Яркой страницей в биографии Столыпина становится его назначение на должность саратовского губернатора в 1903 г. Здесь Пётр Аркадьевич добивается заметных успехов по налаживанию обстановки в губернии и подавлению крестьянских бунтов. Его усердие и старания в работе были замечены, и в 1906 г.

Столыпин становится министром внутренних дел, а затем председателем Совета министров, сохраняя прежний пост. Премьер-министру Столыпину удалось достичь положительных результатов в борьбе с революционным движением, провести аграрную реформу, стимулировать освоение сибирских земель и т. д.

В то же время премьер встретил огромное сопротивление политических кругов, оппозиции. На Столыпина было совершено более десятка покушений, но это не останавливало Петра Аркадьевича в его прогрессивной государственной деятельности.

«Вам нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия», — говорил премьер.

4. Программа преобразований Столыпина

Столыпинская программа преобразований, помимо аграрных мероприятий, включала широкий комплекс мер по перестройке местного самоуправления, национальному и религиозному вопросам, распространению просвещения, решению рабочего вопроса, а также по проведению налоговой реформы. Большинство этих проектов не были реализованы в полной мере, так как встретили противодействие со стороны правых сил при дворе, в Государственном совете и в Государственной думе.

Ещё в 1906 г. Министерство внутренних дел разработало проект земской реформы, который основывался на принципе перехода от сословных к имущественным критериям формирования курий. Предполагалось ввести низший уровень земского самоуправления — волостное всесословное земство.

Этот проект был связан с аграрной реформой и имел целью усиление влияния вышедших из общины богатых крестьян в земском самоуправлении. Проект земской реформы обсуждался на земских и дворянских съездах, но не нашёл поддержки в Государственной думе и Государственном совете.

По предложению Столыпина с целью укрепления русского влияния в стратегически важных губерниях Литвы, Белоруссии, Западной Украины вводилось земское самоуправление.

Причём предполагалось снизить имущественный ценз на выборах в эти земства для русских помещиков и православного духовенства. После того как закон 1910 г.

, принятый Государственной думой, оказался отвергнут Государственным советом, земства в западных губерниях были введены указом императора в 1911 г.

В результате из 43 проектов, предлагавшихся Столыпиным, осуществились лишь 10. Некоторые были реализованы уже после его смерти. Так, законы о страховании рабочих были приняты лишь в 1912—1913 гг.

На основе взносов рабочих и предпринимателей создавались кассы, из которых выплачивались пособия по нетрудоспособности и в случае гибели рабочего на производстве. В 1912 г. образовывались высшие начальные училища, в которые принимались дети от 10 до 13 лет, окончившие начальные народные училища.

Разрабатывался проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», однако он так и остался на бумаге, так как был отклонён Государственным советом.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Деятельность П. А. Столыпина внесла огромный вклад в социально-экономическое развитие России в начале XX в. Аграрная реформа Столыпина способствовала развитию капитализма и в сельском хозяйстве. Сложная социально-политическая ситуация в стране предопределила незавершённость многих начинаний Столыпина.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие обстоятельства диктовали необходимость проведения аграрной реформы? 2. Перечислите мероприятия, предпринятые в рамках Столыпинской аграрной реформы. 3. Можно ли утверждать, что реформы П. А. Столыпина являются продолжением реформ С. Ю. Витте? Объясните свой ответ. 4. Расскажите о результатах аграрной реформы.

Как вы их оцениваете? Какие цифры, приведённые в учебнике, подтверждают положительные результаты аграрной реформы? 5. Назовите проекты преобразований, предложенные П. А. Столыпиным. 6. Что означал бы на практике переход от сословных к имущественным критериям формирования избирательных курий по земской реформе П. А.

Столыпина?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Можно ли назвать П. А. Столыпина «случайным человеком» во власти? Аргументируйте свой ответ, используя цитаты из параграфа. 2. Почему свою деятельность на посту министра внутренних дел, а потом председателя Совета министров П. А.

Столыпин начал с репрессий? 3. Разделившись на группы по 5—6 человек, составьте тезисы собственных программ преобразований в сфере сельского хозяйства, альтернативных программе П. А. Столыпина.

Обсудите эти программы в классе и попытайтесь выработать на их основе один вариант.

4. Проанализируйте причины сопротивления многим начинаниям П. А. Столыпина как со стороны консервативных кругов, так и со стороны левых сил.

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-9-class-part-2-arsentiev-2016/15

Ссылка на основную публикацию