Реформы александра ii. отмена крепостного права. — история России

Александр II. Отмена крепостного права

Политика Александра 2

Царь Александр 2, сын Николая 1, родился 29 апреля 1818 года. Император Александр 2 вступил на престол после смерти отца в 1855 году.

Внутренняя политика Александра 2 серьезно отличалась от той, которую проводил в жизнь его отец, Николай 1. Наиболее значимой из реформ императора стала крестьянская реформа Александра 2.

19 февраля 1861 года в России было отменено крепостное право. Но эта, уже давно назревшая реформа, просто не могла не повлечь за собой целый ряд серьезных изменений.

Страну ждала череда буржуазных реформ Александра 2.

Первой среди них стала проведенная в 1864 году земская реформа. В России был учрежден институт уездного земства и создана система самоуправления на местах. Следующей стала судебная реформа Александра 2. В стране стали действовать правовые нормы, принятые в Европе, но некоторые российские особенности судебной системы сохранились. Эта реформа была проведена в один год с земской.

В 1870 году проведена городская реформа, приведшая к усилению развития городов и промышленного производства. Финансовая реформа привела к созданию Государственного банка и появлению бухгалтерии (официальной).

Среди царских реформ стоит отметить и военную реформу Александра 2. Она привела к введению новых, близких к европейским, стандартов в армейской среде и появлению всеобщей воинской повинности.

Следствием всех этих реформ стала работа над проектом первой Конституции России.

Значение реформ, часто называемых историками «революцией сверху», переоценить невозможно. В стране начало активно развиваться машинное производство, появились новые отрасли промышленности, претерпел изменения политический строй. Либеральные реформы привели к тому, что общественное движение при Александре 2 резко активизировалось.

Внешняя политика Александра 2, как и внутренняя, оказалась очень успешной. Страна смогла вернуть утраченное за период правления его отца военное могущество.

В 1864 году были подчинены Туркестан и Северный Кавказ, а так же, умиротворена Польша. Война с Турцией 1877 – 1878 годов слала одной из наиболее успешных и привела к еще большему увеличению территории страны. Однако Аляска была продана США.

Сумма в 7 млн. 200 тыс. долларов была относительно небольшой даже в те времена.

Отмена крепостного права в России

Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.

Основные причины отмены крепостного права:

1. Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;

2. Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;

3. Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;

4. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».

В соответствии с общими положениями реформы крестьянину предоставлялась:

1. бесплатно личная свобода. Помещик сохранял право на все земли, но

2. обязан был предоставить крестьянину в пользование усадьбу с участком, а крестьянин был обязан ее выкупить. Помещик обязан был дать надел, а крестьянин был обязан этот надел принять.

3. Освобождался не каждый крестьянин в отдельности, а всем миром, общиной. Поэтому помещики и государство имели отношения с общиной, которая выкупала земли и платила повинности. Так как у крестьян денег на выкуп не было, а помещики не хотели освобождать крестьян в долг, то

4. посредником между помещиками и крестьянством выступало государство. Правительство единовременно оплатило помещикам 80 % выкупной суммы, а остальные 20 % внесла община, которая получила от правительства кредит под 6 % годовых сроком на 49 лет.

За пользование усадьбой и наделом крестьянин должен был в течение 8 лет выполнять обязанности перед барином. Отсюда и термин: временнообязанные крестьяне. Предусматривались две формы повинности: оброк и барщина. В среднем по стране норма оброка составляла 10 р.

в год, а барщина — 40 дней мужских и 30 дней женских. Размер выкупа за надел составлял такую сумму, которая, если ее положить в банк, выплачивающий 6 % годовых, давала бы помещику ежегодно сумму оброка.

На эти деньги помещик мог купить сельскохозяйственные машины и нанять работников, мог вложить деньги в акции, модернизацию своего хозяйства. В среднем по стране выкуп превышал рыночную стоимость земли. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили 34 млн. дес. земли, или 3,4 дес.

на душу. Для прожиточного минимума надо было иметь от 5 до 8 дес. Перспектива разорения значительной части крестьянства стала неизбежной.

Буржуазные реформы второй половины XIX века. Особенности капиталистического развития России и социально-классовая структура общества

Буржуазные реформы

Отмена крепостничества способствовала развитию капитализма в России и вызвала необходимость преобразований во всех областях государственной жизни.

Наиболее прогрессивной стала судебная реформа 1864 г., так как старые николаевские суды вершили приговоры без общественного контроля, были пристрастны, грешили произволом и взятками. Подготовкой реформы руководили министр юстиции Замятин и статс-секретарь Запрудный.

Новый суд основывался на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства (обвинение в лице прокурора и защита в лице адвоката рассматривали обстоятельства дела, а окончательное решение по делу выносили присяжные заседатели, которых выбирали из различных сословий). Прогрессивным новшеством было создание прокурорского надзора и суда присяжных.

Новая судебная система соответствовала развивающимся буржуазным отношениям и принципам демократии, что вызвало острое недовольство со стороны самодержавия. По этой причине в 60-70 гг. 19 в. судебная реформа была подвергнута пересмотру.

После получения крестьянством свободы, появилась потребность создания всесословных органов местного самоуправления. 1 января 1864 г.

было опубликовано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому в уездах и губерниях создавались земства или земские собрания. Земские собрания формировали земские управы (исполнительные органы).

Компетенция земств была ограничена решением вопросов общественной жизни (хозяйство, просвещение, медицина, сбор налогов для местных нужд).

В 1870 г. было издано «Городовое положение», которое ввело всесословное местное управление в городах.

Городские думы были бессословными и избирались из местной среды. Они выполняли те же функции, что и земские учреждения в сельской местности.

Поражение России в Крымской войне показало несовершенство и отсталость российской армии. Ее основой были солдаты, набранные через рекрутские наборы. Начавшаяся в 1855 г. реформа армии ощутимых результатов не дала, пока в 1861 г. на должность военного министра не был утвержден выдающийся генерал Д.

А. Милютин. Это был патриот, понимающий историческую необходимость реорганизации военной системы российского государства. Уменьшив общее количество войск, Милютин провел серию военных преобразований. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность.

Установлен 6-летний срок службы, распространяемый на мужчин, достигших 20 лет, независимо от сословия. Россия была разделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министру. На вооружение армии были поставлены новые образцы оружия.

Большое внимание было уделено подготовке военных кадров, открылись новые военные училища. В армии отменили муштру и палочную систему, воспитание и обучение солдат стало более гуманным.

Представители различных сословий получили возможность продвижения по службе, что положило конец кастовости в составе офицерского корпуса. Реформа способствовала повышению боеспособности русской армии.

В 1863 г. был издан новый университетский устав, по которому университеты получили широкие возможности в самоуправлении.

Совету профессоров университетов дали возможность выбирать всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные должности. Школьная реформа 1864 г.

способствовала демократизации сферы начального и среднего образования. Было увеличено количество учебных заведений и реорганизован педагогический корпус.

В 1865 г. проведена реформа печати, значительно смягчилась цензура в издательстве книг и периодической печати. Обществу была дана возможность обсуждения политических и социальных вопросов на страницах печатных изданий, в частности, журналов «Современник» и «Русское слово».

Источник: https://megalektsii.ru/s12174t9.html

Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права в России [09.04.11]

Вид работы: Контрольная работа

Тема: Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права в России

Дисциплина: Отечественная история

Скачивание: Бесплатно

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Сургут 2007

Дата размещения: 09.04.11 в 10:45

Глава 1.

Отмена крепостного права.

На внутреннюю политику России во второй половине ХIХ в. оказывали влияние следующие факторы:

  • поступательное экономическое развитие;
  • изменения в социальной структуре, в том числе появление новых социальных слоев;
  • мощный подъем общественного движения.

Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

60-70-е гг. ХIХ в. – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни и общества и государства:

  1. социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права);
  2. политические реформы (изменения в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформы);
  3. реформы в области образования и культуры (школьная, университетская печати).

История полагает, что Александр II не только не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Однако это не преуменьшает роли Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он не только осознал необходимость преобразований, но и пошел на их осуществление.

Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение реформ 60-70-х гг.

Толчком к преобразованиям послужили:

  • во — первых, проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I;
  • во — вторых, Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции;
  • в — третьих, крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников.

Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

С воцарением Александра II наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831гг.

, петрашевцам, приостановил на три года рекрутские наборы, списал недоимки.  В 1856г. Александр II возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве». В 1857г. принял решение о ликвидации военных поселений. В начале 1857г.

был учрежден секретный комитет для подготовки крестьянской реформы.

В советской исторической науке утвердилась точка зрения, согласно которой в России в конце 50-х – начале 60-х гг. ХIХ в, сложилась революционная ситуация.

Советские исследователи считали, что не только Крымская война, но и революционная ситуация (в том числе крестьянские выступления) заставили царизм поспешить с освобождением крестьян и произвести частичные изменения политических институтов.  

18 февраля 1861г. после обсуждения  в Главном комитете и Государственном совете  Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы.

  1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.
  2. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.
  3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.
  4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.
  5. Крестьяне получали право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.
Читайте также:  Древнерусское государство - история России

Оценивая крестьянскую реформу можно подчеркнуть следующее:

  • во — первых, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян,по-видимому, не было;
  • во – вторых, условия освобождения крестьянизначальнозаключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было также следствием компромиссного характера реформы;
  • в – третьих, реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. Самые значительные их них относятся к 1861г. – восстания крестьян в селах Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии;
  • в – четвертых, с освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали ценный комплекс первоочередных преобразований, имевших создать новую систему государственного управления.

Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

Глава 2.

Эпоха реформ Александра II.

     В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом.

В ноябре 1861г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган – Совет министров.

Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, который в 60-70-х гг. провел большую работу по рассмотрению проектов законов  и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х гг. Государственный совет был подменен Комитетом министров.

В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены  значительные преобразования. Так в 1865 г. Главное управление путей сообщений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений.

Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которой возлагался контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов.

В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

В основе судебной реформы 1864г. лежали следующие принципы:

  • бессословность суда;
  • равенство всех подданных перед законом;
  • независимость суда от администрации;
  • создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);
  • на судебные заседания допускались публика и представители прессы.

В ноябре 1864 г. были утверждены и стали законом акты судебной реформы:

  • Учреждения судебных установлений;
  • Устав уголовного судопроизводства;
  • Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные и общие.

Местными были волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; а общими – окружные суды и судебные палаты. Местные суды учреждались для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков.

Мировые, судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами из местных жителей с определенным образовательным и имущественным цензом, решали дела единолично.

Апелляцией для пересмотра их приговора являлся съезд мировых судей.

Окружные суды, назначаемые императором,  учреждались на несколько уездов, большей частью на всю губернию, для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Они рассматривали все дела, за исключением должностных, совершаемых чиновниками старше 9-го ранга, а также политические дела.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура. При судебных палатах также состоял совет присяжных поверенных.

 Верховным судом, а также высшим органом власти судебного надзора являлся Сенат, в составе которого в ходе судебной реформы было создано два кассационных департамента – гражданский и уголовный. В 1872г.

в составе сената было образовано особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах –высший политический суд России. С 1878г.

часть политических дел переходит к военно-окружным судам.

Земская реформа 1864г.

Закон о местном самоуправлении, принятий в 1864г. определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах губерниях, и каждое из них имело распорядительные земские и исполнительные органы.

Председателем земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начало.

В земских органах преобладали помещики и дворяне (около 45%). Согласно закону земства были избраны только в 33 (по некоторым данным 34) из 50 российских губерний. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда;  занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.

Значение земской реформы в том, что, во-первых. С учреждением земств была предпринята попытка, создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Реформа городского самоуправления 1870г.

 Всесословные органы общественного самоуправления – городские думы –  создавались в соответствии с новым «Городовым положением». Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы соответственно сумме выплачиваемых ими налогов.

Каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Один голос богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков, и нескольких тысяч мелких.

Гласные городской думы избирали из своей среды городскую голову и членов городской управы.

Городские думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.

Финансовая реформа 1862г.-1862 гг.

 Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны поучал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860г.

был учрежден государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия.

Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

Военные преобразования 60-70-х гг.

одним из наиболее последовательных и важных преобразований Александровского царствования стала военная реформа. Ее начало относится к 1860-1861гг., завершение – к 1874г.

успеху этой реформы способствовало то, что ее подготовкой и проведением в жизнь руководил Дмитрий Алексеевич Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, облегчит положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.

Главное достижение военной реформы – переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

Согласно закону мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота.

Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались  их семейного положения и здоровья, а срок службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее – полтора года.

Первое серьезное испытание  – Русско-турецкая война 1877- 1878гг. – показало высокий уровень боевой подготовки армии.

Значительные преобразования в области просвещения. 18 июля 1863г. был утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на территорию университета без разрешения его ректора.

Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников. А. В.

Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.

В 1864г. был принят уставы средней школы, в соответствии с которым гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом кК поступлению в университет, которые – в высшие технические учебные заведения. Школьная реформа 1864г. демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутренних дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась предварительная (т.е.

на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей части книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура – применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания.

Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, реформы 60-70-х гг. ХIХ в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.

Проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Либералы, получив поле деятельности – земства, суды, университеты, – смогли перейти от слов к конкретным делам.

Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А.
  2. История России: Учебник. – 2е изд.перераб. и доп. – М.: Мангрув, 2004. – 560с.
  3. История России: Справ. пособие/ Авт. Сост. И.Н. Кузнецов. Минск, 2000
  4. Ляшенко Л.М. История России.ХIХв. М.:, 2000.
  5. Сергеев Е. Ю. Новейшая История. подробности. М.:, 2000

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Не подходит Контрольная работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

+6

Размер: 15.66K

Скачано: 59

Скачать бесплатно Еще Контрольные работы!

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Похожие бесплатные Контрольные работы:

Источник: https://studrb.ru/works/entry9337

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа

«Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменяться снизу». Александр II.

Александр II вступил на престол в 1855 году. Практически сразу он столкнулся с необходимостью решения вопроса о крепостном праве, который на протяжении многих лет обсуждался в обществе.

Предыдущих российских императоров останавливало противостояние со стороны помещиков и то, что крепостное право было своеобразным фундаментом государства, разрушать который было опасно.

События Крымской войны продемонстрировали необходимость выбора между серьёзными реформами и безнадёжным экономическим отставанием от европейских государств.

В ходе урока вы узнаете о подготовке Крестьянской реформы, её содержании, крестьянском управлении и значении реформы.

Подготовка проекта реформы. Первые действия Александра II в деле решения крестьянского вопроса были традиционными. В 1857 году был создан секретный комитет, но его члены всячески старались тянуть время.

Поэтому Александр II попытался заставить помещиков проявить инициативу в освобождении крестьян.

Император убеждал, что отмена крепостного права неизбежна и, приняв участие в решении этого вопроса, помещики могут получить определённую выгоду.

Первыми проявили инициативу помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. 20 ноября 1857 года был издан царский рескрипт об учреждении в каждой из этих губерний комитетов для подготовки проекта Крестьянской реформы.

В течение года подобные комитеты были созданы во всех российских губерниях.

Читайте также:  Фольклор xix века - история России

Таким образом, подготовка реформы стала гласной и открытой. К весне 1859 года губернские комитеты завершили свою работу. Помещики чернозёмных районов хотели сохранить за собой большую часть земель, выделив крестьянам небольшие наделы.

Помещики нечерноземья получали доходы с оброка, поэтому они хотели ввести максимально большой выкуп для крестьян.

На основе местных губернских проектов было создано единое «Положение об отмене крепостного права». 4 марта 1859 года учредили Редакционные комиссии, в состав которых вошли чиновники, разделявшие стремление Александра II к преобразованиям.

Председателем комиссий стал Яков Иванович Ростовцев. Его правой рукой был Николай Алексеевич Милютин, лидер либеральной бюрократии.

Они проделали огромную работу и к осени 1860 года подготовили «Положение об отмене крепостного права». При его разработке члены Редакционных комиссий исходили в основном из общегосударственных интересов.

Их проект в большей степени учитывал интересы крестьян. Нормы земельных наделов были увеличены, по сравнению с предложенными губернскими комиссиями, а размер выкупа уменьшен. Такая позиция вызвала негодование поместных дворян.

Александр II пошёл на уступки и разрешил внести некоторые поправки для «ограждения выгод помещиков».

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Содержание реформы. После издания Манифеста крестьяне получали личную независимость.

Помещики больше не могли подвергать их телесным наказаниям и продавать.

Помещики не вмешивались в личные и хозяйственные дела крестьян.

Все крестьяне одного помещика объединялись в сельское общество.

Однако пока не был заплачен выкуп землевладельцу, крестьяне были обязаны продолжать работать на барщине и платить оброк.

Оброк уплачивался от всего сельского общества. Здесь существовала круговая порука. Если кто-то из крестьян не выплачивал оброк, то его долг распределялся между всеми крестьянами общества. Также помещики имели право потребовать выплаты оброка за полгода вперёд.

Работа на барщине разделялась на конные и пешие дни. Их соотношение определял помещик.

Крестьяне оказывались в переходном состоянии, став временнообязанными. В ходе крестьянской реформы свободу получили более 24 миллионов крепостных, что составляло 40 процентов всего населения России.

В «Положении» указывались нормы наделов, которые крестьяне могли получить. Если они превышали количество земли, которым крестьяне пользовались до отмены крепостного права, помещик должен был добавить (прирезать) недостающее. Если норма надела была меньше, то помещик мог забрать лишнее в свою пользу.

В различных губерниях прирезки получили только от 3 до 15 процентов крестьян. Отрезки же произвели почти у 65 процентов крестьян. Таким образом, большинство крестьян получили земли меньше, чем располагали раньше. А около девятисот тысяч крестьян, живших у мелкопоместных дворян, вообще земли не получили.

Размеры надела фиксировались в «Уставных грамотах», которые составлялись помещиками. «Уставную грамоту» заключали с «миром», то есть с сельской общиной, а не с каждым крестьянином по отдельности.

Сельское общество могло выкупить полевые наделы по предварительному соглашению с помещиком. После этого все обязательства перед помещиком прекращались. А тех, кто выкупил землю называли «крестьяне-собственники».

Земельный надел крестьяне могли получить после проведения выкупной операции. В «Положении» обозначалась сумма выкупа, но она не соответствовала реальной стоимости земли. По сути крестьянин выкупал не участок, а заработок, с которого платил оброк.

Он должен был уплатить такую сумму, которая, находясь в банке, приносила бы помещику годовой доход, равный оброку от этого крестьянина. Сделано это было в интересах помещиков нечернозёмных районов, для которых оброк являлся основным средством дохода.

Крестьянам предстояло собрать большие суммы денег. Иногда надолго затягивалось их переходное состояние, невыгодное для помещика и тяжёлое для самих крестьян. Поэтому государство брало на себя обязательство выплатить помещику 80 процентов выкупной суммы. Оставшуюся часть денег крестьянин платил сразу или постепенно.

Государственные деньги, потраченные на выкуп, правительство расценивало как ссуду. Крестьяне должны были возвращать их государству в течение 49 лет, выплачивая по 6 процентов от полученной суммы. Выходило, что крестьяне выплачивали 294 процента от того, что выделяло им государство.

Крестьянское управление. В ходе реформы была ликвидирована вотчинная власть помещика над крестьянами. Сразу возник вопрос об управлении земледельческим населением: сборе налогов, поддержании порядка и улаживании споров.

В основу новой системы управления легли сельские и волостные сходы.

Сельский сход собирал староста, но иногда инициатором его созыва выступал помещик. Сход занимался вопросами пользования землёй, распределением податей, наборами в рекруты.

За исполнением решений схода следил сельский староста, имевший административно-полицейские права. Он имел право наказывать за мелкие проступки.

На сельских сходах крестьяне каждой общины избирали по одному представителю от десяти дворов на волостной сход. Он собирался в самом большом селе волости. Управление осуществлял волостной старшина, избираемый на три года. В ведении канцелярских дел старшине помогали один или несколько писарей.

Разрешением имущественных споров и наказанием проступков занимался волостной суд. Он состоял их четырёх выборных непрофессиональных судей. Кандидатов в судьи избирали на сельских сходах.

Волостной сход становился высшей инстанцией для сельских сходов. Эта система заменяла помещиков, на которых раньше опиралось правительство.

Значение реформы. Крестьянская реформа сыграла важную роль в истории России. Было ликвидировано крепостное право, масса населения избавилась от принудительного труда и прикрепления к земле. Этим был открыт путь к новым экономическим отношениям.

Но реформу провели достаточно непоследовательно. Продолжали сохраняться многие пережитки крепостного права, которые препятствовали хозяйственному развитию государства. Среди пережитков основными были искусственное сохранение и поддержка за счёт крестьян помещичьих хозяйств.

Крестьяне освобождались с наделом, недостаточным для нормального ведения хозяйства. К тому же за него приходилось выплачивать огромный выкуп. Большинство крестьян были обречены на полуголодное существование.

Результаты реформы вызвали протест среди крестьян. За первые полгода 1861 года произошло около полутора тысяч восстаний. Большая часть из них была подавлена силами военных. К концу 1861 года в России не оставалось ни одной губернии, в которой бы не вспыхнули крестьянские волнения.

Осенью 1861 года крестьяне Поволжья начали массовые вырубки помещичьих лесов, отказывались выплачивать оброк, саботировали барщинные работы.

В результате сельское хозяйство с большим трудом продвигалось по новому пути развития. А застой в этой сфере экономики отражался на всех остальных сферах.

Давайте подведём итоги.

В 1857–1858 годах в России создавали губернские комитеты по подготовке проекта Крестьянской реформы.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

После издания Манифеста крестьяне получали личную независимость и объединялись в сельские общества.

До момента выкупа земельного надела крестьяне продолжали выплачивать помещику оброк и отрабатывать барщину.

В основу крестьянской системы управления легли сельские и волостные сходы.

Источник: https://videouroki.net/video/46-nachalo-pravleniya-aleksandra-ii-krestyanskaya-reforma.html

Почему отмена крепостного права «убила» Александра II

3 марта 1861 года Александр II отменил крепостное право и получил за это прозвище «Освободитель». Но реформа не стала популярной, напротив, явилась причиной массовых волнений и гибели императора.

Помещичья инициатива

Подготовкой реформы занимались крупные помещики-крепостники. Почему они вдруг согласились пойти на компромисс? В начале своего правления Александр держал речь перед московским дворянством, в которой озвучил одну простую мысль: «Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу».

Его опасения были не напрасными. За первую четверть XIX века было зарегистрировано 651 крестьянское волнение, за вторую четверть этого столетия — уже 1089 волнений, а за последнее десятилетие (1851 — 1860 гг.) — 1010, при этом 852 волнения пришлось на 1856-1860 годы.

Помещики предоставили Александру более сотни проектов будущей реформы. Те их них, которые владели имениями в нечерноземных губерниях, готовы были отпустить крестьян и дать им наделы. Но эту землю должно было выкупить у них государство. Помещики черноземной полосы хотели сохранить в своих руках как можно больше земли.

Но окончательный проект реформы составлялся под контролем государства в специально образованном Секретном комитете.

Подложная воля

После отмены крепостного права почти сразу среди крестьян поползли слухи, что зачитанный им указ – поддельный, а настоящий манифест царя помещики скрыли. Откуда взялись эти слухи? Дело в том, что крестьянам дали «волю», то есть личную свободу. Но землю в собственность они не получили.

Собственником земли по-прежнему оставался помещик, а крестьянин был лишь ее пользователем. Чтобы стать полноправным владельцем надела крестьянин должен был выкупить его у барина.

Освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община, покинуть которую было затруднительно – все были «скованы одной цепью».

Общинникам, например, было невыгодно, чтобы зажиточные крестьяне выделялись и вели самостоятельное хозяйство.

На каких же условиях крестьяне расставались со своим рабским положением? Наиболее острым вопросом был, конечно, вопрос о земле. Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой. Вся территория Европейской России была разделена на 3 полосы — нечернозёмную, чернозёмную и степную.

В нечерноземных областях размеры наделов были больше, но в черноземных, плодородных регионах помещики расставались со своей землей весьма неохотно. Крестьяне должны были нести свои прежние повинности – барщину и оброк, только теперь это считалось платой за предоставленную им землю. Таких крестьян называли временнообязанными.

С 1883 года все временнообязанные крестьяне обязаны были обязаны выкупить свой надел у помещика, причем по цене куда выше рыночной. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами.

Распределение земель в отдельно взятых поместьях тоже происходило в интересах помещиков. Наделы были отгорожены помещичьими землями от угодий, которые были жизненно необходимы в хозяйстве: лесов, рек, пастбищ. Вот и приходилось общинам арендовать эти земли за высокую плату.

Шаг к капитализму

Многие современные историки пишут о недостатках реформы 1861 года. Например, Петр Андреевич Зайончковский говорит, что условия выкупа имели грабительский характер. Советские историки однозначно сходятся, что именно противоречивый и компромиссный характер реформы привел в итоге к революции 1917 года.

Но, тем не менее, после подписания Манифеста об отмене крепостного права, жизнь крестьян в России изменилась к лучшему. По крайней мере, их перестали продавать и покупать, будто бы животных или вещи.

Освобожденные крестьяне пополнили рынок рабочей силы, устроились работать на фабрики и заводы. Это повлекло за собой становление новых капиталистических отношений в экономике страны и её модернизации.

И, наконец, освобождение крестьян стало одной из первых реформ из целой серии, подготовленной и проведенной сподвижниками Александра II. Историк Б.Г. Литвак писал: «…

такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего государственного организма».

Изменения коснулись практически всех сфер жизни: экономики, социально-политической сферы, местного самоуправления, армии и флота.

Россия и Америка

Принято считать, что Российская империя в социальном плане была весьма отсталым государством, ведь там до второй половины XIX века сохранялся отвратительный обычай продавать людей на аукционе, как скотину, а помещики не несли никакого серьезного наказания за убийство своих крепостных. Но не стоит забывать, что в это самое время на другом конце света, в США, шла война между севером и югом, и одной из причин ее стала проблема рабства. Только путем военного конфликта, в котором погибли сотни тысяч человек.

Читайте также:  Кодификация законов - история России

У американского раба и крепостного действительно можно обнаружить немало сходства: они одинаково не распоряжались своей жизнью‚ их продавали‚ разъединяли с семьями; контролировалась личная жизнь.

Отличие заключалось в самом характере обществ, которые породили рабство и крепостничество. В России труд крепостных был дешев, а поместья – малопроизводительны. Прикрепление крестьян к земле было скорее политическим, нежели экономическим явлением. Плантации американского Юга всегда была товарными, а их главный принципам была экономическая эффективность.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/49440-pochemu-otmena-krepostnogo-prava-ubi.html

Преобразования Александра 2.Отмена крепостного права и реформы 1860-70х годов России

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 28Следующая ⇒

Реформы Александра II называют Великими: отмена крепостного права (1861), Судебная реформа (1863), Реформа образования (1864), Земская реформа (1864) Военная реформа (1874).

Преобразования затронули все сферы деятельности российского общества, сформировав экономико-политические контуры пореформенной России.

Деятельность Александра II была во многом направлена на слом устоявшихся веками порядков, что привело к всплеску социальной активности с одной стороны, а также пробудило реакцию со стороны помещичьего класса.

Историки до сих пор спорят, какой бы стала Россия, проживи государь хотя бы еще четыре дня, когда в Государственном Совете должно было пройти обсуждение конституционного проекта Лорис-Меликова. Но 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала (ныне канал им. Грибоедова) император Александр II погиб от рук народовольцев-бомбистов.

19 февраля 1861 года Александр II подписал «Положения» и «Манифест» об отмене крепостного права. Главный итог реформы: личное освобождение 3 крестьянина, помещики лишались права распоряжаться им.

Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела.

Однако, что- 1 бы стать собственником земли, крестьянин должен был в течение 49 лет выплатить государству выкуп с процентами. Выкупные платежи отменили 1 лишь в 1905 -1907 гг.

Реформа расчистила путь для утверждения в России капиталистических отношений. Но сохранение помещичьего землевладения, малоземелья крестьян тормозило развитие этих отношений.

«Судебная реформа» 1864 г.

, авторы — Замяткин, Зарудный, провозгласила новый суд на бессословных началах, несменяемость судей, независимость I суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства.

Государственный обвинитель — прокурор, защитник подсудимого — адвокат. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию.

Земская и городская реформы 1864 г., авторы — граф Валуев, Милютин, I это реформы местного управления. Не имели политического значения и находились под контролем губернаторов. Земства были выборными всесословными органами Избирательное право на основе высокого имущественного ценза. Сфера деятельности, местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное образование.

Военная реформа 1874 г., автор — Д. Милютин. Вместо рекрутской системы вводилась всеобщая воинская повинность с 20 лет. Срок службы: в армии — 6 лет, на флоте — 7 лет.

Для лиц с высшим образованием — 6 месяцев. Солдат обучали грамоте. Открыт доступ к высшему образованию через армию выходцев из крестьян.

Увеличилось денежное ассигнование, предприняты меры по техническому перевооружению армии.

Университетская реформа 1863 г. Новый устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление, избирали всех должностных лиц университета и профессоров. Также были приняты школьная реформа и реформа печати.

Реформы Александра II создали условия для более быстрого развития России, и во второй половине XIX в. капитализм утвердился в стране как господствующая формация, при этом развитие капитализма в промышленности шло гораздо быстрее, чем в сельском хозяйстве.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/2-51241.html

Александр II и отмена крепостного права в России

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие.

 Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых го­сударств.

Попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьяна­ми, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективны­ми из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостниче­ской системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок.

Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модер­низации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, по­вышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства, которое понимало, что крепостное состояние крестьян — это «пороховой погреб под государством».

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной полити­ческой предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемон­стрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитиче­ская ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена поли­тическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Александр I вступил на российский пре­стол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хо­рошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование.

37-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качест­ве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобожде­ния крестьян.

Поэтому в историю он вошел как царь «Освободитель».

Впервые о необходимости освобождения кре­стьян новый император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства.

Его знаменитая фраза о том, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу», означа­ла, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в тради­ционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г.

Однако недо­вольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене кре­постного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности.

20 ноября 1857 г. по­следовал указ (рескрипт В. И. Назимову) о создании губернских комите­тов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

Рескрипт В. И. Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный коми­тет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу.

Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

Отдавая подготовку реформы в руки поме­щиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой — предложило самим обеспе­чить максимальное удовлетворение своих интересов.

Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дво­ряне.

Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры кре­стьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр П.

Об отмене крепостного права возвестил Манифест. Практические условия освобождения были определены в «Положениях» о крестьянах, вышед­ших из крепостной зависимости.

Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо.

Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учеб­ные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины.

Общинная собствен­ность на землю, переделы наделов, круговая порука  тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую по­винность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.

«Положения» регламентировали наделение крестьян зем­лей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерно­земную и степную.

В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший — больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах за­ключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком.

Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирова­ния спора привлекались мировые посредники.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значи­тельно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «излишек» от­чуждался в пользу помещика.

В целом по стране крестьяне по­лучили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян.

Традицион­но считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стои­мость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составля­ла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства.

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых.

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породи­ла специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Великой назвали современни­ки реформу 1861 г. Она принесла свободу многим миллионам крепост­ных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений.. Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер.

Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями.

Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX — начале XX в.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-istorii-rossii/341-aleksandr-ii-i-otmena-krepostnogo-prava-v-rossii.html

Ссылка на основную публикацию