Политическая история парфянского царства — история России

ПАРФЯ́НСКОЕ ЦА́РСТВО

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО — государство, существовавшее с середины III века до нашей эры до 226/227 годов нашей эры.

Максимальные гра­ни­цы: от реки Ев­фрат до реки Инд и среднего те­че­ния Аму­да­рьи, от пус­ты­ни Ка­ра­кум и За­кав­ка­зья до Ин­дий­ско­го океана. Основными ис­точ­ни­ка­ми для ре­кон­ст­рук­ции ис­то­рии Парфянского царства слу­жат све­де­ния ино­зем­ных (в основном вра­ж­деб­ных Парфянскому царству) ав­то­ров.

С XX века в вос­соз­да­нии куль­ту­ры и внутренней жиз­ни Парфянского царства всё боль­шую роль иг­ра­ют дан­ные ар­хео­ло­гии, эпи­гра­фи­ки, ну­миз­ма­ти­ки. Осо­бен­но важ­ны рас­коп­ки в круп­ных цен­трах Парфянского царства — Ни­са, Ду­ра-Ев­ро­пос и другие.

Мно­гие во­про­сы ис­то­рии Парфянского царства ос­та­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми (в том числе суть со­бы­тия, по­ло­жив­ше­го на­ча­ло «пар­фян­ской эре» (с 247 года до нашей эры), пол­ный спи­сок ца­рей). В от­но­ше­нии ста­нов­ле­ния Парфянского царства боль­шин­ст­во современных ис­сле­до­ва­те­лей при­ня­ло кон­цеп­цию польского ис­то­ри­ка Й.

 Воль­ско­го, по­ка­зав­ше­го, что дан­ные тра­ди­ции, пред­став­лен­ной у Юс­ти­на и Стра­бо­на, бо­лее дос­то­вер­ны, чем све­де­ния Ар­риа­на и за­ви­ся­щих от не­го позд­них ав­то­ров.

В середине III века до нашей эры, вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем вни­ма­ния Се­лев­ки­дов к восточным об­лас­тям их дер­жа­вы, от центральной вла­сти от­де­лил­ся сат­рап Пар­фии Ан­д­ра­гор. Вско­ре он по­гиб в борь­бе с ко­чев­ни­ка­ми-пар­на­ми (часть да­хов, близ­ких мас­са­ге­там).

Их пред­во­ди­тель Ар­шак (смотреть Ар­ша­ки­ды пар­фян­ские) ос­но­вал собственное не­за­ви­си­мое Парфянское царство, не­ко­то­рое вре­мя спус­тя при­сое­ди­нив­шее Гир­ка­нию. По­сле смер­ти Ар­шак был обо­же­ст­в­лён, его имя ста­ло трон­ным име­нем всех по­сле­дую­щих пра­ви­те­лей Парфянского царства.

При пре­ем­ни­ке Ар­ша­ка, его сы­не Ар­ша­ке II, но­вое го­су­дар­ст­во бы­ло под­чи­не­но се­лев­кид­ским ца­рём Ан­ти­охом III (смотреть Ан­ти­ох), но со­хра­ни­ло свою це­ло­ст­ность, хо­тя его пра­ви­тель ли­шил­ся цар­ско­го ти­ту­ла и пра­ва че­ка­нить мо­не­ту.

По­ра­же­ние Ан­ти­оха от рим­лян в бит­ве при Маг­не­сии при­ве­ло к но­во­му от­па­де­нию пар­фян, а за­тем к по­сте­пен­но­му воз­ро­ж­де­нию их мо­щи. Царь пар­фян Мит­ри­дат I (около 171-138 годов) за­вое­вал Мар­гиа­ну и, воз­мож­но, Арейю (вхо­ди­ли в Гре­ко-Бак­трий­ское цар­ст­во), при­над­ле­жав­шие Се­лев­ки­дам Ми­дию, Ва­ви­ло­нию, Эли­маи­ду.

По­пыт­ки Се­лев­ки­дов при Де­мет­рии II в 140 году и Ан­ти­охе VII в 130-129 годы вер­нуть ут­ра­чен­ное за­кон­чи­лись не­уда­чей. Даль­ней­шим за­вое­ва­ни­ям по­ме­ша­ло по­яв­ле­ние на вос­то­ке Парфянского царства ко­чев­ни­ков, в вой­нах с ко­то­ры­ми по­гиб­ли два пар­фян­ских ца­ря.

В ко­неч­ном счё­те ко­чев­ни­ки осе­ли на восточных ру­бе­жах Парфянского царства в об­лас­ти, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся Са­ка­стан (ны­не Сис­тан), и при­зна­ли сю­зе­ре­ни­тет Ар­ша­ки­дов. При Мит­ри­да­те II (около 123-88/87) Парфянское царство дос­тиг­ло тер­ри­то­ри­аль­но­го мак­си­му­ма.

Бы­ли ус­та­нов­ле­ны ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния с Ки­та­ем и Ри­мом, на­чал ак­тив­но функ­цио­ни­ро­вать Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь, став­ший важ­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов Парфянского царства. Под ко­нец жиз­ни Мит­ри­дат II при­нял ти­тул «царь ца­рей». По­сле его смер­ти в Парфянском царстве на­сту­пил пе­ри­од смут и усо­биц, за­кон­чив­ших­ся при Си­нат­ру­ке (около 77-70).

Вско­ре Парфянское царство столк­ну­лось с Ри­мом, раз­гро­мив­шим Пон­тий­ское цар­ст­во, Ар­ме­нию, окон­ча­тель­но ос­лаб­ших Се­лев­ки­дов. Про­ти­во­стоя­ние двух дер­жав ста­ло од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров ис­то­рии Древ­не­го ми­ра. Вес­ной 53 римская ар­мия Крас­са дви­ну­лась в глубь Парфянского царства, но бы­ла раз­гром­ле­на под Кар­ра­ми.

Од­на­ко и по­сле­до­вав­шие втор­же­ния пар­фян в Си­рию, Па­ле­сти­ну, Ма­лую Азию за­кон­чи­лись их по­ра­же­ни­ем. В 36 рим­ля­не под пред­во­ди­тель­ст­вом Мар­ка Ан­то­ния пред­при­ня­ли но­вый по­ход на Парфянское царство, и опять не­удач­но.

В 20 до нашей эры ме­ж­ду ца­рём ца­рей Парфянского царства Фраа­том IV и римским императором Ав­гу­стом был за­клю­чён «веч­ный» мир.

По­сле ди­на­стического кри­зи­са в начале I века нашей эры трон Парфянского царства за­нял гла­ва бо­ко­вой вет­ви Ар­ша­ки­дов Ар­та­бан II. Пра­ви­те­ли про­вин­ций по­лу­чи­ли боль­шие при­ви­ле­гии, обо­со­би­лись са­ки, ос­но­вав­шие Ин­до-Пар­фян­ское цар­ст­во. Воз­ник­ли соб­ственные ди­на­стии в Мер­ве, Гир­ка­нии и других об­лас­тях.

Во­зоб­но­ви­лись столк­но­ве­ния с Ри­мом — в ре­зуль­та­те войн в 36 году и 58-63 годы в Ар­ме­нии ут­вер­ди­лась ветвь Ар­ша­ки­дов, но она при­ня­ла римский про­тек­то­рат. В 114-117 годы римский император Тра­ян за­хва­тил ряд об­лас­тей Парфянского царства и вы­шел к Пер­сид­ско­му заливу, но при­об­ре­те­ния бы­ли ут­ра­че­ны.

В 161 году пар­фя­не вторг­лись в Си­рию, од­на­ко вско­ре бы­ли из­гна­ны. В хо­де по­сле­дую­щих войн II — начала III веков рим­ля­не не­од­но­крат­но за­хва­ты­ва­ли Ме­со­по­та­мию, но удер­жать­ся там не смог­ли.

Вой­ны силь­но ос­ла­би­ли Парфянское царство (его западную сто­ли­цу Кте­си­фон во II веке рим­ля­не за­хва­ты­ва­ли три­ж­ды), Ри­му и Ку­шан­ско­му цар­ст­ву уда­лось на­пра­вить часть тор­го­вых по­то­ков Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти в об­ход Парфянского царства, а во II веке из-за не­уря­диц в Ки­тае по­сту­п­ле­ние китайскмх то­ва­ров пре­кра­ти­лось, что ещё бо­лее ос­ла­би­ло эко­но­ми­ку Парфянского царства. В начале III века под­нял вос­ста­ние пра­ви­тель Пар­са Ар­та­шир (Ар­да­шир) из ро­да Са­са­ни­дов. Боль­шин­ст­во влия­тель­ных ро­дов, в том числе пар­фян­ских, за­ня­ло вы­жи­да­тель­ную по­зи­цию. Царь ца­рей Ар­шак, из­вест­ный и под лич­ным име­нем Ар­та­бан (Ар­та­ван; раз­ные ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют его IV или V) по­гиб в бою. Ар­та­шир под­чи­нил всё го­су­дар­ст­во и в 227 году тор­же­ст­вен­но ко­ро­но­вал­ся в Кте­си­фо­не, по­ло­жив на­ча­ло но­вой им­пе­рии — Са­са­нид­ской.

Парфянское царство име­ло слож­ную об­щест­вен­но-по­ли­тическую струк­ту­ру. Пли­ний Стар­ший на­зы­вал его объ­е­ди­не­ни­ем 18 царств. Бы­ли со­хра­не­ны многие государственные ин­сти­ту­ты, су­ще­ст­во­вав­шие при Се­лев­ки­дах.

Ви­ди­мо, сре­ди пар­фян бы­то­ва­ло пред­став­ле­ние о при­над­леж­но­сти цар­ской вла­сти все­му ро­ду Ар­ша­ки­дов, что при­во­ди­ло к ди­на­стическим кон­флик­там. При ца­ре су­ще­ст­во­ва­ли два со­ве­та, один со­сто­ял из его род­ст­вен­ни­ков, дру­гой — из ма­гов.

Счи­та­ет­ся, что ог­ром­ным влия­ни­ем поль­зо­ва­лись 7 знат­ных фа­ми­лий, об­ла­дав­ших тра­диционными при­ви­ле­гия­ми. Пред­ста­ви­те­ли ро­да Су­ре­нов, в ча­ст­но­сти, по­лу­чи­ли пра­во по­вя­зы­вать диа­де­му на го­ло­ву вновь из­бран­но­го Ар­ша­ка.

На вос­то­ке Парфянского царства бы­ли силь­ны по­зи­ции ко­че­вой ари­сто­кра­тии. Греческие по­ли­сы, вклю­чён­ные в Парфянское царство, во вре­мя войн с Се­лев­ки­да­ми не­ред­ко вы­сту­па­ли про­тив пар­фян.

В об­мен на ло­яль­ность пар­фя­не во мно­гом со­хра­ни­ли тра­диционный ук­лад гре­чес­ких, а до середины I века и ва­ви­лон­ских го­ро­дов. На­ря­ду с пар­фян­ским, офи­ци­аль­ным яв­лял­ся греческий язык. Был ши­ро­ко рас­про­стра­нён и ара­мей­ский язык. Со­блю­да­лась ве­ро­тер­пи­мость.

Пар­фян­ское ис­кус­ст­во в ши­ро­ком смыс­ле — искусство на­ро­дов, вхо­див­ших в Парфянское царство. При та­ком под­хо­де мож­но го­во­рить о «пар­фян­ском» пе­рио­де в искусстве многих ре­гио­нов и на­ро­дов.

При другом под­хо­де это — син­те­зи­ро­ван­ное исксусство, соз­дан­ное в рам­ках Парфянского царства и ори­ен­ти­ро­ван­ное на за­про­сы цар­ско­го дво­ра и государственной эли­ты, пред­став­лен­ной в основном пар­фя­на­ми. На ран­них эта­пах его ос­но­ву со­став­ля­ло эл­ли­ни­стическое искусство.

Ран­не­пар­фян­ская ар­хи­тек­ту­ра из­вест­на по па­мят­ни­кам Ни­сы и Ку­хе-Ход­жа.

Для неё ха­рак­тер­но со­че­та­ние ахе­ме­нид­ских и ближ­не­во­сточ­ных черт (мас­сив­ные ку­бо­вид­ные объ­ё­мы, 4-столп­ные за­лы) с де­ко­ра­тив­ным оформ­ле­ни­ем, за­им­ст­во­ван­ным из эл­ли­ни­стического ре­пер­туа­ра (эле­мен­ты клас­сических ор­де­ров, мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра, на­стен­ная рос­пись).

Греческие мас­те­ра стоя­ли у ис­то­ков многих от­рас­лей пар­фян­ско­го искусства (вая­ние, глип­ти­ка, ко­ро­пла­сти­ка и другие). По­сте­пен­но их дос­ти­же­ния пе­ре­ни­ма­ли и пе­ре­ос­мыс­ля­ли ме­ст­ные ху­дож­ни­ки и ре­мес­лен­ни­ки.

В I-II веках ве­ду­щая роль в соз­да­нии про­из­ве­де­ний пар­фян­ско­го искусства уже при­над­ле­жа­ла иран­цам и се­ми­там, оби­тав­шим в Парфянском царстве. В скульп­ту­ре и жи­во­пи­си фор­ми­ру­ет­ся «пар­фян­ский стиль», основными осо­бен­но­стя­ми ко­то­ро­го М.И.

Рос­тов­цев счи­тал фрон­таль­ность, ие­ра­тич­ность, спи­ри­туа­лизм. В ар­хи­тек­ту­ре са­мо­быт­ность ме­ст­ной куль­ту­ры на­шла от­ра­же­ние в соз­да­нии осо­бо­го кон­ст­рук­тив­но­го эле­мен­та — свод­ча­то­го ай­ва­на, став­ше­го ук­ра­ше­ни­ем многих двор­цо­вых и куль­то­вых по­стро­ек, например двор­ца в Аш­шу­ре (I века). Важ­ным де­ко­ра­тив­ным эле­мен­том в ар­хи­тек­ту­ре Парфянского царства, а по­сле его па­де­ния — ря­да других на­ро­дов ста­ла резь­ба по сту­ку (стук­ко). Многие тен­ден­ции пар­фян­ско­го искусства по­лу­чи­ли раз­ви­тие в са­са­нид­ский пе­ри­од.

Му­зы­каль­ная куль­ту­ра.

Для пар­фян ха­рак­тер­но со­су­ще­ст­во­ва­ние восточных музыкальных ин­ст­ру­мен­тов (вер­ти­каль­ная уг­ло­вая ар­фа, лют­ня с длин­ной шей­кой, бу­бен, та­рел­ки — ме­со­по­там­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния; лют­ня с ко­рот­кой шей­кой сред­не­ази­ат­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния) с древне-греческими ин­ст­ру­мен­та­ми (ки­фа­ра, ав­лос, си­рин­га). Со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов в сце­нах дио­ни­сий­ских празд­неств на ри­то­нах сло­но­вой кос­ти из Ста­рой Ни­сы, тер­ра­ко­то­вые фи­гур­ки му­зы­кан­тов из Мер­ва Древ­не­го (в том числе жен­ские фи­гур­ки с лют­ней средне-азиатского про­ис­хо­ж­де­ния с боль­шим ок­руг­лым кор­пу­сом и ко­рот­кой шей­кой), па­мят­ни­ки Хат­ры (2 мра­мор­ные жен­ские порт­рет­ные ста­туи с греческой ли­рой и восточным буб­ном; рель­еф­ный хра­мо­вый фриз пред­по­ло­жи­тель­но со сце­ной свадь­бы, с изо­бра­же­ни­ем му­зы­кан­тов с буб­на­ми, та­рел­ка­ми и ду­хо­вы­ми ин­ст­ру­мен­та­ми).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Диб­войз Н. К. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия Пар­фии. СПб., 2008
  • Das Partherreich und seine Zeugnisse / Hrsg. J. Wiesehöfer. Stuttg., 1998
  • Wolski J. L’Empire des Arsacides. Lovanii, 1993
  • Karomatov F. M., Mešhkeris V.A., Vyzgo T. S. Mittelasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 9)
  • Rashid S. A. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2)
  • Вы­зго Т. С. Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты Сред­ней Азии. М., 1980
  • Schipp­mann K. Grundzüge der parthische Geschichte. Darmstadt, 1980
  • Ко­ше­лен­ко Г. А. Куль­ту­ра Пар­фии. М., 1966; он же. Не­ко­то­рые во­про­сы ис­то­рии ран­ней Пар­фии // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1968. № 1
  • Frye R. N. The He­ritage of Persia. L., 1962
  • Дья­ко­нов М. М. Очерк ис­то­рии древ­не­го Ира­на. М., 1961
  • Бок­ща­нин А. Г. Пар­фия и Рим. М., 1960–1966. Ч. 1–2
  • Мас­сон М. Е. На­ро­ды и об­лас­ти юж­ной час­ти Турк­ме­ни­ста­на в со­ста­ве Пар­фян­ско­го го­су­дар­ст­ва // Тру­ды Юж­но-Турк­ме­ни­стан­ской ар­хео­ло­ги­че­ской ком­плекс­ной экс­пе­ди­ции. Аш., 1955. Т. 5
  • Debevoise N. A political history of Par­thia. Chi., 1938. N. Y., 1968

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/parfianskoie_tsarstvo

Парфянское царство

Категория: Иран и Средняя Азия 12.01.2014

Формирование Парфии как независимой державы по времени совпадало с отделением от Селевкидов Греко-Бактрии и предположительно относится к 250 г. до н. э. Первоначально царем Парфии объявил себя ее бывший селевкидский сатрап.

Читайте также:  Образование в xix веке - история России

Но вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель которых Аршак в 247 г. до н. э. принял царский титул.

В своем развитии Парфия прошла долгий путь от одного из небольших окраинных владений тогдашнего культурного мира до могущественной державы, выступившей наследником Селевкидов и упорным соперником Рима.

Уже первый правитель Парфии Аршак приложил немало усилий для увеличения своих владений и присоединил к ним соседнюю Гирканию (область на юго-востоке от Каспия). Вскоре ему пришлось столкнуться с Селевкидами, стремившимися восстановить свою власть на востоке, но победа осталась на этот раз за парфянами.

Парфяне приступили к укреплению своего государства, постройке крепостей, выпуску собственной монеты. По имени основателя династии последующие правители Парфии принимали в качестве одного из тронных имен имя Аршак.

На оборотной стороне монет нового государства стало помещаться изображение сидящего Аршака с излюбленным парфянским оружием—луком — в руке.

Серьезные испытания ждали молодое государство в 209 г. до н. э., когда Антиох III предпринял отчаянную попытку вернуть восточные сатрапии. Исход военных столкновений в целом был неудачным для Парфии, но страна сохранила независимость, возможно, формально признав верховенство Селевкидов.

Воспользовавшись ослаблением Селевкидской державы, после смерти Антиоха III, окрепшая Парфия решительно перешла к активной внешней политике. Во главе страны стоял один из выдающихся представителей аршакидекой династии Митридат I (171 — 138 гг. до н. э.), который сначала присоединил Мидию, а затем распространил свою власть и на Месопотамию, где в 141 г. до н. э.

был признан «царем» в Вавилоне. Попытки Селевкидов исправить положение окончились неудачно.

Но и Парфию ожидали трудности. Мощное движение кочевых племен, опрокинувших Греко-Бактрию, коснулось и восточных областей Парфии. Аршакидские правители настойчиво пытались оградить страну от новой опасности.

В этой тяжелой борьбе погибло два парфянских царя. Лишь Митридату II (123—87 гг. до н. э.

) удалось локализовать непрестанную угрозу, выделив для сакских племен особую провинцию на востоке, которая получила имя Сакастан, сохранившееся до наших дней в форме Сеистан.

Теперь Аршакиды могли безбоязненно продолжать продвижение на запад, и Митридат II энергично взялся за осуществление этих планов. Поддержав одного из претендентов на армянский престол, он получил взамен существенные территориальные приобретения.

Теперь Парфия превратилась в довольно крупную державу, в состав которой помимо парфянских земель вошла вся территория современного Ирана и богатая Месопотамия. Торжествующий Митридат II принял титул «царь царей» и прозвище «великий». Продвижение на запад непосредственно вело к столкновению с Римом.

Уже при Митридате II парфяне вели переговоры с римским полководцем СуллоЙ. Однако ни Парфия, ни Рим не предвидели всей остроты противоречий, разделивших эти две крупные державы и превративших их в перманентных противников. С полной силой они проявились лишь в середине I в. до н. э.

Римляне уже прочно овладели Малой Азией и Сирией и убедившись в том, что именно парфяне стали главной преградой на пути их дальнейшей экспансии, предприняли первую попытку нанести Парфии решающий военный удар. Во главе римских войск на востоке встал полководец Красе. Однако в 53 г. до н. э.

в Северной Месопотамии неподалеку от города Карры римляне потерпели сокрушительное поражение. Сам Красе и значительная часть его армии погибли. Многие римляне попали в плен и были поселены на восточной окраине Парфии — в Маргиа-не. Эта победа поколебала положение римлян в Азии и вселила надежду народам, оказавшимся под их игом.

Парфяне перенесли свою столицу дальше на запад— в Ктесифон, на левом берегу Тигра. Однако дальнейшие попытки парфян развить столь эффектную победу не имели успеха. Они на время захватили Сирию, Малую Азию и Палестину, но удержать эти области не смогли. Постепенно парфяне были оттеснены к Евфрату, но и римский поход в Мидию в 38 г. до н. э. в конечном итоге окончился неудачей.

Начавшиеся вскоре в самой Парфии междоусобицы, умело используемые и разжигаемые Римом, свели на нет и эти временные успехи. На парфянском престоле оказывались римские ставленники. Политические круги, стремящиеся к стабилизации обстановки, приводят к власти в 11 г. Ш. э.

представителя так называемых младших Аршакидов—Артабана III.

Тесно связанный с кочевыми племенами глубинных областей Парфии Артабан III решительно выступает за развитие собственных, -арфянских традиций, делает попытку усиления централизации в управлении держа-зой, состоявшей из разнородных частей Ограничивается самоуправление крупных городских центров в Месопотамии и Эламе, на троны подвластных парфянам владений возводятся представители аршакид-ской династии. Но частичные реформы не смогли привести к созданию централизованного государства, и внутренние смуты, часто связанные с вопросом о престолонаследии, то и дело вспыхивают с неослабевающей силой.

С конца I — начала II в. н. э. происходит ослабление Парфянской державы, отмеченное ростом самостоятельности отдельных провинций, во главе которых нередко стояли члены многочисленного рода Аршакидов или представители других знатных парфянских семей.

Проявляет тенденции к сепаратизму Гиркания, направляющая своих послов прямо в Рим, утверждается независимый правитель в Маргиане, именующий себя на монетах так же, как й правящий Аршакид, «царем царей». В первой половине II в. н. э. Парфия несколько раз подвергается мощным ударам римских армий сначала во главе с императором Траяном, а затем с Адрианом.

Армения и Месопотамия объявляются римскими провинциями, парфянская столица Ктесифок подвергается разграблению. Однако удержать захваченное Рим уже не в состоянии, и вскоре он отказывается от новых приобретений. Однако попытки парфян во второй половине II в. н. э.

взять реванш вновь побуждают римлян перейти в наступление, ознаменовавшееся разрушением Ктесифона, однако у них не хватает сил, чтобы сохранить за собой захваченные районы. В итоге упорной борьбы, длившейся более двух столетий, ни одна из сторон так и не смогла одержать решающей победы.

Разумеется, военные поражения ослабляли Парфию, в которой все настойчивее давали о себе знать центробежные тенденции.

Былые провинции и вассальные царства практически превратились в самостоятельные государства, трон «царя царей» то и дело оспаривали представители правящей династии, дополнительно разделяя державу на враждующие стороны.

В этих условиях возвышение одного из вассальных царств— Персиды—было лишь внешним проявлением давно назревавшего взрыва. В 20-х годах III в. аршакидская Парфия покоряется силам, сплотившимся вокруг нового претендента на верховную власть — Арташира Сасанида из Персиды.

Сложение Парфии как крупной державы было обусловлено целым рядом факторов. Немалую роль здесь играли и боевые качества парфянской кавалерии, состоявшей из подвижных лучников и тяжеловооруженных воинов в панцирях и доспехах.

Но главное заключалось в уровне социально-экономического развития стран Ближнего и Среднего Востока и в сложившейся здесь политической ситуации. В IV—III вв. до н. э. повсюду наблюдалось интенсивное развитие городской жизни, ремесел, международной торговли.

Однако Селевкиды были не в состоянии обеспечить политическое единство развивающихся областей и уступили эту роль Парфянскому государству.

Парфянское правительство уделяло большое внимание вопросам международной торговли. Составлялись специальные дорожники с описанием путей, выделялась стража для охраны купеческих караванов.

Парфяне ревниво оберегали свою монополию на сухопутные торговые пути, соединявшие запад и восток, и препятствовали китайцам, пытавшимся самостоятельно достигнуть Рима.

Показателен и значительный прогресс внутренней торговли в парфянский период, о чем свидетельствует, например, широкое распространение в Маргиане в I—III вв. н. э. мелких медных монет, предназначенных именно для розничной купли и продажи.

Заметный сдвиг в городской жизни произошел за время правления Аршакидов в восточных областях их владений. Так, целый ряд крупных городских центров сложился в самой Парфии.

Из их числа самым известным был город Ниса, недалеко от которого находились царская резиденция и гробницы старших Аршакидов.

Огромных размеров достигает столица Маргианы, занимающая территорию городища Гяур-кала в 4 кв. км.

Парфянское общество и культура

Интенсивное развитие Парфии не могло не отразиться на общественных отношениях, достигших значительного классового антагонизма. Большую роль в хозяйстве играл труд рабов. Источники сообщают о значительном количестве рабов в Парфии, причем дети рабов также оставались рабами. Формы эксплуатации рабов были весьма различны.

Труд их применялся на рудниках, в сельскохозяйственных поместьях, в домашнем хозяйстве. В отдельных имениях работало до 500 рабов. В сельском хозяйстве использовался труд рабов, составлявших собственность рабовладельца, но посаженных на землю хозяина и могущих часть дохода использовать на удовлетворение собственных нужд. Такое частичное освобождение .

рабов свидетельствует о поисках рентабельных форм эксплуатации подневольного населения. Нелегким было положение и рядовых общинников. Они выплачивали государству большие налоги, обработка ими земли рассматривалась как государственная повинность и строго контролировалась.

Социальную верхушку обпества образовывал царский род Аршаки-ZOB, владевший обширными землями, и парфянская знать, экономическая самодеятельность которой во многом обусловила ее значительную роль в державе.

Существующая система эксплуатации требовала четкой работы административного и фискального аппарата центрального гравительства. Однако внутренняя структура Парфянского государства отличалась известной противоречивостью и не отвечала z полной мере этим задачам.

В ней отразились тенденции, связанные со стремлением создать прочную централизованную державу, и некоторая аморфность политических органов, несущих черты архаического : бщественного уклада. Так, царская власть рассматривалась как принадлежащая роду Аршакидов в целом, и царя выбирали зва совета — племенной знати и жрецов.

Нередко царем становился не сын, а брат -«мершего владыки или еще более отдаленный родственник; имеются сведения и о смещении царей советом знати. С расширением границ Парфянской державы в ее состав вошли небольшие полузависимые царства с местными правителями, греческие города Месопотамии и других областей, по существу, пользовавшихся автономией.

Читайте также:  Смоленское сражение 1941 года (10 июля - 10 сентября) - история России

В результате Парфия не представляла единого централизованного государства, что было постоянным источником ее внутренней слабости.

Сложный и неоднородный состав Парфянской державы нашел яркое отражение в культуре парфянской эпохи. Месопотамия и соседние области, обладающие собственной культурной традицией, заметно отличались от самой Парфии и восточной части всего государства в целом.

Формирование некоторых общих черт было вызвано активным использованием форм греческой культуры, отношение к которым менялось на протяжении многовековой истории государства Аршакидов. В ранний период, в III—I вв. до н. э., влияние греческих канонов было очень сильным и сами парфянские цари считали долгом в официальной титулатуре именовать себя эллин олюб ив ыми (филэллинами).

Эллинизация широко охватила придворные круги и парфянскую знать. Особенно хорошо это видно на примере царской резиденции в Нисе, неподалеку от Ашхабада, тщательно изученной советскими археологами. Здесь отчетливо прослеживаются два мира, два культурных пласта.

Древние традиции монументальной сырцовой архитектуры, тяжелые планы квадратных парадных залов, зороастрийские имена в документах дворцового архива и зороастриqский календарь ясно указывают на глубокие местные корни.

Вместе с тем в архитектурном декоре широко используются пышные капители коринфского ордера, в царской сокровищнице бережно хранятся мраморные статуи, выполненные в лучших традициях эллинистической скульптуры. Соединение этих двух культурных традиций прослеживается на примере выточенных из слоновой кости крупных рогов-ритонов. Форма традиционно восточная, а некоторые сюжеты несомненно греческие, в том числе изображения двенадцати олимпийских божеств.

С I в. н. э. идет активное утверждение собственно парфянских, восточных мотивов и -канонов, греческое начало выступает уже в сильно переработанном виде. Так, на монетах появляются надписи на парфянском языке, постепенно вытесняющие греческие, которые становятся все более неразборчивыми и искаженными.

В Месопотамии дворцовые строения греческого типа сменяются величественными комплексами с широким использованием крупных, открытых только с одной стороны помещений — айванов. Храмы иногда строятся по образцу более древней культовой архитектуры Месопотамии, а в ряде случаев просто копируются зороастрийские храмы огня.

Для скульптуры этого времени характерны несколько тяжеловесные, как бы застывшие статуи богов и светских правителей, развернутые фронтально: фигуры в композиции монотонно повторяются, всякое движение и живость намеренно исключены. В искусстве наряду с культовыми и жанровыми сценами определенное внимание уделяется и личности царя, обожествлению его и всей династии в целом.

Культура парфянской эпохи обнаруживает сложную картину взаимодействия различных элементов, а собственно парфянские традиции не были достаточно сильными, чтобы привести к культурному единству.

Источник: http://vladhistory.com/parfyanskoe-carstvo/

История.ру

Как и другие государства древности, Парфянское царство отнюдь не было монолитным целым.

Наряду со старыми культурными областями с высокоразвитым сельским хозяйством, ремеслом и торговлей, уже много веков знавшими развитый рабовладельческий способ производства, подобно Вавилонии, которая со II в. до н. э.

стала экономическим и политическим центром Парфянского царства, в состав его входили горные области Западного Ирана, населённые отсталыми охотничьими племенами, и полупустынные области Прикаспия, где обитали кочевые племена дахов, находившихся на весьма низкой ступени общественного развития.

Особое место в Парфянском государстве занимали его коренные среднеазиатские территории. Здесь находились области с развитым земледелием (важнейшей из них была Маргиана), рядом с которыми продолжали жить кочевые племена с весьма примитивным общественным строем.

Положение среднеазиатских областей в державе Аршакидов было двойственным: с одной стороны, они продолжали пользоваться вниманием царей, как колыбель династии (в Нисе находились царские усыпальницы) и как области, дававшие отличных воинов, с другой — центр Парфянского государства переместился в период расцвета державы Аршакидов далеко на запад, в Месопотамию, и среднеазиатские области превратились в далёкую окраину.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Судя по скудным данным, относящимся ко II—I вв. до н. э., основной хозяйственной ячейкой в земледельческих районах была сельская община формально свободных земледельцев. Согласно документам I в. до н. э. из иранского Курдистана (Западной Мидии) о продаже виноградников, надел или часть надела общинника могли быть проданы, на что, однако, требовалось согласие соседей.

Покупатель этого надела становился полноправным членом общины и давал обязательство исправно обрабатывать землю. Невыполнение этого обязательства грозило общиннику большим штрафом.

Государство в целях получения налогов обязывало общину в целом и её отдельных членов обрабатывать землю, создавая нечто вроде круговой поруки и препятствуя уходу члена общины со своего участка земли.

Значительную долю земли в государстве составляли царские земли, имевшие специальное управление; доход с этих земель поступал в царскую казну. Имелись еще крупные земельные угодья, принадлежавшие парфянской и местной знати.

Так, род Карен владел обширными землями в Мидии, род Сурен, давший Парфии несколько видных государственных деятелей и полководцев, владел землями в восточной части державы. Как обрабатывались эти земли, точно неизвестно, однако есть основания предполагать, что в таких имениях эксплуатировался труд рабов.

В более позднем иранском судебнике употребляются два термина для обозначения двух категорий рабов: бандак, означающий рабов вообще, и аншахрик, означавший вначале рабов-военнопленных, а позднее — рабов, посаженных на землю и пользовавшихся некоторой хозяйственной самостоятельностью.

Источниками пополнения рабов служили войны, а также долговая кабала. До нас дошёл один такой кабальный договор.

Помимо знати крупными владельцами земли были храмы различных культов, обладавшие немалым числом рабов.

Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/obshhestvennyj-stroj-parfyanskogo-carstva.html

Возникновение и ранняя история Парфии и Греко-Бактрии

Из книги Б.Г.Гафуров «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история» Во время междоусобной борьбы между двумя братьями (Селевком II и Антиохом Гиераксом) за власть в Селевкидском государстве от них отделились парфяне, во главе которых стоял грек Андрагор.

Как рассказывает античный автор, сообщающий наиболее полные сведения о том, что произошло в это время в Средней Азии, события развертывались следующим образом: «Тогда же отложился (от Селевкидов.— Б. Г.

) и Диодот, правитель тысячи бактрийских городов, и приказал именовать себя царем; следуя этому примеру, от македонян отпали народы всего Востока. В это время жил Арсак, человек неизвестного происхождения, но испытанной доблести. Обычно он занимался разбоем и грабежом. Получив известие, что Селевк (Селевк II.— Б. Г.

) потерпел поражение в Азии, он, не боясь более царя, с шайкой разбойников напал на парфян, победил их правителя Андрагора и, убив его, захватил власть над [парфянским] народом» (Юстин, XLI, 1,4—7).

Уже в этом сообщении о начальной истории Греко-Бактрии и Парфии много неясностей, прежде всего хронологического порядка. Когда произошло отделение Греко-Бактрии? Первый исследователь этого вопроса — российский академик Ф. Байер (1738 г.

), а вслед за ним многие ученые, детально проанализировав тексты, постоянно обращали внимание на то, что в них, в частности у Юстина, имеются хронологические несоответствия 7. Вполне вероятно, что события, связанные с Диодотом, имели место несколько раньше, примерно в 256 г. до н. э.

, тогда как события, связанные с Аршаком,— около 250 г. до н. э.

Монета Диодота

Еще сложнее более существенный вопрос о характере разыгравшихся событий. В исторической науке существуют две тенденции. Английские ученые Г. Макдональд и В.

Тарн полагают, что появление монограммы с начальной буквой имени Диодота на монетах Селевкидов, выпускаемых в Бактрии, свидетельствует о постепенном и медленном росте могущества и независимости этого наместника, который в конце концов стал фактически независимым 8. Однако, как считает индийский ученый А.

Нарайн, обычно такого рода монограммы обозначают или монетный двор или лицо, наблюдающее за выпуском монет. В тех же случаях, когда дело касается демонстрации независимости того или иного наместника, вводится его полное имя. Существуют и другие гипотезы. Пока значение монограмм на греко-бактрийских монетах, строго говоря, не может быть определено.

Характерно вместе с тем, что имеется целая серия монет селевкидского образца, где место портрета селевкидского царя занимает портрет Диодота. Правда, некоторые историки считают, что это не тот Диодот, о котором идет речь, а его сын, но для этого нет серьезных оснований. Итак, монетные данные не могут служить основанием для гипотезы Макдональда — Тарна.

К тому же эта гипотеза отбрасывает прямое и недвусмысленное сообщение Юстина о том, что Диодот «отложился» от Селевкидского государства, т. е. восстал против центральной государственной власти и основал свое государство. Наша концепция столь скудно освещенных в источниках событий изложена в «Истории таджикского народа» (1955 г.).

Представляется, что в Бактрии селевкидские наместники обладали значительными греческими военными силами. Используя эти силы, опираясь на местную эллинизированную бактрийско- согдийскую знать, также стремившуюся к отделению от Селевкидов, Диодот и возглавил движение, приведшее к отделению Бактрии от Селевкидов.

Читайте также:  Туркманчайский договор 1828 г. между россией и ираном - история России

Несомненно, что в этом движении приняли участие народные массы, боровшиеся против двойного гнета и стремившиеся к независимости . Трудно сказать, каковы были размеры этого нового государства. У Страбона (XI, 9, 2) имеется рассказ, дополняющий вышеприведенный.

Согласно ему, греческие наместники (имеются в виду подчиненные и соратники Диодота) «прежде всего склонили к восстанию Бактриану и всю ближайшую страну». Более конкретными сведениями мы не располагаем. Это могла быть и Согдиана (так думают некоторые исследователи), Арейа и Маргиана (что также вполне вероятно).

Ранняя история Греко-Бактрийского государства тесно переплеталась с историей Парфянского царства. Юстин прямо говорит, что Арсак «опасался» Диодота — царя Бактрии (XI, I, 4, 8). Страбон (XI, 9, 3) приводит версию о том, что Арсак был бакгрийцем, который, «чтобы спастись от растущего могущества Диодота и его преемников, поднял восстание в Парфии».

Диодоту I, правившему, вероятно, не очень долго, наследовал его сын Диодот II. Нумизматы никак не могут решить, какие монеты с портретом Диодота относятся к чекану Диодота I, а какие — Диодота II. С другой стороны, много неясного в том, как возникло Парфянское царство. Античные источники сохранили три различные версии о начальном периоде парфянской истории. По словам Н.

Дибвойса, автора лучшего исследования по политической истории Парфии, «(древним.— Б. Г.) грекам самим была совершенно неясна историчность этих сообщений» .  Представляется вероятным, что в середине III в. до н. э. сатрап Парфии пытался отделиться от Селевкидов. В это время отпала от Селевкидов Бактрия. Источники сообщают, что власть в Парфии захватил Арсак.

По Страбону {XI, 9, 3; XI, 9, 2), он вел свой род от кочевников дахов (или парнов-дахов); «другие, напротив,— продолжает Страбон,— считают его бактрийцем, который, чтобы спастись от растущего могущества Диодота и его преемников, поднял восстание в Парфии». Юстин же сообщает (XLI, 1, 4, 6), что Арсак — «человек неизвестного происхождения, но испытанной доблести».

Он напал на сатрапа Парфии, победил его и «захватил власть над парфянским народом». Наконец, третью (и весьма детальную) версию мы находим у Арриана («Парфика», фр. 1). Два брата, Аршак и Тиридат, были оскорблены селевкидским сатрапом. Они, взяв себе в помощь пять сообщников, убили обидчика и склонили народ к восстанию. Мы можем присоединиться к мнению Н.

Дибвойса, без появления дополнительных источников определить, какая из этих версий правильная, невозможно. «Вначале Арсак был бессилен, непрерывно воюя с теми, у которых он отнял землю…» (Страбон, XI, 9, 2). Вскоре Арсак погиб. Последующие парфянские цари в источниках часто называются не собственными именами, а «арсаками» («аршаками»), а сама династия — «Арсакидской» («Аршакидской»).

Место основателя династии занял его брат Тиридат. «Спустя короткое время Арсак (т. е. Тиридат I.— Б. Г.) завладел и Гирканским царством. Став, таким образом, владыкой над двумя государствами, Арсак собрал огромное войско, опасаясь как Селевка, так и Диодота, царя Бактрийского» (Юстин, XLI, 4, 8).

Существенно вместе с тем, что два вновь образовавшихся государства находились в состоянии серьезного конфликта. По- видимому, первоначально каждое из них претендовало на гегемонию в Средней Азии. Парфянские правители опасались первоначально Диодота I не меньше, чем Селевкидов. Однако со смертью Диодота I положение меняется.

По-видимому, экспансионистские устремления Селевкидов, угрожавшие обоим обретшим независимость среднеазиатским государствам, сыграли решающую роль в изменении взаимоотношений между Парфией и Греко-Бактрией. После смерти Диодота I сын его — Диодот II заключает мирный договор с Парфией (Юстин, XLI, 4, 8—9).

Дело в том, что селевкидский царь Селевск II бросил свои войска на восток, пытаясь вновь присоединить среднеазиатские области. Но оказалось, что «орешек не по зубам»: обезопасившие свой тыл парфяне сумели отразить Селевкидов. Вначале, правда, Тиридату I пришлось отступить к апасиакам — кочевникам, жившим на севере от Парфии, но затем он вернулся и разгромил Селевка II.

Выше мы говорили о внешнеполитических целях парфянско- греко-бактрийского союза. Возможно, при заключении этого союза Диодот II пытался укрепить и свои внутриполитические позиции: положение внутри его царства отнюдь не было идиллическим. Все большую роль приобретал противник Диодота II — Евтидем, по происхождению малоазийский грек, захвативший власть в результате переворота.

Высказывались мнения, что он был братом Диодота, но это маловероятно. Более вероятной является догадка, что он еще до переворота занимал высокое положение в Греко-Бактрийском государстве, но какое именно — неизвестно. Некоторые считают, что первоначально он был сатрапом Согдианы, другие —Арейи и Маргианы. Однако все это делается без каких-либо серьезных оснований. Полибий (XI, 34, 2—3) вкладывает в уста самого Евтидема такие слова: «Не я первый восстал против царя; напротив, я достиг владычества над Бактрианою тем, что истребил потомство нескольких других изменников». Отсюда следует лишь, что Евтидем уничтожил потомков Диодота I, т. е., очевидно, самого Диодота II и его детей, а также, возможно, умертвил и потомков сподвижников Диодота I. В.Тарн верит, что переворот Евтидема пользовался «народной поддержкой потому, что союз (Диодота II.— Б, Г.) с Пар- фиен не мог быть популярным у бактрийских греков» и потому, что одновременно Евтидем действовал в интересах Селевкидов. В. Тарн при этом исходит из предположения, что Евтидем был женат ка дочери селевкидской принцессы и потому считал себя связанным родственными узами с Селевкидами. Однако все это лишь беспочвенные догадки.

Очень мало известно о фактической стороне дальнейших событий правления Евтидема. Можно догадываться, что он, уничтожив Диодота II, уже тем самым обострил отношения с Парфией. Не исключено, что это обострение могло вылиться и в вооруженный конфликт.

Как станет ясным из последующего изложения, при Евтидеме Греко-Бактрийское государство уже включало на западе Арейу, Маргиану и, возможно, еще две области — Аспион и Туриву. Таким образом, его среднеазиатские владения были весьма обширны.

Ядром их оставалась Бактрия, в их состав входили также Согд и, может быть, некоторые прилегающие районы.

Социально-экономический строй Средней Азии V-VIII вв.
Фергана VI-VIII вв.
Уструшана VI-VIII вв.
Религия Согда в VI-VII вв.
Согдийская письменность и литература
Искусство Согда в VI-VII вв.
Строительное дело и архитектура Согда в VI-VII вв.
Самарканд — столица Согда в VI-VII вв.
Согд в VI-VII вв. — замок Муг и Пенджикент
Колонизационная деятельность согдийцев в VI-VII вв.
Ремесла и торговля Согда в VI-VII вв.
Ирригация и сельское хозяйство Согда в VI-VII вв.
Согд в VI-VII вв.
Религия Тохаристана в VI — начале VIII в.
Искусство Тохаристана в VI — начале VIII в.
Строительное дело и архитектура Тохаристана в VI — начале VIII в.
Ремесла и торговля Тохаристана в VI — начале VIII в.
Ирригация и сельское хозяйство Тохаристана в VI — начале VIII в.
Тохаристан в VI — начале VIII в.
Движение Абруя
Взаимоотношения Тюркского каганата с местными владетелями
Тюркско-сасанидский конфликт
Тюрки и эфталиты
Тюркский каганат и распространение его власти на Среднюю Азию
Движение Маздака
Эфталитское общество
Проблема происхождения хионитов и эфталитов
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. — Эфталиты
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. — Хиониты
Племена и народности Средней Азии в IV—VI веках н.э. — Кидариты
Сасанидское царство в IV—VI веках н.э.
Структура среднеазиатского общества в конце I тыс. до н.э. — начале I тыс. н.э.
Культура и религия кушанской Средней Азии
Экономика в кушанское время
Города и поселения в кушанское время
Упадок Кушанского царства
Расцвет Кушанского царства
Начальный период Кушанского царства
Победа Парфии над Римом
Бактрия и Согд во II—I вв. до н. э.
Вторжение юэчжей в Греко-Бактрию
Внутренний строй, экономика и культура Ферганы и Хорезма в III—II вв. до н.э.
Внутренний строй, экономика и культура Парфянского царства в III—II вв. до н. э.
Внутренний строй, экономика и культура Греко-Бактрийского царства в III—II вв. до н. э.
Расцвет Греко-Бактрийского царства
Парфия и Греко-Бактрия. Борьба с селевкидской экспансией
Возникновение и ранняя история Парфии и Греко-Бактрии
Средняя Азия в составе Селевкидского государства
Борьба среднеазиатских народов против греко-македонских войск
Поход Александра Македонского на Восток
Средняя Азия и Иран в Ахеменидский период
Социально-экономический строй, культура и религия в Согде, Хорезме и Бактрии в VI—IV вв. до н. э.
Средняя Азия в составе Ахеменидской державы
Восстания против Ахеменидов при Дарии I
Кир и Томирис. Разгром ахеменидских войск
Завоевания Кира II в Средней Азии
Возникновение Ахеменидского государства
Зороастризм
Древнейшие государственные образования по Авесте
Среднеазиатское общество по Авесте
Авеста как исторический источник
Раннежелезный век Таджикистана
Пути расселения индоиранских племен и среднеазиатские археологические комплексы
Индоиранская общность
Древнейшие наскальные рисунки Таджикистана
Неолитические памятники Таджикистана
Мезолитические памятники Таджикистана
Памятники верхнего палеолита Таджикистана
Памятники среднего палеолита Таджикистана
Памятники нижнего палеолита Таджикистана
История Таджикистана
Каменный век
Бронзовый век
Хронология

Источник: http://www.tajik-gateway.org/wp/?page_id=39527

Ссылка на основную публикацию