Первая государственная дума — история России

Российская Государственная Дума: история

Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи

В историческом зале Таврического дворца более 100 лет тому назад начала свою работу I Государственная Дума Российской империи. Это событие вызвало различные отклики и реакцию в России того времени – от восторженно-оптимистических до тревожно-пессимистических.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной Думы.

Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году.

Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Всего было четыре созыва Государственной Думы.

Император Николай II выступает с Манифестом о создании Государственной Думы

Одни считали, что образование Государственной Думы – это начало вступления России в общеевропейскую жизнь. Другие были уверены, что это конец российской государственности, основанной на принципе самодержавия.

В целом же выборы в Государственную Думу и сам факт начала ее работы вызвали в российском обществе начала XX в. новые ожидания и надежды на позитивные перемены в стране.

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Зал заседаний Государственной Думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург

Только что пережившая революцию 1905 г., страна ожидала глубокого реформирования всей государственной системы Российской империи.

Хотя в России долгое время не было парламента и принципа разделения властей, но это отнюдь не значит, что представительных учреждений не было – они были в виде Вече в Древней Руси, городских дум и земств в последующие эпохи. Но все они были законосовещательными  по отношению к верховной власти, теперь же ни один закон не мог быть принят, если он не одобрен Государственной Думой.

Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев — поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были не подотчётны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Первая Государственная Дума

Выборы в Первую Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г., когда революционная ситуация в стране уже начинала поддаваться контролю со стороны властей, хотя в некоторых окраинных районах продолжала сохраняться нестабильность, и там не удалось провести выборы.

в Первую Думу было избрано 478 депутатов: кадетов – 176, октябристов – 16, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 97, социал-демократов (меньшевиков) – 18, а остальные входили в состав регионально-национальных партий и объединений, в значительной части примыкавших к либеральному крылу.

Выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств; — один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи; — избирателей, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч;

— для рабочих и крестьян устанавливалась трех- и четырех степенная система выборов.

Перед созывом I Государственной думы Николаем II был утверждён свод «Основных государственных законов».

Статьи свода подтверждали священность и неприкосновенность особы царя, устанавливали, что он осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой, верховное руководство внешними отношениями, армией, флотом, финансами и так далее.

В одной из статей закреплялась власть Государственной думы и Государственного совета: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора».

Открытие Думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

С.А. Муромцев, Председатель Первой Государственной Думы

Главным вопросом в работе I Государственной Думы был земельный вопрос. 7 мая кадетская фракция за подписью 42 депутатов выдвинула законопроект, предусматривавший дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

За всё время работы депутатами было одобрено 2 законопроекта — об отмене смертной казни (инициирован депутатами с нарушением процедуры) и об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством.

6  июля 1906 г. вместо непопулярного И. Л. Горемыкина председателем Совета министров был назначен решительный П. А. Столыпин (сохранивший к тому же пост министра внутренних дел). Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июля распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня.

Вторая Государственная Дума

Выборы во Вторую Государственную Думу проходили в начале 1907 г., и первая сессия ее открылась 20 февраля 1907 г. В общей сложности было избрано 518 депутатов: кадетов – 98, трудовиков – 104, социал-демократов – 68, эсеров – 37, беспартийных – 50, октябристов – 44.

Председателем думы был избран один из лидеров кадетов Федор Александрович Головин.

Ф.А. Головин, Председатель Второй Государственной Думы

Аграрный вопрос опять оказался в центре внимания, но теперь уже существовала правительственная программа переустройства землевладения и землепользования, ставшая объектом ожесточенных нападок.

Правые депутаты и октябристы поддержали указ 9 ноября 1906 года о начале Столыпинской аграрной реформы. Кадеты пытались найти компромисс по земельному вопросу с трудовиками и автономистами, сведя к минимуму требования по принудительному отчуждению помещичьих земель.

Трудовики отстаивали радикальную программу отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция — проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.

Большинство заседаний Второй Государственной Думы, как и ее предшественницы, было посвящено процедурным вопросам. Это стало формой борьбы за расширение компетенции депутатов думы.

Правительство, ответственное только перед царем, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела признать узкие рамки своих полномочий. Такое положение дел стало одной из причин роспуска Государственной Думы.

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с «военной организацией РСДРП», которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.

Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, который подчеркивал, что «никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думой».

Третья Государственная Дума

В III Государственную Думу было выбрано правых — 51, октябристов — 136, прогрессистов — 28, кадетов — 53, националистов — 90, трудовиков – 13, социал-демократов — 19. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.

Н.А. Хомяков, Председатель Третьей Государственной Думы

Как и следовало ожидать, в составе III Государственной Думы сложилось большинство правых и октябристов. Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год и провела за этот срок 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой думой.

Основное место в по-прежнему занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы Столыпина, рабочий и национальный. Думой было утверждено 2197 законопроектов, большинство которых касалось смет различных ведомств и управлений, ежегодно в государственной думе утверждался государственный бюджет.

В 1909 году правительство, ещё раз нарушив основной закон, изъяло из ведения Думы военное законодательство.

За пять лет существования Третья Государственная дума приняла ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

А.И. Гучков, Председатель Третьей Государственной Думы

Четвертая Государственная Дума

В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной Думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917.

Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко. Состав Государственной Думы IV созыва: правые и националисты — 157 мест, октябристы — 98, прогрессисты — 48, кадеты – 59, трудовики — 10 и социал-демократы — 14.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе.  К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

М.В. Родзянко, Председатель Четвертой Государственной Думы

Новая Государственная Дума возобновила свою работу только в 1993 г.

Подведем итоги

За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны.

Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос.

В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.

Источник: http://www.rosimperija.info/post/120

Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы — 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами.

Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду.

Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г.

глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) — открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Читайте также:  Буржуазия - история России

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) — 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. — изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы:

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос: о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой.

Вывод: третьеиюньская система — второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

IV Государственная Дума (1912-1917 гг.) — председатель Родзянко. Дума распущена временным правительством связи с началом выборов в Учредительное собрание.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria57.html

1.1 Государственная Дума в дореволюционной России

Понятие Государственной Думы впервые относится к периоду первой российской революции 1905-1907 гг.

Революционные события начала 1905 г. заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общества. 18 февраля 1905 г. был опубликован царский манифест, объявлявший о намерении создать законосовещательную Государственную Думу, а 6 августа 1905 г.

был издан еще один манифест, провозглашавший учреждение данного органа, а также положение о выборах. Этот проект получил название «булыгинской Думы» (по фамилии министра внутренних дел). Выборы согласно этому проекту, предполагались многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными.

Сохранялся опробованный в земствах принцип выборов по куриям — группам избирателей, выделенным по сословному и имущественному признакам. Выделялось три курии — землевладельческая, городская и крестьянская. Из числа избирателей исключались женщины, военнослужащие, учащиеся, рабочие. Однако выборы в «булыгинскую Думу» не состоялись.

Через несколько недель события приняли столь драматический оборот, что власти пришлось идти значительно дальше по пути уступок.

Всероссийская октябрьская стачка и консолидация оппозиционных сил заставила Николая II издать Манифест 17 октября 1905 г. Этот документ был крупнейшим шагом по пути конституционной эволюции российского государства.

Изменялся статус Государственной Думы — из законосовещательного органа она превращалась в законодательный. Расширился и круг избирателей. Обсуждался даже вопрос о введении всеобщих, прямых, равных и тайных выборов (так называемая четыреххвостка).

Однако в конце концов было решено остановиться на более «осторожном» варианте избирательной системы, который и был утвержден Указом от 11 декабря 1905 г.

Согласно ему выборы Государственной Думы оставались неравными, не всеобщими, непрямыми и во многих случаях не тайными.

К участию в выборах допускались только мужчины, достигшие 25-летного возраста. Учащиеся и военнослужащие избирательных прав не получили. Согласно Указу от 11 декабря 1905 г. право голоса получили фабрично-заводские рабочие, выделенные в новую, четвертую курию.

Все курии были поставлены в неодинаковые условия. Первые две курии избирались в основном по двухступенчатой системе (избиратели — городские или губернские съезды выборщиков — депутаты Думы), третья, крестьянская, — по четырехступенчатой, а рабочая — по трехступенчатой.

В результате в землевладельческой курии один выборщик представлял 2000 избирателей, в городской — 4000, в крестьянской — 30 тыс. и в рабочей — 90 тыс.

Конечно, куриальный принцип давал очевидные преимущества состоятельным слоям населения.

Но при отсутствии развитых политических партий этот порядок обеспечивал парламентское представительство основных групп населения и в то же время не допускал численного преобладания социальных низов.

Деятельность нового общероссийского представительного учреждения определялась документами, утвержденными императором 20 февраля 1906 г. Высший представительный и законодательный орган России теперь состоял из двух палат. Государственный Совет (созданный ещё при Александре I по инициативе М.

Сперанского) из законосовещательного органа при монархе превращался в верхнюю палату парламента, причем менялись и принципы его формирования: половина его членов (98) назначалась императором, половина же избиралась Синодом, земствами, Академией наук и пр.

Он получал право налагать вето на решения Государственной Думы.

Обе палаты созывались и распускались указом императора. Срок полномочий депутатов Государственной Думы составлял 5 лет (хотя Дума могла быть распущена императором раньше этого срока), членов Государственного Совета — 9 лет, причем каждые три года представительство каждой из групп обновлялось на треть.

Одно и то же лицо не могло быть членом Государственного Совета и депутатом Думы. Чиновники, состоящие на государственных должностях и избранные в Думу, обязаны были оставить службу. Депутатам Думы полагалось ежемесячное казенное довольствие (с 1908г. его размер составлял 350 руб.

), членам Государственного Совета — суточное довольствие (в размере 25 руб.).

Государственная Дума имела право принимать законы, отменять и изменять их, за исключением Основных государственных законов. Право пересмотра последних принадлежало лишь императору. Проекты законов, одобренные Думой, поступали на утверждение Государственного Совета.

Принятые обеими палатами законы направлялись на утверждение императора.

Первый российский парламент проработал всего 11 лет:

· I Государственная Дума: 27 апреля — 8 июля 1906 г. (524 депутата);

· II Государственная Дума: 20 февраля —2 июня 1907г.(518депутатов);

· III Государственная Дума: 1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г. (единственный созыв, просуществовавший весь пятилетний срок).

· IV Государственная Дума: 15ноября 1912г. — 12марта 1917г. (и III,и IV Думы насчитывали в своем составе по 442 депутата).

I и II Государственные Думы избирались в соответствии с законодательством, описанным выше, и просуществовали недолго вследствие резких разногласий с правительством. Представительство левых и либеральных партий было в них значительно: так, в I Государственной Думе насчитывалось 153 кадета и 107 членов крестьянской группы (трудовиков).

Попытки обсуждения аграрной реформы, предусматривавшей отчуждение помещичьих земель, вызвали резкую реакцию правительства и роспуск Думы. II Дума оказалась еще более левой (в ней было около ста кадетов и более двухсот представителей «левого блока», включавшего в себя трудовиков, эсеров и социал-демократов). Аграрный вопрос вновь оказался в центре внимания.

Чтобы получить «управляемую» Думу, император второй раз воспользовался правом роспуска Государственной Думы и, сверх того, изменил порядок думских выборов, совершив фактически государственный переворот сверху.

Такое решение он мотивировал медлительностью Думы при рассмотрении бюджета и правительственных законопроектов, направленных на подавление революционных беспорядков, а также антигосударственной деятельностью части левых депутатов. 3 июня 1907 г. единоличным решением царя (что противоречило ст.

86 и 87 Свода основных государственных законов) вводился в действие новый избирательный закон.

Согласно этому закону сокращалось количество депутатов Государственной Думы, а также представительство низших сословий и окраин. Теперь в первой курии один выборщик избирался от 230 человек.

Вторая курия была разделена на две: впервой (состоятельные граждане) один выборщик избирался от 1000 избирателей, в другой — от 15 тыс. Крестьянская курия посылала одного выборщика от 60 тыс., а рабочая — от 125 тыс.

Жители ряда окраинных областей (Акмолинской, Семипалатинской, Якутской и др.) лишились представительства; вся азиатская Россия посылала в Думу только 15 депутатов, Кавказ — 10 (вместо 29), Царство Польское — 14 (вместо прежних 37).

Избирательным правом могли воспользоваться лишь 15% населения империи. Не случайно даже в правительственном лагере данный закон получил название «бесстыжего».

Думы, избранные по этому закону, отличались гораздо большей управляемостью, лояльностью по отношению к монархии и консерватизмом. III Государственная Дума просуществовала весь отведенный ей срок. Ведущими фракциями в ней были октябристы (155), кадеты (108) и правые (146). Представительство левых было сведено к минимуму.

Большую часть срока своих полномочий поработала и IV Государственная Дума. Лишь по мере нарастания неудач на германском фронте лидеры ряда думских фракций (прежде всего кадетов) стали проявлять все большую оппозиционность.

Немалую роль сыграла Государственная Дума в февральской революции: при активном участии думских лидеров 2 марта 1917 г.

царя принудили к отречению; несколько ранее (27 февраля) Думой был создан Временный комитет Государственной Думы, который затем трансформировался во Временное правительство, ставшее одним из центров власти в стране после революции. После этого Дума как учреждение сходит с политической авансцены, хотя юридически это было оформлено лишь 6 октября 1917г.

Несмотря на краткий срок своего существования и очевидные недостатки российского дореволюционного избирательного законодательства, выборы в Государственную Думу и ее деятельность способствовали приобщению к выборам широких слоев населения, развитию политической культуры российского общества.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/12339

История парламентаризма в России. Досье

Орган народного представительства /парламент/ появился в России в начале ХIХ века, после создания первых политических партий и усиления революционных настроений в стране.

6 августа 1905 года Николай II издал Манифест об учреждении Государственной Думы и положение о выборах депутатов. Согласно Манифесту, новый орган должен был носить только законосовещательный характер.

Но Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года заставила Николая II выступить 17 октября с новым Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка», который провозгласил гражданские свободы и созыв законодательного органа — Государственной Думы, которой отводилась роль нижней палаты парламента. Функции верхней палаты были возложены на назначаемый император Государственный Совет, который одобрял или отклонял принятые Думой законы.

Дума избиралась сроком на пять лет, право на ее роспуск имел российский император. Выборы проходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей.

К выборам не допускались женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств, не имевшие собственного жилья и пр. Общее число членов Думы составляло в разные годы от 480 до 524 человек.

К ведению палаты относилось принятие законов, внесенных правительством, и утверждение государственного бюджета. В дореволюционном парламенте были сформированы партийные фракции: кадеты, эсеры, трудовики, социал-демократы, октябристы и др.

Дума ввела процедуру прохождения законодательных инициатив, гласность заседаний, депутатские запросы, урегулирование разногласий согласительными комиссиями. Особую важность в России того времени имело предоставление депутатам обеспеченного законом права на свободу слова на парламентской трибуне.

Торжественное открытие первой Думы состоялось 27 апреля 1906 года. Местом заседаний был определен Таврический дворец Санкт-Петербурга.

В царской России Дума просуществовала вплоть до падения самодержавия, имела четыре созыва

Выборы в первую Думу прошли весной 1906 года. Наибольшее число мандатов получили кадеты и трудовики. Представители рабочих образовали фракцию социал-демократов, депутаты от партии промышленников и землевладельцев составили правое крыло Думы /октябристы/.

Также в парламенте была образована достаточно многочисленная группа автономистов /нацменьшинства/ и беспартийных. Председателем был избран член фракции кадетов С.Муромцев. С самого начала своей деятельности Дума вступила в конфронтацию с властью.

Депутаты требовали отмены смертной казни и амнистии политзаключенных, установлении ответственности правительства перед Думой, политических свобод и т.д. После того, как правительство отвергло все требования депутатов, Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству с требованием его отставки.

В результате палата была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева». Первая Государственная Дума просуществовала всего 72 дня — с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Она провела лишь одну сессию, приняла 2 законопроекта и свыше 300 запросов о незаконных действиях правительства.

Читайте также:  Массовое движение 30-х годов - история России

Государственная Дума второго созыва оказалась еще более левой, чем предыдущая. Большинство мандатов досталось трудовикам, кадетам, октябристам, эсерам, социал- демократам, народным социалистам. Председателем был избран кадет Ф.Головин.

Вторая Госдума проработала с 20 февраля по 3 июня 1907 года, успела провести лишь одну сессию, приняв около 20 законопроектов.

Думское большинство не принимало аграрных реформ Столыпина, отказывалось осудить террор, развязанный в стране левыми силами, использовало думскую трибуну для политической агитации. Не было согласия и между членами самой палаты.

Поводом для роспуска Думы послужило обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. 3 июня 1907 года члены фракции были арестованы, а вторая Госдума распущена. Вместе с ее роспуском был принят новый закон, ограничивающий возможность избрания в парламент радикально настроенных членов политических партий.

Третья Дума стала единственной из четырех дореволюционных созывов, которой удалось просуществовать весь положенный 5-летний срок. Ее работа продолжалась с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года, за это время состоялось 5 сессий. Она была более правой, чем две предыдущие.

Большинство мандатов досталось правым и октябристам, меньше мест получили кадеты, трудовики и социал-демократы. За время работы Думы третьего созыва сменились три председателя — представители фракции октябристов Н.Хомяков, А.Гучков и М.Родзянко.

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума также не выходила из кризиса. Острые споры между ее членами возникали по вопросам реформирования армии, крестьянскому вопросу и пр.

Но именно в третьей Думе впервые состоялось обсуждение и принятие государственного бюджета, а также были приняты важнейшие законы о страховании рабочих, об учреждении новых земств, об образовании /известна как «Дума народного образования»/.

Четвертая, последняя в истории царской России, Дума возникла в канун Первой мировой войны. Она просуществовала с 15 ноября 1912 года по 6/19/ октября 1917-го, провела 5 сессий. В Думу были избраны представители левых, центристских и правых партий.

Большинство составили октябристы, вступившие в коалицию с кадетами. Председателем Думы вновь стал октябрист М.Родзянко. С началом Первой мировой войны конфронтация между правительством и депутатами резко обострилась.

Осенью 1916 года оппозиция обвинила царское правительство в провале войны с Германией. 16 декабря четвертая Дума была распущена. Она возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, но спустя несколько дней вновь была распущена.

В стране произошла Февральская революция, в результате которой монархия была свергнута и установилось двоевластие — Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство предприняло попытку создания нового парламента: в ноябре 1917 года в России прошли выборы в первое Учредительное собрание, большинство мест в котором получили эсеры. Но этот выборный орган просуществовал недолго — 6 января 1918 года собрание было разогнано большевиками.

После Октябрьской революции 1917 года верховным законодательным органом РСФСР стал ВЦИК — Всероссийский центральный исполнительный комитет, который давал общее направление деятельности правительства и всех органов власти.

С образованием СССР в 1922 году был создан Центральный Исполнительный Комитет — сначала однопалатный, а с 1924 года — двухпалатный высший орган госвласти в период между Всесоюзными съездами Советов. Он имел широкие полномочия в экономической области, в утверждение госбюджета, ратификации международных договоров и т.д.

В 1936 году, после принятия новой Конституции, на смену ЦИКу пришел Верховный Совет, состоящий из двух палат.

Верховный Совет последнего, 12-го созыва был избран в 1990 году на основании Конституции 1978 года в редакции 1990 года.

В начале 90-х годов, после распада СССР самым важным изменением в системе государственной власти стало введение поста президента РСФСР и соответствующее перераспределение функций между различными ветвями власти.

Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет сохранили широкие полномочия в области законодательной деятельности, многие их права, включая формирование правительства, отошли к президенту РСФСР.

Конфликт между исполнительной и законодательной властью стал одной из причин открытого противостояния в октябре 1993 года, завершившегося роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

Представительным и законодательным органом РФ, согласно Конституции 1993 года и Положению о Федеральных органах власти на переходный период, стало Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Первые в новейшей истории России выборы в Государственную Думу состоялись 12 декабря 1993 года.

Источник: http://tass.ru/spravochnaya-informaciya/820198

Государственная дума Российской империи 1906-1917 гг. (историческая справка)

Государственная дума в 1906-1917 гг. высшее, наряду с Государственным советом, законодательное (нижняя палата первого российского парламента), учреждение Российской империи.

Предыстория формирования Государственной думы

Учреждение Государственной думы явилось последствием широкого общественного движения всех слоев населения России, особенно сильно проявившегося после неудач русско-японской войны 1904-1905 гг., раскрывшей все недостатки бюрократического управления.

В рескрипте 18 февраля 1905 года император Николай II выразил обещание «отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Однако, выработанное комиссией под председательством министра внутренних дел Булыгина и изданное 6 августа положение о Государственной думе создало не законодательный орган, не парламент в европейском смысле, а законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, избираемое ограниченными категориями лиц: крупных собственников недвижимых имуществ, крупных плательщиков промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьян.

Закон о Думе 6 августа вызвал во всей стране сильное недовольство, вылившееся в многочисленных митингах протеста против искажения ожидавшейся коренной реформы государственного строя и завершившееся в октябре 1905 года грандиозной забастовкой всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

17 октября 1905 года появился манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором были намечены основы новой конституционной формы управления Россией: 1) населению дарованы незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; 2) установлено как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы; 3) обещано привлечь теперь же по мере возможности к участию в выборах в Государственную думу те классы, которые лишены были вовсе избирательных прав.

В развитие начал манифеста 17 октября были изданы 11 декабря 1905 года дополнительные правила о выборах, понизившие имущественный избирательный ценз и предоставившие избирательные права чиновникам и рабочим.

Однако, преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату и издание 8 марта 1906 года Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Порядок выборов в Государственную думу

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.

В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начала.

Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу».

Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской и 4) рабочей.

[Подсчет поданных бюллетеней в избирательной комиссии (СПб., выборы во вторую Государственную думу, 1907 г.)]

Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей.

Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный ценз — владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, и имущественный ценз — наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

Источник: http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/127

Значение Государственной думы в истории России

Несмотря на то, что Государственная дума не стала полноправным законодательным органом, так как ее возможности были существенно ограничены, она сумела накопить определенный опыт, с ее деятельностью связывались надежды на последующую демократизацию политической жизни России, в целом позитивные сдвиги были налицо.

В крайне сложных условиях постоянного ограничения прав Думы, оппозиционно или даже революционно настроенные депутаты (социал-демократы например) находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавие перед лицом всей читающей России: была обеспечена гласность думской деятельности, отражение ее запросов, заседаний в печати (в том числе и социал-демократической), все стенографические отчеты публиковались в газетах, а затем обязательно издавались отдельными томами по каждой сессии.

Лишь заседания, на которых обсуждались военные и военно-морские программы, объявлялись закрытыми, их стенограммы не подлежали огласке.

Депутаты использовали любую возможность подвергнуть критике правительство. Так обсуждая годовой бюджет Российской империи, они позволяли себе говорить все, что они думают о политике правительства.

Несмотря на то, что Дума была лишена права обсуждать внешнюю политику страны, при рассмотрении бюджета МИД депутаты критиковали действия этого министерства.

Тоже касалось военного ведомства: ассигнуя деньги на нужды армии и флота, депутаты говорили о генералах-карателях, о бездарности в военном руководстве царских родственников – великих князей и т.д. Эффективно использовалась Думой система подачи запросов.

И, хотя, не чувствуя ответственности перед ней, министры порой отвечали Думе с необычайной наглостью, благодаря гласности такие ответы становились из- вестны всей стране и соответственно оценивались общественностью.

Встречаясь с избирателями, депутаты также подвергали критике правительство.

Таким образом, первый российский представительный орган, хоть и не стал полноценным законодательным институтом – парламентом (попытки реализовать законодательные права настойчиво предпринимались I и II оппозиционными Думами), но способствовал позитивным переменам в российском обществе:

  • формированию демократических традиций;
  • развитию гласности;
  • формированию правого сознания, политическому просвещению народа;
  • ликвидации рабской психологии, веками господствовавшей в России, активизации политической деятельности русского народа;
  • приобретению опыта демократического решения важнейших государственных вопросов, совершенствованию парламентской деятельности, формированию слоя профессиональных политиков.

Государственная дума стала центром легальной политической борьбы, она обеспечивала возможность существования официальной оппозиции самодержавию.

Положительный опыт Думы достоин быть использованным в деятельности современных парламентских структур России.

Возможно, вам будет интересно также:

Источник: http://bookaa.ru/istoriya-rossii/znachenie-gosudarstvennoj-dumy-v-istorii-rossii.html

История России

Митинг рабочих в Лодзи во время локаута. Фотография 1906 года.

Подавление восстаний в декабре 1905 г. явилось исходным пунктом для наступления контрреволюционных сил. Правительство передвинуло значительную часть войск из пограничных округов во внутренние районы страны. По требованию «Совета объединенного дворянства» — политического центра крепостников-помещиков, созданного ими в мае 1906 г.,— были учреждены военно-полевые суды.

Витте в качестве главы правительства уже не удовлетворял черносотенную верхушку. Накануне открытия Думы царь заменил его консервативным сановником Горемыкиным, который в свою очередь оказался лишь промежуточной фигурой, подготовив переход власти к ставленнику «объединенного дворянства» — министру внутренних дел Столыпину.

Усиливая репрессии, царизм одновременно прибегал к политическому маневрированию. Еще в дни вооруженного восстания — 11 декабря 1905 г.— был опубликован подготовленный Витте закон о выборах в Государственную думу. Как и манифест 17 октября, это было уступкой, вырванной у самодержавия революцией.

Правящие верхи при этом отнюдь не собирались ни выполнять общенародное требование всеобщего избирательного права, ни поступаться властью в пользу Думы. Их план состоял в ином: опереться в Думе на либеральную буржуазию, а также на сравнительно многочисленное представительство от крестьян, с тем чтобы, используя монархические иллюзии крестьянства, направить его против пролетариата.

Этим политическим расчетом определялась и избирательная система, введенная «виттевским законом».

Читайте также:  Развитие революционного процесса - история России

Крестьянин — ходок в I Государственную думу. Фотография 1906 года.

Большая часть населения России — женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, некоторые народности вовсе не получили избирательных прав. С помощью ряда ограничений не допускались к выборам три четверти пролетариата. Выборы не были ни прямыми, ни равными.

Все избиратели делились по сословно-имущественному признаку на отдельные разряды — курии. В то время как в помещичьей, землевладельческой курии один выборщик приходился на 2 тыс. избирателей, в городской курии (буржуазия, мелкая буржуазия, небольшая группа более обеспеченных рабочих) одного выборщика выбирали 7 тыс.

, в крестьянской — 30 тыс. и в рабочей — 90 тыс. избирателей. Для рабочих были установлены трехстепенные выборы, для крестьян — четырехстепенные; царской администрации предоставлялась таким образом возможность устранения революционных элементов и проведения в Думу самых консервативных и политически неразвитых представителей деревни.

«Серячок выручит»,— говорили царские сановники. Либералы же рассчитывали, что крестьянские депутаты пойдут за ними.

Поражение пролетарского авангарда в декабре 1905 г. возродило в среде кадетов надежду на возможность повернуть Россию с революционного пути на путь верхушечных реформ. Открыто провозгласив себя в начале 1906 г.

сторонниками конституционной монархии, кадеты вместе с тем для обмана масс прибавили к прежнему названию своей партии новое наименование — «партия народной свободы» — и не скупились на демагогические обещания во время избирательной кампании.

Выборы в Государственную думу бойкотировались авангардом пролетариата. Большинство мест получили кадеты. Но это была мнимая победа, явившаяся результатом правительственного террора, который помог кадетам объединить недовольных царизмом избирателей. «Историческая роль кадетов,— писал в связи с итогами выборов В. И. Ленин,— переходная, минутная роль.

Они падут вместе с неизбежным и быстрым падением конституционных иллюзий…». Вскоре после открытия Первой Государственной думы (27 апреля 1906 г.

) кадеты потерпели первое ощутительное поражение: им не удалось, несмотря на все усилия, включить в свою фракцию депутатов от крестьян; эти депутаты образовали отдельную фракцию трудовиков («Трудовую группу»), в состав которой вошли и некоторые интеллигенты народнического толка.

Трудовики не имели четкой политической линии. Они нередко склонялись на сторону либеральной буржуазии. Но вместе с тем они отражали стихийный напор крестьянских масс, требовавших безотлагательно решить самый острый для них — земельный вопрос.

Большевистская газета Волна с текстом резолюции В. И. Ленина (Карпова)

Обсуждение этого вопроса находилось в центре работы Думы. Кадеты внесли свой аграрный проект, который предусматривал принудительное отчуждение лишь части помещичьих земель за плату по «справедливой» оценке. Это была попытка повторить реформу 1861 г.: с помощью небольшой и к тому же щедро компенсируемой уступки спасти помещиков от крестьянской революции.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/i-i-ii-gosudarstvennye-dumy.html

Как родилась и погибла Первая Государственная Дума России

Учреждение Первой Госдумы было прямым следствием революции 1905 года. Николай II под давлением либералов, которых возглавлял премьер-министр С.Ю.

Витте, издал свой знаменитый августовский Манифест, где прямо говорилось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».

Разработанные комиссией во главе с Булыгиным и одобренные на Петергофском совещании под председательством Николая II положения о выборах в Думу были утверждены августовским Манифестом.

Правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимости, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и отдельные группы крестьян.

Это вызвало сильнейшее общественное недовольство, митинги протеста и забастовки вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» были отменены.

Вскоре последовал Манифест от 17 октября 1905, который радикально расширил полномочия Думы, сделав ее уже не законосовещательным, а законодательным органом. Госдума стала нижней палатой российского парламента, ее законопроекты поступали в верхнюю палату — Государственный Совет.

19 октября 1905 был издан указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», который превратил Совет министров в высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Законопроекты не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.

Председатель Совета министров назначался царем. Первым председателем реформированного Совета министров стал Сергей Витте. С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни малейшим авторитетом. Затем его сменил Петр Столыпин.

I Государственная дума действовала недолго — с 27 апреля по 9 июля 1906 года. Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца.

Неторопливость и осторожность в подготовке необходимых для перехода к конституционной форме правления, которая сегодня может показаться странной, объясняется неуверенностью царя в правильности курса на демократизацию монархического режима. Царь не имел адекватного понимания того, что творилось в обществе.

Не только он, но и великие князья, а также вся верхушка армии считали, что Россия должна оставаться самодержавной монархией.

Эта позиция резко изменилась после неудач в первой мировой войне, когда бывшие «охранители» стали рьяными разрушителями, которые, перефразируя Александра Зиновьева, метили в царя, а попали в Россию.

Порядок выборов в первую Думу определялся законом о выборах (декабрь 1905). В этом законе было четко прописано сословное «устройство» империи. Учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая.

По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие предприятий с числом работающих не менее пятидесяти человек. Царь отсек от выборов тогдашних пролетариев малого бизнеса. Избирательного права были лишены два миллиона мужчин-рабочих.

В выборах также не принимали участия женщины и молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд нацменьшинств (и это было, на мой взгляд, огромной ошибкой). Выборы были многоступенчатыми, видимо для обеспечения полного контроля над электоральным процессом. Депутатов избирали выборщики от избирателей.

Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч.

23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также подчинялась царю.

Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение.

В Свод был внесен «лукавый» параграф №87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. То есть царь мог отменить любые принятые Госдумой законы в период между сессиями и принять другие, прямо противоположные.

Выборы в I Государственную Думу прошли с 26 марта по 20 апреля. Большинство левых партий — РСДРП (большевики), Партия социалистов-революционеров (эсеры), Всероссийский крестьянский союз — бойкотировали их, презрительно прозвав Госдуму «Булыгинской».

Меньшевики пытались сесть сразу на два стула, заявив о готовности участвовать лишь на начальных стадиях выборов. Правое крыло меньшевиков во главе с Георгием Плехановым выступило за участие в выборах и в работе Думы.

Социал-демократическая фракция образовалась в Думе 14 июня, сразу после приезда 17 депутатов с Кавказа.

В противовес социал-демократической фракции, правые парламентарии объединились в отдельную парламентскую партию — Партию Мирного Обновления. Включая группу «прогрессистов», их было 37 человек.

Очень грамотно провели свою предвыборную кампанию конституционные демократы («кадеты»), получившие 161 место в Думе (1/3 от общего числа депутатов).

Комиссия по выборам выборщиков в Первую Государственную думу 

Черносотенцы мест в Думе не получили. Разгромное поражение потерпел на выборах «Союз 17 октября» («октябристы») — умеренно правая политическая партия крупных землевладельцев, предпринимательских кругов и чиновников.

Самым известным «октябристом» был Александр Гучков. К началу думской сессии у них было всего 13 депутатских мест. В составе Первой Думы было 18 социал-демократов, 63 представителя от национальных меньшинств, 105 — от беспартийных.

Была серьезно представлена аграрная трудовая партия («трудовики») — 97 мест.

28 апреля 1906 от крестьян, рабочих и интеллигенции была сформирована Трудовая фракция. В нее вошло 80 депутатов. К концу 1906 года в ней уже было 150 человек.

Уже после начала работы Государственной Думы образовался внепартийный Союз Автономистов (около 100 депутатов). В него вошли кадеты и трудовики.

Эта фракция вскоре была преобразована в одноименную партию, выступавшую за децентрализацию госуправления на основе широкой автономии регионов, предоставление нацменьшинствам гражданских прав, употребления родного языка в общественных и правительственных учреждениях, за право на культурное и национальное самоопределение с отменой всех привилегий и ограничений по национальности и вероисповеданию. Ядро партии составили депутаты с западной Украины, в основном крупные помещики. 35 депутатов от 10 губерний Царства Польского образовали партию «Польское Коло».

С первых же заседаний Дума встала в жесткую оппозицию царю и его правительству. Став главной фракцией Думы, кадеты 5 мая потребовали отменить смертную казнь, амнистировать политзаключенным, установить ответственность правительства перед Думой, упразднить Государственный совет.

Также они потребовали политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных и удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель для ликвидации земельного «голода» крестьян. Все эти требования были изложены в письменном виде и вручены депутату Муромцеву, но Николай II его не принял.

Тогда документ был отдан председателю Совета министров Горемыкину, который ответил отказом на все требования Думы.

19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли своей проект аграрной реформы («проект 104-х»), суть которой сводилась к конфискации помещичьих земель и передачи их в «пользование» малоземельным крестьянам.

6 июня появился намного более радикальный эсеровский «проект 33-х». Он предусматривал полное уничтожение частной собственности на землю. Обсуждение аграрного вопроса в Думе возбудило народные массы и вызвало даже протестные выступления.

В ответ на игнорирование ее требований Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству Горемыкина и потребовала его отставки. 6 июля 1906 председатель Совета министров дряхлый Иван Горемыкин был заменен энергичным Петром Столыпиным, который сохранил за собой пост министра внутренних дел, который он занимал ранее. Но это вовсе не было шагом навстречу парламентариям.

9 июля 1906 депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на закрытые двери.

А рядом на телеграфном столбе был приклеен царский Манифест о прекращении работы I Думы, так как она «разжигает смуту». Началась подготовка к выборам во II Госдуму.

Первая Государственная «Булыгинская» Дума России просуществовала всего 72 дня, приняв за это время 391 запрос о незаконных действиях правительства.

После роспуска Думы около двух сотен депутатов (кадеты, трудовики и социал-демократы) собрались в Выборге и приняли воззвание к народу.

В нем говорилось, что правительство противится наделению крестьян землей, что оно не имеет права без согласия народных представителей собирать налоги, призывать солдат на военную службу и делать займы. Воззвание призывало к отказу давать деньги в казну и саботажу призыва в армию.

Против подписантов «Выборгского воззвания» было возбуждено уголовное дело. Они отсидели три месяца в тюрьме и были лишены избирательных прав.

Было еще три созыва Государственной Думе. Дума четвертого созыва стала локомотивом Февральской революции.

27 февраля был образован Временный комитет Государственной думы, ставший по факту верховной властью, и вскоре сформировавший Временное правительство России.

6 октября Временное правительство распустило Госдуму, а 25 октября власть взяли большевики. 18 декабря декретом Совета народных комиссаров была упразднена и Дума и её Временный комитет.

18 сентября состоятся выборы в Государственную Думу Российской Федерации, правопреемницы Российской империи и Советского Союза.

Учтут ли вновь избранные депутаты уроки печальной истории своих предшественников?

Источник

Источник: http://balalaika24.ru/history/kak-rodilas-i-pogibla-pervaya-gosudarstvennaya-duma-rossii

Ссылка на основную публикацию