Образование в xix веке — история России

Образование в россии в xix веке

38. Бороздин, Илья Николаевич. Университеты в России в первой половине XIX века / И. Н. Бороздин // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т- во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1907-1908]. — Т. 2, ч. 1, отд. 2: Дореформенная Россия (1801-1840). -С.349-379.

Основные начала правительственной политики по народному просвещению в XVIII в. Основание Московского университета. Университетский устав 1804 г.

Открытие и первоначальная деятельность Казанского и Харьковского университетов. Общество и университеты в период реакции 20-х годов XIX в. «Николаевская эпоха» в истории русского просвещения.

Общество и университеты в эпоху 30-40 годов XIX в. Московский университет и его культурно-историческая роль.

39. Бороздин, И. Н. Университеты в эпоху 60-х годов / И. Н. Бороздин. // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1908-1909]. — Т. 4, ч. 2, отд. 2: Эпоха реформ (1840-1866). -С.185-212.

Частичные реформы, произведенные в университетах в первые годы царствования Александра II. Московское студенческое движение 1857 г. Гонения на университеты. Работа комиссии для рассмотрения отчета по министерству народного просвещения за 1859 г. Ответ министра Ковалевского.

Ковалевский предлагает ряд университетских реформ. Отставка Ковалевского. Студенческие движения и волнения в Казани, в Петербурге, в Москве и в Киеве. Участие студенчества в революционном движении. Назначение Головина министром народного просвещения.

Основные начала нового университетского устава.

40. Коваленский, М. Н. Средняя школа / М. Н. Коваленский // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1908-1909]. — Т. 4, ч. 2, отд. 2: Эпоха реформ (1840-1866). -С.128-185.

История формирования средней школы в России. Женская и мужская школа эпохи Николая I. Мужская и женская школа 60-х годов XIX века.

41. Коваленский, М. Н. Средняя школа / М. Н. Коваленский // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1909]. — Т. 7, ч. 3, отд. 1: Эпоха реакции (1866-1892). — С.170-202.

Назначение графа Д. А. Толстого министром Народного Просвещения 11 апреля 1866 г. Его первые мероприятия в области средней школы. Подготовка толстовских школьных реформ. Гимназический устав 1871 г. Борьба между сторонниками реалистического и классического образования. Торжество классической системы.

Характеристика толстовской школы. Учебные планы 1872 г., пересмотр образовательной программы в 1877 г. Реальные училища в эпоху министра А.Д. Толстого. Невозможность поступления ученикам реальных училищ в высшие учебные заведения. Возникновение военных гимназий. Назначение И. Д.

Делянова министром Народного Просвещения в 1882 г. Его деятельность на посту министра. Борьба с открытием новых гимназий и закрытие существующих. Учебные платы 1890 г. Новый устав реальных училищ 1888 г. Борьба с пропагандой в деляновскую эпоху. Статистика самоубийств среди учащихся.

Женская школа толстовско-деляновской эпохи.

42. Чарнолуский, В. И. Народное образование в первой половине XIX в. / В. И. Чарнолуский // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1908-1909]. — Т. 4, ч. 2, отд. 2: Эпоха реформ (1840-1866). -С.68-128.

Положение народного образования к началу столетия. Законодательство эпохи правительственного либерализма (1801-1812). Учреждение министерства народного просвещения. Правительственная реакция (1812-1825). Домашние народные школы и их преследование правительством.

Правительственная регламентация частных учебных заведений. Внутреннее состояние правительственной школы в первой четверти века. Финансовая политика правительства Александра I, плата за обучение, как финансовый ресурс. Удельные школы в первой четверти века.

Православное духовенство и школа в первой четверти века. Народное образование на окраинах Российской Империи, статистика народного образования. Народное образование в проекте декабриста Пестеля. Школьное законодательство второй четверти века.

Удельные школы, школы государственных крестьян времен Николая I. Внутреннее состояние правительственной школы во второй четверти века.

43. Чарнолуский, В. И. Начальное образование во второй половине XIX столетия / В. И. Чарнолуский // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1909]. — Т. 7, ч. 3, отд. 1: Эпоха реакции (1866-1892). — С.109-169.

Общественное движение 50-60-х гг. в области народного образования. Школьное законодательство и правительственная деятельность 60-70-х гг. Объединение заведования народным образованием в министерстве народного просвещения и ведомстве св. Синода в 60-70 гг. Церковные школы.

Вопрос о подготовке учительского персонала в 60-70-х гг. Земская и городская деятельность по народному образованию. Народное образование среди других национальностей Российской Империи в 60-70-х гг. Главные изменения в постановке народного образования в 80-90-х гг.

Внутреннее состояние народной школы и положение сельских учителей. Частная инициатива в образовании. Главные общественные течения в области народного образования во второй половине века. Внешкольное образование народа.

Статистика народного образования во второй половине XIX века.

44. Фриче, В. М. Высшая школа в конце века / В. М. Фриче // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1911]. — Т. 9, ч. 4, отд. 2: Конец века (1892-1900). -С.145-163.

Студенческие движения 70-х гг. XIX века. Деятельность комиссии по пересмотру действующего университетского устава. Университетский устав 1884 г. Увеличение трудностей доступа к высшему образованию.

Студенческие волнения и организованность студенческого движения 90-х гг. Доступ женщин в высшие учебные заведения России в 1861 году. Высшие женские курсы в Петербурге, Москве и других городах.

Открытие акушерских и врачебных курсов. Реакция 80-х гг.

ЛИТЕРАТУРА в РОССИИ в XIX веке

Русская литература

45. Аничков, Е. В. Очерк Пушкинского периода / Е. В. Аничков // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т- во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1907-1908]. — Т. 2, ч. 1, отд. 2: Дореформенная Россия (1801-1840). -С.403-443.

Читайте также:  Русско-турецкая война 1806-1812 гг - история России

Тип офицера, созданный Отечественной войной 1812 г. Русский романтизм. Лирика Карамзина, Жуковского, Батюшкова и Дельвига. Лирика Пушкина. Знакомство с западным романтизмом в 20-х годах. Распространение мистических учений в обществе.

Шатобриан, Байрон, Шелли и русский байронизм. Байронизм Кюхельбекера, «Алеко» Пушкина, «Демон» и «Измаил-Бей» Лермонтова. Влияние Николая I на русскую литературу. Его личное участи в следственном производстве по делу декабристов. Народное самосознание в поэзии.

Русское начало в поэзии Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Зарождение реализма: Евгений Онегин, Чацкий, Печорин. Гоголь и новый театр, реалистическая эстетика. Журналистика 30-х годов в борьбе с цензурой. Москва, как колыбель философских исканий.

Творчество Чаадаева и Гоголя. Смерть Пушкина и Лермонтова.

46. Неведомский, М. 80-ые и 90-ые годы в нашей литературе / М. Неведомский.// Том 9. Часть 4, отдел 2.-С.1-116

80-е и первая половина 90-х, как эпоха ликвидации народнического направление. Три лучших выразителя «семидесятничества» в литературе: Н. К. Михайловский, Г. И. Успенский, М.Е. Салтыков-Щедрин. 1881 год, как роковая дата для народнического движения и народнической литературы. Начало эпохи Александра III, Победоносцева и Каткова.

Художественная литература в момент перелома от 70-х к 80-м годам XIX века. Творчество С.Я. Надсона и В.М. Гаршина. Общая характеристика десятилетия. Творчество В.Г. Короленко. Центральная фигура литературы 80-х годов А.П. Чехов. Вторая половина 90-х годов. Первые модернисты: Бальмонт, Брюсов и др. Увлечение марксизмом в конце века.

47. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Литература 70-х гг. / Д. Н. Овсянико-Куликовский // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1909]. — Т. 7, ч. 3, отд. 1: Эпоха реакции (1866-1892)- С.30-71.

Связь общественной мысли 70-х гг. XIX в. с 60-ми. Новые элементы, выдвинутые в литературе Михайловским и Лавровым. Михайловский, как социолог, философ, публицист и беллетрист. Творчество Глеба Успенского. Салтыков в 60-70-е гг. Различные течения народничества: Златовратский, Наумов. Представители умеренного народничества: Засодимский, Каронин.

Представители славянофильства 70-х годов: Аксаков, Орест Миллер, Страхов, Данилевский, Ламанский, Градовский и Драгоманов. Писатели и поэты старшего поколения: Некрасов, Тургенев, Островский, Писемский, Потехин, Алексей Толстой. Творчество Льва Толстого и Достоевского. Семидесятники: Гаршин, Короленко, Новодворский. Характерные черты литературы 70-х годов.

Лирика 70-х годов.

48. Сакулин, П. Н. Русская литература до Пушкина / П. Н. Сакулин // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1907-1908]. — Т. 2, ч. 1, отд. 2: Дореформенная Россия (1801-1840). — С.379-402.

Дворянское происхождение русских писателей и значение этого факта. Итоги Екатерининской эпохи. Идейные стремления в Александровскую эпоху. Патриотизм во время Отечественной войны. Граф Ф. В. Растопчин. Патриотическая литература.

Идеологи консервативного национализма: Карамзин и Шишков. Борьба литературных течений: сентиментализм, ложноклассицизм, неоклассицизм. Вопрос о литературном направлении Жуковского. Кружок Оленина. Батюшков.

Образование Арзамаса и его последующее значение.

49. Сакулин, П. Н. Русская литература во второй четверти века / П. Н. Сакулин // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т- во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1907-1908]. — Т. 2, ч. 1, отд. 2: Дореформенная Россия (1801-1840). –С.443-508.

Общая характеристика периода. Сущность официальной идеологии. Цензура Николая I. Общественно-политические идеи Жуковского и Гоголя. Настроение Пушкина в Николаевскую эпоху. Философские течения 30-х годов XIX в. Лермонтов, как поэт интеллигентской рефлексии. Личность Н. В.

Станкевича, его творчество и философские искания. Романтический идеализм Белинского. Влияние Гегеля на творчество Белинского. Философское воспитание славянофилов. Взгляд славянофилов на самобытные черты русской истории. Идеалы славянофилов и их практическая программа.

Западничество и ранний русский социализм. Кружок Сунгурова, Герцена. «Социализм» Белинского. Грановский и его философско-исторические взгляды. Развитие социалистических идей в 40-х годах. Социальные мотивы художественной литературы 40-х годов XIX в.

Общественной значение литературы 40-х годов.

50. Сакулин, П. Н. Русская литература 60-х годов / П. Н. Сакулин // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1908-1909]. — Т. 4, ч. 2, отд. 2: Эпоха реформ (1840-1866). –С.213-389.

Новые черты литературной истории. Реформа законов о печати и цензуре. Литература после Крымской войны. Разночинец в литературе: произведения Островского, Писемского, Помяловского, Тургенева. Психология «нигилизма».

Новые социальные идеалы: семья, женские вопрос в литературе, вопрос о положении народа. Народничество в творчестве Некрасова. Отношение Достоевского к литературным и общественным течениям 60-х годов. Лев Толстой в 50-60-х годах. Отношение шестидесятых годов к «чистой поэзии».

Начало правительственной общественной реакции. «Обрыв» Гончарова. Эпоха шестидесятых в сатире Салтыкова.

Украинская литература

51. Русова, С. Ф. Украинская литература в XIX в./ С. Ф. Русова // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1908-1909]. — Т. 4, ч. 2, отд. 2: Эпоха реформ (1840-1866). -С.289-317

Первый период с 1798 по 1862 год. Открытие памятника Котляревскому. Культурное значение Харьковского университета. Расцвет украинской литературы. Вместо Харькова центром научно-литературной жизни становится Киев. Образование Кирилло-Мефодиевского братства. Творчество Тараса Шевченко. Украинофильство 40-60-х годов и влияние украинской литературы на реформы 1861 г.

52. Русова, С. Ф. Украинская литература 1862-1900 / С. Ф. Русова // История России в ХIХ веке / изд. А. Н. Гранат, И. Н. Гранат; худож. Л. О. Пастернак. — Санкт-Петербург: Т-во «Бр. А. и И. Гранат и К°», [1909]. — Т. 7, ч. 3, отд. 1: Эпоха реакции (1866-1892). — С.71-109.

Гонения на национальное культурное движение. Подъем литературы в 60-70 гг. XIX в. Деятельность Драгоманова, как критика украинской литературы. Отношение правительства к украинской литературе. Украинский театр. Общественное и научное движение конца XIX в. Различные направления в украинской литературе. Украинская музыка. Рост украинской культуры.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/928.html

Общая характеристика образования в XIX веке в России

XIX век был для России веком борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны. Общеполитические противоречия сказывались в области воспитания и образования, где официальная педагогика, возглавлявшаяся с 1833 по 1849 г.

Читайте также:  Революционная ситуация конца 70 -х годов - история России

министром народного просвещения Уваровым, встретила резкого противника в лице гуманистической педагогики Белинского, Герцена и их единомышленников.

Эти противоречия нашли свое отражение в борьбе различных тенденций, направлявших не только содержание и методы обучения, но и саму организацию, и постановку образовательного дела.

С другой стороны, рост промышленности властно требовал расширения рамок образовательной системы как в смысле возможности образования для различных слоев населения, так и в отношении самого содержания обучения. Отсюда двойственный, противоречивый характер педагогической политики царского правительства.

Школьная система дореволюционной России сохранила, вплоть до октябрьской революции, остатки сословности (кадетские корпуса, институты благородных девиц, духовные семинарии и училища, епархиальные училища и т.п.).

Эта политика была построена на принципах национального неравенства, на неравенстве мужчин и женщин.

Существовало две системы:

1. система элементарного образования для широких масс населения;

2. система среднего и высшего образования — предназначалась для детей дворянства, буржуазии и духовенства и в свою очередь делилась на две:

· для мальчиков (гимназии, реальные и коммерческие училища, средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии);

· для девочек, с пониженным объемом знаний (женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища).

Получило распространение воспитание детей дворян в благородных пансионах: для юношей — при Московском университете, для приготовления к гражданской службе открыты Царскосельский лицей (1811, с 1844 года — Александровский лицей), Училище правоведения (1835) и др.

Для девушек — в воспитательном обществе благородных девиц. Подразумевалось, что учащиеся в школе получают не только образование, но и воспитываются здесь.

Поэтому на воспитание учащихся воздействовали, прежде всего, учителя и другие взрослые, начальствующие лица — надзиратели, смотрители, инспектора, гувернеры, директор.

Кроме того, было принято домашнее обучение детей иностранными учителями. Система обучения охватила все слои дворянского общества.

Идеальная система воспитания, как мальчиков, так и девочек, была выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста. Весь этот период дети не должны были видеть свои семьи.

Нравственное воспитание, как для мальчиков, так и для девочек было одно и то же; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек не считалось нужным и отодвигалось на второй план.

Женские образовательные учреждения: Смольный институт, Мариинские училища и др.

К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Комплект определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.

Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.

Вышнеградский и другие педагоги стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам.

Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней учительницы».

Из написанного выше следует, что одной из главных задач воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к осознанию роли матери и жены.

Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и воспитании детей.

Образовательные учреждения для мужчин: Царскосельский лицей, Училище правоведения, Московский университет.

Мальчикам преподавались Закон Божий и Священная история, должности человека и гражданина, российская грамматика, а в тех губерниях, где в употреблении другой язык, сверх грамматики российской, грамматика местного языка, чистописание, правописание, правила слога, всеобщая география и начальные правила математической географии, география Российского государства, всеобщая история, Российская история, арифметика, начальные правила геометрии, начальные правила физики естественной истории, рисование. Их готовили к дипломатической и военной службе.

Заняв положение социальной и государственной элиты, дворянство стало играть ведущую роль в развитии светской национальной культуры (отличительная черта — тесная связь с культурой других народов). По заказу дворян строились дворцы и особняки в столицах, архитектурные ансамбли в поместьях, работали художники и скульпторы.

Дворяне содержали театры, оркестры, собирали библиотеки. Большинство известных писателей, поэтов и философов принадлежало к дворянству.

Бытовая культура дворянства, особенно столичного, оказывала влияние на культуру других слоев общества, на развитие декоративно-прикладного искусства, а также на стиль продукции некоторых отраслей промышленности (стекольной, текстильной, мебельной и пр.).

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/22817

Развитие школьного исторического образования в странах Европы (XVIII- XIX вв.)

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру преподавания истории в школах в этих странах.

Ключевые слова: школьное историческое образование, преподавание истории, историческая политика.

Во все времена в любом обществе образование является выражением своей эпохи, и в зависимости от того, какие вызовы и потребности стоят перед обществом в данный момент времени, меняется структура и содержание образования.

Так, в средневековой Европе образование носило более религиозный характер, в эпоху Просвещения главенствующей была модель механико-математического естествознания.

Однако в любом случае в силу своей базисной роли на протяжении всей истории развития и становления общества образование привлекало внимание светских и религиозных властей и использовалось ими для достижения определенных целей.

Зарождение исторического образования в странах Европы началось раньше, чем в России, в XVI веке, но период его активного развития приходится также на XVIII-XIX века.

Во Франции история традиционно преподавалась в школах вместе с географией и имела больше описательных характер событий, связанных с географическими открытиями и географическим положением тех или иных государств. Важную роль в развитии образования Франции сыграл император Наполеон.

За годы его правления были изданы законы об учреждении коммунальных начальных школ и о создании лицеев и колледжей с семилетним сроком обучения. При этом обязательными были установлены такие предметы как древние языки, риторика, логика и элементов математических и физических наук и история.

Принципы системы школьного образования, заложенные Наполеоном, распространили свое влияние на систему и содержание школьного образования вплоть до середины XIX века.

Стоит отметить, что образовательная политика Франции всегда была политизирована и использовалась как оружие в борьбе между республиканской и монархической партиями [1].

Так, содержание курсов по истории страны конструировалось в зависимости от политической обстановки и происходящих событий, и в учебниках по истории страны долгое время господствовала теория о том, что главной движущей силой исторического процесса является борьба двух наций — «нации завоевателей и нации покорённых. Борьба народа за свободу есть основной смысл исторического развития» [2, с.18].

Читайте также:  Наваринская битва 1827 г. - история России

В Англии история школьного образования начинается с XVIII века в виде немногочисленных частных школ, которые впоследствии стали основой для обязательного народного образования. Однако к концу XVIII в.

Великобритания не имела организованной системы народного образования, а существующие в стране народные школы содержались за счет средств благотворительности и находились под влиянием церкви [3].

Вследствие этого влияния главным направлением в обучении детей в таких школах было религиозное обучение, чтение и толкование Библии [4]. Также в школах преподавалась грамматика, латынь и древнегреческий язык. Другие предметы вовсе не были включены в школьную программу.

Впоследствии изучение истории стало происходить в некоторых частных школах и в основном носило характер «социальной истории», которая определялась как «повседневная жизнь населения данной страны в прошедшее время; она охватывает как общественные отношения, так и экономические отношения различных классов к друг другу, характер семейных отношений, домашний быт, условия труда и отдыха, отношение человека к природе, культуру каждой эпохи…» [2, с.102]. Такая позиция по отношению к истории сохранялась продолжительное время, хотя борьба между либеральным и консервативным направлением в изучении истории велась постоянно.

В зависимости от того, кто одерживал победу, в учебной литературе господствовал тот или иной взгляд на исторические события, а указания по преподаванию истории периодически имели место в структуре образовательной системы страны.

Так, например, Совет по образованию Великобритании в начале XX века в своей инструкции о преподавании истории в средней школе декларирует: «Желательно очень сжато освещать те периоды, история которых отмечена плохим правлением, например, правление Эдуарда II, или те, которые заполнены сложными и неблаговидными политическими интригами, которые интересны и поучительны для зрелых студентов, но мало полезны для более молодых учащихся…» [5, с. 123]. Долгое время история как школьная дисциплина не являлась обязательным предметом для изучения в школах Великобритании. Процесс «превращения истории из достаточно произвольно трактуемого компонента школьного обучения в обязательный «основной» предмет школьного цикла», завершился только к концу XX века [6, с.23].

Народное школьное образование в Германии начало развиваться с конца XVIII века, а с начала XIX наметилась тенденция к унификации существовавших в немецких государствах школьных систем. Повсеместно история как школьная дисциплина стала вводиться только в середине XIX века.

В Германии школьной системой руководило Министерство духовенства, образования и здравоохранительных учреждений, во главе министерства стоял член кабинета, назначаемый короной и ответственный перед ней [7, с.47].

Он утверждал учительский и административный корпус, стоял во главе школьной инспекции, предписывал учебные планы, одобрял учебники, темы и тексты экзаменационных работ.

Таким образом, система и содержание школьного образования в Германии находились под жестким контролем государства.

С начала XIX века историческая наука в Германии постепенно превращается «в важный инструмент различных концепций объединения страны» [2, с.26].

Историки становятся на службу государственным интересам, соответственно и интерпретация исторических событий, и главные мотивы исторического образования определяются в зависимости от интересов и приоритетов государства.

Не смотря на достаточно разный путь становления и развития исторического образования в представленных странах Европы, необходимо отметить, что как в России, так и в Германии, Франции, Англии (хоть и значительно позже) история воспринималась как один из методов политического и идеологического воздействия, гражданского и патриотического воспитания, а содержание исторического материала конструировалось в зависимости от того, какой взгляд на историческое прошлое лоббировался господствующей властью.

Историческое образование в России стало развиваться значительно позже, чем в Западной Европе. Преподавание истории как учебной дисциплины было введено в 1726 г. Петром I в академической гимназии при Петербургском университете.

Петр I видел в исторической науке способ получать определённые знания и опыт из прошлого с целью применения этой информации для настоящего, для развития экономики, техники, рыночных отношений и т. п. В первой половине XVIII в российских школах изучалась только всеобщая история, но с 1770-х г. г.

российская история приобретает статус самостоятельной учебной дисциплины [8].

Во второй половине XVIII века история еще сильнее укрепляет свои позиции, изучение её вводится не только в старших, но и в младших учебных классах для дворян с целью более глубокого и детального изучения этого предмета на последующих ступенях образования. Историю считают важным предметом, необходимым для государственной и придворной службы.

При Екатерине Великой обучение истории происходило в основном по иностранным учебникам. Однако в плане методики обучения существовали достаточно четкие инструкции по реализации исторического образования в школе.

К концу XVIII века в России сформировывается государственная система общедоступных школ, а отечественная история становится обязательным предметом изучения во всех русских гимназиях, в духовных заведениях, коммерческих, художественных и народных училищах.

В начале XIX века, после войны 1812 года и восстания декабристов, изучение курса истории в училищах и гимназиях было сокращено с 4-х лет на 2 года в старших классах, в младших же классах историю и вовсе отменили.

В учебниках по истории сократили материал, касающийся светской истории, за счет увеличения информации об истории христианской церкви, наполнили фактологической информацией о жизни монархов, святых, полководцев, чтобы показать незыблемость царской власти, поддерживаемой народом и церковью.

Все учебники того времени содержали в себе повествование о различных исторических событиях с обязательным акцентом на идеи национального самосознания и патриотизма, но основывались на охранительно-монархической концепции, писались в стиле нравоучений.

В 1864 году проводится реформа народного образования, следствием которой стало возникновение начальных народных школ, в которых проходило обучение по ряду общеобразовательных предметов, в том числе и истории.

В народных школах было разрешено пользоваться только официально утвержденными Министерством учебниками, была составлена программа по истории, содержавшая в себе набор фактов, обязательных к изучению, историю христианства и «рассказы» о жизни царей. В конце XIX — начале XX века историческое образование стало стремительно развиваться.

Историю было решено преподавать во всех классах за счет расширения курса Отечественной истории. Всё чаще стали подниматься и обсуждаться вопросы, касающиеся поиска новых концептуальных основ, методик преподавания, содержания учебных курсов.

Уже в начале XX века педагоги ставили вопрос об изучении регионального компонента в курсе общей истории России, считая, что это способствует усвоению исторических событий страны в целом. По мнению Е. Е.

 Вяземского, «в дореволюционной России сложилась своеобразная система исторического образования, предполагавшая преемственность в изучении прошлого, целостность освещения исторического процесса» [9, с. 215]. Вместе с развитием школьного исторического образования находили свое применение и практики конструирования исторического прошлого в зависимости от политического курса страны и воздействия власти на структуру и содержание исторического знания.

Таким образом, на XVIII-XIX века приходится зарождение истории как школьной дисциплины, появляются первые учебники, начинает формироваться методика преподавания этого предмета в школах.

Регуляция процессов становления истории как школьной дисциплины, содержание учебников и инструкции для преподавателей — все это находилось в ведомстве государственной власти и практики исторической политики начали использоваться практически с самого зарождения дисциплины.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/95/21371/

Ссылка на основную публикацию