Народнические организации. хождение в народ — история России

Движение народников

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.

Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу.

Герцен и Чернышевский – родоначальники народнической идеологии.

Герцен, переживший в 1830-е увлечение гегельянством, был убежден в самоценности человека. Он полагал, что главной в общественной эволюции остается перспектива развития личности, преодоления атмосферы духовной и социальной деспотии над нею.

Однако, разочаровавшись (после революционных событий 1848) в европейском прогрессе, убедившись, что общественное устройство Европы далеко от идеала (так как отдавало предпочтение частной инициативе и предпринимательской хватке отдельных индивидов в ущерб интересам большинства населения), он, по его же словам, «поверил в Россию».

Ее будущее виделось ему в изменении отношений собственности на основе развития солидарности и взаимопомощи членов общества. Эти особенности русского социально-экономического уклада он нашел в русской общине. Герцен высоко оценивал нравственный облик русских крестьян, ставя их «природный» коллективизм выше индивидуалистических устремлений европейцев.

Эти его взгляды легли в основу герценовской концепции самобытного «русского социализма», ставшего исходной основой для народнической доктрины.

Народничество было многоликим в своих концепциях, теориях и направлениях, зародившихся почти одновременно.

Неприятие надвигающейся капиталистической цивилизации, стремление не допустить ее развития в России, желание свергнуть существовавший режим и осуществить частичное установление общественной собственности (например, в форме общественного фонда земли) объединяли этих идеалистических «борцов за народное счастье».

Главными их целями были:социальная справедливость и относительное социальное равенство, поскольку, как считали они, «любая власть склонна портиться, любая концентрация власти ведет к стремлению властвовать вечно, любая централизация – это принуждение и зло».

Лавров (Петр) считал, что поскольку «цивилизованное русское меньшинство» (интеллигенты) было обязано народу своей «освобожденностью от физического труда» во имя умственного совершенствования, то и оно должно отдать народу свой долг – просвещая и обучая его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции.

Одним из первых среди народников Лавров стал призывать к политическому объединению в единой организации, высота помыслов членов которой соответствовала бы чистоте облика ее членов, а организационное строение основывалось бы на добровольном делегировании низовыми организациями своих полномочий центру, на возможности «низов» влиять на принятие решений «верхами» и контролировать их выполнение.

Ткачев считал, что социальный взрыв будет иметь «нравственно-очищающее воздействие» на общество, что бунтарь в силах сбросить с себя «мерзость старого мира рабства и унижений», поскольку только в момент революционного действия человек ощущает себя свободным.

По его мнению, не стоило заниматься пропагандой и ждать, пока народ созреет к революции, не нужно «бунтовать» деревню. Ткачев утверждал, что поскольку самодержавие в России не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества, а потому «висит в воздухе», то его можно будет быстро ликвидировать.

Для этого «носители революционной идеи», радикальная часть интеллигенции, должны были создать строго законспирированную организацию, способную захватить власть и превратить страну в большую общину-коммуну.

В государстве-коммуне достоинство человека труда и науки будет очевидно высоко, а новая власть создаст альтернативу миру грабежа и насилия.

По его мнению, созданное революцией государство должно стать действительно обществом равных возможностей, где «каждый будет иметь столько, сколько он может иметь, не нарушая ничьих прав, не посягая на доли своих ближних». Для достижения такой светлой цели, полагал Ткачев, возможно использовать любые средства, в том числе противозаконные (его последователи сформулировали этот тезис в лозунге «цель оправдывает средства»).

Бакунин, полагая, что любое государство есть носитель несправедливости и неоправданной концентрации власти, верил (следуя Ж.-Ж.Руссо) в «природу человека», в ее свободу от ограничений, налагаемых образованием и обществом.

Русского человека Бакунин считал бунтарем «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, полагал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы.

Поэтому революционерам осталось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда – наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину – не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового.

Задолго до событий 1917 он предупреждал об опасности создания пролетарского государства, поскольку «пролетариям свойственно буржуазное перерождение».

Людское сообщество мыслилось им как федерация общин уездов и губерний России, а затем и всего мира, на пути к этому, полагал он, должно стоять создание «Соединенных Штатов Европы» (воплотившееся в наши дни в Евросоюзе). Как и другие народники, он верил в призвание славян, особенно русских, к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.

Первое «хождение в народ» (1874).

Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков (в особенности «Большого общества пропаганды»), не ограничившись агитацией среди отходников, отправились сами в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже – «первого хождения в народ». Оно стало серьезной проверкой для народнической идеологии.

Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали людей, что царизм «более терпеть нельзя».

При этом они выражали надежду на то, что власть, «не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу», что бунт «окажется излишним», а потому теперь нужно якобы собрать силы, объединиться, чтобы начать «мирную работу» (С.Кравчинский).

Но пропагандистов встретил совсем не тот народ, который они представляли, начитавшись книг и брошюр. Крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К рассказам о «светлом будущем» они относились, по воспоминаниям самих народников, как к сказкам («Не любо – не слушай, а врать не мешай!»).

Н.А.Морозов, в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» – и слышал в ответ: «Божия там, где никто не живет. А где люди – там она человеческая».

Бакунинская идея готовности народа к бунту потерпела крах. Теоретические модели идеологов народничества столкнулись с консервативной утопией народа, его верой в правильность власти и надеждой на «доброго царя».

К осени 1874 «хождение в народ» пошло на убыль, последовали правительственные репрессии. К концу 1875 более 900 участников движения (из 1000 активистов) а также около 8 тыс. сочувствующих и последователей было арестовано и осуждено, в том числе по самому громкому делу – «Процессу 193-х».

Второе «хождение в народ» (1876-79). Пересмотрев ряд программных положений, оставшиеся на свободе народники решили отказаться от «кружковщины» и перейти к созданию единой, централизованной организации. Раскол землевольцев на «политиков» и «деревенщиков». Липецкий и Воронежский съезды.

Между тем, радикалы, состоявшие в той же организации, уже призывали сторонников переходить к прямой политической борьбе с самодержавием. С марта 1878 увлечение терактами охватило С-Петербург.

На прокламациях с призывами уничтожить очередного царского чиновника стала появляться печать с изображением револьвера, кинжала и топора и подписью «Исполнительный комитет социально-революционной партии».

Ответом на теракты землевольцев стали полицейские гонения. Правительственные репрессии, не сравнимые по масштабу с предыдущим (в 1874), затронул и тех революционеров, кто был в это время деревне.

По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10–15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров (1879) уже только за «принадлежность к преступному сообществу».

Однако жертвенная деятельность классических народников и народовольцев была не напрасной. Они вырвали у царизма много конкретных уступок в различных областях экономики, политики, культуры.

Среди них, например, в крестьянском вопросе – упразднение временно-обязанного состояния крестьян, отмена подушной подати, снижение (почти на 30%) выкупных платежей, учреждение Крестьянского банка.

В рабочем вопросе – создание начал фабричного законодательства (закон 1 июня 1882 об ограничении детского труда и о введении фабричной инспекции). Из политических уступок существенное значение имели ликвидация III отделения и освобождение из Сибири Чернышевского.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1492;

Источник: http://poznayka.org/s36899t1.html

Хождение в народ

массовое движение революционной молодежи в деревню с целью агитации к восстанию, пропаганды идей социализма среди крестьянства. Началось весной 1873 г., охватило 37 губерний Европейской России. К ноябрю 1874 г. арестовано свыше 4 тыс. человек. Наиболее активные участники осуждены по «процессу 193-х».

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

массовое движение революционной молодежи в деревню. Началось весной 1873 г., наибольший размах достигло весной 1874 г. в основном в Поволжье, на Дону, на Украине (территории с бунтарскими традициями). Цель движения: изучение народа, пропаганда социалистических идей, крестьянское восстание. Народ не поддержал «хождение в народ», движение потерпело неудачу.

Читайте также:  Что изучает историческая наука? - история России

Источник: Краткий исторический словарь

массовое движение радикальной молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной — летом 1874 (охватило 37 губерний России).

«Лавристы» ставили целью пропаганду идей социализма, «бакунисты» пытались организовать массовые антиправительственные выступления. Центрами подготовки движения были петербургский и московский кружки «чайковцев», «Киевская коммуна».

К ноябрю 1874 арестовано свыше 4 тысяч человек, наиболее активные участники осуждены по «процессу 193-х».

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

массовое движение демократической и революционной молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах – весной и летом 1874 г. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: Петербургский и Московский кружки «чайковцев», «Киевская коммуна».

Причины неудачи: утопическая теория о возможности победы крестьянской революции, отсутствие массового крестьянского движения, единой организации и программы. Охватило 37 губерний Европейской России. К ноябрю 1874 г. арестовано свыше 4 тыс.

человек, наиболее активные участники движения осуждены по «процессу 193-х».

Источник: Словарь исторических терминов

массовое движение в деревню демократической молодежи, разделявшей идеи революционного народничества.Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А. И. Герцен в 1861 г., а практическую попытку сблизиться с народом осуществили народники 1870-х гг. Одни под влиянием идей М. А. Бакунина стремились агитацией поднять крестьянство на восстание; другие, восприняв призыв П. Л.

Лаврова, развернули в деревне «летучую пропаганду» идей социализма. Начавшееся 1873—1874 гг. движение имело стихийный характер — не было ни единого плана, ни программы, ни организации. По официальным данным, движение, в котором участвовало 2,5 тыс. человек, охватило 37 губерний Европейской России. К концу 1874 г.

большинство участников было арестовано, но идея «хождения» не угасла: во второй половине 1870-х гг. организация «Земля и воля» 1876—1879 гг. призвала молодежь к «оседлой пропаганде» — устройству поселений для продолжения сближения с народом. Однако опора на идею о возможности победы крестьянской революции в России на практике потерпела крах.

Участники движения столкнулись с царистскими иллюзиями крестьян. Народники убедились, что крестьяне охотно воспринимают идеи об отмене выкупных платежей и об увеличении земельных наделов, но призыв к свержению самодержавия и социальной революции не находили у них отклика. Полиция легко вылавливала пропагандистов, некоторых выдавали сами крестьяне.

Правительство организовало несколько политических процессов против народников. Многие были приговорены к каторге, тюремному заключению и ссылке.

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

движение революц. народников с целью подготовки крест. революции в России. Еще в 1861 А. И. Герцен в «Колоколе» (л. 110) обратился к рус. революционерам с призывом идти в народ. В 60-х гг. попытки сближения с народом и революц. пропаганды в его среде предпринимались участниками «Земли и воли», Ишутинской организации, «Рублевого общества».

С осени 1873 началась подготовка к массовому «X. в н.»: формировались народнич. кружки, заготовлялась пропагандистская лит-ра, крест. одежда, в спец. мастерских молодежь овладевала ремеслами, намечались маршруты движения. Весной 1874 началось массовое «X. в н.». Тысячи народников двинулись в деревню, рассчитывая поднять крестьянство на социальный переворот.

В движении участвовала и демократич. интеллигенция, охваченная стремлением сблизиться с народом и служить ему своими знаниями. Движение началось в центр. р-нах России (Московская, Тверская, Калужская и Тульская губ.), а затем распространилось на др. р-ны страны, гл. обр.

на Поволжье (Ярославская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Казанская, Симбирская, Пензенская губ.) и Украину (Киевская, Харьковская, Черниговская губ.).

Действия пропагандистов были различны: одни говорили о постепенной подготовке к восстанию, другие призывали крестьян отнимать у помещиков земли, отказываться от уплаты выкупных платежей, свергнуть царя и его пр-во. Однако поднять крестьянство на революцию не удалось. К кон. 1874 осн. силы пропагандистов были разгромлены, хотя движение продолжалось и в 1875.

С 1873 по март 1879 за революц. пропаганду было привлечено к ответственности 2564 чел. Активными участниками «X. в н.» были: А. В. Андреева, О. В. Аптекман, Е. К. Брешковская, Н. К. Бух, П. И. Войнаральский, В. К. Дебогорий-Мокриевич, бр. В. А. и С. А. Жебуневы, А. И. Иванчин-Писарев, А. А. Квятковский, Д. А. Клеменц, С. Ф. Ковалик, С. М. Кравчинский, А. И.

Ливанов, А. Э. Лукашевич, Н. А. Морозов, М. Д. Муравский, И. Н. Мышкин, С. Л. Перовская, Д. М. Рогачев, M. P. Фроленко и др. В окт. 1877 гл. участники движения были осуждены по «процессу 193-х». «X. в н.» продолжалось во 2-й пол. 70-х гг. в форме организовывавшихся «Землей и волей» поселений. «X. в н.» было высоко оценено В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч.

, 5 изд., т. 22, с. 304 (т. 18, с. 490)). «X. в н.» явилось переломным событием в истории народничества, новым этапом в революц.-демократич. движении. Его опыт подготовил отход от бакунизма, ускорил процесс вызревания идеи прямой политич. борьбы, формирование централизованной организации революционеров.

Источн.: Процесс 193-х, М., 1906; Дебогорий-Мокриевич В. К., Воспоминания, 3 изд., СПБ, 1906; Иванчин-Писарев А. И., Хождение в народ, (М.-Л., 1929); Ковалик С. Ф., Революц. движение семидесятых годов и процесс 193-х, М., 1928; Лукашевич А. Э.

, В народ! Из воспоминаний семидесятника, «Былое», 1907, No 3 (15); Революц. народничество 70-х гг. XIX в. Сб. док-тов и мат-лов, т. 1-2, М.-Л., 1964-65; Лавров П. Л., Народники-пропагандисты 1873-1878 гг., 2 изд., Л., 1925; Агитац. лит-ра рус. революц. народников. Потаенные произведения 1873-1875 гг., М., 1970. Лит.

: Богучарский В., Активное народничество семидесятых годов, М., 1912; Гинев В. Н., Народнич. движение в Среднем Поволжье. 70-е гг. XIX в., М.-Л., 1966; Итенберг В. С., Движение революц. народничества. Народнич. кружки и «хождение в народ» в 70-х гг. XIX в., М., 1965; Троицкий Н. A.

, Большое общество пропаганды 1871-1874, Саратов, 1963; Филиппов Р. В., Из истории народнич. движения на первом этапе «хождения в народ», Петрозаводск, 1967; Захарина В. Ф., Голос революц. России. Лит-ра революц. подполья 70-х гг. XIX в. «Издания для народа», М., 1971. Б. С. Итенберг. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/hozhdenie-v-narod.html

НАРО́ДНИЧЕСТВО

НАРОДНИЧЕСТВО — идео­ло­гия и об­щественно-по­ли­тическое дви­же­ние раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции в Рос­сии второй половине XIX века, от­ра­жав­шее чая­ния со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва и на­ро­до­вла­стия.

Воз­ник­ло в ус­ло­ви­ях раз­ру­ше­ния об­щин­ных, кол­лек­ти­ви­ст­ских ос­нов тра­диционного об­ще­ст­ва в свя­зи со ста­нов­ле­ни­ем ка­пи­та­ли­стических от­но­ше­ний. Идеи, раз­ви­тые впо­след­ст­вии на­род­ни­ка­ми, пер­во­на­чаль­но, в конце 1840-х — начале 1850-х годов, вы­дви­ну­ты А. И. Гер­це­ном и Н. Г. Чер­ны­шев­ским.

В народничестве су­ще­ст­во­ва­ло два те­че­ния — ра­ди­каль­ное (ре­во­лю­ци­он­ное) и уме­рен­ное («ли­бе­раль­ное», по оп­ре­де­ле­нию В.И. Ле­ни­на, или ре­фор­ма­тор­ское); в раз­ное вре­мя пре­ва­ли­ро­ва­ло од­но из них.

Ра­ди­каль­ное народничество (пре­об­ла­да­ло в 1870-е — начале 1880-х годов) пы­та­лось вы­ра­бо­тать национальную мо­дель не­ка­пи­та­ли­стического раз­ви­тия пу­тём свер­же­ния са­мо­дер­жав­ной вла­сти и осу­ще­ст­в­ле­ния на прак­ти­ке идеа­лов уто­пи­че­ско­го со­циа­лиз­ма.

Оно по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во мно­гом бла­го­да­ря раз­ви­тию субъ­ек­тив­ной со­цио­ло­гии, от­во­див­шей ре­шаю­щую роль в ис­то­рии «кри­ти­че­ски мыс­ля­щим лич­но­стям», оформ­лен­ным в мас­со­вую пар­тию.

Уме­рен­ное народничество (пре­об­ла­да­ло в 1880-1890-е годы) стре­ми­лось вы­ра­бо­тать спо­со­бы по­сте­пен­ной адап­та­ции тру­до­во­го на­се­ле­ния к ус­ло­ви­ям мо­дер­ни­за­ции стра­ны, вы­сту­па­ло за не­на­сильственные ме­ры в про­ве­де­нии со­ци­аль­ных, по­ли­тических и эко­но­мических пре­об­ра­зо­ва­ний.

Народничество воз­ла­га­ло на пе­ре­до­вую ин­тел­ли­ген­цию обя­за­тель­ст­во «воз­вра­тить долг на­ро­ду»: ра­ди­каль­ные на­род­ни­ки по­ни­ма­ли под этим са­мо­от­вер­жен­ную борь­бу ин­тел­ли­ген­ции за свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия, уме­рен­ные на­род­ни­ки — главным образом не­по­сред­ст­вен­ную ра­бо­ту в на­ро­де, на­прав­лен­ную на ин­тел­лек­ту­аль­ное и нрав­ст­вен­ное раз­ви­тие кре­сть­ян­ст­ва как ус­ло­вие бу­ду­ще­го спра­вед­ли­во­го об­щественного уст­рой­ст­ва, на улуч­ше­ние бла­го­сос­тоя­ния кре­сть­ян­ст­ва.

Пер­вые ор­га­ни­за­ции народничества поя­ви­лись в 1860-е годы: «Зем­ля и во­ля» 1860-х годов, ишу­тин­цы, «Руб­лё­вое об­ще­ст­во» Г. А. Ло­па­ти­на и др. Их про­грам­мы и так­тические ус­та­нов­ки бы­ли аморф­ны и про­ти­во­ре­чи­вы.

Для пер­вых на­род­нических ор­гани­за­ций ха­рак­тер­ны по­пыт­ки по­нять ну­ж­ды и за­про­сы на­ро­да, вы­звать его об­щественную ак­тив­ность. На­род­ни­ки пла­ни­ро­ва­ли ор­га­ни­зо­вать ар­те­ли (ком­му­ны), на­ла­дить из­да­ние книг для на­ро­да.

Вме­сте с тем про­ис­хо­ди­ла бы­ст­рая ра­ди­ка­ли­за­ция их дея­тель­но­сти. Часть ишу­тин­цев на­ме­ре­ва­лась осу­ще­ст­вить за­хват вла­сти и убить им­пе­ра­то­ра, а Д. В. Ка­ра­ко­зов 04(16).04.

1866 года со­вер­шил пер­вое в ис­то­рии народничества по­ку­ше­ние на императора Алек­сан­д­ра II. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в на­род­нической сре­де по­лу­чи­ли идеи ни­ги­лиз­ма.

В 1869 году С. Г.

Не­ча­ев с це­лью под­го­то­вить государственный пе­ре­во­рот соз­дал ор­га­ни­за­цию «На­род­ная рас­пра­ва», по­стро­ен­ную на сле­пом под­чи­не­нии её чле­нов ли­де­ру, сверх­цен­тра­лиз­ме, тер­ро­ре, об­ра­щён­ном не толь­ко про­тив чи­нов­ни­ков, но и про­тив со­мне­ваю­щих­ся внут­ри ор­га­ни­за­ции. Ре­ак­ци­ей на «не­ча­ев­щи­ну», ко­то­рую осу­ди­ло б. ч. ре­во­люционного под­по­лья, ста­ло соз­да­ние Боль­шо­го общества про­па­ган­ды («чай­ков­цы»: Н. В. Чай­ков­ский, С. Л. Пе­ров­ская, П. А. Кро­пот­кин, М. А. На­тан­сон и др.).

В 1870-е годы ре­во­люционное на­прав­ле­ние в народничестве окон­ча­тель­но офор­ми­лось, в нём на­ме­ти­лись три те­че­ния. «Про­па­ган­ди­сты» (по­сле­до­ва­те­ли П. Л.

Лав­ро­ва) по­ла­га­ли не­об­хо­ди­мым для ор­га­ни­за­ции вос­ста­ния дли­тель­ную про­па­ган­ду сре­ди народных масс и об­шир­ную тео­ре­тическую и нравственную под­го­тов­ку ре­во­лю­цио­не­ров, объ­е­ди­нён­ных в пар­тию. «Бун­тар­ское» народничество (идео­лог — М.А.

Читайте также:  Внутреннее и внешнеполитическое положение германии в середине 1944 г. - история России

Ба­ку­нин), вклю­чав­шее наи­бо­лее ра­ди­каль­ную мо­ло­дёжь, счи­тая русский на­род и сла­вян­ст­во в це­лом «при­ро­ж­дён­ным» со­циа­ли­стом, стре­ми­лось не­мед­лен­но под­нять народные мас­сы на бунт про­тив ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, го­су­дар­ст­ва и церк­ви. «За­го­вор­щи­че­ское» народничество (сто­рон­ни­ки П. Н.

Тка­чё­ва) на­стаи­ва­ло на том, что ра­ди­каль­ная ин­тел­ли­ген­ция, объ­е­ди­нён­ная в пар­тию, долж­на осу­ще­ст­вить государственный пе­ре­во­рот и за­тем во­влечь в со­циа­ли­стическое пе­ре­уст­рой­ст­во на­род; по их мне­нию, го­су­дар­ст­во бу­к­валь­но «ви­се­ло в воз­ду­хе» и не име­ло народной под­держ­ки.

Во вре­мя «хо­ж­де­ния в на­род» (1874 год) идея народного бун­та по­тер­пе­ла крах: кре­сть­ян­ст­во без­у­ча­ст­но или вра­ж­деб­но от­не­слось к на­род­нической про­па­ган­де. Эта не­уда­ча за­ста­ви­ла ре­во­люционных на­род­ни­ков пе­рей­ти от «ле­ту­чей» к «осед­лой» про­па­ган­де (жить в де­рев­не под ви­дом пи­са­рей, вра­чей и т. д.

), от­ка­зать­ся от ор­га­ни­зационной сис­те­мы круж­ков и соз­дать пер­вую цен­тра­ли­зо­ван­ную ре­во­люционную ор­га­ни­за­цию –-«Зем­ля и во­ля» 1870-х годов (ос­но­ва­те­ли — М.А. На­тан­сон, Г. В. Пле­ха­нов, А. А. Квят­ков­ский, Д. А. Ли­зо­губ, А. Д. Ми­хай­лов и др.).

В 1879 году про­изо­шёл её рас­кол, вы­зван­ный как рав­но­души­ем кре­сть­ян­ст­ва к иде­ям народничества, так и ре­прес­сия­ми со сто­ро­ны пра­ви­тель­ст­ва.

Сто­рон­ни­ки преж­ней так­ти­ки про­па­ган­ды сре­ди кре­сть­ян («де­ре­вен­щи­ки») объ­е­ди­ни­лись в ор­га­ни­за­цию «Чёр­ный пе­ре­дел» (П. Б. Ак­сель­род, Л. Г. Дейч, В. И. За­су­лич, Пле­ха­нов и др.). Б. ч.

от­ка­за­лась от этой так­ти­ки, соз­да­ла круп­ней­шую ор­га­ни­за­цию ре­во­люционного народничества — пар­тию «На­род­ная во­ля» (А. И. Же­ля­бов, А. Д. Ми­хай­лов, Н. А. Мо­ро­зов, С. Л. Пе­ров­ская, В. Н.

Фиг­нер), главной це­лью ко­то­рой стал государственный пе­рево­рот с по­сле­дую­щим ус­та­нов­ле­ни­ем пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ки.

Она ве­ла ре­во­люционную про­па­ган­ду сре­ди различных сло­ёв об­ще­ст­ва и в ар­мии, осу­ще­ст­ви­ла несколько тер­ро­ри­стических ак­тов, один из ко­то­рых при­вёл к ги­бе­ли Алек­сан­д­ра II (1881 год). По­сле раз­гро­ма «На­род­ной во­ли» по­ли­ци­ей ре­во­люц. народничество ут­ра­ти­ло своё влия­ние.

На пер­вый план вы­дви­ну­лось ре­фор­ма­тор­ское народничество. Его идей­ны­ми вы­ра­зи­те­ля­ми ста­ли со­труд­ни­ки газеты «Не­деля» (Я. В. Аб­ра­мов, И. И. Каб­лиц, П. П. Чер­вин­ский), вы­дви­нув­шие тео­рию «ма­лых дел», В. П. Во­рон­цов, пуб­ли­ци­сты журнала «Рус­ское бо­гат­ст­во» (С. Н.

Кри­вен­ко, С. Н. Южа­ков, Н. Ф. Да­ни­ель­сон), ру­ко­во­ди­мо­го Н. К. Ми­хай­лов­ским, газеты «Сын оте­че­ст­ва» (вы­хо­ди­ла в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1862-1901 годах) и др.

, ко­то­рые, ис­хо­дя из не­об­хо­ди­мо­сти ре­шать по­все­днев­ные про­бле­мы жиз­ни кре­сть­ян­ст­ва и от­ри­цая ре­во­люционную борь­бу, при­зы­ва­ли ин­тел­ли­ген­цию по­ки­дать круп­ные го­ро­да и ра­бо­тать сель­ски­ми учи­те­ля­ми, вра­ча­ми, аг­ро­но­ма­ми и т. д.

с це­лью под­нять об­щий ин­тел­лек­ту­аль­ный и нравственный уро­вень на­ро­да, раз­вить его са­мо­дея­тель­ность и тем са­мым слу­жить народному бла­гу.

Они вы­дви­ну­ли про­грам­му улуч­ше­ния эко­но­мического по­ло­же­ния на­ро­да пу­тём ор­га­ни­за­ции народного кре­ди­та, стра­хо­во­го де­ла, со­дей­ст­вия по­куп­ке зе­мель кре­сть­яна­ми и арен­де ка­зён­ной зем­ли, рас­простра­не­ния сов­ре­мен­ных по то­му вре­ме­ни зем­ле­дельческих ору­дий, обес­пе­че­ния на­се­ле­ния се­ме­на­ми вы­со­ко­про­дук­тив­ных сор­тов сельскохозяйственных куль­тур, раз­ви­тия кре­сть­ян­ских про­мы­слов и коо­пе­ра­ции. Главная роль в реа­ли­за­ции этой про­грам­мы ре­фор­ма­тор­ские на­род­ни­ки от­во­ди­ли ле­галь­ной дея­тель­но­сти в об­щественных ор­га­ни­за­ци­ях, ра­бо­те в зем­ст­вах, вы­сту­п­ле­ни­ям в пе­ча­ти. Тео­рия «ма­лых дел» в 1880-1890-е годы во­пло­ща­лась в ре­аль­ной дея­тель­но­сти многих ты­сяч мо­ло­дых лю­дей из са­мых различных сло­ёв об­ще­ст­ва. По­пу­ляр­но­сти идей ре­фор­ма­тор­ских на­род­ни­ков спо­соб­ст­во­ва­ло и изу­че­ние по­ре­фор­мен­ной русской де­рев­ни на­род­ни­ка­ми-эко­но­ми­ста­ми (Во­рон­цов, Да­ни­ель­сон и др.).

Народничество ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на куль­ту­ру второй половины XIX века. К не­му бы­ли близ­ки пи­са­те­ли Н. Г. Га­рин-Ми­хай­лов­ский, П. В. За­со­дим­ский, Н. Н. Зла­то­врат­ский, В. Г. Ко­ро­лен­ко, Н. А. Не­кра­сов, Д. Н. Ма­мин-Си­би­ряк, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин, Г. И. Ус­пен­ский.

Влия­ние на­род­нической идео­ло­гии про­яви­лось в изо­бра­зительном искусстве в твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ков В.В. Ве­ре­ща­ги­на, И. Н. Крам­ско­го, В. Е. Ма­ков­ско­го, В. Г. Пе­ро­ва, И. Е. Ре­пи­на, Н. А. Яро­шен­ко и др. В то же вре­мя часть ин­тел­ли­ген­ции осу­ж­да­ла ре­во­люционное народничество (Ф. М. Дос­то­ев­ский, К. Н.

Ле­он­ть­ев, Н. С. Лес­ков и др.).

На ру­бе­же XIX-XX веков как воз­ро­ж­дав­шее­ся ре­во­люционное, так и уме­рен­ное народничество транс­фор­ми­ро­ва­лись в не­она­род­ни­че­ст­во.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Буд­ниц­кий О.В. Тер­ро­ризм в рос­сий­ском ос­во­бо­ди­тель­ном дви­же­нии. М., 2000
  • Твар­дов­ская В.А., Итен­берг Б.С. Рус­ские и К. Маркс: вы­бор или судь­ба. М., 1999
  • Ба­лу­ев Б.П. Ли­бе­раль­ное на­род­ни­че­ст­во на ру­бе­же XIX–XX вв. М., 1995
  • Руд­ниц­кая Е. Л. Рус­ский блан­кизм: П. Тка­чев. М., 1992
  • Пантин И. К., Плимак Е.Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в Рос­сии. М., 1986
  • Шахматов Б.М. П.Н. Ткачев. Этюды к творческому портрету. М., 1981
  • Троицкий Н. А. Безумство храбрых. М., 1979
  • Хорос В. Г. Народническая идеология и марксизм (конец XIX в.). М., 1972
  • Твардовская В.А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870–1880-х гг. М., 1969
  • Волк С.С. «Народная воля». 1879–1882. М.; Л., 1966
  • Седов М.Г. Героический период революционного народничества. М., 1966
  • Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. М., 1965
  • Антонов В.Ф. Революционное народничество. М., 1965
  • Филиппов Р.В. Первый этап «хождения в народ». 1873–1874. Петрозаводск, 1960
  • Ленин В.И. Народничествующая буржуазия и растерянное народничество // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1959. Т. 8
  • Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1958
  • Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1958. Т. 2
  • Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1958. Т. 1
  • Козьмин Б.П. Из истории революционной мысли в России. М., 1961
  • Козьмин Б.П. Русская секция Первого Интернационала. М., 1957
  • Козьмин Б.П. От «девятнадцатого февраля» к «первому марта». М., 1933
  • Поташ М. Народнический социализм. М.; Л., 1930
  • Лавров П.Л. Народники-пропагандисты. 1873–1878 гг. 2-е изд. Л., 1925
  • Мартов Л. Общественные и умственные течения в России 1870–1905 гг. Л.; М., 1924
  • Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. М., 1959
  • Плеханов Г.В. Наши разногласия. М.; П., 1922
  • Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. М., 1912
  • Богучарский В.Я. Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX в. Партия «Народной воли», ее происхождение, судьбы и гибель. М., 1912
  • Аптекман О.В. Из истории революционного народничества. «Земля и воля» 70-х гг. М., 1906

Источник: http://w.histrf.ru/articles/article/show/narodnichiestvo

Народничество — это что такое? Зарождение, идеология народничества :

Народничество – это общественно-политическое движение, возникшее в России во второй половине 19 столетия. Его появление было связано с либеральными реформами Александра II, которые разрешили свободу слова, расширили полномочия университетов, что, в свою очередь, привело к активизации демократической интеллигенции.

Предпосылки

Зарождение народничества тесно связано с общеполитической ситуацией в России в указанное выше время. Преобразования императора привели к изменению не только социальной структуры российского общества, но и к формированию новых идеологических направлений. Многие представители демократической интеллигенции были недовольны проведенными реформами, считая их незавершенными.

Некоторые из них считали, что крестьяне, хотя и получили личную свободу, однако были обделены экономически, так как, по новым законам, были вынуждены отрабатывать право на владение землей.

Народничество – это движение, которое выражало интересы крестьянского сословия.

Его главным постулатом было возвращение им земельной собственности и защита их народной воли (отсюда и пошло название самого направления).

Возникновение

Новая идеология оформилась в среде городской интеллигенции в начале 1860-х. Это был период активного развития общественно-политической мысли, связанный с подготовкой отмены крепостного права, а также проектов других реформ. Основными представителями течения были студенты.

Именно университеты становились центрами формирования кружков, члены которых рассматривали различные проекты по улучшению положения крестьянства. Первой организацией, представлявшей новое течение, была «Земля и воля».

Она возникла в 1861 году и, просуществовав всего три года, стала основой для возникновения других подпольных революционных объединений.

Идеи

Народники считали политические вопросы второстепенными и все свое внимание обращали на быт, жизнь и хозяйство крестьянства. Теоретики данного направления считали необходимым созыв всенародного Земского собора, который бы стал основой государственного строя. Они большие надежды возлагали на крестьянскую общину, которую считали залогом будущего прогресса.

Эти люди надеялись на то, что Россия минует стадию капитализма и сразу вступит в фазу социализма. Народники, опираясь на теорию А. Герцена, полагали, что в России есть для этого все предпосылки: круговая порука, общее землепользование, особый народный менталитет, основанный на коллективности.

Идеология

Народничество – это совокупность идей и организаций, выражавших интересы крестьянского сословия.

Показателен тот факт, что его представители уделяли мало внимания интересам рабочего класса, хотя и учитывали возможность его участия в социально-экономических преобразованиях.

Первая организация находилась под сильным влиянием А. Герцена и Н. Чернышевского. Его члены основали несколько кружков в разных городах России.

Они считали главным двигателем прогресса крестьянскую революцию, на которую возлагали большие надежды. Народничество – это направление, представители которого поначалу считали, что крестьяне, недовольные результатом земельной реформы, поднимут бунт. Также они возлагали надежды на польское восстание. Тем не менее никакой народной революции не произошло, и в 1864 году организация распалась.

«Хождения в народ»

Так назывались акции студенческой и городской молодежи, которые отправлялись в деревню для просвещения крестьян.

Народничество 19 века возникло во многом благодаря твердому убеждению части интеллигенции в необходимости вернуть долг народу. Участники этого движения селились в деревнях, пытались привлечь крестьян к их проблемам, занимались их просвещением.

Однако все их попытки встретили непонимание со стороны жителей деревни, многие селяне даже относились к ним враждебно.

Правительство приняло серьезные меры по пресечению этих акций. Многие участники движения были арестованы, так что очень скоро народники были вынуждены сменить тактику.

Читайте также:  Экономический строй и быт восточных славян в первой половине 1 тысячелетия - история России

Вторая «Земля и воля»

Это новое объединение возникло в 1876 году и просуществовало всего три года. Тем не менее его представители значительно развили идеи своих предшественников. Теперь они решили не ждать крестьянских выступлений, а самим ускорить бунт. В этот период популярно было так называемое революционное народничество.

Его идеологи считали, что необходимо подтолкнуть народ к массовым выступлениям. Среди организаторов нового объединения были В. Фигнер, Н. Морозов, А. Михайлов и многие другие. У них была своя программа, которая предполагала созыв всенародного Земского собора, защиту народной воли, передачу земли крестьянам.

Участники объединения селились в деревнях, где образовывали своеобразные сельские колонии и поселения, целью была активизация недовольства народа. Кроме того, они издавали газеты, распространяли листовки. Однако все эти меры не привели к желаемому результату.

Более того, в самой организации наметились расхождения во взглядах.

Раскол

Идеология народничества к концу 1870-х годов претерпела изменения. В рядах его представителей возникли серьезные противоречия. Часть народовольцев решила сменить тактику и перейти к террору (А. Желябов, С. Перовская, Н.

Морозов и другие), вторая же предпочла продолжать работу в деревне (Г. Плеханов, М. Попов). Более радикально настроенные члены распавшейся организации создали свое объединение, которое они назвали «Народная воля».

Ими было совершено несколько покушений на императора Александра II. В 1881 году им удалось его убить, однако вместо ожидаемой революции последовала политическая реакция со стороны как общества, так и правительства.

Народничество в России, представлявшее деревенское направление, продолжило прежнюю деятельность в деревне. Впоследствии многие из них примкнули к марксистам.

Направления

Рассматриваемое общественно-политическое течение не было однородным. Будучи вначале революционным, оно впоследствии стало либеральным. Цели деятелей изменились: вначале лидеры жаждали государственного переворота и изменения строя, но затем перешли на более узкие задачи.

Эти люди решили, что необходимо проводить работу в деревне, создавая сельские колонии, занимаясь образованием и просвещением. Так оформились три течения народничества. Первое из них было связано с именем М. Бакунина. Этот известный мыслитель и философ считал, что русское крестьянство склонно к вооруженному мятежу.

Поэтому он призывал к агитации народа к совершению революции, и данное направление получило название «бунтарского». Другое течение оформилось благодаря трудам П. Лаврова. Этот деятель считал главной целью проведение идеологической работы в деревне, поэтому данное течение называется «пропагандистским».

Третье течение возникло благодаря П. Ткачеву, которые считал, что необходимо изменить государственный строй с помощью заговора отдельных лиц, поэтому данное направление получило название «заговорщического». Указанные направления народничества получили широкое распространение среди демократически настроенной интеллигенции.

Экономические и социальные теории

Народники уделяли большое внимание экономике. Некоторые из них много сделали для развития экономической науки в нашей стране.

В частности, они внесли большой вклад в понимание сущности особенностей капитализма в России. Этими проблемами занимались Даниэльсон и Воронцов.

В центре их внимания также были крестьянские хозяйства и аграрный сектор, который даже на рубеже столетий продолжал играть определяющую роль в хозяйстве.

Народники разработали теорию «героя и толпы». Они полагали, что историю творят выдающиеся личности.

Поэтому авторы придавали большое значение воспитаю нового человека – человека будущего, который способен изменить ход общественного развития.

Особое значение придавалось воспитанию в нем таких качеств, как любовь к физическому труду, нигилизм, пренебрежение к гуманитарным наукам и интерес к естественно-научным.

Эволюция идеологии

Ближе к концу 19 века народничество претерпело серьезные изменения. В связи с развитием земской реформы многие общественно-политические деятели оставили революционную деятельность и перешли на работу в деревне.

Так возникла теория «малых дел», согласно которой небольшой прогресс в деревне способен улучшить ситуацию в стране. Поэтому многие бывшие народники стали земскими деятелями: учителями, врачами, агрономами и т. д.

Другие же разочаровались в идеологии и перешли на сторону официальной власти. Ярким примером служит судьба народника Л. Тихомирова, который вначале разделял эту революционные идеи, но впоследствии изменил своим убеждениям и стал монархистом. И наконец, те, кто остался верен революционным идеям, перешли к тактике индивидуального террора.

Ими было осуществлено множество терактов, в том числе покушение на императора. Этот раскол свидетельствовал о глубоком кризисе народничества, которое к концу столетия уже изжило себя. В конце 19 — начале 20 века место народничества занял марксизм.

Эта новая идеология оказалась гораздо более устойчивой к социально-политическим переменам, так как совмещала идею революции и экономического прогресса.

Источник: https://www.syl.ru/article/314210/narodnichestvo—eto-chto-takoe-zarojdenie-ideologiya-narodnichestva

«Хождение в народ». Возникновение и деятельность народнической организации «земля и воля»

Зимой 73-74гг. народнические организации приняли решение весной идти в народ. Весной и летом 74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян.

   Сначала долгушинцы вели бродячие формы пропаганды, но потом революционеры стали селиться в деревнях, занимаясь промыслом, делом. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях.

   Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа.

   Поднять массы на всероссийское восстание не удалось, поскольку не было четкого руководства, связей между народниками, ушедшими в народ.

Провал был полный, поскольку полиция свирепствовала, буквально пачками отлавливая народников, арестовав в итоге большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих взглядов.

Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую организацию.

   Такая организация была создана в 76г. Сначала она называлась Северная революционная народническая группа, затем была переименована в 78г. в организацию “Земля и Воля”.

Созданная организация выработала программу и устав. В программе утверждалось, что социализм может существовать.

Программа требовала ликвидации частной собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном распределении.

   Для осуществления положенных задач “З. и В.” выдвинула лозунг слияния всех революционных организаций с ней для подготовки восстания.

   В окончательно принятой в 78г. редакции программы предлагалось систематически истреблять видных лиц правительства.

   В уставе определялись структуры организации, сложенной по принципу строгой конспирации и централизации.

Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация находилась в Петербурге. “З. и В.

” состояла из нескольких групп, выполняющих основные революционные задачи. Деревенщики вели агитацию среди народа, среди рабочих — рабочая группа.

   В основную группу входило 25 членов (Натансон, Михайлов, Плеханов, Аптекман. Группа пополнялась: Фигнер, Фроленко, Перовская, Тихомиров Желябов, Морозов и др.). Все общество насчитывало около 200 человек молодежи. Они заявили о себе 6 декабря 78г., организовав политическую демонстрацию около Казанского собора в Петербурге, на которой выступил Плеханов.

   В 78г. в Петербурге стала функционировать тайная землевольческая типография, которая выпускала журнал “Начало”, газету “Земля и Воля”, листки “Земля и Воля”. Силами отделения “Земли и Воли” было совершено несколько террактов.

Террор сначала одновременно и осуждался и приветствовался, но реальная ситуация требовала пересмотра взглядов на террор. Многочисленные казни, аресты революционеров толкали последних на решительные действия и усиления борьбы.

Можно выделить один из совершенных террактов — выстрел Веры Засулич: она 24 января 1874 года стреляла в Трепова и тяжело его ранила.

Правительство рассчитывало, что суд присяжных привлечет ее к большому сроку заключения, но во время суда ее адвокат Александров представил дело так, что Трепов сам вынудил ее выстрелить в него. Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая сразу же после процесса исчезла из поля видимости полиции.

   Выстрел Веры Засулич явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из Зунделевича, Квитковского, Морозова и др., считавших, что без политической силовой борьбы нельзя свергнуть царизм.

   В 79г. от ножа Квитковского был убит градоначальник Петербурга. 2 апреля 79г. Соловьев стрелял в Александра I.

   На съезде в Липецке и Воронеже от “Земли и Воли” откололась группа “Черный передел”. Эта группа подготовила и успешно осуществила терракт против Александра I 1 марта 1881г.

Группой руководила Перовская; первую бомбу бросил Рысаков, ранив заодно и себя, а вторую — роковую для Александра I — Гриневецкий.

Убийство Александра I не привело к положительным результатам, наоборот, правительство усилило террор против революционеров.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-i-otvety-po-otechestvennoj-istorii/161-xozhdenie-v-narod-vozniknovenie-i-deyatelnost-narodnicheskoj.html

Ссылка на основную публикацию