Милитаризм как историческое явление нового времени — история России

Милитаризм — неотъемлемая часть культуры России

Волею судеб, так уж сложилось, что с детства я всему пытался во всем разобраться, всему найти объяснение.

Меня с детства очень интересовала история, при чем не в сухом книжном-школьном формате, а в широком: история культуры, искусства, история национального костюма.

Так как отец мой был художник литературы для моих изысканий и поисков дома было больше чем возможно было представить, и я просто таки тонул в океане информации.

Помню как-то во время очередного своего заплыва за буйки официальной истории, пришел я как-то к отцу и спрашиваю:

“Папа, вот объясни мне: вот мы украинцы – вот наш национальный костюм. Он логичен, он “читается”, в нем заложен смысл, он жив, он органичен, он действительно более чем древний. Вот моя бабушка из Беларуси, вот костюм беларусов – все так же красиво, интересно и понятно.

Узбекский костюм – тоже имеет и исторические корни и особенности, и объяснения. Но вот объясни мне, почему у “русских” этого всего нет? Почему “национальный” костюм “русских” – это набор одежды без сакрального смысла, без идеи.

Да и элементы его, в основе своей – это предметы одежды конца XIX века? Где мне найти посмотреть, национальный костюм “русских” XVI века, например”?

Так вот, отец не смог мне тогда внятно объяснить причины “модерновости” “русской” национальной одежды. Сказал лишь, что во многом “русский” костюм это компиляция национальных элементов одежды украинцев, беларусов, поляков, финнов, и что он как-то не задумывался о причинах такого феномена, не придавал ему значения. В общем, мы этот вопрос отложили, а потом и вовсе про него забыли.

Позже я конечно узнал, что у вымышленной нации по определению ничего своего быть не может, а потому действительно, все их национальное достояние – чистой воды компиляция из элементов национального достояния других культур. Но не это самое интересное.

Понимаете, этническое – национальное, оно органическое, чистое как вода.

Россияне же вроде бы как это политическая нация, и назвать себя россиянином может представитель любой этнической нации, возложивший на себя обязательство служить интересам Кремля.

Русские – это вообще не нация. Русские – это верующие Русской Церкви Киева. И нацией, если так можно сказать: религиозной, они стали тогда, когда Москва стала внедрять в умы покоренных народов идею Святой Руси. Рабы которой и стали называться “русскими”.

Тем не менее, “русские”, в сегодняшнем толковании Кремля, это этакие элитные россияне. Идеальные представители служителей Православной Империи – Третьего Рима.

Так вот: Российская Федерация сегодня – это наследница прошедших ряд превращений (РИ, СССР) культа Третьего Рима, а потому и собственно идеи милитаризма ею воспеваются как исконные, традиционные, “русские”.

Отсюда: любая “древняя” военная форма москалей (солдат империи) – это и есть национальный костюм России!

Как для украинцев близка вышиванка, так для московитов – “русских” близка их гимнастерка!

Они реально давно уже, или даже наверное точнее сказать: никогда, не отделяли военную униформу от своей якобы “национальной” одежды.

Почему? В силу многих причин:

  • Вездесущий “Культ победы” – идущих на смерть за царя надо мотивировать перед смертью
  • Военная служба на России всегда была обязательством, избежать которого не удавалось практически никому. Служили все!
  • Абсолютно пустая, невыразительная одежда “русского народного” костюма не запоминается, ее толком даже не опишешь.

Если сравнивать “русский” национальный костюм с украинским, это все равно как сравнивать ароматный украинский борщ с тухлыми российскими щами. Да вспомните хотя бы, что украинский гопак всегда был визитной карточкой России на всех национальных фестивалях и сборах!

К чему я все это веду?

К тому, что многие сейчас возмущаются засилью милитаристических настроений в российских школах и детсадах. Россияне постоянно наряжают своих детей в камуфляжную и дико радуются, что те с детства готовятся якобы “защищать родину”, а на самом деле бороться за расширение границ Империи. Скажу вам даже, что они это понимают, и от этого радуются не меньше.

Для нас, как для нормальных людей с органической историей, культурой – это дико. Мы не понимаем, зачем нашим детям с детства изучать военное дело, если можно изучать национальное искусство, историю, культуру, литературу и поэзию? Зачем нашим детям знать, как, кого и чем надо убить Для нас все это ненормально!

Но, для Зазеркалья все это наоборот норма!

Милитаризм – это действительно часть “национальной” культуры политической (религиозной) нации – россиян!

Камуфляж – это и правда уже давно российский национальный костюм! Реально форма российского десантника с тельняшкой – это их модерновый ответ, на нашу вишиванку с шароварами! Они действительно гордятся этим!

Для них и правда куда важнее осознавать, что их ребенок умеет разобрать и собрать автомат Калашникова, чем знать, что он выучил новый стих!

Они не видят никакого смысла в гуманитарном развитии детей, так как прекрасно знают, что в окопах эти все нежности ни к чему!

Поэтому, правда, прекратите негодовать. Милитаризм – это национальная прикмета россиян, это часть их ментальности, часть их жизни.

Источник: http://agonia-ru.com/archives/6069

Этапы исторического развития России в Новое время

1.

Историческое и культурное развитие Европы с первой половины XVII в. по 80-е годы XIX в. принято называть Новым временем. Этот период обычно называют Новым временем, новой историей. Понятия эти появились в европейской науке в эпоху Ренессанса, когда историю стали делить на древнюю (античность), среднюю (средневековье) и новую.

Начало новой истории в XIV– XV вв. гуманисты Возрождения связывали с расцветом наук и искусств. В дальнейшем термин ʼʼНовое времяʼʼ приобрел иные значения и продолжает использоваться с необходимыми уточнениями, которые касаются прежде всœего базовых, наиболее существенных черт Нового времени, его отличия от других исторических периодов, его хронологических и географических границ.

Проблемам истории и культуры Нового времени посвящена огромная, практически необозримая литература. Поскольку речь идет о сравнительно недавнем прошлом, объём информации необычайно велик.

Помимо многообразия различных точек зрения, философских, исторических, культурологических, искусствоведческих теорий, в этой области гуманитарного знания как нигде сильно влияние идеологий, главная цель которых не объективное описание, а защита интересов определœенной группы людей.

Идеологические элементы содержит большинство концепций Нового времени, а их существует много десятков. Мы коснемся тех из них, которые сыграли главные роли в формировании современной картины Нового времени.

Некоторые ученые рассматривают Новое время как одну из стадий в эволюции человеческого общества. Так, в учении К. Маркса (1818-1883) история изображается как подчинœенный объективным законам процесс смены общественно-экономических формаций. Его важнейшим фактором является классовая борьба.

Суть новой истории марксизм видит в развитии капиталистической формации, где основными общественными классами становятся капиталисты (буржуа) и наемные рабочие (пролетариат).

Маркс считал, что неустранимые (прежде всœего – классовые) противоречия капитализма должны привести к его гибели.

Выступая как идеолог революционного движения и пророк нового, коммунистического общества, Маркс в то же время был крупным экономистом, социологом, историком.

В 50–60-е годы XX в. Р. Арон и У. Ростоу создают теорию индустриального общества.

Она описывает переход от отсталого аграрного ʼʼтрадиционногоʼʼ общества, в котором господствуют сельское хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с массовым производством, рыночной экономикой и демократическим социальным строем.

В корне этого перехода лежат технические нововведения в сочетании с духом предпринимательства и конкуренции. Индустриальное общество складывается в Европе в XVII–XIX вв.

https://www.youtube.com/watch?v=Urv8Y4OZBRk

Сегодня в западных и российских публикациях часто употребляется выражение ʼʼэпоха модернаʼʼ (от франц. модерн – новый, нынешний, современный). Под модерном принято понимать политическая и экономическая система, созданная в тех же XVII–XIX вв. в Европе и США, вместе с соответствующими ей формами культуры.

Распространение норм эпохи модерна на другие регионы мира принято называть модернизацией. Общества, не пошедшие по пути модернизации, относятся сторонниками этой концепции к числу отсталых, примитивных, неразвитых и даже находящихся вне истории. Идеологическая направленность этих взглядов очевидна.

Немецкий социолог, историк и философ М.

Вебер (1864-1920) считал, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантской этике, привившей людям такие черты, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

Термины ʼʼНовое времяʼʼ, ʼʼкапитализмʼʼ Вебер, в отличие от Маркса, употреблял не в качестве названий реально существующих эпох или общественных формаций, а как схемы, удобные для упорядочения исторического материала.

В. Зомбарт (1863–1941), немецкий экономист, социолог и историк, собрал и систематизировал огромное количество сведений о процессе возникновения капитализма, особо подчеркнув роль религиозных и идеологических течений. Тип мещанина, буржуа, капиталиста сложился в XIV в. в городах Италии.

Читайте также:  Система выкупа бывших крепостных в 1861 году - история России

Это человек, желающий обогатиться с помощью методичного, каждодневного труда, чтящий бережливость, умеренность, солидность, честную конкуренцию. В XIX в. стиль поведения и образ жизни буржуа меняются. Тон теперь задают те, кто хочет добиться успеха любой ценой, кто постоянно демонстрирует свою силу и богатство.

Итак, можно видеть два подхода к изучению Нового времени. Один уделяет главное внимание появлению новой формы общества (капиталистического, индустриального, модернизированного), другой – формированию человека нового типа.

К первому тяготеют многие историки, ко второму – культурологи и философы. Впрочем, большинство современных исследований и описаний Нового времени стремится дать его многомерное изображение, используя различные научные традиции.

Наиболее интересны в данном смысле работы ученых французской исторической школы ʼʼАнналыʼʼ, которые выступили за поворот к изучению длительных процессов, эволюции разного рода структур (демографических, рыночных, массового сознания), за введение в историю математических методов обработки данных. Таков трехтомный труд Ф. Броделя (1902–1985) ʼʼМатериальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв.ʼʼ.

Немало трудностей возникает при определœении хронологических и географических границ культуры Нового времени. Выбор временных рамок периода зависит от выбора его определяющих признаков. Капиталистические тенденции в экономике прослеживаются уже в XV–XVI вв., буржуазный тип личности и образ жизни складываются в XV–XVI вв.

Как в таком случае разграничить Новое время и позднее средневековье (XVI-XVII вв.), включать ли в эпоху модерна Возрождение (XIV-XVI вв.) и Реформацию (XVI-XVII вв.

)? В 70-80-е годы нашего столетия ряд западных социологов (Д. Белл, А. Тофлер) и философов (Ф. Лиотар, Ф. Джеймисон) стали утверждать, что во второй половинœе XX в.

на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество, а модерн сменяется постмодерном (пост – ʼʼпослеʼʼ).

Эти концепции вызвали возражения. Так, немецкий философ и социолог Ю. Хабермас не считает эпоху модерна завершенной. О конце Нового времени, новой истории и переходе к новейшей истории говорилось и в советской литературе в связи с революцией 1917 ᴦ.

Историко-культурные особенности Нового времени возникли в недрах средневековой европейской цивилизации. По этой причине их географическая локализация в целом совпадает (см. § 5.1). Вместе с тем в XV–XIX вв.

европейцы колонизируют обширные территории в Америке, Азии, Африке и т.д. и включают покоренные страны в свою экономическую, политическую и культурную системы. В основном колонии играли подчинœенную роль.

Исключительное значение имели в истории Нового времени североамериканские колонии Англии и Франции (будущие США и Канада).

Здесь влияние коренного населœения и средневековых европейских традиций было крайне слабым, и особенности Нового времени смогли проявиться почти в ʼʼчистом видеʼʼ. В XVII–XIX вв.

происходит европеизация России, которая в свою очередь начинает заметно влиять на европейские дела. И всœе же культура Нового времени была по преимуществу западноевропейской.

Теперь крайне важно уточнить позиции, с которых Новое время будет рассмотрено в данной главе.

Стоит сказать, что для нас Новое время – историко-культурная система, сложившаяся и существовавшая в определœенное время (начало XVII–80-е годы XIX вв.) в Западной Европе и Северной Америке.

Эта система – неповторимое сочетание цивилизационных, экономических, социальных, политических, культурных явлений, исторических форм жизни человека.

Выбор этих хронологических рамок объясняется следующим. Несомненно, возникновение многих важнейших элементов Нового времени связано с эпохами позднего средневековья, Возрождения и Реформации. При этом лишь в XVII в. они соединяются в одно целое и становятся определяющими факторами европейской истории.

В XVII–XIX вв. новоевропейская цивилизация достигает расцвета͵ реализует заложенные в ней возможности. Конец XIX и XX в. — ϶ᴛᴏ уже период переосмысления и критики идей и ценностей Нового времени, в связи с этим о них целœесообразно рассказать отдельно.

В новой истории Европы можно выделить два периода. Первый охватывает 1640–1789 гᴦ. В эти годы буржуазные общественные и экономические отношения окончательно вытесняют средневековые. Происходит революция в Англии (1640–1688): королевская власть ограничивается, законодательные функции и контроль за правительством переходят к выборному парламенту, юридически закрепляются права граждан.

На континœенте в данный период господствует абсолютная (неограниченная) монархия, хотя постепенно развивается сословное представительство. В 1776 ᴦ. принимается Декларация независимости США. В 1787 ᴦ.

утверждается конституция США, провозглашающая создание демократической республики. В XVII–XVIII вв.

происходят огромные изменения в науке и технике, формируется философия Просвещения, в искусстве складываются стили барокко, рококо, классицизм.

Второй период новой истории – с 1789 по 1880 ᴦ.– время победы и утверждения капитализма во всœей Европе. Решающую роль в данном процессе сыграла Великая французская революция 1789–1799 гᴦ. и последовавшее за ней правление Наполеона Бонапарта (с 1799 ᴦ.– первый консул, с 1804 по 1815 ᴦ. – император Франции).

В государстве Наполеона экономическая, политическая и правовая системы буржуазного общества обрели свои классические формы, которые навязывались в ходе наполеоновских войн другим странам или добровольно ими заимствовались. Происходит промышленный переворот, возникает механизированное производство, резко ускоряется экономическое развитие Европы.

К серединœе XIX в. обостряются классовые и национальные противоречия, что приводит к революциям 1848-1849 гᴦ., целому ряду внутриевропейских войн, гражданской войне в США (1861-1865). К 80-м годам XIX в.

в Европе устанавливается политическая стабильность, сохранявшаяся до первой мировой войны (1914-1918). В XIX в. продолжается бурное развитие науки, в искусстве появляются такие стили, как романтизм и реализм.

Развитие европейской цивилизации Нового времени сочетает в себе эволюционные и революционные моменты, медленное накопление определœенных явлений и резкие болезненные скачки, приводившие к переворотам в экономике, политике, культуре.

2. Страны Востока в Новое время

История стран Востока в Новое время связана с западноевропейским колониализмом. Колониальная торговля XVI-XVIII вв. обогатила европейские державы, заложив основу первоначального накопления капитала. С конца XVIII в.

Западная Европа и США вступают в эпоху промышленного развития капитализма, что обусловило возникновение новых форм колониальной экспансии.

На смену примитивным формам внеэкономического принуждения приходят собственно экономические методы эксплуатации колоний, включающие: 1) обогащение за счёт торгового обмена между метрополиями и колониями; при этом последние включаются в структуру мирового хозяйства в качестве рынков сбыта продукции и поставщиков дешевого сырья; 2) подавление в колониях с помощью коммерческой конкуренции местной национальной промышленности с целью закрепления за ними роли аграрно-сырьевых придатков метрополий.

Со вступлением капитализма в монополистическую стадию развития господствующее значение приобрели интересы финансового капитала, преследующие цель получения сверхприбылей за счёт вывоза капитала и его размещения в колониях.

Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутреннюю структуру восточных обществ.

Процесс втягивания стран Востока в систему единого мирового рынка подразумевал их политическую зависимость от западных колониальных держав, лишение возможности самостоятельно осуществлять экономическую политику.

Европейцы предпринимают усилия по созданию на Востоке рыночной инфраструктуры. Ставка делалась на местную элиту, получившую европейское образование и проникнутую соответствующими ценностями.

Первоначальной реакцией восточного общества на такой активный процесс вторжения извне было стремление приспособиться к новым условиям существования. Социальные верхи Востока стремились сравняться с превосходящим Западом, модернизировать общество по европейскому подобию. Проявлением таких устремлений стали реформы, проводившиеся в XIX в. в странах Востока.

Здесь реализуются конституционно-демократические преобразования, создаются парламенты и законосовещательные органы власти, проводятся демократические выборы. Отсутствие массового сопротивления реформам давала европейцам надежду на то, что Восток сможет легко вписаться в европейскую модель развития, смириться с уготованной ему участью в мировой хозяйственной системе.

Такие иллюзии объяснялись тем, что в ХХ в. Восток еще не был ʼʼпробужденʼʼ, и от его имени выступали лишь немногочисленные социальные верхи, сотрудничавшие с колониальными властями. Новый ХХ в. стал свидетелœем массового национально-освободительного движения, революций в восточном обществе.

В истории России Нового времени можно выделить следующие этапы:

1. XVII в. – становление абсолютизма в России.

2. Первая четверть XVIII в. – становление в России абсолютизма в законченном виде; превращение России в империю

3. Вторая четверть XVIII в. — конец XVIII в. – формирование дворянской империи в эпоху ʼʼдворцовых переворотовʼʼ и периода ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ.

4. XIX в. – Россия в период разложения крепостничества и утверждения капитализма.

5. Начало ХХ в. – период революций, падение монархии.

Читайте также:  Внешняя политика александра i - история России

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/573479_etapy_istoricheskogo_razvitiya_rossii_v_novoe_vremya

Решу егэ

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019 — 1054 гг.; 2) декабрь 1825 г. — февраль 1855 г. 3) октябрь 1928 г. — май 1941 г.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Пояснение.

3) 1928-1941гг

Данный период совпадает с начальным периодом нахождения у власти Сталина И.В.. 1930-е годы в истории СССР — годы очень противоречивые. Много было в это время позитивного в развитии страны, больших успехов достигло государство во всех сферах общества. Однако и негативного тоже было достаточно. Это был период апогея тоталитаризма, культа личности Сталина.

Если говорить о внешней политике, в 30-е годы , с одной стороны, продолжалось признание СССР, в том числе и США в 1933,но с другой, это был период подготовки к войне, так как фашистский режим Гитлера был нацелен на мировое господство.

Перечислю наиважнейшие события 1930 – х годов.

Внутренняя политика:

Окончательное складывание тоталитарного режима в обществе.

Новый виток репрессий

Продолжение идеологизации культуры, постановление ЦК ВКП(б) 1932 года « О перестройке литературно- художественных организаций»

Принятие в 1936 году 5 декабря Конституции СССР.

1930-введение всеобщего начального образования.

1932- введение паспортной системы, но она не коснулась колхозников. В 1937 году принят закон о запрещении колхозников свободно перемещаться.

1934- установление звания Героя Советского Союза.

1937- первый съезд советских писателей, во главе — Горький А.М.

Энтузиазм масс, социалистические соревнования, стахановское ( с 1935) и изотовское ( с 1932) движения.

Дальнейшее развитие всех сфер культуры, но под строгим контролем партии.

Конец 1930-х годов — подготовка к войне.

Это время конца первой и второй-третьей пятилеток, в течение которых была значительно развита промышленность, строились тысячи предприятий.

Внешняя политика:

С 1934 года — начало активной работы СССР по созданию системы коллективной безопасности. Участие в международных конференциях .

1934- вхождение СССР в Лигу Наций.

23 августа 1939- советско-германский договор о ненападении, пакт Риббентропа и Молотова. Секретный протокол о разграничении сфер влияния с Германией в странах Восточной Европы.

Военные столкновения с Японией : 1938- на озере Хасан, 1939- на р. Халхин-Гол.

Советско-финская война ( 30 ноября 1939- 12 марта 1940),исключение СССР из Лиги Наций в 1939 как агрессора.

Как видим, всего за одно десятилетие произошло так много важных событий Опишу два, на мой взгляд, очень важных события, прослежу их причинно-следственные связи, отмечу ярких личностей, сыгравших важную роль в данный период истории СССР.

Исторические события (явления, процессы)

Общественно – политическая жизнь, модель социализма Сталина И.В.

К середине 1930-х годов окончательно сложилась политическая система, получившая название « сталинизм».

Установился тоталитарный режим, основные признаки которого: власть в стране принадлежит единой партии, наличие общеобязательной единой идеологии, использование репрессий как неотъемлемого средства политики, государственная собственность, централизованное планирование всех сфер общества и, конечно, культ личности Сталина И.В.

17 съезд партии, который прошёл в 1934 году и получил название «съезда победителей», стал политическим триумфом Сталина.

После убийства Кирова С.М. 1 декабря 1934 года начинается новый виток репрессий. Цель террора — держать в постоянном напряжении государственный и партийный аппарат. Кроме того, с помощью системы лагерей решался вопрос бесплатной рабочей силы.

Особенностями общественно-политической жизни: унификация, декларирование прав и свобод, а на самом деле в реальной жизни они отсутствовали, мощный репрессивный аппарат позволявший пресекать любое инакомыслие.

Таким образом, сталинская модель социализма представляла из себя тоталитаризм, культ вождя, полное подчинение всего общества Сталину И.В.Символом эпохи стала принятая в 1936 году Конституция СССР, гарантировавшая демократические права и свободы, а на деле граждане были лишены их.

Две личности, сыгравшие значительную роль в данных событиях (явлениях, процессах)

Громкие политические процессы:Московский процесс 1936 и 1938 годов- устранение Бухарина, Рыков, Троцкого.

1936-1939-процессы против бывших руководителей Красной Армии М.Н.Тухачевского , В.К.Блюхера, И.Э. Якира и др.

Термины:тоталитаризм

культ вождя

репрессии

Конституция

сталинизм

Подготовка к войне.

Напряжённость во внешней политике в 1930-е годы была постоянной, даже несмотря на то, что со многими странами были подписаны договоры о сотрудничестве, это : США – 1933, Испания, Румыния, Чехословакия, Болгария- 1933-1935 и др.

Осложнились отношения с Японией, которая в 1938-1939 г. предприняла две попытки сорвать помощь СССР Китаю и даже захватить дальневосточные территории СССР ( 29 июня 1938- на озере Хасан, в мае 1939 –на реке Халхин –Гол в Монголии. Конфликт был ликвидирован , войска Жукова Г.К. отбросили японские войска в Маньчжурию, а 13 апреля 1941 года был подписан с Японией пакт о нейтралитете.

Распространение фашизма в Испании, Германии, Италии приводило к постепенному проведению политики подготовки к войне.

Договор 23 августа 1939( пакт Молотова-Риббентропа) с Германией о ненападении на 10 лет, не мог предостеречь от войны. Это понимали все в руководстве.

Началась милитаризация промышленности, то есть перевод её на выпуск военной продукции. Кроме того, постоянно увеличивалась численность войск. Так в 1939 году она выросла на 25 %.

Осваивалось производство новой военной техники. Это были танки Т-34, тяжёлые танки КВ, реактивные миномёты БМ-13- знаменитые «Катюши», штурмовик Ил – 2, который за его мощность назвали «летающим танком» истребители ЛаГГ-3, Як-1, бомбардировщики Пе-2. Однако до полного перевооружения к началу войны требовалось ещё год-два.

СССР к началу 1940 года был страной с высоким промышленным и военным потенциалом. Был высок и морально-патриотический дух народа. Труд учёных, инженеров, рабочих способствовал усилению мощи государства. Однако войны избежать не удалось.

Две личности, сыгравшие значительную роль в данных событиях (явлениях, процессах)Учёные, конструкторы, создатели военной техники: Туполев А.Н., Ильюшин С.В., Петляков В.М., Яковлев А.С. и др.

Молотов В.М., в 1930-е годы- Председатель Совета Народных Комиссаров СССР подписал пакт о ненападении с Германией.

Термины:милитаризация экономики

пакт

фашизм

Причинно-следственные связи

Два события во внутренней и внешней политике с1930-х годов имели причинно -следственно связи. Каковы же они?

Причинные связи данных событий.

1.Укрепление государства, усиление его мощи, боеспособности было возможно, по мнению Сталина И.В., лишь при жёсткой дисциплине, подчинении единому центру, который он ассоциировал со своей властью. Установление тоталитарного режима одной из целей имело именно это усиление страны.

2.Внешняя политика, подготовка к войне, милитаризация промышленности также были направлены на усиление мощи и боеспособности и авторитета СССР.

Следственные связи событий.

Следствием событий стало:

1.Установление тоталитарного режима привело к усилению мощи страны, заметно возросли все экономические показатели. Некоторые исследователи считают , что велик был в этом авторитет самого Сталина.

Хотя не надо забывать и об огромном патриотизме народа, его желании работать на благо страны, его энтузиазме. К началу войны Россия была одной из ведущих в экономическом отношении стран мира.

Так СССР к 1941 году занимал первое место в мире по добыче нефти, марганцевой руды, производству синтетического каучука, выработке стали, чугуна, добыче угля и по многим другим показателям.

2.Жёсткий, тотальный контроль всех сфер общества принёс свои результаты и в развитии военной промышленности. Были созданы новые виды вооружения, экономика перестраивалась на военный лад. А успехи советской дипломатии привели к сотрудничеству со многими странами мира.

Однако агрессивный характер политики, война с Финляндией, а затем и присоединение Прибалтики не могли не сказаться на авторитете СССР, результатом чего стало исключение из Лиги Наций.

Историческая оценка значимости данного периода для истории России

Период 1930-х годов – значимый в истории СССР. Окончательное признание на международной арене, возросший экономический потенциал, развитие культуры, атмосфера гордости за страну- это одни из его характеристик.

Однако данная эпоха вошла в историю страны как период ужасных политических репрессий, апогея гонений за инакомыслящими. Миллионы советских людей полонили ряды заключённых ГУЛАГа.

Читайте также:  Экономический строй и быт восточных славян в первой половине 1 тысячелетия - история России

Оценка периода, и прежде всего деятельности Сталина И.В, руководившего всеми процессами, очень неоднозначна: от поддержки жёстких мер, которые, как считают, были просто необходимы в тот период, возвеличивания заслуг Сталина до резкой критики его методов и способов деятельности.

Скорее ,доля истины есть в обеих этих точках зрения. Не оправдывая репрессивную политику Сталина, нельзя не отметить его огромный авторитет в народе. Ведь именно за Родину и Сталина умирали бойцы, идя в последний свой бой в годы Великой Отечественной войны.

Вот некоторые из оценок.

В высказываниях Ильи Эренбурга , помещённых в ж. «Вопросы истории» за 1998, отмечалась огромная любовь к Сталину И.В. народа, что он жил в сердце каждого солдата.

К.Мерецков в книге «На службе народу», опубликованной в 2003 году. отмечал огромную работоспособность Сталина, его умение и желание общаться с народом, вникать в его нужды и проблемы, его желание учиться, учитывать мнение других.

Маршал Василевский А.М. отмечал: « Он не был военным человеком, но он обладал гениальным умом. Он умел глубоко проникать в сущность дела и подсказывать военные решения»

Однако множество резкой критики и тоталитарного режима, и личности самого Сталина И.В.Особенно резко критика прозвучала на 20 съезде партии в речи Хрущёва Н.С.Он осуждал массовые репрессии, а также в целом тоталитарный режим, сложившийся в стране.

Источник: Типовые экзаменационные варианты по истории под редакцией А. Б. Безбородова. 10 вариантов. Вариант 4.

Источник: https://hist-ege.sdamgia.ru/problem?id=9753

Дементьев И.П., Патрушев А.И. (ред.). Историческая наука в XX веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки

О сайте » Историческая библиотека » Историография » Дементьев И.П., Патрушев А.И. (ред.). Историческая наука в XX веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки

на правах рекламы

Дементьев И.П., Патрушев А.И. (ред.). Историческая наука в XX веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и АмерикиМ.: Простор, 2002. — 432 с.

Информация о файле: pdf, 19 mb.

Скачать с sibit.net
Скачать с turbobit.netВ учебном пособии рассматривается историческая наука XX века в ведущих странах Европы и Америки. Показаны основные историографические направления и школы, творчество ведущих историков отдельных стран, их вклад в развитие мировой исторической науки.

Значительное внимание уделено становлению и развитию «новой научной истории», ее главным чертам и особенностям. Охарактеризованы проблематика исторических исследований, исторические центры, учреждения и периодика.Вышедший в 1990 г.

коллективный труд «Историография нового времени стран Европы и Америки» охватывал историю исторической науки по проблемам нового времени от эпохи Возрождения до начала XX века и получил благожелательную оценку научной общественности. Настоящее издание представляет собой продолжение и завершение этого труда.

Оно содержит обзор развития европейской и американской исторической науки в новейшее время. В нем рассматриваются за период с 1918 г. до середины 1990-х годов главные проблемы как новой, так и новейшей истории.За прошедшее время между выходом в свет двух томов в стране произошли глубокие перемены.

После распада СССР возродилось суверенное Российское государство, произошли существенные изменения в общественно- политической жизни, создавшие основу для идейного плюрализма. Уходит в прошлое целая эпоха. Это оказало глубокое влияние на историческую науку, органически включенную в жизнь современного общества.

Перед отечественными учеными встала настоятельная потребность в формировании нового понимания истории и обогащении самих подходов к постижению прошлого. Это понимание должно учитывать новейшие тенденции в развитии зарубежной историографии и вести с ней постоянный творческий диалог, что непременно предполагает знание этих тенденций.

То обстоятельство,, что при сохранении определенной национальной специфики почти во всех странах наблюдаются одинаковые либо сходные явления и процессы интеграционного характера, позволяет говорить о поистине единой мировой науке, органической частью которой становитсяроссийская историография.

Авторы настоящего учебного пособия стремились воспроизвести с возможной полнотой явления и процессы, происходящие в зарубежной исторической науке XX века, ее достижения и слабости, основные проблемы и результаты ее развития к середине 90-х годов нашего столетия.

При этом особое внимание обращено на «новую историческую науку», выдвинувшую в последние десятилетия количественный анализ и плодотворный междисциплинарный подход.

При анализе советской историографии авторы отходят от представления о марксизме как единственно научной методологии социально-исторического познания, но и не приемлют нигилистического отрицания материалистического понимания истории.

Это дает возможность более взвешенно и объективно рассмотреть развитие советской историографии, выделить действительно глубокие исследования, обогатившие мировую историческую науку и отсечь конъюнктурные работы.К сожалению, ввиду трудностей объективного и финансового характера выход в свет данного издания затянулся на несколько лет.

Кроме того, рамки определенного объема книги вынудили отказаться от рассмотрения исторической науки ряда тех стран, которые были представлены в первом томе (Австрия, Испания, Скандинавия, страны Восточной Европы).

Конечно, это в известной мере объединило содержание данного труда, но, тем не менее, в нем достаточно полно представлена историческая наука тех стран, которые играют ведущую роль и определяют общий уровень развития мировой историографии.

ОглавлениеПредисловиеИсторическая наука в межвоенный период (1918 — 1945)ВведениеСтановление и развитие советской историографии нового и новейшего времени стран Европы и АмерикиФранцузская историография межвоенного периода. Кризис позитивистской историографии. Формирование школы «Анналов»Историческая наука Великобритании в 1918 — 194 5 гг.: традиции и новацииГерманская историография в 1918 — 1945 гг. Проблема преемственности или разрыва с прошлымИсторическая наука в С Ш А: подъем прогрессистской школыИтальянская историография в 1918 — 1945 гг. Историческая наука второй половины XX века (1945 — середина 1990- х гг.)ВведениеОтечественная историческая наука во второй половине XX в.Историческая наука в США во второй половине XX века. От теории «консенсуса» к «новой исторической науке»Французская историография во второй половине XX века. «Новое историческое мышление» и «новая историческая наука»Историческое знание в Великобритании второй половины XX века: пути «новой социальной истории «Историческая наука Федеративной Республики Германии. От идеалистического историзма к социально-критической историиИтальянская историография (1945 — начало 90- х гг.)Основные тенденции развития современной латиноамериканской историографииНекоторы е тенденции в развитии западной исторической науки на пороге XXI векаБиблиография

Именной указатель

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

    Совастеев В.В. Проблемы буржуазной революции Мэйдзи в японской историографи …
    Совастеев В.В. Проблемы буржуазной революции Мэйдзи в японской историографии Владивосток. Издательство Дальневосточного ун-та, 1984, — 192 с.

    В монографии рассматривается изучение буржуазной революции в Японии в послевоенной японской исторической науке, анализируются основные концепции, раскрывается противоборство между прогрессивными и реакционными школами и направлениями в изучении перехода…

    Курбатов Г.Л.

    История Византии (Историография)
    Курбатов Г.Л. История Византии (Историография) Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. — 256 с. Книга представляет первый в советской и зарубежной историографии обзор развития византиноведения, начиная с эпохи Возрождения.

    В ней рассматриваются становление и развитие марксистского византиноведения, дается критика современных буржуазных концепций истории Византии….

    Соколов О.Д. М.Н. Покровский и советская историческая наука
    Соколов О.Д.М.Н. Покровский и советская историческая наука М.: Мысль, 1970. — 283 с.

    Эта книга о жизненном пути, революционной, государственной и научной деятельности выдающегося советского ученого М.Н. Покровского. В книге прослеживается формирование и развитие исторических взглядов ученого, раскрывается его историческая концепция. Оценивая вклад, внесенный М.Н. Покровским в марксистскую…

    Альперович М.С. Советская историография стран Латинской Америки
    Альперович М.С. Советская историография стран Латинской Америки М.: Наука, 1967. — 80 с. В работе освещается развитие историографии Латинской Америки в нашей стране за годы Советской власти.

    Автор характеризует основные направления исследований советских историков-латиноамериканистов и круг изучаемых ими проблем. Особое внимание уделяется тем вопросам, по которым ведутся научные дискуссии,…

    Репина Л.П. (ред.) Историческая наука сегодня. Теории, методы, перспективы
    Репина Л.П. (ред.

    ) Историческая наука сегодня. Теории, методы, перспективы Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2012. — 608 с. В настоящей книге рассматриваются наиболее актуальные проблемы исторического познания, а также вопросы, связанные с расширением междисциплинарных взаимосвязей и переопределением места истории в системе современного социально-гуманитарного знания. Авторы анализируют…

Источник: http://na5ballov.pro/lib/istoriograf/1323-dementev-ip-patrushev-ai-red-istoricheskaya-nauka-v-xx-veke-istoriografiya-istorii-novogo-i-noveyshego-vremeni-stran-evropy-i-ameriki.html

Ссылка на основную публикацию