Массовое движение 30-х годов — история России

Общественное движение 30-40-х годов XIX века

Конспект по истории России

После подавления восстания декабристов в стране усиливается реакция. В борьбе против новых идей правительство использовало не только репрессии, но и оружие идеологического характера. Таковым явилась теория С.С.

Уварова «официальной народности», целью которой являлось: «Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение, от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах разумное уважение к отечественному…» Ее основными лозунгами были: православие, самодержавие, народность.

Однако, Уваровская триада не получила широкой поддержки в русском обществе. Вопреки официальному противодействию, общественное движение развивалось, и в 40-х годах в нём происходит чёткое размежевание. Феодально- крепостнический строй доживал последнее десятилетие. Трезвомыслящие люди задумывались: что придёт ему на смену, по какому пути пойдёт развитие России.

В 40-х годах формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофилы, западники и революционеры.

Западники – это первое буржуазно-либеральное течение в России. Его видными представителями были Кавелин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков, Катков и другие.

Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным, и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии.

Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества.

Поэтому задача полуварварской России, лишь со временем Петра Великого соприкоснувшейся с общечеловеческой культурой, как можно скорее присоединиться к европейскому Западу и таким образом войти в единую общечеловеческую цивилизацию. Как либералам им были чужды идеи революции и социализма. До середины 40-х годов вместе с западниками выступали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.

Противниками западников стали славянофилы, враждебно относившиеся к Западу и идеализировавшие допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа, верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев и другие.

Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей «самобытностю», основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением — община, как союз взаимной помощи и поддержки.

В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных «отклонений». Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Для них также характерно неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России.

Московское царство соответствовало более духу и характеру русского народа, чем монархия, построенная Петром I по европейским образцам. Таким образом, славянофильское учение до мозга костей отражало российскую почвенность и отрицало все или почти все, привносимое в быт россиян извне, и особенно из Европы.

Славянофилы выдвинули реакционную идею объединения славянских народов под эгидой русского царя (панславизм).

В их учении противоречиво переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологий.

Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право; оба выступали против существующего государственного управления; оба требовали свободы слова и печати.

В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли – революционно-демократическое. Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко.

С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. На революционных демократов огромное влияние оказывали труды Сен-Симона и Фурье.

Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него.

Революционеры также считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны.

Утопичность их взглядов очевидна – они полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, и считали это возможным благодаря русской общине, которая понималась ими как «зародыш социализма».

Они не замечали частнособственнических инстинктов в русской деревне и не предвидели классовой борьбы в ней.

При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria41.html

Общественное движение в 30-50-х годах 19-го века

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.

В 1831 г. царской охраной был раскрыт и разгромлен кружок Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11-го нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. был раскрыт кружок А.И. Герцена.

В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов — убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го.

Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея — концепция общности исторического развития Европы и России.

Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин).

Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).

С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/obshchestvennoe-dvizhenie-v-30-50-godakh-19-veka/

Общественное движение в 30- 40- х годов XIX в. в Российской империи

Правление Николая I было периодом политической реакции в Российской империи. Глубокие социальные противоречия, существование которых признавали как власть, так и ее критики, обусловили возникновение в 30 — 40 — х годов XIX в. различных направлений общественного движения, предлагали отличные пути развития России.

Правительственный лагерь представляли консерваторы. Поскольку они выступали за сохранение самодержавного строя Российской империи в неизменном виде, их называли «охранниками».

К ним относились Сергей Уваров, Михаил Погодин, Николай Карамзин и др..

Идеологической базой сторонников правительственного лагеря стала «теория официальной народности», впервые сформулированная министром народного просвещения графом С. Уваровым в 1833

В оппозиции к правительственному лагерю находились либералы, выступавшие за реформирование российской действительности мирным путем. Инициатором реформ, по их мнению, должна была стать государственная власть. В конце 80- х годов XIX в. среди либералов сформировались отличные видение пути развития России — славянофилы (словьянолюбы) и западники.

Славянофилы подчеркивали самобытность пути развития как российского, так и любого другого народа. Петр, вводя в России достижения европейской жизни, нарушил ее естественный путь развития. Поэтому главная цель России — вернуться к «старому естественного состояния».

Читайте также:  Денежная реформа витте - история России

Славянофилы видели возможность избежания пагубного западного пути в крестьянской общине, православии и морально — религиозных качествах русского народа. Политическим идеалом славянофилов было самодержавие допетровских времен, когда цари правили, опираясь на поддержку народа, периодически созывая Земские соборы.

Они выступали за немедленную ликвидацию крепостного права путем реформ, которые должны были иметь умеренный характер, чтобы избежать революции. К основоположников славянофильства принадлежали Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий самарий и др..

Западники считали, что европейская цивилизация общая и искусственное отделение любого народа приведет к его упадку. По их мнению, Россия и Запад имеют общее историческое корни и путь развития. Западники возвеличивали роль Петра в русской истории и одобряли совершенные им по европейским образцам преобразования.

Главной целью России, по их мнению, является присоединение к европейскому Западу. При этом решающее значение они придавали НЕ вере, а ума, а в противовес крестьянской общине выдвигали свободную личность.

Политическим идеалом западников была конституционная монархия западноевропейского образца с ограничением власти монарха парламентом, гарантиями свободы слова, печати, неприкосновенности личности и гласности суда.

Оппозиционно относясь к правительственной политике, они выступали за ликвидацию крепостного права сверху, считали, что власти изменить российскую действительность путем реформ. Основоположниками взглядов западников считались Тимофей Грановский, Сергей Соловьев, Константин Кавелин и др..

Другими представителями оппозиционных сил были радикалы, которые отстаивали необходимость изменения существующего государственного строя России путем революции. По своим взглядам подавляющее большинство российских радикалов были сторонниками распространенных тогда в Европе социалистических идей.

Не разделяя надежд на реформирование России существующей властью, они считали, что только благодаря революции будет уничтожено самодержавие и крепостное право. После этого необходимо создать новое социалистическое общество, свободное от любых форм угнетения человека человеком.

Самыми известными российскими радикалами социалистами были Михаил Буташевича — Петрашевский, Александр Герцен, Николай Огарев и др..

Результатом политики ассимиляции и русификации стало появление в Российской империи национально — освободительных движений.

В их составе были как либералы, так и радикалы, которых объединяло осознание необходимости борьбы за сохранение национально — культурных традиций своих народов, ликвидации самодержавия и национальное освобождение нерусских народов империи.

Выдающимися представителями национально — освободительного движения этого периода были Николай Костомаров, Тарас Шевченко, Николоз Бараташвили, Александр Чавчавадзе, Григол ОрбелианГ, Шимон Конарский, Адам Мицкевич, Валериан Лукасиньський и др..

Общественное движение в 30- 40- х годов XIX в. в Российской империи

Источник: http://bagazhznaniy.ru/history/obshhestvennoe-dvizhenie-v-30-40-x-godov-xix-v-v-rossijskoj-imperii

Общественное движение в России в 30-40-е годы XIX века

После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделœения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 ᴦ. в Московском университете братьями П., В. и М.Критскими был организован тайный кружок, целями которого были уничтожение царской семьи и конституционные преобразования в России.

В 1831 ᴦ. царской охранкой был раскрыт и разгромлен кружек Н.П.Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 ᴦ. в Московском университете действовало ʼʼЛитературное общество 11 нумераʼʼ, участником которого был В.Г.Белинский. В 1834 ᴦ. раскрыт кружок А.И.Герцена.

В 30-40 гᴦ. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С.Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П.Погодин, С.П.Шевырев.

Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

Центральная идея в концепции славянофилов — убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истиной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра I.

Западничество возникло в 30-40 гᴦ. XIX в. в кругу представителœей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея — концепция общности исторического развития Европы и России.

Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н.Грановский, П.Н.Кудрявцев, Е.Ф.Корш, П.В.Анненков, В.П.Боткин).

Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

Огромную популярность в начале 40-х годов приобрел литературный кружок М.В.Петрашевского, который за четыре года существования посœетили передовые представители общества (М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Плещеев, А.Н.Майков, П.А.Федотов, М.И.Глинка, П.П.Семенов, А.Г.Рубинштейн, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой).

Читайте также

  • — Третий этап развития златоустовского художественного оружия 50 — 60-е гг. XIX в.

    Второй, «русский», этап развития 1820 — 1830 гг. Первый этап развития златоустовского художественного оружия Немного об истории. Златоустовская гравюра на стали, родилась как искусство украшения холодного оружия. На первом месте стояло само… [читать подробнее].

  • — Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль — классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более… [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,… [читать подробнее].

  • — Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию… [читать подробнее].

  • — XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт… [читать подробнее].

  • — Консерватизм в России XIX столетия

    Москва 2007 Методические рекомендации к изучению курсов КОНСЕРВАТИЗМ В РОССИИ XIX СТОЛЕТИЯ Кафедра истории и политологии Московский государственный институт электроники и ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО… [читать подробнее].

  • — Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк — жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в… [читать подробнее].

  • — Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX — XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно… [читать подробнее].

  • — С двумя крыльями (сер. XIX в.).

    Клыка, изображающая воина в доспехе МАЭ, № 668–8. Воспроизведено по: Антропова 1957: 220, рис. 33 единке. Сначала нападал один противник, второй оборонялся, затем наоборот (Меновщиков 1950: 17 (эскимосы); Стебницкий 1994: 54 (коряки); Милянская, Карахан 1987: 134). Причем воин мог… [читать подробнее].

  • — Російська холодна зброя XVIII – XIX ст.

    До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/277588_obschestvennoe_dvizhenie_v_rossii_v_30_40_e_gody_xix_veka

    Trojden | Общественно-политическое движение в России в 30

    Правительственная реакция. После жестокого подавления выступления декабристов в сфере русской общественной мысли наступает некоторый спад. Расправа над лидерами восстания произвела чрезвычайно тягостное впечатление на просвещенную часть общества.

    Тотальный контроль, регламентация, полицейский надзор сделали на некоторое время невозможным свободное развитие оппозиционных режиму общественно-политических движений. В это время правительство активно распространяет консервативную идеологию, основанную на триединой формуле: «самодержавие, православие, народность».

    Эта идеология объявила самодержавие важнейшей основой русской жизни, без которой не возможно существование государственности в России. Согласно данной концепции, духовной основой государства и жизни народа является православие. В понятие «народность» вкладывалось отсутствие социальных противоречий в обществе, всеобщее единство народа, его единение с царем.

    Теория официальной народности, основы которой заложил еще С.С. Уваров при Александре I, стала основой русской консервативной идеологии середины — второй половины XIX века.

    Читайте также:  Социальная революция, гражданская война и интервенция в России - история России

    Революционные кружки конца 20-30-х гг. XIX века. Тем не менее, в связи с укоренением капиталистических отношений, кризисом крепостнических порядков, неизбежно возникали вопросы о путях дальнейшего развития России.

    Попытки ответить на жгучие вопросы современности, обосновать новую теорию развития стали характерным содержанием общественного движения конца 20-х — 30-х годов. Одним из первых революционных кружков, возникших после восстания декабристов, стал кружок братьев Критских.

    Считая себя идейными последователями декабристов, члены кружка считали необходимым свержение самодержавия и уничтожение крепостного строя. В качестве основ преобразования народной жизни они рассматривали просвещение и воспитание.

    Несмотря на свою малочисленность и политическую наивность, этот кружок стал первой революционной организацией, продолжившей идейную линию декабристов. После того, как члены кружка разбросали на Красной площади прокламации, призывающие к свержению монархии, организация была разгромлена полицией.

    В начале 30-х годов ведущее место в революционном движении принадлежало Московскому университету; в студенческой среде возникали многочисленные кружки, в рамках которых обсуждались различные вопросы современной жизни. В 1831 году выпускник Московского университета Н.П.

    Сунгуров организовал тайное общество, считавшее своей главной целью введение в России конституционного строя. Идеологи организации разработали план восстания в Москве и Петербурге, который предусматривал вооружение народа, привлечение на свою сторону армии и т.д. Эта группа вскоре была раскрыта полицией.

    Несколько иной характер имел другой университетский кружок, который возглавлял Н.В. Станкевич. Осуждая современную им действительность, члены кружка, тем не менее, не допускали никакого насильственного вмешательства в действия правительства. Эта группа, в которую входило много ярких, талантливых людей (К. Аксаков, В. Белинский, М. Бакунин, М. Погодин, П.

    Грановский и многие другие), была своеобразным «культурным обществом», стремившимся к распространению просвещения и знаний, оказавшим прогрессивное влияние на русскую культуру и общественную мысль.

    Творчество П.Я. Чаадаева. Новый всплеск реакции и репрессий, вызванный подавлением польского восстания 1830 — 1831 гг., спад революционных выступлений на Западе привели к тому, что в русском обществе появились настроения апатии, проявившиеся в неверии в возможность преобразований. Данные воззрения нашли яркое выражение в «Философских письмах» П.Я. Чаадаева.

    В своем произведении автор, проанализировав ход русской истории, пришел к самым пессимистическим выводам. П. Чаадаев подвергает уничижительной критике отсталость России, ее некультурность, дикость; ничтожность ее истории, убожество ее настоящего. Он писал, что «идеи долга, справедливости, права и порядка» обошли Россию стороной.

    Основной причиной такого положения автор считал отрыв России от католического мира. После опубликования своего произведения П. Чаадаев был объявлен властями сумасшедшим и отдан под надзор полиции. Впоследствии взгляды П. Чаадаева несколько трансформировались.

    В своем сочинении «Апология сумасшедшего» он высказывает очень важный тезис, новый вывод своих умозаключений: отсталость России есть не только минус, но и огромное преимущество, заключавшееся в неиспорченности, наивности, открытости русского общества для любого позитивного воздействия, а также возможности перенимать достижения других народов, начиная с высокой фазы развития.

    Творчество П.Я. Чаадаева потрясло мыслящую часть русского общество, заставило его более трезво оценить прошлое и настоящее России, с тем, чтобы лучше понять пути ее дальнейшего развития.

    Полемика западников и славянофилов. На рубеже 30 — 40-х гг. в России сложились и вступили в идейную борьбу два течения общественной мысли — западники и славянофилы. Основой идеологии западников, наиболее видными представителями которых были Т.Н. Грановский, К.Д. Ка-велин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и др.

    , стало признание общности развития России и Запада. Западники признавали важность и полезность успехов европейской цивилизации, считая необходимым заимствование ее опыта Россией. Безусловно, они предлагали не чистое заимствование, а переработку достижений Запада, согласно русским условиям и традициям.

    В будущем, по мнению западников, Россия должна развиваться по буржуазному пути, который признавался универсальным. Западники чрезвычайно высоко оценивали деятельность Петра I, его реформы, которые повернули Россию на путь европейского развития.

    Сторонники данного направления высказывались в пользу необходимости введения в стране конституционной монархии, политических свобод — слова, печати, собраний и т.д.

    Иного взгляда на исторический путь России придерживались славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья Киреевские, Аксаковы и др.). Основным элементом концепции славянофилов (почвенников) было признание постулата, согласно которому каждый народ имеет свою историческую судьбу, а Россия развивается (и должна развиваться) по пути, отличному от европейского.

    По их мнению, Россия и Запад представляют собой два особых мира, живущих по различным принципам и укладам. Это, однако, не возводило славянофилов в ранг сторонников правительственной идеологии: они были противниками существующего политического режима, критиковали деспотизм, бюрократическую систему.

    Появление этих негативных явлений, как, впрочем, и крепостного права в самой его разнузданной форме, славянофилы связывали с реформами Петра I и той варварской «европеизацией», которая им проводилась. Они предлагали вернуться к допетровскому политическому опыту, суть которого заключалась в формуле: «Сила власти — самодержавию, сила мнения — народу!».

    То есть, по мнению представителей данного течения, народ должен получить право свободно высказывать свое мнение — в печати или на земских соборах, приобрести свободу совести.

    В основе русской жизни, в соответствии со взглядами славянофилов, лежали общинное начало и принцип согласия; большое значение имела православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая к духовному совершенствованию. Славянофилы выступали против развития России по капиталистическому пути, считая его противоречащим принципу общинности.

    И западники, и славянофилы ратовали за скорейшую отмену крепостного права; они были солидарны в том, что революционное изменение существующей системы неприемлемо. Длительное время оба этих течения ошибочно характеризовались как либеральные, хотя и западническая, и, тем более, славянофильская идеология существенно отличаются от положений классического либерализма.

    Общественно-политическое развитие России в 30 — 50-е годы XIX века проходило в сложных условиях правительственной реакции и контроля. Это обусловило некоторый пессимизм и аполитичность многих теорий.

    Тем не менее, в обществе вырабатывались идеи, концепции, приоритеты, ставшие основой либеральной, революционно-демократической идеологий второй половины века.

    Духовное и общественное движение этого периода подготовило социальную базу, ставшую опорой реформ 60 — 70-х годов; благоприятно повлияло на русскую науку и культуру.

    Источник: https://trojden.com/students/russian-history/samigin-history-mid-prof-education-2007/32

    Общественные движение при Николае I

    Особенности и направления общественного движения 30 — 50-х годов ХIХв.:

    1. Оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов )  
    2. Революционное и правительственное направления окончательно разошлись 
    3. Его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике 

    Направления общественно-политической общественных движений при Николае 1 мысли этого периода:

    • Консервативное (лидер — граф С.С. Уваров) 
    • Западники и славянофилы (идеологи Кавелин, Грановские, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.) 
    • Революционно-демократическое ~идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский) 

    Кружки 20 — 30-х годов — Общественные движение при Николае I

    Наиболее активно действовали студенческие кружки в московском университете. 1830г. В. Г. Белинский создал «литературное общество 11-го нумера» — критиковали общественно-политическую действительность. За драму «Дмитрий Калитин» Белинский исключен из университета. 

    Кружок братьев Критских (1826 -1827) — Общественные движение при Николае I

    Состоял из 6 человек. Попытались положить прокламацию к памятнику Минина и Пожарского. Разгромлен властями. 

    Сунгуровское общество (1831г.) — Общественные движение при Николае I

    Состояло из 26 человек. Н. П. Сургунов планировал подготовить вооруженное восстание, но было разгромлено властями. 

    Кружок Н. В. Станкевина (1831 — 1839гг) — Общественные движение при Николае I

    Бакунин, Белинский, Боткин, Герцен. Они изучали философские системы Гегеля, Шеллинга. 

    Консервативное направление — Общественные движение при Николае I

    Историк Погодин, филолог Шевырев, журналисты Греч и Булгарин. В середине 20-х годов они предложили концепцию самобытности России «Теория официальной народности». С.С. Уваров, ставший в 1833г. министром народного просвещения.

    Суть заключалась в том, что самодержавие, православие и народность — основы русской истории. Самодержавие — гарант нерушимости русского государства. Православие — основа духовной жизни народа.

    Народность -«единение» царя с народом, отсутствие социальных конфликтов.

    Либеральное направление (мощное общественное движение при Николае I)

    Славянофилы и западники

    Славянофилы — течение общественной мысли появилось в 1840г. Идеологи — А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Самарин. 

    • Защита православия и народности — важнейшая характеристика российского общества 
    • Народность (православие, община и национальный русский характер) 
    • В России власть находится в гармонии с народом 
    • Россия развивается ненасильственным путем 
    • В России духовные ценности преобладают над материальными 
    • Отрицательное отношение к преобразовательной деятельности Петра I
    • У России свой особенный от Европы путь развития 
    • Крепостное право необходимо ликвидировать, сохраняя общину и патриархальный уклад жизни -> духовный уклад, не выступали против техники) 
    • Для определения пути развития — создавать Земский собор 
    • Отрицали революцию и радикальные реформы — постепенные преобразования, проводимые «сверху». 

    Западничество — Грановский, Кавелин, Анненков, Чичерин, Соловьев, Боткин, Белинский. 

    Идеи западничества:

    • Россия, развивающаяся страна отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей 
    • Необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и ценности Запада 
    • Либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества, установив конституционную монархию 
    • Развивать рыночные отношения 
    • Отмена крепостного права, передать землю за выкуп (главная мысль этого общественного движения при Николае 1). 
    • Средство обновления России — реформы «сверху»- , предотвратить революцию 
    • Возвеличивали деятельность Петра 1 для обновления России 
    Читайте также:  Внешняя политика александра i - история России

    Революционная демократия 

    Совмещение идеи западничества (свобода личности, гражданского права) и славянофильства (общинный строй, коллективизм и европейский социализм). 

    Цель движения — создание общества социализма. 

    Методы достижения цели — радикальные реформы или массовая революция. Теория «русского социализма» (народничество) Герцен, Чернышевский, Огарев, Добролюбов, Бакунин.

    •  Достичь цели через сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением 
    • России необходимо миновать капитализм от крепостничества — к социализму 
    • Избежать кровавой революции — через радикальные реформы «сверху» 
    • Ликвидировать крепостничество, дать землю без выкупа, сохранив общину 
    • Гражданские свободы и демократическое правление 

    Герцен издает в Лондоне «Колокол». Бакунин участвовал в европейской революции 1848 — 49гг. теоретик анархизма. 

    Петрашевцы — Петрашевский, Буташевич, Спешнев, Салтыков — Щедрин, Плещеев, Достоевский. 

    Они говорили об отмене крепостного права. В 1849г. кружок разгромлен. 

    Также стоит прочитать про  внешнюю политику Николая I

    Таким образом, к середине XIХ веке оформились течения оппозиционные правительству.

    Источник: http://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/57-obshchestvennoe-dvizhenie-v-rossii-pri-nikolae-i-1825-1855gg

    Общественное движение в России в 30 -50 годы

    Общественное движение в России в 30 -50 годы XIX века. План урока: 1. Особенности общественного движения 30— 50 -х гг. XIX в. 2. Консервативное движение. 3. Либеральное движение. Западники и славянофилы. 4. Кружки 20— 30 -х гг. XIX в. 5. П. Я. Чаадаев.

    Цели урока: 1. Показать исторические причины активизации общественного движения в 30— 50 -е гг. XIX в. и его особенности; 2. Охарактеризовать его основные направления, цели и задачи участников консервативного, либерального и социалистического движения; 3. Определить результативность общественного движения данного периода.

    Основные понятия: общественное движение; консерватизм; «православие, самодержавие, народность» ; либерализм; социализм; революционеры; западники; славянофилы; общинный социализм. Основные даты: конец 20 -х — начало 30 -х гг. XIX в. — кружковый период общественного движения; конец 30 -х — начало 40 -х гг. XIX в.

    — формирование идеологии западничества и славянофильства; 40 -е — начало 50 -х гг. XIX в. — формирование революционного лагеря в общественном движении. Персоналии: С. С. Уваров; Н. Г. Устрялов; М. П. Погодин; Т. Н. Грановский; С. М. Соловьев; К. С. и И. С. Аксаковы; А. И. Герцен; Н. П. Огарев; В. Г. Белинский; П. Я.

    Чаадаев.

    Общественные движения тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям

    Главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы. Развивалось в условиях политической реакции Особенности общественного движения Разрыв с практикой жизни. Образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения; Оформление либеральных и социалистичес ких движений

    В этот период в общественном движении началось разделение на три идейных направления Основные направления в общественном движении Консервативное Либеральное Революционное Теория официальной народности Западники Славянофилы Кружки 20 -40 годов. Русский утопический социализм. С. Уваров Н. Греч М. Погодин Ф. Булгарин Хомяков Самарин Братья Аксаковы Грановский Соловьев Кавелин Тургенев Боткин Герцен Огарев Бакунин

    Автор Уваров С. С. министр народного просвещения Теория официальной народности Самодержавие Православие Народность Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога.

    Император обязан заботиться о своих подданных. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании.

    По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях.

    Какое содержание Уваров вкладывал в свою «триаду» — православие, самодержавие, народность? 1. Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога. 2. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие 3.

    Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании. Что разделяло их позиции? Западники считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации.

    Славянофилы считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада

    Либеральное движение. Западники и славянофилы Западники Славянофилы Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада Видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости Считали капитализм порочным.

    Считали возможной конституционную монархию. . Допускали сохранение самодержавия, но народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя совещательным Земским собором. Отрицали особую роль крестьянской общины, считали её навязанной для удобства сбора налогов и управления.

    Подчеркивали дух коллективизма в России. Выступали за просвещение народа Считали нравственной религией – православие О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного права, надежда на мирный характер преобразований.

    З Н А Ч Е Н И Е: заложили основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

    Революционно-социалистическое направление. Революционные и просветительские кружки 20 -40 годов Кружки братьев Критских, Сунгурова и др. Москва, университет 1826 -27 Литературное общество 11 нумера. Москва, 1830 -32. Обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования.

    Попытка продолжения Всего 6 человек, не декабристской идеологии, мысли о выросли в организацию цареубийстве. Жестокая расправа с членами кружка. В. Г. Белинский Обсуждение проблем России, чтение литературы Кружок Станкевича.

    1831 -39, Москва Станкевич, Аксаков, Грановский, Бакунин Изучали философию Шеллинга, Канта, Гегеля. Осуждали крепостничество. Насилия не допускалось, считали важным просвещение. Кружок распался. Кружок Герцена и Огарева. 1831 -34, Москва Изучали идеи французских просветителей.

    Следили за Герцен, Огарев, Савин, революционными событиями на Западе. Сазонов. Полиция раскрыла кружок, ссылка, надзор полиции за членами.

    Обсуждали проблемы России, Выступали против крепостничества и самодержавия. Пропаганда революционных идей, демократии. Кружок раскрыт, приговорены к расстрелу, в последнюю минуту расстрел заменили каторгой. Петрашевцы. 1845 -49.

    Москва, Петербург, Киев, Ростов Буташевич — Петрашевский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Плещеев. и др Кирилло-Мефодиевское общество, 1845 -47. Украина Демократия, славянская республика, Шевченко, Костомаров, ликвидация крепостничества – основные Гулак идеи. Общество раскрыто.

    Главными особенностями революционной идеологии 40 -х-50 -х годов стали: 1. 2. 3.

    утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе; выдвижение социалистических учений в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции.

    Теория Русского или Общинного Социализма — основателем ее был А. И. Герцен. Зародышем социализма признавалась крестьянская поземельная община, а его основами считались: крестьянское общинное землевладение, равное право людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина.

    Император Сословия русского общества Чиновничество СОЦИАЛИЗМ – общество всеобщего Крестьянская равенства. община Крестьянская община Русский народ более, чем какой-либо другой готов к социалистическому переустройству. Община – ячейка социализма. В ней все равны и все решается сообща, по справедливости.

    Следует революционным путем уничтожить все структуры общества, стоящие над общиной. И настанет социализм.

    5. Петр Яковлевич Чаадаев. Особое место в общественном движении занимал П. Я. Чаадаев. Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве» , что препятствует ее развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп» был закрыт.

    Вопросы и задания 7. Почему, на ваш взгляд, так популярны именно в 20— 30 -е гг. XIX в. стали кружки сторонников революционного изменения существующих порядков в России? 8. С чем было связано формирование в 40 -е гг. XIX в. на базе революционных кружков революционного движения? 9.

    В чем вы видите главное звено в теории «общинного социализма» ? На какие традиции и явления русской жизни она опиралась? 10. Какие внешние факторы определили рост революционного движения в стране в 40— 50 -е гг. XIX в. ? (Поражение революций 1848— 1849 гг.

    в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. ) 11. Какие вы можете назвать особенности революционной идеологии 40— 50 -х гг. XIX в. ? 12. Какую роль сыграло революционное движение в реформаторской деятельности властей? 14.

    Что явилось, на ваш взгляд, главным итогом развития общественного движения России в эти годы?

    Домашнее задание: 1. § 11 – 12. Ответить на вопросы после параграфа; 2. Подготовка к проверочной работе

    Источник: http://present5.com/obshhestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-30-50-gody/

    Ссылка на основную публикацию