М. с. щепкин (1788-1863 гг.) — величайший русский актёр-реалист — история России

М. С. Щепкин и реализм актерской игры

М. С. Щепкин (1788-1863 гг.) - величайший русский актёр-реалист - история России

Поиск Лекций

Произведения реалистической драматургии, все чаще появляющиеся в репертуаре русских театров, настоятельно требовали коренного изменения актерского мастерства. Традиции классицистических трагедий достаточно обветшали к 40—50-м годам и становились смешны. Авторы реалистических драм уже призывали к изменению исполнительской манеры.

Так, Гоголь, наблюдая за постановкой «Ревизора», советовал актерам «быть скромней, проще и как бы благородней», при изображении комического не впадать в фарс: «Чем меньше будет думать актер, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное взятой им роли».

Необходимость рамки традиционных форм актерского мастерства была очевидна и наиболее талантливым артистам.

Основоположником русского сценического реализма стал М. С. Щепкин. Сын крепостного, с юношеских лет выступавший на сценах крепостных театров, он, будучи уже зрелым человеком и известным актером, был выкуплен из крепостной неволи.

Не получив в детстве сколько-нибудь серьезного образования, Щепкин приобретал знания самостоятельно, много читая, общаясь с передовыми людьми своего времени. Большое влияние на него оказал переезд в Москву и поступление в Малый театр.

Позднее он признавался, что «много обязан Московскому университету в лице его преподавателей: одни научили меня мыслить, другие — глубоко понимать искусство».

Действительно, друзьями артиста стали историк, профессор Московского университета Грановский, писатели Аксаков, Тургенев, Кольцов. Близко знаком был М. С. Щепкин и с А. С.

Пушкиным, который, слушая яркие и образные рассказы артиста, посоветовал ему писать воспоминания.

Завет великого поэта Щепкиным был исполнен частично, он начал писать «Записки» в преклонном возрасте и сумел закончить лишь первый том их.

Тяжелые впечатления крепостного детства и юности, живой пытливый ум артиста способствовали формированию его демократического мировоззрения. Большое влияние на него оказала дружба с Герценом и Шевченко. Дружба эта продолжалась и во время ссылки Шевченко и эмиграции Герцена.

В 1863 году, находясь в Лондоне, Герцен опубликовал в «Колоколе» очерк, посвященный артисту, в котором тепло вспомнил о приезде Щепкина к нему за границу, когда он «был совершенно одинок в толпе чужих и полузнакомых лиц…

И первый русский, ехавший в Лондон, не боявшийся по-старому протянуть мне руку, был Михаил Семенович».

Став одним из лучших актеров русской сцены, Щепкин много сделал для преобразования ее. Своим творчеством он заложил основы реализма на русской сцене. Содержание своего метода, многочисленные раздумья об актерском мастерстве Щепкин собирался изложить во втором томе автобиографических «Записок», но не успел этого сделать.

Однако высказывания его о театре, искусстве актера сохранились в памяти его учеников и близких, в письмах к друзьям и товарищам по сцене. Эти высказывания дают возможность представить взгляды Щепкина как единую стройную систему реалистического сценического искусства.

В то время, когда актеров называли «комедиантами» и часто приравнивали к слугам, Щепкин первый возвысил голос в защиту театра и его жрецов, призывая не только публику, но и артистов чтить высокое искусство: «Театр для актера — храм. Это его святилище. Твоя жизнь, твоя честь принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя.

Твоя судьба зависит от этих подмостков. Отнесись с уважением к этому храму и заставь уважать его других».

В течение многих лет создавая и совершенствуя свой метод, Щепкин неустанно работал над своими ролями. По воспоминаниям родных, вставая раньше всех в доме, он уходил в сад обдумывать и повторять роль, и проводил там время до обеда. В театр он тоже приезжал раньше других и снова репетировал.

«И, заметьте, таким образом он проходил каждую роль, хотя бы переигранную им сотни раз, — писал актер Нильский. — Трудно представить себе ту любовь и уважение к сцене, какие сохранил Щепкин до глубокой старости». И такого же самозабвенного труда и любви к театру требовал он от актеров.

Господствовавшей тогда театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене натуральность, жизненное правдоподобие создаваемого образа.

По отзыву Герцена, он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре, его воспроизведения были без малейшей фразы, без аффектации, без шаржа.

Осмысливая свой опыт, Щепкин советовал актеру, чтобы достичь правдоподобия, сделаться тем человеком, в образе которого нужно выйти на сцену, а не подделываться под него. «Быть, а не казаться» — таков должен быть основной закон реалистического театра. Этому закону он неустанно следовал всю свою долгую сценическую жизнь.

«Изучая роль, — вспоминал его сын, — Михаил Семенович усваивал больше внутреннее движение души человека. В игре его не было подражания внешним привычкам, голосу и ухваткам различных сословий; он никого никогда не копировал.

У него был талант схватить сущность лица и передать его по-своему. В его умном взгляде мы читали мысли изображаемого человека, а тон речи и движения подходили к характеру».

Ученик Щепкина Соловьев в своих воспоминаниях подробно излагает методику работы над ролью и те наставления, которые артист давал своим питомцам:

«Вот несколько из этих советов, которые, по счастью, удержались в моей памяти: „Помни, любезный друг, что сцена не любит мертвечины — ей подавай живого человека, и живого не одним только телом, а чтоб он жил головой и сердцем.

Делая шаг на сцену, оставь за порогом все твои личные заботы и попечения, забудь, что ты был, и помни, что ты теперь. Никогда не учи роли, не прочитав внимательно всей пьесы.

В действительной жизни, если хотят хорошо узнать какого-либо человека, то расспрашивают о месте его жительства, об его образе жизни и привычках, об его друзьях и знакомых — точно так должно поступать и в нашем деле…

Читая роль, всеми силами старайся заставить себя так думать и чувствовать, как думает и чувствует тот, кого ты представляешь, старайся, так сказать, разжевать и проглотить всю роль, чтобы она вошла тебе в плоть и кровь.

Достигнешь этого и у тебя сами родятся и истинные звуки голоса и верные жесты, а без этого, как ни фокусничай, каких пружин не подводи, а все будет дело дрянь».

Таким образом, Щепкин призывал актеров отказываться от традиционных штампов в «представлении» на сцене того или иного персонажа и воссоздавать реальные человеческие характеры. При этом характер героя, по мысли Щепкина, должен изображаться актером в развитии. Например, создавая образ Скупого рыцаря в одноименной трагедии Пушкина, Щепкин изображал человека своей эпохи, среды — воина, феодала, в прошлом, быть может, любящего семьянина, у которого постепенно под влиянием единой страсти к накопительству отмирают нормальные человеческие чувства, в результате чего рыцарь превращается в раба золота.

И, наконец, еще один фактор в работе над ролью считал Щепкин очень важным. Определив правильные соотношения между персонажами пьесы, актеры не должны «переходить границ общей идеи», то есть в погоне за эффектными положениями не «выпячивать» одну роль в ущерб другим, нарушая авторский замысел.

Соблюдение этого принципа Щепкин считал также обязательным условием сценического реализма и неукоснительно соблюдал его.

Аксаков в речи по случаю 50-летия сценической деятельности великого артиста отмечал: «Никогда Щепкин не жертвовал истиной игры для эффекта, для лишних рукоплесканий, никогда не выставлял своей роли напоказ, ко вреду играющих с ним».

Как уже отмечалось, соображения, высказанные Щепкиным в разное время и по разным поводам, не обобщались самим автором, тем не менее, в совокупности они представляют цельное изложение критически-реалистического метода сценического искусства.

Основанные на принципах революционно-демократической эстетики, то есть понимании театрального искусства как образного отражения реальной действительности, критически осмысленной актером, эти положения и сама творческая деятельность Щепкина активно способствовали последующему развитию реализма на русской сцене.

Реалистическое направление сценического искусства, первоначально возникшее на сцене Малого московского театра и представленное творчеством самого Щепкина и его учеников, в 50-60-е годы XIX века распространяется на другие театры страны и прежде всего петербургские.

Источник: https://poisk-ru.ru/s302t4.html

Русское актерское искусство 50-70-х годов XIX века.ppt

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийУрок по Истории театра, тема: Актерское искусство 50-70-х годов XIX века.Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Русское актерское искусство 50-70-х Т.Ю.годов XIX векаНикольское музыкальное Беседы о театре, 5 классПреподаватель Дружинина

отделение ПДШИ

Русский драматург А.Н.
Островский

Михаил Семенович Щепкин,1788 – 1863 гг.

Михаил Семенович Щепкин,1788 – 1863 гг.

М.С. Щепкин — первый исполнитель роли городничего в Москве. Малый театр. 1836 г.

М.С. Щепкин — первый исполнитель роли городничего в Москве. Малый театр. 1836 г.

Пров Михайлович Садовский, 1818-1872 гг.)

Пров Михайлович Садовский, 1818-1872 гг.)

Пров Садовский в роли Любима Торцова в пьесе Островского «Бедность не порок»

Пров Садовский в роли Любима Торцова в пьесе Островского «Бедность не порок»

Поэта образы живыеВысокий комик в плоть облек…Вот отчего теперь впервыеПо всем бежит единый ток.Вот отчего театра залаОт верха до низу однимДушевным, искренним, роднымВосторгом вся затрепетала.Любим Торцов пред ней живойСтоит с поднятой головой,Бурнус напялив обветшалый,С растрепанною бородой,Несчастный, пьяный, исхудалый,Но с русской чистою душой.

Комедия ль в нем плачет перед нами,Трагедия ль хохочет вместе с ним,Не знаем мы и ведать не хотим!Скорей в театр! Там ломятся толпами,Там по душе теперь гуляет быт родной,Там песня русская свободно, звонко льется,Там человек теперь и плачет и смеется,Там целый мир, мир полный и живой…

На сердце так тепло, так вольно дышит Любим Торцов душе так прямо кажет путь!Аполлон Григорьевгрудь,

Поэта образы живыеВысокий комик в плоть облек…Вот отчего теперь впервыеПо всем бежит единый ток.Вот отчего театра залаОт верха до низу однимДушевным, искренним, роднымВосторгом вся затрепетала.Любим Торцов пред ней живойСтоит с поднятой головой,Бурнус напялив обветшалый,С растрепанною бородой,Несчастный, пьяный, исхудалый,Но с русской чистою душой.

Комедия ль в нем плачет перед нами,Трагедия ль хохочет вместе с ним,Не знаем мы и ведать не хотим!Скорей в театр! Там ломятся толпами,Там по душе теперь гуляет быт родной,Там песня русская свободно, звонко льется,Там человек теперь и плачет и смеется,Там целый мир, мир полный и живой…

На сердце так тепло, так вольно дышит грудь,Любим Торцов душе так прямо кажет путь!Аполлон Григорьев

И.И. Сосницкий— артист Императорских театров, 1794 г. — 1871 г.

Читайте также:  Цели германии в войне против советского союза. нападение фашистской германии на ссср - история России

И.И. Сосницкий— артист Императорских театров, 1794 г. — 1871 г.

Городничий — И.И. Сосницкий, первый исполнитель этой роли в Петербурге. Александринский театр. 1836 г.

Городничий — И.И. Сосницкий, первый исполнитель этой роли в Петербурге. Александринский театр. 1836 г.

Павел Степанович Мочалов.1800- 1848 гг.

Павел Степанович Мочалов.1800- 1848 гг.

Васильевич Самарин1817 -1885 Иван гг.

Иван Васильевич Самарин1817 -1885 гг.

И. В. Самарин в роли Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова)

И. В. Самарин в роли Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Актерская семья СамойловыхСамойлова Надежда Васильевна, 1-я Самойлова

Самойлова Надежда Васильевна, 1-я Самойлова

Самойлова Вера Васильевна,2-я Самойлова

Самойлова Вера Васильевна,2-я Самойлова

Адрес: ул. Стремянная, 8 (комплекс
отеля «Невский Палас»)

• Мемориальный музей–квартира актеров Самойловых в доме № 8 по Стремянной улице г. и стал пятым открылся в январе 1994 филиалом Санкт–Петербургского Государственного театрального и музыкального искусства, пополнив ряд т.н. «малых музеев» Петербурга.

Своеобразие нового музея заключалось в том, что в изысканных интерьерах не только мемориальные комнаты актеров Самойловых, но и уютная музыкальная гостиная, выставочные залы и экспозиция, посвященная петербургской театральной культуре XIX — начала XX веков.

музея

расположились

• На сегодняшний день, как это ни странно, музей Самойловых — единственный в городе музей драматических артистов. Хозяином трехэтажного дома с 1869 по 1887 г.г.

был Императорского знаменитый Александринского Василий Васильевич Самойлов — представитель второго поколения знаменитой артистической династии.

Его дом на Стремянной улице был одним из оживленных центров культуры Петербурга, актеры, музыканты, художники, литераторы.собирались где актер

театра

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/urok_po_istorii_teatra_tema_akterskoe_iskusstvo_50_70_h_godov_xix_veka-20241/24873

Михаил Щепкин: биография, театры, музей, личная жизнь актера

Михаилу Семеновичу Щепкину предстояло стать не просто большим актером, но и основоположником актерской школы российского театра.

<\p>

Становление Щепкина как актера пришлось на те годы, когда русский театр все еще жил по законам сцены XVIII века.

Он же интуитивно шел к методу, который позже получит определение «психологическая характеристика образа». По сути, метод Щепкина предвосхитил искания Станиславского.

Михаил Щепкин родился в семье крепостных графа Г.С. Волькенштейна и первые свои роли сыграл на сцене домашнего театра хозяев. Позже они отпустили Щепкина играть в Курском городском театре, в театрах Харькова и Полтавы. В 1822 году актер получил вольную — благодаря именитым почитателям его таланта, в числе которых были писатель Иван Котляревский и герой войны 1812 года Сергей Волконский.

Михаилу Щепкину довелось много играть на сценах провинциальных театров. Причем актеру доставались и женские роли, и партии в балетах и комических операх. Все это стало бесценным опытом, и позже он сам настойчиво рекомендовал начинающим актерам пройти школу провинциальной сцены. Его младшая коллега, актриса Александра Шуберт, вспоминала:

Именно в те годы складывается стиль игры Щепкина — насыщенный множеством психологических нюансировок, трансформаций. Известно его выражение, которое позволяет говорить о нем как о провозвестнике сценического реализма: «Искусство настолько высоко, насколько близко к природе».

С 1822 года Щепкин играет в Москве, в труппе, которая в 1824-м образует костяк Малого театра. Репертуар актера составляли водевили Шаховского, Загоскина, Писарева, Кокошкина.

Михаил Семенович был невысокого роста, полноват, и потому за ним закрепилась репутация «первого комического актера для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц».

Но успех в легких комедиях не убаюкивал артиста — он ощущал скудость отечественной драматургии. В конце 1820-х Щепкин играл и мольеровских персонажей — Арнольфа в «Школе жен», Сганареля в «Школе мужей», Гарпагона в «Скупом». Появление «Горя от ума» Грибоедова и гоголевского «Ревизора» стало отрадой для большого артиста.

Роли Фамусова и городничего очевидцы и историки театра считают важнейшими в долгой и насыщенной карьере Щепкина. Позже Михаил Семенович сыграет Подколесина в «Женитьбе», Утешительного в «Игроках», а также роли в спектаклях по пьесам Александра Островского — драматурга, которого в Малом театре чтут так же, как и самого Щепкина.

«Домом Островского» любовно называют Малый театр, а училище при нем носит имя Михаила Щепкина. Это старейшая театральная школа Москвы, из стен которой вышли Рина Зеленая, Олег Даль, Юрий Соломин, Инна Чурикова, Светлана Немоляева, Олег Меньшиков и другие прекрасные актеры.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8762/mikhail-shepkin

Михаил Щепкин – основоположник русского сценического реализма

Михаил Щепкин – основоположник русского сценического реализма

Михаил Семенович родился 6 ноября (по старому стилю) 1788 года в селе Красном Курской губернии в семье крепостных. Отец его был камердинером графа Волькенштейна.

Учиться грамоте Миша начал четырех лет отроду по Псалтири и Часослову. В семилетнем возрасте увидев оперу «Новое семейство» в постановке домашнего театра своего барина, был сильно поражен театральным действием и «заболел» сценой.

Десяти лет был отдан в Суджанское народное училище, здесь он сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии Александра Сумарокова «Вздорщица».

Обучение Михаил продолжил в курском губернском училище, в него он поступил сразу в 3 класс.

В Курске на талантливого юношу обратил внимание Ипполит Богданович, автора повести «Душенька». «Учись, учись, это и в крепостном состоянии пригодится», — поощрял он увлечение Щепкина книгами.

Через товарища по училищу Михаил познакомился с владельцами Курского театра Барсовыми. И в 14 лет сыграл на сцене этого театре роль в пьесе «Несчастье от кареты», а спустя три года в драме «Зоя».

Играть в «Зое» ему пришлось совершенно случайно, актер Арепьев накануне спектакля пропил свое платье и не мог выйти из трактира.

Михаил в три часа выучил его роль, спас спектакль от провала, а себе обеспечил место в труппе.

После закрытия театра Барсова состоял в труппе Штейна и Калиновского, она гастролировала по югу России, в 1818 году перешел Полтавский театр, которым управлял драматург Иван Котляревский. Котляревский специально для Щепкина написал две роли в пьесах «Москаль-Чаривник» и «Наталка-Полтавка».

В 1821 году Щепкин был освобожден от крепостной зависимости. Год спустя он получил приглашение от управляющего московским Императорским театром Кокошкиным в труппу этого театра. На столичную сцену он вступил уже опытным артистом с многолетней практикой.

Здесь он играл в спектаклях «Горе от ума», «Ревизоре», «Венецианском купце», «Комедии ошибок», «Бедность не порок» и многих других.

Это был самый блестящий период театральной деятельности актера.

Щепкин по выражению Погодина, являлся «достойным помощником, дополнителем и истолкователем великих мастеров сцены, от Шекспира и Мольера до наших отечественных писателей — Фонвизина, Капниста, Грибоедова, Гоголя, Шаховского, Загоскина и Островского». Гениальному исполнению Щепкина равно были доступны иноземные характеры и чисто русские.

Дружбой с актером дорожили Пушкин, Гоголь, Белинский, Грановский и Кудрявцев.

Скончался Михаил Семенович 11 августа 1863 в Ялте.

Источник: http://rusplt.ru/wins/mihail-schepkin-osnovopolojnik-28723.html

Биография основоположника русской актёрской школы Щепкина Михаила Семёновича

Ровно 225 лет назад, 17 ноября 1788 года в Курской губернии в селе Красном Обоянского уезда в семье крепостных графа Г.С. Волькенштейна произошло обыкновенное чудо – на свет появился будущий великий русский актёр и основоположник всей русской актёрской школы (развитой впоследствии Станиславским) – Михаил Семёнович Щепкин. Давайте вспомним основные моменты его биографии.

***

В 1799 году Михаил Семенович поступил в Суджанское народное училище, где проучился до 1801 года. Первый раз попробовать силы на актерском поприще Щепкину удалось в 1800 году: дебютом оказалась роль слуги Розмарина в комедийной пьесе А.П. Сумарокова «Вздорщица».

После учебы в училище работал в частном театре своего барина. В 1801 году Щепкин поступил в Курское народное училище, во время обучения в котором (вплоть до 1803 года), подрабатывал в Курском городском театре братьев Барсовых суфлером и копировал тексты для актеров.

Первый профессиональный дебют Михаила Семёновича Щепкина, пришедшийся на 1805 год, был счастливой случайностью: актер, игравший Андрея-почтаря в спектакле «Зоа» Л.С. Мерсье, запил, и Михаил Семенович пришел на выручку театру, сыграв роль почтаря. После того случая Волькенштейн дает разрешение своему крепостному на работу в качестве актера в театре братьев Барсовых.

В 1816 году Щепкин перебирается в Харьков, где его принимают в труппу И.Ф. Штейна и О.И. Калиновского. В 1818 году играет в Полтавском театре под руководством И.П.

Котляревского, который, выделяя  ведущего актера, пишет для него роли в своих пьесах («Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник»). Помимо этого И. П. Котляровский вместе с С.Г.

Волконским учредили сбор средств на покупку вольной у Волькенштейна – в 1822 году Михаил Семёнович Щепкин обретает долгожданную свободу.

В 1821 году распался театр Котляревского, Щепкин возвращается в харьковскую труппу к Штейну, также играет в Туле.

В провинции Михаилу Семёновичу Щепкину доводилось работать с самыми разнообразнейшими образами (что интересно, среди них присутствовали и женские). Уже на том этапе творческой жизни закладываются основы актерского подхода Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе».

В каждый свой сценический образ Щепкин  вкладывает частичку души, натура каждого из них (как и людей в реальной жизни) передается целой палитрой противоречивых черт характера: от этого образы становятся максимально приближенными к реальности. Наиболее ярко актер проявляет себя в лирико-комедийных персонажах, его особый конек: роли с переодеваниями и перевоплощениями.

В.И. Головин (один из чиновников из Конторы московских театров) позднее вспоминал о Щепкине:

Талант Михаила Семеновича был столь многогранен, что тот не останавливался лишь на игре в театре, мало кто знает, что на подмостках Большого он пел партию в опере «Водовоз», которая была ему особенно дорога.

В 1822 году В. И. Головин предложил взять Михаила Семёновича Щепкина в труппу Театра на Моховской (Малого), в котором актер проработал до конца своих дней. В нем Щепкин дебютировал в конце сентября 1822 года (его первой ролью в новой труппе  был  Богатонов в спектакле «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице»).

Вскоре за Михаилом Семёновичем Щепкиным закрепляется амплуа комедийного актера, способного исполнить роль любой степени сложности. Но даже в этом амплуа актер привносит в каждую роль драматические нотки. В 1830-х Щепкин смог освободиться от этого клише: в пьесах «Горе от ума» и «Ревизор» он играет с присущим ему погружением в образ Фамусова и Городничего.

В 1835 году творческая карьера Щепкина претерпела новый виток: после бенефиса в роли Шейлока («Венецианский купец» Шекспира) и Симона («Матрас» Т. Соважа и Ж. Делюрье) зрителю было показано истинное драматическое дарование актера.

Как раз тот самый водевиль Делурье и Соважа. В ролях Репина Н.В. и Михаил Семёнович Щепкин —

Щепкин дружил с такими великими современниками того времени как: Тургенев, Белинский, Грановский, Некрасов, Герцен, Гоголь, Пушкин и Островский.

Так, специально для Щепкина Белинским была создана пьеса «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургеневым – «Нахлебник». Но даже при таких открывшихся для него возможностях, Щепкин ощущает однобокость предлагаемых тем и ролей.

Читайте также:  Структура центрального аппарата нквд рсфср в 1922 году - история России

На карикатуре 19 века изображён Михаил Семёнович Щепкин, «тянущий на себе весь Малый театр»

Во время своей единственной за всю жизнь поездки за границу Российской Империи (1853 год) Щепкин писал Герцену:

Именно Щепкиным были заложены первые пласты фундамента полного погружения в роль, которые в будущем стали основой для системы Станиславского.

11 августа 1863 года в Ялте Михаил Семёнович Щепкин скончался, был захоронен на Пятницком Кладбище в Москве.

***

Памятная табличка в Курске, на Доме Офицеров –

Источник: http://vsenichego.ru/?p=3146

Летопись Белогорья

Ксения Белоусенко.

Михаил Семёнович Щепкин(6 (17 ноября) 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния — 11 (23) августа 1863, Ялта).

Михаил Семёнович Щепкин. Кто из белгородцев не знает этого имени? Великий артист, родом из крепостных, появился на свет в Курской губернии… Однако эти малые общие сведения заслоняют от нас самого человека: его характер, привычки, его гражданские и нравственные принципы. Каким он был в жизни, как вёл себя с коллегами, друзьями, женой, детьми? Что любил, чем увлекался?

А был он прекрасным товарищем, однолюбом, радушным хлебосолом и превосходным рассказчиком. Его слушателями были самые выдающиеся люди того времени: Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, А.Н. Островский, Т.

Г. Шевченко. Иван Сергеевич Тургенев, приезжая в Москву, всегда заходил к нему в гости, и иногда читал свои новые вещи. С Пушкиным Михаил Семенович познакомился на подмосковной даче их общих знакомых Нащокиных.

Однажды поэт, услышав очередной увлекательный рассказ актера, взял чистый лист бумаги и написал от его имени: «Я родился в Курской губернии, Обоянского уезда, в селе Красном, что на речке Пенке». Тут уж Щепкину ничего не оставалось, как приняться за свои «Записки». При жизни артиста они публиковались в различных журналах фрагментами.

Сам Михаил Семенович говорил: «Время, этот великий учитель, указало мне необходимость передать людям многое, чему я был свидетелем… Я знаю русскую жизнь от лакейской до дворца».

Великая тяга к искусству!

Он родился 17 ноября 1788 года. Род Щепкиных издревле был вольным, священническим. Более ста пятидесяти лет Щепкины в селе Спас Курской губернии передавали от отца к сыну духовное звание. Дед, Григорий Иванович, стал крепостным человеком графа С.Е.

Волькенштейна в 1748 году неожиданно для самого себя. Лёг спать свободным, а проснулся крепостным: на беду звонкий голос 13-летнего Гриши, сына спасского священника, понравился графу, заводившему на своей усадьбе хоры, музыку и театры.

«Дед мой не слишком удивился, а только немного погрустил», — напишет Щепкин в своих знаменитых «Записках актера».

Отец его, Семён Григорьевич, с малых лет был взят в дом господ, заслужил их доверие и за усердие назначен управляющим имения.

Поездил с молодым графом Гавриилом Волькенштейном по столицам, понял силу грамоты и стал рано учить сына Мишу. Сначала тот постигал ученость у ключника, а потом у священника в Белгороде.

На домашнем спектакле в усадьбе графа будущий артист впервые познакомился с театром.

Содержание пьесы не понял, но был восхищен. «В тот вечер порешилась моя будущая судьба», — вспоминал он.

Учась в Суджанском уездном училище, Миша Щепкин сыграл свою первую роль — слуги Розмарина в комедии Сумарокова «Вздорщица». Спектакль, сыгранный детьми, стал сенсацией в городе. «Сначала я как будто струсил, — говорил актер, — но потом был в таком чаду, что мне все казалось сном». На представлении присутствовал сам городничий, который остался весьма доволен.

В курской гимназии, где Миша продолжал образование, ему не разрешили учить французский язык: таково было высочайшее повеление, касающееся детей крепостных. Но учился он прекрасно, много читал. В доме графа занимал необычное положение: был чем-то вроде домашнего секретаря, а позднее — помощником землемера. И, конечно, участвовал в домашних спектаклях графа.

Зиму тот проводил в Курске, куда брал и Мишу. Паренек постоянно посещал курский театр, который принадлежал бывшим крепостным Барсовым, иногда помогал суфлеру. И наконец — вот он, счастливый случай! Запил артист, играющий одну из главных ролей. Этого дня Щепкин никогда не забудет: «Ему я обязан всем, всем…». Это было начало его артистической карьеры.

Зрители полюбили Щепкина с его первых выступлений в курском театре. От сезона к сезону дела его складывались всё благополучнее, он прочно вошёл в репертуар и имел самый высокий в труппе оклад: 350 рублей ассигнациями. Курск, Харьков, Полтава − везде актёру сопутствовал успех в любом его амплуа. Одно его имя на афишах увеличивало сборы. Но… любимец публики по-прежнему оставался крепостным.

А ведь он был уже семейным человеком. Супругой его стала прекрасная турчанка Елена Дмитриевна Дмитриева, которую муж ласково называл Алёшей. Необычна ее судьба. В 1791 году во время войны с Турцией русские солдаты нашли в одном из домов младенца.

Генерал Чаликов взял турецкую девочку в семью, воспитывал наравне со своими детьми. Щепкин и юная красавица полюбили друг друга. А она, дав согласие на брак, даже не знала, что жених — крепостной. Но и узнав, не изменила слову, хотя выйдя замуж за раба, сама становилась рабой.

Их брак оказался счастливым — через всю жизнь Щепкины пронесли любовь и нежность друг к другу. В семье родилось семеро детей.

Несмотря на большое семейство и скудный достаток, Елена Дмитриевна, щедрая и отзывчивая душой, привечала и стариков, и сирот. В доме Щепкиных жили одинокая сестра покойного актера П.С.

Мочалова, пятеро детей и жена покойного друга П.Е. Барсова, будущая актриса Г.Н. Федотова — и для всех находилось место.

«Пушкин русской сцены»

Только в возрасте 33 лет Михаил Семёнович получил вольную на себя, жену и троих детей. А вскоре после этого закончились и провинциальные страницы в жизни артиста. В Туле Щепкина увидел М.Н.

Загоскин, помощник управляющего Императорским московским театром Ф.Ф. Кокошкина, и сразу послал депешу в Москву: «Актер — чудо-юдо, но просит много денег, ссылаясь на свое большое семейство».

Кокошкин отвечал: «Ничего не жалей, всё, что требует, давай. Только не упусти сокола и вези скорее ко мне».

«Соколу» было 35, когда он пришел в Малый театр. Кругленький, благообразный, и рост ниже среднего. Сам актер часто подтрунивал над своей внешностью, подписываясь иногда в письмах «ваша толстая щепка» или называя себя «небольшой квадратной фигурой».

Но кто об этом помнил, когда Щепкин выходил на сцену! С его приходом в театре утвердились простота и естественность актерской игры. Современники называли его «Пушкиным русской сцены». Голос у него был не сильный, но поставленный так, что самый тихий шепот его со сцены был слышен всему залу. Говорят, его полушепот потрясал больше всякого трагического крика.

Наш земляк переиграл множество ролей, как он сам написал, «от Тальма до Яги-бабы». Он открыл для русского театра богатство украинских пьес, был выдающимся исполнителем классических ролей драматургии Мольера и Шекспира, великолепно играл роль Скупого рыцаря в одноименной трагедии А.С. Пушкина, роль городничего в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Во время его выступлений Малый театр гремел от рукоплесканий, зрители неистовствовали. И только один человек всегда оставался недоволен игрой Щепкина — это сам Щепкин.

Даже в зените славы он благоговейно относился к каждой роли, пусть уже игравшейся в сотый раз, ни разу не опоздав ни на одну репетицию. Он учился и трудился всю жизнь, несмотря на негласное, но всеми принятое звание первого артиста России.

В пословицу вошла его фраза: «Нет маленьких ролей — есть маленькие актеры».

Нельзя не отметить, насколько цельной натурой был Михаил Семёнович: он не знал творческих разладов, метаний, противоречий. Театр, актёрство вошло в него в шесть лет и осталось навсегда. Жизнь его была отдана театру с такой силой, что Малый театр стал называться «Домом Щепкина», а его игра ознаменовала новый период развития театрального искусства — реализм!

Последние дни в Ялте

Щепкин продолжал играть, когда ему было уже за 70 лет, хотя сил с каждым годом оставалось все меньше. Слабел голос, стала изменять память, но сила воли и труд ещё побеждали немощь.

В апреле 1863 года с разрешения государя артисту на лето был предоставлен отпуск в Крым. В Ялту Щепкин приехал совсем больным, страдая ужасной одышкой. Князь С.М.

Воронцов послал за ним коляску, в которой Михаил Семенович был доставлен в его Алупкинский дворец. Но отдохнуть здесь пожилому, утомленному дорогой и болезнью артисту не удалось.

Вечером у Воронцовых собрались гости, и хозяева предложили Щепкину прочитать отрывок из «Мертвых душ». Во время чтения Михаилу Семеновичу стало плохо.

Воронцовы не могли допустить, чтобы старик умер в их дворце. Они уже не думали о приличиях: больного Щепкина усадили в ту же коляску и срочно отвезли в Ялту. Его поместили в одной из комнат ялтинской прогимназии. Здесь давался бал, и над головой умирающего всю ночь гремела музыка…

К утру началась агония. «Скорей, скорей, одеваться, к Гоголю!» — задыхаясь, просил он. «Гоголь давно умер», — отвечали ему. Тогда он отвернулся лицом к стене и заснул навеки… Это было 23 августа 1863 года.

Тело великого актера перевезли в мебельном ящике в Москву. Похоронили Михаила Щепкина на Пятницком кладбище.

Ксения Белоусенко,
ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы
Белгородской универсальной научной библиотеки

Редакция сайта благодарит автора за разрешение на использование материала.

Реклама:

Не знаете где взять быстро денег? Моментальные займы вам помогут: zaim-bez-otkaza.ru

Кол-во просмотров страницы: 2880

Короткая ссылка на эту страницу:

6 пользователям понравилась эта запись

Источник: http://BelStory.ru/goroda/belgorod/pervy-russkiy-aktr.html

Актерское искусство русского театра первой половины XIX века (Щепкин М.С.)

Выразителœем реалистического направления в театре был Михаил Семенович Щепкин (1788—1863). Великий актер-реформатор возглавил целую плеяду сценических художников нового мышления, востребованных реалистической драмой.

Кончалась эпоха ʼʼчисто артистическаяʼʼ, когда один актер-корифей выносил на своих плечах весь спектакль. Новая аналитическая драма требовала сценического ансамбля.

Смысл пьесы раскрывался в столкновении и сопоставлении различных точек зрения, и потому каждый герой был самоценен, а каждый актер — важен.

Щепкин стал не только лидером складывающегося театрального ансамбля, но и организатором, своеобразным режиссером целостного художественного мира. Его творчество указывает направление развития русского театра, вернее — основной линии нашей национальной исполнительской школы.

Щепкин практически шестьдесят лет играл на сцене. Он принœес в театр не только свое глубокое дарование, человеческое обаяние, ум, но и талант наблюдателя и аналитика действительности.

Читайте также:  Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов - история России

Начав в 1805 году как крепостной актер в театре братьев Барсовых (роль Андрея Почтаря в пьесе ʼʼЗоаʼʼ Мерсье), он проходит длинный путь провинциального актера, играет в антрепризах Курска, Харькова, Полтавы, Тулы.

И в 1823 году (уже выкупленный на волю силами отечественной интеллигенции) поступает в московский театр, где прослужит сорок лет. Именно прослужит, ибо вся его жизнь была истинным служением русскому искусству. (Символично, что Щепкин умер в год рождения К. С. Станиславского.

) Щепкин считал, что для обновления жизни театра крайне важно изменить в обществе отношение к сценическому художнику. При этом он хорошо понимал, что для этого сам актер должен уважать свою профессию, нести ответственность и перед зрителœем, и перед партнерами.

Щепкин, параллельно с Каратыгиным, требует от актеров жесткой дисциплины, знания текста͵ готовности к репетиции, постоянной работы над ролью, серьезного и глубокого отношения к искусству, т. е. профессиональной этики. Театр для Щепкина не ʼʼпустой сосудʼʼ, не ремесло, а выражение духовной миссии.

Сам Щепкин из крепостного превратился в русского интеллигента͵ заняв достойное место воспитателя целого поколения. В кругу отечественной духовной элиты Щепкин был равноправным гражданином. Среди его друзей и единомышленников были А. С. Пушкин, С. Т. Аксаков, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский и т. д.

Став признанным большим актером, Щепкин никогда не почивал на лаврах, он всœегда был к себе требователœен и самокритичен. В нем абсолютно не было актерского эгоизма, мелкого самолюбия, самомнения, ощущения лидерства. Этот художник всœегда учился у жизни, у великой русской литературы, у своих коллег-актеров.

Характерной чертой метода Щепкина было то, что он никогда не бросал работу над ролью: каждый спектакль — это новое изучение роли, всœе большее проникновение вглубь образа, иное осмысление темы, развитие, нюансировка и т. д. При этом важно, что свое понимание театрального искусства Щепкин передавал ученикам; он был по природе — педагоᴦ.

Актеры-партнеры естественно учились у Щепкина и на репетициях, и на спектаклях. Работа по воспитанию актера как профессионала-художника и одновременно как личности проходила в бесконечных частных беседах, в письмах Щепкина к молодым коллегам (это станет традицией русской культуры и в XX веке). Щепкин воспитал целую плеяду замечательных художников сцены — это П. Садовский, И.

Самарин, С. Шумский, Г. Федотова, Н. Медведева, А. Шуберт. Можно назвать учениками Щепкина блистательных петербургских мастеров А. Мартынова, П. Васильева, провинциальных актеров, которым он открыл тайны искусства. Для многих своих близких он являлся учителœем жизни, при этом всœегда сохранял ироничный взгляд на самого себя.

Он был не только ʼʼне театрален на театреʼʼ (Герцен), но не театрален в жизни, что, по сути, гораздо важнее. Можно вспомнить хотя бы один пример: во время путешествия почти шестидесятилетнего актера вместе с Белинским на юг ʼʼЩепкин ухаживал за своим больным спутником, ʼʼсловно дядька за недорослемʼʼ.

Значение театральной реформы Щепкина, по мнению Маркова, состоит в том, что он открыл закон ʼʼвнутреннего оправдания ролиʼʼ10, он примирил актера-человека, личность и актера-художника, играющего роль.

Щепкин, как и Мочалов, идет по пути сценического переживания, но для актера-реалиста ʼʼпереживаниеʼʼ не исключает бытовых, социально-исторических подробностей в роли. И потому он делает еще один шаг: утверждает принцип сценического перевоплощения. Создание целостного, объёмного характера требует от актера ʼʼвлезть в шкуру представляемого лицаʼʼ.

Путь к правде, естественности сценического образа лежит для Щепкина через раскрытие в первую очередь истины страстей, душевно-психологического мира героя. Именно внутреннее перевоплощение, вживание в конкретные ʼʼпредлагаемые обстоятельстваʼʼ диктует особую форму роли, индивидуальную пластику, жест и т. д.

Все критики-современники отмечали в великом художнике исчерпывающую достоверность образа, способность глубоко понять пафос роли, проникнуть в сокровенные изгибы души героя. С него начинается утверждение реалистической тенденции на русской сцене: в творчестве Щепкина метод реализма смыкается с принципом перевоплощения.

Для актера каждая роль — это новый образ, особая индивидуальность: социальная, историческая, психологическая. Щепкин, часто используя приемы мелодрамы, водевиля, сентиментальной драмы, занимает тем не менее место первого реалиста в театре, утверждает в сценической культуре великую современную драматургию Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Сухово-Кобылина.

Каждая пьеса — это особый поэтический язык, особый код, который Щепкин разгадывает. Для зрителя и актеров он своеобразный проводник этой великой русской драматургии, ее интерпретатор, расшифровщик незнакомого еще мира.

Среди главных ролей русского репертуара: Фамусов (ʼʼГоре от умаʼʼ, 1830), Городничий (ʼʼРевизорʼʼ, 1836), Подколесин, затем Кочкарев (ʼʼЖенитьбаʼʼ, 1843), Утешительный (ʼʼИгрокиʼʼ, 1843), Мошкин (ʼʼХолостякʼʼ, 1850), Кузовкин (ʼʼНахлебникʼʼ, 1862), Барон (ʼʼСкупой рыцарьʼʼ, 1853), Сальери (ʼʼМоцарт и Сальериʼʼ, 1854), Муромский (ʼʼСвадьба Кречинскогоʼʼ, 1855), Любим Торцов (ʼʼБедность не порокʼʼ, 1855), Болыдов (ʼʼСвои люди — сочтемся!ʼʼ, 1861). Не просто складываются отношения Щепкина с драматургией Островского, для актера новый гений так и остается чужим, непонятным. Незнакомый жизненный материал (купеческая жизнь), новый язык, особая манера (обилие бытовых подробностей, отсутствие учительского пафоса) и многое другое говорит о несовпадении поэтики актера и драматурга, о различии метода и мировосприятия.

Необходимо понять и еще одну особенность творческого метода Щепкина. Принцип перевоплощения, считал актер, требует ʼʼуничтожить себя, свою личностьʼʼ. При этом Ап. Григорьев указывал в его искусстве ʼʼвспышки толкующего комизмаʼʼ, сильное субъективное, лирическое начало. Он был актером-интерпретатором, толкователœем пьесы.

Щепкин не просто сливался с образом, актер был автором роли, и в каждом сценическом образе звучало его авторское ʼʼЯʼʼ. В особенности это было важно в низкопробном репертуаре. Щепкину удавалось оживлять любое избитое положение, из всяческой ʼʼдребедениʼʼ создавать ʼʼвысоко поэтическиеʼʼ образы-типы, налагая на безликие характеры печать своего душевного мира.

При этом это свойство каждого настоящего художника. Но особая манера Щепкина, своеобразие его реализма состояло в том, что актер в роли ʼʼпозволял себе иногда некоторую форсировкуʼʼ, он, как рассказчик, растолковывал зрителю идею автора и порой устанавливал между персонажем и исполнителœем определœенную дистанцию, считал историк Б. Н. Асеев.

Конечно, и для Щепкина характерна органическая жизнь в образе, но его учительский пафос оставляет еще в роли некоторый элемент морализаторства.

Щепкин — один из первых актеров, который разрушает понятие амплуа, сложившееся в русском театре еще в серединœе XVIII века. Трудно однозначно определить и жанр щепкинских ролей, условно его можно обозначить как трагикомедия.

Актер пронизывает комедийный материал драматической атмосферой, он способен увидеть и в водевиле драму ʼʼмаленького человекаʼʼ, воплотить трагизм той судьбы униженных и оскорбленных, которую и принœес актер Щепкин на русскую сцену.

Реализм уравнивает в правах различные сферы жизни, отказывается от делœения явлений на высокие, низкие, трагические, комические: всœе свойства жизни взаимосвязаны и являются равноправными объектами анализа.

Щепкин — художник, для которого действительность является почвой для творчества; в своем творчестве он ʼʼмешаетʼʼ, как и сама жизнь, разнообразные черты и свойства. С другой стороны, отказ от амплуа, разрушение жестких границ жанра связано с природой личности, психофизикой актера.

Щепкин — человек серьезного, глубокого, неповерхностного постижения жизни, художник драматического мироощущения. Многие современники называли зерном таланта Щепкина — страстность, огненный темперамент.

Страстность, темперамент, огонь, трагическое мироощущение, лиризм, субъективное начало в творчестве — качества трагика, романтика Моча-лова, но они же в равной степени свойственны реалисту Щепкину. А внешне Щепкин — комик: маленький, толстый, грузный, некрасивый, с лукавым, подвижным лицом.

Данные Щепкина требуют не Гамлета͵ а Полония, не Отелло, а Шейлока, не Дон Жуана, а Гарпагона в ʼʼСкупомʼʼ Мольера. Так это и было в Малом театре. Но ʼʼпротиворечиеʼʼ внутреннего и внешнего придавало особый колорит щепкинским ролям, подчеркивало их жанровое своеобразие. Он соединил стихию комического приема, даже трюка, с тончайшей внутренней техникой, с глубоким развитием образа, по-новому осмыслив судьбу обыкновенного человека, увидев в ней истинный драматизм. И его ʼʼсовсœем не комическаяʼʼ страсть заставляла зрителя поверить в ценность каждого незначительного человека.

Кто не плакал от его Симона в ʼʼМатросœеʼʼ, в пьесе с банальным, сентиментальным сюжетом, из которого Щепкин делал истинную трагедию ʼʼмаленького человекаʼʼ. И вся духовная элита не просто ходила, а бегала смотреть на Щепкина в этой роли.

Не только простой зритель, что было бы вполне понятно, а белинские и герцены способны были рыдать над Матросом или водевильным Синичкиным.

В статьях ругать — и рыдать в зрительном зале; умом понимать, что это репертуарная ʼʼдребеденьʼʼ, но в театре восхищаться великими актерскими открытиями.

  • — Третий этап развития златоустовского художественного оружия 50 — 60-е гг. XIX в.

    Второй, «русский», этап развития 1820 — 1830 гг. Первый этап развития златоустовского художественного оружия Немного об истории. Златоустовская гравюра на стали, родилась как искусство украшения холодного оружия. На первом месте стояло само… [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,… [читать подробнее].

  • — Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк — жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в… [читать подробнее].

  • — Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX — XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно… [читать подробнее].

  • — С двумя крыльями (сер. XIX в.).

    Клыка, изображающая воина в доспехе МАЭ, № 668–8. Воспроизведено по: Антропова 1957: 220, рис. 33 единке. Сначала нападал один противник, второй оборонялся, затем наоборот (Меновщиков 1950: 17 (эскимосы); Стебницкий 1994: 54 (коряки); Милянская, Карахан 1987: 134). Причем воин мог… [читать подробнее].

  • — Російська холодна зброя XVIII – XIX ст.

    До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/iskusstvo/view/72653_akterskoe_iskusstvo_russkogo_teatra_pervoy_poloviny_xix_veka_schepkin_m_s

    Ссылка на основную публикацию