Либеральные реформы александра ii (60-70 гг. xix в.) — история России

Либеральные реформы 60-70-гг. XIX в

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

Их ос­новная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.

Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить полити­ческую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить са­модержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из предста­вителей всех сословий.

Высокий имущественный ценз обеспечивал пре­обладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо полити­ческих функций.

Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержа­ние путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности.

Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое поста­новление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы.

Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.

В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, гла­венствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

«Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они преду­сматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

Созданная система отражала самые прогрессив­ные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя рефор­му, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в су­допроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Напри­мер, крестьяне подлежали своему сословному суду.

Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто
нарушался принцип гласности.               

Поражение в Крымской войне показало, что рос­сийская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было соз­дать армию, обладающую обученным запасом личного состава, совре­менным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воин­ской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокраща­лись в зависимости от образовательного ценза.

Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.

В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкостволь­ного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управ­ления вооруженными силами.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных учи­лищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.

Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесослов­ное образование. Наряду с государственными возникли земские, цер­ковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разде­лены на классические и реальные.

В них принимались дети всех сосло­вии, способных внести плату за обучение.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидиро­ванную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отме­нили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рас­считанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Новые правила не распространя­лись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сво­дившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Проведенные преобразования имели прогрессив­ный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к пере­довой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический харак­тер. Он, прежде всего, обусловливался традиционной слабостью россий­ской буржуазии и политической инертностью народных масс. Радика­лам (шестидесятники и революционные народники) не хватало сил ко­ренным образом переустроить общество.

Их выступления лишь активи­зировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили рефор­маторские устремления правительства. Поэтому инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бю­рократия».

Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработан­ных в конце 70-х годов министром внутренних дел генералом М.Т. Ло­рис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Алек­сандра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительствен­ного курса.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-istorii-rossii/342-liberalnye-reformy-60-70-gg-xix-v.html

Реформы Александра II в 60 – 70-х гг. XIX века

Конспект по истории России

Земская и городская реформы. Выдающуюся роль в подготовке реформы местного управления сыграл Н.А.Милютин. Проект возглавляемой им комиссии предусматривал, чтобы органы местного управления не выходили за рамки хозяйственных вопросов.

Основными принципами земской реформы стали выборность и бессословность. И хотя Н.А.Милютина и министра внутренных дел С.СЛанского, как «либералов», уволили в отставку, новый председатель комиссии П.А.Валуев изменил лишь систему выборов в земские учреждения.

Окончательный проект был утвержден Александром II 1-го января 1864 г.

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы — земские управы. Сфера компетенции земств: местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное образование. Они не имели политического значения и находились под административным контролем губернаторов.

Земства были выборными всесословными органами. Однако избирательное право на основе высокого имущественного ценза выборщиков обеспечивало преобладание в них дворян и буржуазии.

В 1870 г., по образцу земств, учреждается городское самоуправление. Сроком на 4 года избираются городские думы, которые подчинялись непосредственно Сенату. Однако губернаторы осуществляли надзор за их деятельностью. Депутаты думы назывались городскими гласными.

Они в свою очередь избирали городскую управу и городского голову. Думы имели статус общественной, а не государственной организации. Они занимались водоснабжением, уличным освещением, транспортом, озеленением, градостроительством, пожарной охраной и др.

Фактическая власть в городах принадлежала не городскому самоуправлению, а градоначальникам и губернаторам.

Судебная реформа. Дореформенный суд в России был сословным, негласным, полностью зависимым от администрации. В ходе проведения судебной реформы 1864 г. принимаются новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства и судоустройства.

Судья назначался правительством, но мог быть отстранен только по суду. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции.

Появился новый бессословный, гласный суд, независимый от администрации, введены адвокатура, состязательный процесс.

Структура суда приняла следующий вид. Мировые судьи рассматривали уголовные дела, за совершение которых предусматривалось наказание: выговор, замечание, штраф до 300 руб., арест до 3-х месяцев, тюремное заключение до 1 года.

По гражданским делам они могли принимать к рассмотрению лишь те, по каким иски не превышали 500 руб. Окружной суд принимал более существенные уголовные и гражданские дела. При рассмотрении уголовных дел привлекались присяжные заседатели, определявшие виновен ли обвиняемый, или нет.

В случае вынесения обвинительного вердикта, меру наказания устанавливали коронные судьи, исходя из уголовных законов.

Перемены мало коснулись судопроизводства по политическим делам, где большие права оставались у жандармерии и специальных судебных комиссий. В целом судебная реформа стала наиболее последовательной из буржуазных реформ того времени. Ведущую роль в ее осуществлении сыграл известный юрист Зарудный.

Реформы в области просвещения и печати. Демократические преобразования коснулись и народного образования. Огромная заслуга в этой реформе принадлежала министру народного просвещения Головину. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г.

ввело кроме государственных и церковно-приходских земские и воскресные училища. Их учебные программы, а также земские учителя выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. Новый устав гимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г.

, вводил равенство в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные, с семилетним сроком обучения. В 1862 г. стали учреждаться женские гимназии. Плата в гимназиях была довольно высокой. В 1865 г.

насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. — около 600.

В 1863 г. был принят исключительно либеральный университетский устав.

Он давал университетам широкую автономию, предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их министром просвещения. К концу XIX в. число университетов в России достигло 10.

В 70-х годов положено начало женскому высшему образованию: во многих городах открылись высшие женские курсы. Особую известность получили Бестужевские курсы в Петербурге.

В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза больше, чем в деревне. К концу XIX в. в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален.

Изменилась политика правительства и в области печати. Старый цензурный устав отменен, а новый принят не был. В 1865 г. введены «Временные правила» о цензуре, действовавшие с некоторыми изменениями 40 лет. Они существенно смягчали «цензурный гнет», особенно предварительную цензуру. Правительственные и научные издания от цензуры освобождались.

Военная реформа. Поражение России в Крымской войне обусловило необходимость скорейшего проведения военной реформы.

В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. Серию военных реформ в 60-70 гг. провел военный министр Д.А.Милютин. В 1862 г. началась реформа военного управления. Страну разделили на 15 военных округов.

Читайте также:  Заключение портсмутского мирного договора - история России

Были реорганизованы Военное министерство и Главный штаб. За три года — с 1864 по 1867 г. — численность армии снизилась с 1132 тыс.человек до 742 тыс., при сохранении военного потенциала. В 1867 г.

был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы.

В 60-е годы по настоянию Военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 1870 г. появляются железнодорожный войска.

Перевооружение армии требовало коренной технической реконструкции старых и создания новых предприятий. В России впервые начали производить орудийные стволы из литой стали. Оружие покупали и за рубежом.

В течение 70-х гг. перевооружение в основном завершилось.

Военные теоретики М.И.Драгомиров, Д.А.Милютин, Г.А.Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные и юнкерские училища. В них принимались лица всех сословий.

После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность мужского населения по достижении 21 года.

Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно 7 лет и 3 года. Лица с высшим образованием могли поступать на службу вольноопределяющимися на срок в 6 месяцев.

В результате реформы была создана небольшая армия мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria46.html

Учебные материалы по Истории России

Крымская война (1853—1856 гг.), завершившаяся для России поражением, показала, что великая крепостническая империя полностью себя изжила. В промышленности не хватало свободных рабочих рук, так как 35% населения находилось в крепостной зависимости. Отсутствовали железные дороги, связывающие центр страны с ее окраинами.

Крестьяне бежали от своих господ, отказывались от работы, поджигали помещичьи имения. Основная часть дворянства по-прежнему была настроена против отмены крепостного права.

Однако невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической была ясна Александру II, который в 1856 г.

приходит к выводу, что лучше освободить крестьян «сверху», не дожидаясь, пока они освободят себя «снизу» Самодержавие пошло на значительные преобразования, это была буржуазная революция «сверху», что позволило сохранить I существующую власть.

19 февраля 1861 года Александр II подписал «Положения» и «Манифест» об отмене крепостного права. Главный итог реформы: личное освобождение 3 крестьянина, помещики лишались права распоряжаться им.

Крестьяне получили право владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела.

Однако, что- 1 бы стать собственником земли, крестьянин должен был в течение 49 лет выплатить государству выкуп с процентами. Выкупные платежи отменили 1 лишь в 1905 -1907 гг.

Реформа расчистила путь для утверждения в России капиталистических отношений. Но сохранение помещичьего землевладения, малоземелья крестьян тормозило развитие этих отношений.

«Судебная реформа» 1864 г.

, авторы — Замяткин, Зарудный, провозгласила новый суд на бессословных началах, несменяемость судей, независимость I суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства.

Государственный обвинитель — прокурор, защитник подсудимого — адвокат. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12 присяжных заседателей, избиравшихся по жребию.

Земская и городская реформы 1864 г., авторы — граф Валуев, Милютин, I это реформы местного управления. Не имели политического значения и находились под контролем губернаторов. Земства были выборными всесословными органами Избирательное право на основе высокого имущественного ценза. Сфера деятельности, местное хозяйство, здравоохранение, строительство дорог, отчасти народное образование.

Военная реформа 1874 г., автор — Д. Милютин. Вместо рекрутской системы вводилась всеобщая воинская повинность с 20 лет. Срок службы: в армии — 6 лет, на флоте — 7 лет.

Для лиц с высшим образованием — 6 месяцев. Солдат обучали грамоте. Открыт доступ к высшему образованию через армию выходцев из крестьян.

Увеличилось денежное ассигнование, предприняты меры по техническому перевооружению армии.

Университетская реформа 1863 г. Новый устав, по которому профессорские корпорации получили широкое самоуправление, избирали всех должностных лиц университета и профессоров. Также были приняты школьная реформа и реформа печати.

Реформы Александра II создали условия для более быстрого развития России, и во второй половине XIX в. капитализм утвердился в стране как господствующая формация, при этом развитие капитализма в промышленности шло гораздо быстрее, чем в сельском хозяйстве.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=68

2. Либеральные реформы Александра II (60-70-е гг. XIX в.): причины, историческое значение

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

В исторической науке традиционно 50 — 60-е гг. XIX в. считают революционной ситуацией, под которой понимают совокупность признаков, независимых от воли отдельных групп, классов или партий, делающих социальную революцию вполне возможной. Российская революционная ситуация 50-60-х гг. XIX в. имела свои особенности:

1) кризис феодально-крепостнической системы — этап разложения феодализма, когда крепостнические производственные отношения вошли в тупик и стали оковами в развитии капитализма;

2) необычайная острота аграрного (крестьянского) вопроса — вопроса об отношениях по поводу земельной собственности и связанной с этим социально-политической борьбой (по статистике, к середине XIX в. в России на 110 тыс. помещиков приходилось 22 млн. крепостных крестьян);

3) тяжелейшая национальная катастрофа — поражение в Крымской войне (1853 — 1855 гг.

): по Парижскому трактату (1856) Россия потеряла Южную Бессарабию и устье Дуная; ей запретили не только иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы (т. н.

принцип нейтрализации моря), но и участвовать в борьбе славянских народов Балкан против турецкого владычества. Кроме того, война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран — Англии и Франции.

Таким образом, реформы были жизненной необходимостью, иначе революционная ситуация грозила перерасти в революцию, результат которой, учитывая особенности и специфику России, предугадать было невозможно. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства.

Общественное движение заметно усилилось после смерти Николая I в феврале 1855 г. Как всегда, в России особые надежды возлагали на нового императора. Наступала т.н. «эра гласности».

Действия правительства были ускорены развернувшимся после войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права, поскольку эта проблема была первостепенной важности. В 1855 — 1857 гг.

литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки с вариантами решения этого вопроса. Подход к проблеме и программа практических действий были разными, однако всех объединяло понимание необходимости коренных перемен. В общественном движении четко выделялись три главных направления.

1. Леворадикальное направление группировалось вокруг журнала «Современник» и зарубежных изданий А.И.Герцена. Сторонники этого течения подвергали критике весь общественно-политический строй России. На самом крайнем фланге находились Н.Г.Чернышевский и Н.А.

Добролюбов, отвергавшие всевозможные компромиссы и проекты освобождения крестьян сверху, действиями правительства.

Наиболее желательным они считали массовое движение крестьян и ликвидацию крепостного права снизу, поскольку были приверженцами социалистических идей и мечтали о новом социальном устройстве общества на базе равенства, справедливости и всеобщего вдохновенного труда.

2. Умеренно-либеральное течение было наиболее влиятельным и включало цвет тогдашней российской интеллигенции. По составу оно было разнородным и включало славянофилов (Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев), западников (Б.Н. Чичерин, К.Д.Кавелин, А.М.

Унковский), а также многих крупных чиновников различных министерств и ведомств царского правительства. Программа либерального лагеря была изложена К.Д.Кавелиным в «Записке об освобождении крестьян в России», предназначенной царю, но получившей широкую огласку.

В документе резко критиковались крепостнические отношения, являвшиеся «бомбой замедленного действия», которая через несколько десятков лет «взорвет на воздух все государство».

Поэтому правительству необходимо в короткие сроки уничтожить крепостное право, наделить крестьян землей по добровольному соглашению с помещиками и за выкуп, оказать финансовую поддержку крестьянам. Либеральная программа после некоторых колебаний стала основой правительственной политики по крестьянскому вопросу.

3. Консервативное направление поддерживалось большинством дворянства. Понимая необходимость перемен, оно считало, что это нужно делать постепенно, не ломая основы помещичьего земллевладения.

Конкретное воплощение консервативная программа получила в записках 1855 — 1856 гг. Александру II, составленных полтавским помещиком М.П.

Позеном: крестьяне получают за выкуп личную свободу; выкуп земли проводится только с согласия помещика; правительство должно для этого предоставить крестьянам кредиты.

Таким образом, последователи всех общественных течений сходились в необходимости перемен. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, «новой пугачевщины», объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах неизбежных реформ.

Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора.

Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян «снизу», путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.

Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. связаны с именем императора Александра II (1855 — 1881). В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I.

Воспитанник известного поэта В.А.

Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и обладал достаточной решимостью, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя.

Наследник российского престола, воспитанный в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его идеи, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.

Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся система требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60 — 70-х гг. XIX в.

1. Судебная реформа (1864). Реформу готовили профессиональные юристы — Н.А.Будковский, С.И.Зарудный, К.П.Победоносцев, Д.А.Ровинский, Н.И.Стояновский.

Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам (20 ноября 1864 г.) судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели (12 чел.

Читайте также:  Кодификация законов - история России

), представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились мужчины в возрасте 25 — 70 лет, русские, владеющие собственностью не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления.

Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации.

Вводился принцип бессословности суда (его решения не зависели от сословной принадлежности обвиняемых).

Основными судебными инстанциями являлись мировой суд (решал мелкие уголовные и гражданские дела): мировые судьи избирались всеми сословиями на уездных собраниях сроком на три года и утверждались правительством), а также коронный суд: окружные судьи, судебные палаты, правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда.

2. Земская реформа (1864). Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при МВД с 1859 г. под председательством Н.А.Милютина и с 1861 г. — П.А.Валуева. Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными.

Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы — управы в составе председателя и нескольких членов), а также комиссии для разработки вопросов местного хозяйства: сбора государственных податей и налогов, заботы о здравоохранении и народном образовании и др.

Выборы в земства проходили один раз в три года. Избиратели делились на три курии (избирательные собрания): землевладельческую, городскую и крестьянскую.

Для участия в выборах по первым двум куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз (от 500 руб. и выше).

Мелкие собственники, не имевшие полного ценза, могли участвовать в выборах через уполномоченных, которых они выбирали на своих съездах.

Число уполномоченных равнялось количеству полных цензов, которое давало сложение стоимости имущества мелких собственников. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных.

Гласных губернского земского собрания избирали уездные собрания из числа своих членов.

Силами только одних гласных нельзя было реализовать все поставленные перед земствами задачи, поэтому земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства — врачей, учителей, агрономов и т.д., — которые получили название земских служащих.

Вопреки ожиданиям правительства земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России.

3. Городская реформа (1870). Ее подготовка велась одновременно с земской реформой. У ее истоков стояли Н.А.Милютин, Ю.Ф.Самарин и другие известные российские реформаторы. Основой управления городами была «Жалованная грамота городам» 1785 г. Новое «Городовое положение» было принято в 1870 г. Самоуправление городов строилось на тех же принципах, как и земское.

Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников — плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят.

Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали.

Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления).

4. Военные реформы (1862 — 1874). Были проведены под руководством Д.А.Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф.А.Гейден, Н.А.Исаков, Н.Н.Обручев, Э.И.Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:

1) изменение системы руководства вооруженными силами (1862 — 1864 гг. — формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. — создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. — реорганизация военного министерства);

2) перевооружение армии;

3) пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 — 1866 гг.);

4) изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);

5) отмена рекрутской системы комплектования армии (1874) и введение всеобщей воинской повинности;

6) сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 — 7 лет) и в запасе (3 — 9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);

7) реорганизация армии (1871) с выделением полевых (действующих) и местных (вспомогательных, резервных) войск.

5. Реформы в области народного образования (1863 — 1864). За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование.

Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К.Н.

Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В.И.Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию.

Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

6. Цензурная реформа (1865). Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д.А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А.В.Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д.А.Оболенского при МВД (П.А.Валуева).

Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи — Петербурге и Москве — частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы.

Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них «вредного» направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом.

Вводилась система административных взысканий — предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/711

Великие реформы 60-70-х гг. 19 в

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа, 1 января 1864 г.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях»:

1) изменила всю систему местного самоуправления

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий. Исполнительные органы — земские управы. К 1880 г. земства были введены в 35 губерниях из 59.

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян

4) земства не обладали политическими функциями, область из деятельности ограничивалась только хоз. вопросами.

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах, улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания в России появилась сеть земских школ и больниц.

Городская реформа, 16 июня 1870 г. было утверждено «Городовое положение»,

1) согласно которому создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Избирались они на 4 года.

2) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

3) в ведение городского управления входили заботы о благоустройстве, торговле, просвещении, медицине, борьба с пожарами, городское налогообложение. К 1892 г. самоуправление имело 621 город из 707.

Судебная реформа, 20 ноября 1864 г. обнародован указ о судебной реформе и новые судебные уставы.

1) наиболее радикальная реформа из преобразований 1860 — 1970 гг.

2) вводились общие судебные учреждения для всех сословий с общим порядком судопроизводства. Все сословия объявлялись равными перед судом, сам суд строился теперь на принципах гласности и был независим от исполнительной власти. Создавался суд присяжных. Новый суд: бессословный; гласный; состязательный; независимый.

Для рассмотрения уголовных и гражданских дел, иск по которым не превышал 500 рублей, создавались мировые суды. Общие суды состояли из окружных судов и судебных и судебных палат. Окружные суды рассматривали гражданские иски на сумму более 500 рублей и серьезные уголовные дела (с участием присяжных заседателей).

Судебные палаты разбирали апелляции и являлись первой инстанцией для государственных и политических дел.

3) в соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

4) вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

5) была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа, 1862 г.:

В 1862 г. под руководством военного министра Д. А. Милютина началась военная реформа.

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне.

2) для удобства управления войсками страна была разделена на 15 военных округов, армия значительно сокращена.

3) появились новые уставы, уделявшие основное внимание не муштре, а военной и физической подготовке солдат. Отменялись телесные наказания для нижних чинов (кроме штрафников). Были созданы для лиц всех сословий военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроков обучения, в 1867г. — Военно-юридическая академия

1877г. — Морская академия.

4) в 1874г. была коренным образом изменена система укомплектования армии.

Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин с 21 года, были годны к службе по здоровью, срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет — 6 лет, а во флоте — 7 лет, стала действовать система многообразных льгот по сокращекнию срока службы для лиц, получающих образование, помогающие родителям и т.д.

5) правда, уровень её подготовки был ниже, чем у прежней армии, где солдаты служили по 25 лет и потому умели более высокую выучку.

Университетская реформа (реформа в системе народного образования), 1864г.

1) в 1863г. была восстановлена автономия университетов при Николае 1.

2) в 1864г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование.

3) в 1865г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Читайте также:  Мировые общественные процессы в 70 - 80-е гг. влияние нового этапа нтр на общественные отношения - история России

Финансовая реформа

Предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60 — 70-х гг. 19 в.

Проведение реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы, такие как проект конституционных изменений, разработанный М. Т. Лорис-Меликовым.

Но убийство Александра 2 в 1881г. кардинально изменило направление курса правительства.

Однако либеральные реформы 60 — 70-х годов способствовали модернизации страны и во многом обусловили динамичное развитие России в последующие десятилетия, но в силу различных причин они не смогли заметно улучшить материальный и культурный уровень большинства населения.

Источник: http://biofile.ru/his/24957.html

Буржуазные реформы в России в 60 — 70-х годах XIX века

60-70-е гг. — это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.

Александр II

В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела канонада, внезапно умер Николай I. На престол вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю России под именем Освободителя.

Александр II — российский император с 1855 г.

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком — в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы.

Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А.

Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. (европейская часть)

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный выезд за границу. На многие государственные посты Александр назначил новых людей, умных и образованных. В Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был убежденным либералом.

Либеральный лагерь

При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все свои надежды и чаяния либералы возлагали на реформы, проводимые правительством.

Революционная демократия

Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению революционные демократы были главным образом разночинцами, хотя среди них были и дворяне.

В отличие от либералов они не верили в реформы и были сторонниками крестьянской революции.

Идею революции они сочетали с утопическим социализмом, выступали с требованием безвозмездной передачи всей земли крестьянам.

Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.— в эмиграции; основатель русской вольной печати (альманах «Полярная звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия

Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист 

Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856—1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»

Крупнейшим идейным центром революционно-демократических сил в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей — «Колокол» Герцена и Огарева.

Крестьянская реформа

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом.

Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков.

«Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,— отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права.

Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность.

До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником », они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду.

Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.

Первая страница «Манифеста 19 февраля 1861 года»

Земская и городская реформы

В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.

Земское собрание в провинции. Художник К. Трутовский

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы.

Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е.

рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Судебная реформа

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись.

Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий.

Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию.

Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи.

Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы» — так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа

В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,— 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Реформы 1861—1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

Развитие сельского хозяйства и промышленности

Отмена крепостного права дала толчок развитию новых социально-экономических отношений. После 1861 г. Россия из страны аграрной быстро превращалась в аграрно-индустриальную. Увеличение спроса на продукцию сельского хозяйства на мировом и внутреннем рынке повысило заинтересованность владельцев в увеличении товарности земледелия и животноводства.

Рост сельскохозяйственного производства шел за счет увеличения посевных площадей (на южных и восточных окраинах), введения многопольного севооборота, применения минеральных удобрений и машин. За 20 пореформенных лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. По экспорту хлеба Россия вышла на первое место в мире.

В 40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Сначала в текстильной и хлопчатобумажной промышленности, а затем и в других отраслях.

Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. С отменой крепостного права промышленный переворот пошел быстрее и к началу 80-х гг.

в главных отраслях промышленности был завершен. Социальным последствием его было быстрое формирование пролетариата и промышленной буржуазии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/burzhuaznye-reformy-v-rossii-v-60-70-h-godah-xix-veka

Ссылка на основную публикацию