Культура xvii века — история России

Культура России 17 века

В XVII в.

в истории России завершается период Средневековья. В XVI в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы.

Подошла к концу история средневековой культуры, и сформировались зачатки новой, главной особенностью которой было процесс «обмирщения». В 1653—1656 гг.

патриархом Никоном была проведена реформа, которая в конечном итоге привела к расколу церкви и появлению старообрядчества.

В XVII в.

русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления: реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и появление нового вида искусства — придворного и школьного театра. В это время активно развивается светская литература. Житийный жанр трансформируется в повесть-житие, так называемую биографическую повесть («Житие протопопа Аввакума» и другие произведения). Происходит значительный рост грамотности служилых и посадских людей, провинциальных дворян.

Все это приводит к развитию бытовой повести, в которой внимание авторов сосредоточено прежде всего на повседневной жизни героев. В связи с этим появляются первые попытки нарисовать психологический портрет героя. К подобным произведениям можно отнести «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне» и некоторые др.

Активно развивается сатира. Очень тесно сатирическая повесть была связана с фольклорными традициями. В этот же период возникает русская поэзия, родоначальником которой был С. Полоцкий. Появляются и развиваются театр и театральная драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 г. в придворном театре царя Алексея Михайловича.

Пьесы ставились в основном на библейские и античные сюжеты.

К этому же времени относится возникновение в России балета. В 1687 г. в Москве открыли первый университет — Славяно-греко-римскую академию. Здесь готовили будущих, служителей церкви и государственных чиновников.

Причем дети, обучавшиеся там, были из разных социальных слоев (от сыновей конюхов и до князей). В этот же период получила широкое развитие практическая сторона научных знаний. Высоких для того времени достижений добились ученые-математики.

В связи с развитием медицины возникают переводные лечебники и травники. В Москве появился ряд мастеров, занимающихся созданием лекарств.

Это стало возможное расширением знаний по ботанике, фармакологии и химии. Возникает интерес к биологии. В это же время начинают появляться сведения по агротехнике, животноводству и земледелию («Сокровище известных тайн економии земской»). Заметен интерес к таким наукам, как зоология и анатомия.

Активно развивается в это время и география, причем огромный вклад в нее внесла переводная литература. В конце XVII в. в архитектуре зародился новый стиль «московское барокко», или «нарышкинский стиль». Его основными отличиями можно назвать: симметрию, равновесие масс, центричность, ярусность.

В живописи в этот период существовало два художественных направления: «годуновская школа», целью которой было сохранить традиции прошлого путем оживления угасающего духа великого искусства (иконы «Достойно есть», «Симеон Столпник»); целью другого направления, «строгановской школы», было оживить работы, усилив в них эстетическое начало (Чирин «Избранные святые», «Никита воин»). Вторая половина XVII в. ознаменована появлением произведений синтезированного характера (иконы «Сретение иконы Владимирской Богоматери», «Князь Георгий» и др.). Огромного развития достиг светский стиль живописи — парсуна, где внимание художника прежде всего приковано к внутреннему миру портретируемого, образ поэтизируется, используется тонкий колорит.

Устное народное творчество. Грамотность и письменность Появляются первые сборники пословиц, многие из которых дожили до нашего времени. Широко распространены легенды, песни, сказания.

Одним из любимых героев их становится Степан Разин, который наделяется богатырскими чертами и оказывается в одном кругу с былинными героями. Большее распространение получают рукописные книги, особенно сборники, в которых содержались различные материалы. С 1621 г.

для царя стали изготавливаться рукописные «Куранты» — своеобразные газеты. Возрастание письменного делопроизводства привело к окончательной победе скорописи и новым попыткам организации производства бумаги в России. Наряду с рукописными книгами все более распространялись печатные.

Активно работал Печатный двор, который выпускал и учебную литературу (например, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого).

Общественно-политическая мысль и исторические знания, литература

Одним из основных памятников общественно-политической мысли и литературы оставались попрежнему летописи. Еще несколько десятилетий назад считалось, что в этот период летописный жанр вырождается. Однако научные разыскания 1940-1990-х гг.

позволяют говорить о весьма интенсивном развитии как официального, так и частного летописания в ту эпоху, даже о его расцвете в последней четверти «бунташного» столетия (Я.Г. Солодкин). В это время были созданы патриаршие своды, Бельский, Мазуринский летописцы, своды 1652,1686 гг. и многие, многие другие памятники летописания.

Наряду с общерусскими появляются провинциальные, местные, фамильные и даже семейные летописные сочинения. В период Смуты появляются и другие подобного рода произведения. Но важно отметить, что события Смуты продолжали осмысливать и после нее. В 1620-е гг. дьяк Иван Тимофеев написал известный «Временник».

В нем он осуждает Ивана Грозного за преследования боярской знати и опричнину. Для сочинения характерно резко отрицательное отношение к «деспоту» Годунову и к Василию Шуйскому, который также не имел законных прав на престол. Тимофеев осуждал и «безумное всего мира молчание» — непротивление знати Годунову.

В центре внимания писателей того времени все больше оказывались вопросы экономической жизни, политические проблемы. Одним из наиболее интересных памятников общественно-политической мысли второй половины века были сочинения Юрия Крижанича, хорвата по происхождению, который занимался в России исправлением богослужебных книг.

Его заподозрили в деятельности в пользу католической церкви и сослали в Тобольск, где он прожил 15 лет, после чего вернулся в Москву, а затем уехал за границу. В сочинении «Думы политичны» («Политика») он нарисовал картину широких преобразований в России.

Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения, которое в свою очередь связано с барокко в русской литературе. Это, прежде всего, деятельность белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), которого пригласили в Москву для обучения царских детей.

Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражая идею «пестроты» мира, переменчивость бытия. В 1678-1679 гг. появились два сборника его стихотворений — «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Первое произведение — своего рода энциклопедия, в которой содержатся данные, почерпнутые из различных областей знания: истории, зоологии, ботаники, географии, минералогии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются мифологизированными представлениями автора.

Архитектура

В русской архитектуре XVII в. также занимает особое место. С огромной силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, «обмирщению» искусства. Большую роль в развитии архитектуры в целом играло деревянное зодчество. Лома в городах строились, в основном, из дерева. Это были двух- и трехэтажные хоромы (в 1688 г.

царь запретил строительство трехэтажных домов из-за постоянной опасности пожаров). Деревянное зодчество становилось все более разнообразным, усилилось стремление к декоративности, усложняются композиции, силуэты. Ярчайшим памятником деревянного зодчества был дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг.

Дворец состоял из множества разных построек, связанных между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, «гульбищами», кокошниками, крылечками.

В деревянном зодчестве в начале века преобладали простые по конструкции и внешнему оформлению постройки, но к концу столетия они становятся декоративными, многообъемными. Эта тенденция получает завершение в Церкви Преображения села Кижи (1714).

Ближайшей предшественницей этого удивительного творения северных мастеров была Покровская церковь села Анхимово на реке Вытегре (1708). Эти церкви — «гимн луковичной главе» (М.А. Ильин). 22-главый Кижский храм в основе — восьмерик с четырьмя прирубами. Грани восьмерика и уступы прирубов имеют бочки, увенчанные главами.

Не строгую аскетическую идею, а мирскую жизнерадостность выражали живописные и нарядные деревянные храмы этого времени. Рост каменного строительства был напрямую связан с усилением государственной власти. Еще в конце XVI в. возник Приказ каменных дел, сконцентрировавший лучшие силы в этой области.

Усовершенствовались приемы каменного зодчества, значительно усложняются объемы построек. К основному массиву примыкают различные приделы и пристройки, получают распространение крытые паперти — галереи и т.д.

Мастера начинают широко применять цветные изразцы, сложные кирпичные пояса и другие декоративные детали, из-за чего фасады построек приобретают необычайно нарядный, красочный вид. Одним из таких сооружений был Теремной дворец в Кремле, построенный в 1635-1636 гг. Баженом Огурцовым и Трефилом Шатуриным.

Это трехэтажное на высоких подклетях здание, увенчанное высоким «теремком». Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придавали дворцу просто сказочный вид. В церковной архитектуре развивается шатровый стиль. Наиболее известные постройки такого типа — «Дивная» церковь в Угличе и храм Покрова в Медведкове, возведенный в поместье Д. Пожарского. Своего рода эталоном храмового зодчества исследователи считают церковь Троицы в Никитниках, построенную в 1634 г. в Китай-городе на средства выходца из Ярославля, богатого купца Григория Никитникова. Этот храм дошел до нашего времени. В нем с особой силой проявился принцип «дивного узорочья». Возводились и многошатровые храмы, например московская церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652).

Живопись

В первой половине века продолжали жить и развиваться строгановская и годуновская школы. В 1640-1650-х гг.

наметилось слияние этих стилей, что отразилось в настенной живописи Ризоположенской церкви (1644), Успенского (1642-1648) и Архангельского (1652-1653) соборов Московского Кремля, церкви Николая Надеина в Ярославле (1640-1641), собора Савво-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1650). Но в XVII в.

зарождаются и новые тенденции, которые причудливо перемешиваются с прежними традициями. Все это порождает сложную исследовательскую проблему, чреватую разными, подчас противоположными, оценками. Ученые XIX в. (Ф.И. Буслаев, Г.В. Филимонов, Н.В. Покровский) считали XVII столетие временем подъема русского искусства. После 1910 г.

, когда состоялась первая выставка иконописи, отношение к живописи XVII в. резко изменилось. Многие стали воспринимать его уже как «разруху», «упадок». Впервые отчетливо это было сформулировано в многотомной истории русского искусства И. Грабаря. Ныне в литературе акценты расставлены, судя по всему, правильно. Умирала древнерусская, но не русская живопись (Г. Карпов).

Читайте также:  Губернская реформа - история России

Однозначно оценить живопись XVII в. очень трудно. Одно ясно — в живопись хлынуло «живство». Сами мастера пытались в своих сочинениях («Послание к Симону Ушакову» (1656-1658) Иосифа Владимирова, «Слово к люботщательному иконного писания» (1666-1667) Симона Ушакова) обосновать новый подход к живописи. Высшая стадия развития живописи в это время — творчество С. Ушакова.

Художник, работавший в Оружейной палате, стремился уже по-новому изображать человеческое лицо, пусть еще плоскостно, иконописно, но гораздо ближе к жизни. Знаменитым произведением Ушакова является его «Спас нерукотворный», а также икона на традиционный сюжет «Троицы». Ее не спутаешь с «Троицей» Андрея Рублева.

На смену глубокой одухотворенности и возвышенности явилось тяжеловатое, «плотское» изображение фигур, появились всякого рода реалистические детали. Интересным явлением живописи того времени была школа ярославских мастеров. Их творчество в наибольшей степени характеризуется стремлением вырваться из сковывающих рамок канона, использовать привычные образы русской жизни.

Проявлением интереса к человеку, его психологии, внешнему виду стало и появление «парсунного» письма, портретных изображений. В первой половине века эти портреты выполнялись еще в иконописной традиции как, например, изображения Ивана Грозного и князя М.В. Скопина-Шуйского. Во второй половине столетия изображения стали приобретать более реалистический характер (изображения Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и др.).

Музыка и театр

Источник: http://biofile.ru/his/13201.html

О культуре россии в 16 веке вкратце

    17 век является переходным от средневековой Московской Руси к Российской империи Нового времени. Многие считают, что именно в этот период была заложена почва для петровских преобразований. Действительно, ведь культура России в 17 веке переживала широкое обмирщение, т. е. освобождение от господства церкви.

Религия.

    В середине столетия разгорелись серьёзные споры. Проблемным стал вопрос о том, каким путём реформировать церковь. Никонианцы считали, что образцом для исправления должны быть греческие тексты. Старообрядцы настаивали на превосходстве древнерусских писаний.

В конце концов, патриарх Никон начал преобразования по первому пути (от имени и сложилось общее название его последователей, упомянутое выше).

Так произошёл церковный раскол, и даже до нашего времени дожили люди, не принявшие этой реформы и следующие старым обрядам (отсюда и название).

Образование.
В 1687 году открывается первое в России учебное заведение, предлагающее получение высшего образования — Славяно-греко-латинская академия. Её основателями стали братья Лихуды.

Литература.
    Особенно ярко обмирщение проявилось в литературе. Выходят в свет произведения, герои которых приобретает индивидуальные характеры. Кроме того, расширяется спектр жанров. Это и сатира (например, «Повесть о Шемякином суде»), и драма, и поэзия.

Последние два появились благодаря творчеству Симеона Полоцкого. Изменения постигли и житийный жанр. Яркий пример — «Житие протопопа Аввакума». Оно было написано от первого лица при жизни героя.

Более того, автор подчёркивал своё духовное превосходство и использовал просторечные слова в письменной речи.

Архитектура.    В 17 веке камень и кирпич стали использоваться в строительстве не только церковных зданий, но и гражданских сооружений, таких, к примеру, как Сухаревская башня и Теремной дворец.    После церковной реформы по настоянию патриарха Никона было запрещено возводить шатровые храмы.

Прежняя крестово-купольная схема постройки считалась образцом. Однако зодчие догадались увенчивать шатрами колокольни.    В конце столетия появились живописные, усложнённые в плане красно-белые храмы.

Так проявлял себя новый стиль в архитектуре – московское (нарышкинское) барокко, в полной мере отразившийся в таком творении, как Церковь Покрова в Филях.

    Несмотря ни на что также продолжало развиваться деревянное зодчество. Стоит вспомнить, к примеру, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском или архитектурный комплекс Кижи в Карелии, который, кстати, в настоящее время замыкает десятку чудес России.

Иконопись.    Иконопись в отличие от литературы сохраняла традиции, хотя элементы новизны всё-таки имели место.

Так, выдающийся художник Симон Ушаков в своём творчестве стремился добиться сходства с реальной жизнью и отказался от схематически плоского изображения. Его самое известное произведение – «Спас Нерукотворный».

Кроме того, в 17 веке возникла портретная живопись. Она была представлена парсунами (сочетали в себе черты иконы и портрета).

    В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.

Источник: http://antiquehistory.ru/kultura-rossii-v-17-veke-kratko/

Культура России в XVII веке

События 17 века, прежде всего развитие государственного аппарата, необходимость налаживания дипломатических связей, рост промышленного производства и торговли, требовали большого количества образованных людей.

К концу 17 века количество грамотных среди различных категорий российского населения значительно возросло.

Среди белого духовенства процент грамотности приближался к ста. Чёрного – около 70.

Грамотой владело большинство купцов. Уровень грамотности среди дворянства и бояр составлял 65 процентов. Среди горожан по разным данным грамоте было обучено от 20 до 30 процентов. Грамотных среди черносошных крестьян было порядка 15 процентов. Зависимые крестьяне в основном были неграмотны.

Чёткой государственной системы образования до второй половины 17 века в России не было.

Самым распространённым было начальное образование. Преподавание велось чаще всего на дому или в небольших частных школах, существовали школы при церквях.

В таких школах могли получать знания представители всех сословий. Учителями были представители духовенства, грамотные члены семьи, у знатных людей – часто приглашались иностранцы.

На начальном этапе образования изучались чтение, письмо, счёт, основы религии.

Более углубленные знания человек мог получить самостоятельно, изучая интересующую его литературу. Получить образование за границей было почти невозможно. Государство и церковь этого не допускали. Так как считали, что западные идеи могут «испортить» русского человека.

Однако развитие страны требовало повышение качества и уровня знаний.

Активная внешняя политика России, в особенности в Западном направлении, сыграла значительную роль в развитии российского образования.

В землях Беларуси и Украины к 17 веку существовала развитая сеть православных братских школ. Они были созданы для борьбы с «окатоличиванием» населения этих земель, для сохранения национальной культуры.

В них сочетались духовное и светское образование. При этом светские науки не ограничивались чтением, письмом и счётом.

В таких школах изучались иностранные языки (прежде всего латынь), основы семи свободных искусств.

Такие школы, при покровительстве царя Алексея Михайловича, стали образцом для организации сети духовных училищ в России. Главным образом из-за того, что братские школы, прежде всего, служили укреплению православной веры и церкви.

Во второй половине 17 века появляется ряд «профессиональных» учебных заведений. Школы при аптекарском, печатном, посольском приказах.

При содействии приглашённого из Беларуси деятеля восточнославянского просвещения Симеона Полоцкого, в 1665 году была открыта специальная школа для подготовки служащих приказов.

В 1648 была открыта школа боярина Ртищева для дворянских детей. В ней обучали иностранным языкам, частично свободным искусствам.

После вхождения в состав Росси Киева, по образцу существовавшей там высшей школы –  Киево-Могилянской академии, в Москве было открыто первое высшее учебное заведение России – Славяно-Греко- Латинская академия.

Датой её основания принято считать 1687 год. Академия готовила высшее духовенство  и государственных чиновников.

Таким образом, к концу 17 века в России стала складывать система образования. Она состояла из трёх основных ступеней: начальной, средней и высшей.

Большую роль в развитии и образования сыграло книгопечатание. К 17 веку бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент. Печатные издания стали массовыми и доступными широким слоям населения.

За вторую половину 17 века было издано около 300 тысяч букварей (стоили одну копейку) и более 150 тысяч церковных книг. Они пользовались большим спросом.

Развитие научных знаний в России 17 века носило прикладной характер. Ввиду развития российской промышленности понадобились различные руководства и справочники по добыче полезных ископаемых, военному, печатному делу, металлургии, производству стекла. В основном ими стали европейские переводные издания.

В медицине также наравне с традиционными «травниками» и «лечебниками» использовались иностранные трактаты.

В течение 17 века в Россию проникли многие технические новшества: микроскоп, телескоп, подзорная труба.

Но высокими были и достижения российской техники в этот период. В 1667 году, по приказу Алексея Михайловича, была основана первая в России верфь для постройки современных военных кораблей. Успешно развивалось оружейное дело, в особенности артиллерия.

Литейщики смогли отлить колокол весом более 160 тонн и установить его на колокольне.

Развивались астрономические знания. Их подталкивала необходимость составлять точные календари, определять переходящие праздники. В конце века в Холмогорах для этих целей была основана обсерватория. Её создателем был архиепископ Афанасий.

Больших успехов достигла география. Путешественники и послы описали не только европейские страны, но и далёкий Китай, страны Востока.

Были составлены справочники, содержащие информацию о соседних с Россией странах. В это же время были составлены достаточно подробные карты России и её отдельных областей.

17 век – период великих русских географических открытий. Благодаря стараниям русских первопроходцев были описаны обширные земли Сибири. В 30-х – 50-х годах 17 века, в ходе экспедиций Семёна Дежнёва были освоены земли Восточной Сибири и Крайнего Севера. Совершено плавание вдоль берегов Чукотки, открыт пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки.

Экспедиция Василия Пояркова исследовала бассейн Амура.

Михаил Стадухин стал исследователем Оймякона и Анадыря.

Ерофей Хабаров исследовал район Приамурья.

Владимир Атласов исследовал Камчатку.

В исторической науке появились масштабные исторические труды. В частности «Синопсис» – печатная история Руси с древности до 70-х годов 17 века.

Наряду с традиционной церковной литературой (жития святых, богослужебные книги), в России 17 века широкое развитие получили светские жанры. Среди них сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»).

Бытовая повесть – рассказывает о жизни простых людей различных сословий («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-Злочастии»).

Публицистика – в основном о причинах и последствиях Смуты («Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его», «Плач о пленении и разоренииМосковского государства»). Автобиографии («Житиепротопопа Аввакума»).

Популярность приобретаю переводы европейских рыцарских романов, произведений городской литературы, приключенческие произведения.

Читайте также:  Искусство руси времен татаро-монгольского нашествия - история России

Продолжает развитие устное народное творчество. Тематика таких произведений остаётся прежней, но зачастую главными героями становятся участники недавних событий (восстаний, бунтов, войн). Поэтому популярным героем народных произведений становится Степан Разин.

Архитектура России 17 века так же стала отходить от строгих церковных канонов.

В первой половине 17 века оформился стиль, получивший название Русского узорочья.

Для него были характерны необычные, отходящие от церковных стандартов формы построек, сложный и затейливый декор. Присутствие элементов других архитектурных стилей.

Такие нововведения хорошо видны в Теремном дворце Михаила Романова. Загородном дворце Алексея Михайловича.

Из образцов церковной архитектуры можно выделить храм Рождества Богородицы в Путинках, церковь Илии Пророка в Ярославле.

К концу 17 века появился архитектурный стиль, названный Московское (или Нарышкинское) барокко. Для него были характерны строгая  пропорциональность построек, пышная декоративная отделка, многоярусность, смешение русских и европейских архитектурных традиций. Яркими примерами такой архитектуры стали церковь Покрова Богородицы в Филях, Успенский собор в Рязани, церковь Спаса в Уборах.

Российская живопись 17 века в основном продолжала оставаться церковной. Но изменения затрагивают и её. В своих произведениях художники стараются сделать упор на изображение реальных персонажей и бытовых сцен, сохраняя при этом религиозную тематику.

Примером нового в церковной живописи является творчество Симона Ушакова и его наиболее знаменитая икона «Спас Нерукотворный».

В это же время в России получает развитие портретный жанр живописи – парсуна. Он сочетал элементы иконописи и новых явлений в русской живописи (точное отражение характерных черт персонажа, особое внимание при изображении лица). 

Новым явление в русской культуре стал придворный театр. Он был образован в 1672 году по приказу Алексея Михайловича. Образцом для него послужили европейские театры.

Перед царём разыгрывались сцены из Библии, некоторые европейские постановки. Труппа состояла в основном из иностранцев. Но после смерти царя театр прекратил существование.

Таким образом, за период 17 века культура России приобрела многие светские  черты. Они проявились в образовании (учреждение светских учебных заведений), науке (развитие реальных научных знаний), литературе, архитектуре и живописи (отход от церковных канонов, «обмирщение» искусства).

Источник: https://videouroki.net/video/11-kul-tura-rossii-v-xvii-viekie.html

Культура России в XVII веке

Конспект по истории России

На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры — освобождения её от церковного влияния. Литература начала века отмечена повышенной публицистичностью, связанной с бурными событиями крестьянских волнений и польской интервенции.

Наиболее известные произведения: «Сказание» Авраамия Палицина, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Михайловича Катярева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 года, написанном по заказу патриарха Филарета.

Основная цель этого произведения — укрепить положение новой династии Романовых.

Основными жанрами литературы по прежнему остаются сказания, летописи, «жития», поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание.

Показательно в этом отношении «Житие» протопопа Аввакума. Фанатически проповедуя старую веру, он тем не менее выступает как писатель и как личность.

Аввакум описывает собственную жизнь и прославляет собственную личность, а это было бы сочтено грехом в предшествующее время.

Развивается и чисто народная литература — «Повесть о Горе-Злочастии», «Повести о Савве Грудцыне», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершёвиче», «Кялязинская челобитная». Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

Во второй половине XVII века активно развивается силлабическое стихотворство. Крупнейший представитель русской поэзии этого времени — Симеон Полоцкий. Он много сделал для развития поэтического жанра, был пропагандистом просвещения и преподавателем у царских детей.

Во второй половине XVII века (в 1672 году) при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России. Постановщиком и актёрами в первой его пьесе были иностранцы. Но вскоре роли стали играть и русские. Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы. Некоторые из них оказались настолько популярны, что были изданы отдельной книжкой.

В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича — в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий.

Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей — Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры — московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Появляется ренессанская линейная перспектива, стремящаяся к реализму.

Это особенно проявилось в творчестве Симона Ушакова, который на протяжении 30 лет возглавлял художественную деятельность в Русском государстве. Иконописный шаблонный «лик» уступает место в его творчестве живому лицу.

Во второй половине XVII века развёртывается деятельность Оружейной палаты (в московском Кремле), ставшей своеобразной академией художеств. Здесь сосредотачивается много русских и иностранных художников.

В XVII веке происходит активное накопление практических знаний. Особенно велик вклад России в географическую науку. Благодаря переводу многих иностранных трудов в России популяризируется научное знание — достояние европейской науки.

Появляются и отечественные книги, содержащие сведения по различным отраслям знаний, например «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А.Михайлова. При измерении земельных площадей пользовались «Книгой сошного письма».

В медицинской практике пользовались «Травниками», «Лечебниками», а в Аптекарском приказе составили «Фармакопею».

В этот период всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях.

Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: «Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и другие.

В 1685 году открылась Московская Славяно- греколатинская академия — первое высшее учебное заведение в России.

Новые явления в культуре XVII века утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищала церковь. Церковные иерархи препятствовали расширению культурных связей с «латинствующей» Западной Европой. Патриарх Иоаким, например, добился закрытия первого придворного театра. Победа светского начала стала очевидной лишь в XVIII веке.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria24.html

Культура России в XVII веке

Культура России в XVII веке.

На развитие культуры XVII века большое влияние оказывали рост городов, развитие ремесла и торговли. Обстановка «бунтарного века» способствовала расшатыванию религиозных представлений. Усилились политические и культурные связи России с Украиной и Белоруссией, особенно после воссоединения Левобережной Украины и Киева с Российским государством.

Расширились связи со странами Центральной и Западной Европы, откуда в Россию стали более активно проникать научные знания и культура. Наступил новый этап в этническом развитии русского народа.

В русском языке стал доминирующим московский говор, который под влиянием южновеликорусского превратился в общевеликорусский, так называемое московское просторечие. В городах стали строить двух- и трехэтажные дома, значительно выросло каменное строительство. Характерная особенность русских построек XVII века — богатая декоративность во внешней отделке.

Резьба по дереву и камню, разноцветная окраска стен, наличников, дверей, затейливые покрытия зданий «лемехами» придавали зданиям нарядный вид. Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли непосредственное отражение в устном народном творчестве.

Такие пословицы, как «Молебен бьет, а пользы нет», «Кому тошно, а попу в мошно», показывают насмешливое отношение к церковникам и церковным обрядам в массе населения. Во многих пословицах осуждаются господа: «В боярский двор ворота широки, а со двора узки», «Наказал Бог народ — послал воевод».

Фольклор отразил возникающее в народе сознание своей силы: «Мужик гол, а в руках у него кол». Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг имени которого сложились многочисленные легенды, песни и сказания. По всей России бродили скоморохи, кукольники.

Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили феодальные верхи общества. Царь Алексей Михайлович в 1648 году послал по городам указ — не пускать скоморохов, разгонять «позорища» (зрелища), а «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» ломать и жечь, непослушных же бить батогами. Но ничего не помогало.

Образование и просвещение. Масса населения оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров «Букваря» В. Ф. Бурцова.

Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные «мельницы» уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии. Гораздо больше, чем прежде, стали переводить книги.

Не только в монастырях, где книгохранилища существовали издавна, но и у отдельных лиц появились большие по тому времени собрания книг.

Теперь уже было недостаточным простое обучение грамоте, письму и арифметике. С усложнением государственной и хозяйственной деятельности возникла потребность в образованных людях, владеющих знаниями в различных областях.

Однако распространение светских знаний и тем более иностранных языков, встречало упорное сопротивление духовенства и консервативно настроенной боярской знати. В XVII веке в Москве обосновалось немало образованных людей из украинских и белорусских земель, искавших приют в Российском государстве.

Они приносили с собой западную образованность, но против них выступали так называемые грекофилы, которые боялись распространения «латинства», считавшегося извечным врагом православия. В 40-х годах Ф. М.

Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре, где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие из числа знати неодобрительно отнеслись к этому, считая, что уже в самой латинской грамоте заключается «еретичество».

Читайте также:  Завершение северной войны - история России

Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ.

Их деятельность подготовила основание в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами.

Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

С 1621 года в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись «Куранты» — нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных весьма узкому кругу людей, так и путем накопления практического, конкретного опыта в разных сферах деятельности.

При невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с повседневной практикой — измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными.

Практические знания в области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил.

Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Распространялись переводные учебники и «травники» с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.

В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру.

Общественно-политическая мысль . Бурные события начала столетия вызвали у современников стремление разобраться в происходящем и недавнем прошлом, оценить характер и причины происшедших потрясений.

Из дворянской среды вышло проникнутое антибоярской тенденцией «Писание» о герое освободительной борьбы М. В. Скопине-Шуйском.

В произведениях, посвященных бурным событиям начала века и написанных его участниками и очевидцами — дьяком Иваном Тимофеевым, келарем (управляющим хозяйством) Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным, — содержится осуждение народных движений и развивается мысль о том, что ослабление государственной власти и пренебрежение религиозными правилами и нормами явились причинами потрясений, поставивших страну на край гибели.

В центре внимания некоторых мыслителей второй половины XVII века оказались вопросы экономической жизни и государственного устройства. В Москве над исправлением церковных книг работал Юрий Крижанич.

В сочинении «Думы политичны» («Политика») он выступил с широкой программой преобразований, включавшей развитие торговли и промышленности, реформу государственного управления и законодательства.

В области международных отношений Крижанич выдвигал идею объединения славянских народов во главе с Россией, но под эгидой католической церкви.

Видный государственный деятель П. Л. Ордын-Нащокин разрабатывал также обширные планы преобразований. Он считал необходимым всемерное содействие развитию торговли и купечества, требовал ликвидации привилегий иностранных купцов и освобождения внутреннего рынка от конкуренции с их стороны. По его инициативе был принят Новоторговый устав 1667 года.

Литература. В литературе XVII века появляются новые веяния, возникают новые жанры. Усиливается внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям, переживаниям и действиям, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к феодальным верхам, а к служилым или посадским людям и даже к «голым и небогатым».

Одним из ярких явлений в истории русской литературы стала демократическая сатира, вышедшая из народной, преимущественно городской среды, объектом которой были господа и властители, церковь и церковники.

В первой половине века распространилось «Сказание о куре и лисице», в котором высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства. В «Калязинской челобитной» высмеиваются пьянство и распущенность монахов.

В повести «О Шемякином суде» и повести «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове» обличается несправедливость феодального суда с его продажными судьями, стоящими на стороне богатых.

Повесть «О Фоме и Ереме» разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду.

«Азбука о голом и небогатом человеке» содержит горький и гневный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов «ожечь дубиною по спине» своих разорителей.

В литературе XVII века рассматривается тема взаимоотношений старого и молодого поколений, что характерно для того времени, когда «старые обычаи поисшаталися», «старина и новизна перемешалися».

В «Повести о Горе-Злочастии» неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач этого «доброго молодца», который теряет личное счастье, богатство, свободу.

Трагична и судьба героя «Повести о Савве Грудцыне» — тоже выходца из купеческой семьи, попытавшегося нарушить патриархальные порядки.

Новым в литературе стало появление стихосложения. Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, служившую долгое время пособием для обучения детей грамоте. Он сочинил немало помпезных, со многими аллегориями стихов, славящих царей. В конце столетия в этом направлении работали стихотворцы Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Зодчество . В архитектуре на смену монументальным храмам приходят небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами. Шатровые колокольни украшаются резьбой, изразцами.

«Дивной» была названа Успенская церковь в Угличе (1628) с тремя высокими, стройными шатрами. Изящна и нарядна церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637), украшенная цветными изразцами.

В Москве в 1639-1642 годах был возведен храм Рождества Богородицы в Путинках, в 1635-1653 годах возведена церковь Троицы в Никитниках по заказу купца Г. П. Никитникова. В Кремле соорудили впечатляющий царский дворец, кремлевские башни украсили шатровыми надстройками.

Шатровые башни, украшенные цветными изразцами, фигурным кирпичом и резным белым камнем, придали Московскому Кремлю торжественный вид.

В последние десятилетия XVII века не без влияния усиливавшихся культурных связей с Белоруссией и Украиной в русском зодчестве распространился стиль московского (или нарышкинского) барокко с его идеей строгой пропорциональной композиции здания, организованных пространств и объемов наряду с пышной декоративной отделкой.

В постройках 80-90-х годов большое внимание уделяется созданию ярусов, особенно колоколен (шестиярусная в Новодевичьем монастыре). Появились большие светские здания, как, например, палаты Троекурова и Голицына в Охотном ряду в Москве, выполненные в виде единого «блока», не расчлененного на разновеликие объемы.

В этом стиле были выстроены новые большие трапезные в Новодевичьем, Троице-Сергиевом монастырях.

Подлинными шедеврами нарышкинского стиля стали нарядные праздничные церкви: Покрова в Филях, собор в Рязани, церковь Спаса в Уборах под Москвой, построенные Я. Г. Бухвостовым.

Живопись. Прикладное искусство . Церковь, боровшаяся против обмирщения искусства, пользовалась всеми средствами для пропаганды религиозных идей, особенно средствами живописи. Она не терпела никаких новшеств. В 1668 году патриархи, собравшиеся в Москву на собор для суда над Никоном, строго регламентировали темы и образцы церковной живописи.

Живопись XVII века еще в рамках религиозного содержания начала проявлять внимание к человеческой личности. Так, работавший в царском дворе художник И.

Владимиров в своих письмах спрашивал: «Где такое указание нашли любители священных преданий, чтобы писать всех святых на одно лицо, обязательно смуглыми и тощими?» Обращение к человеческой личности проявилось не только в индивидуализации религиозных персонажей, но и в изображении реальных лиц, в появлении так называемой парсуны.

Обращение к изображению реальных персонажей, а не святых было событием большого значения. Но и в религиозной живописи была достигнута новая ступень проникновения в реальную жизнь и психологию человека. В широко известной иконе «Спас Нерукотворный» поражает прекрасная передача человеческого лица.

Большое значение имела деятельность живописцев Ярославля, Костромы и других городов. В их фресках и иконах библейские сюжеты — только повод для изображения жизненных сцен. Изображения святых как бы нарочито обытовлены, приземлены.

В области прикладного искусства было сильное стремление к декоративности.

Это находит свое выражение в появлении богатых окладов икон, где серебро, золото и драгоценные камни закрывают почти все изображение, оставляя открытыми только лицо и кисти рук. Так закрыта в XVII веке «Троица» Андрея Рублева.

Ювелирное искусство создало много великолепных художественных произведений — предметов обихода феодальной знати и культа. Столь же пышным стало шитье, украшенное драгоценными камнями.

Большое распространение и высокое художественное развитие получила резьба по дереву, ею украшали и царские терема, и крестьянские и посадские избы, и домашнюю утварь. Резные наличники и карнизы крыльца, своеобразие приемов резьбы в разных местностях составляют характерную черту русской художественной культуры XVII века.

Многие лучшие резчики были собраны в Оружейной палате для выполнения государственных заказов. Пышной фигурной резьбой отделывались царские, патриаршие, епископские места в соборах, спинки стульев во дворцах, кареты и другие предметы.

Музыка и театр. Для народной музыки было характерно многоголосие, хотя «распевы» в разных местностях были различны. Оно все более проникало в церковную музыку (старообрядцы не приняли пения по партиям).

Появились «канты» — произведения духовного содержания, но исполнявшиеся вне церкви. Возникла единая линейная запись нотного текста.

Церковь, однако, по-прежнему занимала непримиримую позицию в отношении оркестровой музыки.

Враждебно относилась церковь и к народному театру. Тем не менее развитие связей с западными странами побудило царя и его приближенных организовать придворный театр в Москве, который начал действовать в 1672 году под руководством пастора Грегори.

Сначала пьесы — исключительно библейского содержания — шли на немецком языке, а затем их перевели на русский язык, наняли из мещан и подьячих русских актеров. Женские роли исполнялись мужчинами. Потом появились светские пьесы — «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Венусом». В 1675 году на подмостках русского театра впервые появился балет.

После смерти царя Алексея Михайловича под влиянием враждебно относившегося ко всему иноземному патриарха Иоакима театр был закрыт.

Развитие русской культуры XVII века отразило важнейшие процессы формирования русской нации и неразрывно связанного с ними начавшегося разрушения средневековой религиозно-феодальной идеологии, утверждения «мирских», светских начал в духовной культуре.

Силой, тормозившей культурный процесс, выступала церковь в обеих ее разновидностях — официальной и старообрядческой. Глубокий кризис церковной организации, наступивший в XVII веке, был предвестием упадка влияния религии на культурное развитие страны.

Источник: https://botanim.ru/content/kultura-rossii-v-xvii-veke-591.html

Ссылка на основную публикацию