Кодификация законов — история России

Учебные материалы по Истории России

Кодификация законов - история России

Реформы, произведенные в системе центральных органов власти и управления сопровождались развер­нутой кодификацией действующего права.

Основные направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии Екатерины II, Павлом I была создана комиссия, целью которой была подготовка сводного Уложения. В 1801 г. с воцарением Александра I создается новая комиссия.

К 1814 году были подготовлен проект трех частей гражданского Уложения,   уголовного Уложения,   торгового Уложение.

Николай I, продолжал дело своих предшественников по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов.Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826), делами которого ведал М. Сперанский.

Свод законовдолжен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы  

2) учреждения: а) центральные   б) местные   в) устав о государственной службе 

3) “ законы правительственных сил:а) устав о повинностях б) о податях и пошлинах  в) таможенный г) монетный, горный и о соли д) лесной, оброчных статей и счетные 

4) законы о состояниях

5) законы гражданские и межевые

6) уставы государственного благоустройства: а) духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный  б) путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи 

7) уставы благочиния: а) о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный  б) о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных 

8) законы уголовные

Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с  1  января  1835 г.  Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II,  была завершена.

Впервые сложились основные отрасли права: государственное, гражданское, админист­ративное, уголовное, процессуальное.

В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодер­жавной власти: «Император Российский есть монарх самодержав­ный и неограниченный. Царская власть закреплялась как наследственная, наследником признавался старший сын императора (в случае бездетности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора).

Законодатель различал верховное и подчиненное управление.

Органами верховного управления были: Государственный совет, Комитет министров, канцелярии и двор императора.

Членами Государственного совета были министры и главноуправляющие, председателем — император. Государственный совет состоял из общего собрания и  5 департаментов.

Комитет министров был совещательным органом, ведал как текущими, так и   специально предоставленными Комитету делами.  

К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства. Сенат провозглашался высшим судебным органом.

Система местных органов управления сохранялась в том виде, как она сложилась в конце XVIII в. Главный административный орган — губернаторы, опиравшиеся в своей деятельности на губернские правления (состояло из общего присутствия и канцелярии)  

Во главе финансового управления губернии находилась казенная палата, состоявшая из управляющего, его помощника и начальников отделения. Параллельно действовали палаты государственных имуществ.

В 1837 г. был сформирован земский суд, состоящий из исправника, непременного заседателя и двух сельских заседателей. Во главе волости стояли волостные управления (волосной голова, заседатели, писарь), станы возглавлялись приставами.

Развитие частного (гражданского) правапроходило на основе кодификации старых форм права: сохранились элементы сословного неравенства, ограничений прав.

·   Крестьянам запрещено  выходить из общины и закреплять за собой земельный надел.

·   Ограничивалась   правоспособность   и  дееспособность духовных лиц и евреев.

·   Запрещались браки христиан и нехристиан, усыновление лиц нехристианского исповедания.

·   Поляки не имели права приобретать в собственность, брать в залог и арендовать земли в целом ряде регионов страны.

·   Распоряжение землей подвергалось особым ограничениям: земля казенных и удельных крестьян не могла отчуждаться ни отдельными общинниками, ни общиной в целом. Продолжала существовать система майоратов, земельных владений, переходивших по наследству старшему в роде.

·   В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем сыновья.

Система вещного правасостояла из:   

  1. права владения:    всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и само­управства  до  тех  пор,   пока  имущество  не  будет  присуждено другому и сделаны соответствующие распоряжения о его передаче. Закон   различал   спор   о   владении   от   спора   собственности   и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от решения второго вопроса.

2. права собственности: право  пользоваться и распоряжаться имуществом;  

3. права на чужую вещь (сервитутные права): ограничение в праве собственности, установленное законом в пользу всех без изъятия ограничение  и ограничение собственности в пользу какого-либо определенного лица.

4. залогового права: стал различаться залог частным лицам и залог в кредитных учреждениях.

В обязательственном праверазличались обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров различных видов: продажи, подряда, найма, займа, товарищества и пр. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц.

Семейное правосохранило принципы, выработанные в XVIII в.; единственной   формой   брака   был   церковный   брак.   Условия вступления в брак и его расторжение брались из норм и правил, соответствующего     вероучения.

Жена была обязана всюду следовать за мужем, получала паспорт с разрешения мужа. Имущество супругов было раздельным. Приданое или имущество приобретенное женой отдельно, признавались ее собственностью.

Как самостоятельные субъекты, супруги могли вступать друг с другом в обязательства и сделки.

Закон делил детей на законных и незаконнорожденных (внебрачных). Последние не имели права на фамилию отца и его имущество. В отношениях родителей с детьми также действовал принцип раздельности имущества.

В сфере наследственного праварасширялась завещательная свобода. Завещать можно было кому угодно и что угодно из иму­щества (или все имущество). Признавались недействительными завещания, сделанные умалишенными и самоубийца­ми, несовершеннолетними, монахами и лицами, по суду лишенными прав состояния.

К наследству призывались все кровные родственники без различия степени.   Ближайшими наследниками были нисходящие (дети, внуки, правнуки). При отсутствии родственников по нисходящей линии наследство переходило к боковым родственникам, ближайшие боковые исключали дальнейших.

Родители отстранялись от наследования в пользу самых отдаленных боковых родственников, но им принадлежало право пожизненного пользования имуществом их детей, умерших без потомства и не оставивших завещания.

Супруги наследовали друг после друга в размере одной седьмой недвижимости и одной четырнадцатой движимого имущества.

Когда после умершего не оставалось наследников или никто не являлся в течение десяти лет со времени вызова к наследству, имущество признавалось выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или сельскому обществу.


Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=234

Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РОССИЙСКИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ СВОДА ЗАКОНОВ

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2014.1.4

Козинец Камилла Кирилловна, студентка отделения «Зарубежное регионоведение» Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: kammo95@mail.ru.

Аннотация. Статья посвящена истории систематизаций законодательства

в России в форме свода законов. Автор обращается к последовательным этапам в истории систематизаций и подробно описывает, какие именно решения были приняты и какая работа была проделана. Первые попытки систематизации относятся к XV-XVI векам. В статье исследованы элементы кодификации в Судебниках этого периода, Соборное Уложение 1649 г.

, работа комиссии князя Н.И. Одоевского. Вторым этапом является систематизация Петра I, цель которой — собрать дополнения к Соборному Уложению 1649 г По мнению автора, эта попытка систематизации не была успешной. Значительное событие в периодизации отечественных систематизаций — деятельность М.М. Сперанского.

В статье проанализирован результат этой работы — полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Завершающий этап систематизации, рассмотренный в статье, — работы периода Советской России и затем — Российской Федерации.

Автор делает вывод о необходимости продолжения деятельности по систематизации, так как правотворчество за последние двадцать лет переживает фазу активного развития.

Читайте также:  Культура руси в ix - xvii веках - история России

Ключевые слова: систематизация, корпорация, инкорпорация, консолидация, Свод законов РСФСР, Соборное Уложение 1649 г., Полное Собрание, М.М. Сперанский, Н.И. Одоевский, Свод законов РФ, правотворчество, законодательный процесс.

Введение

Проблема систематизации российского законодательства довольно

актуальна на сегодняшний день.

В государстве принимается множество нормативных актов, зачастую находящихся в противоречии, поэтому необходимо упорядочить нормативные акты и привести их в определенную систему. Данная мера нужна для того, чтобы обеспечить доступность законодательства, удобство его использования и устранения устаревших и неэффективных норм.

Систематизация законодательства в России — это процесс, имеющий глубокие исторические корни и разделяющийся на несколько этапов.

Вопросы систематизации достаточно глубоко проработаны как отечественной1, так и зарубежной2 наукой.

1. Первые попытки систематизации (XV-XVI вв.)

Элементы кодификации возможно проследить уже в Судебниках XV-XVI веков. Кодификации требовали нормы судопроизводства, как уголовного, так и гражданского. Ко времени восшествия на престол династии Романовых в законодательстве творилась неразбериха и путаница. Зачастую нормативные акты противоречили друг другу и не были известны широкому кругу людей.

В этих условиях было важно создать документ, который позволил бы кодифицировать законодательство и «разложить по полочкам» различные правовые нормы. Первым систематизированным актом, который охватывал значимые сферы, можно назвать Соборное Уложение 1649 г, принятое при царе Алексее Михайловиче. Этот документ также вполне мог быть назван символом окрепшего Российского государства.

Для разработки проекта Уложения была создана специальная комиссия, во главе которой стоял князь Н.И. Одоевский. Данный документ частично заменил устаревшие правовые акты и оставил те, на которые в Уложении давались прямые ссылки.

Нельзя не отметить, что разделение по отраслям права лишь только намечалось, но тем не менее это была положительная тенденция к дальнейшему развитию системы права и системы законодательства.

2. Систематизация при Петре I

Император Петр I считал, что закону должны подчиняться все подданные и, следовательно, они (законы) должны быть упорядочены и понятны, поэтому он предпринимает попытку создать сводное уложение.

Указом от 18 февраля 1700 года император повелевает собрать воедино все акты, изданные после Соборного Уложения (1649 год)3. Создается специальный орган «Палата об уложении»4 (первый в череде органов, создаваемых на протяжении XVII-XVIII вв. с целью упорядочения законодательства).

По замыслу Петра I кодификация должна была начаться со сбора всех новоуказных статей. В

1 Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. И.С. Самощенко, С.Н. Братуся. — М.: ГосЮрИздат, 1962.

2 Сандевуар П. Введение в право. — М.: Изд. группа Интратэк-Р, 1994; Пилипенко А.Н. Классификация и систематизация законодательства во Франции // Журнал российского права. -2001. — № 9.

3 Соборное уложение 1649 года. — URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm.

4 Палата об Уложении 1700 // Энциклопедии и словари. — URL: http://enc-dic.com/word/p/Palata-ob-ulozhenii-1700-120616.html.

Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов

1711 году, когда был создан Сенат, именно он взял под контроль этот вопрос. Все новоуказные статьи должны были предоставляться со сведениями: изменены ли они или являются дополнением к Соборному Уложению.

Работа по упорядочению законодательства протекала с большими трудностями. При Петре попытки кодификации не увенчались успехом, несмотря на большое количество комиссий, которые занимались данным вопросом.

Ни одна из них не достигла конечной цели, которая была провозглашена в 1700 году, — создание сводного уложения.

3. Деятельность М.М. Сперанского

В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен.

Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их?»1 Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.

Александр I в 1801 году учредил десятую комиссию во главе с П.В. Завадовским. Эта комиссия провела хорошую подготовительную работу, но лишь Николай I смог действительно реализовать идею систематизации законодательства.

Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству.

Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник -соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером. Фактически работу над созданием систематизированного законодательства возглавлял М.М. Сперанский.

Его идеей было разделить данный проект на этапы, что и было сделано.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс.

, составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти.

После издания Полного собрания законов М.М. Сперанский приступил ко второму этапу работы — созданию Свода законов Российской империи.

При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

Отмечу, что уже и при создании ПСЗ Сперанский позволял себе несколько редактировать публикуемые законы. При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того,

1 Цит. по: История отечественного государства и права / под. ред. О.И. Чистякова. Ч. I. — М.: БЕК, 1999 // URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/chistjakova_istorija/05.aspx.

что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование»1. Однако, по мнению исследователей, М.М. Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной М.М. Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод — уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских концепций, восходящих к римскому праву. М.М.

Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, М.М.

Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации — римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему

После издания Свода М.М. Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации — к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, то есть не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми.

Идеей М.М. Сперанского было привести законодательство в соответствие с требованиями жизни, укрепить самодержавие. Однако его стремления не нашли поддержки, и работа была приостановлена на втором этапе.

4. Систематизация в Советской России и Российской Федерации

Читайте также:  Андрей бакич – известный «белый» военачальник - история России

В СССР продолжались попытки осуществления комплексной систематизации. Так, например, 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР»2.

Схема Свода законов включала семь разделов законодательства:

1) об общественном и государственном устройстве;

2) о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан;

3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;

4) о народном хозяйстве;

5) о международных отношениях и внешних экономических связях;

6) об обороне страны и охране государственных границ;

7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

Ведение сводов законов СССР и РСФСР угасло в конце 1980-х годов

1 Калачов Н. Архив историко-юридических сведений относящихся до России. Кн. 2. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1859. — С. 6.

2 Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 02.09.1976 № 716 «О подготовке и издании Свода законов СССР» // Сейчас.ру. — URL: http://www.lawmix.ru/sssr/11327.

Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме Свода законов

в связи с бурным правотворчеством и существенными политическими преобразованиями.

В 1995 году была предпринята попытка возрождения систематизации законодательства: издан Указ Президента РФ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации»1.

Основной задачей Свода законов должно было стать усовершенствование и сведение всех законов в единый источник, устранение противоречий. Но она так и не была осуществлена до настоящего времени.

Заключение

Систематизация нормативных актов характерна для любой развитой системы законодательства, для российской же она просто необходима ввиду принадлежности страны к романо-германской правовой системе и соответствующих правовых традиций. Со времени принятия Конституции 1993 года в России резко активизировалась правотворческая деятельность.

Принятие множества законов, подзаконных актов, множество поправок требует постоянного мониторинга, поэтому на данном этапе развития законодательства сложно провести даже простую систематизацию.

Для того чтобы упорядочить нормативные акты, необходимо учитывать исторический опыт, нюансы в законодательной сфере РФ и обеспечить доступность данной кодификации всем гражданам государства.

Библиографический список

1. Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Юристъ,

2004.

2. История отечественного государства и права / под. ред. О.И. Чистякова. Ч. I. — М.: БЕК, 1999; Калачов Н. Архив историко-юридических сведений относящихся до России. Кн. 2. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1859. — С. 6.

3. Палата об Уложении 1700 // Энциклопедии и словари. — URL: http:// enc-dic.com/word/p/Palata-ob-ulozhenii-1700-120616.html.

4. ПилипенкоА.Н. Классификация и систематизация законодательства во Франции // Журнал российского права. — 2001. — № 9.

5. Постановление ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совмина СССР от 02.09.1976 № 716 «О подготовке и издании Свода законов СССР» // Сейчас. ру. — URL: http://www.lawmix.ru/sssr/11327.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-ocherk-rossiyskih-sistematizatsiy-zakonodatelstva-v-forme-svoda-zakonov

Кодификация законов при николае 1

Со времени Соборного Уложения 1649 г. накопились десятки тысяч манифестов, указов и других нормативных актов, которые сплошь и рядом дублировали, а порой противоречили друг другу и в которых с трудом разбирались даже высшие правительственные чиновники. Какие законы сохранили свою силу, какие отменены, знали только немногие знатоки в судах и бюрократических канцеляриях.

Николай I хорошо понимал нетерпимость подобного положения: отсутствие свода законов уничтожало всякую возможность планомерного управления, затрудняло деятельность правительственного аппарата, создавало благоприятную почву для воровства и лихоимства чиновников. С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.

Николай I организовал всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном уровне.

Для ее проведения было специально создано II отделение Его Императорского Величества Канцелярии, за деятельностью которой постоянно и внимательно следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек М.М.

Сперанского, правда, по началу с большой осторожностью. Сперанский вернулся из ссылки в Петербург в 1821 г., однако с тех пор не играл сколько-нибудь

заметной роли в политической жизни страны. Между тем, Николай I хорошо понимал, что Сперанский являлся одним из самых образованных и юридически опытных государственных сановников. Именно он был фактическим руководителем намеченной работы.

Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г.

, и расположить их в хронологическом порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала — исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения.

Николай I согласился с необходимостью первого и второго этапов, но отверг третий, по существу, основной акт кодификации — разработку нового юридического кодекса. Таким образом, задуманная реформа утрачивала преобразующее начало и превратилась в формально-техническое мероприятие, хотя и весьма крупного государственного масштаба.

Сперанский вынужден был подчиниться решению императора. Под его руководством II отделение провело поистине колоссальную работу по изысканию, систематизации и редакции различных законодательных актов, изданных с 1649 г. вплоть до 1825 г. Они были систематизированы в хронологическом порядке.

В результате к 1830 г. было подготовлено первое издание «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ), которое состоит из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указателей к ним. В них вошло 30.600 законодательных актов. Последующие издания публиковались по царствованиям: 2-е издание охватывало законы, вышедшие с 1825 по 1855 гг.; 3-е — с 1855 по 1881 гг. и так далее.

Для практических нужд правительственных и судебных структур был подготовлен «Свод законов Российской империи». Туда вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям права: уголовное, гражданское, торговое и т.д. «Свод», опубликованный в 1832 г., состоял из 15 томов. Он был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов.

19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившее представленный «Свод законов». Вся работа комиссии получила полное одобрение чиновничьей элиты.

На этом заседании растроганный Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на Сперанского. 1 января 1835 г. «Свод» вступил в силу.

За выполненную работу и заслуги перед Отечеством Сперанскому был пожалован графский титул. В 1839 г. великий русский реформатор скончался.

Кодификация законодательных актов облегчила ведение юридической практики и контроль за ней. Однако она имела и более глубинные и долгосрочные последствия. Законодательство стало доступным для изучения и критики. Это, в свою очередь, формировало политико-правовую культуру российского общества, подготавливало осознание необходимости судебно-правовой реформы.

Киселева реформа — реформа государственной деревни, проведенная в 18371841 гг. министром государственных имуществ П. Д. Киселевым.

В марте 1835 г. был учрежден Секретный комитет для обсуждения проекта крестьянской реформы, а в апреле — Пятое отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии во главе с П. Д. Киселевым для подготовки реформы государственной деревни. В кон. 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ во главе с Киселевым. Ему Николай I поручил провести задуманную реформу.

Реформа распространялась на 8,1 млн душ мужского пола — государственных крестьян в основном западных и некоторых южных губерний, однодворцев и др., составлявших в общей сложности более трети всего населения России.

В 1838-1841 гг. в великорусских, западных и прибалтийских губерниях была создана четырехступенчатая система управления: губерния — округ — волость — сельское общество. В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ.

В состав округа, в зависимости от численности государственных крестьян, входили один или несколько уездов. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками. Округа делились на волости (ок. 6 тыс. душ мужского пола в каждой).

Читайте также:  Международное положение перед наступлением красной армии - история России

Волостной сход, на который посылали по одному представителю каждые 20 крестьян-домохозяев, избирал на 3 года волостное правление в составе волостного головы и двух заседателей, а также волостного писаря.

Волости состояли из сельских обществ, ок. 1,5 тыс. душ мужского пола в каждом. В состав сельского общества входили одно или несколько селений. В сельском сходе участвовало по одному представителю от каждых 5 домохозяев.

Сход избирал на 3 года сельского старшину, а для надзора за порядком — сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов). Разбором мелких тяжб и проступков занимались избираемые крестьянами волостные и сельские суды («расправы»).

Они состояли из судьи и заседателей («добросовестных»).

Общинное землепользование с переделами земли сохранялось. Оброк назначался в зависимости от доходности крестьянского надела. Власти передали крестьянам часть земли из государственного резерва — всего ок.

2,5 млн десятин. Крестьянские семьи начали переселять в малонаселенные губернии. Переселенцы (170 тыс.

душ мужского пола) также получили 2,5 млн десятин земли, государственные крестьяне западных губерний были освобождены от барщины.

На селе появились врачи и ветеринары. Возникали «образцовые» фермы, где развивались передовые приемы земледелия. Предотвратить голод в случае неурожая должны были 3,3 тыс. хлебных запасных магазинов и выделенная из крестьянской надельной земли т. н. общественная запашка, значительная часть которой отводилась под посевы картофеля.

Принудительная посадка картофеля привела к массовым бунтам на Урале, в Поволжье и др. местностях. В ноябре 1843 г. Киселев отменил обязательные посевы картофеля. Реформа улучшила положение государственной деревни, увеличила наделы крестьян и устранила земельную «тесноту».

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/49010.html

Кодификация в сфере российского законодательства: теория, история и перспективы

На правах рукописи

Чашин Александр Николаевич

Кодификация в сфере российского законодательства: теория, история и перспективы12.00.

01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государствеАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наукМосква – 2012 Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» на кафедре теории государства и права

Научный руководитель доктор юридических наук,

профессор,

Радько Тимофей Николаевич

Официальные оппоненты:

Оксамытный Виталий Васильевич, доктор юридических наук, профессор, НОУ ВПО «Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова», заведующий кафедрой теории государства и права

Лизикова Ирина Ивановна, кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Московский университет МВД РФ», профессор кафедры теории государства и права

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

Защита состоится 20 марта 2013 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д212.123.02, созданного на базе Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, г. Москва, 123995, ул. Садовая Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.Автореферат разослан ___________ 2013 г.Ученый секретарь диссертационного советадоктор юридических наукпрофессор _________________ Н. А.

Михалева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется продолжающимся процессом кодификации российского законодательства и незавершенностью его теоретического осмысления. Несмотря на то, что такие понятия, как «систематизация» и «кодификация» применительно к нормативным правовым актам широко употребляются как в общей теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках, до настоящего времени отечественные авторы не пришли к согласию относительно их определений, количества признаков, функций и видов. Не может считаться завершенным современный этап кодификации российского отраслевого и комплексного законодательства, хотя с момента образования РФ разработаны проекты и введены в действие несколько десятков кодификационных нормативных правовых актов, как имевших аналоги в советском законодательстве, так и впервые кодифицировавших некоторые отрасли законодательства. Необходимость комплексного подхода к процессу кодификации продиктована проводимой кропотливой и трудоемкой подготовительной работой по созданию Свода законов нашего государства. Проводимые работы по кодификации отраслевого и межотраслевого нормативно-правового материала применительно к отдельным отраслям законодательства, как бы изнутри, имеют важное значение для создания качественных письменных источников права, отвечающих запросам современного общества. Задача комплексного обзора всей системы и структуры национального законодательства заключается в анализе нормативного материала, как подвергшегося, так и не подвергшегося кодификации. Результатом такого внешнего осмысления массива действующего права во всех его формах должна стать разработка стратегии последующей кодификации законодательства, выраженная в рекомендациях законодателю относительно перечня и форм кодификационных нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию в ближайшее время.

Уровень научной разработанности проблемы. Проблеме кодификации нормативных правовых актов посвящены труды таких отечественных и зарубежных ученых, как Д.А.Керимова, Р.Иеринга, И.В.Михайловского, М.Ориу, М.П.Авдеенковой, В.М.Баранова, Т.Н.Рахманиной, В.М.Сырых, В.В.Бриксова, Г.Г.Егорова, Р.Кабрияка, Н.П.

Капустиной, В.Н.Карташева, С.А.Викторовой, Т.В.Кашаниной, В.В.Ксенофонтова, М.К.Кумышевой, Н.Н.Литягина, О.В.Михайлова, А.Р.Нематова, И.Ф.Казьмина, А.С.Пиголкина, А.Н.Пилипенко, С.В.Полениной, М.С.Студенкиной, Ю.А.Тихомирова, Э.В.Талапиной, В.А.Толстика, Б.Н.Топорнина, Д.В.Чухвичева и др.

В трудах перечисленных ученых даются определения кодификации, позиционируется её место в процессе систематизации законодательства, разрабатываются виды, методы и основные направления кодификации.

Однако резкая смена общественно-политического строя потребовала нового осмысления кодификационного процесса и разработки его перспективных направлений.

Цель и задачи диссертационного исследования. Исходя из актуальности темы диссертации, её основной целью является исследование теоретических и практических аспектов кодификации российского законодательства, а также оценка её перспектив.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих промежуточных задач:- проследить развитие теории кодификации в ходе исторического развития мировой и национальной правовой мысли;- определить место кодификации в системе современных социальных отношений;- проанализировать состояние кодификации в РФ;- сформулировать принципы кодификационной деятельности;- выявить сущностные признаки кодификационного нормативного правового акта и сформулировать его определение;- исследовать основные формы и направления кодификации в РФ и определить её перспективы на будущее;- выявить проблемы эффективности приемов и средств законодательной техники, применяющихся в современной кодификационной деятельности;- разработать критерии необходимости кодификации применительно к отраслям законодательства; — разработать предложения по совершенствованию кодификационной деятельности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили всеобщий диалектический метод, предполагающий изучение правовых явлений с использованием законов диалектики. С учетом всеобщего метода при проведении исследования были использованы ряд общенаучных и частнонаучных методов изучения объективной действительности: исторический, формально-правовой, сравнительно-юридический, логический, системный, структурно-функциональный, статистический, источниковедческий, а также метод анкетирования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении кодификационной деятельности.

Предметом исследования являются кодификационные нормативные правовые акты, кодификационная деятельность в РФ, применяемая в процессе кодификации законодательная техника.

Научная новизна настоящего исследования заключается в комплексном подходе к имеющим место в России кодификационным процессам, анализе всего массива современного кодификационного законодательства, а также в разработке новых путей оптимизации действующего законодательства в процессе его кодификации.

Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения, обоснованные в процессе проведения настоящего научного исследования:

Источник: http://urist-edu.ru/pravo/79601/index.html

Ссылка на основную публикацию