Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов — история России

История Российского военно-морского флота

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Рецензия на монографию В.А. Пальмина «Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год)». Архангельск, 2014.

Данная работа демонстрирует знание автором военно-морской проблематики. В монографии рассматриваются проблемы становления Российского военно-морского флота (ВМФ). Подробно изложены предпосылки появления в Белом море первого военно-морского соединения российских кораблей.

Актуальность исследования заключается в том, что многие проблемы истории Российского ВМФ до сих пор не изучены с должной полнотой. Знание истории военно-морских сил России может помочь сегодня избежать ошибок при их реформировании.

Особо следует подчеркнуть обозначенную цель работы — доказать факт существования в 1694 году «флота из боевых судов океанского класса» на Белом море еще до появления в 1696 году грамоты Боярской Думы (с. 10), провозглашавшей «Морским судам быть!». 20 октября 1696 года, как известно, принято считать днем рождения Российского ВМФ.

Дата, вынесенная в название монографии, важна для автора, т. к., по его мнению, с 1694 года необходимо вести отсчет истории Российского ВМФ.

Летом этого года первые российские военные корабли совершили выход в море и прошли сотни морских миль. Это плавание для автора является тем ключевым событием, которое определяет и означает возникновение морского флота.

Хронологические рамки исследования охватывают события вплоть до создания Северного флота в 1930-е годы.

Для достижения поставленной цели, по мнению исследователя, есть все необходимое: многочисленная научная литература по военно-морской тематике, опубликованные и неопубликованные архивные документы и другие источники. Авторская методология помимо основных исторических методов исследования

включает и методы других общественно-гуманитарных наук. Так, при разборе имеющихся версий о назначении морских кораблей, построенных Петром I в 1693-1694 годах в Архангельске, проведено лингвистическое исследование письменных документов, составленных Петром I и его современниками (с. 25).

Основным недостатком работ, не позволивших до сих пор создать полноценную историю ВМФ, как отмечается в монографии, является подход к этому вопросу с разных точек зрения, и при этом понятие «начало истории Российского флота» подменяется его «предысторией» (с. 6).

С этим утверждением трудно согласиться, т. к. истинность результатов научного исследования напрямую не зависит от применяемых методологий. Созданная еще в XIX веке коллективом авторов (Н.А. Коргуев, А.И. Петров, В.Г. Чубинский, С. Ф. Огородников и др.) во главе с Ф.Ф.

Веселаго концепция военноморской истории, представлявшая официальную военно-морскую историографию, сегодня, по мнению исследователя, нуждается в пересмотре отдельных положений.

А основным ее недостатком является позитивистский подход, при котором задачей науки считается «чистое описание фактов, а не их обобщение».

В работе автор показал, что появление в 1694 году на просторах Белого моря российского военно-морского флота в виде отдельного корабельного соединения было не случайным. К тому имелись все необходимые предпосылки как объективного, так и субъективного характера.

Эти суда строились для воплощения конкретного замысла Петра I — создания на Белом море военного флота, и этот проект был в определенной мере реализован, т. к.

из двух судов военного назначения — архангельской и одного военного судна голландской постройки — было

160

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

сформировано действующее соединение, заявившее о себе на море как организованная боевая сила. Учитывая эти факты, констатирует исследователь, можно с полной уверенностью утверждать, что в Архангельске в 1694 году было положено начало непосредственно и истории Российского военно-морского флота (с. 136).

В отдельной главе работы автор показывает присутствие на Русском Севере военноморских сил с конца XVII века, а военно-морских организаций — с первой трети XVIII века, которое продолжалось до 1862-1887 годов.

Под военно-морским присутствием автор понимает не только нахождение в Архангельске определенного контингента военных моряков в составе различных подразделений, но и наличие в конкретные исторические периоды военно-морских корабельных соединений.

Военно-морское присутствие, в авторском понимании, также выражалось в виде существования в Архангельске (Соломбала) с 1733 по 1862 год центра военно-морского судостроения — Архангельского адмиралтейства и по 1887 год военно-морского порта.

Указывается и причина пребывания на Северной Двине у Архангельска и в Белом море военных судов, организованных в отдельные военно-морские соединения (эскадры, флотилии), — появление внешних угроз со стороны моря Архангельску и северному краю от политических противников России. Начиная с 1694 года здесь было сформировано 8 военно-морских соединений.

Вполне обоснован вывод о том, что несмотря на то, что деятельность российских военно-морских сил на Русском Севере не вылилась в серьезные столкновения с противником и жестокие сражения на море, тем не менее их пребывание там сыграло существенную роль в деле обороны Русского Севера и прежде всего Архангельска. Уже одним своим присутствием на Белом море российские военно-морские формирования заставляли неприятеля более осторожно подходить к своим планам по захвату Архангельска и их реализации. Как показали события, эти планы противника на протяжении двух веков так и остались неосуществленными.

События, происходившие на Русском Севере в периоды вооруженных конфликтов и войн России с западными державами, открытость северного фронта европейской части России и возможность беспрепятственной враждебной деятельности иностранных военно-морских флотов в этой части Северного Ледовитого океана были теми обстоятельствами, которые при выработке стратегии по обеспечению безопасности Российского государства не могли не стать основанием для постановки вопроса о необходимости постоянного присутствия в водах Белого и Баренцева морей российских военно-морских сил, способных надежно защитить северные рубежи и морские коммуникации России. Несмотря на осознание этой необходимости и попытки принять отдельные меры в этом направлении, данный вопрос в XIX веке так и не был решен, справедливо резюмирует автор (с. 142-143). К сожалению, исследователь подробно не остановился на рассмотрении таких важных факторов, влиявших на решение этих задач, как геополитическое положение Архангельска и связанные с этим роль государства и политика ее отдельных лидеров.

Не отмечается автором и важная заслуга при обороне Архангельска защитников Новодвинской крепости от шведов летом 1701 года и не указываются возможные причины неучастия в этой обороне имевшегося в распоряжении воеводы боевого корабля с пушками на борту — яхты «Святой Пётр».

Подводя итоги работы, автор заслуженно воздает должное Архангельску, с которым связана многолетняя история присутствия на Русском Севере военно-морских сил, а также создание флотилии Северного Ледовитого океана и Северного флота.

В монографии автор не приводит формулировки, что такое военно-морской флот, и это порождает вопросы и ставит под сомнение некоторые его выводы. Если исходить из энциклопедического определения, то военно-морской флот — вид вооруженных сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военного

161

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

действия.

Он является таковым, если решает следующие задачи: борьба против военно-морских сил противника; нарушение морских коммуникаций противника; защита своих морских коммуникаций; оборона своего побережья с морского направления; нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с моря. Беломорская флотилия, состоявшая в 1694 году из трех военных кораблей, как известно, не была связана с выполнением ни одной из названных задач. Это свидетельствует о том, что автор видит сущность вещей в форме, переоценивая ее роль и забывая об

их содержании или пренебрегая им. Этот факт снижает научность сделанных в работе выводов.

Можно согласиться с авторским предположением о том, что значимость проведенного им исследования позволит дополнить и обогатить российскую военно-морскую историю, историю Европейского Севера России.

Но решение проблемы о месте и времени зарождения ВМФ пока остается открытым. Для пояснения текста в монографию следовало бы включить иллюстрации — рисунки, фотографии, гравюры и другие изображения.

КОНДРЕСКУЛ Александр Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и политологии института социальногуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 103 научных публикаций, в т. ч. одной монографии и одного учебного пособия

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-rossiyskogo-voenno-morskogo-flota

Какие задачи поставил президент России перед ВМФ

Новая стратегия

В четверг, 20 июля, президент России Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года.

Необходимость наращивания российской военно-морской группировки и технологической модернизации российского флота объясняется в документе в первую очередь усилением борьбы среди мировых держав за ресурсы Мирового океана и морские транспортные пути.

«В последнее время обострилась конкуренция между странами за доступ к природным ресурсам Мирового океана, усилилось стремление ряда государств к получению контроля над стратегически важными транспортными коммуникациями», — говорится в документе.

Авторы документа считают, что российский флот должен противостоять попыткам противодействия российской экономической и научной деятельности на море.

Среди побудительных мотивов к развитию флота называют борьбу за углеводороды в Арктике, Каспийском море, Персидском заливе, конфликты в Сирии, Ираке, Афганистане, других странах Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Южной Азии и Африки, деятельность пиратов в разных районах Мирового океана.

Главной угрозой национальной безопасности России на море названы «стремления ряда государств, прежде всего Соединённых Штатов Америки и их союзников, к доминированию в Мировом океане, в том числе и в Арктике, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил».

Среди других угроз в документе были названы распространение оружия массового поражения, увеличение количества государств, обладающих мощными ВМС, давление на Россию для ослабления нашего контроля над Северным морским путём — стратегически важной для страны транспортной морской артерией, — территориальные претензии к России, браконьерство, терроризм.

В числе потенциальных угроз называется развёртывание неядерного высокоточного оружия и систем ПРО на море в непосредственной близости от российских границ, возможность применения силы в районах, представляющих национальный интерес для нашей страны, использование военной силы на море в нарушение норм ООН.

Читайте также:  Либеральные реформы александра ii (60-70 гг. xix в.) - история России

Стимул для роста

По мнению руководителя Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина, тот факт, что документ, который подчёркивает океанский характер будущего российского военно-морского флота и создание существенного авианесущего компонента в его составе, был принят именно сейчас, объясняется сочетанием экономических и геополитических факторов. Именно проблемная экономическая ситуация, политическое и экономическое (санкционное) противостояние с Западом толкают к решительным действиям в области обеспечения безопасности и вложениям в ВПК.

«И экономический рост, и безопасность базируются на таком понятии, как могущество», — заявил RT Коровин.

Эксперт пояснил, что термин «могущество» в геополитике используется для описания взаимосвязи экономических, политических и военных факторов, обеспечивающих стабильность и развитие государства.

«Развитие экономики связано с созданием больших экономических зон, в нашем случае евразийской экономической зоны, а её создание основано на вере союзников, которые готовы примкнуть к евразийскому блоку, что Россия обеспечит их глобальную безопасность», — отметил Коровин.

Это значит, что преодолевать кризисные тенденции в экономике нельзя без обеспечения защиты своих партнёров. А для этого необходимо усиление военно-морских сил.

«Без полноценного флота мы не сможем привлечь союзников, продемонстрировать силу и обеспечить экономический рост и глобальную безопасность, — резюмирует эксперт. — Достигнуть могущества в современном мире на пути к новой конфигурации безопасности, основанной на многополярности, невозможно без авианесущего флота, обеспечивающего военное присутствие в любой момент в любой точке планеты».

Виртуальное второе место

«Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над военно-морским флотом и будет стремиться к закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям», — такова главная задача российского флота согласно новым «Основам госполитики в области военно-морской деятельности».

Эксперты отмечают, что для достижения этой цели России необходимо не только сократить отставание от находящихся на первом месте по военно-морской мощи США, но и не дать обогнать себя Китаю, который в последнее время проводит масштабную программу военно-морского строительства.

«Есть очень хитрый момент, как считать критерии второго места, — заявил RT главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Это численность, водоизмещение кораблей, число атомных подводных лодок или авианосцев? Мы держим второе место из-за относительно большого числа атомных подводных лодок, а если смотреть по тоннажу надводных кораблей, особенно первого и второго ранга, то Китай давно уже на втором месте».

По словам эксперта, если считать подводные лодки, то мы действительно сможем удерживать второе место в мире к 2030 году.

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко полагает, что удержание второго места — сложная задача.

«Будучи шестой экономикой мира, добиться в мире второго военно-морского потенциала можно только за счёт максимальной концентрации ресурсов», — поясняет эксперт.

По мнению Макиенко, Россия просто в силу географических причин не должна участвовать в гонке вооружений с США и Китаем на пространстве Мирового океана.

«Мы континентальная держава. У нас торговля идёт в основном по трубопроводам, железной дороге, автомагистралям, — комментирует ситуацию Макиенко. — Вот у Китая она идёт по морю, они и делают колоссальные вложения в строительство военно-морского флота».

Эксперт считает, что основная задача ВМФ РФ — быть морской компонентой сил ядерного сдерживания наряду с РВСН и стратегической авиацией.

Равнение на авианосцы

В подписанном Владимиром Путиным документе отдельно ставится задача создания авианесущего комплекса. У России в настоящее время есть единственный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Он был введён в эксплуатацию в 1991 году и нуждается в модернизации.

По мнению Константина Макиенко, несмотря на трудности в начале 2000-х с наличием квалифицированных кадров и технологий производства, сейчас российский ВПК способен осуществить строительство новых кораблей, в том числе и авианосцев.

«Такая крупная морская держава, как Россия, которая омывается двумя океанами и ещё одним через Балтийское и Чёрное моря, не может быть без авианосцев», — заявил RT военный эксперт Виктор Литовкин.

В свою очередь Фролов воспринимает авианосную программу скептически.

«Даже если сейчас выделить деньги на авианосец, то его просто технически не построить. Потому что для этого верфей нет, их надо расширять и модернизировать, создавать всю кооперацию», — утверждает эксперт.

По мнению Литовкина, сперва надо решить более значимые проблемы и подготовить необходимую инфраструктуру для создания и функционирования авианосных групп.

«Строительство авианосцев — задача на перспективу, мы будем строить авианосцы в 2020-30-х годах», — считает эксперт.

Задача строительства авианосцев была обозначена и в подписанных в 2000 году «Основах государственной военно-морской политики до 2010 года». Однако за это время Россия ни одного не построила. Более того, в том же 2000-м в Индию продали один из двух находившихся на вооружении нашего ВМФ авианесущих крейсеров — «Адмирал Горшков», который после модернизации стал «Викрамадитьей».

«Эти деятели либо не знают, о чём говорят, либо целенаправленно противостоят созданию Россией мощной силы, способной противостоять США, — прокомментировал RT заявления о ненужности для России авианосцев председатель Союза геополитиков, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков. — Без авианосцев нам никуда: ни национальную безопасность не обеспечить, ни защиту национальных интересов в удалённых районах».

В основах государственной военно-морской политики также говорится об обеспечении ВМФ крылатыми ракетами большой дальности, гиперзвуковыми ракетами, роботизированными средствами, «в том числе атомными необитаемыми подводными аппаратами».

По мнению Макиенко, наиболее перспективным является создание роботизированных комплексов.

«Роботизация, особенно в подводной части, — это очень интересное направление», — утверждает эксперт.

Фролов считает, что в ближайшие 5-7 лет надо сосредоточиться на строительстве кораблей, а именно корветов проекта 20380-20385, фрегатов проекта 22350 класса «Горшков», гомогенной однородной группировки таких фрегатов.

По всем остальным направлениям, по мнению эксперта, лучше сделать пока упор на вложения в научные исследования и развитие технологий. Необходимо вкладываться и в модернизацию существующей техники, что принесёт немедленный эффект.

В отрыве от баз

Ещё одной трудностью развития океанского флота с мощным авианосным компонентом принято считать отсутствие у России сети развитых военных баз за рубежом, на которые опираются, например, военно-морские силы США.

По мнению экспертов, чтобы решить эту проблему, наша страна может взаимодействовать с уже существующими союзниками, восстанавливать связи с партнёрами советских времён и находить новых. Ими могут стать, например, Филиппины. Президент страны Родриго Дутерте недавно разрешил заходы российских кораблей в порты Филиппин для материально-технического обслуживания.

«Конечно, у нас нет такой глобальной сети, как у американцев, и даже того, что китайцы создают на востоке Африки, в Пакистане, Бангладеш. Но в Сирии, в алавитском поясе мы закрепимся надолго. Ограниченная система для присутствия в Восточном Средиземноморье у нас есть», — утверждает Макиенко.

По мнению Коровина, сейчас мы можем восстановить те стратегические отношения, которые складывались в советское время.

«Наши классические точки присутствия могут быть восстановлены в Центральной и Южной Америке, Африке, в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, в первую очередь во Вьетнаме. Наши новые союзники — это Иран и, возможно, Индия. Иран ключевой партнёр, ибо через Иран мы получаем выход в Индийский океан», — пояснил Коровин.

Макиенко в свою очередь отмечает, что российский флот способен действовать и в отрыве от баз и пунктов материально-технического обслуживания, хотя необходимость их создания на пространстве Мирового океана и постулирует указ об основах военно-морской политики.

«Ещё с советского времени у нас развивалась традиция обеспечивать присутствие военно-морского флота в условиях крайне ограниченной возможности по заходу в порты», — подчеркнул эксперт.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/37432026-kakie-zadachi-postavil-prezident-rossii-pered-vmf/

Как, кем и когда создавался Военно-Морской флот России

Российский императорский флот — одно из самых первых и официальных названий военно-морского флота России. Просуществовало название до 1917 года — думаю не стоит уточнять, почему именно в этом году слово «императорский» было «вырезано» из официального названия. Тем не менее обратимся к более важным вещам — к истории создания военно-морской мощи России.

Сегодня самым естественным и привычным образом осуждается эпоха правления Петра Первого. Многие из его реформ даже спустя столетия вызывают множество противоречивых мнений, и все они базируются на европеизированной версии России. Ведь именно он, император русский Петр взял за основу европейскую модель развития России.

Было бы нелепо и глупо с моей стороны рассуждать на тему: «прав был или нет» великий император в своем решении. По мне, совсем неплохо учиться у тех, кто в некоторых делах преуспел больше и лучше. И в данном контексте было бы правильным задаваться самыми важными вопросами — при Петре Россия строилась и развивалась или же деградировала по всем политическим и экономическим соображениям?

Однозначно, что Петр I развивал страну, укреплял и делал ее мощнее, даже с учетом того, что совсем уж откровенно вырисовывались европейские штрихи и заимствованный опыт соседних стран.

Повторюсь, главное — это развитие государства, и упрекнуть Петра в обратном было бы нелепо.

Самым главным аргументом в подтверждение вышесказанного — создание Императорского флота — гордость Петра Первого!

Официальной датой считается 30 октября 1696 года, когда Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России: «Морским судам быть».

Азовский флот Петра I

Азовский флот. Гравюра из книги Иоганна Георга Корба «Дневник путешествия в Московию» (русский перевод, 1867)

Предпосылками создания служили военные неудачи императора, в частности, первый азовский поход* наглядно показал царю Петру, что без сколько-нибудь сильного флота приморскую крепость взять нельзя.

Сама мысль Петра I построить флот на сухопутье, в Воронеже, за 1.200 верст от моря, считалась по всем меркам амбициозной, но не для Петра. Задача была выполнена за одну зиму.

https://www.youtube.com/watch?v=m_ZOxf8AUmg

Это гигантское предприятие одно могло бы составить славу человеку, и только позднейшие, еще более славные дела как-то заслонили в наших воспоминаниях это знаменитое возникновение морского флота на суше.

Когда Петру I указывали на почти невыполнимые трудности держать флот на чуждом совершенно море, где не было ни одной своей гавани, он отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань».

 Можно думать, что Петр, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге, рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте (стесненный их полчищами), а на Босфоре, где его корабли грозили бы своими пушками султанскому дворцу.

Правда, иностранные посланники доносили своим правительствам, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова. Корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из мерзлого леса, в большинстве случаев неопытными и плохими кораблестроителями, действительно были не важны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, этого он достиг.

Почти сразу же в это время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Воронеже и Петербурге, на Ладоге и в Архангельске. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж.

Читайте также:  Перестройка в общественно-политической жизни - история России

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы. За период с 1695 по 1710 г.

Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г.

после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря и обязалась уничтожить Азовский флот.

Создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель.

Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот.

В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.

Балтийский флот Петра I

Балтийский флот — один из старейших военно-морских флотов России.

Балтийское море омывало берега Дании, Германии, Швеции и России. Останавливаться на стратегическом значении в контролировании именно Балтийского моря не имеет смысла — оно велико и это надо знать. Знал это и Петр Первый.

Ему ли не знать о Ливонской войне, начатой в 1558 году Иваном Грозным, который уже в то время всячески стремился обеспечить России надежный выход к Балтийскому морю. Какое это имело значение для России? Приведу лишь один пример — в 1558 году захватив Нарву, русский царь сделал её главными торговыми воротами в Россию.

Товарооборот Нарвы рос быстрыми темпами, количество заходящих в порт судов достигало 170 в год. Нужно понимать, что такое стечение обстоятельств урезало значительную часть других государств — Швеции, Польши…

Закрепиться на Балтийском море всегда была одной из принципиально важных задач России. Попытки принимал Иван Грозный, и весьма успешные, но окончательный успех закрепил Петр Первый.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале.

В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним.

За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600-800 человек экипажа.

Для уверенного выхода к Финскому заливу Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Ладоге и Неве.

После 10-дневной осады и ожесточенного штурма, при содействии гребной флотилии из 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), переименованная вскоре в Шлиссельбург (Ключ-город).

По выражению Петра I, сей крепостью «отворялись ворота к морю». Затем была взята крепость Ниеншанц, расположенная при впадении в Неву р. Охты.

В 1704 г. на левом берегу Невы начато сооружение адмиралтейской верфи, которой было суждено вскоре стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу — кораблестроительным центром России.

В августе 1704 г. русские войска, продолжая освобождать побережье Балтики, штурмом овладели Нарвой. В дальнейшем основные события Северной войны происходили на суше.

Серьезное поражение 27 июня 1709 г. шведы потерпели в Полтавском сражении. Однако для окончательной победы над Швецией нужно было сокрушить ее морские силы и утвердиться на Балтике. На это потребовалось еще 12 лет упорной борьбы, прежде всего на море.

В период 1710-1714 гг. постройкой кораблей на отечественных верфях и покупкой их за границей был создан достаточно сильный галерный и парусный Балтийский флот. Первый из заложенных осенью 1709 г. линейных кораблей назван «Полтавой» в честь выдающейся победы над шведами.

Высокое качество русских кораблей признавалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал:

Успехи отечественных корабельных дел мастеров были весьма значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей, 9 фрегатов с 18-32 пушками, 177 скампавей и бригантин, 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060.

Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу на шведским флотом у мыса Гангут.

В морском сражении был пленен отряд из 10 единиц вместе с командовавшим им контр-адмиралом Н. Эреншельдом.

В Гангутском сражении Петр I полностью использовал преимущество галерного и парусно-гребного флота перед линейным флотом противника в шхерном районе моря. Государь лично возглавлял в бою передовой отряд из 23 скампавей.

Гангутская победа обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах. Она, как и Полтавская победа, стала переломным моментом в ходе всей Северной войны, позволившим Петру I начать подготовку к вторжению непосредственно на территорию Швеции. В этом заключалась единственная возможность принудить Швецию к заключению мира.

Это событие было позже отмечено выпуском медали с надписью «Владычествует четырьмя, при Борнхольме». В 1717 г. войска из Северной Финляндии вторглись на шведскую территорию. Их действия были поддержаны крупными морскими десантами, высаженными в район Стокгольма.

30 августа 1721 г. Швеция согласилась, наконец, подписать Ништадский мирный договор. К России отходила восточная часть Финского залива, его южный берег с Рижским заливом и прилегающими к завоеванным берегам островами. В состав России вошли города Выборг, Нарва, Ревель, Рига.

Подчеркивая значения флота в Северной войне, Петр I приказал выбить на медали, утвержденной в честь победы над Швецией, слова: «Конец сей войны таким миром получен ничем иным только флотом, ибо землею никаким образом достигнуть было того невозможно».

Сам царь, имевший звание вице-адмирала, «в знак понесенных трудов в сию войну», был произведен в адмиралы.

Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.

Добившись утверждения России на Балтийском море, Петр I вновь обращает свой взор на юг государства.

В результате Персидского похода русские войска при поддержке кораблей флотилии заняли города Дербент и Баку с прилегающими к ним землями, которые и отошли к России по трактату, заключенному с шахом Ирана 12 (23) сентября 1723 г. Для постоянного базирования русской флотилии на Каспийском море Петр основал в Астрахани военный порт и Адмиралтейство.

Чтобы представить грандиозность свершений Петра Великого, достаточно отметить, что за время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек.

В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.

На заре отечественного государственного кораблестроения для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались.

Сложность задачи заключалась в том, что плавание по мелководным рекам требовало малой осадки судна при сравнительно большой его ширине. Такие размерения кораблей при плавании в море приводили к резкой качке, снижающей эффективность использования оружия, ухудшали физическое состояние команды и десанта.

К тому же для деревянных судов сложной являлась проблема обеспечения продольной прочности корпуса. В целом нужно было находить «добрую пропорцию» между желанием получить хорошие ходовые качества, увеличивая длину судна, и иметь достаточную продольную прочность.

Петр избрал отношение длины к ширине равным 3:1, что гарантировало прочность и остойчивость кораблей при некотором уменьшении скорости.

Во 2-й половине XVIII — начале XIX вв. Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на 3-е место в мире, постоянно совершенствовалась тактика боевых действий на море.

Это позволило русским морякам одержать ряд блестящих побед. В историю военно-морского флота России вошли яркими страницами жизнь и подвиги адмиралов Г.А. Спиридова, Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, Г.И. Бутакова, В.И. Истомина, В.А.

Корнилова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова.

Читайте также:  Социально-экономическое развитие ссср - история России

В годы Великой Отечественной войны советский флот выдержал суровые испытания и надежно прикрывал фланги фронтов, громя фашистов на море, в небе и на суше.

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации.

Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов.

Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.

Моряки Черноморского флота.

ВМФ РФ СЕГОДНЯ

Военно-морской флот России (ВМФ РФ) включает пять оперативно-стратегических объединений:

  1. Балтийский флот ВМФ России, штаб Калининград, входит в состав Западного военного округа
  2. Северный флот ВМФ России, штаб Североморск, входит в состав Западного военного округа
  3. Черноморский флот ВМФ России, штаб Севастополь, входит в состав Южного военного округа
  4. Каспийская флотилия ВМФ России, штаб Астрахань, входит в состав Южного военного округа
  5. Тихоокеанский флот ВМФ России, штаб Владивосток, входит в состав Восточного военного округа

Цели и задачи

• сдерживание от применения военной силы или угрозы её применения в отношении России;

• защита военными методами суверенитета страны, распространяющегося за пределы её сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря;

• создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане;

• обеспечение военно-морского присутствия России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ;

• обеспечение участия в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам государства.

В состав Военно-Морского флота России входят следующие силы:

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Морская авиация
  • Береговая
  • Палубная
  • Стратегическая
  • Тактическая
  • Береговые войска флота
  • Морская пехота
  • Войска береговой обороны

Помнить и знать о таком важнейшем для истории России событии, как создание ВМФ России 30 октября 1696 года — очень важно, равно как и испытывать чувство гордости за достижения и успехи ВМФ России в свете сегодняшних событий в мире.

Источник: https://moiarussia.ru/kak-kem-i-kogda-sozdavalsya-voenno-morskoj-flot-rossii/

Военно-морской российский флот: обзор, особенности и интересные факты :

Российский флот — предмет гордости нашей страны и зависти всех остальных держав. История его развития, интересные факты и о том, какое место он занимает сегодня.

Этапы истории Российского флота

День военно-морского флота не имеет точной даты и отмечается традиционно в последнее июльское воскресение. Всю его историю можно разделить на несколько больших этапов:

  1. Со времен Древней Руси до правления Петра I.
  2. Российский Императорский Флот.
  3. Советский флот.
  4. Настоящее время.

Роль Российского военно-морского флота в государстве

Российский военно-морской флот — вид вооруженных сил государства, призванный защищать государственные интересы в морских и океанских территориях, защищать независимость России за границами сухопутных войск.

Российский флот заменил Советские военно-морские силы, основой которых был Российский Императорский флот. По своему составу и численности российский флот уступает только американскому и советскому.

Многие корабли, составляющие сегодня российский морской флот, были построены во времена Советского Союза и устарели морально и физически. Последние несколько лет ведется активное строительство кораблей и пополнение вымпелами.

Государство разработало программу вооружений, согласно которой, на развитие флота будет выделено более 4 триллионов рублей до 2020 г.

Андреевский флаг

Андреевский флаг — символ Российского военного флота, он появился во времена правления Петра Великого. Первый в мире флаг с изображением андреевского креста появился в Шотландии. На косом кресте был распят Андрей Первозванный.

Легенда гласит, что король Ангус II, который возглавлял войска Пиктов и Скоттов, перед сражением с англами просил Бога даровать ему победу. Он поклялся, что если одержит победу, объявит Андрея Первозванного покровителем Шотландии.

Утром облака сошлись в форме креста, на котором был распят апостол.

Воодушевленные знаком свыше воины поверили в благословение и разгромили англов. Агнус II выполнил свой обет и назначил Андрея покровителем Шотландии. Белый косой крест на голубом фоне, как память о сражении, стал символизировать страну. Позднее этот крест стал частью флага Соединенного Королевства и сохранился на нем до нашего времени.

В декабре 1699 г. Петр утвердил в качестве символа русского флота синий крест на фоне белого полотна. Внешний вид флага был утвержден только спустя двадцать лет.

Георгиевский адмиральский флаг

Андреевский флаг символизировал российский флот до 1917 г. и был единственным его символом. После революции в 1919 году его дополнили Гергиевским флагом: в центр андреевсекого был помещен щит красного цвета, на котором был изображен святой Георгий Победоносец. Этот символ вручался кораблям, экипажи которых проявляли воинскую доблесть и мужество, защищая честь страны или флага.

Изначально символ российского флота был огромных размеров, доходя до 4 метров в длину. Такие размеры создавали ужасный рев, и это свойство было использовано в качестве психологической атаки.

Самый печальный момент в истории флага — использование его генералом Власовым, который воевал на стороне Германии.

В 1992 году было принято решение вернуть Андреевский флаг как символ флота государства и заменить им советскую символику. Единственный корабль, который сегодня не поднимает этот символ, — лодка С-56. Она носит статус военного мемориала. В память о подвигах советских моряков на ней ежедневно поднимается и спускается советский флаг.

Цели и задачи военно-морского флота

Флот оказывает влияние на политическую обстановку стран только лишь своим существованием. Долгое время границы Британской Империи были очерчены бортами кораблей. Сегодня мировой океан является главным источником огромных ресурсов и главной транспортной артерией. Страна, в распоряжении которой находятся боевые корабли, может стать источником вооруженных сил в любой его точке.

Военные корабли могут оказывать воздействие на коммуникации страны-противника, отрезая ее от поставок сырья и продовольствия. Моряки могут не только наносить удары на морские и воздушные силы. Истории известно немало примеров, когда они становились частью сухопутных войск и участвовали в сражениях.

Так, во времена Великой Отечественной войны моряки Черноморского флота организовывали отряды обороны Севастополя и Одессы, а их командиры стояли во главе этих отрядов. Морские военные силы оказывали содействие войскам на суше и участвовали в прорыве блокады Ленинграда и ее снятии.

Среди основных задач, которые выполняет Российский военный флот, можно выделить:

  1. Демонстрацию военной мощи и флага.
  2. Охрану прибрежной территории и морских коммуникаций.
  3. Гуманитарные миссии.
  4. Переброску и снабжение войск.
  5. Обеспечение национальных интересов России.
  6. Миротворческие действия.
  7. Борьбу против пиратства.
  8. Противоракетную оборону.
  9. Боевое дежурство.

Мирные задачи военно-морского флота

Российский морской флот в мирное время выполняет следующие функции:

  1. Сдерживание сил и военных угроз в отношении Российской Федерации.
  2. Защита независимости страны и ее интересов за пределами сухопутных территорий, внутри морских вод и территориальном море, суверенитета в экономической зоне и континентальном шельфе.
  3. Создание безопасной обстановки для хозяйственной деятельности на территории моря и Мирового Океана.
  4. Защита, охрана границ России, контроль за использованием воздушного пространства.
  5. Содействие органам Внутренних дел России в разрешении внутренних конфликтов с применением оружия, обеспечение безопасности граждан и установление режима чрезвычайного положения.
  6. Содействие отрядам МЧС в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и другие задачи.

Структура

Российский флот имеет следующую структуру:

  1. Надводные силы.
  2. Авиация.
  3. Морская пехота.
  4. Подводные силы.
  5. Береговая охрана.
  6. Войска специального назначения.
  7. Тыловые войска.

Надводные силы

Надводные силы — основа выхода и развертывания кораблей в зону боевых действий. Осуществляет перевозку и прикрытие десанта, обеспечивает возврат на базу. Важнейшая часть современного военно-морского флота.

Оснащенные вертолетами и самолетами корабли российского флота обладают большей поражающей способностью.

Вертолеты обеспечивают возможности связи и передачи грузов в море, проведение спасательных операций личного состава.

Подводные силы

Ударная мощь российского флота. Осуществляют скрытое контролирование Мирового Океана, наносят мощные удары из его глубины. Подводные лодки подразделяют на ракетные и торпедные. Атомные подводные лодки, которые оснащены ракетами баллистического типа и крылатыми ракетами, — главная ударная сила военно-морского флота.

Войска морской авиации

Морская авиация включает в себя:

  • Стратегическую и тактическую — для оказания сопротивления надводным кораблям.
  • Палубную, основная задача которой — ликвидация самолетов противника в воздухе и ведение разведки.

Морская пехота

Сила военно-морского флота для боевых операций, в том числе совместно с сухопутными войсками в составе морских десантов и для охраны прибрежной территории.

Войска береговой охраны

Основная цель — защита пунктов базирования военно-морских сил, портов, островов от нападения противника. В основе вооружения — артилерия и боевые ракетные комплексы, специальные боевые корабли, призваные обеспечить оборону войсками на побережье.

Источник: https://www.syl.ru/article/311773/voenno-morskoy-rossiyskiy-flot-obzor-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию