Искусство руси времен татаро-монгольского нашествия — история России

Историческая подмена сути нашествия монголов на Русь

  Существующая сегодня общепризнанная историками версия событий времен нашествия монгольских полчищ на Русь, продолжительного татаро-монгольского гнета и освобождения Русской земли от ордынского ига достаточно популярна. И звучала она примерно следующим образом.

В Монголии на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков жил вождь, который сумел собрать под своим руководством разобщенные монгольские кочевые племена и основал империю, самую обширную в истории человечества.

После чего получил имя, по которому стал известен всему миру — Чингис-хан.

 Хан Великой монгольской империи имел огромное войско, во главе которого решил покорить весь древний мир. Разгромив соседские кочевые племена, Чингис-хан покорил Китай и Среднюю Азию.

После падения Самарканда его войска отправились за Амударью вслед за бежавшим шахом разгромленного государства Хорезм. Затем орда прокатилась через Северный Иран и вступила сначала на территорию Южного Кавказа, где покорила города и собрала дань, а затем разгромила и Северный Кавказ.

С наступлением весны 1223 года войска Чингис-хана достигли границ древней Руси. Объединившиеся военные силы русских мелких князей и кочевых половцев не смогли противиться натиску свирепого хана, а потому в произошедшем на берегу реки Калка противостоянии они были разбиты.

Тем не менее, удача отвернулась от хана — в боях в Волжской Булгарии его войско потерпело поражение и вынужденно вернулось в покоренную Азию. 

 Захватническую политику отца после его смерти продолжил Угедей — третий сын Чигисхана. Под его началом была проведена масштабная военная операция, закончившаяся завоеванием Западных государств, в том числе и многочисленных русских княжеств. Тогда, в 1237 году, Русь подверглась второму страшному нашествию татаро-монгольского войска.

Орда прокатилась по ее просторам, оставляя после себя сожженные и разоренные города. Растоптав Русь, войска хана Угедея двинулись на запад, где разорили Польшу, Венгрию и Чехию.

Татаро-монгольская волна докатилась до берегов Адриатического моря, но вынуждена была отхлынуть назад, опасаясь возможных действий со стороны хоть и разгромленной, но все-равно опасной и непредсказуемой Руси.

 Тот исторический период и стал началом длительного татаро-монгольского гнета, тяжким бременем нависшего над русской землей. Огромная империя, распростершая свои владения од Пекина до берегов Волги, хозяйничала на Руси, совершала набеги на города, разоряла их, убивала или уводила в рабство множество славян.

Знатные ханы из Орды одаривали князей разрешениями на княжеский престол, но при этом могли спокойно убить их. Тем не менее, в среде монголов были христиане, что позволяло некоторым русским князьям заводить с ними довольно крепкие приятельские, а иногда и откровенно дружеские отношения.

Иной раз такая дружба давала князю возможность с помощью военной силы своего побратима удержаться на престоле.

 Однако с течением времени Русь начала крепчать военной мощью, объединяя разрозненные княжества перед лицом общей беды. И в 1380 году, молодой московский князь Дмитрий по прозвищу Донской разгромил монгольского хана Мамая со всем его войском, а сто лет спустя сошлись в битве на реке Угре воины князя Ивана III с войсками хана Ахмата.

Оба противника разбили лагеря на противоположных берегах реки, ожидая начала военных действий. Но сражения как такового не произошло. Ахмат поверил, что войска князей русских теперь стали достаточно сильны, чтобы противостоять врагу, поэтому повернул своих воинов и ушел с ними к берегам Волги.

После этого «стояния на реке Угре» монгольская империя начала сдавать свои позиции и Русь смогла, наконец, освободиться от многовекового ига.

Однако современная историческая наука обладает сведениями, позволяющими утверждать, что называть иго, продолжавшееся несколько веков на Руси, татаро-монгольским некорректно, поскольку так называемые захватчики вовсе не были пришельцами из монгольских степей.

Они были русскими. Возможно, свою роль в данной исторической подмене сыграли летописцы времен Петра Великого, ведь именно тогда татар, как и монголов причислили к монголоидной расе. Версия о подмене фактов имеет определенные свидетельства.

Первоисточники о татаро-монгольском нашествии

 Особое внимание нужно обратить на тот факт, что термин, обозначающий монгольское нашествие, практически никогда не употреблялся в древнерусских сказаниях и книгах.

Описание тяжелых испытаний, выпавших на долю славян от набегов монголов, можно найти только в Сборнике старорусских летописей и других древнейших памятников литературы. В этом сборнике подробно описана сама Русь, ее территория, а также существенные на тот момент военные достижения.

В частности рассказывается, что земля славянская красива и светла, что имеет она природные богатства, реки, обширные просторы, густые леса, бесчисленное зверье и птиц, а также города, селения, монастыри и другие храмы под руководством князей да бояр.

Далее описывается занимаемая Русью обширная территория, которая была покорена христианами и подчинялась Владимиру Мономаху, а затем перешла к сыну его князю Юрию, потом к внуку — князю Всеволоду. При этом и половцы, и литовцы с немцами, и даже повелитель Византийский трепетали перед Владимиром Мономахом.

И затем лишь в нескольких словах описано, что обрушилось несчастье, какого не видела Русь со времен Ярослава Великого и до владимирского князя Юрия, Напали на Русь «поганые» народы и стали жечь христианские монастыри.

 Данный текст взят из произведения «Слово о погибели Русской Земли», не сохранившегося до нашего времени описания татаро-монгольского набега. Но этот отрывок очень скуден, и в нём трудно угадать какое-либо вражеское вторжение со стороны иноземных недругов.

Основная часть летописи была уничтожена по всей вероятности историками семьи Романовых, которые и ввели эту подмену. Тем не менее нельзя с уверенностью говорить о том, что в не сохранившейся части летописи рассказывается о завоевании Руси монгольской империей.

Обозначение «поганые» может в равной степени относиться и к крестьянам, и к язычникам, и даже к некоторым соседним народностям. 

Внешние черты татаро-монгол

 Сегодня вызывает серьезные сомнения описание внешности Чингис-хана и его принадлежность к монголоидной расе. Например, на портрете, хранящемся в музее Тайваня, этот вождь кочевников вовсе не выглядит азиатом.

Существуют также древние описания Чингис-хана, согласно которым он был высокого роста, имел длинную окладистую бороду и желто-зеленые раскосые глаза.

Известный в древности ученый из Персии Рашид ад-Дин указывал, что в династии, из которой происходил Чингис-хан часто появлялись на свет дети со светлыми волосами и глазами. Да и само имя Борджигин, полученное предками Чингис-хана, переводится как сероглазый. Эти же сведения подтверждает Г.

Грумм-Гржимайло, описывая сказание о том, что один из предков Чингис-хана, некий Бодуаньчар, имел голубые глаза и белые волосы. Таким же образом описывается и внешность хана Батыя. Он тоже был светловолос, имел светлую бороду и светлые глаза.

Обращает на себя внимание тот факт, что языки монгольской группы не имеют имени Бату, равно как и Батый. Имя Бату есть в башкирском языке, а имя Бастый можно встретить у половцев. На основании этого просится вывод, что имя одного из сыновей Чингис-хана имело вовсе не монгольское происхождение. 

бюст Бату Хана, находящийся в Турции 

На иранской миниатюре XV-XVI веков Тимур нарисован с белой густой бородой и внешними признаками белой расы

 К сожалению, нельзя доверять сказаниям и легендам о Великом хане, написанным в сегодняшней Монгольской Республике. Все потому, что в средние века на территории монгольских степей не существовал ни алфавит, ни письменность, поэтому записи создавались не ранее семнадцатого века.

А это может означать, что любая из этих записей — всего лишь пересказ прошедших через века и, возможно, претерпевших серьезные изменения, устных легенд.

Современные монголы очень бережно относятся к этим хроникам и чтут память своего великого предка, как напоминание о былом могуществе народа, сумевшего покорить половину древнего мира.

 Еще одна загадка состоит в том, что ни один из свидетелей тех давних дел не описывал людей с черными волосами и с раскосыми глазами, которые бы могли соответствовать монголоидной внешности. Единственными представителями народов, вышедших из степей Азии, стали джалаиры и барласы.

Об этих народах упоминают в книге «Русь и Золотая Орда» ученые Б.Греков и А.Якубовский. Но, согласно авторам книги, эти племена пришли на русскую землю вовсе не под началом Чингис-хана, они пришли в Семиречье — территорию сегодняшнего Казахстана. После чего уже в конце восемнадцатого века они разделились.

Джалаиры ушли в сторону сегодняшнего Ходжента, а барласы поселились на берегах Кашкадарьи. В период своего нахождения в Семиречьи оба племени приобщились к тюркскому языку и культуре. Влияние тюркской культуры оказалось таким сильным, что в конце четырнадцатого века тюркский язык они стали считать своим родным.

В пользу рассматриваемой версии выступает также тот факт, что в течение трехсот лет ига так и не произошло слияние монголов и славян.

 В период развития Руси, берущий начало в шестнадцатом веке, начинается продвижение русского народа в сторону востока, к подножию Уральских гор.

И удивительным оказалось то, что на протяжении тысячи километров этого пути первопроходцы-казаки не встретили никаких остатков могущественной империи степных ханов, которая охватывала территорию от Китайского государства до границ европейской Польши.

Никаких признаков городов, ни знаменитого многокилометрового ямского тракта, которым спешили в столицу Каракорум гонцы от русских князей. Никаких следов, свидетельствующих о существовании в этих местах государства.

Кроме этого, оказалось, что население этого края не помнит и не знает ни о процветавшей в монгольских степях столице Каракорум, ни о великих ханах, чье влияние и власть распространялись на половину древнего мира.

О династиях маньчжур из Северного Китая, жители не забыли, поскольку представители этой династии ассоциировались у них со злом из-за частых разорительных набегов. Но сведения о Батые и Чингисхане отчего-то не остались в памяти местных жителей. Так и не найдя на своем пути ни следов развитого и богатого государства монгольского, ни развалин городов, первопроходцы наткнулись только на малоразвитое Кучумово царство, расположенное на месте сегодняшней Тюмени.

 Обращает внимание и тот факт, что и в живописи на миниатюрах, изображавших эпизоды истории, связанные с военными походами татаро-монголов, все они показаны с явно русской внешность.

При внимательном рассмотрении миниатюры «Стояние на Угре» или миниатюры «Взятие Козельска», становится очевидным, что внешность нападавших не является монголоидной.

Кроме того, и на многих других старорусских миниатюрах внешний вид и обмундирование воинов Чингисхана практически невозможно отличить от вида русских дружинников.

Миниатюра «Стояние на Угре» из летописного свода. XVI век.  Взятие ордынцами Козельска.   

 А на известной европейской миниатюре под названием «Смерть Чингисхана» хан нарисован в шлеме, который очень похож на доспехи Болеслава. Такое обмундирование носили русские и европейские воины.

Бросается в глаза абсолютно славянское лицо хана, одежда, очень похожая на славянский кафтан, окладистая светлая борода. На боку прицеплен вместо узкой искривленной азиатской сабли елмань — оружие, позаимствованное русскими воинами у турецких янычар.

Такие сабли еще долго оставались на вооружении, вплоть до времен Павла Первого.

Миниатюра из средневекового манускрипта книги Марко Поло. «Смерть Чингисхана при осаде крепости Калки»

Источник: http://taboo.su/istoriya/falsifikatsiya-istorii/255-nashestviya-mongolov.html

Татаро-монгольское нашествие и его влияние на историю России

Во второй половине XII в. в степях Центральной Азии начинают формироваться предпосылки для создания государства у монгольских племен. В 1204-1205 гг. хан Темучин был провозглашен Чингисханом — правителем всех монголов.

Подчинив кочевников Центральной Азии и соседние племена Южной Сибири, Чингисхан укрепил военную мощь монголов. Началом завоеваний стал захват Северного Китая (1211-1215). В 1219 г. войска Чингисхана напали на государство Хорезм-шаха в Средней Азии.

После этого монгольские войска, обогнув южный берег Каспийского моря, вторглись в Закавказье. Разгромив объединенную армяно-грузинскую армию, они прорвались на Северный Кавказ, где встретились с аланами (осетинами) и половцами. В 1223 г. на р. Калке в Приазовье произошла битва между монголами и объединенным войском русских и половцев.

Она закончилась поражением союзных войск из-за несогласованности действий, отсутствия единого командования, незнании мощи и военных хитростей монголов. После смерти Чингисхана в 1227г. его владения были разделены на улусы – уделы его сыновей и внуков, формально подчинявшихся главе рода Чингизидов.

Хан западного улуса Бату (Батый), выполняя завет своего деда, стал готовиться к походу до «последнего моря» (Атлантического океана).

Осенью 1236 г. монголы разорили Волжскую Булгарию, в течение 1237 г. нанесли несколько поражений половцам. В декабре 1237 г. неожиданно для русских войска хана Батыя вступили в пределы Рязанского княжества. По летописным данным, численности монгольской армии составляла 600 тыс. человек.

В военных действиях против Руси принимало участие примерно 50 тыс. воинов, притом собственно монголов там было не более 10 тыс., а остальные — представители покоренных народов. Рязань героически оборонялась, но, не получив помощи от других княжеств, через пять дней пала.

По замерзшей Оке воины Батыя вышли к Коломне, где встретились с остатками рязанской рати и дружиной владимирского князя во главе с его сыном, шедшим на помощь рязанцам. Русское войско, значительно уступавшее по численности монгольскому, потерпело поражение. После этого была взята и сожжена Москва. В районе р.

Оки на 7 недель задержал продвижение захватчиков небольшой город Козельск, прозванный монголами «злым». В начале февраля 1238 г. по Клязьме войска Батыя подошли к Владимиру. Столица Северо-Восточной Руси пала. 4 марта 1238 г. на р.

Сити в ожесточенном сражении было разгромлено войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, а сам он погиб. До Новгорода войско татаро-монголов не дошло из-за начавшейся весенней распутицы и отсутствия провианта.

Весной 1239 г. монголы начали захват Южной, а затем и Юго-Западной Руси. Пал Переяславль, был захвачен Чернигов, а в декабре 1240 г. после ожесточенной осады Батыю удалось взять Киев. После этого монголы покорили Галицко- Волынскую Русь. Затем монголы вторглись в Польшу, Венгрию и Чехию.

Отдельные их отряды доходили до Адриатики, но сил для захвата Западной Европы уже не хватало. Весной 1242 г.

из столицы монгольской империи Каракорума, пришла весть о смерти великого хана Угедея и Батый быстро повернул свои войска обратно, чтобы они смогли участвовать в выборах нового великого хана.

В результате монголо-татарского нашествия особенно пострадали города, из 74 городов Руси 49 были разрушены, многие городские ремесленники уведены в рабство. Это подорвало ремесло, затормозило и деформировало развитие товарно- денежных отношений.

В итоге русский город не стал «центром прогресса» ни в социально-политическом, ни в культурном отношении. Сбор дани и утечка серебра в Орду усиливали натурализацию хозяйства, консервировали патриархальность русской деревни. Своей борьбой Русь спасла Западную Европу.

Приняв на себя главный удар, она обеспечила благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

https://www.youtube.com/watch?v=niyozTkekpE

Разоренные русские земли вошли в состав созданного монголами государства, получившего название Золотая Орда.

Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения представляла пеструю смесь самых разных народов — монголы, волжские булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и др.

Русские земли обязаны были платить татаро-монгольским ханам дань — «выход». Эта зависимость выражалась в том, что русский великий князь садился на престол от имени хана.

Власть хана по отношению к вассальным русским князьям формально выражалась еще и в том, что князья утверждались на своих княжеских столах через вручение им специальных грамотах — ярлыков.

Старший среди князей, или великий князь, тоже получал особый ярлык на великое княжение.

Поборы и вымогательства со стороны татаро-монгольских чиновников — баскаков продолжались, что вызывало крайнее недовольство со стороны населения. В целях упорядочивания сбора дани монголо-татары провели перепись населения на Руси в 1257-1259 гг. Новгородцы воспротивились этому, подняв восстание. На их усмирение прибыл князь Александр Невский с дружиной.

В 1254 г. жители Галицко-Волынской Руси во главе с князем Даниилом выступили против ордынского военачальника Куремсы. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. Народные выступления привели к изгнанию баскаков. Одним из самых крупных выступлений в XIV в.

против ордынцев стало восстание в Твери в 1327 г., вызванное произволом и насилиями, чинимыми баскаком Чолханом, посланным ханом Золотой Орды Узбеком для сбора дани. Прибыв в город, Чолхан изгнал из дворца князя Александра Михайловича, воины его отряда стали грабить и оскорблять горожан.

Попытки тверичей пожаловаться князю не имели успеха. По решению вече все ордынцы во главе с Чолханом были перебиты. Восстание было подавлено ордынцами только с помощью дружины московского князя Ивана Калиты.

В результате восстания Золотая Орда отказалась от практики посылки баскаков для сбора дани, эта обязанность перешла к самим русским князьям.

Значительным этапом в борьбе против монголо-татар стала Куликовская битва 8 сентября 1380 г. Русские войска под командованием московского князя Дмитрия Донского разгромили войска хана Мамая.

Окончательное свержение монголо-татарского ига произошло осенью 1480 г., вошедшее в историю как «стояние на реке Угре». Противоборствующие войска хана Ахмата и московского князя Ивана III так и не вступили в бой. Обещавший помощь монголо-татарам литовский князь так и не явился. Войска монголо-татар вынуждены были покинуть пределы Руси.

Вопрос о степени влияния татаро-монгольского ига на русскую историю принадлежит к числу дискуссионных. Существует две точки зрения. 1) Монголо- татарское нашествие принесло разорение Руси, гибель людей, законсервировало феодальную раздробленность, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт. Эту позицию защищали С. Соловьев, С. Платонов, М.

Покровский. 2) Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социально-политическую организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Впервые эту мысль высказал Н. Карамзин, который считал, что зависимость от Орды способствовала преодолению раздробленности Русской земли, созданию единого государства. Разделяя эту мысль, В.

Ключевский выделял еще одну сторону власти ордынского хана над русскими князьями — он полагал, что она выступала для Руси в качестве объединительного фактора, и что Орда выступила в качестве третейского судьи, иначе князья уничтожили бы Русь своими усобицами. В XX в.

эти идеи развивали евразийцы, которые считали Московское государство частью Великого Монгольского государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a4463.html

Культура Руси до монголо-татарского нашествия

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия…………………..….4

2. Культура России XVIIXVIII вв……………………………………….…7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….9

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…10

ВВЕДЕНИЕ

         Культура народа является частью его истории.

Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

         Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной.

Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.

Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо-Восточной Руси и .т.д, далее в работе рассматривается вопрос о Культуре России XVII – XVIII вв, в которой говорится начало нового периода в русской истории  и новым этапом в истории русской культуры.

Русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.

         1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия.

         Культура Руси до монголо-татарского нашествия включает в себя устное народное творчество, где рассказывается о большинстве былинных сюжетов связанных со временем княжения Владимира Святославича — временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками. Истинный герой былинного эпоса — герой-богатырь, олицетворявший сам народ.

  Любимейший народный герой — Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот».  Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.  Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде.  В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги.

  Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы.          Письменность, создание славянской азбуки, так же описывается в культуре Руси, которую связывают с именем византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия.

  По мнению ряда исследователей, на рубеже IX–Х веков на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Более легкий и удобный алфавит со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание — ежегодные записи событий.  Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов.  Одним из первых памятников летописания

является «Повесть временных лет» (предположительно 1113 год), написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть»).  Нестор повествует историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива. Появление житийной литературы. Образцом такой литературы является «Сказание о Борисе и Глебе». 

         Жанр, является одной из главной части в писания русской Руси.  Образец: «Хожение игумена Даниила на Восток» (1107 год) — авторское описание путешествия первого известного нам русского паломника. Известно как «Хожение в Иерусалим» или «Поломник».

  Даниил посетил святые места в Иерусалиме. Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий.  Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси — всего около 150 книг.

  Древнейшие литературные памятники — «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годы).

  Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати».  Оно написано в 30–40-х годах XI

века священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом.

Живопись . От живописи Владимиро-Суздальской Руси до монгольского времени до

нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше.  Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда».

Архитектура .  До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества (шатровые церкви, колокол) впоследствии оказали влияние на каменную архитектуру.

  После крещения Руси начинается возведение каменных храмов — в основе по образу и подобию визайнтийских.  На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма.

  Внутреннее пространство здания расчленялось массивными столбами, соединенными попарно арками; возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом.  Первой

каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века греческими мастерами.  Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 году.  В 1031–1036 годах в Чернигове, также греческими зодчими, был воздвигнут Спасо-Преображенский собор — самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси.

  Вершиной зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и русскими мастерами.  Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Новгородские постройки начала XII века: Николо-Дворищенский собор (1113 год), соборы Антониева (1117–1119 годы) и Юрьева (1119 год) монастырей, церковь Иоанна на Окопах (1127 год), Шатровые церкви, звонницы.   Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI–XII веков началось с возведения собора в Суздале Владимиром Мономахом.

  Строительство во Владимире большого подъема достигло при Андрее Боголюбском.  Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота.  В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями.  Центром всего ансамбля являлся собор Рождества богородицы.

  В 1158–1161 годах был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем. Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.

     2. Культура России XVIIXVIII вв.

         В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности — первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.

         Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.

         Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.      XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом.

Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I (I672-1725). В России утверждается самодержавная власть — абсолютная монархия.      В XVIII в.

развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историка- культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад.      К концу XVIII в.

завершается процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства.

     Основным содержанием историко-культурного процесса в этот-период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры — наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.

         Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер — она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской.

Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов.

Да и сами горожане преобразились — стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.

         Рассмотрев вопрос культура России XVII – XVIII вв, я сделала вывод, что у России в XVII в. не все было гладко К этому времени большинство европейских стран пошли по пути «буржуазного развития», а Россия задержалась на этапе феодальных отношений.

Это во многом мешало развитию русской культуры, которая как бы осталась на этапе средневековья. Но, несмотря на это, стали намечаться новые тенденции. Развивались внешние связи России с другими государствами мира. В XVIII в. начинает складываться капиталистический уклад.

Главное культурное событие этого времени – окончательное формирование национальной русской культуры.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник статей. – Изд-во АН СССР, М-Л., 1958 – 102с.

2. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М.: 1996 – 230 с.

3. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. – М.: ВЛАДОС, 1995 – 89 с.

4. 

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/kultura-rusi-do-mongolo-tatarskogo-nashestviya/

Презентация на тему «Русь после татаро-монгольского нашествия. Центры собирание земель. Возвышение Москвы»

  • Слайд 1

    «Русь после татаро-монгольского нашествия. Центры собирание земель. Возвышение Москвы»

  • Слайд 2

    Основная форма феодального землевладения – вотчина. Распространяется условное землевладение – поместья дворян и «детей боярских» – служилых людей князя. Чаще всего их земли являлись «пожалованием» князя.

    Среди различных категорий крестьян помимо холопов появляются новые закабаленные люди: крестьяне-серебренники (которые взяли взаймы деньги), изорники (от слова «орать», т.е. пахать – те, кто работал на поле феодала), половники (должны были отдавать половину своего урожая) и т.д.

    Все большее количество крестьян становились зависимыми, но часть крестьянства остается свободной (особенно – на севере, в лесах). Черносошные (государственные) крестьяне платили налог князю.

  • Слайд 3

    В политическом отношении Владимиро-Суздальская Русь в период раздробленности была разделена на несколько «великих княжеств»: Владимирское, Рязанское, Муромское, Суздальское, Переяславское (с Москвой), Рязанское, Новгородское, Черниговское, Смоленское, Киевское и др. Они представляли собой фактически самостоятельные государства. Княжества делились на уделы. В каждом княжестве был свой великий князь, в уделе – удельный князь. Продолжались усобицы.

  • Слайд 4

    1. Экономические. 2. Социальные. 3. Политические. 4. Психологические.

  • Слайд 5

    1. Центральное положение Москвы среди других русских земель. Здесь начал складываться новый этнос – великорусская народность. 2. Удаленность Москвы от окраин, которые подвергались разорению со стороны ордынцев. Москва избежала больших разрушений. Рос приток беженцев из окраинных районов страны в Москву. Ее население быстро увеличивалось. 3.

    Удобство торгового расположения Москвы: здесь пересекались торговые пути из северной, северо-восточной и западной Руси. Это делало Москву центром русских земель. Здесь складывался общерусский рынок. 4. Важное значение имела активная объединительная политика московских князей.

    Она объективно отвечала интересам всех жителей Руси Ее результатом явились быстрые темпы и успехи созидания единого сильного государства.

  • Слайд 6

    Первоначально Московское княжество было очень небольшим удельным владением младшего сына Александра Невского – Даниила. Именно князь Даниил Александрович сделал первые приращения к Москве, значительно расширив ее территорию. В 1301 г. к Москве присоединена Коломна, в 1302 г. – Переяславль. При Данииле Москва становится центром княжества. В 1303 г.

    Даниил умер, не успев получить ярлык на великое княжение Владимирское. В 1305 г. ярлык, согласно старшинству, был передан тверскому князю Михаилу, сыну младшего брата А. Невского – Ярослава. Московским же князем становится Юрий Данилович (1303 – 1325). Он вступает в борьбу с Михаилом за великокняжеский стол, даже несмотря на то, что Орда до 1317 г.

    однозначно поддерживала Михаила. Юрий сумел использовать напряженные отношения тверского князя с Новгородом и с митрополитом Петром, а позднее также свое родство с золотоордынскими ханами – он женился на сестре хана Узбека – Кончаке (Агафье). После этого Юрий в конце концов сумел в 1317 г. добиться ярлыка и устранить своего конкурента.

    В следующем году Михаил был убит в Орде.

  • Слайд 7

    Примерно 10 лет соперничество шло с переменным успехом – Орда поддерживала то Москву (1317-1322), то Тверь (1322-1326). Перелом наступил в 1327 г. В Твери вспыхнуло восстание, вызванное бесчинствами отряда ордынского посла Чолхана. Тверской князь Александр Михайлович после безуспешных попыток остановить горожан, встал на их сторону.

    Московский князь Иван Данилович Калита (1325-1340 гг.) подавил антиордынское восстание в Твери. Таким образом, он не только жесточайше разорил своего главного соперника тверского князя и получил от хана Орды ярлык на великое княжение. Он добился большего – хан доверил Ивану Калите самому собирать дань с Руси и передавать ее затем в Орду.

  • Слайд 8

    При Калите в зависимость от Москвы попали Ростов, Галич, Белоозеро, Углич. Важное значение имело перенесение в Москву в 1326 г. митрополичьей кафедры и переезд сюда из Владимира митрополита Петра. В итоге Москва становится гражданской и церковной столицей Руси.

  • Слайд 9

    Сыновья Ивана Калиты Семен Гордый (1340-1353 гг.) Иван II Красный (Кроткий) (1353-1359 гг.)продолжали линию отца. Никакими особенно выдающимися деяниями они себя не проявили, однако они сохранили ярлык на великокняжеский Владимирский престол.

  • Слайд 10

    В княжение Дмитрия (1350-1389 гг.), сына Ивана II и внука Калиты, объединительная политическая линия московских князей получила достойнейшее проявление. Именно в его княжение ордынцам был дан первый достойный отпор – сначала в 1378 г. на р.

    Воже, а затем 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле. За эту победу князь получает прозвание «Донской».

    Сохранились славные имена героев этой битвы: богатыри Александр Пересвет и Родион Ослябя, воевода Дмитрий Боброк-Волынский, серпуховской князь Владимир Андреевич (последний получил после Куликовской битвы прозвище «Храбрый»).

    Известно, что в решающий момент битвы в бой вступил засадный полк под командованием Д. Боброка и князя Владимира Андреевича, что обеспечило стратегическое превосходство русских и определило исход Куликовской битвы. В 1382 г. Тохтамыш сжег Москву

  • Слайд 11

    Старший сын Дмитрия Донского, Василий I (1389-1425 гг.), наследовал великое княжение по завещанию отца (первый случай в истории Руси). Ордынский хан позднее прислал ярлык, санкционировав подобный прецедент.

    Василий Дмитриевич, продолжая объединительную политику московских князей, присоединил к Москве Нижегородское, Муромское, Тарусское княжество, Вологду и земли Коми. В военных и дипломатических отношениях с Ордой и Литвой Василий I выступал уже от имени всей Северо-Восточной Руси.

    После смерти Василия I процесс объединения был приостановлен тридцатилетней феодальной войной, развернувшейся между наследниками престола.

  • Слайд 12

    После смерти Василия I в 1425 г. великое княжество наследовал его десятилетний сын Василий (1425-1462 гг.), известный в историографии как Василий II Темный. Его права оспаривал младший брат Василия I Юрий Дмитриевич, а с 1434 г.

    – его сыновья: Василий Косой и Дмитрий Шемяка, которые являлись сторонниками прежних «удельных» порядков. Итогом этой вражды стало разорение земель, упадок городов, набеги ордынцев. В ходе ее стали применяться массовые казни, жестокости.

    Василий II приказал выколоть глаза своим противникам, в т.ч. Василию Косому. Вскоре он сам попал в плен к Дмитрию Шемяке и тоже был ослеплен. Все же в итоге победил именно он.

    Историческая правда была за Василием Темным, который продолжил объединение русских земель и укрепил великокняжескую власть. Известно, что и народ выступал, в основном, на его стороне, не оказывая поддержки Дмитрию Шемяке.

  • Слайд 13

    Митрополитом Руси 15 декабря 1448 г. Собор русских епископов независимо от Константинополя избрал епископа Рязанского и Муромского Иону. С 1448 г. русская церковь стала автокефальной, т.е. самостоятельной, независимой от Византии. Это укрепило авторитет Руси как независимого государства.

  • Слайд 14

    В процессе формирования единого русского государства великое княжество Московское в XV в. превращается в Московское царство. Самый большой вклад в этот процесс внес Иван III (1462-1505) – выдающийся политический деятель пятнадцатого столетия.

  • Слайд 15

    Иван III активно продолжал политику консолидации Русского государства. В 1462 г. к Москве присоединен Суздаль, в 1463 г. – Ярославль, в 1474 г. – Ростов. Новгородская республика оставалась для Москвы проблемой. Здесь существовала сильная антимосковская партия боярской верхушки, возглавлявшаяся вдовой посадника Марфой Борецкой и ее сыновьями, ориентировавшаяся на союз с Литвой.

    Иван III не мог смириться с потерей для Руси этой исконно русской земли. В 1471 г. он организовал поход на Новгород. В решающей битве на р. Шелони московский князь одержал победу. Было заключено перемирие, по условиям которого самостоятельность Новгорода была сильно ограничена. В 1478 г. Новгород был присоединен к Московской Руси. В 1485 г. утратила независимость Тверь. В 1489 г.

    были присоединены вятская земля и большая часть рязанских земель. Иван III стал именоваться «Великим князем всея Руси». В 1500-1503 гг. войны Московского государства с Великим княжеством Литовским за возвращение западных русских земель закончились победой России. Великий князь Литовский Александр возвратил Ивану III 70 волостей и 19 городов: Чернигов, Брянск, Путивль, Гомель и др.

  • Слайд 16

    Иван III был первым из великих князей, кто не ездил в Орду на поклон к хану. Осознавая себя государем могучей страны, он отказался платить дань. Летом 1480 г. во главе огромного войска Ахмат двинулся на Русь. Иван Васильевич был предупрежден об опасности. Русские отразили попытки ордынцев форсировать реку Угру.

    Оба войска надолго замерли на ее берегах. Этот случай вошел в историю под названием «великое стояние» на реке Угре. После долгого «стояния» ордынцы повернули назад. Они ушли без боя и, как оказалось позднее, навсегда. Русь избавилась от 240-летнего ига. Вскоре Ахмат был убит, а Золотая Орда в 1502 г.

    пала под ударами крымского хана Мингис-Гирея (Менгли-Гирея).

  • Слайд 17

    Несомненно, главной тенденцией политического развития русского государства при Иване III, «объединителе Руси» явилось становление сильной державной власти. Россия, как независимое государство, установило дипломатические отношения с папой римским, Германией, Венгрией, Молдавией, Турцией.

    Внутри государства Иван III учредил единовластие, порой подчиняя себе даже духовенство. Женитьба овдовевшего Ивана Васильевича на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора, укрепила международные позиции России. Когда Константинополь пал в 1453 г. под ударами турок, Москву объявили преемницей Византии, центром православия.

    Византийский герб – двуглавый орел – стал гербом России. На своей печати Великий князь всея Руси Иван III объединил старый Московский герб (всадник, поражающий копьем змея) и древний герб Византии. Во время приема иностранных послов Иван III облачался в особо торжественные шитые золотом и серебром одежды.

    Особыми знаками великокняжеского достоинства являлись «шапка Мономаха», драгоценные оплечья – бармы и скипетр. Иван III первым из великих русских князей стал именовался «царем».

  • Слайд 18

    При Великом князе существовала Боярская дума – высший совещательный государственный орган. В состав думы входили самые знатные бояре. Действовал принцип местничества: ближе к князю находились более родовитые бояре, дальше от князя и в более подчиненном положении находились менее родовитые.

    Существовало два общегосударственных центральных учреждения – дворец (ведал великокняжескими землями) и казна, которая являлась центральной великокняжеской канцелярией и финансовым центром. Позже из казны выделяются избы (разрядная изба, ямская гоньба и т.д.). Так зарождались центральные правительственные учреждения общерусского характера.

    Они ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Во главе избы стоял боярин, а канцелярией управлял дьяк со своими помощниками. В сложный период перехода от раздробленности к единому централизованному государству серьезную роль сыграло исполнение феодальной аристократией важнейших функций в системе государственного управления.

    При Иване III феодальная аристократия заведовала казной, командовала войском, управляла областями, вела переговоры с иностранными послами.

  • Слайд 19

    Определенная система вводится и в местном управлении. Территория государства делилась на уезды, а уезды – на волости и станы. Управление на местах было сосредоточено у кормленщиков – наместников и волостителей, которые имели право «кормления» (поборов с населения). Вначале кормления ничем не ограничивались, позднее была определена предельная норма кормления.

  • Слайд 20

    В 1497 г. вышел Судебник – первый общий свод законов Российского государства. В Судебнике Ивана III закреплен принцип обязательного участия местных «миров» в деятельности присланных из Москвы на места управителей.

    Таким образом, объединитель России Иван III заложил основы сословно-представительной монархии в Русском государстве. Позднее, в Судебнике 1550 г., этот принцип получил дальнейшее развитие. Первый общерусский Судебник 1497 г.

    утверждал единые юридические нормы, распространявшиеся на всю территорию централизованного государства. Важнейшие дела передавались теперь великокняжескому суду, а в остальных случаях бояре должны были вершить суд вместе с выборными из местных дворян «судными мужами» и дьяками.

    Статья 57 Судебника Ивана III закрепила начало юридического закрепощения крестьян. Согласно ей сроки ухода крестьян от феодала ограничивались неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября).

  • Слайд 21

    В 1505 г. после смерти Ивана III Великим князем всея Руси стал его сын от Софьи Палеолог Василий III (1505-1533 ГГ.). Василий III продолжал объединительную политику своего отца и завершил собирание всех русских земель в единое государство. В 1510 г.

    к Московскому царству был окончательно присоединен Псков. 1 августа 1514 г. возвращение Русскому государству Смоленска. В 1508 г. Василий III заключил на 60 лет мирный договор со Швецией, который был подтвержден в 1513 и 1524 гг.; в 1509, 1521 гг. перемирие с Ливонией.

    Россия теперь имела связи со многими зарубежными государствами.

  • Слайд 22

    Центральные и северо-западные земли являлись главной материальной опорой государства. Их экономика, в основном, носила традиционный характер. Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство: земледелие, скотоводство, промыслы, охота.

    С присоединением к государству новых территорий земледелие распространялось на север (но урожаи там были невысоки – «сам-третий»), а также на юг.

    Продолжалась специализация областей: Псковская и Новгородская области занимались льном и коноплей, южное Поволжье – животноводством, Ярославль, Вологда — производством масла.

  • Слайд 23

    Закономерностью развития России являлось укрепление феодально-крепостнических порядков.

    Крестьяне делились на три группы: владельческие крестьяне (принадлежали различным светским и церковным феодалам); черносошные (государственные) крестьяне; дворцовые (удельные) крестьяне, принадлежавшие великокняжеской семье.

    Владельческие крестьяне все более закрепощались. Черносошные (государственные) крестьяне жили общиной. Крестьянская община в XVI в. имела четко зафиксированные, хотя и ограниченные права.

  • Слайд 24

    С падением феодальной республики Новгород Великий утратил былое торгово-промышленное могущество. Среди центров внутренней торговли выделяются Москва, Устюг, Холмогоры, Нижний Новгород. Еще Василий III, стремясь по возможности ослабить Казань, уменьшить ее богатства, учредил в 1524 г.

    ярмарку близ монастыря Святого Макария Унженского и приказал купцам съезжаться сюда вместо Казани, куда они прежде ездили на летнюю ярмарку. Так возникла Макарьевская (позже Нижегородская) ярмарка, которая приносила немалый доход государственной казне.

    Внимание русских купцов все более привлекал северо-восточный «проход» в иноземные страны, который начал осваиваться еще в конце XV в. Григорий Истома из Белого моря проехал в Данию, Василий Власов – в Испанию. Позже, в 1553 г., открылся морской путь в Англию через Белое море, что значительно увеличило обороты внешней торговли.

    Купечество пользовалось серьезным покровительством власти, его права и привилегии были законодательно закреплены.

  • Слайд 25

    Постоянно действовала при Великом князе Боярская дума – сословно-представительный орган феодальной аристократии. Боярская дума ограничивала власть государя: все важные вопросы и внутренние, и внешние решались только в думе.

    В результате позиции феодальной аристократии оставались достаточно сильными. Великокняжеской власти еще предстояла сложная борьба за внутреннюю централизацию страны. Из прежних «изб» выросли приказы центральные органы гос.

    управления: Челобитный, Поместный (ведал наделением дворян земельными владениями), Разрядный (обеспечивал их жалованием, вел учет служилых людей), Посольский, Разбойный.

    Сохранялась система «кормлений»: наместники и властители, назначаемые из знатных бояр, сами собирали налоги на свое содержание. Бояре-кормленщики мало зависели от центральной власти.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/rus-posle-tataro-mongolskogo-nashestviya-tsentry-sobiranie-zemel-vozvyshenie-moskvy

Ссылка на основную публикацию