Фольклор xix века — история России

Архитектура, музыка, театр, народное творчество России во второй половине XIX века

Культура всегда отражает процессы в политике и обществе. Именно посредством искусства люди могут выразить свое отношение к окружающей обстановке.

В ходе урока вам предстоит узнать, как повлияли развитие капиталистических отношений, отмена крепостного права и изменения в общественном движении на архитектуру, музыку, театральное искусство и народное творчество России.

Архитектура. Вторая половина XIXвека – это время угасания такого архитектурного стиля как классицизм. Новый период в истории государства ставил перед архитекторами новые задачи. В России быстрыми темпами развивались капиталистические отношения.

В городах росла необходимость зданий, соответствующих эпохе, – крупных магазинов, фабрик, банков, железнодорожных вокзалов. Для их постройки использовались такие материалы, как стекло, бетон и железо. Теперь при строительстве главной была функциональность.

Начались поиски нового русского стиля.

Начало второй половины XIX века стало периодом эклектики в архитектуре. Само слово происходит от греческого «выбирать» и подходит как нельзя лучше.

Архитекторы предпринимали попытки создать что-то новое, но понимали, что те или иные элементы уже использовались ранее в разных стилях. Тогда им приходилось выбирать эти элементы и сочетать между собой. Здания приобретали новый вид.

Некоторые специалисты называют это направление «историзм», так как он включает в себя стили прошедших эпох.

Элементы готики присутствуют во дворце «Коттедж», который находится в Петергофе. Его архитектором является Адам Менелас.

Поражает готическая церковь Петра и Павла в Парголово, построенная по проекту Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова.

В стиле Ренессанса построен Андреем Штакеншнайдером Николаевский дворец.

Максимиллиан Месмахер создал великолепное здание Архива государственного совета.

Балтийский вокзал в Петербурге спроектировал Александр Кракау.

Андрей Штакеншнайдер в стиле барокко перестроил дворец Белосельских-Белозерских.

В это время становится популярным «псевдорусский» стиль. Наблюдается подъем интереса к национальной культуре России, зодчеству периода XV-XVI веков.

Здания украшаются народными элементами: башенками, окнами-бойницами, узорными резными украшениями, фигурным оформлением крыш.

Один из самых знаменитых архитекторов, работавших в этом стиле, Иван Павлович Петров, известный под псевдонимом Ропет. В Абрамцево он построил баню-теремок.

Позже стал автором проектов русских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Чикаго.

В «псевдорусском» стиле были построены здания Императорского исторического музея, Дом Игумнова в Москве.

Однако все эти поиски стиля не удовлетворяли потребностям времени. Строящиеся здания были единичными, предназначенными для отдельных семей. При этом необходимо было заниматься городской застройкой, главной задачей которой была целесообразность. Ведь население городов становилось все больше и больше, им было нужно где-то жить. Так появились доходные дома.

Это были многоквартирные дома в несколько этажей. Именно от них ведет свое начало типовая застройка последующих лет. Широкое распространение доходные дома получили в 1870-е годы. Средства в их строительство вкладывали предприниматели, промышленники, купцы и многие другие. Наниматели квартир платили аренду владельцам.

Доходные дома стали единственно доступным видом жилья для студентов и рабочих.

Квартиры делились на несколько категорий. Были варианты для состоятельных людей в центре города. Площадь таких квартир равнялась 200-400 метрам.

За пределами центра мог разместиться средний класс, их дома позже прозвали «муравейники».

Доходные дома для бедных строились за счет города. В них на маленьких лестничных клетках или вдоль коридоров размещались одинаково небольшие комнаты. На этаже была общая кухня и уборная. Бедняки практически ничего не платили за аренду.

Города вмещали все большее количество жителей. Представители аристократии относились к многоэтажной застройке с неодобрением. Княгиня Тенишева называла доходные дома «возмутительными уродами».

Таким образом, во второй половине XIX века происходит поиск нового архитектурного стиля. Распространение получают эклектика и псевдорусский стиль. В городской застройке главными становятся целесообразность и функциональность. Активно ведется строительство доходных домов.

В музыке, как и в архитектуре, стала популярна тема фольклора и народной культуры. Важную роль в развитии этой темы сыграла творческая деятельность композиторов «Могучей кучки».

Это было содружество пяти музыкантов – Милия Алексеевича Балакирева, Модэста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина, Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Они, как и представители «Артели художников», противопоставили свое творчество академическому. Окончательно содружество сложилось в начале 1860-х годов.

Композиторы «Могучей кучки»

Это было время развития народнического движения. Поэтому творчество «Могучей кучки» проникнуто фольклором, образами народной жизни, историей Российского государства, сказочными сюжетами.

Большое внимание композиторы уделяли изучению традиционной крестьянской песни, они видели в ней основу всей музыкальной культуры России. Балакирев составил сборник «40 русских народных песен».

Оперы отличаются национальным характером и приданием особого значения народно-массовым сценам.

Композиторы «Могучей кучки» занимались просветительской деятельностью. Ими была создана Бесплатная музыкальная школа. Ее задачей было распространение музыкальной культуры среди народных масс.

Произведения композиторов до сих пор являются образцами при изучении музыки, ими не устают восхищаться. Вот некоторые из них. Милий Алексеевич Балакирев написал фортепьянную фантазию «Исламей»; увертюру «1000 лет», написанную к открытию памятника «Тысячелетие России»; романсы.

Выдающимися произведениями Мусоргского стали оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Александр Порфирьевич Бородин в течение 18 лет писал оперу «Князь Игорь»; ему принадлежит авторство «Богатырской» симфонии и элегии на стихи Пушкина «Для берегов отчизны дальней».

Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», произведение «Сербская фантазия», сюиту «Шахерезада». Кюи автор таких опер как «Кавказский пленник», «Анджело», «Сарацин».

В становлении классического музыкального образования примечательна деятельность братьев Антона Григорьевича и Николая Григорьевича Рубинштэйнов. Антон Григорьевич стал инициатором создания в 1862 году первой русской консерватории в Петербурге, он же был ее директором. Николай Григорьевич в 1866 году основал Московскую консерваторию.

 Выдающийся композитор XIX века Пётр Ильич Чайковский был учеником Антона Григорьевича Рубинштэйна. Его творческие взгляды были близки деятельности «Могучей кучки». Чайковский хотел прославить русскую культуру.

Композитор дал новую жизнь балетному искусству. Самое известное его произведение «Лебединое озеро» – наиболее часто встречающееся в постановках театров.  Любовью к родной земле проникнуты пьесы из цикла «Времена года». Теме борьбы русского народа против завоевателей посвящен «Славянский марш», написанный во время русско-турецкой войны.

Таким образом, в музыкальном искусстве России намечается отход от академизма. Внимание народной и крестьянской культуре уделяют композиторы «Могучей кучки» и Петр Ильич Чайковский. Создаются Московская и Петербургская консерватории.

Сложный и противоречивый период переживало театральноеискусство в России, которое было сосредоточено на социальных явлениях в государстве. С одной стороны новую жизнь в постановки спектаклей вдохнул Александр Николаевич Островский.

Его пьесы обличали купцов-самодуров, продажных бюрократов. Творчество Островского поддерживал Чернышевский. Большинство спектаклей по пьесам Островского шли на сцене Малого театра, который в то время  выполнял просветительскую функцию.

За это москвичи его прозвали «вторым университетом». Однако смелые постановки вызывали негодование со стороны начальства и цензоров. А после убийства Александра II наступил один из сложнейших периодов в жизни Малого театра.

Читайте также:  Роль государственной машины - история России

Постановки Островского снимались с репертуара, цензура их не допускала. Теперь на сцене шли классические спектакли.

Не менее сложным было положение Александринского театра в Петербурге. Это объяснялось его близостью к царскому двору. В его репертуаре даже не было намека на прогрессивные спектакли. Дирекция театров отдавала предпочтение иностранным актерам.

В 1865 году Островским, Рубинштэйном и Одоевским был создан Артистический кружок. Представители этого кружка помогали молодым актерам, делились знаниями в области искусства. При кружке был создан частный народный театр. Здесь играли как профессионалы, так и начинающие актеры, которые ставили самые смелые спектакли.

Выдающимися театральными актерами были Пров Михайлович Садовский, Любовь Павловна Никулина-Косицкая, Василий Васильевич Самойлов, Сергей Васильевич Васильев. Одной из самых талантливых актрис была Мария Николаевна Ермолова.

Ее игрой восхищался Станиславский, а именем Ермоловой назван Московский драматический театр. На сцене она создавала образы сильных и смелых героинь.

В спектакле «Овечий источник» она так ярко сыграла роль девушки, призывающей восстать против порабощения, что сцена словно превратилась в политическую трибуну. По приказу полиции спектакль был снят с репертуара.

Таким образом, театральное искусство было сосредоточено на жизни общества России. Популярными были пьесы Островского, обличающие самодурство и продажность чиновников и купцов. Театры находились под контролем цензуры. В 1865 году был создан Артистический кружок.

Всё искусство второй половины XIX века характеризуется возрастающим интересом к народной жизни, искусству. Отразилось это и на развитии русских ремесел. До сих пор они являются ценными предметами искусства и украшают музей мира. 

Уникальным явлением народного творчества является Дымковская игрушка. История ее связана с игрушками-свистульками, которые изготавливали женщины к празднику Свистуньи.

Мастерицы передавали секреты окраски и обработки глины по наследству. У каждой семьи были свои особенности яркого орнамента.

Образы Дымковских игрушек были использованы на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.

Производство гжельской посуды из народного творчества переросло в фабричное производство. Белая посуда и фигурки с синим орнаментом пользовались большой популярностью.

Развивался старинный народный промысел – хохлома. Его особенность – изготовление деревянной посуды и мебели, которая выглядит золочёной. Покрывались изделия красивой росписью. С середины XIX века хохлома является постоянным экспонатом выставок.

Чуть более ста лет назад появилась матрешка, ставшая одним из символов России. Интерес к культуре простого народа и традиционной русской игрушке способствовали ее созданию. Существует несколько версий о ее появлении, вот одна из них.

В конце XIX века художник Сергей Малютин работал в мастерской «Детское воспитание», которая принадлежала семье Мамонтовых. На деревянной заготовке он нарисовал крестьянскую девушку, которая держала в руках петуха. Идея сделать куклу разъемной была взята от японской игрушки мудреца, хранившейся у Мамонтовых.

Свои эскизы он передал в Сергиев Посад мастеру Звёздочкину, который и сделал первую матрешку, состоящую из восьми фигурок. Это были куклы девочек и мальчика с разными предметами, а восьмая – спелёнатый младенец.

Свое имя она получила от того, что Матрёна было самым распространенным народным именем и образовано оно было от слова «матерь». Популярность игрушка завоевала на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В ходе урока можно сделать следующие выводы:

В архитектуре происходит поиск нового стиля, появляются эклектика и псевдорусский стиль.

При городской застройке архитекторы больше внимания уделяют функциональности зданий. Распространение получают доходные дома.

Композиторы обращаются к народным темам.

Создаются Московская и Петербургская консерватории.

На сценах театров ставятся спектакли, критикующие сложившиеся порядки. Усиливается давление цензуры.

Возрастает интерес к народной жизни и традициям. Развиваются народные ремесла.

Источник: https://videouroki.net/video/40-arkhitiektura-muzyka-tieatr-narodnoie-tvorchiestvo-rossii-vo-vtoroi-polovinie-xix-vieka.html

А.Н. Боханов, М.М. Горинов. § 3. Фольклор. Литература. История России с древнейших времен до конца XVII века

А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века

§ 3. Фольклор. Литература

Общественный подъем эпохи Смуты и последовавших за нею событий обусловил расцвет устного народного творчества.

В конце века в России побывал Ф. Балатри, известный на своей родине, в Италии, певец. Ему, видимо, понравились русские песни, и одну из них, плясовую, он записал, причем латинскими буквами:

Ай, сорока-белобока

Стала с дружком танцевать,

А ворона, стара жона,

Пришла тотчас помешать.

Широкое хождение имеют сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, об «Азовском сидении» и Стеньке Разине. Особенно хороши песни о Разине — народном заступнике:

Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Над горой взойди над высокою,

Над дубравушкой над зеленою,

Над урочищем добра молодца,

Что Степана свет Тимофеевича

По прозванию Стеньки Разина.

Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Обогрей ты нас, людей бедныих,

Добрых молодцев, людей беглыих;

Мы не воры, не разбойнички,

Стеньки Разина мы работнички.

Образ Стеньки Разина, которого ни пуля не возьмет, ни пушечное ядро не тронет, вырастает в песнях и преданиях, сказках и легендах до размеров былинных. Народная фантазия то переносит его под стены Казани, и он помогает ее взять Ивану Грозному; то делает славного Илью Муромца его есаулом; to объединяет воедино двух Тимофеевичей — Ермака и Разина.

Многие из пословиц и поговорок того времени дожили до нашего времени, например: «Баснями соловья не кормят», «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

Некоторые пословицы и поговорки отражают прошлое, не столь уж давнее: «Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест» (об ордынской неволе), «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (об отмене Юрьева дня по указу царя Федора Ивановича). Многие посвящены природным явлениям, наблюдениям над сменой времен года, погоды.

Народная мудрость, вековой опыт, острый взгляд русского человека отразились в них в полной мере. Другие столь же метко смеются над неправедными судьями и попами — стяжателями и пьяницами, богачами-эксплуататорами.

В духовных стихах и плачах, народных драмах скоморохов народ выражал свое отношение к окружающей его действительности, свои заветные мысли, чувства, надежды.

Народный дух, нередко протестующий, критическое восприятие существующих порядков, здравый, реалистический подход к объяснению действительности прорываются все явственнее в литературу.

Последняя вместе с другими явлениями общественной, духовной жизни ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил.

Многое всколыхнули все те же Смута и народные восстания, «Азовское сидение» и «Сибирское взятие».

События начала века подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в «Сказании» подробно рассказывает о «разбойничестве» первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами.

Подчеркивает при этом роль своей обители, где служил келарем, Троице-Сергиева монастыря. Другие авторы — дьяк И. Тимофеев во «Временнике», И.М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений — взволнованно говорят о Смуте.

Читайте также:  Самые знаменитые битвы первой мировой войны - история России

В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом (наказание-де за грехи наши), все чаще пишут о людях, их замыслах и поступках, порицают их: одних за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происками Годунова), других — за «безумное молчание» в связи с этим, третьих («рабов» господских) — за непослушание и «мятеж».

А некоторые высказывают вольнодумные мысли. Молодой князь И.А. Хворостинин, отпрыск знатного рода, начитавшись латинских книг, начал хулить отеческие порядки, мечтал убежать в Литву или Рим, с презрением относился к обрядам православной церкви.

Дошел до того, что не ходил к заутрене и обедне, запретил ходить в церковь своим холопам, не захотел христосоваться с самим государем, которого звал не царем, а «деспотом русским»! Князь «в разуме себе в версту не поставил никого», а о своих согражданах говорил со многою укоризною: «В Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем: сеют землю рожью, а живут все ложью».

Участники похода Ермака составили «Казачье написание». Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Оно ярко рисует их среду с ее демократизмом и вольнолюбием. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40-е годы «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

С ее страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637—1642). Впитавшая в себя фольклорную и книжную традиции «Повесть…» стала одним из лучших литературных памятников эпохи.

Патриотичность, яркий язык, эпичность и драматичность повествования сделали ее очень популярной у читателей.

По-прежнему русские люди любили читать жития святых — Антония и Феодосия Печерскях, Сергия Радонежского и многих других. Жития распространялись в тысячах списков. Составляются жития и в XVII в., появляются новые святые подвижники, и церковь благосклонно расписывает их беспорочную жизнь, подвиги и чудеса, с ними связанные.

Но, что показательно для эпохи, появляются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц. Муромский дворянин Каллистрат-Дружина Осорьин пишет «Житие Юлиании Лазаревской», прославляет в нем свою родную мать.

«Сказание о явлении Унженского креста» посвящено Марфе и Марии, двум сестрам, их жизни, дает яркие зарисовки быта, обычаев русских людей. Старый жанр начинает перерастать в бытовую повесть. А «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — талантливая и яркая автобиография, острая, полемическая и живая; по словам М.

Горького — «непревзойденный образец пламенной и страстной речи бойца». «Просторечие», яркость зарисовок, наглядность образов, индивидуальная манера письма делают «Житие» новаторским произведением, несмотря на консерватизм взглядов автора-старообрядца.

Аввакум сознавал значение того, что он делает: «И аще что реченно просто, и вы не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами философскими не обык речи красить; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго».

Столь же яркое явление русской литературы этого времени — сатирические повести и сказания. Демократические по духу, они пародируют церковную литературу и обрядность, приказное делопроизводство, высмеивают попов и судей неправедных. Их авторы вышли из приказной и духовной среды, но из низших слоев.

Отсюда их близость к народу, его просторечию, бытовым сценам повседневной жизни, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни.

Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке», герой которой, разорившийся человек, «меж двор» скитается; «Служба кабаку» — пародия на церковную службу, написанная в Сольвычегодске в середине века и направленная против царевых кабаков, пьянства.

Пародию на суд и судей-взяточников искусно сплетает повесть о «Шемякином суде»; на духовенство — «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Савве и великой его славе», «Калязинская челобитная». Мздоимство и жадность всей этой братии, пьянство и распущенность нарисованы метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.

Сатирические мотивы характерны и для бытовой повести. В повести о Карпе Сутулове, богатом и славном госте, его жена Татьяна ловко и остроумно высмеивает архиепископа, попа и других сердечных воздыхателей. Купчиха весело и фривольно издевается над ними, особенно духовными особами.

«Повесть о Горе-Злочастии» говорит о незавидной судьбе молодого и самоуверенного человека, который, пренебрегая мудрыми наставлениями родителей, пустился в веселую, разгульную жизнь и дошел до нищеты, душевного опустошения.

Аналогичная жизненная ситуация в «Повести о Савве Грудцыне», занимательной и живой, наполненной подробностями из народного быта.

Большое хождение получила литература переводная, прежде всего западная, светская. Русские книжники переделывали подобные произведения на свой лад. Большой известностью пользовались повести о Еруслане Лазаревиче и Бове-королевиче с их авантюрно-галантными, рыцарскими «гисториями» и ряд других сочинений.

В литературе XVII в. появляются новые черты демократизма и светскости: демократический писатель и читатель (из посадских, приказных людей и др.

), внимание к личности героев, их душевным переживаниям, отход от религиозных догм; новые жанры — светская повесть, драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами.

Но все эти черты означают лишь первые шаги нового. В основном литература продолжает старые традиции.

>  

Источник: http://oldrushistory.ru/library/Istoriya-Rossii-s-drevneyshikh-vremen-do-kontsa-XVII-veka-/120

Глава 3 Фольклор в культурном и образовательном пространстве России середины XIX – начала XX века | Читать онлайн, без регистрации

Глава 3 Фольклор в культурном и образовательном пространстве России середины XIX – начала XX века

3.1. Народное устно-поэтическое творчество в свете российской науки и образования 40-50-х годов XIX века

В XIX в. складываются академические школы, во многом определившие судьбу изучения фольклора в России. Планомерная собирательская деятельность и публикация фольклора получают все больший размах.

В 40-50-х годах изучение русского фольклора «впервые получает более или менее определенные организационные формы, что дало возможность значительно расширить базу исследования.

В эти годы начинают свою работу научные учреждения, сыгравшие чрезвычайно крупную роль в судьбах изучения и русского фольклора и древнерусской литературы». Организованная в 1834 г. Археографическая комиссия активизирует свою деятельность именно в 40-е годы. В 1846 г.

создается Русское географическое общество (РГО), которое в последующие годы откроет свои отделения – Кавказское в Тифлисе, Восточносибирское в Иркутске, позже Оренбургское, Юго-Западное и др.

В программу РГО входило всестороннее изучение России и населяющих ее народов, «и очень скоро этнографические изучения заняли в нем одно из первых мест, в том числе и вопросы фольклора, причем не только русского, но и всех народов, входивших в состав обширного Российского государства. Соответственно этому в составе общества было организовано специальное этнографическое отделение».

Дискуссии о фольклоре постоянно велись на страницах известных журналов того времени – «Современника», «Отечественных записок», «Журнала Министерства народного просвещения». Все это влияло на интерес и деятельное отношение общественности к народному творчеству.

От большого числа часто безымянных корреспондентов по всей России (сельских и городских учителей, врачей, студентов, священников и даже крестьян) в отделение этнографии РГО и его региональные секторы стекались многочисленные, к сожалению, не всегда грамотно сделанные записи устных произведений, составившие обширный архив.

Читайте также:  Политический и общественный строй скифских племен - история России

В эти же годы расширяется сфера изучения народного творчества Отделением русского языка и словесности Академии наук. В 1851 г. его возглавил И. И. Срезневский, «значительно способствовавший усилению издательской деятельности отделения и, в частности, публикации фольклорных и диалектологических материалов». С 1852 г.

начали выходить «Известия отделения русского языка и словесности», а с 1867 г. – «Сборник отделения русского языка и словесности».

Научное изучение народного поэтического творчества в России отражается в многочисленных печатных работах, включающих материалы и по детскому фольклору. В 1848 г. выходит 7-томный труд А. В.

Терещенко «Быт русского народа», в котором описываются семейно-бытовые и календарные обряды, особенности народного костюма и традиционного жилища. В четвертом томе автор выделяет детские игры, приводит устно-поэтические тексты, сопровождающие эти игры.

Появляются и фольклорные сборники с адаптированными и обработанными для детей текстами: «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой» (1844), «Детские песни» в обработке П. А. Бессонова» (1848), позднее «Русские детские сказки» в обработке А.

Н. Афанасьева. Таким образом, адаптированные фольклорные произведения вливаются в доступный круг детского чтения.

С именем Ф. И. Буслаева связано в этот период становление русской мифологической школы, сыгравшей значительную роль в изучении фольклора. В ее основе лежит подход, устанавливающий органическую связь между языком, народной поэзией и мифологией, то есть методы, которые были введены в науку братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Но Ф. И.

Буслаева нельзя считать всего лишь «верным учеником» немецких ученых. Не преуменьшая значение мифологической школы на формирование его научных взглядов, следует сказать о самобытности Ф. И. Буслаева, способности критически относиться к своим более ранним трудам и объективно реагировать на новые движения в научной мысли. В 70-е годы XIX в.

он уже выступит против мифологических концепций в изучении фольклорно-литературного материала. Приоритетом его научной деятельности станет изучение исторической судьбы народной словесности в русле школы заимствований (миграционной), затем – исторической (сравнительно-исторической).

В отличие от тех, кто ставил исключительно на самобытность отечественного фольклора, Ф. И. Буслаев не считал, что сближение отечественной народной поэзии, преданий, верований с зарубежными свидетельствует о творческой беспомощности народа.

Кроме того, «существенных противоречий между мифологической школой и теорией заимствования не было… мифологи ставили вопрос о происхождении фольклора, сторонники теории заимствования – об исторических судьбах его.

Верным принципам мифологической школы окажется последователь Ф. И. Буслаева А. Н. Афанасьев. В 40-50-е годы в «Современнике», «Отечественных записках» и других изданиях он опубликовал десятки работ по истории литературы, фольклору и мифологии. С 1855 по 1863 г.

в восьми выпусках вышло первое издание народных русских сказок, в котором пока отсутствовало их распределение по тематическим группам. В 1860 г. А. Н. Афанасьев издал сборник «Русские народные легенды», впоследствии изъятый из продажи по цензурным соображениям.

А в конце 60-х выходит его трехтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где автор подводит итоги своей исследовательской деятельности.

Исследование характеризуется обилием привлеченного автором фактического материала, но, «создавая величественную картину славянских языческих верований, Афанасьев выступает не столько как исследователь, но и как сотворец, продолжатель мифологического процесса», за что его работа критиковалась даже современниками.

При этом «Поэтические воззрения» оказались очень привлекательными для массового читателя, сыграли огромную роль в популяризации фольклора и мифологии, оказали воздействие на творчество многих русских поэтов и писателей. Во второй половине XX в. отечественная наука особенно внимательно отнесется к мифологическим концепциям середины XIX в., фундаментальные сборники и труды этого периода будут на новом уровне переосмыслены и неоднократно переизданы.

Научное открытие фольклора постепенно находит свое отражение в теории и практике обучения, и в середине XIX в. вопросы устного народного творчества и мифологии начинают затрагиваться в программах и методических трудах по преподаванию русского языка и словесности в средних учебных заведениях.

В 1844 г. Ф. И. Буслаев, будучи учителем гимназии, публикует свой фундаментальный труд «О преподавании отечественного языка». Уже здесь педагог начинает размышлять о взаимосвязи языка, фольклора и мифологии. В разделе «Архаизмы» есть подпункт, посвященный отражению языческих взглядов на природу в слове: автор дает отдельные ссылки на народные сказки и былины. В составляемые Ф.

И. Буслаевым в этот период учебные программы постепенно включается фольклор. Например, в программе русского языка и словесности, подготовленной совместно с А. Д. Галаховым для воспитанников военно-учебных заведений, в требованиях к учебному году, завершающему обучение, в пункте 14 есть запись: «памятники разговорного, или народного, языка… Народная литература: сказки и песни».

Ф. И. Буслаев «как блестящий лектор, публицист и исследователь шел в ногу со своим временем даже тогда, когда само время сбивалось с шага», его первые учебные программы и методические труды интересно сравнить с программами и учебниками, вышедшими после появления основных историко-литературных работ автора.

Так, в программах обучения языкам и литературе для «женских средне-учебных заведений» в подготовительном классе и на первом – шестом годах обучения устное народное творчество почти не упоминается – ни как материал для первоначального чтения, ни как материал для грамматических разборов.

На втором году обучения рекомендуются, например, баллады В. А. Жуковского («Светлана» и др.), но сопоставление их со схожими явлениями в фольклоре программой не предусматривается. Для третьего года обучения предлагается духовный стих о Егории Храбром, былины, но и здесь Ф. И.

Буслаев считает воспитанниц неготовыми к серьезным разборам и советует не вдаваться в подробности и комментарии.

На четвертом – пятом годах обучения ученицы штудируют древнерусскую литературу: к примеру, внимательному изучению подвергается очень сложная в языковой, исторической и религиозной трактовке переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.

На шестом году обучения вновь затрагиваются былины, и только на итоговом, седьмом, году рассматриваются вопросы истории литературы, где Ф. И. Буслаев предлагает ознакомить учащихся с мифологической школой изучения народной поэзии, основанной братьями Гримм, особое внимание уделить русскому, славянскому и западноевропейскому эпосу, областным видоизменениям русской народности.

Ф. И. Буслаев очень строго относился к своим научным и методическим трудам, критически пересматривал собственные труды предшествующих лет. Когда ему в 1862 г.

предложили, не перерабатывая, переиздать «О преподавании отечественного языка», Ф. И.

Буслаев ответил согласием, но попросил разрешения «сделать критическое предисловие» и указать, что она публикуется только как материал для «истории педагогики».

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Полный текст книги купить и скачать за 250.00 руб.

Источник: http://velib.com/read_book/litagent_prometejj/voprosy_istorii_metodiki_prepodavanija_folklora_v_rossijjskojj_nachalnojj_shkole/glava_3_folklor_v_kulturnom_i_obrazovatelnom_prostranstve_rossii_serediny_xix__nachala_xx_veka/

Ссылка на основную публикацию