Экономический строй и быт восточных славян в первой половине 1 тысячелетия — история России

Общественный строй, быт и верования восточных славян в 6 — 9 вв

Политическая раздробленность на Руси. Особенности государственного устройства и общественной жизни Великого Новгорода.

Новгородская боярская республика. Новгородская земля (северозападная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов.

Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родо-племенной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы.

Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город нахо-' дился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей. Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол.

Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь «из варяг в греки» и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой.

Высшим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т.д. Наряду с общегородским вечем существовали «кончанские» (город делился на пять районов концов, а вся Новгородская земля на пять областей пятин) и «уличанские» (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы.

Фактическими хозяевами на вече были 300 «золотых поясов» крупнейшие бояре Новгорода. Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»; обычно великий киевский князь «сажал» своего старшего сына наместником Новгорода). Посадник был главой Правительства, в его руках были управление и суд.

Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов. Вече выбирало главу новгородской церкви епископа (впоследствии архиепископа). Владыка распоряжался казной, контролировал внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Архиепископ имел даже свой полк.

Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов. Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью.

Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать. Даже резиденция князя находилась вне кремля на ярославовом дворище Торговой стороне, а позднее — в нескольких километрах от кремля на Городище. Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немепкошведской агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказалась и на дальнейшем развитии этого региона.

Реформы Ивана Грозного.

Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх Необходимых податей в казну, т.е. они «кормились» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены.

На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков или излюбленных голов в городах. Таким образом, в середине XVI в.

сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое».

Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополчение.

Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено «Уложение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино». В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. На первых порах стрельцов набрали три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия.

Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т.е. по набору). Кроме стрельцов, туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки.

Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей. На время военных походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев родословец», упорядочивший местнические споры. Стоглавый собор. В 1551 г.

по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV.

Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора.

В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утвердилась линия на его ограничение и контроль со стороны царя. Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Смутное время.

События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни экономику, власть, внутреннюю и внешнюю полигику, идеологию и нравственность.

Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана Г/ и при его преемниках. Поруха 70-80-х годов XVI в. Тяжелейший экономический кризис получил название «порухи 70-80-х годов XVI века».

Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг.

по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления державой.

Центральная власть попша по пути прикрепления основного производителя крестьянства — к земле феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Опричнина не разрешила до конца разногласия внутри господствующего класса.

Она укрепила личную власть царя, но оставалось еще достаточно сильное боярство. Господствующий класс не достиг пока прочной консолидации. Противоречия обострились в связи с прекращением законной династии, ведшей счет от легендарного Рюрика, м вступлением на престол Бориса Годунова. Царь Федор Иоаннович. 18 марта 1584 г.

во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана Г/ Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел.

На престол вступил средний сын Грозного двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством. Личность Федора Ивановича, выросшего в обстановке средневековой жестокости, привлекала внимание многих писателей и художников. «Я царь или не царь», сакраментальная фраза, вложенная в его уста А.К. Толстым, удачно характеризует Федора Ивановича. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван IV создал при сыне своеобразный регентский совет.

Общественный строй, быт и верования восточных славян в 6 — 9 вв.

В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основа социальной организации — патриархальная семейная община — вервь.

Государства еще не было, управление обществом осуществлялось на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии.

Все вопросы решало народное собрание свободных общинников — вече, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделялись из основной массы общинников имущественным положением.

Процесс имущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян — главным образом, против богатой Византийской империи. Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности.

Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточнославянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. н. э.

византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IX в. н. э. скандинавы называли Русь — Гардарики — страна городов.

Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

Для походов на Византию славянские племена стали объединяться в союзы племен, которые были уже не только родовыми, но и территориально – политическими объединениями.

Как известно из «Повести временных лет», самого древнего письменного источника, известного нам, на территориях, вошедших в состав Киевской Руси, проживало двенадцать славянских союзов племен, сложившихся в 6 — 8 вв.

Автор «Повести…», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга — бужане или волыняне; в Поднестровье — уличи и тиверцы; в Закарпатье — белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны — северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем — радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины — кривичи; в бассейне Западной Двины — полочане; в районе озера Ильмень — словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки.

Хозяйственная деятельность.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.

Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др.

Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов.

Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI-VIII вв. н. э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.

Промыслы (охота, рыболовство, бортничество — сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.

Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.

Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати — Днепру (путь «Из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.

Читайте также:  Заселение древнерусских земель - история России

Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения.

Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.

Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды.

Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени.

Обожествление могущественных сил природы — солнца, дождя, грозы — отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений.

Древние славяне были язычниками: верили в злых и добрых духов, обожествляли силы природы (отсюда и многобожие). Важнейшими богами славян были Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; бог солнца –Даждьбог.

Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами. Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы.

Начали строиться языческие храмы, появились каменные изваяние божеств — идолы. Однако это была еще не религия, а только религиозные верования.

Источник: https://infopedia.su/14x13d2a.html

1.1. Исторические особенности общественного развития восточнославянского населения с древнейших времен до X века

Исторические документы свидетельствуют, что славяне первоначально жили на Дунае. Косвенным подтверждением этому служит “Повесть временных лет”, составленная в XII веке киевским монахом Нестором.

С течением времени славяне стали переселяться. Часть из них осела на берегах Днепра и его притоков, образовав восточнославянскую группу населения Европы. В VI-VIII вв. она составляла значительную часть всего населения Восточной Европы.

Крупными восточнославянскими племенными группами были древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, радимичи, вятичи и др.

Наиболее известными были племена полян, обитавших в Приднепровье с VI века. Они жили родами, которые объединялись в племена. Род являлся для них источником помощи в случае болезни, нужды и других бедствий. Род объединялся взаимной обязанностью сородичей в материальной помощи, защите от врагов, коллективным характером производства и созданием родственных связей между его членами.

В середине I тысячелетия основным занятием восточных славян являлось земледелие, наиболее развитое на юге (пашенное земледелие). Выполнение трудоемких сельскохозяйственных работ примитивными орудиями производства было под силу только большому коллективу людей, что служило одним из главнейших объединяющих факторов для членов славянских родов.

В лесной полосе пашенное земледелие стало преобладающей формой в конце I тысячелетия.

К этому времени в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Начиная с VI века, он охватил все основные восточнославянские племена. По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота в качестве тягловой силы, стала возрастать производительность труда.

Постепенно отпала необходимость в коллективном труде, что отрицательно повлияло на устойчивость родовой общины, которая начала терять ведущие позиции в хозяйственной деятельности восточнославянского населения. Каждая семья стала вести свое хозяйство самостоятельно.

Появляются частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукт труда и частное пользование и владение участком пахотной земли до очередного передела  земельных угодий в общине.

Постепенно происходил распад родовых связей и объединение восточных славян в территориальные объединения людей, живших по соседству – соседские общины.

Эти объединения назывались задругами или вервями. Они создавались для осуществления общих дел, в том числе и для помощи нуждающимся.

Соседские общины являлись органами местного самоуправления славян, в функции которых входили земельные переделы, выполнение податей, решение судебных споров. Каждая община владела определенной территорией. Взаимоотношения в соседской общине основывались на хозяйственных связях ее членов. 

Форму общественных отношений славян в VII-VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Наличие соседской общины и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Среди славян развивается ремесло и торговля, особенно внешняя. Происходит постепенное разделение труда и рост его производительности, что, в свою очередь, создало предпосылки для эксплуатации чужого труда.

В славянской общине начинается процесс социального расслоения и выделения богатой верхушки. Она обогащалась за счет эксплуатации соседей, военной добычи и торговли. Постепенно начинает использоваться рабский труд. Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым земледельцам, “большим” хозяевам (боярам).

Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно собирали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась значительная часть рабов из пленных.

Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников постепенно складывался господствующий класс, эксплуатировавший не только рабов, но и рядовых крестьян-общинников.

Разложению первобытнообщинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленные войны, ставшие средством обогащения путем захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов.

В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян-общинников от князей военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальникам дань (полюдье) становится обязательной, превращается в подать.

Кроме того, князья облагали данью покоренные соседние племена, что также способствовало княжескому обогащению.

Таким образом, социально-экономический строй восточнославянского населения во второй половине I тысячелетия н.э. характеризуется разложением первобытно-общинного строя, формированием классового антагонистического общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и появлением государства.

Политическая власть, наряду с функциями обслуживания интересов части общества (правящего класса), сохраняла и функции обслуживания интересов всего общества.

Исторические источники свидетельствуют о том, что к VIII веку на территории, населенной восточнославянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования. В этот период развития Руси существовали  три больших политических объединения восточных славян: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань).

В IX веке большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название “Русская земля”. Центром объединения был Киев.

Таким образом, в 882 году два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в.

это государство включало территории других славянских племен: древлян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Славянские племена, обитавшие на просторах Восточной Европы и ставшие впоследствии основой русской нации, славились гостеприимством и ласковостью. Особо необходимо отметить их отношение к пленным. Известный исследователь истории России С.М.

Соловьев отмечал, что у славян пленные не рабствовали целый век, как у других народов,  был назначен известный срок, по истечении которого они были вольны или возвратиться к своим, дав откуп, или остаться жить среди славян в качестве людей вольных.

Такое поведение славян объяснялось тем, что они отличались простотой родового быта, их хозяйственная деятельность была несложной. В одежде и жилищах отсутствовала всякая роскошь. Славяне постоянно были готовы покинуть свои жилища в борьбе с врагами, при этом рабы могли только обременять славянские роды. Поэтому для них рабы не имели большой ценности в отличие от других народов Европы.

При этом необходимо отметить, что воинственность не была господствующей чертой славянского народного характера. Рабы у восточных славян в древности не имели большого отличия от членов семьи, так как степень его повиновения и обязанностей была одинакова со степенью повиновения и обязанностями младших членов к родо-начальнику.

Необходимо отметить, что при всех своих добродетелях восточные славяне были продуктом своей исторической эпохи. Это, в свою очередь, объясняло существование в их среде обычая кровной мести, который предусматривал адекватный ответ на убийство членов рода. Историческим примером подобной мести является расправа княгини Ольги с древлянами, убившими ее мужа — князя Игоря в 945 году.

Кровная месть была также закреплена в существовавшем законодательстве. Например, в “Русской Правде” в первой статье говорилось, что если убьет свободный человек свободного, то за него имеют право мстить брат за брата, отец за сына или сыновья брата и сестры.

Формирование общественного устройства восточнославянского населения было тесно переплетено с особенностью развития среди них различных видов помощи и взаимопомощи.

Источник: http://libraryno.ru/1-1-istoricheskie-osobennosti-obschestvennogo-razvitiya-vostochnoslavyanskogo-naseleniya-s-drevneyshih-vremen-do-x-veka-hist_soc_work/

Общественный строй восточных славян в догосударственный период

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э.

Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами» (Борисфен – название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке – до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян.

Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100–200 отдельных племен.

Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства.

От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской.

Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.

Читайте также:  Тайная полиция - история России

Наиболее развитыми и культурными среди восточно-славянских объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили «зверинским образом».

По данным летописца «земля полян также носила название «Русь».

Одно из объяснений происхождения термина «Русь», выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

К тому же времени относится и начало Киева.

Нестор в летописи рассказывает об этом так: «Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз.

Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, т.е. Киевым.

Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь, и приял великую честь от царя греческого; на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою».

Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь в Финляндии, весь на Белоозере; Пермь в губернии сего имени; югра, или нынешние березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печоре.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов.

Восточные славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы. Племена восточных славян в разное время имели различные названия, но, как утверждает академик Б. А. Рыбаков, к VII в. получило распространение общее наименование «славяне».

Среди славянских племён были, как представляется учёным, и русы (росы). Как считают историки, территорией русов была, видимо, лесостепная область Среднего Поднестровья, где протекала река Рось, в бассейне которой росы жили.

Крупными восточно – славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др. Историки полагают, что это были крупные племенные союзы, возглавляемые вождями.

Исследования славянских поселений свидетельствуют о том, что славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложения первобытно – общинного строя, зарождения классов, развития имущественной дифференциации.

В середине 1 тысячелетия основным занятием восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге (пашенное землевладение). В лесной полосе пашенное земледелие стало преобладающей формой в конце 1 тысячелетия.

В первой половине 1 тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных славян начался процесс разложения первобытно – общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает все основные восточно-славянские племена.

Долгое время славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши.

Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов Одновременно вокруг князей складывались дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников.

Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращением власти князя из родоплеменной в государственную.

По мере улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с применением скота как тяговой силы, возросла производительность труда. Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной, каждая семья вела хозяйство самостоятельно.

Развивается ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разделение труда, рост его производительности создавали возможность эксплуатации чужого труда.

В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда.

Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, «большим» хозяевам (боярам).

Родоплеменные вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли, насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в рабство. В их руках оказывалась значительная часть рабов из пленных.

Из родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян – общинников.

В связи с войнами росла зависимость рядовых крестьян – общинников от князей – военачальников, их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее добровольно приносимая военачальниками дань становится обязательной, превращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние племена, что также способствовало княжескому обогащению.

Таким образом, социально – экономический строй восточного славянства во второй половине 1 тысячелетия характеризуется разложением первобытно – общинного строя, формированием классового антагонистического общества, превращением родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и наконец появлением государства.

Но при этом политическая власть наряду с функциями обслуживания интересов и организации принуждения в части общества, определённого класса сохраняло и функции так называемых общих дел, обслуживание интересов всего общества.

В VII в. источники свидетельствуют о существовании трёх больших политических объединений восточных славян: Куявия, Славия (в районе озера Ильмень), Артания (предположительно Тмутаракань, располагавшаяся на Таманском полуострове).

Источник: http://biofile.ru/his/30215.html

Экзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства

Реферат: «История Отечества — краткий курс»Раздел: Рефераты по истории

История России IX-XX вв.

Экзаменационные вопросы по Отечественной истории

1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

2. Образование и становление единого Древнерусского государства (IХ-Хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты.

3. Древнерусское государство и общество в ХI-начале ХIIвв.

4. Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности.

^

6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба против Ордынского ига (XIV- первая половина ХVв.).

^

8. Государственный строй России в конце XV в.- начале ХVI в.

9. Начало правления Ивана IV. «Избранная рада». Реформы середины ХVIв.

^

11. Внешняя политика России в правление Ивана IV.

12. Россия в эпоху Смутного времени. Причины, этапы, ход событий, последствия Смуты.

^

14. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г. Оформление крепостного права и сословного строя.

^

16. Социальные движения в ХVII в.

17. Внешняя политика России в XVII в. Не итоги.

^

19. Социально-экономические преобразования Петра I.

20. Реформы государственного управления Петра I.

21. Внешняя политика России в первой четверти ХVIIIв. Ее итоги.

^

23. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

24. Внутренняя политика Екатерины 11 после крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева.

^

26. Внешняя политика России во второй половине ХVIIIв. Ее итоги.

27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала ХIХв.

28. Движение декабристов.

^

30. Внутренняя политика Николая I. Общественное движение 20-х-50- х гг. ХIХв.

31. Внешняя политика России в правление Николая 1. Крымская война и ее итоги.

^

33. Реформы 60-х- 70-х гг. XIX в. Содержание, историческое значение

^

35. Правительственный курс 80-90-х гг . ХIХв. Политика консервативной стабилизации.

36. Внешняя политика России во 2-й половине XIX в.

^ Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных Близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западно-иранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

  • западные славяне – поляки, чехи, словаки;
  • южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;
  • восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.

В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северногоПричерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим образом:

  • поляне — по среднему течению Днепра;
  • древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;
  • славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;
  • дреговичи — между реками Припять и Березина;
  • вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;
  • кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;
  • полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;
  • северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;
  • радимичи — на Соже и Десне;
  • волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;
  • уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;
  • белые хорваты — в предгорьях Карпат.

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом.Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался.Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство.Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег.Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки.Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт.Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения социальной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным божеством военно- служилой знати стал Перун, превратившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались языческие святилища. Разложение родовых отношений сопровождалось усложнением культовых обрядов. Так, похороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойником одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.

Читайте также:  Революция 1905 — 1907 годах - история России

Источник: http://userdocs.ru/istoriya/12444/index.html

Общественный строй древних славян (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………. 3

Глава 1. Общественный строй славян по античным и византийским источникам …………………………………………….…. 7

Глава II. Свидетельства археологии об общественном строе древних славян ………………………………………………………….. 15

Заключение ………………………………………………….. 17

Список источников и литературы …………………………. 19

Примечания ………………………………………………….. 21

ВВЕДЕНИЕ

Изучение общественного строя славян не потеряло актуальности до сих пор, несмотря на то, что по этой проблеме существуют серьезные исследования. При написании данной работы были изучены труды таких исследователей, как работы М. Б. Свердлова «Общественный строй славян в VI – начале VII в.

»[1] и «Эволюция социальных структур у славян в VII – первой половине Х в.»,[2] лекция Н. В. Пигулевской «Византия и славяне»,[3] в которых охарактеризованы процессы эволюции общественного строя древних славян.

Тем не менее, в этой теме остается еще много неясного спорного и противоречивого, обобщающего труда по проблеме не имеется, в связи с этим тема данной работы представляется весьма актуальной.

Ее цель – анализ и изучение общественного строя древних славян и его институтов. Для этого предлагаются следующие задачи:

1) проанализировать свидетельства античных и византийских источников по данному вопросу;

2) дать общую характеристику общественного строя древних славян;

3) представить основные позиции историков по этим вопросам.

Работа по своей структуре состоит из введения, заключения, основной части из двух глав, заключения, списка источников и литературы, научно-справочного аппарата.

Поскольку хронологическую глубину истории славянства определяют от III – II тысячелетия до н. э. до распада славянских группировок в VI – VII вв.

Охарактеризуем источники по рассматриваемой проблеме.

Во-первых, это сочинения античных, византийских, арабских и других историков, географов и путешественников: Геродота (V в. до н. э.), Страбона, Плиния, Тацита (I в. н. э.), Птолемея (II в. н. э.), Йордана, Прокопия, Маврикия (VI в. н. э.) и т. д.

[4] Огромное значение их трудов состоит в том, что они донесли до нас первые письменные сведения о славянах.

Хотя это были уже не те праславяне, какие скрыты дымчатым покрывалом глубокой древности, а их более поздние потомки в основном из первого тысячелетия нашей эры, но они определённо были славянами. На это прямо указывали названные древние авторы, именовавшие их антами и склавинами.

Византийцы VI в. н. э. Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег писали о них: «У тех и других один и тот же язык… и по внешнему виду они не отличаются друг от друга…», они «сходны по своему образу жизни» и «по своим нравам».[5]

Но еще Тацит причислял славян к германцам. По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германским народностям.[6]

По свидетельству готского историка VI в. н. э. Йордана, земли склавинов располагались по Днестру, Прикарпатью, доходя на западе до Среднего Дуная и на севере до верховья Вислы. Земли антов он расположил от Днестра до Днепра, а в некоторых частях и до бассейна Дона, следовательно, и до наших мест.

Он же, Йордан, указал на генетическую связь склавинов и антов с венедами, земли которых находились севернее, в бассейне Вислы: «От истоков реки Вистулы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов.

Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различия племён и местностей, однако, главным образом, они именуются склавинами и антами…».[7]

Основные сведения о внутреннем быте славян находим у Прокопия Кесарийского, византийского писателя VI в.[8] Прокопий Кесарийский жил в первой половине VI века. Он был ближайшим советником полководца Велисария, возглавлявшего армию императора Юстиниана.

Вместе с войсками Прокопий побывал во многих странах, переносил тяготы походов, переживал победы и поражения. Однако его главным делом было не участие в боях, не набор наемников и не снабжение армии. Он изучал нравы, обычаи, общественные порядки и военные приемы народов, окружавших Византию.

Тщательно собирал Прокопий и рассказы о славянах, причем особенно внимательно он анализировал и описывал военную тактику славян, посвятив ей многие страницы своего знаменитого труда «История войн Юстиниана». Рабовладельческая Византийская империя стремилась покорить соседние земли и народы.

Византийские правители хотели поработить и славянские племена. В мечтах им виделись покорные народы, исправно платящие подати, поставляющие в Константинополь рабов, хлеб, меха, лес, драгоценные металлы и камни.

При этом византийцы не желали бороться с врагами сами, а стремились ссорить их между собой и с помощью одних подавлять других. В ответ на попытки поработить их славяне неоднократно вторгались в пределы империи и опустошали целые области.

Византийские военачальники понимали, что бороться со славянами трудно, и поэтому тщательно изучали их военное дело, стратегию и тактику, искали уязвимые места. В том числе в этих сочинениях нашло отражение и описании общественного строя славян.

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН ПО АНТИЧНЫМ И ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ

Славянские племена занимали в первые века новой эры огромную территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная.

В античных источниках они известны под именем венедов (венетов).

По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германцам.

Известны и другие ранние известия письменных источников о славянских племенах, которые относятся к I – II векам н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей).

Под именем «венедов» (до сих пор «venalainen» — по-фински означает «русские») славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II – V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра.

Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод.

Об общественном устройстве славян сообщают источники более позднего времени (византийские авторы VI в).

«Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим», — писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский . Особенно поразило византийца свободолюбие славян.

«Племена антов сходны по своему образу жизни, — отмечал он, — по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране».[9]

У славян господствовал еще первобытнообщинный строй. Но уже начался процесс его разложения. Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников.

Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя.

Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др.

Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече). В 3-й книге своего сочинения «О готской войне» Прокопий Кесарийский пишет: «Славяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы, на которых совещались по всем военным вопросам». [10]

Но постепенно на вече тон задавать стала все больше родоплеменная знать.

В ее образовании сказалась роль как появления определенных излишков в производстве сельскохозяйственной продукции, так и распределение богатой военной добычи, которая не раз доставалась славянам – так, по свидетельству источника, захватив Балканский полуостров, славяне и здесь «разбогатели, имеют золото и серебро».

Табуны лошадей и оружие усиливали их боевую мощь. Благодаря захватам золота, драгоценностей, лошадей, скота появлялись более богатые члены племени, как правило, прославленные воины и военные вожди. Большим влиянием пользовались князья, имевшие свои дружины. Шел процесс образования княжеской военной власти.[11]

Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Славянские князья, их вожди и военачальники названы рядом византийских источников. Известны имена вождей Ардагаста, Пирагоста, князя Даврита, князя Лавриты, посла Мезамира и брата его Калагаста, князя Акамира.

К моменту, когда Византия вошла в тесное соприкосновение со славянами, их устройство было того типа, которое Энгельс называл военной демократией, то самое, что наблюдал Прокопий Кесарийский у склавен и антов. Военные походы славян сопровождались грабежами и пленением больших масс населения.

По мнению Н. В. Пигулевской, массовое пленение населения в завоеванных славянами областях было связано с потребностью в рабочих руках.

Рабство, несомненно, имело место, но не получило широкого распространения, что наложило известную печать на общественный строй древних славян.

Для Византии рабовладение было уже пройденным этапом, колонат имел еще широкое распространение, но тем не менее она превращалась в феодальную державу. Славянские народы шли по пути феодального развития, минуя рабовладельческий строй.[12]

Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений. В то же время у древних славян имелось рабство, но имело оно исключительно патриархальный характер.

По словам Прокопия Кесарийского, славяне, доброжелательно относятся к прибывающим к ним в страну иноземцам, если те пришли с дружескими намерениями.

Не мстят они и врагам, недолго задерживая их у себя в плену, и обычно предлагают им либо за выкуп уйти к себе на родину, либо остаться жить среди славян на положении свободных людей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/123055/obshchestvennyy-stroy-drevnikh-slavyan

Ссылка на основную публикацию