Древнерусское государство — история России

Древнерусское государство в IX-начале XIII вв

Древнерусское государство в IX-начале XIII вв.

В IX в. сложилось два крупных государства восточных славян.

Южное государство. в Поднепровье, с центром в Киеве, возникло в первой половине столетия. В сообщениях греческих и восточных авторов оно называется государством «россов», «Русью». В 838–839 гг. послы Руси прибыли в Византию и к императору франков, а в 860 г. русское войско осадило Константинополь и ушло, получив выкуп.

Северное государство появилось во второй половине столетия у славян, живших около озера Ильмень, с центром в Новгороде. В 862 г. новгородцы призвали править ими варяжского князя Рюрика (862–879 гг.), обосновавшегося сначала в Ладоге, а потом перебравшегося в Новгород.

В «Повести временных лет» — летописи, которую написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. использовавший не дошедшие до нас более древние летописи, — сообщается, что варяги жили на южном побережье Балтийского моря, что они «назывались Русью», и что «славянский язык и русский одно есть».

Впервые в печати утверждение, что варяги Рюрика — это западноевропейские славяне, появилось в изданной в 1549 г. книге бывшего посла германского императора в России С. Герберштейна «Записки о Московии». С Герберштейном согласился ряд современных ему зарубежных учёных.

Огромный комплекс источников из области археологии, нумизматики, антропологии, лингвистики и других наук, подтверждают сообщение Нестора, что варяги Рюрика — это славяне-русы, и что русский язык — славянский. Учитывая также, что поляне — тоже руссы, вывод, что Рюрик и его варяги были западными славянами с южного побережья Балтийского моря, несомненно, является верным.

Преемником Рюрика был его родственник, воевода князь Олег (879–912 гг.), правивший при малолетнем сыне Рюрика — Игоре (912–945 гг.). В 882 г.

Олег взял Киев и объединил восточных славян-руссов (кроме вятичей, плативших дань Хазарии) и их ближайших соседей угрофинские племена в Древнерусское государство, сделав Киев его столицей.

Киев был выбран центром государства не случайно — Поднепровье в экономическом и культурном развитии опередило другие районы, государство там возникло раньше и имело более развитые международные связи. Год 882 должен считаться датой возникновения единого Русского государства .

Объединив восточнославянские земли, Олег, как наиболее сильный князь, принял титул великого князя. Он несколько раз успешно воевал с Византией и Хазарией, установил мирные отношения с варягами и с венграми.

Древнерусское государство было многоэтническим образованием. оно делилось на отдельные племена и народы, платившие дань киевскому великому князю и предоставлявшие ему войска, но хотя и сохраняющие права по управлению в своих княжествах.

Обычно князь лично собирал дань, объезжая владения (это называлось «полюдье»). Когда Олег в 912 г. передал власть Игорю, восстали древляне, не желавшие платить дань. Игорь подавил это восстание.

При нём русские владения расширились вниз по течению Днепра, при нём появилось официальное название государства Русская земля .

В 945 г. при сборе дани древляне снова восстали и убили Игоря. Сын Игоря, Святослав, был ещё малолетним, и власть перешла к вдове Игоря княгине Ольге (945–978 гг.). Это была умная, энергичная, властная женщина.

Она жестоко подавила мятеж древлян и восстановила единство государства. Ольга установила конкретные размеры дани и заменила полюдье получением дани особыми сборщиками в определённых пунктах (погостах).

Это было началом налоговой системы, еще одним шагом вперёд в развитии государства. В 957 г. Ольга приняла крещение.

К этому времени первоначально единое христианство разделилось по характеру церковных обрядов на католичество во главе с Папой Римским с центром в Риме, и православие во главе с константинопольским Патриархом с центром в Константинополе.

Христианство приняли почти все крупные государства Западной Европы и часть балканских и кавказских народов. Оно впитало в себя многое из античного культурного наследия, приобщение к нему означало повышение уровня культуры и международного престижа государства.

Христианство уже постепенно проникало в Русь и раньше, и принятием православия великая княгиня показывала свое одобрение христианизации страны и подавала личный пример.

Крестным отцом её был византийский Император, а крестил Патриарх, и это тоже повышало международный престиж и самой великой княгини, и Русского государства.

В 962 г. Святослав, не пожелавший принять христианство и оставшийся язычником, взял власть в свои руки. Святослав присоединил вятичей, тиверцев и уличей, завершив воссоединение восточнославянских племен.

Он был первым, кто заменил местных князей важнейших княжеств (племён) своими сыновьями, усилив этим централизацию управления.

Святослав уничтожил Хазарский каганат, совершил ряд успешных военных походов против волжских и дунайских болгар, но в 972 г. погиб в бою с печенегами.

При Святославе Русь впервые в своей истории попыталась решить внешнеполитические задачи, преследующие цель обеспечить её жизнеспособность; защититься от соседей и получить выход к Чёрному морю.

После гибели Святослава киевским князем в 972–980 гг. стал его старший сын Ярополк, но вскоре между ним и его братьями началась борьба за власть. Победу в ней одержал Владимир (980–1015 гг.), княживший в Новгороде. По его приказу Ярополк был убит.

Владимир был одним из великих правителей нашего Отечества: он понял значение христианства. Прежде всего, оно укрепляло власть — один всемогущий бог и один его наместник (князь) в едином государстве.

Христианство примиряло людей с реальной действительностью, в частности, с углублявшимся материальным неравенством, разрывом между богатыми и бедными, объясняя это волей Бога, указывая, что главное не в богатстве, а в нравственном совершенстве: земная жизнь — только приготовление к загробной, вечной, жизни, и только праведника ждёт рай после смерти.

Владимир понял, что христианство приобщало к более высокой цивилизации (к этому времени его приняла вся Западная Европа). В 989 г. Владимир принял православие, а с 990 г. начал правительственную христианизацию Руси, крестив киевлян и приказав своим наместникам крестить остальное население.

Процесс христианизации, требовавший отказа от языческой веры отцов и низвержения власти жрецов (на Руси они назывались волхвами), был болезненным и вызывал сопротивление. Из-за этого многие языческие традиции и праздники сохранились и дополняют христианские (масленица и т. п.).

Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, летописания, появлению при церквях и монастырях школ и библиотек, развитию живописи (иконописания) и архитектуры. Церковь призывала людей к нравственному совершенству: человеколюбию, терпимости, уважению к личности, родителям и детям, выступала против междоусобной борьбы. Русь сама стала оказывать влияние на языческих соседей (печенегов, Волжскую Булгарию).

Владимир присоединил Червенскую Русь, воевал с печенегами и Византией. Став христианином, Владимир устраивал для народа бесплатные пиры, раздавал пищу, и приказывал своим наместникам помогать беднякам.

Народ сохранил о Владимире благодарную память: о нём и его богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче слагались былины и песни, в которых он именуется Владимиром Красное Солнышко.

Церковь объявила Владимира святым, но официально он был канонизирован в XIII в.

Владимир умер в 1015 г. Ко времени его смерти Русь, пережив немалые потрясения, превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. К началу XI в.

в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-Европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке угрофинские и балтские племена, на юге и юго-востоке — тюркские племена .

Соединённые воедино волей киевского князя, хозяйственными и торговыми интересами, необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные племена существовали в составе единого государства, но единство это было ещё не прочным, как единство других европейских средневековых образований.

После смерти Владимира вспыхнула борьба между его сыновьями, окончившаяся победой Ярослава. Но ему пришлось договориться с братом Мстиславом и разделить Русь. По договору между ними Мстислав получил Левобережье Днепра с Черниговым, и только после его смерти в 1036 г. Ярослав объединил Русь.

Главным событием внутренней политики Ярослава было создание первого писаного свода законов — судебника «Русская Правда». По своим нормам «Русская Правда» была близка к действовавшим тогда западноевропейским законам. При Ярославе международные связи Руси значительно расширились, так что эти законы, возможно, были известны составителям «Русской Правды».

Княжение Ярослава — эпоха высшего процветания Древнерусского государства.

Ярослав основал в Киеве собор Святой Софии, украсив его фресками и мозаикой; оградил Киев новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота; велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал, а рукописи положил в библиотеку Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей. При Ярославе приехали из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению, и был переведён византийский Номоканон — церковный устав или Кормчая книга. Значительно выросло международное значение Руси: с её политикой считались Германская империя, Византия, Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия, другие европейские страны. На востоке вплоть до низовьев Волги у Руси теперь практически не было соперников. За свою деятельность Ярослав был прозван Мудрым.

Ярослав был «самовластным» государем. Он умер в 1054 г. разделив по обычаю русскую землю между сыновьями (дав им «уделы»), оставив великокняжеский престол старшему сыну Изяславу. В 1073 г. началась длительная междоусобная борьба между сыновьями Ярослава, захватившая и потомство сыновей, осложнившаяся борьбой с половцами.

Половцы предприняли десятки походов на Русь, отторгнув огромные массивы плодородных земель. Население их либо погибло, либо было уведено в плен и продано в рабство, либо бежало на север под защиту лесов и болот. Главной задачей становилась оборона страны.

Стремясь превратить половцев из врагов в союзников, русские князья и половецкие ханы нередко заключали династические браки между своими сыновьями и дочерьми.

В 1113 г. умер великий князь Святополк, и киевляне выбрали своим князем внука Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха, прославленного полководца, переяславского князя Владимира, также прозванного Мономахом.

Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Половцы встречали дружный отпор, удельные князья смирились.

Мономах дал Руси новый судебник, заменивший «Русскую Правду», — «Устав Владимира Всеволодовича», написал «Поучение своим детям» — замечательный памятник литературы и педагогики. В Киеве и других городах строились церкви, украшенные живописью.

При Мономахе работал летописец Нестор; началось составление по византийским образцам житий людей, прославившихся святостью жизни; игумен Даниил описал свое путешествие в Иерусалим.

Владимир Мономах скончался в 1125 г. На престол взошёл его старший сын Мстислав, а после его смерти в 1132 г. снова вспыхнула междоусобица.

К этому времени вследствие роста населения и развития ремёсел и торговли значительно усилилась экономическая мощь отдельных удельных княжеств и городов; в городах выросло богатое купечество; появились мелкие землевладельцы, служившие князьям и крупным землевладельцам-боярам за предоставление им земли на время службы и составлявшие сильное войско. Разница в местонахождении и природных условиях княжеств обусловливала разницу в их экономической и военной мощи и политическом значении.

К середине XII в. Древнерусское государство распалось на 15 княжеств, фактически независимых от Киева. За столетие — с середины XII в. до середины XIII в. — на великокняжеском престоле сменилось 46 князей. Распад Древнерусского государства был закономерным явлением исторического процесса, происходившего и в Западной Европе.

Во второй половине XII в.

Читайте также:  Что изучает историческая наука? - история России

наиболее сильными становятся Ростово-Суздальское (позднее Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское княжества и феодальная аристократическая республика «Господин Великий Новгород», обложившая данью племена Русского Севера до Урала и Западной Финляндии. Были попытки объединиться против общего врага; одной из них стало совместное участие князей в неудачной битве с татаро-монголами на реке Калке в 1223г.

В начале XIII в. началось наступление шведов на земли, находившиеся во владении Новгорода в центральной Финляндии, на Водскую и Ижорскую земли. В 1240 г. князь Александр Ярославич нанёс им поражение в битве на Неве, за что получил прозвание «Невский».

В конце XII – начале XIII в. в Прибалтике появились Орден меченосцев и Тевтонский Орден, вскоре объединившиеся в Немецкий (Ливонский) Орден.

Немцам удалось захватить Прибалтику, установив границу по берегу Чудского озера и реке Нарове, но дальнейшее их продвижение было остановлено победой над ними Александра Невского в 1242 г. на Чудском озере.

В борьбе с ними литовские племенные союзы постепенно объединились в единое государство: Великое княжество Литовское.

Так в конце IX века возникло мощное Древнерусское государство. объединившее славянские и другие племена, с центром в Киеве, во главе с династией Рюриковичей (862–1598 гг.), с одним языком, единой верой и общими законами. В XII в. оно распалось на несколько десятков княжеств, враждовавших между собой.

Отдалённость от центров античной культуры, многовековое отставание принятия христианства от западноевропейских стран, его медленное распространение из-за огромных размеров территории, враждебное отношение католической церкви к православию, междоусобные войны и борьба с агрессией соседей, которые препятствовали международным культурным связям — всё это замедляло развитие культуры в Древней Руси.

Источник: http://co-i.ru/istoriya/

Древнерусское государство (Киевская Русь)

Древнерусское государство. Государство, существовавшее в восточнославянских землях с конца IX в. до второй трети (согласно другой точке зрения, до середины) XII в. и объединявшее значительную часть восточнославянских земель (а в конце X – начале XI вв. – практически все их).

Возникновение. Древнерусское государство образовалось около 882 г. в результате объединения новгородским князем Олегом Вещим государств, условно именуемых в науке «Новгородским» и «Киевским».

Столица: Киев.

Самоназвания: Русь, Русская земля; «Древнерусским государством» (или «Киевской Русью») оно именуется в исторической науке.

Глава государства: Великий князь русский; до середины XI в. его именовали заимствованным у хазар титулом «каган» (в исторической науке главу Древнерусского государства именуют великим князем киевским).

Герб. Для периода с 960-х гг. по 1054 г. известен герб великого князя русского (кагана). При Святославе Игоревиче (964 – 972 гг.) и Святополке Окаянном (1015 – 1016 и 1018 – 1019 гг.) это был двузубец, при Владимире Святославиче (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1018 и 1019 – 1054 гг.) – трезубец.

Законодательство Древнерусского государства в конце IX – Х вв. было устным («Закон русский»). На протяжении XI – начала XII вв. складывается свод писаных законов – Русская Правда (образованный такими законодательными памятниками, как Правда Ярослава, покон вирный, Урок мостникам, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха).

Функции государственного аппарата в конце IX – конце Х в. выполняли дружинники великого князя (кагана); с конца Х в. известны такие должностные лица, как вирники, мытники, мечники.

Общественный строй. В советской историографии Древнерусское государство считалось раннефеодальным – т.е. таким, характер которого определялся складыванием в это время феодальных отношений. По мнению ученых ленинградской школы И.Я. Фроянова, феодальный уклад в Древнерусском государстве отнюдь не был системообразующим.

Периоды истории государства. В истории Древнерусского государства можно выделить четыре больших периода.

1) Около 882 – начало 990-х гг. Государство носит федеративный характер; входящие в него территории восточнославянских племенных союзов пользуются широкой автономией и вообще слабо связаны с центром.

Поэтому Древнерусское государство этого периода часто характеризуется как «союз союзов племен». После смерти в 972 г.

Святослава Игоревича государство вообще распадается на три независимые «волости» (Киевскую, Новгородскую и Древлянскую, вновь объединенные Ярополком Святославичем только около 977 г.).

2) Начало 990-х гг. – 1054 г. В результате ликвидации Владимиром Святославичем большинства племенных княжений и замены племенных князей наместниками (сыновьями) великого князя русского (кагана) государство приобретает черты унитарного.

Однако в результате усобицы между Ярославом Мудрым и его братом Мстиславом Владимировичем (Лютым), в 1026 г. оно вновь распадается – на две половины (с границей между ними по Днепру), – и только после смерти в 1036 г.

Мстислава Ярослав восстанавливает единство государства.

3) 1054 – 1113 гг. Согласно завещанию Ярослава Мудрого, государство вновь принимает черты федерации. Оно считается общим достоянием княжеского рода Рюриковичей, каждый из которых имеет право княжить в той или иной области («волости»), но должен подчиняться старшему в роде – великому князю русскому.

Однако в результате начавшегося в XI в. бурного роста городов (потенциальных областных центров) и упадка значения Днепровского торгового пути (то и дело перекрывавшегося половцами) роль Киева как единого центра, контролирующего Днепровский путь, начинает падать, и федерация обнаруживает тенденцию к превращению в конфедерацию (т.е.

к распаду единого государства).

4) 1113 – 1132 гг. Владимиру Мономаху (1113 – 1125 гг.) и его старшему сыну Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.) удается приостановить начавшийся распад Древнерусского государства и вновь придать ему черты федерации (а не конфедерации).

Поскольку объективные причины нарастания центробежных тенденций (а к ним, помимо перечисленных выше, относилась и слабая управляемость огромного государства при тогдашних средствах сообщения и связи) не удалось устранить ни Владимиру Мономаху, ни Мстиславу Великому, после смерти последнего в 1132 г. эти тенденции восторжествовали вновь.

Городские «волости» одна за другой стали выходить из подчинения великому князю русскому. Последние из них сделали это в 1150-х гг. (почему время окончательного распада Древнерусского государства и относят иногда к середине XII в.), но обычно концом существования Древнерусского государства считается рубеж первой и второй третей XII в.

Литература

  1. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.
  2. Карпов А.Ю. Княгиня Ольга. М., 2012.
  3. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.
  4. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998.
  5. Петрухин В.Я. Русь в IX – Х вв. От призвания варягов до выбора веры. М., 2013.
  6. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. М., 1983.
  7. Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней    Руси. Л., 1988.

***

Источник: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/drievnierusskoie-ghosudarstvo-kiievskaia-rus

Древнерусское государство

Территория Восточной Европы в IX веке делилась на несколько крупных частей. Основой для образования Древнерусского государства явились два схожих по этносу объединения, в которых преобладало славянское население. От восточных славян и ведет начало русский народ. Новгород стал центром северных племен, а Киев – южных.

В летописи о расселении восточных славян указано больше пятнадцати племенных союзов. Таким образом, в северной части расположились племена северян, поляне – по реке Днепру, на западе – древляне. В болотистой местности жили дреговичи, и возле реки Оки расселились вятичи. Ильменские славяне располагались возле озера Ильмень.

Это летописное повествование подтверждено археологическими исследованиями. Землю, занятую племенами полян, летописцы обозначают как «русь», это можно объяснить названием протекающей поблизости от живших там славян реки Рось. Также термин «русь» иногда применялся к объединениям восточных славян и на севере, и на юге.

Записи, в которых упоминается Русь, относятся к 811-821 годам, здесь русский народ является частью хазарских племен.

Образование древнерусского государства

Причинами и предпосылками создания единого государства являлись следующие факторы: — Постепенно возрастающее неравенство, то есть расслоение общины на классы, в связи с появлением частного имущества, которое было либо завоевано в военных походах, либо приобретено в результате развития торговли и производительности; — объединение отдельных племен в общины; — переход от родовой общины к соседской, значит члены общины не были связаны родственными узами;

— стремление объединиться военными силами, чтобы противостоять кочевникам, Хазарскому каганату.

Русь возникла на торговом пути, связывающем юг и север Европы, «из варяг в греки». Позже первые города возводились, в основном, на торговых путях. Датой, с которой началась сама история России, то есть когда было образовано государство — Русь, принято считать 862 год. Именно в этом году на правление в Новгород из варяжских земель был приглашен князь Рюрик.

Южными славянскими племенами в Киеве стали управлять дружинники Рюрика Дир и Аскольд. После смерти Рюрика в 879 году, Олег, его родич, стал править Новгородским княжеством. А летописцы начнут отсчет времени от становления власти Олега над Русью. Правление государством осуществлялось с помощью дружины и бояр, составляющих княжеский совет.

Он захватил власть в Киеве, и в следствии этого объединил два княжества – Новгородское и Киевское, что стало важнейшим моментом в истории образования Древнерусского государства. Олег стал взымать дань с присоединенных земель в пользу государства.

Приемник Олега – князь Игорь, нарушив прежние договоры, совершил военный поход на Византию и потерпел поражение, потом он вновь установит мирный договор с Константинополем.

Во время княжения первых правителей Руси существовало двуязычие славянского и варяжского языков. Главными вопросами для киевских князей являлись укрепление государственной власти над землями, создание и поддержание торговли между другими народами.

Завершающий этап в истории образования Древнерусского государства – это реформы княгини Ольги. Она определила конкретные размеры взымаемой дани и места их сбора. Княгиня стала первой из киевской династии, которая приняла православие. Изначально славяне верили в богов Древней Руси, то есть были язычниками.

Князь Святослав имел влияние на Византию, и одержал ряд побед над северными и хазарскими племенами. Законы на Руси формировались поэтапно. В период правления Ярослава Мудрого был составлен и утвержден первый свод законов «Русская правда», и в течение княжения последующих правителей в него вносились изменения.

Важное место в политическом строе занимали вечевые собрания, которыми управляла знать, и где выносились на обсуждение разные государственные вопросы.

Вечевые собрания – это орган народного самоуправления, свидетельствующий о демократии на Руси. Русь на протяжении двух столетий была центром для связи восточных и европейских государств. Становление Древнерусского государства – это важнейший этап в истории не только России, но и многих других государств, в составе которых продолжили развитие славянские народы.

Читайте также:  Смоленское сражение 1941 года (10 июля - 10 сентября) - история России

Источник: http://allaboutrussia.ru/old_russian_state

стр 14 Атлас история России

К IX в. у восточных славян сложились предпосылки и условия, необходимые для появления государства, в результате чего в середине IX в. образовалось два государственных объединения с центрами в Новгороде и Киеве. Этому способствовали развитие хозяйственных и торговых связей, религиозная общность, а такнсе общие усилия по отпору внешним врагам.

Согласно «Повести временных лет», во второй трети IX в. варяжские отряды во главе с Аскольдом и Диром по великому водному пути отправились в Византию. Спустившись вниз по Днепру, они подошли к центру полян Киеву.

Поляне платили дань хазарам, их «обижали» древляне и кочевые племена. Аскольд и Дир легко завладели властью в Киеве и остались здесь княжить. Они освободили полян от хазарской зависимости, вступили в борьбу с другими «обидчиками» полян — древлянами, булгарами.

В 860 г. киевские князья совершили успешный поход на Царьград; в 70-е гг. IX в. их дружины не раз прорывались через хазарские земли на Северный Кавказ, к Каспийскому морю.

К этому времени поляне объединили под своей властью часть земель древлян и дреговичей, положив начало объединению восточнославянских племенных союзов.

На севере также складывается сильный союз восточнославянских и финно-угорских племен во главе с ильменскими словенами. В 862 г. словене, кривичи, чудь, весь, меря, платившие дань варягам, прогнали их «за море» и «стали сами собой владеть». Но начались межплеменные распри — «встал род на род». Никто не мог одержать верх.

И тогда представители племен решили послать послов к варягам с призывом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик вокняжился в Новгороде, Трувор — в Изборске, Синеус — на Белоозере.

Но вскоре Трувор и Синеус умерли, и Рюрик стал единоличным правителем обширных земель восточнославянских и финно-угорских племен, основателем княжеской династии Рюриковичей.

Таким образом, в середине IX в. образовалось два сильных восточнославянских объединения, каждое из которых охватывало огромные территории; одно находилось на Среднем Поднепровье во главе с Киевом, другое — на севере, в Прииль-менье, во главе с Новгородом. Между «Севером» и «Югом» началось соперничество за главенство в восточнославянском мире.

После смерти Рюрика в 879 г. новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 г. Олег во главе большого войска выступил в поход на юг. По пути он подчинил себе землю кривичей, на которую претендовали южные князья.

Подойдя к Киеву, Олег хитростью выманил из города Аскольда и Дира и убил их. Став киевским князем, он объявил Киев столицей всех своих земель. Так в результате объединения двух восточнославянских центров возникло единое Древнерусское государство, получившее название Русь.

С тех пор 882 год считается годом начала Русского государства.

Источник: http://gdz-history.ru/atlas-russia-p14.html

Древнерусское государство кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Древнерусское государство кратко

Древнерусское государство, кратко говоря, это государственное образование, появившееся в Восточной Европе в 9 веке. Первыми правителями государства стали князья из династии Рюриковичей. Другое название – Киевская Русь. Термин этот берет свое начало в 19 веке, а окончательно был утвержден уже в советское время. Оба названия государства являются правильными.

Первое упоминание о Древнерусском государстве относится к 9 веку. Основные сведения об этом государственном образовании содержатся в «Повести временных лет». В ней также находится запись о том, как были призваны управлять государством трое братьев варягов. Старшего из них звали Рюриком. От него и пошло название династии, в течение долгих лет правившей Русью.

Просуществовав три столетия единым государством, Киевская Русь в результате наступившей феодальной раздробленности распадается на два десятка княжеств, а Киев утрачивает свое центральное место и политическое влияние.

По поводу образования Древнерусского государства у историков до сих пор не выработалось единого мнения. Существуют две теории, одна из которых называется норманнской. Ее представители склонны верить данным из «Повести временных лет» и считают, что первые правители Руси были варягами и пришли извне. Противники этой теории утверждают, что принести государственность извне невозможно.

Древнерусское государство, кратко говоря, начало свое существование с жесткой централизованной власти. Во главе страны стоял князь, столицей был город Киев. Главной задачей князя была защита рубежей от врага и сбор дани. В Древнерусском государстве это называлось полюдье.

В 10 веке в стране устанавливается феодальный строй. Вся земля принадлежит князю. У феодалов есть вотчины – крупные земельные наделы, находящие в полной собственности у владельца. Большинство населения составляли смерды – крестьяне. Они в случае военной угрозы становились также воинами.

Существовало в Древнерусском государстве и рабовладение. Торговля на Руси имела огромное значение. Страна была богата на многие ресурсы и активно ими торговала со многими странами. Купцы ездили в Византию, Скандинавию, Среднюю Азию.С 10 века в Древнерусском государстве начинается активный рост городов.

Поскольку камень стоил очень дорого, защитные стены крепостей и дома были деревянными.

Вплоть до монгольского нашествия в 13 веке Русь была активно развивающимся государством с богатой культурой.

Источник: http://antiquehistory.ru/drevnerusskoe-gosudarstvo-kratko/

Учебник по Отечественной истории. Тема народы и древнейшие государства на территории россии

  • Контрольные вопросы
  • Список рекомендуемой литературы
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

     Социально-экономические — родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли.

Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

     Политические — появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала «Держава волынян»; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба — вокруг Киева, Славия — вокруг Новгорода, Артания — вокруг Рязани или Чернигова.
     Внешнеполитические — важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно — европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

     Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями — жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси — варягами.

В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины.

Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития — у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

     Как свидетельствует летописец Нестор в «Повести временных лет», к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. (См. хрестоматийный материал) Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.
     Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.
     После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг — Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути «из варяг в греки» владели киевляне.
     В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. (См. хрестоматийный материал) Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.
     Так было образовано первое государство восточных славян.     Позже летописцы начнут отсчёт времени «от лета Олегова», т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве.

     Происхождение слова «русь». Со временем земли вокруг Киева, население Киева станут называть словом «русь».

В исторической науке существует несколько версий по поводу происхождения этого названия. В настоящее время возобладала точка зрения, что так называлось варяжское племя, из которого происходил Рюрик.

Позже это название закрепится за государством и за всеми восточными славянами.

     Значение образования Древнерусского государства. Государство Русь, Киевская Русь (научное название Древнерусское государство, Древняя Русь) по своему географическому положению сразу заняло важное место в системе европейских и азиатских государств. В это время в Западной Европе также происходил процесс образования государств, хотя равные Руси по значению государства уже сложились. Русь развивалась как часть общемировой цивилизации. Но на дальнейший ход исторического процесса повлиял ряд следующих факторов:

  • суровый климат;
  • равнина, открытая со всех сторон;
  • сотни народов и народностей, находящихся на разной стадии развития;
  • отсутствие выхода к морю, необходимость которого становилась государственной потребностью;
  • отсутствие культурного наследия.

Норманская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Г. — Ф. Миллер, Г.- З. Байер, в ХVIII в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси — результат действия варягов. Горячим противником норманской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.     В наши дни норманская теория зачастую трактуется следующим образом: всё, что — либо значительное в России создано иностранцами и под руководством иностранцев. Русские к самостоятельному государственному творчеству не способны.

Читайте также:  Концепция маркса в рассмотрении закономерностей исторического развития - история России

     У норманской теории есть как сторонники, так и противники. Противники норманской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов — это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, — до сих пор остаётся нерешённым. Версии об иноземном происхождении той или иной династии типичны для древности и средневековья.

Следует вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства и т.д. Русские летописи, на основании которых мы складываем представление о первых веках русской истории, были написаны в более позднее время, им было свойственно окружить возникновение русской государственности ореолом таинственности. Чужак, пришлый человек — всегда обладает особой харизмой.

Археологическое раскопки подтверждают, что варяги действительно проживали среди славян, что свидетельствует об их широких взаимных связях. Варяги стремились на Русь, в скандинавских сагах Русь представлена как страна несметных богатств. Но количество варягов на Руси было не велико. Славяне и варяги находились на одной ступени общественного развития.

Заметного влияния на хозяйство, общественные отношения, культуру восточных славян варяги не оказали. Варяги положили начало первой правящей династии на Руси, первые варяжские князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга) носили скандинавские имена, но уже сын Игоря и Ольги и их внук носили славянские имена — Святослав, Владимир.

Через несколько поколений после призвания Рюрика от варягов остались только легенды о происхождении наиболее знатных славянских родов. Славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. У восточных славян сложился целый комплекс предпосылок для образования государства. Государственные институты возникают в результате долгого внутреннего развития общества.

Следовательно, если призвание Рюрика — исторический факт, то он говорит о возникновении княжеской династии, а не о происхождения русской государственности.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

  1. Когда у восточных славян сложились предпосылки для образования государства? Назовите их.
  2. Кого в русской истории называют варягами?
  3. Какова роль варяжских предводителей Рюрика и Олега в русской истории?
  4. Изложите основные положения норманской теории образования Древнерусского государства.
  5. Укажите значение образования Древнерусского государства для последующей истории восточных славян.
  1. Повесть временных лет. — М.; Л.; 1990.
  2. Первые века русской истории. — М.,1964.
  3. Вернадский Г.В. История России. Киевская Русь. — Тверь; М.; 1996.
  4. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. — М.,1992.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Источник: http://topuch.ru/tema-narodi-i-drevnejshie-gosudarstva-na-territorii-rossii/index3.html

Образование Древнерусского государства. Видеоурок. История России 6 Класс

На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как развивались славянские племена до призвания варягов, какие предпосылки создания древнерусского государства  существовали до 862 года.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Образование Древнерусского государства

Вопрос о возникновении государства у восточных славян традиционно связан с двумя проблемами: первая – какое событие послужило началом становления государства на Руси, и вторая – происхождение этнонима «Русь».

В «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, под 862 г. помещено сообщение о призвании на земли ильменских славян варяжских князей: Рюрика и его братьев.

На основе летописных данных немецкие ученые Байер, Миллер, Шлейцер сделали вывод о том, что государственность на Русь привнесли норманны. Им противостоял великий российский ученый М.В. Ломоносов.

Он согласился с тем, что варяжские князья участвовали в становлении российской государственности, однако считал, что предпосылки  для образования государства у славян все же были задолго до описываемых в летописи событий. Научный спор о происхождении Российского государства продолжается до сих пор.

Рис. 1. Летописец Нестор (Источник)

На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как развивались славянские племена до призвания варягов, какие предпосылки создания государства  существовали до 862 года.

К началу IX века союзы племен восточных славян и финно-угров подчинялись более могущественным соседям. На юге поляне, северяне, вятичи приносили дары хазарскому кагану. На севере словене, кривичи, чудь и меря откупались от воинственных норманнов. Это положение могло изменить только объединение племен и создание ими собственного государства. 

Одновременно в мире восточных славян стали разрушаться родовые связи и родовой строй. Благодаря торговле и военным походам отдельные семьи в родовых общинах становились сильнее и богаче других. С одной стороны, обозначился слой простых общинников, с другой – слой родовой знати («лучшие люди» — потомки старейшин). Так началось общественное расслоение. 

Изменилось и положение князей. Вокруг них сложились дружины молодых воинов, которые уже не возвращались после похода к мирному труду. Благодарные за защиту своих земель общины отдавали в дар князю и дружине мешки зерна, мясные туши, бочки меда, шкуры животных. Эти дары, ставшие постоянными и обязательными, назывались данью.

 Опираясь на силу своих дружин, князья могли не считаться с мнением вечевых собраний и стали передавать свой пост по наследству. Сложились княжеские династии (правящие роды), в руках которых сосредоточивалась власть над всем племенем. Так князья и дружинники составили особый слой общества – слой профессиональных воинов и правителей.

 

Кроме дружинников от земледельческого труда отошла и часть общинных мастеров –ремесленников. Кузнецы, гончары стали жить, обменивая свои изделия на продукты питания у общинников-земледельцев. Некоторые общинники при этом стали жить на доходы от торговли. Их стали называть купцами (совершающими купы и продажи). 

Новые слои населения сосредоточивались в тех поселках, которые стояли на больших торговых путях (речных или сухопутных). Здесь рядом селились простые земледельцы, знать, купцы и ремесленники из разных племен.

Число жителей таких поселений начинало быстро расти, и их стали огораживать стенами надежных крепостей.

Так у славян появились города – Киев и Смоленск на Днепре, Новгород на Волхове, Полоцк на Западной Двине и другие. 

Крупные города князья использовали как свои столицы, свозили сюда дань. Здесь они уже не зависели от древних общинных порядков.

Сами общины просили князя вершить справедливый суд, так как родовые обычаи не годились для разрешения споров между людьми из разных общественных слоёв.

Княжеская власть, возвысившись над общинами, стала превращаться во власть государственную, а дань, которую общинники выплачивали князю, стала напоминать государственный налог. 

В первой половине IX века вдоль пути «из варяг в греки» сложилось два центра образования ранних государств: Новгородский союз племен на севере и Киевский на юге. Князьям Киевского союза к середине IX века удалось освободить свои племена от выплаты дани Хазарскому каганату. 

Тогда же некоторые варяжские князья (конунги) и их дружины начали подчинять себе города в землях восточных славян. Спустя 300-400 лет после этих событий была записана легенда о призвании на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика.

 По этому преданию, в 862 году поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода пригласили из-за моря правителя, который устраивал бы всех. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами».

 

Рис. 2. Рюрик (Источник)

Ученые установили, что в середине IX века некий конунг с варяжской дружиной действительно поселился в Новгороде, стал княжить, вершить суд и собирать дань с населения.

(В скандинавских сказаниях говорится об удачливом предводителе викингов (варягов) середины IX века Рюрике Рыжем, которого часть ученых считает тем же Рюриком, что упомянут в русских летописях.

) Сами варяги, поселившись в славянских землях, быстро перенимали местный язык, обычаи, веру в богов и через два-три поколения уже не отличались от славян. 

После смерти Рюрика князем в Новгороде стал его приближенный Олег. Он решил завладеть путем «из варяг в греки». В 882 году объединенное войско из варяжских дружин и племенных ополчений Новгородской земли (словен, кривичей, чуди и мери) на ладьях подошло к Киеву.

Обманом на суда заманили киевских князей Аскольда и Дира, которые здесь же были убиты. Олег объявил Киев своей столицей, принял титул «великий князь» и, объединив большинство восточнославянских племен, правил ими до своей смерти в 912 году.

Так в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано государство Русь. Учёные до сих пор спорят о происхождении этого названия. Но бесспорно то, что на рубеже IX-X веков жители нового государства Восточной Европы стали называть свою землю «Русью», «Русской землей».

Под этим же названием узнали его и соседи. В исторической науке используют название Древнерусское государство, или Киевская Русь. 

Рис. 3. Вещий Олег (Источник)

После смерти Олега началось правление Игоря (912-945), который, по легендам, считается сыном Рюрика. В то время власть великого князя над союзами племен была еще крайне слабой. Не существовало ин записанных законов, ни установленных налогов. Великий князь киевский с дружиной собирал дань с союзов племён.

В ноябре огромный княжеский обоз на санях отправлялся из Киева и объезжал подвластные земли. При этом князь подолгу останавливался в городах разных племен, и жители должны были кормить всю его свиту и дружину из своих запасов.

С людей при этом собиралась дань, поэтому княжеский объезд подвластных земель назывался полюдье. 

Весной великий князь возвращался в Киев. Туда же устремлялись купцы, желавшие присоединиться к княжескому каравану, который отправлялся в Константинополь. Там значительная часть дани продавалась, покупались шелковые и парчовые одежды, золотая и серебряная посуда и многие другие византийские товары.

Чтобы отстоять торговые привилегии, добытые для Руси князем Олегом, Игорь дважды ходил походом на Византию. В 941 году императорский флот, меча из медных труб «греческий огонь», сжег большую часть Игоревых кораблей, а в 944 году византийцы откупились от «войска русов» данью.

При этом право беспошлинной торговли жителей Руси в Византии было отменено.

Богатство князя теперь больше зависело от размеров дани. Князь Игорь беспощадно обирал подвластные племена, за что и поплатился жизнью.

В 945 году после полюдья в земле древлян Игорь неожиданно вернулся к ним с малой частью своей дружины и потребовал новой дани.

Племена древлян решили на вече «расправиться с волком, что повадился лазить за овцами». Князя схватили и предали мучительной смерти. 

Рис. 4. Сбор полюдья (Источник)

Список рекомендованной литературы для изучения темы «Образование Древнерусского государства»:

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Какие племенные центры славян вам известны?
  2. Каковы причины появления местных княжений у восточных славян?
  3. Как появились на землях восточных славян норманны? Чем они занимались?
  4. Можно ли считать норманнов создателями Древнерусского государства?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva

Ссылка на основную публикацию