Что изучает историческая наука? — история России

1. История как наука. — Билеты по истории России

История относится к гуманитарным наукам. В её центре человек (социальное проявление человека, человек как индивидум в разные исторические эпохи). Предмет исторической науки — все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени.

Главная задача — познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем. Любая отрасль науч знания проходит 2 стадии: 1.

Эмпирический период (сбор мат-ла). 2. Научная рефлексия (наука осмысл саму себя). В истории остро ставится проблема объективности научных знаний (полит взгляды влияют на рез-ты знаний).

Функции истории: воспитательная, познавательная, культурно-просветительская, об-венно-политическая. Основные направления:

1) «Новая историческая наука» (30-е гг. французская «школа анналов», Л. Феври М. Блок) – тотальная(«глобальная») история, т. е.

история целостная, синтетическая, нацеленная на изучение истории людей и отдельных человеческих сообществ, всех аспектов их жизни и деятельности.

Основные методы (методологическая революция) – междисциплинарный (привлечение к совместной исследовательской работе представителей других общественных наук) и компаративный (сравнительно-исторический, М. Блок) подходы. Характерная черта (Ф.

Бродель)– в противовес событийно-описательной истории и объяснения событий прошлого действием универсальных закономерностей, главное внимание уделялось отбору и интерпретации таких источников, которые позволяют изучать все, из чего складывается жизнь человека («история ментальностей»).

2) «новая социальная история» (80-е гг.) – история понимается как социальное взаимодействие людей. Субдисциплины – «новая рабочая история», «история женщин» (гендерная история), «крестьянские исследования», «локальная» и «устная» истории.

3) историческая антропология – историческая действительность показывается через состояние и развитие человеческого сознания.

4) «новая культурная история» — описание исторической реальности через применение культурологического или социокультурного подхода, методов культурной антропологии, социальной психологии, лингвистики.

5) «история повседневности» – ее предметом исследования является частная жизнь в самых разных проявлениях.

Основные подходы:

Формационный подход – Маркс-Энгельс-Ленин; истор процесс – пр-с смены обвенно-экономических формаций (ПО→раб→феодал→капит→комун); «+»прост в понимании,хорошо проработаны понятия,хорошо изучена экономика, выдел общее в развитии; «-» к ему ведет коммун, изучение только через экономику,не все страны проходт данные ступени

Цивилизационный подход – Данилевский-Сорокин-Тойнбол; ист процесс – смена цивилизаций, которые сущ-вали в разное врем на разных тер-риях (к.русь,м.русь,рос имп, ссср, рф); «+» в центре внимания чел,к-ра, изучает своеобразие циввил; «-» сложен в понимании, нет единого мнения по опред цивилизации, ожно утонуть в деталх.

Вывод: главный – цив подход, но оба имеют правво на жизнь. Форм – часть цив подхода для изучени экономики.

Источники: письменные (наративные – летописи, сочинения, мемуары; документ – гос-венные,частные). Вещественные (движимые – оружия, оруди труда; недвижимые – города,храмы). Комплексные (памятники с надписями).  

Источник: https://sites.google.com/site/biletypoistoriirossii/home/1-istoria-kak-nauka

История как наука (стр. 1 из 3)

Титульный лист

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

1.Что такое история?………………………………………………………………………….5

2.Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..………8

3.Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ.

Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

1. Что такое история?

История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни).

Обычно историю определяют как наук у о прошлом — минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в «Лету».

Такое понимание истории является не точным и не полным, более того — внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть «свою былую жизнь». История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего.

Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио — богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках — символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом — это уже не прошлое в собственном смысле слова.

Это — прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К.

Ясперс: «История непосредственно касается нас… А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека».

Первоначальное значение слова «история» восходит к греческому «ioropia», что значит «расследование», «узнавание», «установление». Таким образом, первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов.

Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия » история».

Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения.

Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и «жития», до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе «Опыт систематической энциклопедии знаний».

Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные — на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные — на исторические и рациональные и т.д.

В свою очередь «исторические» науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. «Теорематика» — » науки о пределах возможностей или о законах» (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. » История» — » науки о реализованных возможностях или фактах» (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. «Каноника» — » наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения» (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества.

С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука ? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматр ивать истори ю как на уку в развитии человеческого общества во всем его многообразии.

А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке : «В научном языке слово » история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса.

Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е.

ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» .

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, «белые пятна» и «серые ниши» прошлого — таково полотно исторического времени.

Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие «мира истории», структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и «маленького» человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

Источник: http://MirZnanii.com/a/345298/istoriya-kak-nauka

Что такое история?

Каждый образованный человек должен знать, что такое история, что изучает данная наука. Ведь прошлое для каждого поколения – это основа его будущего. В этой статье мы поговорим об истории как науке.

Что такое история: определение

История – это гуманитарная наука, область знаний о деятельности человека в прошлом. Сюда можно отнести важные события, социум, мировоззрение, социальные связи и так далее.

Слово «история» имеет греческие корни (ἱστορία, historia), происхождение праиндоевропейское (слово wid-tor, то есть знать, видеть). В русском языке это слова «видеть» и «ведать».

История как наука

Для того чтобы понимать основы процессов, которые происходят в сегодняшнем мире, необходимо проводить аналогии. Но аналогии можно проводить в сравнении с чем-либо. То есть аналогия – это, по своей сути, сравнение с выведением схожих и отличительных моментов для определения закономерности. С чем можно сравнить сегодняшние процессы? С теми процессами, которые происходили до нас.

История была создана в качестве науки для того, чтобы проводить аналогии с процессами формирования политики и экономики в различных государствах с сегодняшними процессами формирования. Зачем это нужно? Для того чтобы не допускать ошибок при создании новых экономических стратегий взаимодействия между государствами, нужно ознакомиться с подобным опытом у своих предков.

У этой науки множество предназначений. Но нужно помнить, что сегодняшние события документируются согласно законодательству. А, значит, со временем, эти документы уже станут историческим достоянием.

Что изучает история?

История – это наука, изучающая события и явления, которые происходили в жизни человека и влияли на его жизнь в прошлом. Описать одним предложением назначение этой науки будет довольно сложно, поскольку смысл истории заключается в нескольких задачах:

  • изучение событий, произошедших в прошлом, на основе фактов для определения культуры и быта людей, существовавших в предыдущие века;
  • определение связей и закономерностей между происходившими событиями в одно и тоже время для определения причин происхождения этих событий;
  • изучение быта и культуры разных народов на основе фактических доказательств, которые были найдены в результате археологических раскопок или были задокументированы летописцами тех лет.
Читайте также:  Причины разгона учредительного собрания - история России

Методы в истории

Методология истории – это историческая дисциплина, с помощью которой определяется объект исторической науки, цель исторического познания. Эта дисциплина разрабатывает теорию исторического познания (основы философии, гносеологии, эпистемологии, методы исторического познания, формы исторических знаний).

Исторические источники

Исторические источники – это все документы и предметы, относящиеся к материальной культуре, в которых отражён исторический процесс и запечатлены факты и свершившиеся события.

На основании этих документов и предметов воссоздаётся представление об исторической эпохе, к которой они принадлежат, а также выдвигаются гипотезы о причинно-следственных связях, которые спровоцировали те или иные исторические события.

Зачем изучают историю?

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Это утверждение верно по той причине, что для безопасного существования в мире необходимо учитывать ошибки предков, допущенные в тех или иных ситуациях, в социальных и экономических планах общества.

Ценность исследований

Благодаря историческим исследованиям до современного общества дошла информация о внутригосударственных событиях, в организации которых принимали участие иностранные диверсанты из стран, являющихся конкурентами по геополитическим интересам.

Из исторических фактов до сегодняшнего общества дошло само понятие диверсии.

Информация о государственных переворотах и революциях в разных государствах тех времён, а также информация о планировке экономического развития внутри государства помогает сегодня современному обществу не совершать похожие ошибки, чтобы не оказаться в таком же кризисном положении, в котором оказались предки.

Известные историки

  • Геродот — древнегреческий историк;
  • Байер Готлиб Зигфрид (1694-1738) — немецкий историк, филолог;
  • Карамзин Николай Михайлович (1776 – 1826) – выдающийся историк, автор труда «История государства Российского»;
  • Соловьев Сергей Михайлович (1820 – 1879) – историк, является основателем государственной школы в русской историографии. Автор труда «История России с древнейших времён»;
  • Голицын Николай Николаевич (1836-1893) — князь, библиограф, историк, публицист;
  • Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) – выдающийся русский историк;
  • Вебер Макс (1864-1920) — немецкий социолог, историк, экономист и юрист;
  • Капица Михаил Степанович (1921-1995) — российский историк, дипломат, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987 г.). Основные труды по новейшей истории Китая и международным отношениям на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Государственная премия СССР (1982).

Теперь вы знаете, что такое история. Возможно, вам будут интересны также другие статьи нашего сайта Что изучает история и Зачем нужна история.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/istorija/chto-takoe-istorija

Предмет, методы, функции истории как науки

 Вспомогательные исторические дисциплины.
История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое.

В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей.

Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни».

На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.

Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных  

Происхождение и расселение славян. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.).
Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви.

Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв.

Становление государства(политогенез)у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации.

Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизационный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессинтезным.

В конце 5 в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.

Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:

1) племена полян, древлян, дреговичей и северян занимали территорию среднего Приднепровья и Полесья; 2) волыняне и бужане заселили западную оконечность Русской равнины; 3) радимичи и вятичи проживали на востоке равнины; 4) уличи и тиверцы поселились на юге; 5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную зону;

6) ильменские славяне размещались в северо-западных регионах.

Источник: http://histor-ru.ru/otvety-k-jekzamenu-po-istorii/357-predmet-metody-funkcii-istorii-kak-nauki.html

Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира :: SYL.ru

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным.

Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять.

В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Период Что изучается
Первобытная Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины
Древнего мира, Античность Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности
Средние века Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война
Новое время Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты
Новейшая Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение – не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Основные дисциплины

Наименование Предмет изучения
Нумизматика Монеты
Археология Древнейшие письменные источники
Топонимика Наименование географических реалий
Вексиллология Флаги и знамена
Геральдика Гербы
Кодикология Рукописные книги
Хронология Последовательность исторических событий

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества – процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический – изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический – попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический – проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический – сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический – сбор конкретных числовых данных для анализа. История – наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический – распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.
Читайте также:  Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция - история России

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Источник: https://www.syl.ru/article/362961/chto-izuchaet-istoriya-zachem-nujno-izuchat-istoriyu-istoriya-mira

Введение в историю — Исторические науки

К ним относятся:

Археология – (от греч. «архайос» -древний, «логос»-наука). Наука, занимающаяся исследованием вещественных источников созданных нашими далекими предками обнаруженных в ходе раскопок. Археологию можно назвать царицей исторических наук. 

Хронология (греч. Chronos – время и logos – наука). Наука, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов.

Историческая хронология — определяет на основании изучения и сопоставления письменных или археологических источников точные даты различных исторических событий и документов.

Переводятся на современную систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определёнными годами.

Календари

Генеалогия (от греч. – родословная). Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.

Генеалогия оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).

Родословное древо.

Геральдика (лат. Heraldus – глашатай). Наука, изучающая гербы как исторический источник. Герб — эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца, государства. Геральдика помогает понять и истолковать значение гербов.

Родовой герб Российского императора (1856 г.)

Метрология (греч. Metron – мера и logos – наука). Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса – в их историческом развитии.

Ономастика (греч. Onoma – имя, наименование). Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения.

Имеет несколько разделов: антропонимика – изучает личные имена людей; топонимика – изучает географические названия; этнонимика – изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика – изучает имена богов.

Имена египетских фараонов: Птолемей и Аменхотеп

Нумизматика (лат. Numisma – монета). Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Монеты — источник при изучении истории идеологии, религии, политической мысли общества.

С помощью монет нему можно проследить развитие экономики — их усиление или ослабление, изменение весовой системы, введение в обращение иных металлов. Монеты помогают изучению истории техники и истории искусства. В некоторых случаях это — шедевры изобразительного искусства. Важную информацию могут дать надписи на монетах.

В археологии монеты служат датировки при исследовании различных памятников.

Монеты (слева направо): золотой солид императора Константина (IV в), арабский дирхем (X в), медная копейка Петра I (н. XVIII в.).

Фалеристика (лат . falerae, phalerae — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греческого phalara — металлические бляхи, побрякушки). Традиционно включаемая в нумизматику вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия.

Римская награда — фалера, медаль за взятие Шлиссельбурга (Россия, 1702 г.), ордена Российской империи до 1917 г.

Сфрагистика (греч. Sphragis – печать). Наука, изучающая печати. Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке.

Сфрагистика изучает историю формирования и развития государственных  институтов,  изменения государственного аппарата и т.д.

Первый раз мы видим двуглавого орла как символ государства Российского на оборотной стороне печати из красного воска, которой великий князь Иван III скрепил грамоту, данную его родственникам в 1497 году.

Науки, изучающие письменные источники. К ним в частности относятся: эпиграфика – изучает надписи на твёрдых материалах; палеография – изучает памятники древней письменности; дипломатика – изучает документы, договоры, грамоты и др.

Надпись на стене собора Святой Софии в Киеве.

С этими и другими историческими дисциплинами мы познакомимся на следующих занятиях.

Источник: http://wwedenie.ucoz.com/index/istoricheskie_nauki/0-8

1. Предмет истории и ее место в системе исторических наук. Функции и принципы исторической науки

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.

Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.

К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др.

, а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических названий; краеведение — историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних.

История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др.

В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности.

В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др.

функции:

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая — познавательная,интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О.

Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями1 .

Третья функция — мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность.

В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.

Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.

Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Друзья! Приглашаем вас к обсуждению. Если у вас есть своё мнение, напишите нам в комментарии.

Источник: https://it-iatu.ru/ond/istoriya/predmet_istorii_i_ee_mesto_v_sisteme_istoricheskih_nauk_funkcii_i_principy_istoricheskoy_nauki

Что изучает история?

История — область знаний, исследующая и анализирующая прошлое. Настолько всеохватывающее понятие, что точно определить предмет и объект истории невозможно: история одного государства — одно, история Олимпийских Игр — другое, история педагогики — третье, но все это относится к историческим знаниям в целом.

Что изучает история? В общем смысле — прошлое человека, в узком — источники о нем, но всегда с целью всестороннего анализа полученной информации, исследования исторических процессов, осознания причин событий и прогнозирования будущего.

Исторический факт — вещь объективная, но исторические знания складываются из толкования и осмысления этих фактов.

Существует комплекс исторических дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, объект, но схожие цели. Так, хронология изучает то, что обычно преподается под видом истории в школе: даты и факты исторических событий.

Дипломатика — исторические юридические документы, геральдика — гербы, генеалогия — родственные связи. Историография изучает историю истории.

Историческая наука в целом занимается историческим опытом человечества, его накоплением, обобщением и анализом.

Основной задачей истории как общественной науки можно считать изучение закономерностей развития человеческого общества с целью получения прогноза развития событий.

Такое изучение возможно лишь на базе систематизации и анализа фактического материала, чем и занимаются все исторические науки в своей основе.

Во все времена искажение, утаивание, неверное толкование исторических фактов было одним из способов влияния на общество со стороны власти, и ученые-историки этому немало способствовали наравне с популяризаторами.

Так в России появился миф о страшном тиране и деспоте Иване Грозном (факты говорят, что этот русский царь был для своего времени более чем умеренным либералом в сравнении с правителями других государств); о просветителе Петре I, рубившем страстно окно в Европу (факты говорят, что он лишь продолжил реформы отца, а диктатура его откатила Россию на пути европейского развития назад, остановив на уровне внешнего подражательства); о сумасшедшем неадекватном Петре III и спасшей от него Россию Екатерине (факты говорят, что недолгая государственная деятельность его была чрезвычайно полезной для государства, а Екатерина Великая лишь продолжила проекты, да и то большей частью провально).

С толкованием исторических фактов тесно связаны теории исторических процессов, которые учитывают только те события, которые вписываются в их внутреннюю логику.

В зависимости от предмета исследования, каждая из таких теорий определяет свою историографию, свой понятийный аппарат, свою периодизацию, свои закономерности.

Читайте также:  Искусство руси времен татаро-монгольского нашествия - история России

Так, можно говорить о религиозно-исторической, локально-исторической и всемирно-исторической теориях исторических процессов.

Религиозно-историческая теория рассматривает историю с точки зрения развития религиозных движений, изучая взаимодействие человека и метафизических институтов. Здесь изучаются этапы развития христианства, ислама, буддизма, а в основу исторических процессов заложено человеческое самосовершенствование сквозь религиозную призму.

Локально-историческая теория основана на изучении отдельно взятого этноса, государства или территории вне связи с остальным миром. Популярное некогда и возрождающееся сейчас в России славянофильство можно считать одним из направлений этой теории. Исследования строятся на провозглашении исключительности объекта.

Всемирно-историческая теория изучения исторических процессов включает в себя исследование развития человечества с приоритетом трех направлений: технологического, экономического и личностного.

Первое ставит во главу угла технический прогресс, интерпретируя события как следствие и причину технологического развития. Экономическое направление берет за основу общественные связи, основанные на отношении к собственности: первобытно-общинный строй, буржуазный, коммунистический.

Личностное — отдает личности приоритет в историческом процессе, делает ставку на лидера.

В сущности, несмотря на субъективность любой теории, все они верны с определенной точки зрения, все они отражают определенное мировоззрение.

Источник: https://TheDifference.ru/chto-izuchaet-istoriya/

Лекция 1. Вводная лекция

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

1. Предмет исторической науки. Методологические подходы к изучению истории.

2. Видные представители отечественной исторической науки.

3. Исторический источник: понятие, классификация.

Учебники

Боханов А.М., Горинов М.М., Дмитренко в.П. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н. Сахарова. М.: ACT, 2001.

История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996. 351 с.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / под ред. Н.И. Павленко. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2003. 560 с.

История России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М.: Проспект, 1999. 544 с.

Литература

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 438 с.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001. 191 с.

Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Алпеева и др. Минск: НТООО «Тетра Системе», 1996. 240 с.

Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М.: Высш. школа, 1989. 174 с.

Теоретические проблемы исторических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1998. Вып. 1. 200 с.

1. Предмет исторической науки. Методологические подходы к изучению истории

История человечества — это непрерывный процесс смены поколений, обществ, цивилизаций. История — одна из самых древних наук, это социальная память людей. История изучает процесс развития человечества. История изучается на основании фактов, зафиксированных в различных источниках.

История — постоянно развивающаяся наука, так как подвижна источниковая база (находки или публикации документов, появление мемуаров и т.д.), и оценка событий может меняться с изменением ситуации в стране и общем уровнем исторических знаний. Суждения историка ближе к истине, если он переработал максимально возможное число источников.

Но избыточная информация перегружает проблемы. Надо стремиться к тому, чтобы объем фактов был достаточен для раскрытия темы.

История — не экспериментальная дисциплина, у нее нет точных лабораторных методов исследования, нельзя воссоздать ситуацию и сделать абсолютно точное заключение. Сбор фактов, их анализ и синтез, обобщение — это компоненты метода исторического исследования. Научное исследование всегда начинается с постановки проблемы и ее ограничения.

Тема определяет направление исследования и методологию работы. Не должна быть избитой и подкреплена источниками. Актуальность определяется тем как тема способствует лучшему пониманию современного общества и человека. Необходим отбор источников — все изучить невозможно. Нельзя отождествлять источник и факт.

Историк изучает не сам факт, а его «остатки», «отпечатки», свидетельства очевидцев, а степень их полноты и достоверности еще предстоит выяснить.

Исторический факт-это сведения, почерпнутые из достоверного источника и подвергшиеся истолкованию, выяснению причинно-следственных связей. Нельзя обобщить все факты, касающиеся темы исследования. Этапы работы историка: 1) отбор фактов; 2) показ фактов и событий в развитии.

История многоотраслевая дисциплина, она тесно связана с другими общественными науками — философией, социологией, политологией, экономикой, культурологией, правоведением, этнологией, археологией и демографией.

Греки первыми перешли от мифологического восприятия мира к рационально-логическому. В V в. до н.э. Геродот (480-425 гг. до н.э.) написал свою «Историю» в 9 книгах, а Фукидид (471-401 до н.э.) — «Историю Пелопонесской войны».

Долгое время наиболее достоверной считалась история, написанная участниками или современниками событий. В то же время для Геродота история была больше исследованием мировой культуры, а для Фукидида — деятельность политиков.

Публий Корнелий Тацит (58-117 гг.) написал труды «История» и «Анналы». Его девиз: «без гнева и пристрастия» (главный интерес — установления истины). Он блестяще показал образы императоров — прогрессивные деятели, но одновременно и жестокие тираны.

В средние века возникли летописи — первый опыт хронологического фиксирования событий. В это время ход истории объяснялся «божественным провидением» (монастырские библиотеки, переписчики книг, школы).

Только в эпоху Возрождения появляется первая критика источников. С XVI в. история — не просто разновидность литературы и философии, а самостоятельная научная дисциплина. В XVII в.

возникла философия рационализма: Френсис Бэкон (1561-1626) «Новый Органон» — в этой работе в качестве основы научного знания поставлен опыт, данные практики.

Впервые в науке он разработал индуктивный метод: переход от единичного к общему, к выводам.

Бенедикт (Барух) Спиноза писал: «Не смеяться, не плакать и не ненавидеть, но понимать». Он считал, что знания, полученные из опыта, являются недостаточными, а необходимое и достоверное знание дает только разум.

Просвещение XVIII в. было отмечено развитием всех отраслей науки. Идет работа над собиранием и систематизацией источников, проверяется хронология, расшифровываются древние надписи. Однако просветители опирались в основном на литературные источники.

Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668 — 1744) создал труд «Основания новой науки об общей природе наций», в котором пришел к заключению о том что все народы проходят одинаковые фазы развития.

«Век богов» — образование государства, религии, письменности, права, «век героев» — господство аристократии, «человеческий век» — «гуманная» монархия и республика, расцвет городов, господство разума. Каждая фаза проходит восхождение и упадок, но каждый новый цикл начинается с более высокого уровня, чем предыдущий.

Вольтер заложил основы изучения истории культуры («Век Людовика XIV» и «Опыт о нравах и духе народов»). Он отступил от хронологического изложения материала и расположил его в систематизированном порядке (внешняя политика, финансы, религия, искусство и т.д ). Вольтер считал, что история должна изучать достижения человеческого ума и морали.

Монтескье выделял три фактора в истории: 1) форма правления; 2) физические факторы — климат и географическая среда; 3) социальные факторы — торговля, денежная система, численность населения, религия.

Иммануил Кант считал, что история относится к миру этики и не может претендовать на объективность.

Методология истории как часть общей методологии науки начала складываться в первой половине XIX в. Материалистическая интерпретация истории Карла Маркса и Фридриха Энгельса внесла представление об общественно-экономических формациях, об экономическом базисе и политико-идеологической надстройке, о классовой борьбе. Главная мысль о том, что общественное сознание отражает общественное бытие.

В XIX в. развитие получила философия позитивизма О. Конта. Историки-позитивисты подняли значение фактографии, анализа и критики источников. Позитивисты стремились построить методологию истории по образцу естественных наук. В качестве самостоятельной дисциплины стало развиваться источниковедение.

Оно ввело в практику ист. исследования определение подлинности источника («внешняя» или текстологическая критика), выяснение достоверности содержащихся в источнике сведений («внутренняя» критика) и сопоставление источников для подтверждения достоверности их сведений.

Повествовательная история, близкая к художественной литературе, стала превращаться в научную историю. Под влиянием позитивистов сложился культ письменного источника как единственно достоверной исторической базы. К теоретическим построениям позитивисты относились скептически.

Но это ограничивало область рассуждений и теоретических выводов исследователей.

На рубеже XIX-XX вв. О. Шпенглер в работе «Закат Европы» написал, что история распадается на замкнутые, неповторимые циклические культуры, которые переживают периоды возникновения, расцвета и умирания.

Марксистская историография предложила формационный подход.

Английский историк и социолог А. Тойнби предложил цивилизационный подход. Он выделил пять ныне существующих цивилизаций и 20 с момента зарождения цивилизаций (Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.-СПб., 1996). Сходно с Д. Вико. Согласно А. Тойнби, цивилизация проходит четыре стадии — рождение, рост, надлом и падение.

В XX в. история от описательности и эмпиризма переходит к их интерпретации. Расширилась тематика, разнообразные методы, чаще обращение к экономической и социальной истории. История уже не евроцентристская, а подлинно универсальная, включает все континенты. Глобализация сблизила народы планеты.

Не отменяя традиционные методы исследования, Интернет стал инструментом накопления знаний. На смену «всемирных историй» приходят монографии, посвященные отдельным народам культурам, событиям. История обрела новые объекты исследования — изучение быта, культуры, нравов, развитие идей, науки и техники.

Современный этап в развитии отечественной историографии характеризуется переосмыслением ее основополагающих теоретико-методологических установок. В наибольшей степени отражает особенности познания любой научной проблемы принцип историзма (способность мыслить категориями места, времени и причинности).

Этот принцип выступает не в абстрактно-теоретической форме, а в виде конкретных событий, в деятельности народов и отдельных личностей. К методологии истории относятся рекомендации источниковедения, а также изучение историографии по теме исследования, которая помогает определить направление нового поиска, побуждает присоединиться или опровергнуть концепцию.

Историк изучает причины событий, конкретное стечение обстоятельств, послужившее их поводом, развертывание событий во времени и пространстве, завершение события, установление их значения и следствий. В современном научном познании возрастает роль тех методик, которые начинаются с чисто теоретической постановки проблемы.

Теоретический замысел дает ориентиры (даже интуитивно) — что, как и для чего изучать.

Не менее важен для исследования методологический принцип объективности, который является обязательным условием научной состоятельности исследования. В то же время, как справедливо подчеркивал академик И.Д.

Ковальченко, возможность приобретения истинных знаний «определяется субъективными факторами процесса познания, а именно — позицией исследователя». Наука допускает домысел, но не вымысел. Творческое воображение должно соответствовать всем требованиям научного подхода.

Позитивисты только описывали факты без объяснений, а современный научный подход заключается в соединении описания с анализом.

Французская историческая школа «Анналов». Журнал «Анналы: история, социальные науки» выходил с 1946 г. (Л. Февр. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 529 с.). С 1929 г. Люсьен Февр (1878-1956) и Марк Блок издавали «Анналы экономической и социальной истории». Данная школа предложила отказаться от «рассказывающей» истории в пользу истории-интерпретации, т.е. главную роль отводила исследователю.

Для этой школы характерен повышенный интерес к материальной культуре. В то же время сторонники школы «Анналов» в меньшей степени учитывают идеологию и политику (они, как правило, не изучают XX в., а до начала Нового времени). Для отдельных работ это приемлемо, но не для всей исторической науки (в таком случае могут замалчиваться или трактоваться предвзято факты или целые периоды истории).

Методология исторического исследования может быть основана на синтезе подходов, что является необходимым в связи со сложностью и многогранностью объекта исследования и в то же время позволяет учитывать различные концепции — и проверенные временем, и предложенные вновь. С конца XIX до середины XX в. преобладала «гуманистическая история» с общим социально-экономическим уклоном.

В настоящее время новые подходы к историческим исследованиям активно разрабатываются во многих странах. Подходы, предлагаемые «новой социальной историей», популярной с середины XX в., направлены на изучение изменений в масштабах широких социальных групп населения и на исследование социального поведения людей в разных аспектах на протяжении большой исторической эпохи.

Для данного направления историографии характерно обращение к массовым источникам с целью выявления основных тенденций и закономерностей социальной динамики. Усилия ученых максимально конкретизировать прошлое находят поддержку в принципиальных установках новой культурной истории и «истории повседневности».

Теория модернизации считает главным направлением исторического развития движение к более открытому и менее стратифицированному обществу.

Способы и методы исследования. Все методы являются универсальными и применяются в исторических, политических, философских и других исследованиях. Метод структурного анализа позволял выявлять общее и особенное. Количественные методы. Комплексный подход обеспечивает рассмотрение любого явления в динамике, в системе связей с другими явлениями.

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/predmet_istoricheskoy_nauki_metodologicheskie_podhody_izucheniyu_istorii.php

Ссылка на основную публикацию