Балтийский флот и его борьба против морских перевозок врага — история России

В. И. Ленин и флот (1918 — 1920)

Страница 1 из 9

От авторов сайта. Несмотря на то, что книга переполнена славословиями Ленину и компартии, в ней есть очень много цифр, документов, фактов. То, что мы посчитали неважным, мы поставили уменьшенным шрифтом.

Ленинское руководство Рабоче-Крестьянским Красным Флотом в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны — составная часть многогранной деятельности Коммунистической партии по организации вооруженной защиты Советского государства. За этот период при непосредственном участии и под руководством В. И. Ленина было принято более 600 постановлений и распоряжений по организации и обеспечению флота.

Основываясь на ленинских документах, решениях партии и правительства, директивах Главного командовании Красной Армии, воспоминаниях участников борьбы с силами внешней и внутренней контрреволюции, автор прослеживает историю создания и развития Военно-Морского Флота нашей страны.

Книга рассчитана на офицеров армии и флота, всех интересующихся историей Военно-Морскою Флота СССР.

ВВЕДЕНИЕ

 «Великая Октябрьская социалистическая, революции, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И.

Лениным, — записано в Конституции Союза Советских Социалистических Республик, — свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство — государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма»*.

Исторический опыт борьбы советского народа за построение коммунизма подтвердил жизненность ленинского учения о защите социалистического Отечества, прозорливость политики Коммунистической партии по укреплению обороноспособности Советского государства. Неоднократно после победы Октября трудящимся нашей страны пришлось с оружием в руках отстаивать свои революционные завоевания. И каждый раз империалистическая агрессия разбивалась о несокрушимую мощь страны социализма.

Рождение Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота, их исторические победы над объединенными силами внешней и внутренней контрреволюции при отражении первого нашествия империалистов на Страну Советов положили начало героическому боевому пути Советских Вооруженных Сил. И на всех этапах этого пути важнейшим источником несокрушимости армии и флота, основой основ советского военного строительства являлось руководство Коммунистической партии.

Ленинское руководство Рабоче-Крестьянским Красным Флотом в период иностранной военной интервенции и гражданской войны — составная часть многогранной деятельности Коммунистической партии по организации вооруженной защиты Советского государства.

Партия коммунистов выступала руководителем и организатором революционных сил флота на всех этапах борьбы за победу диктатуры пролетариата.

В огне классовых битв неуклонно возрастал авторитет и влияние большевиков как подлинных выразителей интересов трудящихся, непримиримых борцов за их освобождение от эксплуатации и угнетения.

Политическая работа большевистской партии сыграла решающую роль в революционизировании матросских масс и их переходе на сторону восставшего народа в дни решительного штурма старого мира.

С победой пролетарской революции ленинская партия призвала революционных моряков на борьбу за власть Советов, возглавила боевую деятельность флота на всех фронтах гражданской войны. Под руководством партии новый, рабоче-крестьянский флот стал боевым помощником Красной Армии в борьбе против империалистической агрессии.

В создании, становлении и боевой деятельности каждого вида Вооруженных Сил получил яркое воплощение важнейший принцип советского военного строительства — единство политического и военного руководства. В. И.

Ленин всесторонне обосновал необходимость такого единства, вытекающую из руководящей роли Коммунистической партии в построения социалистического общества, из органической взаимосвязи войны и политики, из самой природы и характера войн в защиту социалистического Отечества.

Единство политического и военного руководства обеспечивалось тем, что все основные направления военной политики, все важнейшие вопросы укрепления обороны страны определялись решениями Коммунистической партии и претворялись в жизнь партийными, государственными, военными организациями.

В решениях партии, ее Центрального Комитета выражались основные требования к организации вооруженной защиты Советской республики.

Партийный, классовый подход к руководству армией и флотом обеспечивал максимальную мобилизацию усилий для укрепления обороны страны, позволял находить правильные пути военного строительства, сосредоточивать внимание на главных направлениях, подчинять решение частных задач достижению главных целей в борьбе против империалистических агрессоров.

Вопросы боевого использования флота решались Центральным Комитетом РКП (б) и Советским правительством во главе с В. И.

Лениным как составная часть общих проблем военной защиты страны, исходя их основных задач на каждом из этапов борьбы, на основе глубокою анализа общей обстановки и всестороннего учета политических, экономических, военно-стратегических факторов.

Ленинское, партийное руководство флотом, как и всеми областями военной деятельности, носило всеобъемлющий характер: оно было повседневным, систематическим, конкретным и целеустремленным, пронизывало все стороны его организации, подготовки и боевого применения.

Ленинские документы, решении партийных съездов и пленумов ЦК, переписка Секретариата ЦК с местными партийными организациями, декреты и постановления Советской власти, протоколы заседаний Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны, директивы Главного командования Красной Армии, воспоминания участников гражданской войны свидетельствуют, что ни один из принципиальных вопросов развития флота не выпадал из поля зрения партии и правительства. В годы гражданской войны и иностранной интервенции при непосредственном участии В. И. Ленина было принято более 500 постановлений и распоряжений по организации, обеспечению, боевому использованию флота. Они определяли главное содержание и направление работы флотских коммунистов, политорганов, партийных организации, всего личного состава РККФ по укреплению его боеспособности;

В годы гражданской войны партией был выработан твердый курс на строительство кадровых, регулярных Вооруженных Сил с четким централизованным управлением и железной воинской дисциплиной, определены основные требования к организационному строению армии и флота, подготовке, обучению и воспитанию кадров, системе комплектования, структуре центральных и флотских органов управления, решены важнейшие проблемы формирования объединений и соединений, создании резервов, материально-технического обеспечения, распределения военно-экономических ресурсов, организации взаимодействия сухопутных и морских сил. В теоретической и практической разработке каждой на этих проблем с особой силой выявилось революционное новаторство политики партии, впервые прокладывавшей пути создания военной организации нового типа.

Подчеркивая значение огромного опыта, приобретенного Коммунистической партией на первых этапах партийного и государственного строительства, В. И. Ленин говорил, что «каждый месяц такой работы и такого опыта стоит десять, если не двадцать лет нашей истории»**.

Ленинские принципы советского военного строительства стали незыблемой основой дальнейшего укрепления обороноспособности Советского государства. Боевое могущество Советской Армии и Военно-Морского Флота — результат титанической деятельности Коммунистической партии и всего советского народа, воплощение в жизнь и развитие на практике ленинских идей о защите социализма.

* Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, г. 3.

** Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 499.

Источник: http://leninism.su/books/4303-v-i-lenin-i-flot-1918-1920.html?showall=&start=4

Балтийский флот Великой Отечественной войны | СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Балтийский флот – один из старейших военно-морских флотов нашей страны. Его история насчитывает более трёх столетий.

На протяжении этого времени было одержано немало славных побед над противником, пытавшимся оттеснить русское государство от побережья Балтийского моря. Балтийцам не раз приходилось отстаивать интересы Родины на разных морях.

В боевую летопись флота вошли победы в устье Невы и у Гангута, у Эзеля и Гренгама, Чесмы, Афона и Наварина.

Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Балтийский флот оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Лавенсари, Сескар.

Тяжелым испытанием для флота стала Великая Отечественная война, в годы которой балтийцы вели героическую борьбу с захватчиками на море, и в воздухе, принимали активное участие в обороне Либавы, Таллина, Моонзундских островов, Ханко и Ленинграда, спасая город от голода и обстрелов вражеской артиллерии.

В годы Великой Отечественной войны Краснознаменным Балтийским флотом командовал вице-адмирал, с конца мая 1943 г. – адмирал В.Ф. Трибуц, член Военного совета дивизионный комиссар М.Г. Яковенко, начальник штаба контр-адмирал Ю.А. Пантелеев.

Относительно военно-морских сил, в планах вторжения гитлеровской Германии в СССР указывалось: «необходимо быстро овладеть районом Балтийского моря, чтобы подвоз руды через Балтийское море не прерывался на слишком продолжительное время и чтобы русские не могли вести длительную минную войну».

На Балтику для обеспечения боевой деятельности группы армий «Север» и действий против Балтийского флота фашистское командование предоставило около ста боевых кораблей, в том числе 5 подводных лодок, 10 минных заградителей, 28 торпедных катеров, сторожевые корабли, 10 флотилий тральщиков. Однако эти силы могли быть усилены крупными надводными кораблями из зоны Северного моря, что неоднократно и подтверждалось в ходе боевых действий.

Балтийскому флоту оперативным планом советского командования были поставлены задачи: не допустить морских десантов противника на побережье Латвийской и Эстонской CCР на острова Моонзундского архипелага; совместно с ВВС Красной Армии нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский залив; не допустить проникновения кораблей противника в Рижский залив; содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланг а также, в случае выступления против СССР Финляндии, уничтожить береговую оборону финнов; уничтожить боевые флоты Финляндии и Швеции при их выступлении против СССР; обеспечить в первые дни войны переброску двух стрелковых дивизий с северного побережья Эстонской ССР на полуостров Ханко, а также быть готовым к высадке десанта на Аландские острова; прервать морские коммуникации неприятеля в Балтийском море и Ботническом заливе.

В состав Балтийского флота к началу войны входили: 2 линейных корабля («Марат» и «Октябрьская революция»); 2 крейсера («Киров» и «Максим Горький»); 2 лидера эскадренных миноносцев («Ленинград» и «Минск»); эскадренные миноносцы типов «Гневный» и «Новик» – 14 и 7 (соответственно); сторожевые корабли типа «Тайфун» – 7; канонерские лодки – 2; минные заградители – 4; тральщики БТЩ и других типов – 14 и 17; катера и малые «охотники» за подводными лодками – 44; бронекатера – 4; торпедные катера 79 (по другим данным – 48); подводные лодки типов – 59 (из них 5 в ремонте); подводные лодки более старых типов – 6.

Читайте также:  Историография крымской войны - история России

Военно-воздушные силы флота имели в своем составе 714 самолетов, в т. ч. 367 истребителей (из них 47 новых типов), 183 бомбардировщика (из них 36 торпедоносцев). Наличных сил флота – в частности, надводных – было недостаточно для решения поставленных задач.

С началом войны остро стал ощущаться недостаток в тральщиках, миноносцах и сторожевых кораблях, надводных минных заградителях, мореходных торпедных катерах, кораблях и катерах ПЛО, средствах вспомогательного флота.

Кроме того, на флоте вообще отсутствовали специальные десантные средства и специальные артиллерийские корабли, способные длительное время оказывать эффективную огневую поддержку флангу армии.

Балтийское море характеризуется относительно небольшими размерами, сравнительно незначительными глубинами, шхерным характером побережья в ряде районов и своей замкнутостью (вследствие особенностей проливной зоны, соединяющей Балтику с Северным морем).

Небольшие глубины, наличие островных и шхерных районов благоприятствовали использованию минного оружия и организации противолодочной обороны.

Ограниченные размеры моря давали возможность авиации любой из сторон действовать на морских коммуникациях противника, в том числе и прибрежных.

Конфигурация Балтийского побережья СССР позволяла противнику действовать одновременно на двух важнейших направлениях (восточное побережье Балтийского моря и побережье Финского залива) с единой целеустремленностью (против Ленинграда). Разделенность и разобщенность отдельных районов театра облегчали противнику изоляцию каждого из них.

Малая ширина Финского залива и небольшие его глубины при исключительной стесненности, обусловленной наличием большого количества подводных опасностей, отмелей и островов, создают особенно благоприятные, условия для использования минного оружия и организации эффективной противолодочной обороны, в том числе и всех видов позиционного противолодочного оборудования, а также создания плотной системы наблюдения и оповещения.

Белые ночи, продолжающиеся в Финском заливе около двух летних месяцев, не благоприятствуют скрытности проведения боевых действий. В зимнее время заливы и прибрежные зоны Балтийского моря сковывает ледовый покров.

Все порты Финского, Рижского и Ботнического заливов, как правило, замерзают. Осенью и зимой частая низкая облачность сильно затрудняет действия авиации на Балтийском театре. Морские коммуникации на Балтийском море в течение всей войны имели стратегическое значение.

Вывоз Германией стратегического сырья из Швеции, Норвегии и Финляндии покрывал недостаток собственных ресурсов для питания военной промышленности. Объем перевозок только между Германией и Швецией составлял 10-15 млн.

тонн в год, при этом до 80% грузов проходило через порты Балтийского моря (Свинемюнде, Засниц, Росток) и только 20% через порты Северного моря.

Воинские перевозки Германии для пополнения и снабжения войск, действовавших в Прибалтике, Финляндии и на Ленинградском направлении, проводились в основном вдоль восточного побережья Балтийского моря и в Финском заливе вдоль побережья Финляндии. Ее протяженность также составляла около 900 миль. Только за 1942 год здесь было перевезено более 400.000 солдат и офицеров, около 13.

000 автомашин, около 400.000 тонн различных воинских грузов. Ударная группа торпедных катеров под прикрытием истребителей и при поддержке береговой артиллерии с полуострова Сырве систематически наносила удары по неприятельским конвоям при подходе их к Ирбенскому проливу. В Рижском заливе вражеские суда преследовались эскадренными миноносцами и бомбардировщиками.

Действия авиации и легких сил флота против конвоев сочетались с постановкой активных минных заграждений на фарватерах, используемых противником. Надводные корабли применяли артиллерийское оружие против судов и портов. Систематические удары по конвоям, направлявшимся в Рижский залив, снизили интенсивность морских перевозок противника в этом районе.

Конвои вынуждены были проходить через Ирбенский пролив, как правило, в темное время суток.

Флоту, наряду с комплексом задач содействия войскам Ленинградского фронта, были поставлены и такие задачи: наносить максимальный урон перевозкам врага на Балтике и в Финском заливе; вести борьбу за расширение операционной зоны для ведения активных операций и боевых действий; надежно прикрыть свои морские коммуникации. Для развертывания успешной борьбы на коммуникациях, а также для укрепления обороны морских подступов к Ленинграду и защиты своих сообщений, флот начал активную постановку минных заграждений. Минно-торпедная авиация и торпедные катера минировали узлы шхерных путей, их выходы в восточную часть Финского залива, фарватеры у южного берега залива, подходы к портам и базам противника. Активизировалась деятельность подводных лодок на морских коммуникациях в Балтийском море и торпедных катеров в зоне Финского залива.

Военные действия в Прибалтике и на Балтийском морском театре начались в 3 часа 15 минут 22 июня 1941 г. ударом с воздуха по нашим военно-морским базам и аэродромам с одновременным наступлением немецко-фашистских войск группы армий «Север».

С первого дня войны Балтийский флот, в соответствии с оперативным планом, приступил к развертыванию подводных лодок и выполнению минных постановок в устье Финского залива, Ирбенском проливе, Моонзунде и на подходах к Лиепае.

Сама постановка минного заграждения на центральной минно-артиллерийской позиции прошла успешно (было выставлено более трех тысяч контактных мин и до пятисот минных защитников), но силы прикрытия понесли потери – подорвался на мине и погиб эсминец «Гневный» и тяжелое повреждение получил крейсер «М. Горький».

Силы флота продолжали также выполнение мероприятий оперативного плана: осуществляли поиск подводных лодок противника, обеспечивали развертывание своих подводных лодок, вели борьбу с минной опасностью, конвоировали транспорта на переходе морем, несли дозорную службу и т.д.

На третий день войны фашистские войска окружили Лиепаю, и сквозь блокаду удалось прорваться в Вентспилс только четырем из 14 судов, находившихся в порту. Два судна моряки сумели подорвать, а остальные достались врагу. Через пять дней после оставления Лиепаи, 27 июня, восемь судов пароходства ушли из Вентспилса курсом на Эзель.

На этом переходе два парохода затонули в результате бомбардировки вражеской авиации. Эвакуация Рижского порта началась 22 июня во второй половине дня. Спустя пять суток поступило распоряжение о выводе флота из Риги, и 27 июня 15 судов Латвийского пароходства и несколько портовых буксиров, сопровождаемые кораблями военно-морского флота, вышли из порта.

Фашистские военно-морские силы блокировали Ирбенский пролив на второй день войны, и единственным выходом на Балтику оставался мелководный пролив Моонзунд. В ночь на 30 июня моряки ледокола «Лачплесис» помогли протащить через Моонзунд крейсер «Киров», который шесть раз оказывался на мели. С таким же трудом прошли через пролив и крупные торговые суда Латвийского пароходства.

Через две недели после выхода из Риги двадцать судов Латвийского пароходства пришли в Ленинград.

В течение июля и первой половины августа моряки Балтийского и Эстонского пароходств выполняли ответственные задания Государственно Комитета Обороны по обеспечению Ленинграда продовольствием, доставляли сражавшимся частям Красной Армии вооружение и боеприпасы, эвакуировали раненых воинов и гражданское население. Несколько судов погибло от бомб, торпед и мин противника.

Немецкое командование считало, что достаточно запереть Балтийский флот в Финском заливе, выставив мощное минное заграждение, и господство на море им обеспечено. Потеря в первые три месяца войны баз в Прибалтике тяжело сказалась на боеспособности Балтийского флота.

Он вынужден был все время сворачивать свою деятельность и перебазироваться на восток. Кроме того, понесенные потери при эвакуации из Таллинна также отрицательно отразились на боеспособности флота. Однако расчеты противника на полную изоляцию сил КБФ не оправдались. Подводные лодки КБФ в течение 1941-1942 гг.

систематически действовали на коммуникациях противника в Балтийском море.

Источник: Великая Отечественная война

Источник: http://cpacibodedu.ru/article/99-baltiyskiy_flot_velikoy_otechestvennoy_voynyi

Балтийский флот. Венец петровского искусства

Безусловно, Азовский флот нельзя назвать бесполезным. Было отработано много конструкторских  и административных решений, проведены успешные боевые операции. Но имя Петра Великого всегда связывали прежде всего с Балтийским флотом.

Здесь в суровых условиях закалялись характеры русских флотоводцев, а матросы-балтийцы во все времена были примером мужества для всей армии государства. Именно Балтфлот на протяжении десятилетий стоял на страже северной столицы России.

Для Петра Балтика была особенно дорога, как место рождения и становления морского щита Российского государства.

Северная война стала для России важнейшим этапом становления — политического, военного, дипломатического. Именно после победы на Балтике, царь Петр I смог с полным правом провозгласить Россию империей.

Ввиду длительности кампании (1700 — 1721 гг.) едва ли возможно подробное изложение одних только морских сражений — подобный объем подойдет скорее для монографии.

Поэтому ниже будет рассмотрена одна интересная операция, спланированная и воплощенная в жизнь Петром Великим.

В начале 18 века парусные корабли явно захватывали лидерство, парусные линкоры были показателем мощи флота, постоянно возникали новые конструктивные решения. Тем удивительнее выглядит решение Петра о постройке большого количества гребных судов наряду с так востребованными линкорами и фрегатами.

На самом деле, массовая постройка галер и скампавей может показаться шагом назад в кораблестроении только при очень поверхностном взгляде. Петр всегда отличался умением мыслить оригинально, не шаблонно.

И он понимал, что для действий в шхерах [архипелаг из мелких скалистых островов] для корабля очень важна маневренность и удобство в управлении. Конечно, для генеральных сражений нельзя было обойтись без хотя бы нескольких 42-пушечных (как минимум!) кораблей.

Но война — это не просто стычка главных сил «лоб в лоб». Это сложнейший комплекс действий, направленных на достижение цели. И галерный флот прекрасно вписывался в планы Петра.

После Полтавской битвы 1709 года, где шведы потерпели разгромное поражение, Петр I предпринимает активные наступательные действия на Балтике. Шведов надо было «дожимать», а без флота это невозможно. Активное строительство верфей на Балтике началось ещё в 1701-1704 гг.

— Олонецкая, Лужская, верфь в Селицком Ряде, Адмиралтейская верфь. Все они сразу же после постройки были загружены заказами. Итогом этого стала постройка 646 кораблей (парусных и гребных) для Балтийского флота в период 1701 — 1725 гг.

Читайте также:  Срыв планов сепаратной капитуляции германии - история России

Интересно, что за границей было заказано только 35 из них — 5% от общего числа.

Какой успех для страны, которая только 30 лет назад построила свой первый полноценный парусный военный корабль! Не угасающее увлечение царя кораблями дало России право называться империей — Флот Петра за время его жизни претерпел колоссальных изменений.

Вот интересная оценка русского флота на Балтике, данная в 1708 году английским послом Витвортом: 12 линейных кораблей (372 орудия и 1540 человек экипажа), 8 галер (64 орудия и 4 тысячи человек экипажа), 6 брандеров и 2 бомбардирских корабля, более мелких боевых кораблей, судов снабжения, транспортников, воспомогательных кораблей – около 305.

Ниже подана таблица со средними характеристики для разных типов парусных кораблей, строившихся в то время для российского флота:

Таблица основных тактико-технических элементов российских кораблей 1701 — 1725 гг

Длина Ширина Осадка Водоизмещение Вооружение Экипаж
Линейные корабли 40-50 м. 12-14 м. 4.5-5 м. 1000-2000 т. 54-100 орудий 350-500 человек
Фрегаты 35 м. 10 м. 3.5 м 500-700 т. 30-32 орудия 200-250 человек
Шнявы (малые фрегаты) 20-22 м. 5.5 м. 2 м. 150 т. 4-18 орудий 60-90 человек

Гребные суда составляли солидную часть флота.

Строились галеры (длина — 35—40 м, ширина — 5—6,7 м, осадка — 2,7 м, экипаж — 400 человек, 3-5 пушек и фальконеты, 28-32 пары весел), которые были конструктивно переработанными под специфику Балтики венецианскими средиземноморскими галерами. Скампавеи обычно были еще меньше и использовались (как и галеры, впрочем) в качестве транспортных судов и для абордажа вражеских кораблей.

Интересно, что в период с 1710 по 1714 год было построено 238 кораблей, из них гребных — 177! Но как Петр их применял? Мы рассмотрим это на примере Выборгской операции.

Выборгская операция (взятие Выборга) 1710 г

Взятие Выборга было просто необходимым — эта сильная приморская крепость запирала проход в Финляндию. Имея 151 орудие и 4 тыс.

человек гарнизона, крепость успешно выдержала осаду 1706 года, которая потерпела неудачу — русские отступили.

Осаждающие отчаянно нуждались в помощи флота и тяжелой осадной артиллерии — у них не было ни того ни другого. Во второй раз Петр подошел к планированию операции с особым старанием.

16 марта 1710 года генерал-адмирал Апраксин с 13-тысячным осадным корпусом вышел из острова Котлин и после тяжелого 6-дневного перехода по льду приступил к осаде Выборга. Из-за того, что войска были налегке — минимум провианта, только 28 (по другим данным — лишь 15) легких пушек, осада не была эффективной. Апраксин мог сдерживать шведов, но не более.

Поэтому Петр 30 апреля начал выдвигать флот к Выборгу. В составе эскадры было 9 фрегатов, 8 шняв и около 250 гребных транспортных судов, на которых доставляли тяжелые осадные орудия, провиант и ещё 5 тыс. солдат. Сложность перехода была в том, что лед все еще не сошел — в пути флот потерял несколько транспортников, но груз большей частью успели спасти.

«Такой великий был на море лед, что едва те шнявы спаслись, и господин контр-адмирал (Петр I) со своей шнявою с великою нуждою дошел до урочища Куроми в 6 милях от Березовых островов». Для того, чтобы пробивать дорогу во льдах, русские моряки использовали пушки.

Правда в несколько непривычной форме: они привязывали пушку к канату и сбрасывали на лед, раскалывая его.

Уже 8 мая флот вошел в Выборгский залив. Фрегаты под командованием вице-амирала Крюйса остались у Березовых островов (около 50 км от Тронгзунда).

Галеры и транспортники прошли через Тронгзунд (современный Высоцк, на карте — восток острова Урансари). Чтобы обмануть шведов, Петр приказал инсценировать бой галер с русскими береговыми батареями.

Уловка удалась блестяще — первое время шведы думали, что к ним прорвался их собственный флот.

Транспортники, выгрузив войска, артиллерию и продовольствие ушли в Кроншлот. Галеры остались у Выборга для помощи в осаде. Решив обезопасить тыл, царь приказал затопить у Кроншлота несколько транспортников. Началась полномасштабная осада. Петр, наученный горьким опытом неудачных осад Азова и Выборга в этот раз дал Апраксину такую инструкцию:

«Штурм подлежит быть с выше именованных двух сторон, также с моря галерами и иными судами, для лучшей диверсии неприятелю и конечно одному надлежит быть в день, а не ночью, в чем уже давно отведано, что ночные штурмы не удаются раде многих причин, которые здесь описывать оставляю».

Именно с морского направления были сосредоточены основные силы — артиллерия и пехота, которым активно помогала корабельная артиллерия. 16 мая в Выборгский залив вошла шведская эскадра вице-амирала Ватранга в составе 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 мелких судов.

Однако увидев, что транспортники русских уже ушли, а галеры вполне способны дать бой, да ещё и при поддержке береговых батарей, Ватранг ушел, так и не сумев помочь осажденным.

Штурмы становились все ожесточеннее и в конце концов 13 июня 1710 года гарнизон Выборга капитулировал.

Выборгская операция стала прекрасным доказательством даже не военного, но административного таланта Петра I. Гребной флот, на который так уповал государь с честью выполнил свое задание — доставив необходимый груз, галеры и скампавеи сумели существенно помочь в осаде крепости.

Именно сосредоточение русских кораблей у крепости не позволило шведскому флоту сорвать осаду. Кроме того, очевидным был прогресс кадров русского флота — тяжелейший переход во льдах эскадра совершила с минимальными потерями и в максимально короткие сроки.

Мастерство, достойное уважения!

«Полтава»

Первый русский линкор на Балтике — линейный корабль Полтава. Заложен в 1709 году на Санкт-Петергбурской верфи, незадолго до спуска на воду переведен в Кроншлот, где корабль вооружили и окончили мелкие работы. 15 июня 1712 года корабль был спущен на воду.

Это был полноценный, хорошо скомпонованный линкор: водоизмещение порядка 1000 тонн, длина 40 метров, ширина 11 метров. Вооружение состояло из 54 орудий, экипаж составлял 360 человек. Сам Петр любил этот корабль и какое-то время «Полтава» ходила под флагом контр-адмирала Петра Михайлова. Линкор активно участвовал в крейсерских операциях, высадке десанта на остров Готланд.

В 1717 году во время погони за шведским капером, «Полтава» села на мель, из-за чего была отправлена на длительный ремонт в Санкт-Петергбург и подверглась тимберовке [капитальный ремонт, при котором на судне заменяют не менее половины принципиальных частей корпуса].

В 1721 году корабль вышел в море, но вскоре опять был отправлен в Кронштадт — во время бури сломались грот- и фок-мачта. После второго ремонта опять активно использовался, пока в 1725 не был переведен в резерв, а в 1732 разобран.

Интересно, что за три дня до спуска на воду «Полтавы» был издан указ, который фактически подчинял 24 тыс. крестьянских дворов Санкт-Петергбургской верфи. И это притом, что Апраксин требовал 30 тыс.! В следующем году все управление флотом было передано из Московского приказа в Петербург, ставший столицей государства.

«Ингерманланд»

Корабль, построенный по чертежам самого Петра. Ингерманланд — один из лучших линкоров Балтийского флота в истории. Заложен в 1712 году, спущен на воду в 1715 году. Водоизмещение порядка 1800 тонн, длина 46 метров, ширина 12,5 метров, осадка 5,6 метров. Вооружение — 64 орудия, экипаж — 470 человек. Петр так характеризовал линкор:

«Ингерманланд» на парусах зело изрядный, так что лучше его нет, и только не отстают от него братья его; а приемыши все назади…».

В 1716 году именно этот корабль был флагманом объединенной англо-голландско-датско-русской эскадрой, в которой насчитывалось 70 вымпелов. Определенно, такой чести заслуживал только действительно стоящий корабль. «Ингерманланд» активно участвовал в боях со шведами и прикрывал русские корабли у Гангута.

К сожалению, погиб корабль абсолютно не подобающе. Несмотря на завет Петра потомкам «Хранить для памяти», об этом никто не позаботился. С 1725 года «Ингерманланд» в море не выходил и просто стоял у причала.

В 1738 году из-за прогнившего корпуса сел на мель в Кронштадской гавани, а в следующем году разобран на дрова.

Царствие Петра Великого — это особенная веха в истории России. Молодой царь сумел вывести свое государство в лидеры Европы и превратить непонятное для иностранцев Московское царство в Российскую империю. Конечно, преобразования политические, военные, экономические очень важны. Именно они определили облик страны на многие столетия вперед. Но личность Петра не менее важна и не менее интересна.

Только изучив характер смелого реформатора, увидев его не только на престоле, а и в повседневной жизни, можно понять насколько невероятными были эти реформы. Правителей-флотоводцев было множество, но едва ли найдется в мировой истории царедворец, умевший не только управлять кораблем, но и построить его. Истинная фанатичность и преданность делу — вот главные черты Петра. И главные его заслуги.

Корабли и парусные яхты.

Источник: https://yachtrus.com/military-history/baltic-fleet.html

Как советские моряки воевали в Великую Отечественную

Диспозиция 

Читайте также:  Самые знаменитые битвы первой мировой войны - история России

К началу войны на службе ВМФ СССР находились около тысячи кораблей различных классов. Среди них — 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок.

Кроме этого, флот усиливали более 2,5 тысячи единиц авиации и 260 батарей береговой обороны. Это была мощная сила, способная существенно влиять на ход боевых действий как на море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.

Слабых мест у советского флота также хватало. 

Серьезное препятствие для успешного ведения войны с Германией на море представляла географическая изолированность Северного, Балтийского и Черноморского флотов.

Ситуация усугублялась тем, что значительная часть сил (50% торпедных катеров, 45% морской авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Этим противник первое время успешно пользовался.

Большие потери на флоте в первый период войны можно объяснить также неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации. 

Самым неблагоприятным для советского флота был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Однако все неудачи компенсировались ожесточенным сопротивлением советских моряков, из-за чего страны гитлеровской коалиции так и не смогли добиться очевидного преимущества на море.

Черноморский флот 

Черноморский флот был одним из самых подготовленных соединений Вооруженных сил СССР.

В его состав входили порядка 300 кораблей и катеров разных классов, в частности, 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 600 самолетов различных типов.

Флот располагал пятью базами: в Одессе, Николаеве, Новороссийске, Батуми и главной в Севастополе. Уже 22 июня 1941 года немецкая авиация нанесла бомбовый удар по Севастополю. 

Впрочем, застать врасплох советских моряков не удалось. Атаку отбили благодаря своевременному обнаружению эскадрильи противника радарами крейсера «Молотов».

А 25 июня силами Черноморского флота и авиации была нанесена серия ударов по румынской Констанце.

Согласно германским данным от попаданий снарядов загорелись несколько нефтяных резервуаров, железнодорожные цистерны, и взорвался поезд с боеприпасами.

 До 21 июля советскими моряками была выполнена установка 7115 мин и 1404 минных защитников, которые, к сожалению, в дальнейшем принесли больше потерь Черноморскому флоту, чем противнику. Так, в 1941–1942 годах на своих же минах подорвались три эсминца. Корабли Черноморского флота принимали участие в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска и в битве за Кавказ. 

Не только на море. Черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За ярость в бою немцы прозвали их «черной смертью». Черноморский флот дольше других сохранял независимость от армейского сухопутного командования, что, по мнению военных специалистов, в конкретных условиях имело гораздо больше отрицательных последствий, чем положительных. 

В состав Черноморского флота входил уникальный корабль – зенитная плавбатарея №3, представлявшая собой стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами.

Это судно, сконструированное капитаном 1-го ранга Григорием Бутаковым, за 9 месяцев боев сумело уничтожить более 20 немецких самолетов. Отметился в боях на Черном море и подводник, капитан 3-го ранга Михаил Грешилов.

На подлодке М-35 он потопил 4 транспорта противника, а в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи. 

Перелом на Черноморском театре военных действий пришелся на конец 1942-го — начало 1943 года. Высадка на Малую землю 4 февраля 1943 года стала первой с начала войны наступательной операцией Черноморского флота за два года боев.

Северный флот

К началу Великой Отечественной войны Северный флот располагал относительно скромными ресурсами.

В строю находились 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, несколько торпедных катеров и тральщиков.

Однако в ходе войны флот пополнился авиацией и кораблями с Тихого океана и Каспийского моря. Военно-географические условия благоприятствовали действиям Северного флота. 

Расположение Полярного (главной базы флота), Ваенги и Мурманска (тыловой базы) в глубине Кольского залива благоприятствовало их обороне с моря.

Кроме обороны побережья Северный флот обеспечивал внутренние и внешние морские перевозки, а также действовал в районе морских коммуникациях противника, оказывал поддержку приморскому флангу 14-й армии.

В 1944 году Северный флот участвовал в Петсамо-Киркенесской операции, в результате которой немцы были полностью выдавлены с территории советского Заполярья. 

Вследствие большого скопления немецких мин в 1942 году Северный флот потерял 9 подлодок. В мае этого же года подводная лодка К-23 под командованием капитана 3-го ранга Леонида Потапова перешла к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника.

12 мая субмарине удалось потопить одно транспортное судно, однако из-за повреждения она вынужденно всплыла. Израненная подлодка вступила в артиллерийскую дуэль, потопив еще два немецких сторожевых корабля.

Вызванные самолетом-разведчиком немецкие корабли и авиация окружили лодку, и экипаж, чтобы не сдаться врагу, принял решение погрузиться в морскую пучину.

 Много усилий Северный флот направлял на срыв морских перевозок противника вдоль побережья Норвегии.

В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года, на первый план вышли части морской авиации.

Всего за годы войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, а также около 1300 самолетов.

Балтийский флот 

Накануне войны Балтийский флот состоял из 2 линейных кораблей, 2 крейсеров, 2 лидеров эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 канонерских лодок, 65 субмарин, также в его составе были минные заградители, тральщики, «охотники» за подводными лодками, катера. 22 июня 1941 года в 3 часа 6 минут контр-адмирал Иван Елисеев отдал приказ об открытии огня по самолетам противника, вторгшимся в воздушное пространство СССР. Это был первый приказ дать отпор гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне.

 Балтийское море сравнительно небольшого размера, оно отличается незначительными глубинами и изрезанной береговой линией. Это благоприятствовало использованию минного оружия и организации противолодочной обороны.

Противнику часто без помех удавалось минировать воды в оперативных зонах советского флота, из-за чего наши корабли шли на дно, даже не сделав выстрела.

28 августа немцы захватили главную базу Балтийского флота – Таллин, что позволило им заблокировать минными полями надводный флот в Ленинграде и Кронштадте. 

30 августа из Таллина в Кронштадт прорвались оставшиеся суда Балтийского флота.

Из 200 вышедших судов к месту назначения прибыли 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна, на которых были доставлены свыше 18 тысяч человек. Наиболее ожесточенные бои на Балтике проходили за Моонзундские острова.

В тяжелейших условиях в течение 49 дней корабли флота и части сухопутных войск, уступавшие в численности и вооружении немецкой армии, сдерживали натиск противника. 

За время обороны Моонзундских островов гитлеровцы потеряли до 25 тысяч солдат и офицеров, много боевой техники и оружия, а также свыше 20 судов. Успешно в Балтийском море действовал и подводный флот.

Ценой крупных потерь ему удавалось периодически прорывать блокаду и нарушать морские коммуникации противника.

В январе 1943 года Балтийский флот содействовал сухопутным войскам во время операции по снятию блокады Ленинграда.

Тихоокеанский флот 

В ночь с 8-го на 9 августа Тихоокеанский военно-морской флот СССР вступил в войну с Японией. К предстоящим сражениям флот был полностью готов.

В его состав входили 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 «охотников» за подводными лодками, 204 торпедных катера, 78 подводных лодок.

Несмотря на то что наши тихоокеанские ВМС уступали японскому флоту в количестве крупных надводных кораблей, это компенсировалось полным превосходством в воздухе.

 Среди задач, стоявших перед командующим флотом адмиралом Иваном Юмашевым, – разрушение японских морских коммуникаций между Маньчжурией, Северной Кореей и Японией, а также содействие войскам Дальневосточного фронта в наступлении на приморском направлении. Первой целью нашего морского десанта была военно-морская базой Сейсин. Утром 14 августа в Сейсине высадились бойцы первого эшелона десанта, 15 августа — второго эшелона.

 Высадки третьего эшелона не потребовалось, так как сил 6 тысяч моряков оказалось достаточно для овладения городом.

Теперь противник был лишен возможности использовать эту базу для переброски подкреплений, техники, боеприпасов из метрополии и для эвакуации раненых и материальных ценностей в Японию.

После взятия Сейсина тихоокеанцы освободили еще два крупных опорных пункта противника — порты Одецин и Вонсан. В последней операции в плен были взяты 6238 японских солдат и офицеров. 

До конца августа также пали Торо и Маока. В Отомари (ныне Корсаков) высадился советский десант численностью 1600 человек. Японский гарнизон, насчитывавший 3400 человек, был настолько ошеломлен победами русских, что почти без сопротивления сдался в плен.

Силами Тихоокеанского флота были потоплены 2 эсминца, до 40 боевых кораблей, 28 транспортов, 3 танкера, 12 барж и шхун, принадлежащих Японии. В море и в занятых портах захвачены еще свыше ста судов, на аэродромах сбиты и ликвидированы 9 японских самолетов.

 Артиллерией флота уничтожены несколько десятков береговых и полевых орудий, бронепоезд и многочисленные военные объекты.

После разгрома японских войск в Маньчжурии и на Сахалине были созданы благоприятные условия для освобождения от противника островов Курильской гряды.

К 1 сентября Тихоокеанский флот взял под контроль всю южную часть Курил, в плен попали до 60 тысяч японских военных. Курильская десантная операция стала последней операцией Второй мировой войны.

http://russian7.ru/post/kak-vo…

  • История
  • Великая Победа
  • СССР
  • Факты

Источник: https://cont.ws/post/663137

Ссылка на основную публикацию