Важнейшие вехи развития культуры киевской руси — история России

Основные вехи истории Киевской Руси

Важнейшие вехи развития культуры Киевской Руси - история России⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 17Следующая ⇒

862-879 гг. – правление Рюрика в Новгороде

879-912 гг. – правление Олега (является родственником и опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря),

В 882 г. Олег захватил Киев, были убиты Аскольд и Дир (представители княжеской династии, правившей в Киеве). При правлении Олега произошло создание единого государства Киевской Руси. Он совершал успешные походы на Византию. В 907 и 911 гг. были заключены выгодные для Руси мирные договора с Византией. По легенде Олег погиб от укуса змеи.

912–945 гг. – правление киевского князя Игоря. Совершил два похода на Византию, заключил новые договора с ней. Совершил поход на Северный Кавказ и Каспийское побережье. Был убит в результате восстания древлянами за то, что, собрав с них дань и решив, что она мала, стал вторично требовать дани, нарушив установленные обычаи.

945–964 гг. – длилось регентство Ольги (вдовы Игоря) при малолетнем Святославе. Произошло установление размеров и мест сбора дани («уроки и погосты»). В 955 г. Она совершила дипломатический визит в Царьград и приняла христианство.

964–972гг. – правление сына Игоря и Ольги — Святослава. Разгром хазарского каганата, поход на волжских булгар, присоединил вятичей, на крайнем юге — Тмутаракань. Вел войну с Византией в Дунайской Болгарии. В 972 г. Святослав возвращался в Киев по Днепру, печенеги устроили засаду, и Святослав был убит.

972–930 гг. – правление Ярополка.

980–1015 гг.– правление Киевского князя Владимира Святого (младший сын Святослава). В княжение Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси — принятие христианства в 988 г. В этом же году он вступил в брак с сестрой византийского император Анной.

Укрепил дружину, принимал удальцов из простого люда (что отразилось в былине об Илье Муромце). Создал систему крепостей на юге, заселял их людьми из всех районов страны, что способствовало укреплению общерусского единства.

После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Святополк Окаянный (годы правления 1015–1019) убивает Бориса и Глеба, которые были канонизированы и объявлены русскими святыми.

1019-1054 гг. – Ярослав Мудрый. При его правлении произошел высший расцвет Киевской Руси. Нанес решающий удар печенегам. Много сделал для распространения христианской культуры, монастырей, образования. При Ярославе Мудром были созданы школы для юношей.

При нем осуществлялось строительство архитектурных сооружений (из которых самые известные – Софийский собор, Золотые ворота). Продолжалась кодификация обычного права (первой попыткой кодификации была «Правда Ярослава»).

О высоком авторитете Киева говорили династические браки: Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля, дочь Анна вышла замуж за французского короля.

Социально-политическая структура

Во второй половине XI в. сыновья Ярослава Мудрого приняли свод правовых норм «Русскую Правду» («Правда Ярославичей»), которая включала в себя кодификацию норм обычного права («Закон русский»), новые нормы, необходимые для классового общества. «Русская правда» – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Основными социальными группами были: рабы, свободные, знать (предполагались разные размеры штрафов за убийство), полусвободные, зависимые (закупы, рядовичи).

Кроме того, отразились элементы структуры управления, например, управляющие княжеским хозяйством (тиуны, огнищане, дворские).

Политическая структура: князь, знать (бояре) и дружинники управляют отдельными территориями, собирают штрафы. В системе управления важнейшей процедурой был сбор дани – полюдье. Сохраняется и определенная роль вече.

Существует три основные концепции о характере древнерусского общества:

· Согласно академику Грекову, большинству советских книг и учебников: древнерусское общество имело раннефеодальный характер (основой строя являлась вотчина и смерды – зависимые крестьяне).

· Концепция государственного феодализма: вотчин почти не было, смерды – это свободные общинники, эксплуатировались государством через дань, полюдье.

· Согласно Ленинградскому историку Фроянову: Киевская Русь вообще не была феодальной, носила переходный характер, феодальные отношения только зарождались.

Культура Древней Руси.

Понятие культуры

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу. Обычно при изложении истории культуры основное внимание уделяют духовной культуре, т.к. материальная культура рассматривается в связи с развитием производства.

Материальная культура

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс.

Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью.

Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Духовная культура

До принятия христианства на Руси господствовало язычество («ведическая» религия). Имело два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.

Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе христианизации.

Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место сохранение больших остатков язычества: т.е.

существовало «двоеверие» или сложный синтез двух религий.

В марксистской историографии это явление расценивалось как выражение интересов господствующего класса (христианство учило покорности властям и потому было удобно для классового общества). Сейчас же существует высокая положительная оценка, так как принятие христианства приобщило Русь к самой высокой византийской культуре, повысило международный авторитет Руси.

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что были объявлены святыми).

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций «языческого фундаментализма»: истинная культурная основа славян это ведическая религия. Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – эта оценка спорная.

Правовая культура

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до государства.

Основное событие – это появление «Русской правды», которая включала в себя кодификацию норм обычного права («Закон русский»), новые нормы, необходимые для классового общества.

«Русская правда» – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – «Устав» Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по займам.

Грамотность и просвещение

Письменность

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – «руническое письмо») – «черты и резы «. В IX в. славянские просветители на основе греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой древнерусской письменности.

Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского нашествия.

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

Литература

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

Письменная литература

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в.

«Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.

Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем появились русские произведения.

Два наиболее известных автора:

II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. «Слово о законе и благодати». Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской Руси.

II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд «Слов»

Появляется светская литература:

«Поучение» Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской власти, забота о простом народе

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что появилось в конце XVIII в.

Конец XII в. – «Слово» Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового дружинника.

Начало XIII в. – «Сказание о погибели русской земли». Здесь – осуждение усобиц.

Архитектура

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром Золотые ворота.

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В них – преобладало византийское влияние.

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная русская культура.

Живопись

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). Светские элементы отразились в миниатюрах.

Источник: https://lektsia.com/4x40be.html

Краткая история русской культуры

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре.

В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов.

Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

История развития культуры России — этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью, уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры.

Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с принятием христианства у восточных славян и соседних племен.

«Двоеверие» — причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

Читайте также:  Окружение фашистов в районе кишинева. освобождение советской молдавии - история России

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют  этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры,
  • продвижение христианства.

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С  XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура, история России на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью.

Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать  собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • Литературным памятником того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное  и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

О многогранности развития художественной культуры того времени можно судить по тому, как выкристаллизовывается особая манера письма в иконографии, развивается художественное обучение.

  • Новгород становится центром почитания Софии,
  • Владимир — Богоматери,
  • в Чернигове и Рязани — княжеских образов Бориса, Глеба.

Удельная Русь. Роль культуры в истории России (XIII – XIV вв.)

XIII век вошел в историю как начало периода Золотой Орды. «Татарская Русь» вступила в фазу «нравственного монументализма». Постепенно раздробленность страны на удельные княжества была преодолена, что и помогло освободиться от ига.

Глубокие изменения, произошедшие к середине XIII века, дают основания для обособления этого периода, поскольку они также имели большое влияние на тип русской культуры.

По той эпохе проведено много исследований, и  есть разные мнения в оценке последствий нашествия степняков.

 Гумилев считал, что оно спасло страну от подчинения Европой, что, по его мнению, принесло бы гораздо больше вреда для России.

Эти события оставили весомый след, но монголо-татарское иго не могло радикально поменять русскую земледельческую культуру на кочевую. Но нашествие Орды приостановило развитие и нанесло невосполнимый ущерб.

Были разрушены храмы, сожжены библиотеки и города, в угнетенном состоянии находились ремесла.

Вторжение племен кочевников было воспринято как наказанье божье, вселенское бедствие, которому немыслимо было и противиться.

Когда иго было сброшено,  культура и история России становятся иными.  Основное последствие нашествия  – регресс во всех областях жизни. Во второй половине XIII века развитие словно и замерло. Даже в новгородских землях, куда не «дотянулись» ордынцы, был угрюмый застой, сопровождавшийся только обновлением укреплений.

Атмосферу эпохи, переживания людей  можно понять по литературным источникам в жанре «воинских повестей», жизнеописаний мучеников за веру, проповедей.

Московская Русь и русская культура в истории России. Этап XIV – XVII вв

Отрезок с конца XIV — по XVII в. вошел в историю как время образования евразийской цивилизации.  Становление централизованного независимого государства с властью в Москве сформировало иную картину в разных сферах жизни. Это благоприятствовало порождению обновленной концепции ценностей и мироздания.

Русские княжества, освобождаясь от оков ига, сплачивались вокруг Москвы, создавая государство нового типа. Оно явилось средством в отстаивании суверенности. По сей день государство имеет чрезвычайную значимость в сознании людей, которая была приобретена еще в те времена.

Превыше личной выгоды и даже важнее законов оказались интересы государства и власть. Становление Московского царства приняло эстафету православия от падшего в те времена Константинополя. Византийское государство кануло в лету. Старец Филофей в своих письмах Василию III озвучил  новые мессианские чаяния в концепции «Москва — Третий Рим»

Поэтапная история культуры великой России московского периода

Эволюцию русской культуры Московского периода можно разбить на три этапа:

  1. Русское Предвозрождение (конец XIV в. — середина XV в.)

Это время ознаменовала победа в Куликовской битве,  вместе с ней произошел эмоциональный скачок национального самосознания. В этот период начался расцвет литературы, искусства, повышение индивидуального начала. Яркими примерами могут быть имена Андрея Рублева, Даниила Черного. Феофана Грека.

По этим величинам развитие России можно сравнивать с Проторенессансом и итальянским ранним Ренессансом. Ренессанс обошел историю России стороной. Все ресурсы были пущены на создание и обустройство страны с центром в Москве.

Там возводятся самые величественные храмы, создаются иконы, фрески, пишутся книги.

  1. «Державный монументализм» (вторая половина XV в. — XVIв.)

Он характерен окончательным становлением Московского царства. Страна стала расширяться в сторону восточных приделов, была взята Казань. Постепенно государство превращалось в обширную евразийскую империю.

Во всех сферах жизни страны идет урегулирование и упорядочение, например,

  • обустройство государства описано в «Степенной книге»,
  • систематизация исторических сведений — в Лицевом летописном своде,
  • религиозные каноны — в «Стоглаве», в «Великих Четьи-Минеях»,
  • семейные проблемы — в «Домострое».

Появляется новый архитектурный стиль – московский. Отстраиваются Кремль, Успенский собор, они являются символом России и по сей день.

  1. Русский ренессанс или барокко (XVIIв.)

В этот период, его называют еще и «бунташным веком», произошло множество событий. Смена династий, польская интервенция, бунты крестьян. Культура этого периода, невзирая на множество драматических  страниц в истории, просветленная и живая.

  • Архитектура насыщена красками, затейлива по форме и декоративна.
  • Живописные произведения декоративны, в то же время в них появляются реалистичные черты, объекты становятся более объемными за счет передачи светотени. Появились первые русские парсуны— синтез портрета и иконы.
  • В литературе также появляются герои с человечными чертами, которые живут в реальной жизни, таков первый русский роман «Повесть о Савве Грудницыне».

В искусстве, литературе передается индивидуальное начало и авторская точка зрения.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

  1. История культуры России XVIII века

Это время радикальных  реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон.

Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии.

Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

  1. История культуры России XIX  века

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком.

Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль  в истории мировой культуры.

Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

  1. Главное о Серебряном веке

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций.

На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной.

Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра.

Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени.

Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

История культуры России – этап XX в

1917 – 1991 годы двадцатого столетия относятся к Советской России. Это непростое и парадоксальное время, которое еще предстоит объективно оценить. В нем отразились самые противоречивые черты национального характера.

Тоталитаризм стремился привести культуру к единообразной форме, но внешняя монолитность сочеталась с индивидуальным творческим началом, которое просматривается в иносказательной форме и на бытовом уровне, и в андеграунде.

К оценке значения русской культуры советского периода стоит добавить и Русское Зарубежье. Его можно рассматривать как наследие дореволюционной культуры. Около 10 млн. эмигрантов верили в свою миссию ее сохранения и приумножения.

Это подтверждает их просветительская, научная, издательская работа. Характерные особенности духовной жизни Серебряного века и развитие этих идей отразили в своих работах

Еще предстоит объективное  изучение и оценка трудов Русского Зарубежья как неотъемлемой части общероссийской культуры.

Читайте также:  Исторический процесс перехода от феодализма к капитализму в европе. значение великой французской революции - история России

История современной культуры России

Как и предполагал Бердяев, после «пятой» идет формирование «шестой» постсоветской России. Самое важное завоевание здесь, несмотря на все препоны и проблемы, это :

  • освобождение от запретов идеологии,
  • присоединение запрещенных ранее работ и имен,
  • знакомство с зарубежной русской культурой.

Современный прогресс русской культуры объясняется динамичным развитием самопознания, поиском общности, раскрытием своей роли в мировой культуре.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/istoria-kultury/kratkaya-istoriya-russkoy-kulturyi

Раздел 4 Культура Киевской Руси

В IX веке в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен, обогащенного влияниями соседних народов, образовалась одна из крупнейших государств средневековой. Европы -.

Русь ее историческим м ядром было. Среднее. Поднепровье, где традиции политической жизни достигали еще скифо-античных времен. Центром новой восточнославянского государства стал.

Киев, поэтому в исторической литературе появилось название. Киевская. Руссь.

Занимая территорию от. Балтики и. Ледовитого океана до. Черного моря и от. Волги до. Карпат,. Русь представляла собой исторически важную территорию для налаживания контактов между. Арабским. Востоком и. Западной. Евр рассолом,. Византией и. Скандинавией. Это обусловило быстрое ее вхождения в общеевропейскую историко-культурную общностьь.

О великий и могучий восточнославянское государство знали в разных частях. Старого. Света. Сведения арабских авторов, свидетельство скандинавских саг, французские эпические произведения, рисующие. Русь как большую края ину, занимавшая важное место в системе европейских политических, экономических и культурных связейв.

Одновременно с международным признанием, на. Руси росло и укреплялось осознание собственной принадлежности к мировой истории. Киевской. Руси принадлежит особое место в. Восточной. Европе, аналогичное тому, которое занимала империя. Карла. Великого в истории. Западной. Европы.

Процесс формирования государства, этническое развитие восточнославянских племен, способствовал созданию единой русской народности, в основе которой лежали совместной на территория, единый язык, родственный культура, относительно тесные экономические связи протяжении всего периода существования. Киевской.

Руси древнерусская этнокультурная общность, стала этнической основой украи нцив, россиян и белорусов, развивалась путем консолидацииції.

Киевская. Русь имела большое историческое значение и для многих неславянских народов II достижения в области общественно-политического, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, латышей, е эстов, керелы, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически интегрировалась в состав. Руссі.

Сначала. Русь имела преимущественно династический характер, который определял ее историческое развитие. Она была единственным государством, обеспечивалась единством княжеского рода, который совместно и в согласии владел страной. Позже в XII-XIII вв принцип старшинства был нарушен, что и привело к бесконечным уособиць в борьбе за властейаду.

Существование. Киевской. Руси охватывает период с IX по 40-е годы XIII в. Этническую основу государства составляли восточные славяне, были объединены в крупные межплеменные союзы.

В древнерусской летописи»Повесть временных бедствий лет»указывается, что таких союзов насчитывалось четырнадцать. Южную группу славян составляли поляне, древляне, северяне, волыняне, дулебы, уличи, бужане, тиверцы, белые хорваты; вятичи. Кроме восточных славян, в пределах. Киевской.

Руси проживали карелы, весь, меря, мурома, мордва, печенеги, черные клобуки и балтские племенлтські племена.

На первом этапе развития, политической формой государства была раннефеодальное монархия с элементами федерализма. В 30-е годы XII в.

Русь вступила в период феодальной раздробленности, который характеризовался по одальшим развитием производительных сил и производственных отношений, выделением отдельных княжеств. Киевская.

Русь просуществовала до 40-х годов XIII в и пала под ударами монголо-татарских завоевателейиків.

42 Особенности развития культуры Киевской Руси

Культура. Киевской. Руси IX-XIII вв отмечалась поступательным развитием, имела давние вековые традиции. Искусство русичей представляло собой не только органическую потребность быта, стремление украсить разнообразный мир вещей, которые окружали человека, но и отражало ее мировосприятия и идеологииію.

Феномен необычного взлета культуры. Киевской. Руси часто объясняется тесными контактами ее с. Византией,. Хозарией, странами. Центральной и. Западной. Европы их влияние на культурный прогресс. Руси был очень вел ликим, но не решающим.

Чтобы зерна передовых культур, прежде византийской, проросли в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленную почву.

Именно таким был культурный грунт восточных с ловьян, вобравший многовековые традиции местного развития, обогащенного влияниями соседудів.

Традиции, которые достигают глубины веков, прослеживаются и в технике изготовления керамики и вещей быта, и в характере обработки древесины, и в строительстве сооружений, и в застройке городов и поселений

Антропоморфные и зооморфные фибулы. Среднего. Поднепровья VI-VII вв, танцующие человечки в вышитых рубашках на серебряных бляшках мартеновской сокровища VII-VIII вв, резьба идола. Свитовида VIII-IX вв со сбруей уча, изображения фантастических зверей и птиц на оковке рогов тура X в с. Черной. Могилы в.

Чернигове, был свой сакральный смысл в системе языческих верований. Сцены. Збручского идола отражают представлений ления восточных славян не только о земной мир, но и о небесном и подземный. Как показали археологические исследования,.

Збручский идол стоял в центре святилища на каменном круглом пьедестале, имел близь ко восьми метров в диаметре. Подобные»храмы идольские»обнаружены в. Киеве на. Старокиевской горе, в. Бакоте на. Днестре, на. Житомирщине. Кроме четырехликого. Збручского идола известны и однолики — каменные и д. вянут.

Как правило, все они человекообразные, во многих относительно хорошо моделированы голова, лицо, руки и ногличчя, руки та ноги.

На керамических вазах IV в черняховской культуры из сел. Лепесовка и. Ромашки изображена календарная символика. Плоские широкие венчики лепесивських ваз разделены на 12 секторов-месяцев, каждый из которых имеет свою ю орнаментальную символику земледельческого содержания. Сосуды эти использовали в различных обрядовых действиеіях.

Исследование изделий славянского и древнерусского художественного ремесла обнаруживают у них много таких традиций, которые берут свое начало еще в скифский период.

Знаменитый скифский звериный стиль прикладной ого искусства территории Украины VI-III вв до не, развившийся под влиянием культур. Греции и. Переднего.

Востока, заметно проступает в киевских фибулах, змеевиках, браслетах-наручах, галицких керами их плитках, черниговской резьбе по каменменю.

Искусство играло большую роль в идеологии восточных славян: почти все его произведения — от орнамента на рубашке до изображение языческого бога — имели определенный смысл в системе верований, которые сложились как г результат практического опыта жизни и фантастических представлений о природных явлениях, которых люди тех времен не могли объяснить.

Каждый орнамент, узор или изображение»оберегали»человека от разного бедствия,»помо. Магали»в жизни и работе. Распространен у славян орнамент — розетка — символизировал солнце, волнистая линия — воду. Изображение фантастических животных и существ отражали языческие верования.

Так, в изображении жен ки с руками-ветвями видели»Великую богиню»земли тощuot;Велику богиню» землі тощо.

Близкий к древнеиранского и мифологический мир восточных славян. Отдельные восточнославянские и древнерусские языческие боги обнаруживают сходство к иранским не только функционально или изобразительно, а так каждого и в именах.

Так,. Симаргл из пантеона. Владимира. Святославича напоминает иранского. Сенмурв. Сходство эта могла появиться в скифскую эпоху, которая характеризовалась тесными контактами местного праславян ского и пришлого иранского населенияння.

Важным элементом культуры народа является государственность. Именно она выступает основным двигателем этнической и культурной интеграции населения. Первым государством восточных славян была. Киевская. Русь, которая сформировалась в ки. Инке VIII — в IX в на базе ряда союзов племен.

На ранней стадии, как и в процессе дальнейшего развития, она подвергалась воздействию со стороны своих соседей, в частности. Хазарского каганата и. Византии. От них. Русь причинить желали отдельные элементы государственной структуры и титулатуры.

Вместе с тем следует помнить, что государственно процесс восточных славян имел и собственные традиции. В пределах территории Украины достигают VI — V вв до н е. Это греческие города-государства в. Северном. Причерноморье и скифское государство с центром в. Нижнем. Днепре.

Хотя скифская и античная государственность составляли по коренного населения Украины явления генетически зов нишни, в своем развитии они органично входили в его жизненно його життя.

Изучение славянских культур периода первой половины I тыс. не (зарубинецкой и черняховской), развитие которых происходило в тесном взаимодействии с римской цивилизацией, показывает, что ряд их элементов от дродились и получили дальнейшее развитие в период. Киевской. Руси. К ним относятся высокая культура плужного земледелия, керамическое и эмалевое производство, традиции домостроенийцтва.

Древние традиции прослеживаются также в народном творчестве, литературе, музыке.

Языческие песни и танцы, фольклор, свадебные и погребальные обряды, эпические легенды и предания производили огромное влияние на ро азвитие древнерусской духовной культуры, составляли ее неотъемлемую составную часть. Эхо языческих верований хорошо чувствуется в»Слове о полку. Игореве»и других литературных произведенийурних творах.

Археологические и письменные источники свидетельствуют, что древнее население Украины не было этнически и культурно однородным протяжении тысячелетий. Миграции были обычным явлением. Но они никогда не

1. Толочко. Петр. Киевская. Русь -. К:»Абрис», 1996 — с 12

приводили к полной смены населения. Значительная его часть продолжала жить на своих исконных местах, особенно это касается земледельцев. Лесостепи не прерывалась историческая память региона, культурное ный генофонд его органически передавался в наследство новым поколенияям.

Очевидно, в древнерусской культуре нет отрасли, развитие которой бы не опирался на многовековые, иногда тысячелетние, народные традиции

Источник: http://uchebnikirus.com/kulturologia/istoriya_ukrayinskoyi_kulturi_-_pavlova_oyu/kultura_kiyivskoyi_rusi-1.htm

Культура Киевской Руси

К XII—XIII векам древнерусская культура достигла своего выс­шего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля.

В основе этих достижений — успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие по­лучило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное.

Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе.

Знания ремесленно-практического толка развивались, укрепля­лись, передавались из поколения в поколение.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах.

Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опи­равшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о про­шлом родной земли.

Читайте также:  Андрей бакич – известный «белый» военачальник - история России

Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение нового эпического жанра—героического былинного эпоса, явившегося вершиной уст­ного народного творчества. Былины — это устные поэтические про­изведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров.

Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными за­хватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти бы­линный эпос сохранился до XX века.

Значительным культурным переворотом было введение еди­ной письменности, так как язык являлся несущим элементом куль­туры. Русский язык — один из славянских языков, относящихся к ин­доевропейской группе, прошел долгий путь развития.

В VII—VIII ве­ках Можно предположить существование восточно-славянских пле­менных диалектов, на основе консолидации которых возник древне­русский язык Он сформировался в XI—XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой.

Славянская аз­бука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом спе­цифики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком.

Этому языку не страш­ны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, обо­ротами, не теряя своего национального облика.

Славянская письменность, литература в XI—XII веках до­стигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от пе­риода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык ве­личайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпите­ты, сравнения.

«Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно под­черкнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей террито­рии Руси.

От севера до юга в юридических документах, историчес­ких повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык

Благодаря мощным связям с Византией развивалось про­свещение. Городское население Руси было грамотным. Князья вла­дели иностранными, древними языками.

Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библи­отеки, архивы, переводилось большое количество литературы, пи­сались летописи.

Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.

После принятия христианства для Руси стало характер­ным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства, которое видело в на­родных традициях проявление язычества.

Но в сознании народа, большинства князей аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречаются упоминания о скоморохах. Это были актеры, со­четавшие черты потешника, драматического лицедея, музыкан­та, певца, танцора, фокусника.

Со своими «бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимым зрелищем народа были кол­лективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих веселых зрелищ.

«Смеховая куль­тура» сохранялась в традициях этих праздников. Но христиан­ские ценности и обряды постепенно входили и в народную культу­ру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.

От XI—XII веков дошло более 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа.

Церков­ная литература сформировалась в различных жанрах — притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»). К первой половине XI века относятся истоки философской культуры.

Их связывают с религиозно-философ­ским произведением «Слово о законе и благодати» киевского мит­рополита Иллариона.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как ли­тературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая ис­тория. Тема — смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (то есть чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.

), хронографы, «хожде­ния» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чув­стве величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о при­думанном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей.

Имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди свет­ской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру. Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси.

Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство.

Русь оставила нам величест­венные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианст­ва), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые воро­та в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии.

Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внима­ние к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с гран­диозным символом неба — куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с од­ной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наме­тился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных пу­тей в архитектуре.

Так, уже в первой каменной церкви — Деся­тинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на. каменное. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Не­обходимым элементом украшения были иконы.

Первые архитек­торы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перени­мали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке рус­ские иконописцы создают оригинальные художественные компо­зиции на темы, не известные в Византии.

Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на ру­ках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и ста­ла своеобразным символом Руси.

В условиях феодальной раздробленности важную роль в со­хранении и укреплении связей между разрозненными землями иг­рала общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать.

Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самосто­ятельное развитие.

Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому про­никновению народных элементов в культуру господствующего класса.

В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успен­ского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых соору­жений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.

В XIII—XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия.

В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью.

Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец — становится пер­вым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь дове­дено до степени высокого и тонкого мастерства.

Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее форми­рования, связанный со спецификой социальных процессов. Своеоб­разно шел процесс классообразования.

Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — цен­тры ремесла, торговли. На Руси — политические центры.

Важней­шая проблема Руси — соотношения личности и общества — разре­шалась в пользу коллектива.

К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сфор­мировались национальные государства.

Но на Руси этого не слу­чилось, потому что с XIII века возникла опасность с Востока — монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия като­личества. Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Ве­ликого княжества Литовского, продолжали развиваться по евро­пейскому типу.

На северо-западе своеобразно развивался Новго­род. Церковь здесь была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестант­ским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем на Западе появились реформаторские тенденции и даже ате­истические настроения.

Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы новгородской демократии давали воз­можность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока ре­спублика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский.

Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивлялся на­ступлению катастрофы. В 1478 году Новгородская республика пала под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.

В целом, древнерусская цивилизация киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефео­дальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобла­дающие технологии материального производства, городской ха­рактер культуры, единообразие многих ценностных ориентации.

Православный характер русского христианства и тесные эконо­мические, политические, культурные связи с Византией опреде­лили стилевую специфику цивилизации Древней Руси.

В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к цент­ральной Европе, так что на первом этапе своего становления рос­сийская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эл­линистической культуры и византийской мистики.

ЛИТЕРАТУРА_____________________________________

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1—3. — М., 1991.

Бердяев Н. Л. Душа России. В кн.: Русская идея. — М., 1991.

Византия и Русь. — М.. 1989.

Греков Б. Л. Из истории культуры Древней Руси. — М.-.Л., 1944.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. — М., 1990.

История культуры России. — М., 1993.

История русского искусства. Т. 1. — М.. 1991.

Ключевский В. О. Краткий курс русской истории. Любое издание.

Кавелин К. Д. Наш умственный стдой. — М., 1989.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1994.

Философия русского религиозного искусства. — М., 1993.

Фурман В. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. — 1988. № 6.

С. 90—104.

глава 2

расцвет российской культуры

Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 885;

Источник: http://poznayka.org/s3926t1.html

Ссылка на основную публикацию