Виды повинностей временно-обязанных крестьян — история России

3.3 Повинности временно обязанных крестьян

Земская реформа 1864 года

Земства состояли из уездных и губернских управ, находились под губернаторским контролем, решали местные вопросы, не имея политических прав. Земские собрания состояли из гласных, собиравшихся ежегодно под руководством предводителя дворянства…

Итоги и последствия крестьянской реформы 19 февраля 1861 года

2.5 Повинности временно-обязанных крестьян и выкупная операция

Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде барщины и оброка. По закону нельзя было повышать размеры оброка выше дореформенных, если не увеличивался земельный надел…

Крестьянский вопрос в России

4.1 Положение крестьян

При обзоре царствования Николая, было указано, на чем остановилось дело по вопросу о крепостных крестьянах. Заботы о его разрешении кончились, по-видимому, ничем…

Крестьянский вопрос в России

4.1.3 Настроение крестьян

Настроение крестьян к концу царствования Николая не оставляло для всякого трезвого взгляда никакого сомнения в близкой необходимости развязать узел крепостных отношений, если не хотели подвергать государство страшной опасности, катастрофе…

Обычаи и нравы в ХVІІ веке. «Крестьянство: повседневный быт и обычаи»

4. Питание крестьян

Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (посевной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас…

Отмена крепостного права в России

1.3.2 Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне продолжали находиться во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывали. 28 декабря 1881 года он, в конце концов, был установлен. Исходя из постановления…

Отмена крепостного права в России

2. Ответ крестьян на реформу

Посредством обнародования «Положений» 19 февраля 1861 г., содержанием которых были обмануты надежды крестьян на «полную волю», вызвался взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За период первых пяти месяцев 1861 г…

Отмена крепостного права в России

2. Ответ крестьян на реформу

Посредством обнародования «Положений» 19 февраля 1861 г., содержанием которых были обмануты надежды крестьян на «полную волю», вызвался взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За период первых пяти месяцев 1861 г…

Правовое положение феодально-зависимого населения

2.1 Закрепощение крестьян в XV — XVI вв

В XV-XVI веках все русские сословия были в определенной зависимости от государства. Крестьяне, так же как и остальные сословия, подлежали государственному суду, платили установленные государственные подати…

Реформа 1861 года. Отмена крепостного права

2. Освобождение крестьян Прибалтики

В начале XIX в. царское правительство неоднократно занималось крестьянским вопросом Прибалтийского края. Результатом этого были несколько новых, утвержденных Александром I законоположений. Одно из них — это крестьянский регулятив 1802 г….

3.3 Переселение крестьян

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот…

2.4 Наделы и повинности

Центральным звеном реформы был вопрос о земле. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в распоряжении крестьян. Вместе с тем, в соответствии с документом реформы…

В. Переселение крестьян

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселе-нии крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения бы-ли заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот…

Столыпинские реформы и их осуществление на территории Беларуси

1.3 Переселение крестьян

Однако положительные изменения затронули не более 20% крестьянских хозяйств. В ходе аграрной реформы около 1 млн. мелких крестьянских хозяйств разорились и продали свою землю местным фермерам…

Судьба столыпинской аграрной реформы

ь Переселение крестьян

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот…

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/13296

Временнообязанный крестьянин — что это значит? :

Государя императора Александра II в истории России принято именовать Освободителем. Этой чести монарх удостоился за свои великие деяния на благо отечества, первым из которых по времени и по значимости была отмена крепостного права.

Бывшие рабы получили свободу, но предстояло ещё выкупить для них у помещиков землю — средство к существованию.

Процесс этот потребовал времени, и каждый, кто ещё был вынужден какое-то время трудиться на угодьях своих бывших хозяев, получал статус «временнообязанный крестьянин».

Государственная помощь бывшим крепостным

В связи с отменой крепостного права правительством была предпринята кредитная операция, способствовавшая переводу земли в собственность освобождённых крестьян. Государство предоставляло бывшим крепостным денежные ссуды для выкупа пахотных наделов и усадебных участков.

Были выпущены соответствующие облигации, по которым предусматривалось погашение долга с рассрочкой платежей на срок до сорока девяти с половиной лет. При этом ежегодно крестьянин должен был вносить сумму, не превышающую шесть процентов от общего размера кредита.

Каждый, кто, воспользовавшись этой программой, становился собственником земли, получал статус свободного крестьянина.

Послереформенные проблемы

Каждый временнообязанный крестьянин, не получивший ещё права собственности, обязан был нести чисто феодальные повинности, такие как барщина и оброк. Владелец земли – помещик, в этом случае наделялся правами попечителя своих бывших крепостных.

Этот статус наделял его правами назначать по своему усмотрению всех должностных лиц в деревне, включая сельского старосту. В его полномочия входили также действия полицейского характера. Временнообязанное положение крестьян осложнялось ещё и тем, что в царском манифесте от 19 февраля (с. с.

) 1861 года не указывался конкретный срок выкупа земель.

Темпы перевода земель в собственность крестьян

Чтобы получить представление о том, насколько быстро продвигалась реформа, достаточно сопоставить два факта, приведённых в документах тех лет. Известно, что за первые девять лет, прошедших после Манифеста об освобождении крестьян, 66,5 % бывших крепостных, благодаря государственному кредитованию, стали владельцами пахотных участков.

Ещё через одиннадцать лет, в 1881 году, то есть по истечении двадцати лет после реформы, лишь 15 % землепашцев ещё оставались в зависимости от помещиков. Таким образом, статус «временнообязанный крестьянин» постепенно становился достоянием истории, и на полях трудились уже собственники своих личных наделов.

Трудности, связанные с проведением реформы

Надо заметить, что на огромной территории России этот процесс шёл неравномерно.

В результате целого ряда социальных и экономических особенностей в отдельных районах его темпы были весьма интенсивны, тогда как в других отмечалось заметное отставание.

Исторические документы свидетельствуют о том, что временнообязанное состояние крестьян тяжелее всего преодолевалось в Ставропольской, Астраханской и Курской губерниях. Наиболее передовыми оказались Харьковская и Херсонская.

Следует отметить и такой важный фактор, препятствовавший проведению реформы, как скрытое, а порой и явное противодействие ей со стороны помещиков – владельцев земельной собственности.

Временнообязанное положение крестьян было для них, безусловно, выгодным, так как позволяло сохранять условия, при которых каждый работник, прежде чем выйти на своё поле, был обязан выполнить положенные работы на барском участке или внести эквивалентную сумму оброка.

Даже в случаях, когда крестьянин для выкупа земли брал ссуду у государства, помещики часто под разными предлогами уклонялись от её продажи.

Для стабилизации процесса в конце 1881 года вышел закон, в соответствии с которым каждый временнообязанный крестьянин имел возможность (и был обязан), получив государственный кредит, выкупить предназначенный ему земельный участок, независимо от воли его прежнего владельца.

В результате этой меры к концу XIX века лишь в Закавказье ещё оставались отдельные районы, где реформа не получила своего завершения. На законодательном же уровне полная отмена временнообязанных крестьян произошла в 1917 году, после Октябрьского переворота.

Её законодательной базой стал известный Декрет Совета народных комиссаров о полной национализации земель.

Источник: https://www.syl.ru/article/205102/new_vremennoobyazannyiy-krestyanin—chto-eto-znachit

Крепостное право в России: было ли оно рабством

   Крепостное право… какие ассоциации вызывает это словосочетание? На ум сразу приходит душераздирающие сцены продажи несчастных крестьян, истязание их до смерти за мельчайшие провинности, проигрыш их в карты барином. Много чего приходит на ум при упоминании данного феномена российской цивилизации.

Классическая русская литература, созданная представителями высшего европеизированного сословия России — дворянами, четко укрепила в нашем сознании стереотип, в соответствии с которым крепостное право чётко ассоциируется нами ни с чем иным, как с юридически закрепленным рабством, сопоставимым с положением американских негров.

Право собственности на людей позволяло помещикам на вполне законных основаниях делать с крестьянами всё, что угодно – истязать их, нещадно эксплуатировать и даже убивать. Недавно отмеченная 155-летняя годовщина отмен крепостной зависимости (1861г.

— год отмены крепостного права в России) даёт нам повод осмыслить – были ли годы крепостного права в России рабством, и на каких этапах оно (крепостное право) таковым стало.

  В XVI-XVII веках, когда было введено крепостное право, устройство Московской Руси, как государства, существенно отличалось от западных монархий, где отношения между королем и феодалами строились на договорных отношениях, и невыполнение королём обязательств освобождало вассалов от их обязанностей.

 В России сложилось «служилое государство», где каждое сословие имело свои обязанности перед государством, воплощением которого была сакральная фигура помазанника Божьего. Выполнение этих обязанностей давало представителям всех сословий определённые права.

Читайте также:  Культура xvii века - история России

Лишены обязанностей перед государством были только холопы, но и они служили государю, являясь слугами служилых людей.

На тот момент именно к холопам, лишенным личной свободы,  более всего подходило определение рабов – они всецело принадлежали своим хозяевам, отвечавшим за них. 

  Исполнение обязанностей перед государством подразделялось на два вида: служба и тягло. Служилое сословие выполняло свой долг перед государством, служа в армии, либо трудясь на чиновничьих должностях. К служилому сословию относились бояре и дворяне.

Тягловое сословие было освобождено от службы в армии. Это сословие платило тягло – налог в пользу государства. Он мог быть как в денежной форме, так и в натуральном виде. К этому сословию относились крестьяне, купцы и ремесленники.

Представители этого сословия были лично свободными людьми, в отличие от холопов, на которых тягло не распространялось.

 На первом этапе (до XVII века) крестьяне не были закреплены за сельскими обществами и помещиками. Они арендовали землю, беря ссуду у владельца оной — зерном, инвентарем, рабочим скотом, хозяйственными постройками. Для оплаты этой ссуды они платили владельцу земли натуральный оброк – барщину. При этом они оставались лично свободными людьми.

На этом этапе у крестьян (не имеющих долгов) было право перехода в другое сословие.        Ситуация изменилась в середине XVII века, когда крестьяне были прикреплены к определенным земельным участкам и владельцам этих участков – крепостная зависимость была утверждена по соборному уложению 1649 года при царе Алексее Михайловиче.

При этом владельцы участков выступали в качестве представителей государства и, фактически, крепостные крестьяне принадлежали не помещику, а государству, и прикреплены были не к нему лично, а к земле, которой он распоряжался. Крестьяне обязаны были отдавать помещику часть своего труда.

Именно этот период можно назвать началом окончательного закрепощения крестьян. Переход крестьян в другие сословия был запрещён. Впрочем, для крестьян, не способных выплатить ссуды, запрет перехода в другие сословия был настоящим спасением, поскольку спасал их от перспективы переведения в категорию кабальных холопов, или, попросту, рабов.

Выгодно это было и государству, которому было не выгодно плодить холопов, не платящих тягло.

  После смерти помещика поместье, вместе с прикреплёнными крестьянами, возвращалось в казну и вновь распределялось среди служилых людей. При этом далеко не факт, что поместье доставалось родственникам умершего помещика. Поместное землевладение фактически преобразовалось в частную собственность на землю лишь в XVIII веке.

 Впрочем, всё-таки полноценные владельцы земли на тот момент существовали – это были бояре, имевшие право передавать свои вотчины по наследству. Они более всего были похожи на западных феодалов.

Но, начиная с XVI века, их права на землю были существенно ограничены царской властью – была затруднена продажа ими земель, после смерти бездетного вотчинника земля передавалась в казну и распределялась по поместному принципу.

Кроме того, собственность на землю у вотчинников не распространялась на крепостных крестьян.  

  В целом в допетровской Руси сложилась система, при которой крепостной крестьянин принадлежал фактически не служилому помещику, а государству. Основной функцией крестьян была выплата государственного тягла. Помещик обязан был всячески способствовать своим крестьянам исполнению этой функции.

Власть помещика над крестьянами была жестко ограничена законом. Кроме этой власти помещик имел перед крестьянами определённые обязанности – он обязан был снабжать крестьян инвентарём, зерном для сева, спасать от голодной смерти в случае неурожая.

Помещик не имел права превращать крестьян в холопов, вершить самосуд в случае совершения крестьянином уголовного преступления. Помещик мог наказывать крестьян, но за убийство крестьянина он карался смертной казнью, как за уничтожение государственной собственности.

Крестьянин имел право пожаловаться на жестокое обращение, самосуд и своеволие помещика – в результате тот мог лишиться поместья. 

  Крепостные крестьяне, не прикреплённые к определённому помещику (государственные крестьяне) были в более привилегированном положении.

Они были прикреплены к земле (хотя временно могли заниматься промыслом), не могли переходить в другое сословие, но при этом были лично свободными, обладали собственностью, имели право участвовать в выборы в Земский собор. Единственной их обязанностью была выплата тягла в пользу государства.  

 Петровские реформы существенно усилили крепостную зависимость крестьян. На крестьян была возложена воинская повинность (ранее служба была обязанностью лишь дворян) – они обязаны были представлять рекрутов от определенного количества дворов.

Государственные крепостные крестьяне практически все были переданы помещикам, лишившись лично свободы. В крепостные крестьяне обратили многочисленный свободный люд – бродячих торговцев, свободных ремесленников, просто бродяг.

Тут очень кстати оказалась всеобщая паспортизация и внедрение аналога прописки. Появились крепостные рабочие, приписанные к заводам и мануфактурам. Холопов обязали платить государственное тягло, уравняв с крепостными.

Правда, это нововведение скорее говорит в пользу Петра, поскольку закрепостив холопов, он дал им и определённые права, освободив их из рабства.

  Несмотря на усиление крепостной зависимости, ни помещики, ни крепостные заводчики так и не превратились полноправных владельцев крестьян и рабочих. Более того – их власть над закрепощенными была ограничена государством.

В случае притеснения крестьян, включая бывших холопов, поместье, вместе с крестьянами возвращалось государству и передавалось другому владельцу. Запрещено было вмешательство помещика в заключение браков между крестьянами.

Запретили продавать крепостных врозь, разлучая семьи. Институт вотчинников был упразднён.

  Проводилась целенаправленная государственная политика борьбы против торговли крепостными. Крепостного, даже холопа, нельзя было продать без участка земли, что делало такой торг невыгодным. Крепостных рабочих можно было продать (и купить) только вместе с заводом, что вынуждало заводчиков повышать квалификацию (в том числе и за рубежом) имеющихся в наличии рабочих.

 Парадоксально, но Петр, слепо преклонявшийся перед всем европейским, при реформировании страны сохранил русские институты служилого государства и даже максимально ужесточил их, а не использовал западную модель отношений между королём и феодалами-землевладельцами (где аристократы не зависели от службы).

  Обязанности перед государством, возложенные на все сословия, были ужесточены не только в отношении крестьян — служилого сословия реформирование коснулось не в меньшей степени.

Дворян обязали выполнять служебную повинность не от случая к случаю, как ранее, а на постоянной основе. С пятнадцатилетнего возраста дворянин обязан был выполнять пожизненную воинскую или гражданскую повинность, успев получить до этого образование.

Служба начиналась с самых нижних чинов и длилась годами и десятилетиями, зачастую в отрыве от семьи.

  Впрочем «страдали» дворяне не долго. Уже при первых преемниках Петра наметилось стремление аристократии сложить с себя тяжелые государственные повинности, сохранив за собой все привилегии.

В 1736 году, при Анне Иоанновне, пожизненная служба для дворян была заменена 25 годами.

Обязательная служба с 15-летнего возраста, начиная с младшего чина, превратилась в профанацию – дворянских детей записывали на службу с рождения и к 15 годам они «дослуживались» до офицерского чина.

При Елизавете Петровне безземельным дворянам разрешили иметь крепостных. Помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь вместо отдачи их в рекруты.

 Окончательно институт служилого государства, не имеющий аналогов в мире, был разрушен в России при Екатерине Второй. Немка по происхождению, она не знала стародавних русских обычаев и не понимала различий между крепостными и рабами.

Манифест от 18 февраля 1762 года, выпущенный Петром Третьим, но реализованный Екатериной Второй, освободил дворян от обязательной службы государству – служба становилась добровольной.

Фактически была внедрена система западной аристократии: дворяне получили в частную собственность землю и крепостных крестьян, безо всяких условий, лишь по праву принадлежности к сословию.

Крестьяне обязаны были служить помещику, который был освобожден от службы государству.

  При Екатерине Второй крепостные крестьяне были превращены в полноценных рабов. За «предерзостное поведение» их можно было, без всякого ограничения в численности, ссылать в Сибирь. Крестьяне были лишены права жаловаться и обращаться в суд на помещика. Помещикам была жалована привилегия самостоятельно судить крестьян. Крепостных можно было продавать за помещичьи долги с публичного торга.

  Размер барщины был увеличен до 4-6 дней в неделю. Это привело к тому, что в некоторых губерниях крестьяне могли работать на себя лишь ночью.

 С 1785 года, согласно жалованной грамоте, крестьяне перестали считаться подданными короны и фактически приравнивались к сельскохозяйственному инвентарю помещика. В столь жалком состоянии крестьянство (более трети населения страны) было обречено просуществовать вплоть до середины XIX века.

  Существенное послабление в своём положении крепостные крестьяне получили с приходом к власти (в 1825 году) Николая Первого, известного нам по отечественной истории как «реакционера и крепостника». При Николае Павловиче был выпущен ряд указов, смягчивших участь крестьян и возложивших определённые обязанности на дворян.

  Было запрещено продавать людей отдельно от их семейств, запрещено покупать крепостных безземельным дворянам, помещикам запретили ссылать крестьян на каторгу. Была прекращена практика раздача крепостных дворянам за заслуги. Всем государственным крепостным выделили наделы земли и участки леса.

Крестьянам разрешили выкупаться из продаваемых имений. За жестокое обращение с крепостными помещиков преследовали, и это было не фикцией – за время царствования Николая I имений лишилось несколько сотен помещиков.

При Николае Первом крестьяне вновь стали подданными государства, перестав быть собственностью помещика.

 Окончательно рабство в России, учрежденное либеральными и прозападными правителями России, было отменено в 1861 году, в царствование Александра Второго.

Читайте также:  Политический и общественный строй скифских племен - история России

Правда, освобождение было не совсем полным – освободились только от зависимости от помещика, но не от зависимости от крестьянской общины, от которой крестьяне были освобождены в ходе крестьянской реформы в России, которая была проведена Столыпиным в начале XX века.

  Впрочем, отмена рабства отнюдь не искоренила из российских реалий элементов крепостного права, регулярно возникающих в истории страны.

Наиболее яркий пример из XX века – крепость, наложенная на крестьян-колхозников в виде приписки к определенному населенному пункту, определенному колхозу и заводу и ряд четко оговоренных обязанностей, исполнение которых даровало определенные права, практиковавшиеся во времена сталинской модернизации. 

Источник: https://onhistory.ru/novoe-vremya/17-vek/218-krepostnoe-pravo-v-rossii-bylo-li-ono-rabstvom.html

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

Подготовка реформы

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.

) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы.

Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками.

Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета).

Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову.

В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения.

Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления.

В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым.

Основные положения новой программы были следующими:

* получение крестьянами личной свободы

* обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)

* утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов.

Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности.

Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям – членству в сельском обществе и владению надельной землей.

* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности.

Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю.

Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья.

Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий.

Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен.

Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи.

На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год.

Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны.

Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников.

Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж.

Основную сумму помещик получал у государства.

Читайте также:  Причины введения опричнины - история России

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды.

В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей.

Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму.

Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта).

Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.).

Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г.

в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко.

За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг.

цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов).

В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс.

, 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом.

Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы.

Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г.

, после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании.

По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку.

Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

Источник: http://www.pravmir.ru/krestyanskaya-reforma-1861-goda-spravka/

Повинности временнообязанных крестьян

Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп, т.е. на период их временнообязанного состояния, отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде барщины или оброка. Рамеры того и другого фиксировались в законе.

· Для барщинных крестьян устанавливалась единая норма рабочих дней — 40 мужских и 30 женских за один душевой надел. При барщинных работах устанавливалась урочная система, т.е. определенный объем работ («урок»), который крестьянин должен был выполнить в течение рабочего дня.

· Для оброчных крестьян размеры оброка определялись в зависимости от промысловых и торговых «выгод» крестьян. Закон устанавливал следующие нормы оброка: за высший надел в промышленных губерниях — 10 руб.

, в имениях, находившихся в пределах 25 верст от Москвы и Петербурга, он повышался до 12 руб., а в остальных губерниях он был определен в размере 8—9 руб. с души муж.

пола, но и в этих губерниях в случае близости имения к железной дороге, судоходной реке, к торгово-промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении размеров оброка.

Несоответствие между оброком и доходностью с надела (для оброчных кестьян) усугублялось так называемой системой градаций.

Суть ее заключалась в том, что половина оброка приходилась на первую десятину надела, четверть — на вторую, а вторая четверть раскладывалась на остальные десятины. Система градаций преследовала цель установить максимум повинностей за минимальный надел.

Она распространялась также и на барщину: половина барщинных дней отбывалась за первую десятину, четверть — за вторую, другая четверть — за остальные десятины.

Выкупная операция

Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп,хотя «Положение о выкупе» окончательного срока такого перевода не устанавливало.

В 9 губерниях Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины правительство в 1863г. сразу перевело крестьян на обязательный выкуп, а также сделало им ряд существенных уступок: были возвращены отрезанные от их наделов земли и в среднем на 20% снижены повинности.

Эти меры исходили из стремления правительства в условиях восстания 1863г.

в Польше привлечь на свою сторону литовское, белорусское и украинское крестьянство в борьбе с шляхетским национально-освободительным движением и вместе внести «успокоение» в крестьянскую среду.

Лишь 28 декабря 1881 г. было издано «Положение», предусматривавшее перевод остававшихся еще на временно обязанном положении крестьян на обязательный выкуп начиная с 18 января 1883 г., и одновременно принят указ о снижении на 12% выкупных платежей с крестьян, ранее перешедших на выкуп.

При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника». Но реальным собственником он становился только привнесение всей выкупной суммы.

В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а феодальные повинности, т.е. крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу — утрату помещиком крепостного труда.Размер выкупа за надел определялся путем так называемой «капитализации оброка«.

Суть ее заключалась в следующем. Годовой оброк приравнивался к 6% с капитала x (именно такой процент начислялся ежегодно по вкладам в банк). Таким образом, если крестьянин уплачивал оброк с 1 души мужского пола в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма х составляла — 10 руб.: 6% x 100% = 166 руб.,67 коп.

Дело выкупа взяло на себя государство путем проведения выкупной операции. Для этого в 1861 г. было учреждено при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение.

Выкупная операция заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу деньгами или ценными процентными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне имения получали по норме высший надел, и 75%, если им предоставлялся надел менее высшего.

Остальные 20-25% выкупной суммы (так называемый «дополнительный платеж») крестьяне выплачивали непосредственно помещику — сразу или в рассрочку, деньгами или отработками (по обоюдной договоренности).

Выкупная сумма, уплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам «ссуда«, которая потом взыскивалась с них в качестве «выкупного платежа» в размере 6% от этой «ссуды» ежегодно в течение 49 лет.

Нетрудно определить, что за предстоящие почти полвека, на которые растягивались выкупные платежи, крестьяне должны были уплатить до 300% первоначальной выкупной суммы. Рыночная цена отведенной в надел крестьянам земли составляла в 1863-1872 гг. 648 млн. руб.

, а выкупная сумма за нее составила 867 млн. руб.

Источник: https://cyberpedia.su/13x16d5c.html

Ссылка на основную публикацию