Почему распалась киевская русь? — история России

Причины распада Древней Руси: основные и второстепенные

Почему распалась Киевская Русь? - история России

Распад Киевской Руси начался в XII веке. Представляет собой процесс образования уделов или же мелких княжеств, который возник в связи с отсутствием сильной центральной власти и борьбой местных правителей за влияние.

Считается также, что заметную роль здесь сыграло татаро-монгольское иго.

В результате этого процесса часть территорий отошла к Польше и Литве, а из жителей Киевской Руси начали формироваться новые народы: русские, украинцы и белорусы.

Своеобразной точкой отсчёта стал 1132 год, когда умер Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, который был последним по-настоящему могущественным киевским князем. После него ни один из правителей уже не смог снова достичь прежнего влияния.

Причины распада Киевской Руси

Необходимо отметить, что сам факт определённой раздробленности историки воспринимают как закономерный. Они обращают внимание на то, что все европейские государства в процессе своего формирования так или иначе прошли этот этап.

Что связано с прогрессом, с тем, что знать на местах (крупные военачальники, бояре, дружинники) постепенно накапливали имущество. Кто-то – участием в походах, кто-то – захватом земель или же за счёт полученных наград.

Некоторые торговали, кое-кто совмещал и то, и другое.

Разумеется, походы означали не только прибыль, но и траты, необходимость покупать снаряжение, лошадей, нанимать иногда слуг и так далее. И каждое поколение что-то да расходовало. Но род не мог потратить земли, дома тоже часто стояли несколько поколений.

В Киевской Руси по наследству могли передать и дело (кузницу, мастерскую, лавку). Накапливались также и драгоценные камни вместе с драгметаллами. В итоге род из поколения в поколение постепенно богател, а за счёт рождения новых членов и брачных союзов разрастался.

И, что вполне закономерно, становился всё влиятельнее.

Но богатство недостаточно было просто накопить, его нужно преумножить и сохранить. Сделать это легче всего, когда у тебя есть возможность повлиять как-то на решения того, от кого многое зависит.

А в Киевской Руси (и какое-то время после того, как она распалась) такой безусловно важной фигурой являлся князь.

Соответственно, местной знати, постепенно приобретающей вес, было выгоднее подчиняться «своему» правителю, чем киевскому, находящемуся далеко, не особо предсказуемому.

Съезд в Любече

На распад повлияли и отношения между князьями. Стоит напомнить, что ещё по решению Ярослава после его смерти в 1054 году Русь поделили между 5 князьями.

Самому старшему доставались, соответственно, самые крупные и влиятельные вотчины – Киев и Новгород. Дальше шла Рязань вместе с Черниговом, Муромом и Тмутараканью, потом – Ростов и Переяславль.

Волынь и Смоленск считались самостоятельными столами, но при этом – не особо значительными. Обычно они доставались самым младшим.

После того, как кто-то из старших умирал, его место занимал не сын, а брат. На место брата, бывшего князем в «более выгодной вотчине» приезжал другой брат, одним словом, сдвигалась вся цепочка. А вот самый незначительный престол доставался одному из сыновей самого старшего князя.

Схема была вполне понятной, кроме того, она обеспечивала постоянное движение людей между городами, ведь князья переезжали вместе со своими слугами, дружинниками, семьями и прочими людьми. К тому же они были заинтересованы не в одном городе или местности, а во всей Киевской Руси.

Однако был у этой системы и недостаток: постоянный конфликт между недовольными тем, что кому-то досталось менее престижное княжество (или вообще не досталось никакое). Фактически, каждый мог оказаться на более выгодных позициях, и такие мысли дразнили, провоцировали борьбу за власть.

Помимо этого, князья стремились завоевать себе город побогаче, а не заняться развитием того, что у них уже было. А это никак не могло устроить местную знать. Да и народ воспринимал князей как «временщиков», а не постоянных правителей, всерьёз связывающих свою жизнь с конкретным княжеством.

Таким образом, съезд в Любече, который инициировал Владимир Мономах, был необходим и направлен на то, чтобы изменить систему передачи престолов.

Князь предложил всем оставаться в своих вотчинах и передавать их не младшим братьям, а своим сыновьям. Это бы позволило покончить с вечным противостоянием.

И, возможно, если бы такой вариант все действительно приняли, то последствия распада Киевской Руси были бы другими. Но ему пытались следовать только некоторые князья.

Последствия

Необходимо отметить, что причины и последствия распада до сих пор обсуждаются историками. Одни оценивают более негативно, другие воспринимают произошедшее как естественный исторический процесс.

Однако большинство полагают, что татаро-монгольского ига не было бы.

Кроме того, во внутренние дела многих княжеств довольно активно стали вмешиваться и некоторые европейские государства, часть территорий вообще была захвачена Литвой.

Если же говорить о позитивных тенденциях, то, получив самостоятельность от Киева, начали активнее развиваться другие города. Ярким примером в этом отношении стал Новгород, где сложилась практически уникальная система самоуправления, стали расцветать ремёсла, некоторые виды прикладного искусства.

До нашествия татаро-монгольского ига (а также после – те территории, которые не были им затронуты, хотя их и осталось немного) люди в основной массе жили довольно свободно и неплохо. Был очень высокий уровень общей грамотности, население практически не знало, что такое голод или массовые эпидемии.

Что создавало резкий контраст по сравнению со Средневековой Европой.

Источник: https://karate-ege.ru/istoriya/prichiny-raspada-drevnej-rusi.html

Распад Древнерусского государства

Считается, что распад на княжества начался при Ярославе Мудром (1019-1054) и усилился после его смерти. Процесс при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125) — внуке Ярослава Мудрого — приостановился за счет силы его авторитета.

В 1097 г. по инициативе князя Владимира Всеволодовича был организован Любечский съезд князей, на котором приняли два решения:

  • прекратить княжеские усобицы;
  • ориентироваться на принцип «Князья должны править только на тех землях, которые принадлежали их отцам».

Этим раздробленность земель Руси была практически узаконена.

Окончательный распад Древнерусского государства

Период раздробленности государства Киевская Русь связывают с кончиной последнего киевского князя — Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, в 1132 г.

Деление Древнерусского государства на независимые княжества не решило проблему междоусобиц. Обстановка усложнялась порядком наследования по старшинству — брат, племянник, сын и остальная родня умершего претендовали на наследство, но старшинство установить не всегда было просто. Княжества стали дробиться и делиться на уделы. Князья нищают, ослабевает их власть.

Обостряются конфликты между боярством и князьями, так как бояре хотят оказывать влияние на политику и сократить власть князей.

Основные причины распада Киевской Руси

Киевская Русь не была государством централизованным.

Экономические причины:

  • эксплуатация зависимого населения;
  • желание князя укрепить свое княжество;
  • отсутствие возможности получать богатства за счет заморской торговли;
  • влияние натурального способа хозяйства (удаленные территории, развивающиеся на основе экономической и хозяйственной замкнутости, являлись самодостаточными общественными организмами), что создавало феодальную раздробленность.

Политические причины:

  • самостоятельные органы управления в волостях;
  • желание наместников (представителей князя киевского) отделиться от Киева;
  • поддержка горожанами наместников;
  • отсутствие твердого порядка правления;
  • желание и старания князя передавать власть по наследству.

Последствия распада Киевской Руси

Как итог — новые политические образования на месте Древнерусского государства.

Отрицательные последствия распада Киевской Руси:

  • раздробленность оказала негативное влияние на обороноспособность государства перед лицом внешнеполитических врагов (со стороны северо-запада — католические немецкие ордена и литовские племена, на юго-востоке — Золотая Орда и в меньшей степени половецкая опасность — с 1185 г. не было вторжений вне рамок русских междоусобиц);
  • усилились межкняжеские распри.

Положительные последствия распада Киевской Руси:

  • раздробленность способствовала активному развитию экономики и культуры русских земель;
  • общее увеличение территорий Руси за счет интенсивной колонизации.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/raspad-drevnerusskogo-gosudarstva/

Распад Древнерусского государства: причины и последствия :

Исторический путь от образования до распада Древнерусское государство восточных славян прошло за три века.

Объединение разрозненных славянских племен князем Рюриком в 862 году дало мощный толчок для развития страны, которая достигла своего расцвета к середине XI века.

Но уже через сто лет вместо могущественного государства образовались десятки самостоятельных, некрупных княжеств. Период XII-XVI веков породил определение «Удельная Русь».

Начало распада единого государства

Расцвет русского государства пришелся на период власти Великого князя Ярослава Мудрого. Он, как и его предшественники рода Рюриковичей, сделал многое для укрепления внешних связей, увеличения границ и государственной мощи.

Киевская Русь активно вела торговые дела, развивала ремесленное и сельскохозяйственное производства. Историк Н. М. Карамзин писал: «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, эта дата считается началом распада Древнерусского государства.

Любеческий съезд князей. Попытка остановить распад

С этого момента разгорелись усобицы за власть между наследниками княжеского престола. В спор вступили три его сына, но от них не отставали и младшие Ярославичи, внуки князя.

Это происходило в то время, когда на Русь из степей впервые совершили набег половцы. Князья, враждующие друг с другом, стремились добиться власти и богатства любой ценой.

Некоторые из них в расчете получить богатые уделы вступали в соглашение с врагами и приводили их орды на Русь.

Гибельность распри для страны видели некоторые князья, одним из которых был внук Ярослава Владимир Мономах. Он в 1097 году убедил князей-родственников встретиться в городе Любече, что на Днепре, и договориться о правлении страной. Им удалось поделить между собой земли.

Поцеловав крест в верности соглашению, они постановили: «Да будет земля русская общим отечеством, а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем». Но договора хватило ненадолго: один из братьев ослепил другого, и в семье вспыхнули злоба и недоверие с новой силой.

Съезд князей в Любече на самом деле открыл широкую дорогу распаду Древнерусского государства, придав ему законную силу соглашения.

Призванный народом в 1113 году на княжеский престол в городе Киеве, Владимир Мономах остановил разъединение государства, но только на время. Он многое успел сделать для укрепления страны, но княжил он недолго. Его сын Мстислав пытался продолжить дело отца, но после его кончины в 1132 году закончился и временный период единения Руси.

Дальнейшее дробление государства

Больше ничто не сдерживало распада Древнерусского государства, на века уходившего в эпоху политической разобщенности. Ученые называют ее периодом удельной, или феодальной, раздробленности.

Дробление, как считают историки, являлось закономерным этапом в развитии российского государства. В Европе этого не смогла избежать в период раннего феодализма ни одна страна. Власть князя в то время была слаба, функции государства незначительны, и желание богатеющих землевладельцев укрепить свою удельную власть, выйти из повиновения централизованному правлению было понятным.

События, сопровождающие распад Древнерусского государства

Русские разрозненные земли, мало связанные между собой, вели натуральное хозяйство, достаточное для собственного потребления, но не способное обеспечить единство государства.

По времени совпало и снижение мирового влияния Византийской империи, которая слабела и вскоре перестала быть крупным центром.

Таким образом, утратил свое значение и торговый путь «из варяг в греки», который позволял Киеву долгие века осуществлять международные связи.

Киевская Русь объединяла несколько десятков племен со сложными отношениями внутри рода. Кроме этого, набеги кочевников также усложняли их жизнь. Спасаясь, люди уходили из обжитых мест в малонаселенные земли, устраивали там свое жилище. Так заселялась далекая северо-восточная часть Руси, что вело к увеличению территории государства и утрате влияния на них киевского князя.

Принцип наследования власти, принцип майората, существовавший во многих европейских государствах, предусматривал, что все земли отца-феодала наследовал его старший сын. Земельные владения русского князя делились между всеми наследниками, что дробило земли и власть.

Появление частного феодального землевладения также способствовало порождению феодальной раздробленности и распаду Древнерусского государства на самостоятельные земли.

Дружинники, часто получавшие от князя плату за службу в виде земельных наделов или попросту отбиравшие их у более слабого, начали обживаться на земле. Появляются крупные феодальные вотчины – боярские села, растет могущество и влияние их владельцев.

Наличие большого числа таких владений становится несовместимым с государством, имеющим большую территорию и слабый управленческий аппарат.

Причины распада Древнерусского государства кратко

Историки называют дробление Руси на мелкие удельные княжества процессом, естественным в тех условиях.

Они перечисляют множество объективных причин, поспособствовавших ему:

  • Наличие разобщенности между славянскими племенами и превосходство натурального хозяйства, достаточного для проживания общины.
  • Появление новых, богатых и влиятельных феодалов, увеличение княжеско-боярского землевладения, не желающего делить власть и доходы с Киевом.
  • Усиливающаяся борьба между многочисленными наследниками за власть и земли.
  • Миграция племенных общин в новые отдаленные земли из-за грабежей кочевников, удаление от Киева, потеря связи с ним.
  • Утрата Византией мирового господства, снижение товарооборота торгового пути к ней, ослабление международных связей Киева.
  • Появление новых городов как центров удельных княжеств, рост их значения на фоне ослабления власти Киева.

Последствия распада Руси

Последствия распада Древнерусского государства носят как положительный, так и отрицательный характер. К позитивным последствиям можно отнести:

  • появление и расцвет городов в многочисленных княжествах;
  • поиски торговых путей взамен византийского, потерявшего былое значение;
  • сохранение единой духовности, вероисповедания, а также культурных традиций русским народом.

Распад Древнерусского государства не разрушил саму народность. Ученые отмечают, что духовная и культурная жизнь отдельных княжеств сохранила общие черты и единство стиля, хотя они и отличались многообразием. Строились города – центры новых уделов. Развивались новые торговые пути.

Отрицательными последствиями этого события являются:

  • непрекращающиеся княжеские войны между собой;
  • деление земель на мелкие наделы в пользу всех наследников;
  • снижение способности защищаться, отсутствие единства в стране.

Значительные негативные последствия сказались самым серьезным образом на жизни Древнерусского государства периода распада. Но ученые не считают его отступлением назад в развитии Руси.

Некоторые удельные центры

В этот исторический период власть Киева и его значение как первого города государства, постепенно снижаясь, сходит на нет. Теперь он всего лишь один из крупных русских городов. Одновременно вырастает значимость других земель и их центров.

Владимиро-Суздальская земля играла важную роль в политической жизни Руси, князьями здесь были потомки Владимира Мономаха. Андрей Боголюбский, выбравший для постоянного проживания город Владимир, не оставил его даже для правления Киевом и Новгородом, которые временно подчинил себе в 1169 году. Объявив себя Великим князем всея Руси, он сделал Владимир на некоторое время столицей государства.

Читайте также:  Кодификация законов - история России

Новгородская земля первая вышла из-под власти Великого князя. Структура управления уделом, сложившаяся там, называется историками феодальной республикой. Сами местные жители называли свое государство «Господин Великий Новгород». Высшую власть здесь представляло народное собрание – вече, которое смещало неугодных князей, приглашая на правление других.

Монгольское нашествие

Кочевые монгольские племена, объединенные в начале XII века Чингисханом, вторглись на территорию Руси. Распад Древнерусского государства ослабил его, сделав желанной добычей для захватчиков.

Русские бились отчаянно, но каждый из князей считал себя главнокомандующим, действия их были не согласованы, чаще всего они вставали на защиту только своих земель.

На многие века на Руси установилось монголо-татарское владычество.

Источник: https://www.syl.ru/article/330865/raspad-drevnerusskogo-gosudarstva-prichinyi-i-posledstviya

Древнерусское государство Киевская Русь

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года.

Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полу дикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими.

Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения.

Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править.

После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате.

В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородским и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам.

Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси.

Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских».

По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.

Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия.

В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью.

Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах.

Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

Источник: http://istoriarusi.ru/kiev_rus.html

Причины распада Киевской Руси. Образование новых государственных центров

240 просмотров

          Со смертью сына Владимира Мономаха Мстислава Великого в 1132 г. начался упадок Киевской Руси, который сопровождался ее распадом на отдельные  княжества-государства. Еще ранее Любечский съезд князей в 1097 г.

установил: «каждый князь да держит отчину свою» —это значило, что каждый князь становился полноправным владетелем своего наследственного княжества.

Таким образом, Русская земля переставала быть общим владением целого рода; владение каждой ветви этого рода – отчины – становились ее наследственной собственностью. Это решение закрепляло политическую раздробленность.

Позже, когда Великим князем киевским стал Владимир Мономах, а также при его сыне Мстиславе Великом (1125 – 1132 гг.) государственное единство Руси было на время восстановлено. Однако с  1132 г. князья перестали считаться с князем киевским как с главой княжеского дома  Рюриковичей.

Причины  распада Киевской Руси:

1.     внутриполитические – коллективный характер княжеской власти. Русью владел многочисленный княжеский род, где происходили постоянные княжеские переделы  земли  и  междоусобные войны;

2.     экономические – господство натурального хозяйства, отсюда почти полное отсутствие экономических связей между отдельными территориями государства; появление новых центров ремесла и торговли  на фоне падения экономической роли Киева, который подвергался постоянному разграблению во время междоусобных войн; упадок торгового пути  «из варяг в греки».

3.     внешнеполитические – исчезновение в 1120-х гг. фактора внешней опасности со стороны половцев, который хоть как-то сдерживал процесс распада; изменения в мировой геополитической ситуации и усиление центробежных тенденций в развитии европейских государств в целом.

          Основные государственные центры периода раздробленности.

Обычно выделяют три центра, имевшие ярко выраженные специфические особенности: княжества Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское, Новгородская боярская республика.

Княжества унаследовали политический строй Киевской Руси. Во главе их стояли князья, опиравшиеся на свои дружины. Большим политическим влиянием обладало православное духовенство.

Владимиро-Суздальское княжество. Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества:

— удаленность от степных кочевников на юге;

— значительный приток переселенцев с юга;

— обладание верховьями рек Волги и Оки, через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; хорошие возможности для экономического развития;

— сильная княжеская власть, слабость вечевых традиций в новых городах. Субъективный фактор – почти все князья были талантливыми организаторами и военачальниками, энергичными и честолюбивыми (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо).

Галицко-Волынское княжество. Особенности и условия развитии:

 – значительные залежи каменой соли, которой торговали;

– выгодное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией), позволявшее вести активную внешнюю торговлю;

– наличие многочисленных городов с устоявшимися вечевыми традициями;

– сильные позиции местного боярства (особенно в Галиче), которое вело борьбу за власть не только между собой, но и с князьями (Ярославом Осмомыслом,  Даниилом Галицким).

 – Волынскому князю Роману Мстиславовичу в 1199 г. удалось объединить Волынское и Галицкое княжество, но после его гибели в 1205 г. вспыхнула междоусобная война с участием венгров и поляков. Сын Романа – Даниил Галицкий (1221 – 1264 гг.

) сломил боярское сопротивление и в 1240 г. занял Киев, сумев объединить юго-западную и Киевскую земли.

Однако в том же году Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

Новгородская земля.   Имела особый исторический путь развития:

— находилась далеко от степных кочевников и не испытывала ужасов набегов;

— Новгород обладал обширными территориями, с управления которых получал доходы;

— Новгород занимал исключительно выгодное географическое положение: он находился на пересечении торговых путей, связывавших западную Европу с Русью,  и  активно участвовал в балтийской торговле;

— своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия – охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество – получили значительное развитие.

          Город Новгород расположен по обеим сторонам реки Волхов, рядом с озером Ильмень. Волхов делит Новгород на две «стороны»: «Торговую» от находящегося здесь рынка и «Софийскую» — от храма во имя святой Софии. В административном отношении город делился  на пять районов (концов), а вся новгородская земля на пять областей (пятин).

 Главная особенность Новгородской, а позднее и Псковской земли (первоначально входившей в состав Новгорода) – республиканская форма правления.

1.     Законодательная власть. Высший орган – общегородское вече, в котором участвовали только владельцы городских дворов и усадеб, а не все мужское население. Функции веча: принятие законов, установление налогов, вопросы внешней политики, избрание высших должностных лиц: князя, посадника, архиепископа, тысяцкого.

2.     Исполнительная и судебная  власть. Высшее должностное лицо – посадник, он решал вопросы текущего управления и вершил суд. Тысяцкий отвечал за сбор налогов, командовал народным ополчением. Архиепископ выполнял функции нотариуса по крупным сделкам; хранил государственную печать и эталоны мер и весов; вместе с посадником контролировал государственную казну.

3.     Князь занимал особое место в структуре управления Новгородом. В 1136 г. произошло восстание, в результате которого был изгнан князь Всеволод Мстиславич (сын Мстислава Великого).

С этого момента новгородцы сами приглашали князя, заключая с ним договор, условия которого князь обязывался соблюдать (невмешательство во внутренние дела Новгорода, запрет приобретать собственность в городе, размещение резиденции князя за пределами городских стен).

Функции княжеской власти в Новгороде:

1. символизировал единство Новгорода с остальной Русью;

2. выступал третейским судьей, хотя и не имел права выносить окончательный приговор без согласия посадника;

3. военное руководство. В борьбе за независимость Новгорода особо прославился Александр Невский (годы жизни — 1221-1263 гг.).

Последствия политической раздробленности:

●  положительные: в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное развитие княжеств;

●  отрицательные: резко снизилась обороноспособность, что проявилось во время монгольского нашествия; между князьями велись бесконечные междоусобные войны.

       В период политической раздробленности не исчезали связи между русскими землями. Эти связи поддерживались единым языком, общими законами, установленными в Русской Правде, православной верой, общей княжеской династией Рюриковичей. 

Понятия:

Отчина — волость князя, которой владел его отец и на которую он имел право по родовым счетам, а также право наследования от отца к сыну.

Читайте также:  Русско-турецкая война 1806-1812 гг - история России

Слово о Полку Игореве – эпическое произведение древнерусской литературы, в котором рассказывается о походе северского князя Игоря Святославича в 1185 г. на половцев.

Из-за несогласованности действий Игоря с другими русскими князьями поход закончился неудачей, отряд Игоря был разбит, а он попал в плен к половцам.

Главная идея произведения – необходимость единения всех русских земель для борьбы с внешними врагами.

Ушкуйники –  (от древнерусского ушкуй — речное судно с веслами), в Новгородской земле XIV — XV вв. члены вооруженных дружин, занимавшиеся захватом земель торгово-разбойничьими экспедициями на Волгу и за Урал.

Источник: https://students-library.com/library/read/16845-priciny-raspada-kievskoj-rusi-obrazovanie-novyh-gosudarstvennyh-centrov

Распад Киевской Руси

К началу XII в. Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:

— князья и бояре получали от киевского князя земельные владения за службу и на время службы;

— подавляющая масса крестьян оставалась лично свободной;

— государство сохраняло свое административно-территориальное единство.

Княжеская дружина еще в XI в. разделилась на «старшую» и «молодшую». Если вторая продолжала выполнять свою изначальную военную функцию, то первая постепенно трансформировалась в аппарат управления – боярство. В XII в. обозначилось стремление князей и бояр превратить земельные служебные пожалования в свою наследственную собственность.

По мере развития производительных сил и в условиях постоянной военной опасности со стороны половцев, численность древнерусской армии росла. Каждый регион уже имел свой постоянный воинский контингент во главе с военно-служилой знатью. Ее военно-административные возможности позволяли дистанцироваться от Киева. Справиться с этой тенденцией киевские князья уже не могли.

Первой политически обособившейся частью Киевской Руси стало Черниговское княжество. Это произошло еще в 1024.

В середине ХI в. из Киевского княжества выделилось Переяславское.

В 1097 г. из Черниговского княжества выделилось Северское княжество.

В том же году по инициативе переяславского князя Владимира Мономаха в фамильном замке Рюриковичей – Любече – собрались семь князей и установили новый принцип организации власти: «Каждо да держить отчину свою». Это означало юридическое оформление процесса феодальной раздробленности.

Политические амбиции полоцких князей базировались на выгодном географическом положении их княжества и хороших природно-климатических условиях.

Показателем высокого социально-экономического потенциала княжества являлось раннее развитие феодальных отношений и возникновение городов – Изяславля, Витебска, Усвята, Орши, Копыса и др. В начале XII в.

здесь начались междоусобные войны, и княжество раздробилось на уделы (Минский, Витебский и др.).

В начале XII в. этот процесс на короткое время оказался остановлен. В 1113 г. киевский престол перешел в руки Владимира Мономаха (1113-1125). Поскольку среди остальных Рюриковичей он пользовался большим уважением, Русь во время его княжения оставалась формально единой. Но после его смерти процесс возобновился с новой силой.

В 1125 г. из-под контроля Киева вышло Ростово-Суздальское княжество. С 1148 г. оно стало именоваться «землёй», что по терминологии того времени означало «независимое государство».

С 1127 г. стало самостоятельным Рязанское княжество.

Туровское княжество стало независимым после смерти Мстислава Великого (в 1132 г.).
Создать сильную власть в княжестве туровским князьям не удалось, поэтому на протяжении XII в. оно распалось на более мелкие – Туровское, Пинское, Слуцкое и Клечевское.

Смоленское княжество стало самостоятельным при внуке Владимира Мономаха Ростиславе Мстиславиче (1127–1159). В годы его правления княжество достигает наивысшего расцвета, о чём свидетельствует возникновение городов Дорогобужа, Можайска, Торопца, Орши. Как и в остальных княжествах, во второй половине XII в. в нём проходил процесс дробления.

Новгород отделился от Киева в 1136 г.

Волынское княжество стало независимым в 1141 г. Чуть позже из его земель выделилось Галицкое княжество.

К середине XII в. на месте единого государства возникло 15 самостоятельных княжеств. К началу XIII в. их стало уже около 50. Но будущее развитие страны зависело не от политических процессов, а от природно-климатических условий и географического положения.

Эти два фактора являются основой социально-экономического развития любой системы. При значительных территориальных перемещениях народы со временем утрачивают свои изначальные социо-культурные характеристики и обретают новые. Например, англичане появились в Северной Америке на рубеже XVI–XVII вв., в последней трети XVIII в.

они создали там новое государство, а еще через сто лет – новую культуру, что означало завершение формирования новой социальной системы. Таким же образом в течение XIII – XV вв. на базе некогда единого древнерусского народа сложились три различные социальные системы – Юго-западная Русь, Северо-западная и Северо-восточная.

(В Юго-западный регион бывшей единой Киевской Руси входили земли будущей Украины и Белоруссии. Весь Северо-западный регион, раскинувшийся от Прибалтики до Северного ледовитого океана и северного Урала, принадлежал Новгородской боярской республике.

Северо-восточный регион составили пять основных княжеств – Владимирское, Рязанское, Тверское, Московское и Нижегородское).

Все три системы имели общие династические корни, до XIV в. сохраняли единую правовую основу, до XVI в. их население говорило на одном языке. Но их развитие уже явно шло разными путями:

— княжества Юго-западной Руси, в целом, развивались как феодальные, а в их городах (в виде рыночного механизма и городского самоуправления) формировались основы будущего капитализма;

— Северо-западный регион находился на ступень ниже Юго-западного. С одной стороны, в Новгороде и Пскове, так же, как в городах Юго-западной Руси, формировались предпосылки буржуазного строя. Но в целом регион находился на стадии раннефеодального развития.

Его население занималось, в основном, охотой и рыболовством, ? что касается Московского княжества и всех остальных княжеств этого региона, оказавшихся от него в зависимости, то для них в них были характерны как элементы европейского феодализма, так и восточного общества.

{module SAPE in content}

Источник: http://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii/raspad-kievskoy-rusi

Почему Киевская Русь распалась на Белоруссию, Украину и Россию

   Уже в начале ХIV века прежняя Киевская Русь канула в небытие. Ни политического, ни этнического единства русских больше не существовало. Люди остались, но сама система власти и организации отношений между людьми оказалась разрушенной окончательно. Вместо старых городов Поднепровья появились новые центры.

Наиболее важными из них были: Тверь – прекрасный богатый город на Волге, имевший выгодное географическое положение; Смоленск- западный щит Руси; Рязань  служившая защитой от беспорядочных набегов степных грабителей; отвоеванный у мордвы Нижний Новгород – торговый город и колонизационный центр на границе с волжскими булгарами; маленькая, затерянная в лесах Москва.

Но и эта небольшая часть Руси, принявшая благодаря политике Алексанра Невского татарскую ориентацию, не представляла собой цельного государственного образования.

Когда князь становился великим князем Владимирским, получив ярлык от царя, то есть золотоордынского хана, он фактически приобретал в качестве поданных только население своего удела – москвичей, тверичей или суздальцев.

И если им не нравился этот князь или установленный им порядок, они могли совершенно свободно перейти за несколько десятков верст в любое соседнее княжество и там чувствовать себя вполне независимо.

Единственной связующей нитью для всех русских людей ХIV века оставалась православная вера. Всякий, кто исповедовал православие и признавал духовную власть русского митрополита, был своим, русским.

И хотя те же тверичи, считая новгордцев православными, ни на минуту не сомневались, что их надо бить, теологическая основа единства сохранялась. И потому только православная церковь противостояла тогда распаду Руси.

Дальнейшие cобытия подтвердили безусловный рост авторитета духовной власти среди народа.

Во время княжения Михаила Тверского произошло событие, на первый взгляд, достаточно незначительное,но в действительности сыгравшее решающую роль в образовании будущего Московского государства.

В 1305 году митрополитом Владимирским (митрополичий престол с 1299 года находился именно во Владимире) был избран собором набожный волынский монах Петр. Новый митрополит, поселившийся во Владимире, посещал приходы и монастыри, занимался любимым делом — писанием икон.

Словом, шло его архипастырское служение хорошо и гладко. К несчастью, епископы, фавориты князя Михаила Тверского, начали интриговать против митрополита Петра и обвинили его в грехе симонии, попросту говоря, во взяточничестве.

Продажа церковных должностей считалась серьезным преступлением,грозившим иерарху лишением сана, но для того, чтобы низложить митрополита, требовалось решение собора.

Далее случилось непредвиденное: на собор пришло множество мирян из Владимира, Ярославля, Москвы, Костромы, Рязани и других городов. И когда епископы начали заседание, то народ, приняв участие в «прениях», заставил князя и собор оправдать Петра.

Естественно, после этого Петр старался не навещать Тверь, но стал часто ездить в Москву, где его очень хорошо принимали, относясь к владыке с должным уважением.

Последствия ссоры с митрополитом, сделавшей главу русской церкви сторонником Москвы,сказались не сразу, но для князя Михаила и всего Тверского княжества они стали роковыми.

У московского князя Даниила было двое сыновей.Старший Юрий, человек беспринципный и не далекий, был полной противоположностью младшему – тихому, богобоязненному и хозяйственному Ивану.

Сближало Юрия с Иваном лишь одно: оба они лишились великого княжения и были готовы на все, чтобы его вернуть. Унаследовавший Московское княжество Юрий Данилович ненавидел владевшего великокняжеским ярлыком Михаила Тверского.

И судьба улыбнулась московскому князю: сменился хан в Золотой Орде.

 Покровитель Михаила — Тохта,направляясь на летние кочевья, умер при невыясненных обстоятельствах, и власть захватил царевич Узбек (1312). Поддержали Узбека многочисленные ордынские мусульмане, которые исстари селились в поволжских городах, и таким образом в Сарае пришла к власти новая партия — исламская.

Узбек проявил себя как крайне жесткий правитель. Приняв ислам, он под страхом смертной казни потребовал того же от всех своих подданных. дотоле репрессии по религиозным мотивам в Орде никогда не применялись, поэтому не было ничего удивительного в том, что многие отказались принять «веру арабов».

Ведь по Ясе Чингисхана, хан не мог вмешиваться в вопросы веры, а свобода совести всегда понималась монголами как личная свобода человека. Узбек без колебаний отверг этот принцип — все, отказавшиеся обратиться в мусульманство, в том числе 70 царевичей Чингизидов, были казнены.

Но большому количеству татар (христиан и язычников), отказавшихся принять ислам, удалось убежать на Русь и при Узбеке, и впоследствии. 

Сменой власти в Орде решил воспользоваться Юрий Данилович Московский в своей борьбе с Михаилом Тверским.

Тверь была богаче и воинственнее, чем Москва, но военные столкновения Москвы и Твери не принесли решительного перевеса ни одной из сторон, поэтому без помощи нового золотоордынского хана Юрию Даниловичу обойтись было трудно.

Юрий много раз ездил в Орду и сумел не только заручиться поддержкой хана Узбека, но и стать ханским родственником, женившись на сестре хана — Кончаке. Получив татарскую помощь под тем предлогом, что тверичи «тянут” к врагам татар литовцам, и заключив союз с Новгородом, Юрий двинулся на Тверь.

Однако полководец из московского князя вышел никудышный. Михаил разбил войско Юрия и захватил в плен его жену, в крещении названную Агафьей. Увы, этот успех погубил тверского князя. Агафья, прожив некоторое время в плену, умерла при очень странных обстоятельствах.

Юрий не замедлил воспользоваться этим в своих интересах: прибыв в Орду, он обвинил Михаила в преднамеренном убийстве Кончаки-Агафьи, и судьба великого князя была решена. Юрий получил «великий стол», отнятый у Михаила Тверского, а тверской князь был вызван в Орду.

Не желая подвергать разгрому родной город, Михаил поехал к Узбеку и был казнен по приказанию хана. Привели приговорв исполнение люди Юрия Московского и его соратника, татарина Кавгадыя.

Убийство невинного не пошло на пользу инициаторам расправы. Кавгадыя вскоре уличили в Преступлениях и тоже казнили. Юрия же встретил в Орде сын Михаила, Дмитрий Грозные Очи,и молодой тверич убил московского интригана.

Так как право суда и казни в Орде принадлежало исключительно хану, Дмитрия Михайловича казнили за самосуд. Наследник тверского князя погиб, и смерть его имела исторические последствия.

Младший сын Михаила, Александр, узнав о смерти брата, отказался от традиционного союза с Ордой и сделал ставку на Литву.

Источник: https://swordmaster.org/2008/11/07/pochemu_kievskaja_rus_raspalas_na_belorussiju_ukrainu_i_rossiju.html

Раздробленность Руси. Причины распада Киевской Руси как единого государства

После смерти Мстислава Великого в 1132 году наша страна вступает в самый тяжелый, на мой взгляд, период — период феодальной раздробленности, период братоубийственных войн и беззащитности нашей страны перед лицом Запада и Востока.

Но что повлияло так на наше государство? Каковы причины того, что некогда могущественное во всей средневековой Европе государство распалось на отдельные феоды и в конце концов было практически уничтожено во время Татаро-Монгольского нашествия в 1238 году? Ответ на этот вопрос лежит глубоко в нашем менталитете, в складывавшейся геополитической и экономической обстановке в стране и за рубежом, а также по причине довольно странной на взгляд современника «лествичной» системой престолонаследия.

Во главе любого славянского рода (в данном случае рода князей Рюриковичей) стоял отец, у которого были свои дети и внуки. Когда отец умирал, на его место вставал старший из сыновей.

После его смерти наследовал престол не его сын (как в Западной Европе), а его брат. Соответственно внуки могли сесть на княжеский стол только после смерти всех старших родственников. Что вызывало желание поскорее этого добиться.

А следовательно — междоусобицу. См. Федосеев Юрий, Русь доордынская, часть 4.

После смерти Ярослава Мудрого дети его и прочие родственники начали практиковать «передвижение» по княжеским волостям.

Как только умирал очередной князь, на его место тут же переезжал следующий за ним родственник, за родственником — другой, за ним — третий и т.д.

В результате все правление князей заключалось только в бесчисленных переездах да в постоянных грабежах коренного населения (все равно съезжать через месяц-другой, отчего бы и не пограбить?)

Однако такая ситуация изменилась в 1097 году на Любечском съезде князей, согласно которому каждый князь закреплялся за определенной землей. Он был обязан следить за ней, защищать и судить — в общем, быть полноправным правителем.

Также он мог передать свою землю в наследство своим детям, не беспокоясь (ну или почти не беспокоясь) за то, что их погонят с княжеского престола.

Все это способствовало укреплению власти на местах, что естественно означало ослабление центральной власти.

Читайте также:  Самые знаменитые битвы первой мировой войны - история России

Не менее важной причиной всеобщей междоусобицы и разделения Киевской Руси на отдельные княжества и волости послужили и чисто экономические причины.

В начале 12 века европейские торговцы перестали использовать древнерусские торговые речные пути из-за их дороговизны и опасности ограбления причерноморскими половцами, хозяйничавшими в то время в устье Днепра. Торговля переместилась ближе к центральной и западной Европе, с появлением новых торговых путей через Африку и Малую Азию.

Потеря такого прекрасного источника доходов, как посредничество между Востоком и Западом привело к истощению казны. Феодальная раздробленность на Руси (http://big-archive.ru/history/history_of_russia_1/9.php)

С другой стороны, на территории Киевской Руси преимущество имело натуральное хозяйство, когда все необходимые товары производились на месте, а это значит, что отсутствовала нужда в развитой торговле. Каждый князь обеспечивался всем необходимым самостоятельно и был независим от соседей.

А зачем тогда налаживать с ними хорошие отношения, если они не нужны? Гораздо проще и быстрее позвать наемников и пограбить более слабого соседа. То, что сосед этот являлся хоть и дальним, но родственником, князя не смущало. Отсутствие торговли означало и отсутствие дорог и обмена информации.

Каждый князь был предоставлен сам себе и разбирался со своими проблемами самостоятельно. Что, в конечном счете, и сгубило многих во время Батыева нашествия.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/7819

Киевская Русь

Образование Киевской Руси

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение.

Временем становления государства Русь считается первая половина 9 века. Об этом свидетельствуют данные персидских рукописей того времени, в них рассказывается о русском царе, столице Киеве и государственных налогах.

Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

Предпосылки возникновения государства складывались на протяжении веков. В начале 9 в. племена русов объединились под началом киевских князей. В это время начали зарождаться торговые связи Руси с Востоком и Западной Европой.

О богатстве русских князей стало известно жителям Балтийского побережья – варягам, грабившим с моря европейские государства.

Словене, жившие на севере, часто нанимали отряды варяжских воинов для собственной защиты, а позднее пригласили варяжского князя Рюрика на княжение в город Новгород.

В882 году по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватил Смоленск и Любеч, установил там свою власть и поставил на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства.

Князь молодого государства Русь летом принимал походы в дальние страны, зиму же посвящал полюдью (круговому объезду подвластных земель и сбору дани). Размер дани установлен не был, и иногда случались грабежи.

Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани.

Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз».

При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Князь направил свое внимание на страны, препятствующие развитию Руси. Он победил Волжскую Булгарию, разгромил царство хазар и освободил для русских купцов такие пути как Волга и Дон.

Святослав начал войну с могущественной Византийской империей за свободный доступ Руси к Черному морю, война шла на Дунае и на Балканах. Святослав хотел перенести свою столицу на Дунай, но закрепиться там ему не удалось. На обратном пути в Киев войско Святослава было разбито печенегами, пришедшими на смену хазарам, а сам князь был убит (972 год).

Завоевания Святослава были огромны: значительно расширились границы Руси, укрепилось ее международное положение.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол между его тремя сыновьями. Владимир (был младшим сыном) княжил в Новгороде, старший сын Ярополк стал киевским князем, средний – Олег стал древлянским князем.

Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

Крещение Руси и её расцвет

Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков.

Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства.

Создатель славянской письменности святой Кирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств, видимо, в первом веке было не так уж много ярых ревнителей язычества.

Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать при князе Владимире.

Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былой приверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своих подданных.

Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, была вызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимир через христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потому что в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказывалась неравноправным партнером.

Владимир рассматривал христианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещения расценивался как нелояльность к власти. Киевляне и жители южных и западных городов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные города взбунтовались.

Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома не пустили в город сына Владимира князя Глеба. Многие историки считают, что враждебность христианства на севере и востоке были вызваны приверженностью населения к традиционным обрядам.

Другой причиной сопротивления новгородцев и ростовчан была угроза, как им казалось, их политической автономии.

Владимир, бывший князь Новгородский, в глазах новгородцев был отступником, попиравшим долголетние традиции. Земледельцы и охотники пошли по пути двоеверия, двоеверие существовало достаточно длительное время, что объяснялось малым количеством священников.

На первых порах Владимир отказался от применения уголовных наказаний. Он устраивал регулярные трапезы, куда мог прийти всякий голодный, раздавал пропитание неимущим, но период правления Владимира нельзя считать «золотым веком».

Историческое значение Крещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностям христианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскими государствами.

Русская церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Связь церкви и государства не раз становились существенным фактором общественного развития иногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финно-угорские и тюркские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации.

Русь развивалась не как национальное государство, и было не столько русским сколько православным.

Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения.

Имеется ввиду освоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы, искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи, житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.

Крещение Руси — это не кратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизации восточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новые формы взаимодействия о окружающим миром.

Гумилев сказал: «Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника — Византию, но и примирил его с населением собственной столицы.

Некоторое сопротивлении крещению оказывали на первых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгорода были сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишь внешнеполитические проблемы.

Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.

Добро и мудрость христианства в 988 году сразилось с Перуном и стремлением к наживе — действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Распад Киевской Руси

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей.

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века.

Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями.

После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского.

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою».

Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной.

Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей.

Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества.

Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей.

Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.

В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел.

С этого момента Киев начал постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра.

Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо переместился во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича.

В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами.

Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239).

В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Руси, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире.

В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского.

Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев и белорусов.

Киевская Русь не являлась централизованным государством. Подобно большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным.

Период дезинтеграции обычно упоминается не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения.

В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

Источник: http://biofile.ru/his/27779.html

Ссылка на основную публикацию