Зарождение русской государственности и крещение руси — история России

Презентация на тему «Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси»

  • Скачать презентацию (8.44 Мб)
  • 20 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов26
  • Аудитория
  • Словаистория история россии древняя русь крещение руси
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 2Формирование государственности у восточных славян. От племенных союзов к Древнерусскому государству. Укрепление Древнерусского государства. Русь и Византия. Крещение Руси. Итоги. Источники.
  • Слайд 5Образование центров государственности (первая половина IX в.) Освобождение от выплаты дани Хазарскому каганату (середина IX в.) Проникновение варягов Олег (879-912) Убийство киевских князей (Аскольд и Дир) Киев — столица Титул «великий князь» Рюрик (ум. 879) Объединение восточнославянских племен Древнерусское государство (Киевская Русь) 862 — 1139/1240
  • Слайд 6Скандинавия Новгород — север Киев — юг Византия Центры государственности восточных славян «Из варяг в греки»
  • Слайд 9По русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из‑за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.
  • Слайд 10Древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал его столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.
  • Слайд 11Игорь (912-945) Ольга (945-969) Укрепление авторитета княжеской власти Святослав (945-972) Владимир Святославович (980-1015) Практическое уничтожение каганата Разорение Волжской Булгарии Освобождение племен от дани Поход против Хазарии Открытие для русских купцов Волжского торгового пути Крещение Руси Поход на Херсонес Успешная борьба с печенегами Древнерусское государство – крупнейшая держава Европы
  • Слайд 12Князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.
  • Слайд 14Великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.
  • Слайд 15Великий князь киевский, полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Киевской Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско‑камскими болгарами. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но потерпел неудачу и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.
  • Слайд 16Киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси. Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.
  • Слайд 17Борьба за контроль над Северным Причерноморьем и южным участком пути «из варяг в греки» Желание обогатиться за счет торговли с византийцами Стремление восточнохристианской церкви распространить свое влияние на язычников-славян Попытки императоров использовать воинские силы Руси в собственных интересах Содержание взаимоотношений Древней Руси с Византией в IX и X вв. Проникновение на Русь из Византии христианства
  • Слайд 18Интенсивные военные и торгово-экономические отношения Византии и Руси Крещение Ольги Избрание для Руси новой веры Византийские купцы, славяне-наемники, служившие в византийской гвардии и принявшие христианство Константинопольский патриарх прислал на Русь епископа-пастыря Православное христианство Язычество Двоеверие
  • Слайд 19Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф.А. Бруни, 1839
  • Слайд 23Укрепление государства и единоличной власти князя Объединение народа в единую общность Развитие церковнославянской письменности и языка Приобщение Руси к византийской культуре и создание на ее основе русской национальной культуры Повышение международного авторитета Руси Появляются письменность, иконопись, каменное зодчество, музыка, литература, живопись, фрески.
  • Слайд 24Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен. Принятие восточного варианта христианства сделало Русь частью православного мира.
  • Слайд 25О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин «Россия и мир» 10 класс http://ru.wikipedia.org В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков «История России с древнейших времен до конца XX века»
  • Слайд 26Спасибо за внимание!!! 🙂

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/vozniknovenie-drevnerusskogo-gosudarstva-kreschenie-rusi

Крещение Руси

Для того чтобы общество могло нормально функционировать, люди в течение многих веков вырабатывали определенные стандарты, нормы поведения, выражавшиеся в обычаях и религии.

Язычество представляло собой политеистическую религию (от греческого «много» и «бог»). Оно развивалось на основе родоплеменных культов, которые, в свою очередь, формировались в зависимости от рода деятельности того или иного племени.

Например, у южных земледельческих племен главной была богиня плодородия Мокошь, у северных племен, занимавшихся, прежде всего, охотой и рыболовством, на первом месте стоял хозяин вод, рыбы и водных путей Ящер. К концу X в.

многобожие превратилось в мировоззренческую основу сепаратистских настроений в племенах.

Первым почувствовал необходимость унификации религиозных культов Владимир Святославович (980-1015 гг.). В 980 г.

он отобрал в общерусский пантеон следующих богов: Перун – бог грома, молнии и войны, Сварог – бог огня, Велес (Волос) – покровитель скотоводства, Мокошь – богиня земли и плодородия, Симаргл (Семаргл) – бог подземного мира и бог солнца, который у разных племён назывался по-разному, – Даждьбог, Ярило, Хорос (Хорс).

Однако этой реформы оказалось недостаточно. При отсутствии местных органов государственного управления власть ускользала из его рук. В этих условиях Владимир начал поиск более удобной для государства монотеистической религии.

В «Повести временных лет» говорится о прибытии в Киев в 986 г. мусульманских, иудейских и христианских миссионеров, после чего Владимир собрал бояр и старейшин Киева для выбора одной из трех религий.

Скорее всего, Владимир не столько выбирал, сколько придал процессу христианизации страны государственную поддержку. Первые христианские миссионеры появились в Киеве еще в 70–80-е г. IX в. По всей вероятности, это оказалось следствием большого похода на Византию, совершенного восточными славянами в 860 г.

Взять штурмом Константинополь им не удалось. Но опасность нового нападения для византийцев оставалась вполне реальной, поэтому одним из средств ее предотвращения они избрали обращение врагов-язычников в свою веру. Вероятно, через какое-то время произошло первое крещение князей и их окружения.

Точнее о факте крещения князей можно говорить лишь после 944 г. В тот год между Русью и Византией был заключен договор, крещенные русские клялись его соблюдать в церкви Святого Ильи, а некрещеные клялись богом Перуном. Церковь Святого Ильи была соборной. Это означает, что в Киеве были тогда и другие, рядовые церкви.

Именно на этот период и приходится крещение Ольги.

В ее княжение в киевские христиане получили статус 60-го архиепископства константинопольского патриарха. Однако этим дело и ограничилось. Вводить христианство в качестве официальной религии Ольга не захотела.

Во-первых, в соответствии с византийской традицией, принятие христианства «из рук Византии» означало установление государственной зависимости от Византии, с чем княгиня согласиться не могла.

Во-вторых, провести крещение населения страны не представлялось возможным, поскольку Русь тогда представляла собой федерацию племенных союзов. Поэтому христианская вера оставалась частным делом отдельных людей, будь то князь, дружинник или простолюдин.

Прошли десятилетия. К концу 80-х гг. власть ее внука – Владимира настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке языческого населения. Кроме того, Византия оказалась в сложном положении, и киевский князь уже не боялся оказаться ее вассалом.

Крещение явилось показателем возросшей власти древнерусского князя: реальная власть племенных жрецов закончилась, и предстояло бороться лишь с памятью о языческих богах, что было гораздо легче.

В течение XI в. важным составным элементом древнерусского государства стала церковь. Она осуществляла идеологическую функцию. Формирование церковного аппарата управления началось на рубеже X–XI вв., когда были созданы Киевская, Черниговская и Полоцкая митрополии.

{module SAPE in content}

Источник: http://studentu.info/gosudarstvo-i-pravo/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii/kreschenie-rusi

Крещение Руси — начало и основа российского государства | Храм Всех Святых

«Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от всех своих врагов и не построила бы своего земного жилища. Русские люди в течение всей своей истории учились строить Россию „целованием креста“ и почерпать нравственную силу в молитве. Дар молитвы есть лучший дар православия»Иван Ильин «Манифест Русского Движения»
Читайте также:  Попытка демократизации общественно-политической жизни - история России

В нынешнем году Русская Православная Церковь празднует дату 1025летия Крещения Руси — ключевого момента истории России. Данная статья призвана рассказать о судьбе святого князя Владимира — крестителя Руси и пользе, которую принесло Крещение всему зарождающемуся русскому государству.

Принятие христианства святым князем Владимиром, крещение им русского народа — подвиг равный подвигу святых апостолов, поэтому Святая Церковь называет святого равноапостольным князем.

Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа.

Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве.

Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.
Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека» [1].

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества.

Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству.

Современные реалии требовали сплочённости и высокого морального духа граждан.

Тогда князь отправляет послов во все крупные государства, граничившие с Киевской Русью.

Прибыли послы из Хазарии — хазарские правители-иудеи. Князь спросил их о судьбе государства Израиля. Узнав о его гибели, Владимир отказался от принятия иудаизма.

Предложение принять ислам князь отверг, потому что эта вера запрещает употреблять спиртное и есть свинину, а сало и слабоалкогольные напитки — основа продовольствия в военных походах славянского государства.

Латинское христианство князь Владимир отверг, доверяясь мудрости и политическому чутью бабки Ольги, почитаемой им и его войском мудрейшей из женщин.

Греческое христианство привлекло княжеских послов стройностью и красотой богослужения, величественной архитектурой и искусством.

На приёме монах-проповедник показал князю икону, изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная радость праведников оставили глубокий след в душе будущего святого.

Факт того, что святая княгиня Ольга была христианкой, также оказал влияние на княжеское решение.

Знаменитый церковный историк профессор Голубинский отмечает, что святая бабка князя Владимира — женщина государственного склада ума принимает христианство, в том числе из государственных побуждений:

«Указание на то, что христианство стало верою почти всех народов Европы и во всяком случае есть вера народов между ними лучших, — указание на то, что и между собственными ее сородичами (варягами) началось сильное движение к нему, по примеру других народов, не могли не подействовать на ум Ольги, делая для нее необходимым заключение, что у людей лучших и вера должна быть лучшей» [2].

Византийская Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. Было необходимо лишь дождаться удачного момента для заключения союза и принятия христианства.

Такой случай представился в скором времени.

В 987 году князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне.

Хитрые греки решили обмануть князя. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу греческого влияния в Причерноморье.

Тогда Император отправляет Анну в Херсонес, желая мирного исхода конфликта.

Политическое противостояние Руси и Византии могло наложить тень на принятие христианства. Греки пытались навязать свою власть всем, кого крестили, славяне старались сохранить свободу.

Тогда князь по воле Божией теряет зрение. Это было настоящим потрясением, как для Владимира, так и для его войска.

Несколько дней спустя в Херсонес прибывает византийская княгиня Анна и советует будущему мужу незамедлительно принять святое Крещение, чтобы он исцелился от недуга и смог обвенчаться с ней по христианскому обычаю.

В момент совершения святого Таинства князь вновь обретает зрение, не только телесное, но и духовное: сердце, полное жестокости, распутства и любви выпить, перерождается в жилище Духа Святого.

Так на свет появился великий святой Руси, очистивший не только свою душу от языческого зловерия, но и души своего народа.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом» [3].

Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве.

Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: „Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре“»[3].

Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.

Современному человеку трудно осознать всю широту и риск данного шага. Чего стоит одно упоминание летописца о том, что идол главного божества языческого пантеона Перуна не рискнули уничтожить на глазах у вчерашних язычников, а прилюдно выпороли, срубили и пустили плыть по течению, не давая приставать к берегу.

Эти события: Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности.

В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.

Летописцы — беспристрастные свидетели истории не будут замалчивать зло, но будут обличать порок, с помощью Божиего Закона называть чёрное чёрным, а белое белым.

Именно высокая мораль, принесённая Руси верой Христовой, постоянная особая забота Бога о верующих в Него людях, стремление жителей православного государства всеми силами угождать Богу стали основами незыблемости русского государства.

Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» — лучшим правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить.

Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние Святой Церкви, строительство храмов, надёжная защита государства, расширение его границ — всё это привлекало к нему народ.

Князь стал настолько милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников. Уровень преступности вырос. Тогда уже церковные власти стали просить правителя вернуть высшую меру наказания, чтобы пресечь зло.

В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошел ко Господу.

Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме — месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна.

Итак, что дало Киевской Руси принятие христианской веры?

Ответ на данный вопрос содержит академический учебник истории России исторического факультета МГУ им. Ломоносова:

На личном уровне христианство поставило личность каждого человека на совершенно новый качественный уровень: «Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле».

На уровне общества христианство стало государство образующей религией и идеологией:

«„Божий слуга“ государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув „примитивное“ язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры».

Источники и литература:

1. Святая Русь. Православный календарь на 2011 год с чтением на каждый день. — М.: «Русский хронографъ», 2010.
2. Проф. Голубинский, Е. Е. История Русской Церкви. Цит. по ст.

«Преставление блаженной Ольги», сайт Православие.ру.
3. Повесть Временных Лет. www.abc-people.com
4. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А.

Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. — М.: «Проспект», 1997.

Источник: http://hvs.kz/kreshchenie-rusi-nachalo-i-osnova-rossiyskogo-gosudarstva

Учебные материалы по Истории России

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности.  Они часто объединялись в крупные  союзы  и имели черты ранней государственности . Одним из таких союзов  объединял  племена с во главе с Кием  (известен с конца У в.

)  Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом экономического и социально-политического развития.

  Широко распространялось земледелие  с использованием  орудий труда из железа, распадалась родовая община с превращением ее в соседскую, шел  рост числа городов, возникали  дружины —  это свидетельства формирующийся государственности.

Военные походы  антов, склавен, русов на более развитые страны  приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Это способствовало расслоению восточно-славянских общества и говорило о начале складывания государственности.   Накануне образования Древнерусского государства существовало три крупных объединения славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Новгород) и Артании (Рязань или Чернигов, по разным исследованиям).

Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. Тогда там шла междоусобная  борьба  и новгородцы решили пригласить варяжских. В 862 г.

Рюрик и 2 его брата были призваны  а Русь Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил,( как считал летописец) начало княжеской династии.

После смерти Рюрика  другой варяжский  князь, Олег ( есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший  в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г.

Олег предпринял поход на Киев, где в то время княжили  Аскольд и Дир ( по данным историков это последние представители рода Кия). Обманом их убили и захватили город. Киев стал центром объединенного государства. Так сложилось гос-во, называемое Киевская Русь.

Древнерусское гос-во  можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе го-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Расцвет Киевской Руси пришелся на правление князя Владимира 1 ( 980-1015 г.г.).

 В 988 г.  было принято христианство.  Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни  утверждало равенство людей перед богом.

Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” — государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных  преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой производства стала вотчина или отчина ( отцовское владение – от отца к сыну по наследству)Владельцами были князь или боярин. Наряду с вотчинами было значительное число крестьян-общинников. Еще не подвластных частным феодалам.

Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства  великому князю. Все свободное населения Киевской Руси назывались  люди.  Основная масса сельского населения, зависимого от князя,  называлась  смердами. Они могли жить как в крестьянской общине, так и в вотчине. Но там  их жизнь была суровее. Они теряли личную свободу.

Закупы – это категория населения, которая взяла у феодала в долг “купу” — часть урожая, скота, деньги. Помимо  смердов и закупов были на Руси еще и рабы, называемые холопами или челядью. Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.)  Киевская Русь достигла  наивысшего могущества.

Ему удалось  обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями  восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе  Мудром Русь достигла международного признания. С семьей  киевского князя стремились пород-ниться крупнейшие королевские дворы Европы.

Сам он был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французскими, венгерскими, норвежскими королями. Его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда и прозвище  Владимир Мономах (1125-1125)– сына Всеволода.

Составленная при Ярославе Мудром  “Русская правда” является юридическим памятником на нормы обычного права. “Правда Ярослава”  ограничивала кровную месть  кругом ближайших родственников; разбирали споры  между свободными людьми чаще в княжеской дружине. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

  Массовые  народные выступления покатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. В Киеве вспыхнуло восстания в результате поражения,  которое потерпели сыновья Ярослава / Изяслав, Святослав, Всеволод/ от половцев. В Киеве  на Подоле,  в ремесленной части города, состоялось вече. Народ потребовал оружие, чтобы самим бороться с половцами.

Им отказали, тогда народ разгромил богатые дворы. На это князья Ярославичи выпустили дополнение к “Правде Ярослава” — “Правду Ярославичей”, в которой отменили кровную месть. Повысили плату за убийство  различных категорий населения, причем феодалы ценились дороже, эащитили имущество феодалов. Начались между усобицы  между князьями по вопросам наследования власти.

Наблюдался рост могущества  каждого отдельного княжества.  По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд  князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимиру удалось удержать власть над  всей Русской землей. Укрепился международный авторитет России.

Появилась шапка Мономаха, признак преемственности власти русских царей от константинопольского императора. При Владимире была составлена “Повесть временных лет”. Сын Владимира – Мстислав (1125-1132 г.г.)еще некоторое время удерживал единство русских земель. Но после смерти его Киевская Русь окончательно распалась, наступил период раздробленности, или удельный период.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=666

1.1 Зарождение православия на Руси

Образовавшемуся единому государству — Киевская Русь нужен был один религиозный центр. Сначала эта тенденция реализовывалась в рамках язычества. В договоре Олега с греками 907 года упоминаются и Перун, и Велес. В это время почти все восточнославянские племена были присоединены Киевом.

В договоре Игоря с Византией 944 года назван уже только Перун, хотя в походе принимали участие те же племена. Скорее всего, здесь наблюдается попытка поставить Перуна выше всех богов: Киев — центр государства, и Перун — главный бог. В середине X века отношения Киева с «примученными» племенами резко меняются. После казни в 945 г.

древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе религии пришлось отступить. В договоре Святослава с Византией 971 года Велес вновь упоминается наряду с Перуном.

Первая попытка христианизации Руси, путем индивидуального крещения, была предпринята в правление княгини Ольги (945 — 957). В 957 г. Ольга совершила поездку в Константинополь, где была крещена патриархом в храме Святой Софии. Ее крестным отцом стал сам византийский император Константин Багрянородный.

При крещении Ольге дали имя Елена, в честь матери Константина Великого, того самого императора, который в IV веке н.э. сделал христианство государственной религией Римской империи и основал г. Константинополь — будущую столицу Восточно-Римской (Византийской) империи.

Сама Елена тоже сыграла большую роль в истории христианства, совершив на склоне лет путешествие в Иудею и привезя оттуда в Рим многие реликвии, связанные с Христом. Для самой Ольги крещение, видимо, было не только дальновидным политическим ходом, но и выстраданным нравственным выбором.

Пережив трагическую смерть мужа и ужасы подавления восстания древлян, она в учении Христа нашла ответы на вопросы о смысле человеческого бытия и о своем месте в мире. Вернувшись в Киев, Ольга пыталась обратить в христианство своего сына Святослава, говоря, что за ним крещение примет и дружина.

Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, категорически отказался и посвятил свое правление (957 — 972) постоянным войнам и грабежам.

Летописец Нестор сообщает подробно, как была крещена Русь. При выборе веры князь Владимир, выслушав представителей разных религий: иудейской, магометанской и христианской, — остановил свой выбор на христианской, учитывая, что христианство могло осуществляться с ориентацией как на Рим, так и на Константинополь (столица Византийской империи).

Каковы же причины выбора православия? В IX в. наиболее важным и злободневным был вопрос взаимоотношения христианского мира с исламским Востоком. Мусульманство, восторжествовав на Востоке и в Африке, утверждалось в Европе. Из бассейна Каспийского моря мусульманское влияние проникает в Хазарию, где вступает в борьбу с христианством и иудаизмом, и по Волге устремляется на север.

Создавалась угроза флангового охвата Европы исламом, в связи с чем славянский мир, и прежде всего Русь, приобрел первостепенное значение для судеб европейской христианской цивилизации. Не случайно, в IX — X вв. не только Константинополь, Рим, Ингельгейм, но и Багдад стремились разыграть славянскую и русскую карту.

Об этом свидетельствуют переходы некоторых славянских отрядов на сторону арабов. По мнению И. Экономцева, нападение Руси на Константинополь в 860 г. было спровоцировано арабами, против которых в это время выступил византийский император Михаил III. Очарованный исламской культурой князь Святослав Игоревич в свое время даже хотел перенести столицу в низовье Волги.

Так что запечатленная в «Повести временных лет» легенда о выборе веры князем Владимиром исторически глубоко правдива.

Кроме этого были и другие причины. Римская церковь признавала богослужебным языком только латынь. Римский папа требовал полного подчинения себе королей и императоров и тем самым возвышался над ними как в религиозном, так и в политическом отношении.

Патриарх Константинопольский признавал определенную зависимость от императора и ставил церковь на службу государству. Константинопольская православная церковь допускала возможность использования любых языков.

Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему было выгоднее.

Определяя ориентиры, Русь учитывала еще и территориальную близость Византии и то, что родственные русичам болгары (часть южных славян) уже приняли православие. Выбор исторически был предрешен в пользу Византии — государства, аналогичного по социальной сущности и по политическому устройству растущему Древнерусскому государству.

По данным летописи, киевляне были обращены Владимиром в христианство летом 988 года. Этот год считается официальным началом крещения Древней (Киевской) Руси. Сам Владимир за этот акт, а также за то, что после крещения действительно стал жить по-христиански, был канонизирован Русской Православной Церковью.

Он вошел в историю как Владимир I Святой. Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских священников в крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без насилия.

Новгородцев в 991 г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа Федор и Илларион (XI в.) ничего не могли сделать с ростовчанами-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей Руси.

Даже обращенные в христианство люди часто сохраняли веру в древних богов.

Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства древнерусского государства. Крещение укрепило связи Руси с Европой.

Владимир был женат на Анне, сестре византийского императора Василия II. После ее смерти он вступил в брак с дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена.

Князь Святополк был женат на дочери польского короля Болеслава I, князь Ярослав Мудрый — на дочери шведского короля Олафа, князь Владимир Мономах — на дочери английского короля Геральда II. Дочери киевских князей были замужем за правителями многих государств.

Такие тесные династические, а также широкие экономические связи Киева с Западной, Центральной, Северной и Южной Европой позволили даже отдельным историкам настаивать на чисто европейском характере Древнерусского государства.

Богослужебные книги и богословская литература, привезенные на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше Руси, были на югославянском языке, понятном и для восточных славян.

Поэтому принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры на Руси.

Первый и единственный межславянский литературный язык — «старославянский» — стал и поныне является языком культа и религиозной литературы православия.

В развитии русского летописания чувствуется определенная религиозно-историческая тенденция или идея. Митрополит Илларион, более известен как автор слова «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине», о котором Е.Е.

Голубинский отозвался, как о «безупречной академической речи, с которой из новых речей идут в сравнение только речи Карамзина». Рядом с этим произведением Е.Е. Голубинский ставит также «Слово о полку Игореве».

Это действительно превосходный образец ораторского искусства, хотя авторы и находятся под определенным влиянием византийской письменности, повторяя некоторые ее темы и сюжеты.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/27579

Возникновение древнерусского государства. крещение руси. — презентация

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.<\p>

2 План: 1. Формирование государственности у восточных славян. Формирование государственности у восточных славян. 2. От племенных союзов к Древнерусскому государству. От племенных союзов к Древнерусскому государству. 3. Укрепление Древнерусского государства. Укрепление Древнерусского государства. 4. Русь и Византия. Крещение Руси. Русь и Византия. Крещение Руси. 5. Итоги. Итоги. 6. Источники. Источники.<\p>

3 Формирование государственности у восточных славян Экономическое переход к пашенному земледелию отделение ремесла от земледелия сосредоточение ремесла в городе; преобладание свободного труда над рабским Политическое угроза внешнего нападения(давление кочевников); наличие элементов государственности; формирование славянских племенных союзов; потребность знати в защите собственных интересов Социальное смена родовой общины на соседскую; возникновение социального неравенства; складывание древнерусской народности Духовное общая языческая религия; схожие обычаи, обряды<\p>

4 Теории возникновения государства у восточных славян. Название теории НорманскаяЦентристская Славянская Представители Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Л.Н.Гумилев, Б.Л.Васильев А.Л.Юрганов, Л.А.КацваБ.А.Рыбаков, В.Н.Чивилихин Содержание Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. отрицается варяжское происхождение первых русских князей.<\p>

5 Норманская теория государственности Образование центров государственности (первая половина IX в.) Образование центров государственности (первая половина IX в.) Освобождение от выплаты дани Хазарскому каганату (середина IX в.) Проникновение варягов Проникновение варягов Олег ( ) Убийство киевских князей (Аскольд и Дир) Киев — столица Титул «великий князь» Рюрик (ум. 879) Объединение восточнославянских племен Древнерусское государство (Киевская Русь) /1240 Древнерусское государство (Киевская Русь) /1240<\p>

6 Скандинавия Новгород — север Киев — юг Византия Центры государственности восточных славян «Из варяг в греки»<\p>

7 Древнерусское государство в IX-XI вв.<\p>

8 Рюрик По русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.<\p>

9 Олег Древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал его столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.<\p>

10 Укрепление Древнерусского государства Игорь ( ) Игорь ( ) Ольга ( ) Ольга ( ) Укрепление авторитета княжеской власти Святослав ( ) Святослав ( ) Владимир Святославович ( ) Владимир Святославович ( ) Практическое уничтожение каганата Разорение Волжской Булгарии Освобождение племен от дани Поход против Хазарии Открытие для русских купцов Волжского торгового пути Крещение Руси Поход на Херсонес Успешная борьба с печенегами Древнерусское государство – крупнейшая держава Европы<\p>

11 Игорь Князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.древлянами при попытке собрать с них дань Князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.древлянами при попытке собрать с них дань<\p>

12 Ольга Великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.<\p>

13 Святослав Игоревич Великий князь киевский, полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Киевской Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско камскими болгарами. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но потерпел неудачу и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.<\p>

14 Владимир Святославович Киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси.обратился к христианству Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси.обратился к христианству Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.<\p>

15 Русь и Византия Борьба за контроль над Северным Причерноморье м и южным участком пути «из варяг в греки» Желание обогатиться за счет торговли с византийцами Стремление восточно христианской церкви распространить свое влияние на язычников-славян Попытки императоров использовать воинские силы Руси в собственных интересах Содержание взаимоотношений Древней Руси с Византией в IX и X вв. Проникновение на Русь из Византии христианства<\p>

16 Крещение Руси Интенсивные военные и торгово- экономические отношения Византии и Руси Крещение Ольги Крещение Ольги Избрание для Руси новой веры Византийские купцы, славяне-наемники, служившие в византийской гвардии и принявшие христианство Константинопольский патриарх прислал на Русь епископа- пастыря Константинопольский патриарх прислал на Русь епископа- пастыря Православное христианство Язычество Двоеверие<\p>

17 Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф.А. Бруни, 1839<\p>

18 Крещение Ольги в Царьграде<\p>

19 Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов<\p>

20 Последствия принятия христианства на Руси Укрепление государства и единоличной власти князя Объединение народа в единую общность Развитие церковнославянской письменности и языка Приобщение Руси к византийской культуре и создание на ее основе русской национальной культуры Повышение международного авторитета Руси Появляются письменность, иконопись, каменное зодчество, музыка, литература, живопись, фрески.<\p>

21 Итоги: Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социально- политической и территориальной консолидации восточнославянских племен. Принятие восточного варианта христианства сделало Русь частью православного мира.<\p>

22 Источники: О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин «Россия и мир» 10 класс В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков «История России с древнейших времен до конца XX века»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1260350

Ссылка на основную публикацию