Высшие органы власти и управления в первой четверти 18 в. — история России

Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

Высшие органы власти и управления в первой четверти 18 в. - история России

Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии

Начало образования института крепостничества заметно в XVII в., но в период Империи оно существенно изменяется:

1) становится частной зависимостью (а не государственным учреждением);

2) поглощает в себя прежнее холопство.

Юридическое положение крепостных в данный период:

1) разделœение крестьян на казенных и частновладельческих;

2) ограничение прав обеих этих категорий.

Практически бесправное (в имущественном отношении) положение как казенных, так и частновладельческих крестьян выражается в следующем: в 1730 ᴦ.

им было запрещено приобретать недвижимую собственность в городах и уездах, в 1731 ᴦ. крестьянам запрещалось вступать в подряды и откупа, в 1761 ᴦ. – обязываться векселями и вступать в поручительства.

Разрешены были лишь мелкие заемные обязательства и право собственности на движимое имущество.

Различия в положении между казенными и частновладельческими крестьянами заключались в объёме личных прав.

В системе отношений землевладельца и его крепостных сохранялось достаточно большое количество элементов прежнего холопства (к примеру, право распоряжения крестьянами – продажа и мена).

Петр I, сначала порицавший подобную практику, сам же и разрешил (указом от 29 октября 1720 ᴦ.) продажу крепостных в рекруты.

Допускалось право хозяйственного пользования крепостными (размеры барщины). В отношении своих крепостных владелœец обладал большинством прав собственности.

Следовательно, помещик мог передать крестьянина другим лицам (по арендному контракту на землю и лично при передаче отдельных крестьян во временное пользование).

Запрещалась лишь передача крестьян лицам, не обладавшим правом владения крепостными.

С позволения начальства (камер-коллегии, затем – земского суда) помещик мог переселять своих крестьян с одной земли на другую. Вместе с тем, частновладельческие крестьяне в отличие от крестьян казенных вообще не имели никаких имущественных прав: всœе их имущество считалось имуществом помещика.

Крестьяне заключали браки лишь с разрешения помещика.

Попытка законодательного ограничения вмешательства землевладельца в семейные отношения крепостных, в частности закон 1724 ᴦ., не имела никаких последствий.

Право суда и наказания (за исключением смертной казни) вообще не регулировалось законом. Далее по указу 1765 ᴦ.

помещикам предоставлялось право ссылки крестьян в каторгу (в 1807 ᴦ.

это право было отменено), отсылать в смирительные дома и арестантские роты, направлять на посœелœение в Сибирь (в чем было заинтересовано и правительство, проводившее политику колонизации Сибири).

Уход крестьянина в армию лишь на время освобождал его от крепостной зависимости, по возвращении помещик мог истребовать его обратно (указ 1764 ᴦ.). Дети, рожденные от солдата-отца во время его службы, принадлежали военному ведомству.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, источниками крепостной зависимости являлись: брак, кабальный договор займа с инородцем, покупка инородцев и иностранцев азиатского происхождения, наем в услужение (ʼʼключничествоʼʼ), плен, совершение преступления. Все эти источники были связаны с возникновением холопской зависимости и затем перешли в область крепостнических отношений.

Основным источником роста массы крепостных людей стали пожалования государственных населœенных земель частным лицам (раздачи), активно осуществлявшиеся вплоть до 1801 ᴦ. Полицейскими мерами по запрету бродяжничества пресекался переход крестьян от одного владельца к другому.

В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы обычно классифицируют на три этапа:

1) 1699–1710 гᴦ. – частичные преобразования;

2) 1710–1719 гᴦ. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената͵ появление новой столицы;

3) 1719–1725 гᴦ. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 ᴦ. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената, который был образован в 1711 ᴦ. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всœего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гᴦ. данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 ᴦ.

он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всœем государственным аппаратом. В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинœены провинциал-фискалы.

Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, восстановленная в 1712 ᴦ. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 ᴦ. должность генерального ревизора, или надзирателя указов. В 1722 ᴦ.

руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору П. И. Ягужинскому (1683–1738 гᴦ.).

В 1718 ᴦ. с учреждением коллегий всœе административные функции Сената переходят к коллегиям.

Сенат стал общим собранием президентов коллегий.

Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ собиралось в случае крайне важно сти для совместного решения по какому-то делу.

К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала всœе основные области государственной жизни.

Коллегиальная система предусматривала систематическое разделœение администрации на определœенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 ᴦ.

действовало 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всœех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Вместе с тем, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

В 1722 ᴦ. были также учреждены должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всœей службой дворян, а служить они должны были всœе (мужчины) пожизненно.

  • — Портрет XVIII века

    С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются… [читать подробнее].

  • — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери…. [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XII—XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской… [читать подробнее].

  • — Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.
    Читайте также:  Орловская наступательная операция 1943 года (12 июля - 18 августа) - история России

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). «Грозящий Амур» (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе — Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании… [читать подробнее].

  • — Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.

    Газеты пользовались в России меньшей популярностью, чем журналы. Цензура оказывала серьезное влияние на “лицо” прессы. В ней можно было писать о прошлом, но не о настоящем, особенно о революционных событиях. В силу этого в России литературные художественные произведения… [читать подробнее].

  • — Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI—XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии…. [читать подробнее].

  • — С кожаными нащечниками (XVIII в.).

    С левым крылом, в железном пластинчатом шлеме Чукотский воин в доспехе из лахтачьей кожи Чукча, отпугивающий копьем собаку (XIX в.). Реконструкция. Рисунок А. В. Сильнова 4 М е н я л о — полупереваренное содержание оленьего желудка. Из этой… [читать подробнее].

  • — Російська холодна зброя XVIII – XIX ст.

    До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном… [читать подробнее].

  • — Искусство наступления по опыту войн XVIII—XX веков

    Анализ опыта войн конца XVIII — начала XIX века свиде­тельствует, что большое влияние на совершенствование насту­пательных действий оказывала неуклонно возраставшая огне­вая мощь. Так, применение ружей с изогнутым прикладом да­ло возможность вести прицельный огонь. В… [читать подробнее].

  • — XXXVIII 1 страница

    XXXVII XXXVI XXXV XXXIV XXXIII XXXII XXXI XXX XXIX XXVIII XXVII XXVI XXV XXIV XXIII XXII XXI XX XIX XVIII XVII XVI XV XIV XIII XII XI X IX VIII VII VI V IV III II I … [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/572102_vysshie_organy_vlasti_i_upravleniya_v_pervoy_chetverti_xviii_v

    Книга Шпаргалка по истории государства и права России. Содержание — 40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

    Начало образования института крепостничества заметно в XVII в., но в период Империи оно существенно изменяется:

    1) становится частной зависимостью (а не государственным учреждением);

    2) поглощает в себя прежнее холопство.

    Юридическое положение крепостных в данный период:

    1) разделение крестьян на казенных и частновладельческих;

    2) ограничение прав обеих этих категорий.

    Практически бесправное (в имущественном отношении) положение как казенных, так и частновладельческих крестьян выражается в следующем: в 1730 г.

    им было запрещено приобретать недвижимую собственность в городах и уездах, в 1731 г. крестьянам запрещалось вступать в подряды и откупа, в 1761 г. – обязываться векселями и вступать в поручительства.

    Разрешены были лишь мелкие заемные обязательства и право собственности на движимое имущество.

    Различия в положении между казенными и частновладельческими крестьянами заключались в объеме личных прав.

    В системе отношений землевладельца и его крепостных сохранялось достаточно большое количество элементов прежнего холопства (например, право распоряжения крестьянами – продажа и мена).

    Петр I, сначала порицавший подобную практику, сам же и разрешил (указом от 29 октября 1720 г.) продажу крепостных в рекруты.

    Допускалось право хозяйственного пользования крепостными (размеры барщины). В отношении своих крепостных владелец обладал большинством прав собственности.

    Следовательно, помещик мог передать крестьянина другим лицам (по арендному контракту на землю и лично при передаче отдельных крестьян во временное пользование).

    Запрещалась лишь передача крестьян лицам, не обладавшим правом владения крепостными.

    С позволения начальства (камер-коллегии, затем – земского суда) помещик мог переселять своих крестьян с одной земли на другую. Помимо этого, частновладельческие крестьяне в отличие от крестьян казенных вообще не имели никаких имущественных прав: все их имущество считалось имуществом помещика.

    Крестьяне заключали браки лишь с разрешения помещика.

    Попытка законодательного ограничения вмешательства землевладельца в семейные отношения крепостных, в частности закон 1724 г., не имела никаких последствий.

    Право суда и наказания (за исключением смертной казни) вообще не регулировалось законом. Затем по указу 1765 г. помещикам предоставлялось право ссылки крестьян в каторгу (в 1807 г. это право было отменено), отсылать в смирительные дома и арестантские роты, направлять на поселение в Сибирь (в чем было заинтересовано и правительство, проводившее политику колонизации Сибири).

    Уход крестьянина в армию лишь на время освобождал его от крепостной зависимости, по возвращении помещик мог истребовать его обратно (указ 1764 г.). Дети, рожденные от солдата-отца во время его службы, принадлежали военному ведомству.

    Таким образом, источниками крепостной зависимости являлись: брак, кабальный договор займа с инородцем, покупка инородцев и иностранцев азиатского происхождения, наем в услужение («ключничество»), плен, совершение преступления. Все эти источники были связаны с возникновением холопской зависимости и затем перешли в область крепостнических отношений.

    Основным источником роста массы крепостных людей стали пожалования государственных населенных земель частным лицам (раздачи), активно осуществлявшиеся вплоть до 1801 г. Полицейскими мерами по запрету бродяжничества пресекался переход крестьян от одного владельца к другому.

    В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:

    1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;

    2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

    3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

    Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

    Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената, который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг.

    данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всем государственным аппаратом.

    В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

    В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы.

    Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность генерального ревизора, или надзирателя указов. В 1722 г.

    руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору П. И. Ягужинскому (1683–1738 гг.).

    В 1718 г. с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям.

    Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу.

    К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

    Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г.

    действовало 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы).

    Читайте также:  А. и. герцен и революция 1848 г. - история России

    Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

    В 1722 г. были также учреждены должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.

    20

    Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/yurisprudentsiya/book/shpargalka-po-istorii-gosudarstva-i-prava-rossii/content/2561987-40-vyisshie-organyi-vlasti-i-upravleniya-v-pervoy-chetverti-xviii-v/

    Реформы органов государственной власти и управления в России в первой четверти XVIII в

    Основные понятия: Боярская Дума; Правительствующий Сенат; обер-прокурор; Магистрат; губернии; провинции; уезды; генерал-губернатор; абсолютизм; империя; фискалы; табель о рангах; коллегии;

    Персоналии: Александр Меншиков; Петр Шафиров; Павел Ягужинский;

    Всю внутреннюю гос. деят. Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны.

    Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

    Во втором периоде реформы были более планомерными.

    Петром была проведена реформа гос. управления, преобразования в армии, был создан военный флот, была осуществлена реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. Также была осуществлена финансовая реформа, предпринимались мероприятия по развитию промышленности и торговли.

    Если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления страной, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. Еще в 1704 г. был создан Кабинет — личная царская канцелярия.

    B 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г.

    поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I. В 1718-1721 гг. была преобразована громоздкая и запутанная система приказного управления страной.

    Вместо полусотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено первых 10 коллегий.

    Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: Коллегия иноcтpанных дел — внешними сношениями, Военная — сухопyтными вooрyженными силами, Адмиралтейская — флотом, Камер-коллегия — сбором доходов, Штатс-контор-коллегия расходами государства, Ревизион-коллегия — контpoлем за исполнением бюджета, Юстиц-коллегия — судопроизводством, Вотчинная — дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия — промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия, Коммерц-коллегия — торговлей. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Таким образом, сложилась единая для всей страны, централизованная ад-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло число чиновников. Только в органах центральных учреждений на конец петровского царствования их насчитывалось более 3 тыс., человек. Выросли и расходы на содержание управленческого аппарата. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

    Государственная власть получила значительную самостоятельность по отношению к обществу, в том числе и к верхам господствующих сословий. Форсированное оформление абсолютизма в России пришлось на первую четверть XVIII в. — период царствования Петра I.

    Преобразования центрального и местного управления проводились постоянно на протяжении всей первой четверти XVIII в. и вышли за рамки реорганизации. В сущности, была создана совершенно новая административная система, некоторые элементы просуществовали около 200 лет.

    В процессе проведения политических (или, как их часто называют, административных) реформ прослеживаются несколько периодов. В первом периоде (1699-1705) произошли частичные эпизодические изменения в центральном государственном аппарате, которые пока не затрагивали существа приказной системы.

    Во втором (1708-1720) были созданы основы стройной системы чиновно-бюрократического управления; в свою очередь, этот период состоял из двух этапов: а) «подготовительного» (1708-1715), ознаменовавшего начало решительных изменений в местном и высшем управлении и б) проведения основных преобразований центрального и местного управления (1717-1720); В третий период (1720-1724) завершилась бюрократизация управления и превращение России в военно-полицейское государство.

    Первые преобразования начались с городской реформы: в 1699г. была учреждена Бурмистерская палата в Москве (через несколько месяцев переименованная в Ратушу). Одновременно в других городах были созданы земские избы, которым передавалась часть вопросов местного управления.

    Создание Бурмистерской палаты (Ратуши) имело целью укрепить посадское самоуправление путем ограничения власти воевод передачей финансовых дел в руки купечества, которое, по существу, отныне стало финансовым агентом правительства. Приказы. Одновременно продолжается начатая еще в последние десятилетия XVII в.

    политика совершенствования центральных государственных учреждений: объединение ряда приказов в одно учреждение или передача ряда приказов в управление одного лица. В то же время, особенно в связи с началом Северной войны в 1700 г.

    , создаются новые приказы: Адмиралтейский, Провиантский, Приказ при генерал-комиссаре (вскоре переименован в Приказ военных дел), Артиллерийский, Рудокопных дел, Приказ земских дел . Ближняя канцелярия. В 1699 г.

    при Боярской думе учреждается единый орган по руководству приказами — Ближняя канцелярия, которая фактически подменила собой традиционный орган боярской аристократии — Думу. В 90-х гг. Боярская дума еще собиралась, но многие основные вопросы царь решал самостоятельно путем издания «именных указов».

    Основная задача Ближней канцелярии заключалась, по замыслу ре-форматоров, в финансовом контроле за приходом и расходом денежных средств всех приказов, однако, постепенно ее компетенция значительно расширяется. С 1708 г. Ближняя канцелярия именуется «Консилией мини-стров», которая управляла государством в отсутствие царя.

    Боярская дума к этому времени совсем перестала собираться. Кабинет. Усилился контроль царя за деятельностью центральных органов управления. В 1704 г. был создан Кабинет (личная канцелярия Петра I), с помощью которого царь осуществлял управление страной. Создание губерний. В 1708 г.

    была объявлена реформа местного управления (так называемая первая областная реформа): вместо воеводской администрации на местах стала вводиться губернская. Таким путем надеялись улучшить управление страной и прежде всего организовать четкую систему сбора налогов для обеспечения финансирования армии в Северной войне. По указу от 18 декабря 1708 г.

    было создано восемь губерний: Московская, Архангелогородская, Ингерманландская (с 1710 г. — Петербургская), Смоленская (преобразована в 1713 г. в Рижскую губернию), Киевская, Азовская, Казанская, Сибирская. В последующие годы количество губерний увеличилось. В 1713-1714 гг.

    из состава Казанской губернии были выделены Астраханская и Нижегородская губернии, а из Смоленской — Ревельская. Губернии делились на уезды, которые затем были преобразованы в доли. Позднее в губерниях появляются более крупные, чем уезды, единицы территориально-административного деления — провинции.

    Читайте также:  Третий период восстания пугачева - история России

    Каждую губернию возглавлял губернатор, в руках которого сосредоточилась огромная власть, особенно в военной, судебной и финансовой сферах. Помощником губернатора был вице-губернатор. Создание Сената и института фискалов. Крупным событием в реорганизации основ системы управления стало создание в 1711 г. Сената.

    Он первоначально был создан как временный орган для управления страной во время отсутствия царя в Москве, но в дальнейшем его компетенция все более расширялась, и, получив название Правительствующего, Сенат стал постоянным высшим органом исполнительной власти с рядом законодательных функций. Для осуществления системы административно-финансового и судебного надзора Петр I создал также институт фискалов, во главе которого стоял подчиненный Сенату обер-фискал с разветвленной сетью городовых и уездных фискалов. Они обязаны были сообщать в вышестоящие учреждения обо всех нарушениях закона в управлении страной в центре и на местах. Доношения фискалов рассматривала специально созданная при Сенате Расправная палата. Преобразование центральных учреждений.

    Источник: https://cyberpedia.su/16x46cc.html

    40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

    В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:

    1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;

    2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

    3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

    Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

    Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената, который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг.

    данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всем государственным аппаратом.

    В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

    В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы.

    Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность генерального ревизора, или надзирателя указов. В 1722 г.

    руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору П. И. Ягужинскому (1683–1738 гг.).

    В 1718 г. с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям.

    Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу.

    К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

    Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г.

    действовало 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы).

    Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

    В 1722 г. были также учреждены должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.

    Источник: http://www.adhdportal.com/book_3970_chapter_41_40.Vysshie_organy_vlasti_i_upravlenija_v_pervojj_chetverti_XVIII_V.html

    40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

    В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:

    1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;

    2) 1710–1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

    3) 1719–1725 гг. – образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

    Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, на заседании которой в 1705 г. принимаи участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе.

    Следующим в реформе центральных органов власти стало создание Сената, который был образован в 1711 г. Его члены назначались царем. В состав Сената первоначально входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. С 1718 по 1722 гг. данный орган стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г.

    он был реформирован тремя указами императора. Эта реформа превратила Сенат в высший орган центрального управления, который встал над всем государственным аппаратом. В его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней.

    В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы.

    Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, восстановленная в 1712 г. Недовольный работой фискалов Петр I учредил при Сенате в 1715 г. должность генерального ревизора, или надзирателя указов. В 1722 г.

    руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору (1683–1738 гг.).

    В 1718 г. с учреждением коллегий все административные функции Сената переходят к коллегиям.

    Сенат стал общим собранием президентов коллегий.

    Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу.

    К ведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Иными словами, на долю Сената не оставалось практически ничего, так как система коллегий охватывала все основные области государственной жизни.

    Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего к 1721 г.

    действовало 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод.

    В 1722 г. были также учреждены должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату, а в некоторых случаях и самому государю. Герольдмейстер заведовал всей службой дворян, а служить они должны были все (мужчины) пожизненно.

    Источник: http://mirror1.ru.indbooks.in/?p=829517

    Ссылка на основную публикацию