Советская политическая система в 1953 — 1991 гг. — история России

Семинар 1. Политическое и социально – экономическое развитие СССР в 1953-1991 гг

Советская политическая система в 1953 - 1991 гг. - история России⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 25Следующая ⇒

Учебные вопросы:

1. Социально-экономическое развитие страны в 1953-1991 гг.

2. Развитие политической системы СССР в 1953-1991гг.

3. Советское общество в 1953-1991 гг.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление: об основных тенденциях развития советского государства во второй половине XX в., о попытках реформирования системы социализма и их неудачах, о причинах смены модели развития.

знать:

· особенности советского типа эволюции в условиях постиндустриального общества, специфику геополитических условий развития, особенности социального реформирования, личностного фактора и духовного начала, отношений между государством и обществом в рассматриваемый период;

· причины, содержание и результаты реформ, проводимых в 1950 – х, 1960 – х и второй половине 1980 – х годов;

· особенности и тенденции развития политической системы в 1950 – 1980 — е годы;

· эволюцию советской идеологии;

· содержание процессов «оттепели» в СССР, а также причины, направления и программы движения диссидентов и правозащитников;

· причины распада СССР.

уметь:

· рассмотреть обобщать и анализировать проблемы, обусловленные влиянием технологической и глобальной информационной революции на современные общественные процессы;

· выявить изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее двадцать лет;

· способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, оформлять и представлять результаты выполненной работы;

· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

владеть навыками:

· ориентироваться в современной системе источников информации, знание и умение использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

· самостоятельной, индивидуальной работе, принятию обоснованных решений;

· понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы;

· анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, оформлять и представлять результаты выполненной работы;

· использования исторических знаний для формирования высоких моральных качеств и патриотизма.

Методические рекомендации по изучению темы

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами;

· выполнить письменно задание по документам;

· выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю;

· акцентировать внимание:

1. Анализируя социально-экономическое развитие страны в 1953-1991 гг., рассмотрите следующие вопросы:

1)Какие социально-экономические преобразования были проведены в эпоху Н.С.Хрущева (1953-1964 гг.)?

Основные направления развития экономики. Кризис в сельском хозяйстве: причины и первые попытки его преодоления в начале 1950-х гг. Новые направления в аграрной политике Н.

Хрущева: освоение целинных и залежных земель, укрупнение колхозов, «кукурузная компания», реорганизация МТС, стремление к увеличению заготовки мяса, курс на ограничение личного подворья крестьян и др.

Достижения научно-технического прогресса и причины их медленного внедрения в экономику страны. Реформа управления экономикой: замена отраслевых министерств совнархозами.

Социальные преобразования: жилищное строительство, реформа школы, введение прогрессивной пенсионной системы, повышение зарплаты и др. Их незавершенность в связи с ухудшением экономической ситуации.

Решение экономических проблем за счет трудящихся: снижение тарифных расценок на производстве, рост цен на продукты и др. Конфискационный характер денежной реформы 1961 г. Несбалансированное развитие экономики в начале 1960-х гг.

: снижение темпов и эффективности общественного производства.

2) В чем проявилась противоречивость социально-экономического развития страны в 1964-1985 гг.?

Состояние экономики СССР к середине 1960-х гг.: снижение прироста национального дохода, промышленной продукции и валовой продукции сельского хозяйства. Экономическая дискуссия: как обеспечить максимальную эффективность работы предприятий при условии улучшения качества продукции? Расхождения между Л.Брежневым и А.

Косыгиным по вопросу экономической стратегии развития страны. Хозяйственная реформа 1965 г.: цели, основные мероприятия, оценка результатов. Усиление административных методов управления экономикой. Стройки: ВАЗ, БАМ, КамАЗ и др. Перекосы в размещении производительных сил. Освоение новых районов на севере и востоке страны.

Действие неблагоприятных долгосрочных тенденций в социально-экономическом развитии страны в 1970-е гг.: демографическая ситуация, истощение традиционной сырьевой базы, физическое и моральное старение основных производственных фондов и др. Экстенсивный характер развития народного хозяйства.

Гипертрофированная роль военно-промышленного комплекса (ВПК), затратный характер экономики, монополизация, диктат производителя над потребителем. Отставание сельского хозяйства, рост закупок зерна за рубежом. Массовый импорт продуктов и товаров ширпотреба за счет «нефтедолларов». Остаточный принцип финансирования социально-культурной сферы.

Деформация социальной справедливости. Нарастание кризисных явлений в экономике в первой половине 1980-х гг.

3)Какие социально-экономические реформы были проведены в годы «перестройки» (1985-1991 гг.)?

Внутренние причины «перестройки». Цели и хронологические рамки «перестройки». Стратегия ускорения социально-экономического развития страны на первом этапе 1985-1986 гг. (Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г., ХХУП съезд КПСС 1986 г.

) Двигатели ускорения: научно-технический прогресс, приоритетное развитие машиностроения, активизация «человеческого фактора». Традиционный характер политики. Радикальная экономическая реформа на втором этапе «перестройки» (1987 – весна 1990 гг.

) Принятие Законов СССР о государственном предприятии, о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности. Их оценка. Поиски путей стабилизации экономики и перехода к рынку на третьем этапе «перестройки» (1990-1991 гг.) Разработка программ: умеренный проект Рыжкова и Абалкина и радикальный проект «500 дней» Шаталина и Явлинского.

Весна 1991 г. – создание плана консервативной стабилизации премьера В.Павлова. Главная идея: не движение к рынку, а восстановление традиционной экономической модели. Оценка экономических реформ М.Горбачева. Причины неудач.

2. Анализируя развитие политической системы СССР в 1953-1991гг., рассмотрите следующие вопросы:

1) Какие политические силы боролись за власть после смерти И.Сталина? Какие преимущества позволили Н.С. Хрущеву удержать власть в своих руках? В чем состоит историческое значение ХХ съезда КПСС ?

Смерть И.Сталина. Приход к власти коллективного руководства. Этапы борьбы за власть: март — июнь 1953 г. – смещение Л.Берии, его арест и расстрел; лето 1953 – февраль 1955 г – снятие В.Маленкова с поста главы правительства; февраль 1955 – март 1958 гг. – разгром «антипартийной группы». Сосредоточение всей полноты власти в руках Н.Хрущева. ХХ съезд КПСС.

Секретный доклад Н.Хрущева: содержание, значение. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности Сталина и его последствий». Либерализация политического режима: курс на децентрализацию системы государственного управления, развитие активности масс. Противодействие партийно-государственного аппарата.

Превращение тоталитарной политической системы в авторитарную.

2) Что свидетельствует о консервации политической системы в период «застоя» 1965-1985 гг.?

Переворот 1964 г.: отставка Н.Хрущева и приход к руководству страной Л.И.Брежнева. Смена политического курса. Консервация политического режима: усиление контроля партаппарата над обществом, отмена ротации партийной номенклатуры. Ресталинизация.

«Золотой век советской номенклатуры»: система льгот и привилегий, сращивание с «теневой экономикой». Конфликт правящего «сословия» с официальной идеологией государства. Компания по возвеличиванию Л.Брежнева. Падение авторитета власти в глазах общества. Принятие Конституции 1977г.

Структура органов государственной власти СССР в период «развитого социализма».

3)Как осуществился переход в годы «перестройки» от попыток модернизации политической системы к смене модели общественного развития? Существует ли связь между крахом КПСС и распадом СССР?

Курс на совершенствование советского социализма под лозунгом «Больше социализма!» на первом этапе «перестройки» (весна 1985-1986 гг.) Курс на демократизацию советского социализма под лозунгом «Больше демократии!» на втором этапе (1987-1988 гг.

) Провозглашение гласности в январе 1987 г. Достижения и издержки гласности. Разработка концепции «демократического социализма». Цели политической реформы: передача власти от партии Советам, строительство «правового государства» и «гражданского общества».

Х1Х партийная конференция (1988 г.) – конституционная реформа. Создание новых органов власти и новой избирательной системы. Съезды народных депутатов СССР и оформление депутатских фракций. Избрание Президента СССР. Отмена статьи 6 Конституции СССР 1977 г.

Формирование демократической оппозиции. Роль Б.Н.Ельцина.

Кризис федеральных и межнациональных отношений (межнациональные конфликты, «парад суверенитетов», «война законов», приход национал-радикалов к власти и др.) Обсуждение проекта нового союзного договора. Референдум 17 марта 1991 г. о сохранении СССР.

Читайте также:  Государственный строй удельных княжеств руси - история России

Соглашение «9+1» о принципах нового союзного договора («ново-огаревский процесс»). События августа 1991 г.: причины, цели, итоги и значение. Распад СССР: истоки, причины, обстоятельства, способствовавшие этому. Смысл и значение Беловежского соглашения и Алма-Атинской декларации. Создание СНГ.

Итоги реформ политической системы СССР: от реформ к распаду государства.

3. Анализируя развитие общества, его духовную жизнь в 1953-1991 гг., рассмотрите следующие вопросы:

1) Как складывались отношения в годы «оттепели» между советским обществом и властью?

Основное содержание эпохи «оттепели». Изменение взаимоотношений власти и общества в этот период. Две тенденции в культурном развитии страны: «охранительная» и «обновленческая».

«Оттепель» в литературно-художественной жизни: увеличение числа литературных журналов и издательств, реабилитация книг ранее запрещенных авторов. Реабилитация жертв политических репрессий и ее влияние на общественную жизнь.

Отношения между властью и интеллигенцией («дело Пастернака», критика современной музыки и изобразительного искусства.) «Шестидесятники». Противоречивость политики Н.С.Хрущева в общественной и культурной сферах.

2)Как изменились отношения между советским обществом и властью в 1965-1985 гг.? Чем было вызвано появление диссидентского и правозащитного движения?

Усиление контроля властей за общественной жизнью. Идеологическая концепция «развитого социализма» (однородность советского общества, окончательное решение национального вопроса, бесконфликтное развитие и др.) Тезис об обострении идеологической борьбы – оправдание запретов и ограничений в духовной жизни.

Идеологизация культурной жизни (контроль за СМИ, усиление цензуры, «железный занавес» и др.) «Магнитофонная революция» (Высоцкий, Галич, Окуджава и др.) Консервативное и либеральное направления общественной мысли.

Диссидентское и правозащитное движение в СССР: причины возникновения, основные направления, идеология, этапы, формы протеста, историческое значение и его влияние на советское общество.

3) Как повлияли реформы «перестройки» на состояние советского общества? Почему обострились национальные проблемы?

«Гласность» и развитие советского общества: стремление к полной информированности народа, ослабление цензуры, публикация работ эмигрантов «третьей волны» и ранее запрещенных авторов и др. Рост общественно-политической активности людей. Появление независимых общественных организаций и народных фронтов.

Утверждение политического плюрализма и многопартийности. Размежевание и противоборство общественно-политических сил радикально-демократического, центристско-реформаторского и державно-консервативного направлений. Социальные конфликты (шахтерская революция 1989 г.) Межнациональные конфликты: в Нагорном Карабахе и Сумгаите (1988 г.

), в Ферганской долине (1989 г.), в Душанбе (1990 г.) и др.

Источник: https://lektsia.com/6x5d01.html

Советское государство и общество 1953-1991 гг

Складывание советской политической системы

Россия от Февраля к Октябрю 1917 ᴦ.

Кризис самодержавия на рубеже XIX-XX вв. Первая русская революция 1905-1907 гᴦ.

Эпоха Великих реформ Александра II Освободителя

Внутренняя политика самодержавия при Николае I

Движение декабристов

Причины возникновения движения, его основные идеи и цели. ʼʼРусская Правдаʼʼ П. Пестеля. ʼʼКонституцияʼʼ Н. Муравьева. Буржуазные и дворянские черты в проектах декабристов. Причины поражения и значение выступления декабристов.

ʼʼАпогей самодержавияʼʼ: причины и проявления. Сверхцентрализация и бюрократизация государственной власти. Усиление полицейско-репрессивного аппарата. Теория официальной народности. Политика в крестьянском вопросœе.

Причины и подготовка отмены крепостного права. Основные положения реформы 1861 ᴦ. Причины и содержание буржуазных преобразований: земская, судебная, городская, военная реформы. Итоги, значение и последствия реформ.

Общее положение Империи. Роль и место самодержавия в России на рубеже веков. Контрреформы Александра III. Николай II Кровавый. Причины, характер и развитие Первой революции. Манифест 17 октября 1905 ᴦ. Созыв и работа I и II Государственных Дум. Итоги и значение Первой русской революции.

Революционные события в Петрограде и падение монархии. Двоевластие. Альтернативы общественно-политического развития России. Большевистская концепция государства. Октябрьская революция: причины, характер.

II Всероссийский съезд Советов. Разгон Учредительного Собрания.

Формирование государства нового типа и установление однопартийной системы. Гражданская война и политика ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ, её цели и сущность. Новая экономическая политика: причины, цели, содержание. Сталинская модель форсированного строительства социализма. Коллективизация. Индустриализация. Политическая система 1930-х гᴦ. и утверждение тоталитарной системы управления.

СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гᴦ.)

Причины, характер, основные периоды и события Великой Отечественной войны. Причины военных поражений в начальный период войны и коренной перелом. Экономика СССР в годы войны. Деятельность тыла. Итоги и цена Победы.

ʼʼОттепельʼʼ, ХХ съезд КПСС и начало демократизации советского общества. Нарастание кризисных явлений в эпоху ʼʼзастояʼʼ. Роль КПСС в жизни общества и Конституция 1977 ᴦ. Сущность, цели и причины ʼʼперестройкиʼʼ. Системный кризис советской государственности. Попытка государственного переворота в августе 1991 ᴦ. Распад СССР.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/264781_sovetskoe_gosudarstvo_i_obschestvo_1953_1991_gg

Советское государство и право во второй половине XX в. (1954–1991 гг.)

Смерть И. В. Сталина в марте 1953 г. породила в обществе надежды на демократизацию в государственной и общественной жизни. Во главе партии и правительства становится Н. С. Хрущев. В это время частично изменились внешняя и внутренняя политика Советского государства, общие принципы и отдельные отрасли права, началась борьба с культом личности И. В. Сталина.

Рассматриваемый период характерен тем, что происходила непрерывная перестройка государственного аппарата, обусловленная стремлением новых руководителей демократизировать государственную структуру, преодолеть чрезмерный централизм, сложившийся в прежние годы. Однако не все меры соответствовали их назначению, а нередко оказывались оторванными от реальной жизни, непродуманными проектами, не выдержавшими даже кратковременного испытания практикой.

Попытки демократизации сверху нашли отражение в мерах, направленных на дальнейшее повышение роли Советов, активизацию их деятельности. В январе 1957 г.

ЦК КПСС утверждает постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами».

В результате принятых мер деятельность Советов несколько оживилась: регулярнее стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий, укреплялись связи Советов с населением.

Реорганизация управления экономикой не всегда оказалась удачной. Так, разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся и партийных комитетов на промышленные и сельские привело к нарушению единства власти, началась неразбериха в управленческих структурах.

В рассматриваемый период обострилась проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Централизованная административно-командная система сковывала инициативу предприятий, тормозила развитие экономики. В мае 1957 г.

отраслевой принцип управления промышленностью и строительством заменяется территориальным. В связи с этим упразднялись некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства. Вся страна делится на 105 экономических административных районов.

В каждом создавался Совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями и стройками.

Переход на территориальную систему управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако эта цель не была достигнута.

Вышеназванные меры носили частичный характер и не затрагивали основ командно-административной системы, а также ведущих отраслей экономики, которые по-прежнему управлялись государством строго централизованно.

В рассматриваемый период расширялись права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. Так, в феврале 1957 г. Верховный Совет СССР издает Закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов».

В феврале 1957 г. Верховным Советом СССР принимается закон, по которому решение вопросов областного, краевого, административно-территориального устройства переходило в ведение союзных республик. За Союзом сохранилось лишь право на утверждение новых автономных республик, автономных областей и национальных округов.

В 1956 г. ликвидировалась искусственно созданная в 1940 г. после советско-финской войны Карело-Финская ССР (коренные народы составляли здесь лишь 17 % населения).

На ее месте создавалась Карельская АССР в составе Российской Федерации.

Большое значение имели проведенные в рассматриваемый период меры по восстановлению прав репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов (балкарцев, чеченцев, карачаевцев и др.).

В 50-е годы расширялись и административно-хозяйственные права союзных республик. В 1954–1955 гг. из союзного подчинения в ведение республик передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 г.

Читайте также:  Боевые действия красной армии в чехословакии - история России

существенно изменялся порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик.

Советам Министров союзных республик предоставлялось право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств.

Расширение бюджетных прав союзных республик выразилось в том, что в государственном бюджете СССР отменялось деление бюджета республик на республиканский и местный. Теперь в общесоюзном бюджете стали указывать лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органы власти сами стали распределять средства между республиканскими и местными бюджетами.

В рассматриваемый период осуществлялись меры по укреплению порядка и законности. Так, 1 сентября 1953 г. отменялся внесудебный исключительный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Многие (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные граждане были реабилитированы, нуждались в восстановлении прав целые народы (крымские татары, немцы Поволжья).

Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 г. из состава МВД СССР выделился Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

В 1960 г. ликвидируется МВД СССР. Однако эта мера оказалась недостаточно продуманной. Усложнилась координация работы республиканских органов охраны общественного порядка, оказались ослабленными межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью, а также использование в этой борьбе достижений науки и техники.

Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции переданы Верховному суду СССР, Верховным судам союзных республик.

Большое значение имело восстановление принципов организации и деятельности прокуратуры, нарушенных в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. принимается Положение о прокурорском надзоре в СССР, которым высший надзор за точным исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. Принятое Положение о судах (февраль 1957 г.) пересматривало полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного Суда СССР сужались, а полномочия Верховных судов союзных республик расширялись.

Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядке надзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных республик.

Пересмотр дела в Верховном суде СССР допускался лишь в случаях противоречия постановлений Верховных судов союзных республик общесоюзному законодательству или нарушения этими постановлениями интересов других республик.

В декабре 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов заменялась единым народным судом города или района. Срок полномочий народных судей увеличивался с 3 до 5 лет.

В ноябре 1964 г. восстанавливалась единая система Советов и партийных комитетов. Действовавшие с 1962 г. в краях и областях промышленные и сельские Советы и парткомы объединялись.

Как уже отмечалось, созданная в 1957 г. система совнархозов себя не оправдала. В октябре 1965 г. они упразднялись. Вместо них восстанавливались общесоюзные и союзно-республиканские министерства.

В июле 1966 г., в интересах обеспечения единого оперативного руководства деятельностью органов охраны общественного порядка по борьбе с преступностью, образуется союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно преобразуется в МВД СССР. Органы внутренних дел стали структурными подразделениями исполкомов Советов.

В 1970 г. воссоздаются Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик.

Конституция СССР 1977 г

На XXII съезде КПСС (1961 г.) отмечалось, что советское государство из государства диктатуры пролетариата переросло в общенародное, а пролетарская демократия стала общенародной. Съезд признал необходимым закрепить новое качественное состояние советского общества и государства в Основном Законе.

7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Она делилась на преамбулу, 21 главу, 9 разделов и содержала 174 статьи.

Впервые в советской конституционной истории составной частью Основного Закона стала преамбула. В ней прослеживался исторический путь советского общества, в качестве итога которого рассматривалось построение развитого социалистического государства. В преамбуле давалась характеристика основных черт этого общества.

В Конституции СССР 1977 г. расширен круг вопросов, касающихся политической и экономической систем. Им посвящен раздел «Основы общественного строя и политики СССР».

В статье 1 говорилось о советском государстве как о социалистическом и общенародном, выражающем волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции; трудящихся всех наций и народностей страны. В качестве политической основы закреплялись Советы народных депутатов. Экономической основой являлась социалистическая собственность.

Большое значение имело формулирование принципов политики государства, всех его органов. Это выражено в таких новых главах, как «Социальное развитие и культура», «Внешняя политика», «Защита социалистического Отечества».

В Конституции в деталях представлена политическая система СССР. Высшим законодательным органом являлся Верховный Совет СССР

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=5979

Изменения политической системы СССР в 1953 – 1964 гг

  1. Смерть Сталина и борьба за власть
  2. XX съезд КПСС. Политика управляемой десталинизации

Смерть И.В. С Галина 5 марта 1953 г. положила начало десятилетнему периоду борьбы за власть к руководстве СССР, поиска новых путей развития советского общества.

Необходимость изменения внутренней и внешней политики определялась и объективными, и субъективными причинами.
Большие сложности возникли в экономике страны. Деревня была истощена, крестьянство находилось в крайне тяжелом положении.

Несмотря на запрет покидать местожительство без разрешения властей, многие колхозники уходили в города. Только в 19149-1953  гг. численность трудоспособного сельского населения сократилась на 3,3 млн человек. В план очередной пятилетки вновь закладывались опережающие темпы развития тяжелой и военной промышленности.

Для их обеспечения предполагалось увеличить сельскохозяйственный налог на 10 млрд руб., между тем как все денежные доходы колхозов лишь ненамного превышали эту сумму. Было очевидно, что продолжение прежней политики приведет к полному краху сельского хозяйства.
Падала рентабельность труда заключенных.

В тюрьмах и лагерях содержалось около 2.5 млн человек, примерно 7,5 млн были ущемлены в правах — им не разрешалось покидать место проживания (в основном в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии).

Положение в лагерях становилось все более напряженным, участились случаи неповиновения лагерной администрации, заключенные откалывались выходить на работу. В лагерях Норильска, Воркуты, Караганды и др. с известием о смерти Сталина вспыхнули восстания, с трудом подавленные охраной.

У многих подходил к концу срок заключения, необходимо было решать их будущее. Продолжение политики массовых репрессий преемникам Сталина представлялась нежелательным: ни один из них не обладал его авторитетом и властью, каждый мог пасть жертвой очередного фальсифицированного дела.
Критическое переосмысление сталинской политики было неизбежно.

Однако преемники Сталина, наибольшим влиянием среди которых обладали Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев, не доверяли друг другу и не могли согласовать свои действий. Каждый из них понимал: тот, кто проявим инициативу, может стать лидером, но при этом рискует быть обвиненным остальными в идеологических ошибках, покушении на основы основ советского строя. Первый шаг но пути отказа от прежних методов управления обществом решился сделать Лаврентий Павлович Берия.

По инициативе Лаврентия Павловича Берии было пересмотрено «дело врачей» и признаны сфабрикованными обвинения против многих военачальников. Он выступил инициатором проведения массовой амнистии 1953 г.. в ходе которой на свободу вышло около 1 млн осужденных по «неполитическим» статьям — за мелкие хищения, нарушения трудовой дисциплины, административные проступки.

а также несовершеннолетние, больные и престарелые, женщины, имевшие малолетних детей. К людям, находившимся под следствием, было запрещено применять меры физического воздействия, т. е. пытки. Началась ликвидация системы ГУЛАГа. Стройки, которые осуществлялись силами заключенных, передавались соответствующим гражданским ведомствам.

В результате были заморожены некоторые проекты, требовавшие колоссальной затрат ресурсов — строительство Байкало-Амурской магистрали, тоннеля между Сахалином и Евразийским материком, железной дороги, параллельной Северному морскому пути, и др. Берия выступил с инициативой восстановления отношений с Югославией и воссоединения «двух Германий» на демократической основе.

26 нюня 1953 г. Берия был арестован. На Пленуме ЦК КПСС (2 -7 июля 1953 г.) ему заочно были предъявлены обвинения в антипартийной и антигосударственном деятельности. И выступлениях участников Пленума Берию обвиняли н связях с зарубежными спецслужбами, намерении поставить органы МВД над правящей партией, подготовке кот революционною затвора.

Ему в вину ставилось проведение в стране необоснованных репрессий. В декабре 1953 г. на закрытом заседании Верховного Суда СССР Берия и группа его сподвижников были обвинены в измене Родине и приговорены к смертной казни. После падения Берии реабилитация жертв массовых репрессий продолжалась. В 1951 -1955 гг.

были освобождены и жертвы  «ленинградского дела», и многие военачальники и люди,  которым вменялся в вину космополитам. Начался пересмотр дел 1930-х гг.

Инициатива  продолжения реформ перешла к Георгию Максимилиановичу Маленкову, который после смерти И.В. Сталина возглавил Совет Министров СССР. По предложению Г. М. Маленкова была вдвое снижена сумма сельскохозяйственного налога.

Задолженности колхозов по выплатам прежних лет ликвидировались, закупочные цены на аграрную продукцию повышались, разрешалось увеличение размеров крестьянских приусадебных участков. В августе 1953 г.

на сессии Верховного Совета СССР Маленков высказался за пересмотр основных направлений пятилетнего плана, с тем, чтобы увеличить средства, выделяемые на развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, принять меры по повышению уровня жизни населения.

В его выступлении прозвучало обвинение партийного и советского аппарата власти и бюрократизме. По сути дела, речь шла о новой программе развития советского общества.
В 1954 г. началось освоение целинных земель, оно стало одним из приоритетных направлении политики КПСС.

На целину направлялись лучшие кадры специалисты в области сельского хозяйства,  туда ехали десятки тысяч патриотически настроенных молодых людей. В течение пяти лет было освоено 42 млн га целинных и залежных земель на северо-западе Казахстана Это позволило в короткие сроки улучшить положение дел с продовольствием в стране.

На международной арене Маленков предложил перейти к политике разрядки международной напряженности, т.е. поиску путей улучшения отношений с США. Еще более определенно он высказался в марте 1954 г.. отметив, что «холодная война» создает угрозу новой мировой войны, которая приведет к гибели человеческой цивилизации. Он полагал, что необходимо провести воссоединение Германии путем свободных выборов.

Эти заявления дачи повод Н.С. Хрущеву осудить политику Г.М. Маленкова. На Пленуме ЦК КПСС (1955) Хрущев обвинил его в поисках дешевой популярности, попытке ослабить систему партийного руководства обществом, отступничестве от идей ленинизма и близости к Берии. В феврале 1955 г Маленкова освободили от обязанностей главы правительства.

Таким образом, первые попытки десталинизации, развенчании  культа личности Сталина и отказ репрессивных  методов управления обществом закончились неудачей.

Политическое лидерство в СССР перешло к Никите Сергеевичу Хрущеву, который попытался дать оценку политике И.В. Сталина,  подвести итог тридцатилетнему правлению  связанному с его именем.

XX съезд КПСС. Политика управляемой десталинизации

К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек. После XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), развенчавшего культ личности Сталина, масштабы реабилитации были увеличены, миллионы политзаключенных обрели долгожданную свободу.
По горьким словам А. А.

Ахматовой, «две России глянули друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили». Возвращение в общество огромной массы ни в чем не повинных людей поставило власть перед необходимостью объяснить причины, постигшей страну и народ трагедии. Такая попытка была сделана в докладе Н. С. Хрущева на закрытом заседании XX съезда, а также в принятом 30 июня 1956 г.

специальном постанолении ЦК компартии «О преодолении культа личности и его последствий».

Выступление Н.С. Хрущева на XX Съезде КПСС

И в секретном докладе Н. С. Хрущева, и в постановлении ЦК КПСС все сводилось к «деформации» социализма из-за особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И. В. Сталина, выдвигалась единственная задача — «восстановление ленинских норм» в деятельности партии и государства. Это объяснение было, безусловно, крайне ограниченным.

Оно старательно обходило социальные корни явления, поверхностно определенного как культ личности, его органическую связь с тоталитарно-бюрократической природой советской общественной системы, созданной самой компартией.

И все же сам факт публичного осуждения творившихся в стране десятилетиями беззаконий и преступлений высших должностных лиц произвел исключительное по своей силе впечатление, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, его нравственному очищению, дал мощный творческий импульс научной и художественной интеллигенции.

Стал расшатываться один из краеугольных камней в фундаменте государственного социализма — тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.

Инициировав процессы оживления в разных сферах культуры и общественной жизни, руководство КПСС тут же поспешило четко обозначить допустимые границы критики компартии и советского политического режима. В ответ на призывы общественности отменить позорные постановления ЦК по идеологическим вопросам 1946—1948 гг.

было категорически заявлено, что они, несмотря на явные «перегибы» и несправедливые оценки отдельных лиц, «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение».

Систематически разносной критике — за «упаднические тенденции», «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии» — подвергались писатели и поэты (А. А. Вознесенский, Д. А. Гранин, В. Д. Дудинцев, С. И. Кирсанов и др.), скульпторы и художники (Э. И. Неизвестный, Р. Р. Фальк и др.), режиссеры (М. М. Хуциев и др.), ученые-гуманитарии. В 1958 г.

из Союза писателей был исключен как «литературный сорняк» Б. Л. Пастернак за публикацию в зарубежье романа «Доктор Живаго», повествующего о драматической судьбе русского интеллигента в революции и удостоенного Нобелевской премии.
Советская интеллигенция отводила душу в политических диспутах на кухнях собственных квартир и в сочинении огромного количества едких анекдотов.

И все же в этой среде были люди, нашедшие силы открыто отстаивать свои демократические убеждения. С идеологическими отступниками власти не церемонились. В 1957 г. аресту подверглись молодые ученые Р. Пименов и Б. Вайль за написание и распространение послесловия к закрытому докладу Н. С. Хрущева.

Судебный процесс над ними стал первым политическим делом над рядовыми гражданами в хрущевскую «оттепель».
Стремясь преодолеть кризис доверия к КПСС, партийные идеологи подготовили очередную «программу великих свершений», обещавшую полное изобилие материальных и духовных благ не в отдаленной перспективе, а уже «нынешнему поколению советских людей». XXI съезд КПСС (1959 г.

) сделал вывод, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу» и страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма». Развивая эту идею, XXII съезд КПСС (1961 г.) принял третью программу партии, где детально расписывались задачи по построению к 1980 г. в основных чертах коммунистического общества.

Намечалось выйти на первое место в мире по производительности труда и выпуску продукции на душу населения, уровню жизни народа; преобразовать «социалистическую государственность в общественное коммунистическое самоуправление»; воспитать «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Номенклатурное мифотворчество, наложившись на еще не размытую до конца в общественном сознании веру в «светлые идеалы» и позитивные изменения в стране, вызвало последнюю в советской истории волну искреннего энтузиазма довольно широких слоев народа. Это, в частности, нашло отражение в многочисленных трудовых починах, молодежных стройках по комсомольским путевкам, в массовом движении юригад коммунистического труда.

Вопросы и задания:

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:cherenova.ts@yandex.ru

Источник: http://www.cherenova.ru/html/history2/history2_18.htm

Ссылка на основную публикацию