Советская экономика в 1953-1991 гг. — история России

Trojden | Советская экономика в 1953—1991 гг.: Алексашкина Л. Н. — 11 класс

1. Промышленность. В промышленном развитии СССР в эти годы можно выделить пять основных этапов.

На первом этапе (1953—1954) ставка была сделана на приоритетное развитие предприятий группы «Б», повышение стремления рабочих к высокопроизводительному труду через включение фактора личной заинтересованности. Однако поражение Г. М. Маленкова (предлагавшего эти реформы) в борьбе за власть означало неизбежный отход от подобного экономического курса.

На втором этапе (1954—1964) реализовывалась внутренне противоречивая экономическая политика Н. С. Хрущева, сделавшего основную ставку на управленческие реорганизации и развитие внутрирегиональных экономических связей (путем создания совнархозов).

С провозглашением курса на «развернутое строительство коммунизма» роль материальных стимулов оказалась вновь приниженной, что не могло не сказаться на результатах экономической деятельности. Тем не менее именно в конце 50-х — начале 60-х гг.

в СССР были построены экономические основы индустриального общества.

На третьем этапе (1965—1970) начала реализовываться наиболее радикальная реформа в промышленности за все годы советской власти, основным содержанием которой стало усиление экономического стимулирования и относительная демократизация условий планирования. Однако, несмотря на высокие (в сравнении с предыдущим периодом) показатели, реформа уже через несколько лет начала постепенно замедлять обороты. Одной из причин этого стали события в Чехословакии.

На четвертом этапе (70-е — начало 80-х гг.) главным фактором промышленного развития СССР стали увеличившиеся в несколько раз доходы от продажи нефти и газа на Запад в условиях двух поразивших его серьезных энергетических кризисов. Приток значительных средств использовался в большинстве случаев нерационально и в основном для развития военно-промышленного комплекса.

В результате к началу 80-х гг. промышленность страны оказалась в исключительно тяжелом положении. Эффективность общественного производства снизилась к началу 80-х гг. даже в сравнении с не самым благополучным 1975 годом Производительность труда в промышленности за 1975—1980 гг. выросла вместо 34% лишь на 17%. Установка о переводе в течение 70-х гг.

промышленности страны на рельсы интенсификации оказалась невыполненной.

Пятый этап охватывает 80-е — начало 90-х гг., прошедших в поиске путей выхода из надвигающегося кризиса. Как и в прежние годы, надвигавшиеся кризисные явления власть старалась предотвратить при помощи ограниченного использования экономических стимулов. В 1983 г. был начат экономический эксперимент в легкой промышленности и на железнодорожном транспорте, а в 1987 г.

был провозглашен переход от административных к преимущественно экономическим механизмам управления промышленностью. Это означало, по сути, признание властями неэффективности традиционной советской модели экономики. Однако и этого оказалось мало в условиях стремительных перемен, вызванных перестройкой. В 1990 г. был провозглашен переход к рыночной системе хозяйства.

Таким образом, весь опыт советской промышленности в 50—80-е гг. показал, что поступательное ее развитие при сохранении господства государственной собственности, планово-директивной системы управления и отсутствия экономических стимулов к труду было невозможно.

2. Сельское хозяйство. Аналогичные или близкие процессы имели место и в аграрном секторе экономики. В 1953 г. здесь более отчетливо, чем в промышленности, обозначились два возможных варианта развития: интенсивный и экстенсивный.

Первый из них был предложен главой правительства Маленковым, делавшим ставку на материальный стимул для развития крестьянского труда, второй — главой партии Хрущевым, предлагавшим решить проблему нехватки зерна и продуктов питания за счет освоения целинных и залежных земель в восточных районах.

Постановка задачи «развернутого коммунистического строительства» породила у руководства страны уверенность в близости «бесклассового общества». В связи с этим в начале 60-х гг. была усилена борьба с личными подсобными хозяйствами, а также «частнособственническими проявлениями» в сельском хозяйстве.

Эта борьба весьма скоро привела к закономерному результату — резкому снижению производства продуктов питания.

Реформа 1965 г., несмотря на провозглашенные меры поддержки колхозов, не затрагивала основ существовавшего аграрного строя. Более того, постоянная практика списания долгов убыточных колхозов, огромные капиталовложения, введение пенсий колхозникам способствовали усилению иждивенческих настроений на селе.

Несмотря на то что за 1965—1982 гг. в сельское хозяйство было вложено около 450 млрд рублей, отдача от этого сектора экономики снижалась с каждым годом. Если в 1965 г. фонд оплаты труда в колхозах составлял 64% их валового дохода, то в 1978 г. — 77%, а в 1980 г. — 96%. Ряд отраслей аграрного производства в 70-е гг.

стали убыточными.

Не привела к положительному результату и попытка укрупнения колхозов, призванная увеличить экономические показатели. Если в 1928 г. на колхоз приходилось в среднем 13 дворов, в 1940 г. — 79, то в 1980 г.

уже около 500! Причем некоторые из таких колхозов охватывали от 10 до 50 населенных пунктов. В результате они стали неуправляемыми.

Поскольку средств у колхоза-гиганта хватало лишь на поддержание 3—5 крупных населенных пунктов, началось переселение в них жителей окрестных сел. Это вело к запустению сотен деревень.

С середины 50-х гг.

наметилась еще одна негативная тенденция — преобразование колхозов (с их колхозно-кооперативной собственностью) в совхозы (с государственной собственностью), что, по сути, являлось курсом на постепенное огосударствление аграрного сектора.

В результате к середине 80-х гг. почти каждый третий колхоз стал совхозом. Однако снабжение населения продуктами питания от этого лучше не стало. Для решения этой задачи в 1982 г. власти были вынуждены принять специальную Продовольственную программу.

В 1985—1991 гг. политика в области сельского хозяйства претерпела серьезную трансформацию. Вначале власти посчитали, что ситуацию изменит введение единого органа управления сельским хозяйством (Госагропрома).

Читайте также:  Второй этап смуты. двоевластие василия шуйского и лжедмитрия ii - история России

Когда этого не произошло, было принято решение о частичной «деколлективизации» аграрного сектора и была разрешена долгосрочная аренда земли (причем с согласия колхозов). Однако частная собственность на землю не была узаконена.

Это оставалось главным тормозом на пути радикальных рыночных преобразований на селе.

ИЗ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ СССР 1962—1964 гг.

Статья 12. Необходимость в личном подсобном хозяйстве колхозников постепенно будет отпадать, когда общественное хозяйство колхозов сможет полностью заменить его…

Статья 14. Допускается в пределах, установленных законом, мелкое хозяйство некооперированных крестьян, кустарей и ремесленников, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

3. Теневая экономика. Одной из важнейших особенностей экономики СССР в 60—80-е гг. стало формирование и бурное развитие ее теневого сектора.

Главная причина этого явления состояла в том, что по советскому законодательству всякая частная производственная, финансовая и торговая деятельность, предусматривавшая извлечение дохода, была запрещена.

Лишенные материального стимула к труду, но имеющие в силу должностного положения доступ к материальным ценностям или средствам производства, нечестные, но обладавшие деловыми наклонностями люди занимались производством или продажей неучтенного сырья и продукции, наживая на этом огромные состояния.

По данным Академии МВД СССР, мошенничество и воровство стали в это время сферой профессиональной деятельности. 70-е — начало 80-х гг. было временем массовых приписок в отчетности практически во всех сферах экономической деятельности.

В строительстве они достигали 70% стоимости фактически выполненных работ, в добывающей промышленности — до 40%, в сельском хозяйстве — от 20 до 50%, а на транспорте — до 100%. Убытки, наносимые ими экономике страны, к середине 80-х гг. составляли до 60 млрд рублей ежегодно.

По данным КГБ, в это время 30—35% доходов теневого капитала уходило на подкуп партийных и государственных чиновников, руководителей предприятий. В результате в теневую экономическую деятельность оказалась вовлеченной и часть партийно-государственной номенклатуры. Она представляла собой к началу перестройки достаточно влиятельный слой, заинтересованный в смене власти. Их экономические позиции еще более укрепились в 1989—1991 гг. в связи со снятием ряда ограничений на формы экономической деятельности.

4. Наука и техника. Фундаментальная наука всегда была предметом особого государственного внимания в СССР. Разрабатывались преимущественно те направления, которые могли обеспечить наиболее значительную отдачу в деле обороноспособности страны. Такими направлениями в 40—80-е гг. стала разработка ядерного оружия и средств его доставки.

Летом 1953 г. было проведено успешное испытание термоядерной бомбы, одним из главных разработчиков которой был А. Д. Сахаров. Летом 1954 г. пуском первой в мире атомной электростанции в Обнинске был подведен итог работы группы Н. А. Доллежаля.

В 1956 г. была присуждена Нобелевская премия по химии одному из крупнейших советских ученых академику Η. Н. Семенову, положившему начало новой науке — химической физике. В том же году были проведены первые испытания турбореактивного самолета Ту-104.

Ю. А. Гагарин

В декабре 1957 г. был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», а также запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон (руководитель проекта В. И. Векслер). Событием мирового значения стал запуск 4 октября 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли на ракете-носителе, созданной С. П. Королевым.

Началось строительство речных судов на подводных крыльях — «Ракет». В 1958 г. Нобелевская премия по физике была присуждена И. Е. Тамму, И. М. Франку и П. А. Черенкову за открытия в области физики нейтронов, позволившие создать реакторы на быстрых нейтронах. С 1959 г.

началась серия запусков космических аппаратов в сторону Луны, в том же году доставивших на естественный спутник Земли вымпел СССР и впервые сфотографировавших ее обратную сторону. В 1960 г. советскими учеными был создан первый в мире лазер. 12 апреля 1961 г. советский космонавт Ю. А.

Гагарин стал первым человеком, преодолевшим земное притяжение и побывавшим в космосе. В 1962 г. Нобелевской премии по физике был удостоен академик Л. Д. Ландау — крупнейший ученый в области физики плазмы. В 1963 г. состоялся первый в мире полет в космос женщины — В. В. Терешковой. В 1964 г. Нобелевской премии были удостоены Н. Г. Басов и В. В.

Прохоров — основоположники квантовой электроники. В 1965 г. космонавт А. А. Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос. В 1969 г. советская ракета доставила на Луну автоматическое устройство «Луноход», при помощи которого велась телевизионная съемка поверхности Луны.

Одновременно осуществлялись большие работы по созданию пилотируемых космических станций «Салют», а затем «Мир». В 1975 г. была введена крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10». Был осуществлен первый в истории совместный космический полет советских и американских космонавтов по программе «Союз — Аполлон».

Нобелевская премия в области экономики была присуждена Л. В. Канторовичу за разработку теории линейного программирования. В 1977 г. атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг географической точки Северного полюса.

Последним крупным достижением в технической сфере стали работы по созданию многоразового космического корабля «Буран», прошедшего испытательные полеты уже в годы перестройки.

5. Социальная сфера. Особенностью советской экономической системы было выделение на социальные потребности и благосостояние людей лишь тех ресурсов, которые оставались после чисто производственных затрат. Даже в середине 80-х гг.

, после первых результатов «широкомасштабного экономического эксперимента», направленного на стимулирование производства предметов потребления, легкая промышленность страны давала 14—18% от всего объема промышленной продукции, в то время как на ее развитие отпускалось 3—4% от общего объема капиталовложений.

Читайте также:  Личность николая подвойского - история России

Доля общего фонда заработной платы в национальном доходе, созданном в промышленности, за 120 лет статистических исследований практически не изменилась, колеблясь в пределах 60—80%.

В том числе в США она равнялась 65% в 1970 г. и 64% в 1985 г. В СССР этот показатель в 1960 г. составлял 32,2%, а в 1985 г. — 36,6%.

Столь низкая доля оплаты труда в чистой продукции ни с экономической, ни с социальной точки зрения оправдания не имела.

Неуклонно росли цены на товары и услуги. Ежегодно прирост бюджета от этих поступлений составлял до 25 млрд рублей (при 600 млрд рублей национального дохода).

Статистика давала весомые цифры жилищного строительства. Например, за период 1971 — 1985 гг. в СССР было введено в действие жилых домов общей площадью свыше 1500 млн кв. м, что позволило улучшить жилищные условия 150 млн человек. В СССР ежегодно сооружалось 130 млн кв. м жилья, на эти цели из года в год выделялось 2% валового продукта.

Запущенное состояние здравоохранения привело к тому, что к началу 80-х гг. СССР занимал 35-е место в мире по продолжительности жизни, а по детской смертности 51-е.

Таким образом, экстремальная экономическая система, созданная для построения основ индустриального общества, выполнив свою историческую задачу, нуждалась в серьезном обновлении.

1. В чем вы видите главную причину кризиса классической советской экономической системы? 2.

Как вы понимаете сущность нового качественного этапа развития советской экономики, связанного с построением экономических основ индустриального общества? 3. Какие неремены в связи с этим должны были произойти в социальной сфере? 4.

Можно ли было добиться реального экономического прогресса в рамках существовавшей экономической системы? Что в ней необходимо было менять?

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-11-class-aleksashkina-2010/39

Книга Экономическая история России. Содержание — 48. «Перестройка» советской экономики и ее итоги (1985–1991 гг.)

К середине 1980-х гг. в Советском Союзе застойные явления в национальной экономике только усилились. Возникла некая разбалансированность хозяйства, которой до определенного момента особого экономического значения не придавалось.

Существующая в СССР командно-административная система как могла сглаживала негативные стороны с помощью фиксированной низкой заработной платы наибольшей части работающего населения; путем жесткого контролирования внутренних цен; продажей природных богатств страны (нефти, газа, древесины и др.

); попытками наладить положение проводимыми денежными реформами.

К 1985 г. экономическое положение страны находилось в критическом состоянии. За последние 15 лет в 2 раза сократились темпы прироста национального дохода. Начался процесс экономической стагнации, т. е. налаженный механизм народного хозяйства перестал развиваться.

Все более увеличивался отрыв СССР от стран Запада, в которых государство было заинтересовано в повышении эффективности производства, в развитии научно-технической базы и применении новейших разработок техники и технологии, а также в повышении качества выпускаемой продукции.

Застойные явления в экономике сказались и на жизни советского общества. На развитие социальной сферы стали поступать средства. Результатом стало заметное отставание социальной сферы по многим параметрам, таким как техническое оснащение, квалификация кадров, качество проводимой работы.

В обществе пошатнулись «коммунистические» и нравственные ценности. На первый план для народа выступил материальный аспект жизни взамен пропагандируемой идеи об империалистической угрозе и чужой западной культуре.

Это способствовало росту дефицита и низкого качества отечественной продукции массового потребления.

Изменения в стране происходили на фоне борьбы за власть, которую вели меж собой представители кремлевского «Олимпа». На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г.

был поставлен вопрос о дальнейшем развитии СССР в социально-экономическом плане.

Когда руководство страны осознало, что ускорять больше нечего, то было принято решение о введении политики перестройки, о которой было официально заявлено на очередном съезде КПСС, проведенном 25 февраля – 6 марта 1986 г.

Второй причиной начала перестроечных перемен послужила внешнеполитическая деятельность Советского Союза. Пришедший к власти в США Рональд Рейган в борьбе с СССР за власть на международной арене сделал ставку на гонку вооружений. Это самым негативным образом повлияло на развитие экономики в СССР.

К 1985 г. на военно-промышленный комплекс в нашей стране приходилось до 84 % экономики. На военные нужды тратилось 200 млрд руб., что превышало те же затраты в период Великой Отечественной войны на 12 %.

Оказывая влияние на страны – участницы НАТО, США добились от тех увеличения военного бюджета, подстегивая советское государство к дальнейшему увеличению военных затрат. Помимо всего перечисленного, СССР тратил огромные средства на помощь странам соцлагеря, оказывая им всяческую поддержку.

Огромные расходы подрывали и без того нерентабельную экономику, определив тем самым ее дальнейший «перегрев».

С наступлением второй половины 1980 г. в жизни советского общества наступил серьезный перелом. Кризис командно-административной системы и падение авторитета СССР в восточноевропейских странах предопределили коренные преобразования советской системы. Начало перестройки связано с подготовкой реформ по всем направлениям, инициатива подготовки которых шла сверху.

Руководством КПСС для осуществления реформ были созданы 3 комитета: аналитический, занимающийся критикой системы; перспективный элемент, в задачи которого входило планирование необходимых целей и связанных с этим действий; тактический элемент – занимался механизмами достижения целей. Цель перестройки – переход к гуманитарному социализму. 10 марта 1985 г.

ЦК КПСС возглавил новый генеральный секретарь М.С. Горбачев.

Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. впервые раскрыл наличие в Советском Союзе социальных и экономических проблем. М.С. Горбачев отметил, что в стране назрела критическая обстановка. Особенно тяжело было сельскому хозяйству, терявшему до 30 % своей продукции.

Читайте также:  Аккерманская конференция 1826 г. - история России

Ежегодно при транспортировке и заготовке скота потери составляли 100 тыс. т продукции, овощей – 1–1,5 млн т, а рыбы – 1 млн т.

На этом пленуме было предложено активно взяться за техническое перевооружение и модернизацию производства, прежде всего за ускоренное развитие машиностроения, на которое возлагались определенные надежды как на основу всего перевооружения народного хозяйства. Отсюда и пошло так называемое ускорение. В 1986 г.

была принята программа «Интенсификация-90», в рамках которой предполагалось опережающее развитие технологической отрасли в 1,7 раза по отношению к другим отраслям. Такая инвестиционная диспропорция привела к упадку неприоритетных промышленных отраслей.

Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин.

В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства.

В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон.

За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд руб.

На XXVII съезде КПСС в 1986 г. государство приняло ряд социально-экономических программ, направленных на проведение новой структурной и инвестиционной политики («Жилье-2000» и др.). В том же году был принят и не столь успешный Закон о госприемке.

19 ноября 1986 г. состоялось принятие Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Это было важным и решительным шагом для советского государства, прежняя идеология которого начисто отметала создание каких-либо частных, совместных предприятий. 5 февраля 1987 г.

было издано Постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», согласно которому государство планировало с помощью кооперативов залатать образовавшуюся брешь в производстве этих товаров, которая образовалась на госпредприятиях. 26 мая 1988 г. принят еще один судьбоносный Закон СССР «О кооперации в СССР».

Согласно нему кооперативы могли заниматься любым не запрещенным видом деятельности (в том числе торговлей).

13 января 1987 г. Советом Министров СССР было принято постановление № 48. По нему разрешалось создание совместных фирм, участниками которых являлись советские организации и представители зарубежных организаций.

С постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 11 июня 1987 г. № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчет и самофинансирование», а также принятым 30 июня 1987 г.

Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» начался новый этап в советской экономике. Теперь предприятия после выполнения госзаказа могли реализовывать свою продукцию по рыночным ценам. Вместе с тем активно сокращались государственные министерства и ведомства.

Трудовые коллективы государственных предприятий получили право самостоятельного выбора руководства, влияя тем самым на изменение оплаты труда. Но повышение заработной платы было совершенно не обеспечено присутствием соответствующего объема товаров на потребительском рынке.

Политика самофинансирования на основе хозрасчета проникала во все отрасли народного хозяйства.

26

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/istoriya/book/ekonomicheskaya-istoriya-rossii/content/2532405-48-perestroyka-sovetskoy-ekonomiki-i-ee-itogi-19851991-gg/

Советская экономика в 1953- 1991годы

Промыш-

ленность

Маленков: развитие предприятий группы «Б» (предметов потребления).-высокая производительность труда за счёт материальной заинтересованности

Хрущёв: противоречивая экономика.

— развитие внутрирегиональных экономических связей

( совнархозы)1957г.-переход с отраслевого управления на территориальный.

Реформа внесла неразбериху.60-е годы — курс на коммунизм привел к снижению материальных стимулов.Диспропорция в промышленности:Группа «А» -производство средств производства, группа предприятий «Б» — производство предметов потребления(отставание группы «Б»)1951-1955 –V пятилетний план1956-1960 –незавершённая VI пятилетка1959-1965 семилетний план.

1962г –восстание в Новочеркасске(танки1965-1970гг— радикальная экономическая реформа(Косыгин) в промышленности за все годы советской власти. СУТЬ:-Возврат к отраслевой системе управления промышленностью-Внедрение элементов хозрасчёта при сохранении к-а-системы.-Главный показатель –реализованная продукция.

-Усиление экономического стимулирования- Демократизация условий планирования

^

-партийное руководство реформу не поддержало,-приоритет идеологии над экономикой.

70-80 годы –главный фактор пром. развития- продажа нефти и газа на Запад(там –энергетический кризис).Вырученные деньги шли на развитие военно-промышленного комплекса. Промышленность – в тяжёлом положении.

60-80-егоды –развивается теневая экономика. (ч.предпринимательство запрещено, материальных стимулов нет, отсюда мошенничество, воровство, массовые приписки во всех сферах экономики (причастен и партаппарат)

^

— снижение темпов экономического .развития-отставание в НТП-приоритет экстенсивного развития

Причина: отрицание основ рыночного хозяйства, неэффективность советской , экономической системы

Поиск выхода из тяжёлого положения.

1985г –курс на ускорение социально-экономического развития не дал результатов средствами традиционных командно-административных мер.(человеческий фактор)

^ :1987г. переход от административных к экономическим механизмам управления промышленностью: самостоятельность предприятий, хозрасчёт, сокращение плановых показател.

1987г. – закон «О гос. предприятии» — начало развития частной инициативы. 1988г. закон «Об индивидуальной трудовой деятельности, «О кооперации».Но ситуация в н/х продолжает ухудшаться.Признание неэффективности традиционной советской модели экономики.1990 г. – провозглашён переход к рыночной экономике.Правительственная программа Рыжкова, Абалкина- поэтапное введение рынка -6 лет, Программа «500дней» Шаталин, Явлинский – быстрый переход к рынку 1,5 года. Программы не получили поддержки.Вывод: развитие экономики при господствегосударственной собственности, планово-директивной системы управления и отсутствие экономических стимулов к труду было невозможно!

Источник: http://pochit.ru/ekonomika/44525/index.html

Ссылка на основную публикацию