Социально-экономическое развитие восточнославянских земель в 6-9 вв. — история России

Развитие феодальной системы хозяйства на украинских землях (VI-XV вв) Достопримечательности экономической мысли, Экономическое развитие восточнославянских племен (VI — IX вв) — История экономики и экономической дум мКи Библиотека украинские учебникииків

Социально-экономическое развитие восточнославянских земель в 6-9 вв. - история России

ГлавнаяПолитэкономияИстория экономики и экономической мыслиПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Развитие феодальной экономики на территории Украины был органической частью общеевропейского процесса, однако имел некоторые особенности, главными из которых являются хронологически позже завершения формирования зри илои феодальной экономики, утверждения в XVI и сохранение до середины XIX в феодально-крепостнического хозяйства, медленный процесс становления рыночной экономики (Украина считают страной так званог в второго эшелона предпринимательского развития).

Вопросы периодизации феодальной экономики на территории Украины остается дискуссионным. Распространен разделение на следующие периоды:

o VI в — 30-е годы XII в период становления (генезиса) феодальной экономики. Включая два этапа:

1) VI-VIII вв — в пределах государственно-племенных объединений склавинов и антов (VI-VII вв) и государственных образований-княжеств за общим названием»Русская земля»(VIII-IX вв);

2) в условиях. Киевского государства (882 г — 30-е годы XII в)

У восточных славян сформировалась собственная модель генезиса феодальной экономики феодализации происходила медленно на основе разложения первобытнообщинных отношений, а следовательно, малая общинногенний характер. Рабство и существовало как патриархальное. Рабовладельческое экономика не сложиласьася.

o XII-XV вв — период развития феодальной экономики.

В современной историко-экономической литературе распространено мнение, что на территории Украины формирования зрелой феодальной экономики завершилось в XII — первой половине XIV в во времена политической раздробленности (Киевское,. Галицкое,. Волынское,.

Переяславское,. Чернигово-Северское княжества) и. Галицко-Волынского государства (1199-1349). Некоторые ученые утверждения зр бедствий феодальных отношений связывают с польско-литовским временем второй половины XIV-XV сV ст.

o XVI-XVIII вв — развитие феодально-крепостнической экономики в условиях становления рыночной экономики

o. Последняя треть XVIII — первая половина XIX в — кризис феодальной экономики и развитие рыночной экономики как уклада

531 Экономическое развитие восточнославянских племен (VI — IX в)

В VI в утверждается название»славяне»Это отмечают византийские авторы, в том числе. Иордан в труде»О происхождении и деяниях готов»(551) и. Прокопий. Кесарийский в»Истории войн»(550 — 554) 1. В пер период. Великого переселения народов в V-VII вв сформировались три большие ветви славян: восточные, западные, южныеслов'ян: східні, західні, південні.

В VI-VII вв на территории Украины известны три восточнославянских археологические культуры: пражская, которую связывают с племенами склавинов, территория которых занимала лесостепную Украины (распространилась также на то еритории. Словакии,.

Чехии и. Моравии) пеньковская, население которой, известное под названием анты, жило между средним. Днепром и средним и нижним. Днестром, колочинская на территории. Верхнего. Поднепровья и бассейнов. Десны и.

Сейма, а также на землях балтов и угрофинив.

Название»анти»в первые годы VII в исчезает. Считается, что антский политический союз был разгромлен аварами, часть антов переселилась на. Балканы, другая — объединилась со склавинами, приняв их название

Это был период ранньоцивилизацийних обществ, в которых начался переход от территориальной земледельческой общины к сельской территориальной общины, называлась вервь («мир»,»Люди») с алодиальною собственностью отдельных домохозяйств.

Общество состояла из дворов (10-15 дымов-хозяйств малых семей одной большой патриархальной семьи), объединенных соседством и экономическими связями. В исторической литературе двор описывается как единый самостоятельный жилищно-хозяйственный комплекс с полями, сенокосами, лесами, реками, озерами и т.д..

Большинство ученых утверждает, что земля переходила во владение малых семей, которые образовывали самостоятельные хозяйства (домохозяйства) и вытесняли большие патриархальные семьи. Лишь отдельные сельскохозяйственные работы выполнялись в союзе. Альенде (выпас, лугами, леса мы, водоемами) общинники пользовались совместно.

Общество сохраняла право собственности на землю, выполняла административно-судебные функции. Развивалось имущественное и социальное расслоение, связанное с фор нием институтов княжеской власти, образующих старейшин с родоплеменной верхушки и дружинной организации.

Политический строй славянских племен раннего средневековья имел признаки государственных образований (тер иториальних военно-политических союзових воєнно-політичних союзів).

В VIII-IX вв на основе племенных союзов, известных по этнополитической картой»Повести временных лет»1, формируются территориальные объединения — земли-княжества. Политическая федерация союзов племен (полян,.

Север ян, древлян, уличей) известна в исторической литературе как государственное образование. Русская земля с центром в. Среднем. Поднепровье. Тогдашний общественно-политический строй имел характер военной демократии.

Восток нословьянськи племена на территории Украины представлены археологическими культурами типа. Луки-Райковецкой, волинцивськои,. Роменскийої, роменської.

Продолжалось переходный период утверждения сельской территориальной общины-верви с экономически самостоятельными домохозяйствами и алодиальною частной земельной собственностью.

Аграрные отношения характеры изувалы»окняжиння»(огосударствление) земель в пределах отдельных княжеств, развитие частно-индивидуального хозяйства, усиление земельного неравенства, преобразования крупной земельной собственности на главный богатство, сохранение собственности общины на пахотные земли и. Альенде.

Формировались отношения личной зависимости и подданства; углублялось имущественное и социальное расслоение.

Продолжался процесс форми ния племенной и военной знати — она ??обогащалась, присваивая значительную часть военной добычи, захватывая земли общины, взимая дань с населения, вследствие развития внутренней и внешней торговли. Было распространено рабство, имело ярко выраженные патриархальные признаки, источником его были войны. Рабом мог быть только иноплеменныхше іноплемінник.

В сельском хозяйстве распространилось пашенное земледелие с двупольные системой. Ремесло было самостоятельным видом деятельности; формировались специализированные ремесленные центры.

Появились укрепленные поселения — гора одища, или протогорода (первобытные города). Они были административными, военными, религиозными центрами племенных княжеств и сельскохозяйственной округи.

Распространялась ремесленная и торговая хозяйственная деятельность в протогородастах.

Торговлю восточнославянских племен в научных трудах называли торговлей»арабского периода», поскольку она имела транзитно-посреднический характер между. Арабским. Востоком и. Византией, а также. Северо-В необходимость. Европой.

Один из древнейших торговых путей -«из варяг в греки»- совмещал. Балтийское море с. Черным. Главными предметами торговли славян были мех, воск, мед, рабы.

Ввозили дорогие тканей и, книги, вино, столовая посуда из глины, стекла и металла, бусы, жемчуг, бронзовые фибулы, янтарь, оружие, овощи, пряности, зброю, овочі, прянощі.

Ученые считают, что вече племени распоряжалось племенным сокровищем (зародыш казны), куда передавали часть военной добычи, поступлений от пошлин, судебных штрафов, дани. Часть поступлений сосредоточила ася княжеской казне, в которую поступала продукция собственного хозяйства князейя.

Таким образом, хозяйство восточнославянских племен характеризовалось переходом к территориальной громаде с частной земельной собственностью и индивидуально-частным хозяйством, развитием ремесла, м городов и торговли. Начался процесс формирования феодальных относин.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/politekonomia/istoriya_ekonomiki_ta_ekonomichnoyi_dumki_-_kozyuk_vv/rozvitok_feodalnoyi_sistemi_gospodarstva_ukrayinskih_zemlyah_vi-xv_pamyatki_ekonomichnoyi_dumki.htm

План-конспект урока по истории (10 класс) на тему: Урок истории по теме «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.» 10 класс

Урок  истории        «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.»          10 класс

                                                     Шембелиди Елена Григорьевна – учитель истории

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный, письменный.

Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян в VIII – IХ  вв.

Задачи урока:

 образовательные задачи:

— выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;

— охарактеризовать хозяйственную  жизни  славян;

— изучить  общественный  строй  восточных славян;

— рассмотреть особенности славянской религии.

  развивающие задачи:

— развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме

— продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа

-развивать умение работать в группах.

   воспитательные задачи:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

воспитание коллективизма, товарищества.

План урока:

I.  Повесть временных лет

II.  Восточнославянские племена в VIII-IХ вв.

III. Славяне и их соседи

IV. Хозяйство восточных славян.

V.  Путь « Из варяг в греки »

VI.  Предпосылки к образованию государства

VII.  Общественный строй восточных славян

VIII.  Религия восточных славян

IХ.   Рефлексия

Ход урока:

Мотивация – просмотр видеофрагмента ( слайд 6)

Социологические опросы показывают резкое возрастание интереса россиян к древнерусской истории.  С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?»

( Учащиеся высказывают свои предположения.)

 Обобщив ответы  обучающихся, преподаватель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.

Давайте вместе сформулируем задачи урока

( учащиеся высказывают свои предположения)

I. Повесть временных лет

 Нестор- самый знаменитый монах Киево-Печерского монастыря . На рубеже XI-XII вв. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет», в которой рассказал о наших предках.  Первыми словами летописи Нестора было: Откуда есть пошла Русская земля…

Нестор удивительно точно определил истоки восточного славянства. Он поместил славян на Дунае, посчитав эту территорию прародиной славян. Особенно подробно рассказывает Нестор о восточнославянских племенах накануне их объединения в единое государство. (слайд 4-5)

II. Восточнославянские племена в VIII-IХ вв.

 В VIII в. образовалось около 15 племён восточных славян. (слайд 7-9)

Заполнение учащимися таблицы «Расселение восточнославянских племён в VIII-IХ вв. »

Название племени                                  Территория расселения

III. Славяне и их соседи

Между славянами и окрестными племенами случались столкновения, но в основном отношения были мирными и добрососедскими.

На рубеже VII – IХ вв. поляне освободились от власти хазар и перестали выплачивать им дань. С мечом в руках поляне отстояли независимость своих земель.

Читайте также:  Причины установления власти иосифа сталина - история России

Племена радимичей , северян и вятичей ещё оставались в зависимости от Хазарии.

    Нестор красочно описывает освобождение полян от хазарской неволи. Когда хазары в очередной раз потребовали у славян дань от дыма, т.е. от каждого дома, то в ответ получили меч.

Хазарские вожди сказали своему кагану: Не добра дань та, княже: мы доискались её оружием, острым с одной стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель.

    Хазары отступились. За этой легендой стоит суровая реальность – упорная борьба полян за независимость своих земель.

Южными соседями славян были – греки и Византия. ( слайд 10-11 )

IV.  Хозяйство восточных славян.

Стр. 28-29 – работа с учебником

Вопросы:

—  перечислите основные  виды занятий восточных славян

— назовите предметы хозяйственной деятельности восточных славян

Плодородные почвы и климат способствуют развитию земледелия. А также скотоводства, охоты, рыболовства и пчеловодства.

Идёт ранняя специализация ремёсел: древоделие, гончарное и кожевенное дело.

Залежи железа благоприятствуют развитию кузнечного дела.

Из-за нахождения Киева на торговом пути «из варяг в греки», развивается торговля.

Основными предметы хозяйственной деятельности восточных славян были:
рало, борона, борть, жернова. (слайд 13)

ФИЗМИНУТКА

V.  ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

       — это название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. (Балтийское м. — Нева — Ладожское оз. — Волхов — оз.

Ильмень — Ловать — Днепр — Черное м.). Он сыграл важную роль в становлении древнерусской государственности, в частности — в формировании раннегородс-ких центров (Ладога, Новгород, Смоленск, Киев).

     ( слайд 19)

VI.   Предпосылки к образованию государства

VII.  Общественный строй восточных славян

VIII.  Религия восточных славян

Мы живем в государстве Россия. Это привычное и родное нам название. Я думаю, что каждый из Вас задумывался над тем, а откуда появилось это название, когда и как сформировалось государство. Оказывается этими вопросами ученые — историки занимаются уже давно.

Одни считают, что государство восточным славянам принесли варяги, и связывают это с началом правления варяжского князя Рюрика в IXв. , который был основателем династии Рюриковичей и термин «русь» скандинавского происхождения.

Варяг еще называют норманнами, поэтому сторонников этой позиции называют норманнистами, а теорию норманнская. К ним относились немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что сами славяне не могли создать свое государство. А вот выдающийся ученый М. Ломоносов был антиннорманистом и доказывал, что к IXв.

до появления варяг у восточных славян были все условия для создания государства и происхождение слова «Русь» связывал с названием реки Рось и племенем сарматов, которых называли «россоланами».

 Из истории создания государств у других народов мы знаем, что прежде чем образовывались государства, обществу необходимо было пройти определенные этапы развития, необходимы были предварительные условия для этого или как их называют предпосылки.

Работа в группах.

1-я группа

Стр. 29-31 , выписать предпосылки образования  государства.

2-я группа

Стр. 31-32, охарактеризовать общественный строй восточных славян

3-я группа

Стр. 34-35, охарактеризовать религию восточных славян

Выступления по одному представителю от групп

Предпосылки к образованию государства ( слайд 15)

политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати — князь, дружина, появление системы правления);

экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);

социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);

внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей — кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов).

Общественный строй восточных славян (слайд 16-18)

К концу 9 в. сложилась четкая иерархия  общества:

На его вершине – князь, в чьих руках сосредоточилось все управление.  Он опирался на преданных ему воинов- дружинников. Рядом с князем выделялся воевода –предводитель племенного войска. Личная охрана князя – отроки (младшие дружинники).

Обособилась и племенная знать – главы родов, больших и сильных патриархальных семей

Они были помощниками и советниками князя ( из их числа формировались будущие бояре).

  • Основную часть племени составляли свободные люди – смерды
  • Наиболее зажиточные  назывались мужами
  • Вои – снаряжали себя для военных предприятий
  • Челядь – женщины, дети, подчинявшиеся мужам
  • В семьях появились слуги:

                                — Сироты

                                — Холопы

                                — Убогие

                                —  Скудные

                                — Нищие

Религия восточных славян ( слайд 20-21)

  • Религией славян было – язычество, многобожие.
  • Все славянские боги, входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род) . Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян: Перун — покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного огня, Велес — черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости и магии, Стрибог — бог ветров.
  • Славянские идолы — каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. Волхвы — жрецы, служители религиозного культа.

IХ.   Рефлексия

1.В каком веке была написана летопись «Повесть временных лет»?

       а) в 10 в.         в) в 12 в.

       б) в 11 в.         г) в 13 в.

2. Назовите самый мощный племенной союз восточных славян, центром которого стал город Киев?

         а) словене

         б) поляне

         в) древляне

         г) северяне

3. Предводитель племенного войска у восточных славян 

         а) князь

         б) воевода

         в) отрок

         г) смерд

4. Бог Вселенной у восточных славян

         а) Сварог

         б) Перун

         в) Хорс

         г) Стрибог

Х. Домашнее задание.

& 2, вопросы 1,2, 4, 8,9

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/04/12/urok-istorii-po-teme-vostochnye-slavyane-v-viii-ih-vv-10-klass

Читать

В то время, когда такое имя, как «Русь» закрепилось у восточных славян, т. е. к VIII в., их жизнь претерпела большие изменения.

В «Повести временных лет» неоднократно упоминается, что накануне объединения большего числа восточнославянских племен под властью Киева насчитывалось по меньшей мере 15 крупных племенных союзов, каждый из которых включал в себя 120–150 отдельных племен, состоящих из огромного количества родов и занимающих значительную территорию.

Самым мощным племенем считались поляне с центром в городе Киев. К северо-западу от них жили древляне – жители лесов. На север от полян вокруг городов Ладоги и Новгорода располагались новгородские словене. На северо-востоке жили вятичи, главными городами которых были Ростов и Суздаль.

В верховьях рек Волги, Западной Двины и Днепра располагались кривичи. Племена, обитающие в бассейне Западной Двины, получили название полочане. Их главным городом стал Полоцк. К востоку от полян проживали северяне. Позже их главным городом стал город Чернигов. По берегам рек Сож и Сейм располагались радимичи.

Между реками Днестром и Дунаем расселились уличи и тиверцы. К западу от полян обитали волыняне и бужане.

Обладая немалой силой, а также имея численное преимущество, восточнославянские союзы племен подчиняли окрестные народы, облагая их данью. Иногда возникали междоусобицы, но, несмотря на это, отношения были добрососедскими.

Собирая дань с соседних племен, часто и сами славяне находились в даннической зависимости от более мощных окрестных соседей. К примеру, поляне, северяне, радимичи, вятичи до конца VII – начала IX вв. находились в зависимости от хазар.

Поляне, присоединяющие к себе восточнославянские земли, облагали данью радимичей, вятичей.

Археология помогает не только определить территории расселения тех или иных восточнославянских племен, но и их основные занятия. Главным хозяйственным делом было земледелие. Во многих местах раскопок обнаружены семена злаков (пшеницы, ячменя, проса), а также огородных культур.

Прежде чем говорить о хозяйстве восточных славян, следует отметить и тот факт, что специфика развития того или иного промысла напрямую зависит от природно-климатических условий, численности племен, плодородия участков и других факторов.

Поэтому в это время наиболее развитым районом было Среднее Поднепровье, которое славилось черноземными землями, благоприятным климатом. На торговой «днепровской» дороге сосредотачивалось наибольшее количество населения. Сама местность способствовала развитию древних традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством.

Происходило совершенствование железоделательного и гончарного производства, давая начало новым ремесленным специальностям.

На землях новгородских славян находилось большое количество рек и озер, имелась хорошая разветвленная водная транспортная система.

Основными транспортными направлениями являлись Балтика, днепровская и волжская дороги. Быстрыми темпами развивались мореходство, торговля, различные ремесла.

Новгородско-ильменский край богат лесом, там процветал пушной промысел. Главной отраслью хозяйства здесь издревле считалась рыбная ловля.

Читайте также:  Культура во время феодальной раздробленности, древнерусская литература - история России

Земли восточных славян были весьма различны по степени развития. Несмотря на медленные темпы, был освоен весь комплекс основных хозяйственных занятий и производственных навыков. Если производительность труда носит человеческий фактор, то быстрота их внедрений напрямую зависит от природных условий, количества населения и наличия ресурсов.

Говоря о хозяйственном строе славян, в первую очередь мы имеем в виду главный центр восточнославянских земель – Среднее Поднепровье. Именно здесь благодаря благоприятным природно-климатическим факторам, географическому положению начали интенсивно развиваться основные виды хозяйства.

Каменные и бронзовые орудия сменились на плуг, расширялись пахотные земли. Агрономические наблюдения восточных славян помогали им добиться новых достижений в земледелии. В VII–VIII вв. на смену подсечному земледелию, при котором леса использовались до истощения, а потом забрасывались, пришли двухпольные и трехпольные севообороты.

Со временем урожаи стали более высокими, что положительно влияло на обеспечение жизни людей. Славяне также разводили кур, свиней, крупный рогатый скот. Славяне охотились на оленей, лосей, лесных птиц. Подсобным промыслом выступало рыболовство. Со временем появился новый вид охоты – охота на пушного зверя.

Ценные меха обменивались, шли на продажу, в некоторых племенах облагались данью. Славяне занимались бортничеством, которое приносило воск и мед.

Улучшение условий жизни привело к постепенному распаду единого родового хозяйства. На смену огромным жилищам, вмещающим до 100 человек, пришли небольшие семейные дома, появились отдельные земельные участки.

Происходило зарождение прав частной собственности. Семьи теперь могли больше получать продуктов в ходе своей хозяйственной деятельности, делать определенные накопления. Началось имущественное неравенство.

В VIII– начале IX в. ремесла достигли большого совершенства. Ремесленники селились в многолюдных местах и вблизи с торговыми путями, т. е. там, где было удобно продавать и обменивать свой товар на продукты питания.

Теперь они могли, не занимаясь сельским хозяйством, содержать себя и свою семью. Начали зарождаться города.

Они имели перспективы дальнейшего развития только в том случае, если являлись центром торговли, местом отправления религиозного культа, местом обороны от врагов.

Торговля восточнославянских племен со своими соседями явилась предпосылкой к зарождению в VIII–IX вв. знаменитого пути «из варяг в греки». Этот основной торговый путь способствовал развитию отношений славян с окружающим миром.

Начали появляться такие крупные городские центры, как Новгород, Любеч, Смоленск и Киев.

Существовали также восточные западные и юго-западные торговые пути, которые, пересекая друг друга, крепко связывали восточнославянские земли с государствами Поволжья, Западной Европы, Кавказа, Прикаспия, Средней Азии, Северного Причерноморья.

Итак, восточные славяне перед становлением своей государственности по уровню хозяйственного, политического, общественного и культурного развития находились на среднем уровне, отставая от Англии и Франции.

Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил данный процесс.

Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

Вся древнерусская история построена на основании «Повести временных лет», это и стало причиной разнообразных теорий относительно подлинной российской истории.

Прежде чем говорить об особенностях, следует отметить тот факт, что в IX–XII вв.

Киевская Русь была одним из крупнейших государств Средневековья, на территории которой проживало большое количество этносов, учитывая и то, что государство находилось на стыке «противоположных» миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского.

Таким образом, в отличие от восточных и западных стран процесс зарождения и формирования государственности в Киевской Руси невозможно рассматривать, опираясь только лишь на геополитические и пространственные особенности.

Так как Киевская Русь занимала серединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных географических границ в пределах огромного равнинного пространства, то в ходе своего становления она приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

Одной из основных причин объединения стала потребность в постоянной защите от внешних врагов, потребность, позволяющая разным народам вне зависимости от расового происхождения и типа развития сплачиваться в единое целое.

Так происходило создание сильной государственной власти, представляющей собой механизм регулирования отношений между социальными слоями и классами.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=129971&p=1

Социально-экономическое развитие восточных славян в VI — IX вв

На протяжении VI—IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родо-племенные институты, шёл процесс классообразования. В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI—IX вв.

следует отметить развитие пашенного земледелия и выделœение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделœение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих сосœедскую общину, рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность и использование ими родо-племенных органов управления в целях упрочения своей власти над рядовыми общинниками, уже утратившими родовую сплочённость.

Материалы сравнительного языкознания свидетельствуют, что земледелие издавна было основой хозяйства славян. Археологические данные о земледелии пока немногочисленны, но и они подтверждают господство земледелия в экономике восточных славян и знакомят нас с формами земледельческих орудий и видами сельскохозяйственных культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс, горох, лён и др.).

Первое письменное свидетельство об озимых посœевах относится к серединœе X в. Арабский писатель Ибрахим ибн Якуб говорит: ʼʼ… они (славяне) сеют в два времени года — летом и весною — и пожинают две жатвыʼʼ.

Общие для славянских языков слова ʼʼярʼʼ, ʼʼяринаʼʼ и ʼʼозимьʼʼ, ʼʼозиминаʼʼ позволяют предполагать, что чередование озимых и яровых посœевов в сельском хозяйстве славян применялось значительно раньше.

Наряду с земледелием у славян получило развитие скотоводство. В их хозяйстве разводились лошади, коровы, овцы, свиньи и пр.

Распространёнными промыслами были охота͵ рыболовство и бортничество.

К IX в.

повсœеместно на территории расселœения восточных славян (включая и малоплодородную Новгородскую область) образовалась значительная площадь расчищенных от леса старопахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. С каждым столетием сокращалась роль примитивной и трудоёмкой подсечной формы земледелия и неразрывно связанного с ней коллективного труда и хозяйства членов родовых общин.

Объединœением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя. Таких племён, имена которых уже забыты, было на всœей русской равнинœе, вероятно, 100—200. Каждое из этих племён собирало народное собрание (вече). Постепенно усиливалась власть племенных князей.

Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинœение сильными племенами своих более слабых сосœедей — всё это приводило к укрупнению племён, к объединœению их в более значительные группы.

Русский летописец Нестор не знал мелких восточнославянских племён, а говорил только о крупных их объединœениях: радимичах, кривичах, Древлянах, вятичах.

Описывая время, когда происходил переход от родо-племенных отношений к государству, Нестор отмечает, что в различных восточнославянских областях были ʼʼсвои княженияʼʼ. Это подтверждается и данными археологии. По особенностям погребального обряда можно судить о границах территорий, которые занимали как небольшие племена, так и обширные племенные союзы.

Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе всœе восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжёлом коллективном труде по подсеке и корчёвке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделœение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.

О сдвигах в социально-экономических отношениях к IX — X вв. свидетельствуют изменения в характере погребальных обрядов и форм посœелœений, наблюдаемые почти во всœех славянских землях. Там, где были коллективные родовые усыпальницы, появляются индивидуальные или парные погребения под небольшой курганной насыпью.

Это означает, что отдельные семьи повсœеместно выделились как производственные единицы, разорвав древние родовые связи. Этот общий процесс мог быть только отражением новых явлений во внутренней жизни славян — возникновения сельских сосœедских общин и постепенного перехода к феодализму. Среди археологических памятников IX в. встречаются городища со многими сотнями изб.

Это посœелœения широко разросшихся сельских общин.

Нарушение родовой сплоченности, уход отдельных смердов (крестьян) из общины в неукреплённые починки и заимки, разумеется, ослабляли их сопротивляемость напору дружинников и способствовали прямому подчинœению или экономическому закабалению этих смердов.

Возможно, что одним из первых видов эксплуатации у восточных славян, как и у других народов, была эксплуатация рабов. Но, хотя рабы и работали в феодальных усадьбах на Руси, рабовладение не стало здесь основой производственных отношений.

Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всœемирно-историческом масштабе.

В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

Князь принимающий дань. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в.

В IX—X вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсœеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделœение из их среды знати — бояр и князей.

Известно большое количество дружинных курганов, в которых зарыты оружие и дорогие вещи. Наибольший интерес представляют курганы, находящиеся вокруг больших городов, будущих княжеских столиц — Киева, Чернигова, Смоленска, Суздаля и др.

Городские кладбища насчитывают иногда по нескольку тысяч могильных насыпей.

По богатству положенных с покойниками вещей и по размерам курганов можно разделить их на три группы: курганы простых дружинников, бояр и князей. В курганах двух последних групп встречаются наборы разнообразного оружия и доспехов, серебряные и золотые вещи, дорогие привозные сосуды, остатки сожжённых рабынь и рабов.

Читайте также:  Политическая система и процессы ссср и германии - история России

Для княжеских курганов характерно наличие предметов языческого культа — жертвенных ножей, идолов, священных турьих рогов. Отсюда видно, что князья совмещали функции светских владык и верховных жрецов.

Княжеские и боярские курганы представляли собой огромные земляные холмы, для насыпки которых требовался труд многих тысяч крестьян.

Интересную картину представляют, к примеру, черниговские курганы.

В окрестностях древнего города Чернигова имеется несколько отдалённых друг от друга дружинных кладбищ, на которых находятся погребения рядовых воинов, и несколько крупных боярских курганов с захороненными в них ценными вещами.

Очевидно, часть дружины и боярства жила в самом городе близ князя, а некоторые бояре со своими воинами проживали в загородных сёлах, возможно, являвшихся их вотчинами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на основании анализа погребальных памятников IX—X вв. можно сделать вывод о наличии в это время классового расслоения общества и об использовании господствующим классом феодалов труда зависимых крестьян.

К IX в.

у славян получило значительное развитие ремесло. Кузнецы научились изготовлять не только желœезо, но и высококачественную сталь. Появились серебряных дел мастера, гончары и ремесленники ряда других специальностей. Важным в истории возникновения феодализма является вопрос о времени появления на Руси городов, но он не решён ещё в полной мере историками. В условиях родо-племенного строя существовали определённые центры, где собирались племенные веча, выбирался князь, совершалась торговля, производились гадания, решались судебные дела, приносились жертвы богам и отмечались важнейшие даты года. Иногда такой центр становился средоточием важнейших видов производства.

В древнем Пскове, к примеру, археологами обнаружено много желœезоплавильных горнов.

Большинство этих древних центров превратилось позднее в средневековые города. В IX—X вв. феодалы создали ряд новых городов, служивших как целям обороны от кочевников, так и целям господства над закрепощаемым населœением.

В городах концентрировалось и ремесленное производство.

Старое название ʼʼградʼʼ, ʼʼгородʼʼ, обозначавшее укрепление, стало применяться уже к настоящему феодальному городу с детинцем-кремлём (крепостью) в центре и обширным ремесленно-торговым посадом.

При всœей постепенности и медленности процесса феодализации можно всё же указать определённую грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является IX столетие.

Сведения восточных авторов, восходящие в своём большинстве к источникам IX в., дополняют данные археологии. Из арабских, среднеазиатских и персидских сочинœений мы узнаём о том, что славяне занимались земледелием, что у них достигло значительных размеров бортничество (у одного владалывд, было до сотни ульев).

Особенно интересны данные о социальных отношениях у восточных славян. ʼʼУ русов существует класс рыцарейʼʼ,— сообщает безымённый среднеазиатский географ.

Другие авторы говорят о делœении славян на простых и знатных, о князе, собирающем дань, творящем суд, имеющем в своём подчинœении ʼʼправителœей отдалённых областейʼʼ, распоряжающемся конницей.

Часть крестьян, как можно полагать на основании более поздних известий, эксплуатировалась князьями путём взимания дани, часть вносила оброк боярам и дружинникам или выполняла на их землях барщинные работы. Из источников можно вынести совершенно определённое впечатление, что в IX в. у восточных славян уже образовалось феодальное государство.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/274747_social_no_ekonomicheskoe_razvitie_vostochnyh_slavyan_v_vi_ix_vv

Какими характерными чертами отмечено социально-культурное развитие восточно-славянских племен в 6-9вв

28799

Какими характерными чертами отмечено социально-культурное развитие восточно-славянских племен в 6-9вв

Доклад

История и СИД

Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные венеды и восточные анты ветви.

Русский

2013-08-20

19.3 KB

20 чел.

Вопрос№5:Какими характерными чертами отмечено   социально-культурное развитие восточно-славянских  племен в 6-9вв?  

-Хозяйственная деятельность: земледелие, промыслы, скотоводство, торговля.

-Осваивается «путь из варяг в греки».

-Социальный уклад: соседская община.

-Происходит социальное расселение.

-Выделяется племенная знать.

-Религия: язычество.

Первый исторический документ — «Повесть временных лет» монаха Нестора.

Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству.  Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви.

В конце 5 в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.

        поляне, древляне основались на правом берегу Днепра и его притоках.

        северяне, радимичи и вятичи — на левом берегу Днепра.

        кривичи — в верховьях Волги и Зап. Двины.

Хозяйственная деятельность основывалась на земледелии, оседлом скотоводстве, охоте, рыболовстве.

Каждое племя имело князя и Вече.

Удобство речных путей послужило тому, что между племенами поддерживались разносторонние связи и облегчено образование единого государства.

В нач. 1 тыс. Славяне жили родовыми общинами. Однако достаточно высокое для своего времени развитие земледелия, наличие избыточного продукта привело к тому, что на смену родовой пришла соседская община, единство которой поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

С 6 в. — процесс расслоения родовых отношений. Проявление имущественного неравенства, развитие продуктообмена вели к образованию отдельных  социальных групп. В 6-8 вв. появляются первые объединения восточных славян.

Язычество

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов.

Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов.

Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню.

В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

Главным занятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами.

Чем дальше на север, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешней торговле особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль играл именно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не только славянский север, но и более южные земли.

Славянские посёлки были невелики – от одного до пяти дворов. Населённые пункты в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением.

Жизнь среди лесов и болот была нелегкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место и расчистить его. Первоначально славянские поселки были редкими островками среди «лесного моря». Их жители вели хозяйство, применяясь к окружающим условиям. Главное место среди их занятий занимало земледелие.

но в VII в. славяне еще не знали ни двуполья, ни трехполья. У славян господствовала пере ложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах) системы земледелия. При переложной системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения.

После этого участок забрасывали на 2 – 4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10 – 15 лет. Подсечно-огневая система названа так потому, что деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали.

Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Настоящей пахоты не велось – землю лишь рыхлили. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных земель.

Лишь в VIII веке в степных и лесостепных районах наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII века.

Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=28799

Ссылка на основную публикацию