Русская культура xiv–xv веков — история России

Русская культура в XIV-XVI веках

Конспект по истории России

Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв.

Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, «Сказание о граде Китеже»). В XIV в.

дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо — полуустав.

Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод — «Троицкая летопись», созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: «О битве на Калке», «О разорении Рязани Батыем», «О мамаевом побоище», «Задонщина». Выдающимся памятником русской культуры XV в.

явилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью).

Ценные географические описания других территорий представлены в «хождениях» новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Церковная («житийная») литература также получила широкое распространение: «Житие Дмитрия Донского»; «Житие Стефана Пермского» Епифания премудрого, «Похвала Сергиевой добродетели», «Житие митрополита Петра» того же автора.

Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. — кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор — Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.

Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве.

Крупнейшим русским художником конца XIV — начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение «Троицу».

Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.

Большого развития достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.

В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.

Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. — Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества.

Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный — в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы.

Иван — о праве на самовластие, Курбский — о долге государя заботиться о своих подданных.

С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г.

в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве — книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в.

в России было издано около 20 больших печатных книг.

Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в.

шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды — шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) — выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в.

представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок.

Наиболее известные его работы — иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).

Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.

Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.

Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы.

Но главная причина — создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria15.html

Культура Руси в XIV–XV вв

«Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются». Эти слова принадлежат Василию Кесарийскому, церковному писателю и богослову.

В культуре Руси 14–15 веков появилось множество новых явлений. В ходе урока вы узнаете о книгах и литературе, архитектуре и живописи этого периода.

Книги и литература. Большинство книг на Руси в 14–15 веках являлись переводами греческих. Как правило это были церковные книги, предназначенные для богослужения.

В начале 15 века листы пергамена сменились бумагой, которая была значительно дешевле. В течение долгого времени её привозили из-за границы. Только в 17 веке бумагу стали производить на Руси.

Русские авторы писали и оригинальные сочинения. В них поднимались важнейшие проблемы, проявлялись новые веяния в общественной мысли. Именно такая литература представляет интерес для историков.

Каждое крупное столкновение с ордынскими завоевателями становилось темой для написания повести, которая размещалась в летописи. Наиболее известны «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Пьяне», «Повесть о нашествии Тохтамыша».

Авторы описывали картины уничтожения городов, гибели людей. Но особое место отводилось героической борьбе с завоевателями.

Широкий отклик вызвала Куликовская битва. Ей посвящены «Летописная повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина». Автор «Задонщины» взял за основу «Слово о полку Игореве», заменив действующих лиц.

«Сказание о Мамаевом побоище» содержит фольклорные мотивы и подробности произошедшего события.

Во времена татарского ига усилилась религиозность русских людей. Одним из святых этого периода стал князь Михаил Черниговский, казнённый в Орде в 1246 году за то, что отказался поклониться местным святыням. Князь стал мучеником за веру. А неизвестный автор написал «Житие Михаила Черниговского».

В 1318 году в Орде казнили князя Михаила Тверского. Произошло это в ходе политической борьбы. Но народ считал его героем, отдавшим жизнь за веру. Князю посвящена «Повесть о Михаиле Тверском».

Ещё одним святым стал Александр Невский. В нём видели защитника православной веры. «Житие Александра Невского» содержит подробные описания побед князя.

Выдающимся писателем конца 14 века стал монах Епифаний Премудрый. Он автор «Жития Сергия Радонежского» и «Жития Стефана Пермского». У Епифания был достаточно сложный стиль написания, который называли «плетением словес».

Особым литературным жанром стало похвальное слово князю. В нем, как правило, перечислялись заслуги правителя. Кроме того, много внимания уделялось личности героя, его политике и домашней жизни. Неизвестный автор вскоре после смерти Дмитрия Донского написал «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича».

Тверского князя Бориса Александровича прославляло «Инока Фомы слово похвальное». Его отличительная особенность в том, что «Слово» было написано ещё при жизни князя.

В 14–15 веках появились рассказы о путешествиях. Они получили название «хождения». Составляли их паломники или те, кто выполнял политические поручения, отправляясь в далёкие страны.

Известны «Хождение» Стефана Новгородца в Царьград и «Хождение» митрополита Пимена в Царьград.

Наиболее знаменитым стало «Хождение за три моря», написанное купцом Афанасием Никитиным, совершившим путешествие в Индию. Это было первое русское произведение, описывающее нерелигиозное путешествие. Афанасий Никитин много внимания уделил политической структуре Индии, её торговле, обычаям и традициям. В «Хождении» часто встречаются персидские, арабские и тюркские слова.

Во время разорения Москвы Тохтамышем погибли почти все летописи 14 века. Ожило летописание на Руси благодаря стараниям митрополита Киприана. Он стал инициатором создания Общерусского летописного свода 1408 года, известного как Троицкая летопись.

В период правления Ивана III стали появляться неофициальные летописи. Их авторы были более откровенны в оценках событий, чем официальные летописцы. Независимую летопись создали монахи Кирилло-Белозерского монастыря.

О коварстве Ивана III писал клирик Успенского собора Москвы.

Архитектура Москвы. Строительством активно занимался Иван Калита. Но храмы, созданные по его приказу, к сожалению, не сохранились. Они пострадали от многочисленных пожаров, в которых даже известняк начинал крошиться.

Интенсивное каменное строительство развернулось в 14 веке. Дмитрий Донской строил храмы, которые должны были стать символами возрождения земель Руси.

Сохранились постройки периода правления Василия I. В Звенигороде находятся собор Успения на Городке и собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.

В память о Сергии Радонежском построен Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Здесь находятся мощи святого старца.

Памятником раннемосковской архитектуры является Спасский собор Андроникова монастыря.

Храмы Москвы 14 века выглядели грубее, чем владимирские. Они имели тяжёлый пирамидальный силуэт, а в небо на высоком барабане поднимался купол, являвшийся символом Бога.

Читайте также:  Царствование петра iii. воцарение екатерины ii в 1762 году - история России

Во время феодальной войны московское строительство практически прекратилось. Ожило оно в эпоху Ивана III. В Москву часто приглашали зодчих из Италии, которые сохраняя русские традиции, вносили некоторые декоративные элементы по своему вкусу.

Под руководством Аристотеля Фиорованти строился Успенский собор в Москве. Одноименный собор был построен ещё в начале 14 века, но разрушился с течением времени. В 1479 году Фиорованти закончил работу над храмом. Его отличительной особенностью стали круглые колонны, вместо привычных на Руси массивных квадратных столбов.

В 1508 году был освящён Архангельский собор в Кремле, построенный под руководством итальянца Алевиза Нового. При обработке стен использовались мотивы архитектуры Возрождения – пилястры, раковины и карнизы.

Московские храмы служили архитектурными образцами для подражания. Однако, как в Москве, так и в провинции преобладали небольшие одноглавые четырёхстолпные храмы. До наших дней сохранились Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря и собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Архитектура Новгорода и Пскова.  В 14–15 веках в Новгороде наблюдалось интенсивное каменное строительство. Характерной особенностью местных храмов стала их наружная отделка. Стены делились на три части, которые назывались «прясла». Из кирпича выкладывались фигурные орнаменты – кресты, круги или треугольники. Над окнами делались полукруглые арки.

Наиболее известные храмы этого периода – церковь Спаса Преображения на Ильине улице и церковь Петра и Павла в Кожевниках.

В Пскове архитектура была схожа с новгородской. Отличием стал особый тип звонницы. Она делалась в виде каменной стены с арками для колоколов. Звонницы устанавливались на сводах храма или возле него.

Живопись. Глубокий след в истории русского искусства 14–15 веков оставили три самых известных художника. Это Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. Давайте познакомимся с их творчеством.

Андрей Рублёв родился около 1360 года. В Андрониковом монастыре он принял постриг. В своей жизни художник руководствовался заветами Сергия Радонежского, который призывал к самоотречению, любви к людям и духовному общению с Богом.

Наиболее известным произведением Рублёва стала икона «Троица», написанная в память о Сергии Радонежском. Она даже была размещена возле могилы старца в Троицком соборе. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом. Фигуры образуют замкнутый круг, который отражает представление о единстве трёх ипостасей Святой Троицы.

Андрей Рублёв автор «Звенигородского чина», трёх икон, изображающих Иисуса Христа, архангела Михаила и апостола Павла. Отличительной особенностью иконы Спасителя стал отход от культового образа Христа, автор его сделал более близким к простому человеку. Взгляд Иисуса направлен прямо на зрителя, он словно пытается проникнуть в душу.

Рублёв вместе Даниилом Чёрным и другими мастерами занимался росписью Успенского собора во Владимире. Сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» – «Шествие праведных в рай» и «Лоно Авраамово». Традиционно сцены Страшного суда изображались в мрачных тонах. У Рублёва он представлен как торжество справедливости.

Феофан Грек был родом из Византии. На Русь его пригласили уже как известного художника. Первой работой Феофана Грека стала роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Грандиозно изображение Спаса Вседержителя, размещённое в куполе церкви.

В Троицком приделе сохранились фрески с орнаментами, фигурами святых, столпников, ангелов.

Феофан Грек считается автором донской иконы Божьей Матери. Согласно легенде, её поднесли донские казаки князю Дмитрию перед Куликовской битвой. Икона является двусторонней. На лицевой стороне изображена Богородица с младенцем, а на оборотной – Успение Богородицы.

Феофан Грек занимался также росписью церквей и храмов.

Лучшим художником второй половины 15 века считается Дионисий. Самая ранняя из его работ – роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Вскоре после её завершения Дионисий был приглашён Иваном III в Москву для написания икон Успенского собора в Кремле.

К сожалению не все работы мастера сохранились до наших дней. В Третьяковской галерее находится икона «Одигитрия Смоленская». В Русском музее – «Сошествие в ад». В Спасо-Прилуцком монастыре сохранилась икона Дмитрия Прилуцкого с житием.

Святые, написанные Дионисием, словно парят в воздухе. Цветовая гамма его работ наполнена светлыми и нежными тонами.

Давайте подведём итоги. 

Литература 14–15 веков была представлена летописными повестями, житиями святых и князей, хождениями, похвальными словами князю.

В 15 веке в Москву часто приглашали итальянских архитекторов.

Наиболее известными живописцами 14–15 веков стали Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий.

Источник: https://videouroki.net/video/15-kultura-rusi-v-xiv-xv-vv.html

Культура России XIV-XV веков

Поиск Лекций

Общественная мысль

Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар по русской культуре. В культурном отношении Россия осталась далеко позади передовых европейских стран (Англия, Франция). Причины: 1) изоляция от других культурных центров; 2) подчиненное положение народа

Тема единения и борьбы с захватчиками стала главной для лучших образцов отечественной культуры этого времени.

Вторая половина 13 века была одним из наиболее мрачных периодов в истории Руси.

События: Церковный собор 1274 года, на котором были приняты «Правила митрополита Кирилла», регулирующие церковную жизнь.

Было решено восстановить памятники церковного и гражданского законодательства 1282г – Софийская кормчая книга, в которую вошла «Русская правда» 1284г – Рязанская кормчая книга 1288г – в Киеве создан список «Мерила праведного» — переводного законодательного памятника.

Писатели: Серапион Владимирский (пять Слов-проповедей, в которых он рисует картину разорения Руси и пленения ее народа),Александр Невский («Житие»),Галицко-Волынская летопись,«Житие Авраамия Смоленского», написанное его учеником Ефремом

Века.

Летописи и сборники поучений типа «Измарагд» и «Маргарит»,Создание под руководством митрополита Петра общерусского Летописного свода,Первые московские сочинения: «Житие Петра»,Тверские: «Сказание о Шевкале», «Повесть об убиении в Орде тверского князя Михаила»,Новгородские и псковские памятники были менее эмоционально окрашены, поскольку ни Новгород, ни Псков не пострадали от Батыева нашествия, Важным явлением общественной мысли 2/2 14 века была ересь стригольников. Она возникла приблизительно в середине века среди низшего духовенства Новгорода. По одной версии, руководитель движения дьякон Карп до принятия сана был стригольником, т.е. либо стриг овец, либо был парикмахером. По другой – для принятия в секту совершался особый обряд выстрижения волос. Стригольники отрицали роль Церкви как посредницы между Богом и человеком. Молиться, по их мнению, можно было в любом месте. Свое учение они оформляли в виде книг и давали читать членам общины. Они отрицали церковные догматы, всю обрядовую сторону и само духовенство, считая, что церковные иерархи лишь стремятся к личному обогащению и ведут недостойный образ жизни. Стригольники боролись за создание новой реформационной церкви, простой и дешевой, с доступными для понимания простых людей догматами. Это роднит их с реформационными движениями Западной Европы.

Официальная церковь сочла критику в свой адрес крамольной. В 1375 году в Новгороде состоялась публичная казнь еретиков. Однако после гибели руководителей стригольничества оно продолжало жить в Новгороде и Пскове.

Стригольничество просуществовало почти 100 лет. Критика стригольников привела к тому, что в церкви была отменена симония – плата за получение церковной должности, и улучшилось нравственное состояние ее служителей.

Новые явления в русской литературе появляются после Куликовской битвы 1380г. победа над татаро-монголами способствовала росту национального самосознания, появлению тенденций к объединению, сплоченности, осознанию общности политических интересов.

Победа Дмитрия Донского высоко подняла престиж Московского княжества, которое с этого времени становится самым главным выразителем идей общерусского единства и центром политического и культурного развития русских земель.

В московских монастырях – Богоявленском, Симоновом, Андрониковом, Чудовом, в Успенском соборе собираются огромные книжные богатства, привозимые из Греции и Сербии, создаются центры книгописания.

Большое влияние на всю общественную жизнь в стране стал оказывать подмосковный Троицкий монастырь и его основатель Сергий Радонежский.

После Мамаева побоища создается целый цикл произведений о героизме русских воинов. В конце 14 века появилась летописная повесть об этом событии. Литературной обработкой ее является писание рязанского старца Софония «Задонщина» (сходно со «Словом о полку Игореве», русская земля ассоциируется с Московским княжеством, а не с Киевом).

,«Сказание о Мамаевом побоище» (после нашествия Едигея в 1408 году). В произведении много вымысла, т.е. это чисто литературный памятник, а не хроника реальных событий. «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русьскаго» (начало 15 века).

Повествование о светском человеке превращено в житие святого, а сам князь наделен идеальными чертами, а также именуется государем всех русских земель, а не одной Москвы, как было на самом деле.

Конец 15 века – в Москве расцветает летописное дело. Московские летописи готовили общественное сознание к тому, что Москва становится центром объединения русских земель,Начало 15 века – творчество троицкого книжника Епифания Премудрого (жизнеописания Сергия Радонежского, Стефана Пермского).

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца. (путешествие в Индию 1466-1472)

Архитектура и живопись

14 век – в Новгороде и Пскове начинают складываться самостоятельные школы зодчества и живописи. Основная застройка – деревянная. Каменное строительство – в Новгороде с середины 14 века (церкви Успения). В Пскове в 13 веке – каменный Детинец, Троицкий собор, Снетогорский монастырь.

Значительную роль в развитии новгородского искусства 14 века сыграл греческий мастер Феофан грек (писал лики святых, расписывал церкви, храмы). Первые белокаменные соборы в Москве появились при Иване Калите (Успенский собор, церковь Спаса на Бору, Архангельский собор).

При Дмитрии Донском вокруг Кремля возводятся каменные стены, в Коломне и Серпухове строятся укрепления. Начало 15 века – монастырское строительство (Троице-Сергиев, Андроников). С 14 века в живописи Москвы начинает развиваться самостоятельное направление. Большая роль в этом принадлежит митрополиту Петру, который был иконописцем.

В 40-х годах 14 века греки расписали Успенский собор, русские мастера – Архангельский, Спаса и Иоанна Лествичника. После Куликовской битвы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор из Городца, Даниил Черный. В начале 15 века Феофан, Андрей и Прохор расписали Благовещенский и Архангельский соборы. В 1408 Рублев и Д.

Черный расписали Успенский собор во Владимире. ≈1423 – Рублев написал икону «Троица» для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

15 век называют «золотым веком» московской иконописи.

Прикладное искусство

Татаро-монгольское нашествие нанесло большой удар по русским художественным ремеслам. Города, где они развивались, были разрушены, мастера толпами угонялись в плен. С конца 14 века ремесла на Руси начинают возрождаться. Совершенства достигает литье из металла (оклад «Евангелия» боярина Кошки).

Высоким мастерством отличались московские ювелиры (яшмовая чаша, оправленная золотой сканью мастера Ивана Фомина, оклад иконы Владимирской Богоматери). С конца 14 века – художественное шитье

Читайте также:  Монголо-татарское вторжение на русь - история России

Огнестрельное оружие (немецкие мастера), порох, чеканка серебряных монет, изготовление часов

Быт

Переняли от ордынцев искусство верховой езды. При митрополите Киприане новый год стал начинаться с сентября, как в Византии. Славянские имена и прозвища постепенно вытесняются христианскими, появляются фамилии.

Умирает обычай жениться без церковного венчания, запрещено выходить замуж до 12 лет. Знатные юноши участвовали в рыцарских боях, ценилось искусство владения луком, мечом, копьем.

Распространены совместные пиры среди знатных людей (мед, пиво, жареная дичь, пироги).

Источник: https://poisk-ru.ru/s18779t4.html

Презентация — Культура России 14-15 веков

«из всех периодов истории российской культуры именно 14-15 вв. являются особенно важными» Академик ЛихачевКультура России 14-15 вековЗадание: Объясни почему академик Лихачев считает рубеж 14-15 вв особенно важным в истории российской культуры? По мнению академика Д. С. Лихачева14-начала 16 векаМосковский Кремль

Кремль Ивана Калиты ( 14 век)

Кремль Дмитрия Донского ( конец 14 века)

Красный Кремль Ивана III ( середина 15 века)

П.П. Верещагин «Вид Московского Кремля», картина написана в 1879 году. Кремль выбеливали до конца 19 века.

Соборная площадь –сердце Кремля

Успенский собор Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Успенский собор- в будущем место коронации царей и императоров России

Архангельский собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Усыпальница русских великий князей и государей.

Грановитая палата- Построена в 1487 — 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Грановитая палата внутри

Благовещенский собор – построен в конце 15 века псковскими мастерами

Иконостас Благовещенского собора– работа Андрея Рублева и Феофана Грека

Колокольня Ивана Великого- построена Боном Фрязиным в 1508

Собор Троицы Троице-Сергиевой Лавры.

Спасский собор Андроникова монастыря

1. Былинный эпос. В 14-15 вв. Сказания о купце Садко ( богатый новгородский купец). Сказания о богатыре Василии Буслаеве –герой новгородского былинного эпоса «Сказание о невидимом граде Китеже», городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся монголам. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВОИсторические повестиповесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане» Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» ( автор Софоний Рязанец) Первый хронограф В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского. ЖитияХождения«Хождения за три моря» Тверской купец Афанасий Никитин (за 30 лет до Васко да Гамма) ходил в Индию

Наиболее вероятный маршрут путешествия Афанасия Никитина из Руси в Индию, и его возвращения, в 15 веке

Андрей Рублев Феофан Грек ДионисийИконописьТворчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой традиции Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные Андрей Рублёв 1380-1430Спас Вседержитель Андрея Рублева и Спас нерукотворный 12 века.

Что изменил Рублев в лике Христа?Троица. Иконе 580 летТри ангела, три странника у дуба Мамврийского. Какая тишина от них исходит! Как, озарена, сияет глубь иконы!Феофан Грек 1340-1410Стиль Феофана Грека поражает выразительностью. Для его росписи характерна «скоропись», при непроработанности мелких деталей изображения. Это оказывает огромное воздействие на чувства зрителя.

Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека.НовгородПервая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, — фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого — церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году.

Донская БогоматерьИскусствоведы датируют время её написания 1382—1395 годами, автором считают Феофана ГрекаДионисий Годы жизни Дионисия не установлены точно – родился около 1450, умер около 1520 года. Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера.

Он работал в обстановке духовного подъема, грандиозного строительства в Москве, и в то же время напряженных настроений, связанных с ожиданием конца света

Выделите особенные черты Русской культуры в 14-15 векахЗадание1. Период 14-15 вв отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. ( после монгольского нашествия и ига) 2. Складывание единого государства приводит к формирование общенациональной культуры. Москва становится художественным центром Руси. 3.Расцвет русской иконописи 4. Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневековой архитектуры Особенные черты периода

Источник: http://lusana.ru/presentation/1208

Русская культура XIV XV вв Презентация по истории России

Русская культура XIV–XV вв. Презентация по истории России для учащихся 10 класса

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе его деятельности.

Условия развития культуры Золотоордынское иго уничтожило многие материальные и духовные ценности; Объединительный процесс русских земель вокруг Москвы; Восстановление прерванных связей с Византией; Экономическое развитие; Борьба русских земель против монголо-татарского ига.

Литература: 1. устное народное творчество; 2. летописание; 3. исторические повести; 4. житийная литература (агиография); 5. хождения; 6. хронограф.

Литература Устное народное творчество • Борьба с иноземными завоевателями вызвала • новый подъем устного народного творчества. • Созданные народом легенды, былины, сказания • звали русских людей к борьбе за свержение • ордынского ига. • Одно из самых известных произведений этого периода – • «Сказание о невидимом граде Китеже»

Летописание: В 14 -15 вв. летописание имело свои особенности: q Отличительной чертой всего русского летописания являются патриотизм и идея единства русских земель. q Во всех летописях отчетливо проявляется общерусский характер. q После Куликовской битвы содержание летописания определялось идеей единства русских земель под главенством Москвы.

летописание В этот период созданы: § Троицкая летопись начала 15 века (1408 г. ) – общерусский летописный свод. (Погиб в московском пожаре 1812 г. ) § Московский летописный свод конца 15 века (1480 г. ), призванный обосновать историческую роль Москвы.

Исторические повести • Основная форма литературных произведений XIV–XV вв. – историческая повесть. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях и фактах. Нередко повести становились частью летописного текста. • Основная тема литературы XIV–XIV вв. – борьба против завоевателей. • Наиболее известные произведения.

Повести о борьбе с монголо-татарами: • «Повесть о разорении Рязани Батыем» : • «Повесть о Шевкале» (1327 г. — восстание в Твери); • «Повесть о битве на реке Пьяне» (1377 г. ); • «Повесть о битве на реке Воже» (1378 г. ); • «Повесть о нашествии Тохтамыша» (1382 г. ) • «Повесть о нашествии Едигея» (1408 г. ). Ø «Слово о погибели Русской земли» , Ø « О побоище на Дону» .

историческая повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Исторические повести • На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. • Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: v «Сказание о Мамаевом побоище» v «Задонщина» героическая поэма, автор Сафроний Рязанец v «Летописная повесть о Куликовской битве» ;

Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище» .

литература q Расцвет житийной литературы (агиографии) связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы. Писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: qмитрополита Петра; q. Сергия Радонежского.

Жития святых • «Житие Михаила Черниговского» ; • «Повесть о Михаиле Тверском» ; • «Житие Александра Невского» ; • «Житие Сергия Радонежского» , «Житие Стефана Пермского» , автор – Епифаний Премудрый Жития – церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви.

литература q. Хождения – литература о путешествиях. q. Во второй половине 15 в. появились светские хождения. q. Наиболее яркий образец хожений (хождений) – записки тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» , описывающее его трехлетнее путешествие в Индию.

литература Одним из жанров средневековой русской литературы является Хронограф — своеобразная история Руси, вписанная в исторический контекст развития православных государств того времени. Первый Хронограф был создан Пахомием Лагофетом в 1442 году.

Архитектура 1. Культовое, фортификационное, гражданское зодчество. 2. Зодчество Великого Новгорода; 3. Начало каменного строительства в Москве: — храмы Московского Кремля. — Грановитая Палата.

Новгородское зодчество • Новгородские храмы этого времени строились на средства бояр и купцов. • Здания выглядят по-прежнему массивными и монолитными. • Сохранение старых черт сочеталось с творческими исканиями. • Появился новый стиль, отличавшийся обилием декоративных украшений. • Вместо традиционных трех апсид осталась одна. •

Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360 -1361 гг. Развитие зодчества на Руси было приостановлено монгольским завоеванием. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV — начале XV в. Однако в Новгороде строительство не прекращалось даже в годы нашествий.

Культовое строительство Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.

Фортификационное зодчество Новгорода Новгородский кремль

Гражданское зодчество Новгорода Грановитая палата

Гражданское зодчество Новгорода Грановитая палата

Фотификационное зодчество Москвы Московский кремль при Иване Третьем. Художник А. Васнецов

Московский Кремль • Его история начинается еще в XII в. , когда на Боровицком холме были построены деревянные стены. Создание ансамбля Московского Кремля завершилось в конце XIV – начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы государства.

Фортификационное зодчество Москвы Московский кремль. Итальянские мастера. Современный вид

Московский кремль Годы постройки — 1482 -1495 Площадь — 27, 7 га Протяженность стен — 2500 м Количество башен — 20 Количество ворот — 4 Высоты башен — до 80 м Толщина стен башен — 24 м Высота стен — от 5 до 19 м Толщина стен — от 3, 5 до 6, 5 м

Начало каменного культового строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Эта дата связана с превращением Москвы в резиденцию князей и митрополитов. Успенский собор в Московском Кремле. 1326– 1333 гг. Реконструкция.

Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиросуздальского зодчества. Успенский собор Московского Кремля, архитектор Аристотель Фиораванти 1479 г.

Домовая церковь московских князей Благовещенский собор московского кремля Псковские мастера 1484 -1489 гг.

Усыпальница московских князей Архангельский собор Московского кремля Архитектор Алевиз Новый (Алевиз да Монтаньяна) 1503 -1508 гг.

Церковь московских митрополитов Церковь Ризоположения Московского кремля. Псковские мастера, 1484 -1486 гг.

Московский кремль Колокольня Ивана Великого. Бон Фрязин, 1505 -1508 гг.

• Гражданская архитектура Москвы

Читайте также:  Русская секция 1 интернационала - история России

Грановитая палата Московского Кремля • В 1487– 1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для торжественных приемов иностранных послов. Это был самый большой зал в тогдашней Руси. Грановитая палата Московского Кремля. Архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

живопись

Живопись: 1. Основные тенденции развития; 2. Иконопись: — Новгородская иконописная школа; — Псковская иконопись; — Московская школа; 3. Фреска; 4. Формирование авторского стиля: — Феофан Грек; — Андрей Рублёв.

Основные живописи: тенденции в развитии развитие местных школ на основе традиций; • начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу; • решающее влияние церкви на развитие живописи.

Новгородская школа иконописи • В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. • Характерные особенности: q. Лаконичные композиции, q. Четкость рисунка, q. Высокая техника, чистота красок. Новгородская икона XIV в. «Сошествие Христа во ад» .

Авторский стиль. Феофан Грек. • Большое значение в живописи приобрела личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. • Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек.

• Живопись Феофана Грека отличается монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. • Лики с фресок Феофана выглядят суровыми и грозными. • В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: • бунтарский новгородский и более спокойный московский.

• В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине.

Феофан Грек «Спас. Вседержитель» Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Феофан Грек. 1378 г.

В Москве Феофан Грек расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I. В связи со сносом этих построек при Иване III росписи Феофана до нас не дошли. Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора. «Архангел Гавриил» . Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек. 1405 г.

Псковская школа Отличалась от новгородской смелостью композиции, суровостью ликов, более тяжелыми фигурами. Святые Борис и Глеб. Икона 14 -15 вв.

Псковская иконопись. 15 век Успение. Святые Владимир, Борис и Глеб.

Московская школа Ведущее положение в 14 в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ. Фреска Начиняя с 14 в. усложнился сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усилился психологизм изображения.

Авторский стиль. Андрей Рублёв. • • Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360– 1430), инок Троице-Сергиева, а позднее — Спасо-Андроникова монастыря.

Произведения Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. • Спас Вседержитель. Центральная икона Деисусного чина. Рождественский собор Саввино.

Сторожевского монастыря. Андрей Рублёв, 1410– 1420 -е гг.

Андрей Рублев Преображение Господне. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв. 1405 г.

Кисти Андрея Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Троице-Сергеева монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в 18 в. фрески Спасского собора Спасо. Андроникова монастыря. Благовещение. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. А. Рублёв. 1405 г.

«Троица» А.

Рублева • Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, — икона «Троица» , написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры ( хранится в Третьяковской галерее).

• В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы. • Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии.

Троица Ветхозаветна я. Храмовая икона иконостаса Троице. Сергиева монастыря. Андрей Рублев. 14221427 гг.

Выводы: Монгольское нашествие, по мнению ряда историков, существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры. Русская культура сохранила национальный характер.

Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому. Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры. Конец XIV – XV вв.

характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.

Источник: http://present5.com/russkaya-kultura-xiv-xv-vv-prezentaciya-po-istorii-rossii/

Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Русская культура XIV-XVI вв

Слайд 1

Русская культура в XIV-XVI вв.

Слайд 2

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв. Культурное возрождение Руси (идеи единства Русской земли и борьба с ордой); Преодоление культурной разобщенности русских земель (Москва — культурный центр); Возрождение культурной самобытности ( освобождение от византийского влияния); Новые культурные контакты России с другими странами (итальянский след в русской культуре).

Слайд 3

Просвещение. Стали ввозить бумагу (вместо бересты и пергамента); Книги стали дешеветь и их стало больше; Изменилась техника письма («устав» заменили на «полуустав» – более беглое и свободное письмо); Центрами просвещения стали монастыри (библиотеки, книжные мастерские, училища для детей)

Слайд 4

1564 г. — начало книгопечатания По инициативе Ивана Грозного и церкви Иван Федоров напечатал первую русскую книгу «Апостол», а в 1565 « Часословец » (книга для обучения грамоте).

Слайд 5

УНТ Героический былинный эпос (князь Владимир Красное Солнышко, купец Василий Буслаевич , богатый гость Садко); Исторические песни (об Авдотье-Рязаночке , о Щелкане Дудентьевиче , о взятии Казане, о покорении Сибири Ермаком)

Слайд 6

Литература Воинская повесть : «Повесть о разорении Рязани Батыем», « Задонщина » Сафоний Рязанец , «Сказание о Мамаевом побоище»; Хождения (путевые заметки) «Хождение за три моря» Афанасий Никитин Возрождение общерусской летописи (с 1418 г.

митрополит Фотий ) Публицистика , Иван Пересветов писал челобитные царю, где излагал проекты реформ «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории «Четьи менеи » – энциклопедия русского средневекового общества «Домострой» Сильвестор (энциклопедия по ведению домашнего хозяйства, воспитания детей)

Слайд 7

Литейное искусство Царь — пушка ( бомбарда), отлита из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым .

Слайд 8

Архитектура В XIV в. возобновилось каменное зодчество в Новгороде Церковь Спаса Преображения на Ильине улице сохранились фрески кисти Феофана Грека. Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́

Слайд 9

Храмы в М оскве при Иване Калите во второй четверти XIV в. Успенский собор московского кремля

Слайд 10

Храмы в Москве при Иване Калите во второй четверти XIV в. Архангельский собор московского кремля

Слайд 11

Производство кирпича Аристотель Фиораванти построил первый кирпичный завод. Колокольня И вана Великого 1505- 1508

Слайд 12

Грановитая палата в Москве Архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари .

Слайд 13

Московский Кремль Крепость расположилась на Боровицком холме , последний раз Кремль был перестроен при Иване III, в конце XV века. Строили крепость итальянские мастера — Аристотель Фиорованти , Петр Антонио Солари , Марко Руффо в 1485-95 гг.

Слайд 14

Московский Кремль

Слайд 15

Первый шатровый храм Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году.

Слайд 16

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное название — Собор Василия Блаженного) 1555 — 1561 Построен в честь взятия Казани русскими мастерами Барма и Постник Главная идея: как Москва объединила вокруг себя земли, так центральный шатер храма объединяет восемь отдельных главок.

Слайд 17

Собор Василия Блаженного

Слайд 18

Живописцы Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Родился в Византии (отсюда прозвище Грек )

Слайд 19

Роспись купола церкви Спаса Преображения в Новгороде

Слайд 20

Живописцы Андрей Рублев (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Слайд 21

Троица. А.Рублев

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/09/23/russkaya-kultura-xiv-xvi-vv

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре непоправимый урон. С начала XIV в. она возрождается.
   Литература
   1.

 Одним из самых распространенных жанров становится историческая повесть, в которой замысловато совмещались исторические факты с литературным вымыслом. Авторы произведений при этом часто использовали гиперболизацию (преувеличение).

Большое распространение получили такие повести, как «О Щелкане Дудентьевиче», «О разорении Рязани Батыем» и др. Пропитаны духом оптимизма, патриотизма произведения, которые одухотворили русскую культуру после славной победы в Куликовской битве 1380 г.

Ей посвящены известные исторические повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».
   2. Очень популярным был и другой литературный жанр – «хождения» – описания путешествий в далекие страны. Так, например, тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (относится к третьей четверти XV в.

) живописал свое далекое путешествие в Индию.
   3. Жанр агиографии (житий святых) на Руси так же получил распространение. Характерно, что из византийской, болгарской литератур был заимствован стиль «плетения словес», который предполагал пышность, помпезность.

В этом стиле, в частности, выдержаны жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского, написанные Епифанием Премудрым (начало XV в.).
   4. Развивалось летописание: многие летописей, в том числе одна из более ранних, Лаврентьевская (1370-е гг.), сохранились до нашего времени в оригинале. В 1442 г.

начал создаваться «Русский хронограф» – описание всемирной истории, которое составил Пахомий Логофет.
   5. В ходе обличения ереси новгородский священник Геннадий Гонзов в конце XV в. составил первый русский кодекс Библии.

С этого же времени появляются полемические трактаты оппонентов внутри-церковных групп: «осифлян»(Иосиф Волоцкий) и «нестяжателей» (Нил Сорский).
   Архитектура
   В Новгороде было построено большое количество небольших каменных церквей (Ковалевская, Спаса на Ильине улице, Волотовская и др.).

   В Московском княжестве первые каменные постройки – храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве. В 1367 г. возведены первые белокаменные стены Московского кремля. Во второй половине XV в.

кремль был значительно перестроен: возведены новые стены, построены красивые соборы: Успенский (1476–1479), архитектор – итальянец Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484–1489), построен псковскими мастерами; Архангельский (1505–1509). Для торжественных приемов построена Грановитая палата (1487–1491).

   Живопись
   Во второй половине XIV – первой половине XV в. творили два великих русских живописца – Феофан Грек и Андрей Рублев. Совершенства они достигли в иконописи. Феофан Грек был автором фресок в московском храме Рождества Богородицы, участвовал в росписи Архангельского собора.
   Для стиля Феофана Грека в иконописи характерны:    1) выбор ярких сочных красок;    2) эмоциональность;    3) экспрессия.

   Андрей Рублев является автором фресок Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Самая знаменитая его икона – «Троица».

   Для произведений Андрея Рублева характерны:    1) высокий духовный пафос;

   2) проникновенность, человечность образов.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: http://moitvoru.ru/index.php/shpargalki/shpargalki-po-istorii/7930-kultura-rusi-14-15-veka

Ссылка на основную публикацию