Русская культура второй половины xix века — история России

Русская культура во второй половине XIX — начале XX века

Отмена крепостного права, реформы 60—70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма — все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

Просвещение

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование.

Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств.

К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%). 

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением.

Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы.

Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость — вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Лев Николаевич Толстой

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда.

Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А.

Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).

Мария Николаевна Ермолова, актриса Малого театра. Худ. В. Серов

Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них — образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории.

Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен.

Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского.

Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.

Петр Ильич Чайковский, русский композитор; крупнейший симфонист, музыкальный драматург и лирик, реформатор балета

Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И.

Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок.

Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В.

Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России — одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX века — «серебряный век» русской культуры

Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века — это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение.

Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой — сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения.

Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления.

Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии — декадентства, символизма — являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.

Александр Александрович Блок

Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А.

Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А.

Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909—1916 гг.

ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого — настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию.

В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля.

Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.

Сергей Павлович Дягилев, русский театральный и художественный деятель

Читайте также:  Россия в системе международных отношений в 60—70-е годы xix века - история России

Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906—1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов».

Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков — Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/russkaya-kultura-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-veka

Культура во второй половине 19 века

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения.

Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные.

Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени — М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин.

В это же время творил великий композитор — П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории.

Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/kultura-vo-vtoroy-polovine-19-veka

Культура второй половины 19-го века

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов (В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А.Н. Майков, А.А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы (К.Д. Кавелин и Ф.И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г. Чернышевский («Что делать»), Н.А.

Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А.П. Чехов («Степь», «Чайка»), В.И. Даль («Толковый словарь»), А.И. Куприн («Первый дебют»), М.

Горький («Макар Чудра»).

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).

В это общество вошли художники-реалисты: Е.И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н.А. Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества — популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г.Т. Мясоедов («Косцы»).

В историческом жанре значимые работы создали В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Суд Пугачева»), И.Е. Репин («Стенька Разин»), В.М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный»). Живописцы представили интересные работы: И.И. Шишкин («Дубовая роща»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), А.Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).

Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).

Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О.Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А.Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19-го в. — время творчества выдающихся ученых Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-vtoroy-poloviny-19-veka/

Культура второй половины XIX века

Развитию культуры в этот период способствовали следующие факторы:

  • отмена крепостного права
  • развитие экономики
  • завершение промышленного переворота. 

Осуществлялся процесс демократизации культуры. 

Образование

После 1861 г. увеличивается сеть начальных школ. Ее составляли церковноприходские школы, народные училища Министерства просвещения и земские школы. Основными формами средних учебных заведений были гимназии и реальные училища. В последних большее внимание уделялось естественным дисциплинам. 

Расширялось высшее образование. К существующим 7 университетам прибавилось еще 2 — в Одессе и Томске. Наиболее быстрыми темпами развивалось высшее техническое образование. 

Значительным событием было открытие высших женских курсов. В России было много частных школ, лицеев, пансионов, где был очень высок уровень преподавания, но и плата за обучение была очень большая. Все большую роль играли библиотеки, музеи, периодическая печать. 

В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге. Формировалась русская интеллигенция, по сравнению с 1861 г. количество грамотных людей увеличилось в 3,5 раза и составляло 21 % населения. 

В период контрреформ Алексацдра Ш процесс демократизации образования несколько замедлился, но продолжал идти. 

Читайте также:  Тактика большевиков в революции. 3 съезд рсдрп - история России

Наука. 1860-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естественных наук. И.М. Сеченов создал русскую школу физиологии. В.В. Докучаев разработал основы почвоведения, учение о географических зонах, классификации почв и о борьбе с засухой- . 

И.И. Мечников работал в области биологии и медицины, вел исследования в области борьбы с инфекционными болезнями и иммунологии. 

К.А. Тимирязев изучал процесс фотосинтеза. А.М Бутлеров основал теорию химического строения вещества. Опираясь на его, выводы, ДИ. Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869). 

В математике П.Л. Чебышев открыл закон больших чисел. С.В. Ковалевская прославилась исследованиями в области математического анализа. 

Физик А.Г. Столетов создал электромагнитную теорию света, открыл основы фотоэффекта. П.Н. Яблочков изобрел дуговую электрическую лампу (1876). Электротехник А.Н Лодыгин изобрел лампу накаливания. АС. Попов ь 1897 г. сконструировал радиопередатчик. 

Продолжались активные географические исследования. В них принимали участие. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Развивались история и философия, см. Соловьев продолжал создавать 29-томную «Историю России с древнейших времен». Большую известность приобрел В.О. Ключевский («Курс русской истории» и др. труды). Сын историка Соловьева В. С. Соловьев предложил идеалистическую философскую концепцию, отраженную в литературных произведениях Ф.М.

Достоевского Литература представлена всемирно известными именами ЛН. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Севастопольские рассказы»), Ф.М Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»), ИС. Тургенева («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»). Развивалось творчество Н.С. Лескова, МЕ. Салтыкова-Щедрина, НА. Некрасова, А.Н.

Островского, А.П. Чехова, В.М Гаршина. 

Искусство. Живопись как результат культуры второй половины 19 века

В 1870 г. сложилось «Товарищество передвижных художественных выставок» во главе с И.Н. Крамским. Его кисти принадлежат картины «Неизвестная», «Христос в пустыне», первый портрет Л.Н. Толстого. Передвижниками созданы произведения: В.Г.

Перовым — «Тройка», «Проводы покойника», «Сельский крестный ход на Пасху»; ИЕ Репиным — «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын Иван», «Запорожцы»; В. И Суриковым — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы»; А Г.

Саврасовым — «Грачи прилетели»; И.И. Левитаном — пейзажные полотна. 

В общество передвижников также входили талантливые художники В.В. Верещагин, В.Д Поленов, В.М. Васнеиов, ИИ. Шишкин, ИК. Айвазовский, А. И Куинджи и др. Предприниматели-меценаты братья Л. М. и СМ Третьяковы собирали произведения русских художников и затем передали свою коллекцию в дар Москве.

Скульптура как вид культуры второй половины 19 века

Скульптор М.О. Микешин создал памятники «Тысячелетие России» в Новгороде Великом, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде. В Москве в 1880 г. был открыт памятник А.С. Пушкину работы А. М Опекушина. ММ Антокольский известен скульптурами Мефистофеля, Вольтера, Петра 1, Ермака, Ивана Грозного. 

Архитектура второй половины XIX века

Господствующим стилем была эклектика (смешение различных стилей), разновидность которой — псевдорусский стиль. По проекту К.А. Тона были возведены Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата, Николаевский и Московский вокзалы, храм Христа Спасителя. В.А. Шервуд- автор здания Исторического музея. 

Литература второй половины XIX века

Наиболее крупный драматург — А.Н. Островский, показавший в своих пьесах нравы и быт современного ему общества. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь блистали великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. В Александрийском театре Санкт-Петербурга царили П.А. Стрепетова, М.Г. Савина. М.В Далъский Музыка. 

В 1860-е гг. в Петербурге сплотилась группа композиторов, за которой закрепилось название «Могучая кучка». Ее создателем стал МА. Балакирев. В состав «Могучей кучки» входили М.П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А.

Римский-Корсаков(оперы «Псковитянка», «Снегурочка»), А.П. Бородин (опера «Князь Игорь»), ЦА. Кюи. Произведения участников «Могучей кучки» утвердили в музыке русские национальные начала. Великим русским и мировым композитором стал П.И.

Чайковский, сумевший совместить в своем творчестве общеевропейские и русские национальные музыкальные формы. Он создал оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии, романсы. В Москве и Петербурге в 1860-е гг.

открылись первые консерватории. Но на  Рубеже 19-20 веков была совсем другая обстановка.

Печать и книгоиздательское дело

Издавались журналы демократического направления: «Современник», «Отечественныезаписки», «Русскоебогатство». Журналом либерального направления являлся «Вестник Европы». Журнал «Русский вестник», выходивший в Москве под редакцией М.Н.

Каткова, после отмены крепостного права перешел с либеральных на консервативные позиции. Книгоиздательское дело становится заметной отраслью предпринимательства. Просветительскую направленность носила книгоиздательская деятельность Ф.Ф.

Павленкова и ИД Сытина… 

Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/16-rossiya-v-xixv/64-kultura-vtoroj-poloviny-khikh-v

Культура России второй половины XIX в

«Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением». Михаил Салтыков-Щедрин.

В ходе урока вы узнаете о развитии литературы, театра, музыки, архитектуры и живописи России второй половины 19 века.

Литература. Во второй половине 19 века было достаточно много произведений, имевших публицистический характер. Авторы старалась дать ответы на вопросы, волнующие людей.

Огромной популярностью пользовался Николай Чернышевский. В его романе «Что делать?» были отражены социальные, экономические и философские идеи современного автору поколения.

В конце 19 века наибольшее развитие в литературе получил критический реализм. Писатели изображали жизнь во всех её проявлениях, их произведения были наполнены описаниями человеческих переживаний и страданий. Авторы искали корень тех проблем, с которыми сталкивается народ, пытались обозначить пути их решения.

Михаил Салтыков-Щедрин беспощадно обличал действительность России. При написании своих произведений он пользовался приёмами гротеска – отражения действительности в преувеличенном, комическом виде.

Салтыков-щедрин обращал внимание читателя на забитость и покорность русского народа.

В этом смысле примечателен его роман «История одного города», где идёт речь о Глупове, в котором живут люди, испытывающие страх перед начальством и при этом безоглядно его почитающие.

Терпение и молчание населения города породили различные бедствия. В результате это всё вылилось в бунт, по-русски бессмысленный и беспощадный.

Среди молодых людей был популярен Николай Некрасов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» он поставил важные нравственные вопросы. В чём смысл жизни? Что есть грех? И многие другие. Помещики и священники видят счастье в богатстве, сытости, веселье. Однако для героев произведения счастье – это вольная и весёлая жизнь крестьян.

Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» писал о людях с новым мышлением, за которыми будущее России и которые способны разрушить старое мировоззрение. На страницах романа затронуты проблемы отношений между революционерами и либералами, которые рассуждают о поиске путей развития страны.

Творчество Николая Лескова было проникнуто верой в созидательные силы народа. В романах «Некуда» и «На ножах» писатель изобразил разрушительные последствия отказа от нравственности в политической борьбе.

Особое место в русской литературе занимает творчество Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Эти авторы поднимали в своих произведениях вопросы религии и смысла жизни, описывали современное им общество.

В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский рассказал о жизни на каторге. Ранее этой темы никто из авторов не касался.

Роман Льва Толстого «Воскресение» обличал все несовершенства государственного и церковного устройства России, главным методом которого было насилие. Толстой описал голод и нищету в российской деревне, и вызванное этим озлобление людей. Идеальным человеком здесь предстает революционер, который не боится бороться за свои права.

Театр. Сложный и противоречивый период переживало театральное искусство, которое было сосредоточено на социальных явлениях в государстве. Новую жизнь в постановки спектаклей вдохнул Александр Островский. Его пьесы обличали купцов-самодуров, продажных бюрократов.

Ведущими театрами были Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге. Открывались театры в Киеве, Риге, Харькове, Казани и других городах.

Среди актёров особенно выделялся Пров Садовский, служивший в Малом театре. Михаил Щепкин был так восхищён его игрой в Казанском театре, что предложил актёру переехать в Москву.

Одной из самых талантливых актрис была Мария Ермолова. Её игрой восхищался Станиславский, а именем Ермоловой назван Московский драматический театр. На сцене она создавала образы сильных и смелых героинь.

В спектакле «Овечий источник» актриса так ярко сыграла роль девушки, призывающей восстать против порабощения, что сцена словно превратилась в политическую трибуну.

Этот спектакль имел огромный успех среди молодёжи.

Музыка.  Во второй половине 19 века русские композиторы продолжали использовать в своём творчестве народные мелодии и фольклорные мотивы.

 Важную роль в развитии этой темы сыграла творческая деятельность композиторов «Могучей кучки», в которую входили Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Цезарь Кюи, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков. Эти музыканты не боялись смелых поисков.

В своём творчестве они стремились отражать «правду жизни», создавать такие композиции, которые могли задеть слушателя за живое.

Читайте также:  Репрессии против интеллигенции - история России

Большое внимание композиторы уделяли изучению традиционной крестьянской песни, они видели в ней основу всей музыкальной культуры России. Балакирев составил сборник «40 русских народных песен».

В операх Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов» главным героем является народ.

Произведения Чайковского наполнены внутренней гармонией, удивительной эмоциональностью и мелодичностью.

В становлении классического музыкального образования примечательна деятельность братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Антон Рубинштейн в 1862 году стал инициатором создания первой русской консерватории в Петербурге, он же был её директором. Николай Рубинштейн в 1866 году основал Московскую консерваторию.

Архитектура. Вторая половина 19 века – это время угасания классицизма. Новый период в истории государства ставил перед архитекторами новые задачи. В России быстрыми темпами развивались капиталистические отношения.

В городах росла необходимость зданий, соответствующих эпохе, – крупных магазинов, фабрик, банков, железнодорожных вокзалов. Для их постройки использовались такие материалы, как стекло, бетон и железо.

Теперь при строительстве главной была функциональность.

Дороговизна земли привела к появлению многоэтажных зданий, которые располагались вплотную друг к другу. Увеличение населения городов привело к появлению доходных домов.

Широкое распространение они получили в 70-е годы 19 века. Средства в их строительство вкладывали предприниматели, промышленники, купцы и многие другие. Наниматели квартир платили аренду владельцам.

Доходные дома стали единственно доступным видом жилья для студентов и рабочих.

В архитектуре России преобладала эклектика, для которой было характерно смешение различных стилей. В духе эпохи Ренессанса был построен фасад дворца великого князя Владимира Александровича.

Элементы готики присутствуют во дворце «Коттедж», который находится в Петергофе.

В стиле барокко был перестроен дворец Белосельских-Белозерских.

В конце 19 века архитекторы в поисках национального стиля обратились к памятникам зодчества 17 века. Популярным стал «псевдорусский стиль».

Здания украшались народными элементами: башенками, окнами-бойницами, узорными резными украшениями, фигурным оформлением крыш.

Один из самых знаменитых архитекторов, работавших в этом стиле, Иван Павлович Петров, известный под псевдонимом Ропет. В Абрамцево он построил баню-теремок.

В «псевдорусском стиле» построены Исторический музей и Верхние торговые ряды в Москве, Храм Спаса на Крови в Петербурге.

Живопись. Вторая половина 19 века стала временем расцвета русской живописи. Здесь ведущим жанром был критический реализм.

В 1863 году Императорская академия художеств объявила конкурс среди лучших своих выпускников на получение большой золотой медали. Эта медаль давала право на проживание в Италии в течение шести лет и совершенствование там своего таланта.

В конкурсе участвовали 14 лучших исторических и жанровых художников академии. Исторические живописцы попросили разрешения на свободную тему.

Руководство академии, было удивлено дерзостью участников и сделало обязательным для всех сюжет на библейскую тему.

9 ноября 1863 года все художники отказались от участия в конкурсе и попросили досрочно выдать им дипломы. Конкурс был отменён, дипломы художникам выдали. Однако за ними был установлен полицейский контроль, так как правительство усмотрело в этом революционные настроения.

Бунтовщики основали артель художников, где вместе трудились и зарабатывали на жизнь. Со временем она распалась, и в 1870 году было образовано Товарищество передвижных художественных выставок.

Передвижники противопоставили свою живопись академической, они занимались просвещением народа, организовывали выездные выставки.

В Товарищество входили такие известные художники как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Васнецов, Шишкин, Саврасов и Куинджи.

Картина Василия Перова «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» отражает проблему детского труда. Мы видим троих детей, которые в метель тянут на себе бочку с водой. Это их единственная возможность заработать и помочь выжить своей семье. Сзади взрослый мужчина помогает им, подталкивая бочку. Картина погружает в безысходность жизни маленьких работников.

Илья Репин писал исторические и бытовые картины. В его произведениях «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали» жизнь революционеров изображена как трагедия целого поколения. На картине «Не ждали» показан момент возвращения ссыльного домой.

Его взгляд полон тревоги за то, как его примут дома. На лицах присутствующих самые разные эмоции – от радости, до непонимания. Не видно только глаз женщины на первом плане, скорее всего это мать ссыльного.

Однако все её чувства угадываются в напряжённой фигуре.

В исторической живописи ведущее место занимал Василий Суриков. Картина «Утро стрелецкой казни» изображает момент расправы над стрельцами, которые поддержали в борьбе за трон сестру Петра I Софью.

На лицах героев картины отчаяние и безысходность. Фигура Петра словно возвышается над всеми, его лицо полно гнева и ненависти.

Эти же чувства обращены к нему со стороны стрельца со свечой в руках, символом предстоящей казни.

К теме сказок и былин в своем творчестве обращался Виктор Васнецов. Иллюстрациями к различным народным преданиям стали картины «Витязь на распутье», «Иван Царевич на сером волке», «Богатыри», «Алёнушка».

Среди выдающихся русских пейзажистов можно выделить Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи.

Таким образом в конце 19 века русская культура вышла на новый уровень. Она стала явлением мирового значения. Произведения искусства приобрели демократический характер, они были связаны с проблемами, существовавшими в Российской империи.

Давайте подведём итоги.

В конце 19 века наибольшее развитие в литературе получил критический реализм. Писатели обличали несовершенство государственного управления.

Театральное искусство было сосредоточено на социальных явлениях в государстве.

Развитие музыкального искусства определялось деятельностью композиторов «Могучей кучки».

В городской архитектуре на первый план вышла функциональность зданий. Популярным стал «псевдорусский стиль».

В 1870 году было образовано Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижники противопоставляли свою живопись академической.

Источник: https://videouroki.net/video/54-kultura-rossii-vtoroj-poloviny-xix-v.html

Развитие культуры России второй половины XIX века

Либеральные реформы 60-70-х годов, ускоренное развитие экономики, подъем общественного движения – все это дало толчок к развитию культуры. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс в науке и технике. Выдвижение на передовые позиции интеллигенции усиливало ее общественную роль и способствовало появлению новых общественнозначимых тем и стилей в искусстве.

Уровень грамотности населения в пореформенный период значительно повысился с 6% в начале века до 21% в конце века. Система образования было трехступенчатой. Большое значение развитию церковноприходских школ для простого народа и крестьянства придавал обер-прокурор Синода К.П.

Победоносцев. В городах для взрослых устраивались воскресные школы. Продолжали открываться университеты, специальные учебные заведения (сельскохозяйственные, педагогические, горные, лесные).

В 1878 году открыты Высшие женское курсы в которых женщины могли получать высшее образование.

60–70-е годы – «золотой век» русской химии: Бутлеров открыл связи между атомами в молекуле, Д.И. Менделеев в 1871 году сформулировал периодический закон химических элементов. В биологии К. Тимерязев исследовал явление фотосинтеза и заложил основы агрономии, И. Мечников создал учение об иммунитете.

Мировое значение получили труды математиков П. Чебышева и С. Ковалевской. В физике А. Столетов открыл явление фотоэффекта, П. Яблочков создал лампу накаливания (после изобретения Эдисоном цоколя лампы вошли в быт). Русские географы П. Семенов-Тян-Шанский, П. Пржевальский, Н.

 Миклухо-Маклай исследовали центральную Азию и Папуа-Новую Гвинею, создали Императорское Географическое общество. Свои исторические труды создают В. Ключевский «Курс русской истории», митрополит Макарий (Булгаков) «История русской Церкви».

С деятельностью митрополита Филарета (Дроздова) связывают расцвет русской богословской мысли.

Вторая половина XIX века стала временем расцвета в литературе критического реализма. В это время творили И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Чехов, Л. Толстой, Ф. Тютчев.

Ведущим драматическим театром остается Малый театр, для которого пишет пьесы А. Островский и в котором блистает М. Ермолова.

В Мариинском театре начинается взлет русского балета, связанный с творчеством М. Кшесинской.

В музыке на позициях народности стоит творческое объединение «Могучая кучка» в составе М. Балакирева, М. Мусорского, Н. Римского-Корсакова. Мировое признание получает творчество П. Чайковского. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков обращаются к сценам жизни простого народа и русской истории.

В ноябре 1863 года 14 выпускников Академии художеств покидают Академию и организовывают «Товарищество передвижных выставок». Они устраивают свои выставки во многих городах России, чем способствуют приобщению широких слоев населения к живописи. Психологические портреты пишет В.

 Серов, над темами из русской истории и русских легенд и сказок работают В. Васнецов и М. Нестеров.

В скульптуре тему русской истории раскрыл М. Антакольский. скульптор А. Опекушин увековечивает память Пушкина. В 1862 году в Новгороде открыт памятный знак «1000-летию Руси». В архитектуре складывается псевдорусский стиль, ориентирующийся на архитектуру XVII века, и эклектика, стремящаяся соединить все стили воедино.

Источник: http://historyrusedu.ru/ekzamenatsionnye-bilety-istoriya-rossii/9-razvitie-kultury-rossii-vtoroj-poloviny-xix-veka.html

Ссылка на основную публикацию