Русская философская мысль — история России

История русской философии — этапы развития, краткий экскурс

Несмотря на почти тысячелетнюю историю русской философской мысли, подробно и диалектически связно история русской философии была изложена относительно недавно — в первой половине ХХ века – ученым и философом В.

В.Зеньковским. В своих трудах он обратил внимание на непрерывность традиций русской философии, ее связь с западной философской мыслью и определил этапы развития русской философии, отметив их своеобразное единство.

 Философские воззрения в Древней Руси, начало русской философии

Безусловно, что пробуждение философских интересов на Руси появляется вместе с византийским христианством, пришедшим к нам в Х веке. После Крещения Руси языческие взгляды на бытие и окружающий мир принципиально изменяются:

Бог как высшая сущность нематериален, божественный мир считается «высшей реальностью», вечное и идеальное становится первичным, а материальный мир – вторичным.

Считается, что начало русской философии связано с возникновением на Руси письменности и литературы, а одним из первых философов принято считать митрополита Иллариона Киевского.

В его «Слове о законе и благодати» сопоставляются Ветхий и Новый Заветы, провозглашается принцип « закон для человека» и говорится о миссии Руси и ее месте в мире. В проповедях Иллариона присутствуют постулаты «единодержавства» и мотивы нравственности, которые находят свое продолжение у Владимира Мономаха.

В его «Поучении» содержится и полемика с византийским аскетизмом, и почти языческий «дух свободы», и рассуждения о справедливости.

Философские мысли своих предшественников развивает Кирилл Туровский (XII век), продолжающий рассуждения об истине и нравственности. Он утверждает, что тело первично, а душа вторична, ибо Бог создал их в такой последовательности, и вводит понятие «стройный разум» — систему знаний о Боге и мире.

Таким образом, в отличие от запада, тема христианства в философии Древней Руси развивается не в направлении доминирования духовной власти над светской, а в направлении усвоения государством христианских принципов.

Славяно-греко-латинская Академия, ее вклад в культурную и духовную жизнь России

История русской философии была бы неполной без упоминания о Славяно-греко-латинской Академии — первом учебном заведении, стандарт которого соответствовал европейским университетам. С одобрения царя Федора она была создана просветителем Симеоном Полоцким и его учеником Сильвестром Медведевым в 1687 году.

В ней преподавали греки братья Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендациями Восточных Патриархов, а обучалась молодежь всех сословий. Среди выпускников академии были: М.Ломоносов, заложивший основы русской материалистической традиции, поэт и мыслитель А.Кантемир, математик Л.

Магницкий … Академия стала «кузницей кадров» не только для церкви, но и для «государевой службы».

Этапы развития русской философии XVIII века

В истории русской философии XVIII века можно выделить 2 этапа:

  • философские воззрения эпохи Петровских реформ
  • и обусловленное этим реформаторством развитие материалистических и социально-политических взглядов середины и конца века.

Представители эпохи реформ – Ф.Прокопович, А.Кантемир, В.Татищев – уделяли внимание вопросам устройства монархии, нерушимости «государевой власти» и ее божественности, проблеме нравственных ценностей. Прокопович, сподвижник Петра, отстаивал пользу наук, просвещения, обличал невежество и псевдоученость.

Кантемир в своих сатирах высмеивал пороки общества и человека, он же ввел в русский язык многие философские термины.

Основой мировоззрения Татищева стала идея естественного права, религии, морали, а цель, к которой, по его мнению, нужно стремиться – «равновесие душевных сил», достигаемое с помощью «полезной» науки.

В русскую философию XVIII века огромный вклад внес М.В.Ломоносов, сторонник механистического материализма, основатель русской материалистической традиции, выдвинувший теорию корпускул, мельчайших частиц, из которых состоит вещество.

В этот же период русская философия обогащается трактатами «русского Сократа» — педагога и просветителя Г.С.Сковороды, взгляды которого отличаются самобытностью и оригинальностью. В его учении присутствуют черты мистицизма и рационализма, а философские воззрения близки к пантеизму. Он «странствующий философ», просвещающий и наставляющий своих учеников и слушателей.

Под влиянием идей французского Просвещения начинается «золотой век» Екатерины II. Вдохновленный ими материалист и сторонник «естественного права» А.

Радищев говорит об идеях «естественного» жизнеустройства, резко критикуя царящую в России несправедливость, которую видит в существовании крепостного права.

Разделяя взгляды философов Просвещения, Радищев полемизирует с Руссо, считая ошибочным противопоставление природы и человека. Его идеи оказывают значительное влияние на свободомыслящих дворян XIX века.

Русская философия XIX века

История русской философии с началом XIX века вступает в свой новый период. Начинаются новые этапы развития русской философии, она усложняется, появляются новые направления и школы, возрастает влияние профессиональной философской мысли.

Создается первый философский кружок, получивший название «Общество любомудров», который организовывают «архивные юноши» — молодые люди, служащие в архиве Коллегии иностранных дел. Среди них – В.Одоевский, А.Кошелев, Д.Веневитинов.

Кружковцы интересуются трудами немецких философов, на основе идей идеалистической диалектики пытаются создать собственное «наукоучение», разрабатывают новые литературные формы и интересуются политической жизнью страны.

В конце 1825 года кружок прекращает свою деятельность.

В России поднимаются проблемы особенности ее исторического развития и национального самосознания.

Впервые о них заговорил Петр Чаадаев, «христианский философ» и автор «Философических писем», в которых он обозначил идею российской самобытности, положив тем самым начало расколу в русской общественной мысли.

Спор о месте России в мире, о ее социальном идеале привел к возникновению двух течений, известных как западники и славянофилы.

Западничество и славянофильство — единство в противоположности

Славянофилы (Хомяков, Самарин, братья Аксаковы и др.

) настаивали на особом, «русском пути» развития, критиковали западную цивилизацию, почитали православие, а в качестве формы государственного устройства называли монархию.

Они идеализировали допетровскую Русь, считая ее соборной. Свобода человека виделась славянофилам как следование и подчинение абсолютным ценностям – церкви, государству, общине.

Западники (Грановский, Анненков, Тургенев и др.) выступали за европеизацию России, ее развитие по буржуазному пути. В большинстве своем они придерживались атеистических взглядов, были рационалистами и позитивистами и считали, что главной ценностью общества является человек и его свобода.

С идеями западников соглашался философ и писатель А.

Герцен, гегельянец и «вольнодумец», критиковавший русскую действительность и разделявший революционные идеалы Европы, разочаровавшийся затем в «западном прогрессе» и, подобно славянофилам, обративший взор на крестьянскую общину. Герценовскую теорию «русского социализма» развил Н.Огарев, однодумец писателя, вместе с ним издававший еженедельник «Колокол».

Читайте также:  Особое привилегированное сословие дворян - история России

Университетская философия России

Зарождение университетской философии происходит в 1724 году в университете, основанном при Петербургской Академии наук, и в Московском университете в 1755 году. В XIX веке она становится особым явлением в русской философской мысли, формируясь под влиянием работ Лейбница и Вольфа и усилением русско-немецких философских связей.

Характерной чертой университетской философии является то, что она «профессиональна», т.е. разрабатывается и излагается специалистами – преподавателями университетов.

К их когорте можно причислить ректора Московского университета С.Н. Трубецкого, особое внимание уделявшего взаимосвязи религии и философской мысли, профессора Л.М.Лопатина, сторонника «умозрительного начала» в философии, отстаивавшего принцип свободы воли, а также петербуржца Н.О.Лосского, киевского философа и педагога В.В.Зеньковского и др.

Русская философия и русская литература

Одной из особенностей русской философии является ее связь с литературой — часто философские взгляды и идеи авторы излагают в своих произведениях. Однако именно во второй половине XIX века получают распространение философские романы — произведения, в сюжетах которых важная роль отводится философским концепциям.

Своего рода программой для прогрессивно настроенной молодежи становится роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», рисующий образ «особенного человека» Рахметова и пронизанный надеждами на грядущую революцию.

В тот же период выходит и другой роман – «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, герой которого Раскольников, также считающий себя «особенным», терпит крах и разочаровывается в своих идеях, близких к идеям Ницше.

Свои взгляды на общество, его ценности, человеческие устремления излагает и Л.Н.Толстой в знаменитом философском романе «Война и мир», ставшим событием в русской литературе.

Народничество

В 60-х годах XIX века возникает движение, получившее название народничества. Его представители, в большинстве своем разночинные интеллигенты, пытались восстановить утраченную связь с народом, крестьянской общиной.

Наибольшую известность получили социально-революционное и анархическое направления народничества. Представителем первого стал Ткачев, считавший, что России необходима боевая организация революционеров, которая свергнет самодержавие и установит власть коммуны.

Представители второго – Бакунин и Кропоткин – скептически относились к государству и отрицали возможность перемен в рамках любой власти.

Ницшеанство в русской философии

Произведения Ницше в России долгое время находятся под цензурным запретом. Лишь в конце 1890-х в прессе появились статьи Н.К. Михайловского, знакомящие читателей с философом.

Его самое известное произведение «Так говорил Заратустра», названное «новой библией», перекликается с романом Достоевского «Преступление и наказание».

Их герои, по сути, двойники: оба противопоставляют себя толпе, оба считают, что человек – суть канат «между животным и сверхчеловеком», но финал исканий героев разный.

Продолжение идей Ницше можно найти у русских философов —

  • К.Леонтьева (теория о Богочеловеке и преклонение перед личностью),
  • Л.Шестова (неприятие принудительной морали),
  • В.Розанова, которого называли «русским Ницше» за интерпретацию ницшеанства.

Взгляды Ницше оказывают влияние на философские и литературные течения ХХ века: на русских символистов (Брюсова, Блока, Белого), на философов «нового религиозного сознания», на мотивы культурно-религиозного ренессанса и даже на взгляды русских марксистов.

Русский марксизм

Разочарование в народничестве, осознание необходимости социально-политических перемен и влияние идей К.Маркса приводит к тому, что в конце XIX века в России зарождается марксизм – учение о классах и классовой борьбе.

Оно провозглашает, что существование классов связано с развитием производства, классовая борьба заканчивается диктатурой пролетариата, а та, в свою очередь, приводит к бесклассовому обществу. Самыми известными в истории русской философии марксистами стали Г. В.Плеханов, Л.Д.Троцкий, А.А.

Богданов, Ю.О.Мартов, на идеи Маркса ссылался в своих работах В.И.Ленин.

Русский философский символизм

История русской философии на рубеже XIX-ХХ веков одно из особых мест отводит философскому символизму, вобравшему в себя достижения культурной и философской деятельности русских мыслителей, поэтов, художников.

Его основной идеей стал синтез искусства, литературы, философии. В отличие от западного символизма он претендовал на выполнение мировоззренческих функций в российском обществе. Идеологами его литературного направления становятся А.Блок, В.Иванов, А.Белый, В.

Брюсов, философского – В.Соловьев, А.Лосев, Г.Шпет.

Культурно-религиозный ренессанс ХХ века

В начале ХХ века в русской философии возникает явление, известное как «культурно-религиозный ренессанс». Его представители – В.Розанов, С.Булгаков, П.Флоренский, Н.Бердяев, Д.Мережковский, С.Франк и др.

— мыслили его как возрождение религиозного идеализма прошлого века, ожидая от него значимости и величия, сравнимых по масштабам с русской литературой в период ее расцвета.

В это время новое развитие получают идеи славянофилов, Достоевского, философские и боготворческие теории В.Соловьева о «Софии – душе Мира».

По-новому интерпретируются прежние идеи:

  • теория «сверхчеловека» превращается в теорию «богочеловека» Соловьева,
  • а на смену «вседозволенности» приходит идея служения всеобщему благу.

Соборность соединяется с идеями творческой свободы и индивидуальности, а приверженность национальной культурной традиции – с вселенским единством. Идея мессианства, получившая новое развитие, толкуются как идея «всемирной отзывчивости».

Вместе с философами поисками ответов на вызовы русской общественной жизни занимаются и литераторы – А.Белый, А.Блок, Л.Андреев и др., — выступающие против «старых» форм в искусстве.

На этом, по мнению ряда исследователей, и заканчиваются этапы развития русской философии. Их продолжением является философия русского зарубежья, советского и постсоветского периода.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-filosofiya/istoriya-russkoy-filosofii-etapyi-razvitiya-kratkiy-ekskurs

Развитие философской мысли в России

Русская философия – собирательное название философской концепции русских мыслителей 2 половины 19 в – нач. 20 вв.

Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чадаева, а фактическим окончанием ее существования в Р. – высылку большевиком в 92 последних представителей старорежимной философской школы. Характерными чертами в рус.

Философии явл: косизм, софиология, соборность, матефизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность.

На становление философской мысли России оказал влияние противоречивый характер русской истории. Ранний период истории философии хронологич.11-12вв до 16 в.

Первый философский труд-«Повесть временных лет» где ставится вопрос о происхождении русской земли и об ответе чел-ка наделенного бессмертной душой и свободой перед Богом.

»Слово о законе и благодати»-написал монах Илларион где звучит идея равенства всех народов перед благодатью.

Второй этап — философская мысль русского просвещения.

Философия Ломоносова. Он развивал идею корпускулярной философии. Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц (атомов образующих более сложную форму-корпускулу(молекулу)).

Эта его концепция атомизма лежит в основе полной системы природы с идеей единства мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе что свидетельствует о наличии его взглядов.

Ломоносов различает действие в природе принципа причастности и философии взаимосвязи. Его основным методом познания являлось движение мысли от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории.

Читайте также:  Второй этап смуты. двоевластие василия шуйского и лжедмитрия ii - история России

Философия Радищева. Основной его труд «О чел-ке о его смертности и бессмертии».

Рассматривая чел. под углом вписанности его в систему природных связей. Подчеркивая способность чел. Видеть во всем присутствие бога при этом воспроизводя док-ва и в пользу смертности души и в пользу ее бессмертия.

Философия Чаадаева.

В его философии человек рассматривается как объективное единство двух типов: физическое и духовное.

Как существо свободное которое в своей истории больше подчинено диалектики, необходим и свободе. Считал что физ. Мир построен из атомов и молекул. Сознание чел. По его мнению не подчиняется механическим законам природы, а является результатом божественного творения

Дальнейшее развитие философии шло в 2 направления: западники и славянофилы.

На философию оказывали влияние так же различные течения 19 века; народники (Ткачев Лавров).

Возникает марксистск. Философ.(Плеханов считал что материалист. Понимание истории противопоставляет субъективному методу , которые пропоганд. народники)(Ленин- основу его теории- теория познания “импирио критинизм”)

Считал что материя и каждая ее часть неисчерпаемы, у материи нет неизменных свойств, она изменчива, материя это объективная реальность, сущ. Независимо от познания)

В конце 19 века появляется русский космизм в 2 направлениях: Естеств. -научный, религиозный(Федоров- который мечтал о преобразовании человеческой нравственности)

3 этап –конец 19 века начало 20 века(бердяев)

13.Общая характеристика марксистской философии.

Философия марксизма была создана К.Марксом и Ф. Энгельсом. Маркс.Ф. унаследовала от немец философии рационализм, как способ объяснения и постижения действительности.

Концентрация внимания на то, что есть общего для естественной и социальной действительности чел-го мышления процесса познания, кот. объединяет эти сферы исследования законности и развития.В работе «Л. Фиербах и конец немец.

классической философии» Энгельс выдвигает идею, что философия в целом как форма общего сознания и каждая философская концепция в частности независима от времени ее создания и проблемы, кот. анал-ся всегда ставит один и тот же вопрос, суть которого отношение мышления к бытию.

Объединение материализма и диалектики дало свои положительные результаты. Возникла возможность применить диалектику при анализе не только сознания, а экономических, политических и др. процессов, которые происходят в обществе.

На становление марксистской философии повлияли след. идеи:

1) предшествующая материалистическая ф-фия;

2) бурный рост открытий в науке и технике

Большие открытия в 1-ой половине 19 в. дали возможность сделать ряд новых принципиально важных ф-фских выводов, оказали содействие диалектическому способу мышления: а) В нач. 40-х годов немец. Природовед Ишей-Эр открыл закон сохранения и перераспределения энергии, согласно кот. разные виды энергии (механ.

, тепл. и др.) имея в качествве опр-ную спец-ку взаимодействуют между собой и могут переходить из одного вида в др., при этом кол-ная энергия не уничтожается, а лишь преодр-ся в др. меру. За 100 лет до этого открытия Ломоносов открыл з-н сохранения и приобретения вещ-ва.

Эти 2 открытия стали научным основанием для ф-фских взглядов о материи и движении. б) В 1838-1839 гг. немец. Биологи Шванн и Плей-Ден открыл клет-ную теорию живого вещ-ва. Развитие живых организмов осущ-ся благодаря размн-нию клеток, их возникн-нию, росту и отмиранию.

Эта теория позвонила сделaть ф-фский вывод о единстве всех живых орг-мов и основой этого единства есть клетка.

в) В нач. 40-х годов 19 в. Ч. Дарвин делает открытие об эволюционном развитии живой природы. Эта теория нанесла разрушающий удар по религиозным представлениям о происхождении жизни и возникновении человекака.

3) крушение идеалов великой франц. революции;

4) нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов;

5) кризис трациц-ых буржуазным ценностей, превращение буржуазии из револ-ной в консервативную силу.

Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: -основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); -сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; -материя находится в постоянном движении и развитии; — Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; -материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; — важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

— развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/4526.html

Философия истории в России

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ. По свидетельству В. В.

Зеньковского, русская философская мысль «сплошь историософична», постоянно обращена к вопросам о началах и конце истории, о ее сокровенном смысле и путях его постижения, о ее всеобщих началах и уникальности исторического пути отдельных народов и цивилизаций, о соотношении «данности» и заданности исторического процесса, прогресса и возврата к началам исторического бытия, конечности исторических времен и эсхатологической вечности. Через исторические судьбы человечества русские мыслители ищут синтетическое единство всех сторон исторической реальности, всех движений человеческого духа. К универсализму в постижении исторических судеб человечества русская философия истории, развиваясь в общем русле европейской философской мысли, шла через осмысление исторической миссии России в мировом процессе.

Предпочтительный интерес философии истории в России к истолкованию исторического процесса отнюдь не вытеснил интерес к проблемам исторического знания, к вопросу, «как возможно историческое знание».

В общем развитии философии истории в России можно условно выделить четыре этапа: 1) поиски духовных «начал» русской истории, мессианского призвания «Святой Руси»; 2) становление русской философии истории в результате осмысления европейской философско-исторической традиции в ее приложении к истории России; 3) опыт самоопределения основных направлений философии истории; 4) развитие оригинальных историософских систем на основе синтеза зна-ния и веры.

Поиски смысла и начал исторического бытия русского народа и государства издавна становятся предметом «древнего любомудрия» и находят выражение в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (сер. 11 в.), в «Повести временных лет» (нач. 12 в.), а также в комплексе текстов, связанных с разработкой идеологемы «Москва — Третий Рим», заложивших основы русского мессианизма.

Читайте также:  Особенности внутреннего рынка России в xviii веке - история России

Возникновение философии истории в России обычно связывают с именем Чаадаева. Сопоставив в своих «Философических письмах» две модели исторического развития Европы и России с точки зрения их соответствия замыслам Провидения, он приходит к выводу, что Россия как бы выпала из его замыслов.

Вызов, брошенный Чаадаевым, получил продолжение в полемике славянофилов и западников. Расходясь в понимании и оценке исторического прошлого России, они сходились в критическом отрицании ее настоящего и в стремлении предвосхитить ее будущее. Но в то время как славяно-филы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. и И. Аксаковы, Ю. Ф.

Самарин) историческую миссию России видели в особом пути ее развития, западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д.

Кавелин), исходя из идеи универсальности исторического процесса, связывали будущее России с ее возвращением в лоно европейской цивилизации, с призванием России ответить на поставленные, но не решенные Западом вопросы.

Спор славянофилов и западников привел к разработке общих философско-исторических проблем. Герцен идеям провиденциализма и телеологизма противопоставил оригинальную концепцию исторического «алогизма» и «импровизации истории».

Развивая идеи западного позитивизма, философия истории в России выдвигает идею зависимости прогресса от степени участия в нем личностного начала — «критически мыслящей личности» (П. Л. Лавров), и субъективный метод, который побуждает участника прогресса и его исследователя становиться на ту сторону, где личность может восторжествовать (Н. К.

Михайловский). Другим направлением, во многом опередившим европейскую философско-историческую мысль, являются теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и К. Н.

Леонтьева, в которых история предстала как «разноместное и разновременное» развитие человечества, в ходе которого она проходит стадии «первичной простоты», «цветущей сложности» и «вторичного смесительного упрощения». Материалистическое понимание истории получило в России форму исторического монизма (Г. В. Плеханов).

Новым словом в объяснении исторического процесса стала религиозная философия, давшая своеобразный синтез философии всеединства Вл. С. Соловьева и легального марксизма.

В философии всеединства история рассматривается как Богочеловеческий процесс, что предполагает совершенно иное понимание различных сторон человеческого бытия — веры, знания и добра, исторического времени и вечности, конца истории, трансцендентной идеи и ее реализации в тварном, посюстороннем мире. Идеи Соловьева получили развитие в концепции «религиозного материализма» С. Н.

Булгакова, истории как сферы реализации «симфонической личности» Л. П. Карсавина, всеединства истории как ее непостижимой тайны, которая постигается через постижение ее непостижимости (С. Л. Франк). Особое место в этом ряду занимает философия истории Н. А.

Бердяева, которая, будучи философией творчески динамической, дуалистически-плюралистической и эсхатологической, берет человека в совокупности действия всех мировых сил, т. е. в величайшей полноте и величайшей конкретности.

В философии истории Бердяев видел один из путей к познанию духовной действительности высшего порядка, путь к установлению тождества между человеком и историей, между судьбой человека и метафизикой истории. Убежденный в конце эмпирической истории, он видел в эсхатологии начало ее нового эона. Логико-методологические и гносеологические проблемы исторического знания широко обсуждали такие историки, как Б. Виппер, А. Лаппо-Данилевский, Н. И. Кареев, и философы В. Ф. Асмус, М. М. Бахтин, М. С. Каган и др.

Л. И. Новикова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 213-214.

Литература:

Зеньковский В. В. История русской философии, т. 1—2. Л., 1991; Философия истории в России. Антология. М., 1994; Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М., 1997.

Источник: http://ponjatija.ru/node/9557

Развитие философской мысли в России — Философия

Начиная от истоков, от крещения Руси, отечественная философия прошла самобытный, небывалый путь развития. Сама российская философия является отражением культурного и исторического развития государства. Место России во всемирной истории волнует отечественных мыслителей не меньше судьбы ее народа, и конкретно взятого человека.

Развитие философской мысли в России – общие признаки русской философии

Принято считать, что философствование в России базируется на античной философии, на тех немногих переводных источниках, которые в X веке попали в русские земли с богословскими трактатами миссионеров. Зародившись гораздо позднее, чем в соседних западных странах, русская философская мысль испытала влияние сначала византийской мысли, затем западноевропейской идеологии.

Славянской философской мысли присущи совершенно особые признаки, формировавшиеся в течение почти всей истории философской культуры России.

Философия в России развивалась в лоне религии, при этом в тесной связи с обществом, сохраняя исконную русскую духовность древней дохристианской Святой Руси.

Философы, по сути, и были тем народом, частью народа, которые заботились о его просвещении и развитии – общественные деятели, писатели, ученые. Однако социальная направленность философии по-прежнему остается в церковных рамках.

Кажется, навсегда связанная с религией, отечественная философская мысль, несмотря на антропоцентризм, на глубокое сочувствие человеку, никогда не покинет своей религиозной стихии. Однако в XVII веке начинает зарождаться светская философия, создавая предпосылки  для нового этапа – этапа Просвещения.

Как представлена Россия в русской философии

Вся красота духа России, вся мощь русской мысли поэтапно раскрывается в русской философии периода Просвещения XVII-XVIII веков. Этот период становления и развития светской философии продлился вплоть до середины XIX  – первого десятилетия XX столетия, когда наступил расцвет истории философской культуры России.

Онтологизм русской философии состоит не в порождении какой-либо теоретической проблематики, а в познании самой сути бытия, в познании трансцендентной судьбы человека и его имманентного пути.

Для русских философов человек – существо, несущее в себе тайну бытия.

Именно русскому человеку, по мнению российского философского общества, доступна цельность познания, постижения сакральной сути бытия.

С антропоцентризмом связана историческая проблематика. Не следует забывать и об этической ориентации философствования в России, чему явными свидетелями является практический характер решаемых проблем и пристальное внимание к внутреннему миру человека. В целом российская философия неоднородна, а все указанные черты по-разному представлены в учениях мыслителей.

Смотреть на видео историю русской философской культуры

Источник: http://filosofia.ru/razvitie-filosofskoj-mysli-v-rossii/

Ссылка на основную публикацию