Принципиальные отличия планов государственного устройства ссср — история России

Ссср создание, признаки и принципы формы государственного устройства

СССР — Крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье – по численности населения.

Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Причины создания СССР.

Сближение республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. С другой стороны, оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г.

, на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП(б). Этот процесс не был простым.

Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов) утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.

Принципы создания СССР. В августе 1922 г.

от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий (проект автономизации И. В. Сталина).

Его авторы утверждали, что объединение республик в федерацию приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.

Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики. Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта В. И.

Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации). Речь шла о «новом союзе, новой федерации», «новом этаже, федерации равноправных ».

Образование СССР имело важное историческое значение.

Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными — унитарными

СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с Украинской и Белорусской советскими социалистическими республиками и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой.

Количество союзных республик в Советском Союзе изменялось от 4 до 16. В момент образования 30 декабря 1922 года СССР состоял из 4 республик (Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР).

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

Советская республика.

Основные отличительные черты данной формы правления можно свести к следующим.

1. Ведущая роль представительных органов власти – Советов, которые составляли основу всего аппарата власти.

2. Объединение высших и местных органов в единую представительную систему, которая была основана на принципе демократического централизма, т.е. подчинения нижестоящих Советов вышестоящими.

3. Соединение законодательной и исполнительной власти в лице работающих представительных учреждений. Как видно, советская республиканская форма правления коренным образом отличается от западноевропейской, основанной на разделении властей.

Советская республика сочетает выгоды парламентаризма (формальной демократии) западного образца с выгодами прямой демократии. Такая модель организации публичной власти могла стать шагом всемирно- исторического значения, когда управление осуществляется непосредственно народом-сувереном в лице системы Советов.

Однако, как показала практика социалистического строительства, такая унитаризация публичной власти привела к борьбе этого аппарата с собственным народом.

4.

Специфической чертой Советской республики, а период строительства социализма являлось то, что советы строились по принципу открытого классового представительства – как Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Представительные органы власти формировались на основе избирательного права, которое исключало участие иных социальных слоёв, кроме рабоче- крестьянских. Существовало также неравное избирательное право.

Преимущество отдавалось городскому населению.

5. Характерная черта Советского государства – принципиальное неприятие такого принципиально значимого для западной модели государственности принципа организации политической системы, как многопартийность.

Советская государственность базировалась на другом принципиальном положении. КПСС была единственной политической партией, имевшей официальное название – государственная партия.

По своей изначальной сути коммунистическая партия мыслилась и являлась как бы государством в государстве, вернее, его олицетворяла.

Образование и развитие федерации в России. Особенности РСФСР как федерации (1918-1978 гг.).

Первые идеи о федерации в России появились еще в XVII в. В то время Россия существовала как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию беспощадно подавлялись царским правительством.

В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.

В январе 1918 года прошёл III съезд Советов, на котором была одобрена, а 18 (31) января 1918 перед роспуском Учредительного собрания окончательно утверждена, написанная В.И. Лениным и принятая ВЦИК «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»[5], провозгласившая:

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию. Государство — Советская Россия, называемая ранее на разный манер — всё чаще стала именоваться Российской Федеративной Советской Республикой[ и Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой.

В целом, в период до февраля—марта 1918 года советская власть была установлена на большей части территории страны . Столицей страны с 12 марта 1918 года стала Москва, она же являлась в последующем и столицей Советского Союза.

В ночь с 16 по 17 июля под Екатеринбургом, были расстреляны бывший российский император Николай II и его семья.

19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР, которая закрепила официальное название нового социалистического государства — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

по Конституции РСФСР 1918г. — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Так же называется государство в Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1925 г.

С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. слова «Советская» и «Социалистическая» поменялись местами, и наименование государства стало: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

В связи с упразднением СССР и отказом от концепции советской и социалистической организации власти в России, Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» от 25 декабря 1991 г. Оно стало называться «Российская Федерация — Россия». 21 апреля 1992 г. это наименование нашло отражение в Конституции РФ, а затем и в действующей Конституции РФ 1993 г. (С. А.)

Конституция РСФСР 1978 года Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.
Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Источник: https://infopedia.su/14x1391a.html

Образование СССР. Советская модель национально-государственного устройства

707 просмотров

Революция 1917г. привела к расколу Российской империи. Программа большевиков по национальному вопросу была разработана задолго до революции.

В качестве основного требования она включала «право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств». Вместе с тем большевики призывали не смешивать право на отделение с вопросом о целесообразности отделения.

Они выступали за единое, мощное государство, но считали, что объединение наций должно осуществляться исключительно на добровольной основе.

Для тех наций, которые пожелали остаться в составе единого многонационального государства, программа предусматривала предоставление Областной (территориальной) автономии. Каждый народ получал свою территорию, на которой осуществлял самоуправление.

Правительство автономии должно было решать вопросы хозяйственного и культурного развития дайной территории, в общеэкономических и политических вопросах подчиняться центральному правительству. Провозглашалось равноправие граждан всех национальностей.

После прихода к власти большевики стали осуществлять свою программу. 2 ноября 1917г.

была принята «Декларация прав народов России», в которой провозглашались равенству и суверенность всех народов республики и право их на самоопределение.

В составе Совнаркома был создан наркомат по делам национальностей во главе с И.В. Сталиным. В ноябре 1917г. Советское правительство признало независимость Украины. Финляндии и Польши.

По Крестовскому миру территории Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии были оккупированы Германией. После революции

в Германии и вывода германских войск в январе 1919г. в Белоруссии установилась советская власть, 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская СССР. Советская власть установилась первоначально в Латвии и Эстонии, но при поддержке британских войск она была свергнута. Установились буржуазные правительства. В 1920г.

Советская Россия заключила с этими республиками дикторы о мире. В Литве советская власть была свергнута в результате захвата Вильно — польской армией. В ходе гражданской войны советская власть установилась и на Украине, но Западная Украина и Белоруссия вошли в состав Польши. Румынские войска оккупировали Бессарабию.

В Закавказье в феврале 1918 года из делегатов разогнанного Учредительного собрания, избранных от Закавказья был созван Закавказский сейм, провозгласивший создание независимой Закавказской демократической федеративной республики.

Однако вскоре вопрос из-за противоречий между Грузией, Арменией и Азербайджаном, Закавказская федерация распалась, были созданы Грузинская, Армянская и Азербайджанская республики. Но независимость этих республик оказалась недолгой. Армения и Азербайджан были оккупированы турецкими войсками, Грузия обратилась за помощью к Германии — туда были введены германские войска.

Закавказье было поделено между Германией и Турцией. В августе 1918г. пало Советское правительство в Баку. Для защиты от наступавших турецких войск в город были введены английские войска.

После поражения австро-гермаиского блока Закавказье было оккупировано британскими войсками.

В то же время между государствами Закавказья начались территориальные споры (грузино-армянский конфликт, армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе и др.) в конце 1919г. английские войска были выведены из Закавказья.

В апреле 1920г. в Баку произошло восстание. Восставшие обратилось за помощью к России. В Азербайджане была провозглашена Советская республика.

В 1920г. возобновились бои на армяно-турецкой границе. Для защиты Армении туда были введены советские войска. В ноябре 1920г. была создана Армянская Советская республика.

В феврале 1921г. начались вооруженные выступления населения Абхазии и Южной Осетии с требованиями автономии в составе Грузии. Вооруженные столкновения охватили Грузию.

В феврале было свергнуто меньшевистское правительство, вооруженные силы РСФСР поддержали грузинских большевиков и 25 февраля 1921г. была провозглашена Грузинская Советская республика.

Абхазия и Южная Осетия получили статус автономных республик в составе Грузии.

В марте 1921г. Грузия, Армения и Азербайджан подписали соглашение о создании Закавказской Советской социалистической республики. Таким образом, к 1922г. существовали 4 независимых Советских республик — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Внутри Российской федерации право на самоопределение наций осуществлялось путем предоставления им автономии в составе России. В 1918г.

была создана трудовая коммуна немцев Поволжья, в 1919 — Башкирская, в 1920 — Татарская автономные советские социалистические республики. Чувашская и Калмыкская автономные области. В 1921г.

после ухода с Кавказа английских войск — Дагестанская и Горская республики, после разгрома Врангеля — Крымская АССР.

На востоке были провозглашены Казахская АССР, Туркестанская советская республики в составе России. Бухарский эмират и Хиванское ханство получили независимость, однако, уже в 1920г. там произошли революционные перевороты, Хорезскаяи Бухарская народные республики вошли в состав РСФСР. К концу 1922 года в РСФСР входило 10 автономных республик и 11 автономных областей.

Читайте также:  «белая» армия: цели, движущие силы, основополагающие идеи - история России

Встала задача объединения советских республик. Что являлось предпосылками такого объединения?

Большевистская идея мировой революции сыграла активную роль в развертывании объединительного процесса. Во главе его стояла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

В связи с победой советской власти на основной территории, бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса — единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), с общими чертами организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Потребность объединения диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних хозяйственных и культурных связей и сложившимся экономическим разделением труда.

Основные принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: принцип равенства всех наций и народностей; признание права наций на самоопределение, которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (1 ноября 1917г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (3 января 1918г.).

Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919г. сложился военно-политический союз советских республик.

На его основе создавалось единое «военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда: Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Федерация республик рассматривалась большевиками как переходный этап «в преддверии мировой революции», обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких «буржуазных пережитков», как национальные различия. Летом 1922г.

был подготовлен проект партийно-государственной комиссии, известный как план «автономиции», который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал И.В.Сталин. В.И.

Ленин осудил проект объединения Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формальною суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-политического условия укрепления Советского государства.

Он предложил форму федеративного союза как «добровольного и равноправного объединения» самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР.

Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в Союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции.

Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Декларировалось право свободного самоопределения, однако механизм осуществления этого права не был определен.

Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) — верховный орган власти в перерывах между съездами.

В январе 1924г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР.

В перерывах между съездами верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат — Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство — СНК.

Создавалось три вида комиссариатов: общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. происходил процесс образования новых союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика «подтягивания» отсталых национальных регионов.

С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию.

В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20 — 30-е годы здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР.

Таким образом, образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Созданию СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.

Однако первоначальная приверженность большевиков идее унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы.

К концу 1930-х годов в СССР произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Источник: https://students-library.com/library/read/16808-obrazovanie-sssr-sovetskaa-model-nacionalno-gosudarstvennogo-ustrojstva

Государственное устройство СССР. СССР Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по Конституции формально являвшихся суверенными государствами; — презентация

1 Государственное устройство СССР<\p>

2 СССР Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по Конституции формально являвшихся суверенными государствами; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций В состав части республик входили автономные республики, края, области, автономные области и автономные (на ранних этапах национальные) округа.<\p>

3 СССР Статья 2-я Конституции СССР (1977 года) провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.» На поверхности выборы народных депутатов СССР казались безальтернативными. Однако на предварительных этапах выборов участвовало значительное количество кандидатов от трудовых коллективов, от профсоюзов, от молодежных организаций (ВЛКСМ), от самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС), что в корне опровергает существующее мнение о безальтернативности выборов в СССР. В СССР не было единоличного главы государства, за исключением последних неполных двух лет его существования ( гг.), когда существовал пост Президента СССР. Главой государства был Президиум Верховного Совета СССР (с 1936 года); представительские функции главы государства исполнял Председатель Президиума. Однако фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС. В отличие от более ранних конституций, Конституция 1977 года впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.» (Статья 6-я)<\p>

4 СССР СССР был однопартийным государством. Находившаяся у власти коммунистическая партия осуществляла свою власть, называвшуюся диктатурой пролетариата, через Центральный Комитет, Политбюро и им правительство, а также систему советов, профсоюзов и другие структуры. Власть партии, позволяя в различные моменты истории концентрировать усилия всей страны на отдельных участках (восстановлении и развитии экономики после двух тяжелейших войн, создании бесплатных систем здравоохранения и образования, обеспечении обороноспособности, масштабном жилищном строительстве и т.д.) в то же время постепенно приводила к успокоенности, ошибкам в государственной политике, постепенному отставанию страны от передовых государств.<\p>

5 Верховный совет Верховный Совет СССР двухпалатный Совет в СССР, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. Кроме Верховного Совета СССР, в Советском Союзе действовали также Верховные Советы в каждой из союзных и автономных ССР, однако все они были однопалатными.<\p>

6 Совет национальностей Совет национальностей одна из двух палат Верховного Совета СССР. Состоял из 750 депутатов. Совет национальностей представлял не непосредственно «национальности» в значении этого слова, принятом в СССР (этнические группы), а национальные территориальные образования всех уровней. Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Например, представители областей и краёв РСФСР с преобладающим русским населением получали в Совете национальностей всего 32 места из 750, наравне с другими союзными республиками, но намного меньше их доли в населении СССР. Таким образом, система выборов в Совет национальностей, опирающаяся на административно-территориальное деление СССР, давала численно равное представительство национальным образованиям одного территориального статуса, в отличие от Совета Союза, в котором пропорциональное преимущество имели большие народы страны.<\p>

7 Совет Союза Совет Союза одна из палат Верховного Совета СССР. Состоял из 750 депутатов. Избирался по округам, в каждом из которых проживало примерно 300 тысяч избирателей. На выборах кандидаты выдвигались Коммунистической Партией или подконтрольными ей общественными организациями.<\p>

8 КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Союз Советских Социалистических Республик единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.<\p>

9 Статья 76. Союзная республика суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики.<\p>

10 Статья 82. Автономная республика находится в составе союзной республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особенности автономной республики. Автономная область находится в составе союзной республики или края. Закон об автономной области принимается Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области.<\p>

11 Выделяется три основных политических режима: 1. Демократия 2. Авторитаризм 3. Тоталитаризм Форма правления: 1. Республика 2. монархия Форма государственного устройства: 1. Унитарное 2. федерация 3.конфедерация<\p>

12 Демократия — политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Республика это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1099911/

Trojden | Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.: Горинов М. М

Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного советского государства?

1. Предпосылки и значение образования СССР. К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи значительно изменилась.

Зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские народные республики — Хорезмская и Бухарская.

Прибалтийские страны — Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша добились признания своего суверенитета. Польша захватила Западную Украину и Западную Белоруссию, часть Литвы.

В советских республиках были свои органы государственной власти и управления, действовали свои конституции, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б).

Коммунисты считали, что объединение всех наций и народностей необходимо для построения социалистического общества. К государственному объединению подталкивали и потребности развития экономики. Хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складывались веками.

Промышленность Центра России снабжала районы Юго-востока и Севера своей продукцией, получая взамен сырьё — хлопок, лес, лён. Южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п. Объединение имело и внешнеполитические причины: схожие по политическому устройству страны должны были выжить во враждебном окружении.

К тому же в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.

В 1920—1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией и Грузией были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях.

Республики объединили под руководством РСФСР свои вооружённые силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. План ГОЭЛРО 1920 г.

предусматривал создание единой энергетической сети.

У членов большевистской партии существовали различные точки зрения по вопросу о принципах построения единого многонационального государства. Под руководством наркома по делам национальностей И. В. Сталина был разработан план объединения.

ИЗ ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РСФСР С НЕЗАВИСИМЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ

Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР…

Этот план И. В. Сталина получил название плана автономизации. Почему? Используйте определение понятий «федерация» и «автономия».

В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.

ИЗ НОВОГО ВАРИАНТА ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ

Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза…

Проанализируйте новый вариант резолюции. Какие изменения являются принципиальными?

2. Образование СССР. Конституция 1924 г. 30 декабря 1922 г. в Москве собрались уполномоченные делегации советских республик, которые утвердили Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических республик (СССР).

31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами — Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Высшим исполнительным и административным (распорядительным) органом стал Совет народных комиссаров СССР.

В союзных республиках существовали свои съезды Советов, ЦИК и СНК.

Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение. В ведении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими. Они были многоступенчатыми: каждый Совет избирал делегатов вышестоящего Совета (районный в областной, областной в республиканский, а затем на съезд Советов).

От городских жителей избиралось делегатов в пять раз больше, чем от сельских. Лица, использовавшие наёмный труд или жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские и жандармы лишались избирательных прав. В 1924—1925 гг.

были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной.

3. Национально-государственное строительство. В 1920-х гг. происходят значительные изменения в национально-территориальном устройстве СССР. В 1924 г.

на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР. Киргизы образовали свою автономную республику, вошедшую в состав РСФСР. В сентябре 1924 г.

Хорезмская и Бухарская народные социалистические республики вошли в состав Узбекской, Туркменской и Киргизской республик. В составе Украинской ССР на левобережье Днестра возникла Молдавская АССР. В 1924—1926 гг.

РСФСР передала БССР Витебскую, Гомельскую и часть Смоленской губерний, населённых главным образом белорусами. В 1929 г. Таджикистан, ранее входивший в состав Узбекской ССР, получил статус союзной республики.

4. Политика «коренизации». На начальном этапе развития СССР центральная власть пыталась учитывать национальную специфику. В мусульманских республиках в 1922 г. духовенству были возвращены земли, восстановлены мусульманские суды.

Государственные и партийные органы проявляли терпимость в отношении мусульманских норм поведения в обществе, в том числе и для коммунистов. Более того, в партию принимались и верующие.

В мусульманских республиках выходным днём объявили вместо воскресенья пятницу.

Герб СССР. 1924 г.

Образование СССР

Гибкая политика проводилась в отношении малых народов Севера, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, занимавшихся охотой, рыболовством, оленеводством.

Им предоставлялось право на самоуправление с учётом обычаев и традиций, создавались условия для развития традиционного хозяйственного и культурного уклада. Открывались национальные школы, театры, газеты, издавалась национальная литература.

Некоторые народы впервые получили письменность. В Москве и Петрограде (после смерти Ленина в 1924 г. — Ленинград) были открыты институты народов Востока и народов Севера.

Одним из направлений национальной политики являлась так называемая «коренизация». Термин этот, впервые появившийся в решениях X съезда РКП(б), означал «выращивание» местных кадров, опору на коренное население республики.

Это была политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры. Советская власть не могла в этот период обойтись без местной интеллигенции, которую она привлекала на свою сторону.

Республики пользовались широкими правами во внутренних делах, в том числе экономических. Особенно широки эти права были в области культуры.

Каждая республика была обязана иметь свой язык. Белоруссия объявила белорусский официальным языком, хотя население республики говорило на многих языках.

Каждый, даже самый маленький народ, получает свой язык и свою письменность. К концу 1920-х гг.

90 % белорусских, 94 % киргизских и почти 96 % татарских учеников на территориях своих республик использовали родной язык при обучении в начальной школе.

Наряду с увеличением количества национальных школ поощрялось использование языков этнических меньшинств. Русскоязычных партийно-советских работников обязывали изучать язык местного населения республики. Советское правительство предлагало вести официальный документооборот и издавать учебную литературу на национальных языках.

ЦИК Белоруссии вёл документацию на белорусском языке. Аналогичная практика сложилась на Украине. Национальный язык стал господствующим в официальном документообороте и просвещении. В 1929 г.

в Украинской ССР 80 % начальных и средних школ, свыше 60 % профессионально-технических училищ и 30 % вузов вели преподавание на украинском языке.

Литература, искусство и наука в отдельных республиках и национальных образованиях переживали свой подъём. В этом участвовали и националисты, например, М. С. Грушевский, глава Центральной рады, стал первым председателем отделения истории Украинской академии наук.

Через систему льгот, «национальных наборов» в вузы началась ускоренная подготовка национальных кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные управленческие должности и привилегированное положение. Но политика «коренизации» нередко оборачивалась ущемлением прав других национальностей, прежде всего русского населения. Русские специалисты даже самой высокой квалификации подчас изгонялись из учреждений.

В Киргизии во второй половине 1920-х гг. произошли столкновения между местным и русским населением. Во многом они были спровоцированы проведённой в 1922—1923 гг. земельной реформой, которая передала землю, принадлежащую русским переселенцам, коренным жителям. Но они, по словам участников событий, не имея навыков земледелия, ею «не пользовались, обрабатывать её не стали».

Противоречивой была национальная политика и в других республиках. 1920-е годы были временем невиданного расцвета украинской культуры и языка. Украинский язык стал на территории республики государственным, обязательным во всех учреждениях и судах.

Для того чтобы занять государственные должности, представители других народов должны были владеть украинским языком. Во всех школах было введено обязательное изучение языка, истории и литературы Украины. Реакцией стало недовольство русского и еврейского населения.

Нечто похожее происходило и в Белоруссии.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Большевики собрали большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство. Начался очередной этап развития Российского государства — теперь в форме СССР. Обретение народами бывшей Российской империи государственности имело неоднозначные последствия.

С одной стороны, это способствовало пробуждению национального самосознания, становлению и развитию национальных культур.

С другой стороны, положенный в основу образования СССР принцип «одна нация — одно государство» нередко приводил к ущемлению прав народов, веками живших вместе на общей территории.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Дайте определение понятий «федерация», «автономия». 2. Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие? 3. Что означает политика «коренизации»? В чём её главная задача? 4. Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.

Работаем с картой

1. Покажите на карте республики, первоначально вошедшие в СССР в 1922 г., в последующие годы. 2. Сравните территории Российской империи и СССР. Сделайте выводы.

Изучаем документ

ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР. 30 ДЕКАБРЯ 1922 г.

Союз… является добровольным объединением равноправных народов… за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза…

доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем… Новое, союзное государство…

послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

1. Каковы были принципы устройства союзного государства?

2. Какова была политическая цель образования СССР?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Определите главные принципы построения союзного советского государства. 2. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки образования СССР. В чём вы видите историческое значение создания СССР? 3. Составьте схему организации государственного управления в СССР В чём особенности такой структуры власти?

Источник: https://trojden.com/books/russian-history/russian-history-10-class-part-1-gorinov-2016/13

Образование СССР

Образование СССР

Ключевые вопросы:

1)Как и почему менялась позиция большевиков по национальному вопросу?

2)Назовите предпосылки образования СССР.

3)В чём заключались отличия основных планов образования союзного советского государства?

4)Какие республики первоначально вошли в состав СССР?

5)Назовите органы государственной власти в СССР по Конституции 1924 г.

6)Что собой представляла политика коренизации?

В 20-е годы большевистское руководство много внимания уделяло национальному вопросу. Ещё в первую программу партии, принятую на II съезде РСДРП, был включён пункт о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения и образования собственного государства.

Эта идея была заложена и в Декларации прав народов России.

Она провозглашала равенство и суверенность народов страны, их право на свободное определение, отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.

Но после победы Октябрьской революции вопрос о создании национальных государств был для большевиков не слишком актуален. Они считали неизбежной мировую революцию. А после её победы государственные границы перестанут разделять пролетариев разных стран.

Больше внимания уделялось поддержке революционного и национально-освободительного движения в зарубежных странах.

Партийные организации бывших национальных окраин России достаточно негативно относились к попыткам создания суверенных государств, например, Белорусской и Украинской Народных Республик.

Но в начале 20-х годов стало ясно, что первый натиск мирового пролетариата правительствами западных стран отбит. Революционная волна пошла на спад. Советская власть, кроме России, устояла лишь в Беларуси, Украине, Закавказье и Средней Азии. В Финляндии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии установился буржуазно-демократический строй.

Советские республики должны были приступить к строительству социализма, по сути дела, в политической изоляции. Сохранялась возможность внешней агрессии. Необходим был прочный военно-политический и экономический союз.

Степень его прочности во многом зависела от решения национального вопроса, отсутствия противоречий и конфликтов в отношениях между народами.

Образованию союзного государства способствовало наличие исторических, экономических и политических предпосылок. Национальные районы присоединялись к России разными путями: на добровольной договорной основе или в результате завоевательных действий империи.

Но к моменту Октябрьской революции они достаточно длительной срок развивались в составе одного государства, и сохранение государственной общности не было для них чем-то абсолютно непривычным и неприемлемым. В период развития капитализма (19 – начало 20 века) сложилась система экономических связей между регионами, единый рынок.

Восстановление этих самых связей, осуществление взаимопоставок могло бы значительно облегчить восстановление разрушенного войной хозяйства. Главной предпосылкой объединения в одно государство можно, пожалуй, считать одинаковый политический строй.

В советских республиках, разумеется, сложились свои органы власти, действовали свои законы, были приняты свои конституции. Но реальная власть принадлежала коммунистическим партиям, которые оставались частью РКП (б).

Процесс объединения начинался не на пустом месте. В годы Гражданской войны сложился военный союз для борьбы с белыми армиями и иностранными интервентами.

Под руководством РСФСР Беларусь, Украина и Закавказские республики объединили свои финансовую и транспортную системы, почтово-телеграфную связь.

Советская Россия представляла интересы других республик на международной арене, например, на Генуэзской конференции. План ГОЭЛРО предусматривал создание единой энергетической системы.

Итак, создание общего государства было практически неизбежно. Вот только каким будет это государство? Существовали различные подходы к решению этого вопроса. Иосиф Сталин, который возглавлял в это время Наркомат по делам национальностей, представил так называемый «план автономизации».

 Украина, Беларусь и Закавказская федерация (в неё объединились Армения, Азербайджан и Грузия) должны были войти в состав РСФСР на правах национальной автономии. Автономия означает право отдельной части страны на самоуправление в определённых законом рамках.

Созданная таким образом Советская Республика Россия должна быть единой и неделимой, то есть проект Сталина не предусматривал возможности выхода республик из состава единого государства. Руководители Грузии и Украины считали такой вариант неприемлемым.

Они предлагали создать конфедерацию суверенных республик, которых объединял бы лишь политический, дипломатический и военный союз.

План образования СССР

Конфедерация, собственно, и есть объединение нескольких независимых государств для координации совместных действий. Споры между «централистами» и «националами» приобрели очень острый характер.

Председатель Совнаркома Украинской ССР Христиан Раковский заявил, что сталинский план может привести к ликвидации советского строя. Противники Советской власти, считал он, могут воспользоваться политическим неравноправием народов и «будут возбуждать национально-демократическую стихию против Советской России».

Обсуждение этого вопроса в ЦК Компартии Грузии привело к рукоприкладству и демонстративной коллективной отставке членов ЦК.

Иные принципы объединения предложил Ленин. Его план часто называют федеративным. Федерация – это такая форма государственного устройства, при которой отдельные территории – субъекты федерации – не обладают суверенитетом, но имеют достаточно широкую самостоятельность в проведении внутренней политики.

План образования СССР

Ленинский план предусматривал объединение всех республик независимо от их территории и экономической мощи на равных правах в Союзе Советских Республик Европы и Азии.

Для того чтобы подчеркнуть свободу объединения народов, Ленин предложил предусмотреть возможность выхода отдельных республик из союза.

Авторитет Ленина в РКП (б) был настолько велик, что его предложение было принято, не смотря на численное преобладание в большевистском руководстве сторонников плана автономизации.

30 декабря 1922 г. в Москве состоялся I съезд Советов  Союза Советских Социалистических Республик (СССР). В нём участвовали делегации четыре советских государств: РСФСР, Белорусской ССР, Украинской ССР и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики. В эту федерацию в марте 1922 г.

объединились Азербайджанская, Армянская и Грузинская Советские Республики. Съезд принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

Был избран Центральный Исполнительный Комитет союзного государства и четыре его председателя: Александр Червяков от БССР, Нариман Нариманов от ЗСФСР, Михаил Калинин от РСФСР и Григорий Петровский от УССР.

Столицей СССР стала Москва.

31 января 1924 II съезд Советов принял первую Конституцию СССР.

Она состояла из двух основных разделов.

Первый раздел включал Декларацию об образовании СССР. Она формулировала добровольность и равноправие, как основные принципы объединения союзных республик.

Целью развития Советского государства определялась мировая революция: «Новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Второй раздел включал расширенный и доработанный Договор об образовании СССР. Он разграничивал полномочия верховных органов Советского Союза и республик.

К исключительному ведению СССР были отнесены решение вопросов о войне и мире, внешние отношения и торговля, руководство вооружёнными силами, разработка основ законодательства, проведение единой денежной и кредитной политики, установление основ и общего плана всего народного хозяйства страны.

За союзными республиками сохранялось право свободного выхода из союза, их территория не могла изменяться без их согласия. Для населения всех республик устанавливалось единое союзное гражданство.

Конституция содержала в себе определённое противоречие.

Статья 3 второго раздела провозглашала право каждой союзной республики осуществлять свою власть самостоятельно, исключая те сферы управления, которые были переданы в ведение общесоюзных органов.

В то же время статья 12 утверждала, что «Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые ЦИКом, обязательны к непосредственному исполнению на всей территория Союза ССР».

Конституция 1924 г. сохранила ту систему органов власти, которая сложилась после Октябрьской революции. Высшим государственным органом стал Всесоюзный съезд Советов. Делегаты на него избирались не напрямую, а на губернских съездах советов.

Причём Конституция давало явное преимущество городским пролетариям по сравнению с крестьянством. От городских советов избирался 1 человек от 25 тысяч избирателей, а от сельских жителей 1 от 125 тысяч.

В перерывах между съездами Советов высшим государственным органом являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР. Он состоял из Союзного Совета, куда входили представители союзных республик, пропорционально их населению, и Совета Национальностей.

Его образовывали представители союзных (по 5 человек) и автономных (по 1 представителю) республик.

Высшим органом государственного управления являлся Совет Народных Комиссаров СССР. Его образовывал ЦИК.

Система органов государственной власти

 Общесоюзными наркоматами были народные комиссариаты по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Также создавалось Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с политической и экономической контрреволюцией и шпионажем.

На местах государственной властью являлись Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и избираемые ими исполнительные комитеты. Участвовать в выборах могли только трудящиеся.

Лишались избирательного права бывшие царские и белые офицеры и чиновники, служащие и агенты бывшей полиции и жандармерии, а также нетрудовые элементы.

К ним относились лица, прибегающие к наёмному труду, частные торговцы, живущие на проценты с капитали или доходы с предприятий и духовенство.

Решение национального вопроса в СССР не обошлось без противоречий. В 20-е гг. власти стремились максимально учитывать национальную специфику, создавать благоприятные условия для развития национальных культур и экономик. Так, в республиках проводилась политика коренизации.

Она предусматривала выдвижение на руководящие должности представителей коренной нации, предоставление льгот для их поступления в вузы. Расширялось использование национальных языков в системе образования и государственного управления.

Такая политика, с одной стороны, создала почву для расцвета национальных культур, а с другой стороны, порождала конфликты. Были случаи, когда русские специалисты изгонялись из учреждений, не смотря на их высокую квалификацию.

Проведение украинизации и белорусизации встретило непонимание и недовольство русского и еврейского населения, исторически преобладавшего в городах Беларуси и юго-восточной Украины. Они не стремились к овладению языком титульной нации.

Из более 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. В более чем 20 автономных республиках титульный народ, имя которого давалось национальному образованию, вообще не составлял большинства населения.

Насильственная европеизация и наступление на мусульманство в Средней Азии и восточный областях РСФСР привели к сопротивлению населения, в том числе и вооружённому. Выступления так называемых басмачей были окончательно подавлены лишь к 1931 году.

Все названные и неназванные национальные проблемы, разумеется, могли быть решены или хотя бы сглажены. Для этого необходима была политическая воля руководства СССР.

Но со второй половины 20-х годов началось наступление на принципы федерализма, права союзных республик постепенно урезались. И в Конституцию 1936 г.

пункт о праве выхода их из состава Союза уже не был включён. Но об этом вы будете говорить позже.

Подведём итог.

30 декабря 1922 г. образовался Союз Советских Социалистических республик – многонациональное федеративное государство.

Конституция СССР 1924 года сохранила систему государственной власти, основанную на диктатуре пролетариата и трудового крестьянства.

Национальная политика 1920-х годов, не смотря на наличие серьёзных противоречий, способствовала развитию культур народов, населявших страну, выравниванию их экономического развития.

Источник: https://videouroki.net/video/18-obrazovaniie-sssr.html

Ссылка на основную публикацию