Политика ивана iii и его сына василия iii — история России

Иван III — государь всея Руси: внутренняя и внешняя политика

Политика Ивана III и его сына Василия III - история России

Иван III вел очень продуктивную, мудрую политику. Во внутренней политике он, как и его отец, продолжает собирать русские земли под московским началом. Присоединил к Москве Ростовское, и Тверское, Рязанское, Белозерское и Дмитровское княжества.

Внутренняя политика присоединение русских земель к Москве проходила весьма удачно и продуктивно. Стоит сказать, что эти земли были присоединены мирным путем. Новгородцы хотели самостоятельности, но силы московского княжества явно превосходили новгородские.

Тогда, новгородские бояре решили позаигрывать с литовским князем Казимиром. Такой ход дел не устраивал Ивана III, стремившегося объединить все русские земли под московским началом.6 июня 1471 года московское воинство выступает в поход против Новгорода.

В результате боевых и дипломатических действий Новгород вошёл в состав Мосовского княжеств лишь в 1478 году.

В борьбе между римским католицизмом и греческим православием Иван III выступал в роли защитника православия и решительного противника римского католицизма. Как мы видели выше, благодаря этой позиции он сумел подорвать единство новгородцев. Она также привлекла к нему симпатии некоторых западнорусских князей, что служило его интересам в столкновениях с Литвой.

Централизованное государство не могло существовать без общего законодательства.В 1497 году выходит общерусский Судебник Ивана III. Судебник устанавливал правовые нормы жизни русского общества. Во внешней политике правителя тоже не обошлось без крупных успехов.

Русь окончательно перестала зависеть от Золотой Орды, выплачивать ей дань. Произошло это событие в 1480 году, ознаменованное «Стоянием на Угре». Хан Ахмат двинул большие войска на Русь, долгое время готовился к решающему сражению, но в итоге повернул назад.

Так закончилось Ордынское Иго. Умер Иван III 27 октября 1505 года. Имя его навсегда вошло в Историю России.За своё правление он добился больших успехов во внутренней и внешней политике, завершил процесс собирания земли русской, раз и навсегда покончил с Ордынским Игом.

Не зря Иван III Васильевич, в науке и публицистики.

17)Русское государство при Василии III.Последний этап централизации пришелся на княжение Ивана III Васильевича и его сына Василия III Ивановича. При Иване III, именовавшем себя «Государем всея Руси», процесс объединения русских земель был в основном завершен и Великое княжество Московское превратилось в мощную державу.

Огромную роль в этом сыграло свержение монголо-татарского ига в 1480 г. Важным моментом в истории формирования Российского государства стало обретение русской православной церковью фактической независимости после отказа признать Флорентийскую унию в 1439 г. С падением Константинополя (1453 г.

) московская митрополия заявила о своих претензиях стать «третьим Римом» — центром всего православного мира. Юридически процесс создания единого Российского государства был закреплен в Судебнике 1497 г. В начале XVI в. появился термин «Россия».

В это время усиливалось территориальное разделение труда, развивались элементы товарного производства, возникали новые торговые центры. К России полностью перешел Волжский торговый путь. Василий III укреплял позиции России на западе, и не забывал о возвращении земель Руси, которые находились под властью Великого княжества Литовского и Левонского ордена.

Внутри страны, Василий III преуспел. Он решил окончательно подчинить себе Псков (1510 год), покорил Рязань (1521). При Василии III, завершилось объединение русских княжеств в одно государство. Помимо русских, в государство входили мордва, карелы, удмурты, коми и многие другие народности. Российское государство было многонациональным.

Вырос авторитет Русского государства в глазах восточных и европейских правителей. Московское «самодержавство» прочно укрепилось в России. После смерти Василия III, настали годы боярского правления , за которым последовало венчание на царский престол сына Василия Ивана IV.

18)Внутренняя политика Ивана IV. Реформы 50-х — 60-х гг. XVI в.После смерти Василия III (1533 г.) власть перешла к его трехлетнему сыну Ивану IV (1533-1584), но фактически правила мать Ивана – Елена Глинская.(1535-ввела единую денежную систему) После ее смерти начался период боярского правления (ее отравили).

Борьба влиятельных боярских группировок (Шуйские, Бельские, Глинские) значительно ослабила центральную власть и привела к многочисленным народным волнениям (московский бунт 1547 г.). Конец боярскому произволу положило совершеннолетие Ивана IV. Внутренняя политика. В 1547 г. великий князь венчался на царство в Успенском соборе Кремля.

Титул царя формально приравнял его к императорам Древнего Рима и Византии. В 1549 г. в Москве был созван первый в истории России Земский собор – сословно-представительный совещательный орган, обеспечивавший связь центра и мест. На первом соборе «примирения» была намечена программа реформ.

Главную роль в ее проведении сыграла сложившаяся вокруг Ивана IV Избранная Рада (митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, дворянин Адашев, Курбский и др.), исполнявшая роль неофициального правительства.

Основные реформы Ивана IV: в области государственного управления: создание новой системы центральных органов управления – приказов, каждый из которых выполнял определенную функцию (Стрелецкий, Посольский — контакты с зарубежными странами, Разрядный Пушкарский, Разбойный — за порядок, челобитный — докладывал царю просьбы, решили их и реализовывали и др.).

В ходе реформы местного управления была отменена система кормлений, (заменено общегос налогом, из кот им стали платить регулярное жалование) власть в уездах перешла в руки выборных земских и губерных изб, возглавляемых старостами. Судебник 1550 г.

подтвердил право Юрьева дня, но увеличил размер «пожилого», определил единый размер судебных пошлин, ввел наказание за взяточничество; в военной области: все воины были разделены на «служилых по отечеству» (по происхождению) – это бояре и дворяне, и на «служилых по прибору» (по набору) – это пушкари, городская стража и стрельцы, вооруженные огнестрельным оружием. «Уложение о службе» 1556 г (за службу – поместье); религиозная реформа проведена в 1551 г. на Стоглавом соборе – собрании высших иерархов Русской Православной Церкви, в котором участвовал Иван IV и представители Боярской думы. Решения Собора, сведенные в 100 глав (откуда и название), включали в себя: унификацию церковных обрядов; установление единообразия в «пантеоне» русских святых; «исправление» нравов духовенства; введение жесткого иконописного канона; подсудность духовных лиц, только церковному суду; неприкосновенность церковного имущества и др. Однако своим указом Иван IV запретил монастырям приобретать новые земли без царского разрешения; в экономической сфере: установление единого поземельного налога («большая соха»), которое взималось в зависимости от социального статуса и плодородия почвы; завершение денежной реформы, начатой еще Е. Глинской. С начала 1560-х гг. Иван Грозный отходит от политики постепенных реформ, распускает Избранную Раду и встает на путь террора, (они обсуждали вопрос о его преемнике, кода он заболел, но когда выздоровел, стал не доверять, возникали разногласии) способствовавшего быстрому усилению его личной власти. В январе 1565 г. он учреждает особый порядок управления страной – опричнину) особый гос удел, в состав кот входят наиболее развитие эк территории. Карал бояр — в рез-те прозван грозный, деспотический режим. (1565-1572)(выезжает из Москвы, обвинял бояр в измене. Курбский сбежал в Польшу), последствия которого Россия ощущала вплоть до середины XVII в.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/9480.html

Василий III Иванович: биография и правление

Великий князь Василий III Иоаннович, гравюра Андре Теве

  • Годы жизни: 25 марта 1479 г. – 3 декабря 1533 г.
  • Отец и мать: Иван III и София Палеолог.
  • Супруги: Соломония Юрьевна Сабурова, Елена Васильевна Глинская.
  • Дети: Георгий (предполагаемый сын), Иван IV и Юрий.

Василий III Иоаннович (25 марта 1479 – 3 декабря 1533 гг.) – великий князь московский и владимирский.

Он родился в семье великого князя московского Ивана III и его второй жены Софии Палеолог. При рождении ребенок был назван Гавриилом.

Борьба за власть

У него был один старший брат и четыре младших, поэтому вся власть должна была перейти к Ивану Ивановичу Молодому. Кроме того, в тот период Иван III занимался централизацией власти, поэтому он принял решение ограничить власть младших сыновей. В 1470 году князь назначил своим соправителем старшего сына. Но через 20 лет, в 1490 году, Иван Иванович скончался по неизвестной причине.

После этого возник вопрос: кто станет следующим князем? Образовалось два лагеря: первый выступал за назначение Дмитрия Ивановича (сына Ивана Ивановича), а второй – за Василия.

Первоначально большинство было на стороне первого лагеря, большая часть дворян выступала за Дмитрия и Елену Стефановну. Софью и Василия они не любили, зато Василий смог заручиться поддержкой детей бояр и дьяков.

Дьяк Федор Стромилов сообщил Василию, что Иван III выбрал своим преемником Дмитрия, поэтому он вместе с Яропкиным, Поярком и другими сторонниками советует убить Дмитрия, забрать казну в Вологде и уехать из столицы.

Василий III согласился, но данный заговор не был осуществлен, в декабре 1497 года о нем стало известно великому князю. После этого Иван III взял под стражу сына и всех, кто был замешан в данном сговоре.

Часть из заговорщиков казнили, часть посадили в тюрьмы.

Кроме того, недовольство князя вызвала и его жена, поскольку Софья Палеолог нередко приглашала к себе ворожей с зельем, Иван III даже стал опасаться, что она желает его отравить. Всех этих женщин, которые приходили к Софье, утопили.

4 февраля 1498 г. Дмитрий был венчан на великое княжение, торжественное событие прошло в Успенском соборе.

Но уже спустя год возник конфликт между князьями Патрикеевыми и Ряполовскими, они на тот момент были основными сторонниками Дмитрия, и Иваном III. В летописях не была описана причина ссоры, но результатом стало то, что Ряполовских казнили. После этого события Иван III назначил великим князем Новгорода и Пскова Василия III.

11 апреля 1502 года правитель приказал взять под стражу Дмитрия и Елену Стефановну, Дмитрий Иванович лишился статуса великого князя.

14 апреля этого же года Иван III назначил своим соправителем Василия III.

В 1505 году правитель скончался, а спустя 4 года умер и Дмитрий.

Личная жизнь и семья Василия III

Иван III занимался поисками жены для своего сына, он поручил своей старшей дочери Елене Ивановне узнать, есть ли невесты на выданье в Польше, Дании и Германии.

В тот момент Екатерина была женой князя Литовского и короля Польши. Но все его попытки не увенчались успехом.

  В итоге невесту Василию выбирали из 1500 знатных девиц, которые были приглашены ко двору со всего Русского государства.

Выбор пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, причем ее отец не был боярином. Лишь после свадьбы, которая состоялась 4 сентября 1505 года, он получил данный титул. Впервые за историю государства монарх женился не на принцессе или представительнице княжеской аристократии.

Но за все время брака у них не родились дети. Соломония использовала все средства, которые присылали знахари со всего мира, но ничего не помогало.

Читайте также:  Елизавета петровна - «изящное правление» - история России

После 20 лет брака великий князь стал беспокоиться из-за отсутствия наследников, бояре предложили Василию III развестись, эту идею поддержал митрополит Даниил.

В ноябре 1525 года было сообщено о разводе между супругами, Соломонию постригли в Рождественском девичьем монастыре, дав ей имя Софья, спустя какое-то время ее перевели в Суздальский Покровский монастырь.

Также существует мнение, что в момент развода Соломония была беременна. Считается, что она родила Василию сына – Георгия.

В январе 1526 года Василий III женился на Елене Васильевне Глинской. В первые годы брака она также не могла забеременеть, но 25 августа 1530 года на свет появился их сын – Иван IV. В 1532 году Елена родила второго ребенка – Юрия Васильевича.

Внутренняя политика Василия III

Правитель придерживался мнения, что власть великого князя должны быть неограниченной. Он вел активную борьбу с оппозицией бояр, изгонял и казнил их.

В церковной сфере Василий поддерживал последователей Иосифа Волоцкого, с нестяжателями шла борьба – их казнили или отсылали в монастыри.

Василий III продолжил политику своего отца по централизации государства. За время своего правления он присоединил Псков, Волоцкий удел, Рязанское и Новгород-Северское княжество.

При Василии шло ограничение иммунитета и привилегий бояр. Правитель советовался с боярами по различным вопросам больше для вида, поскольку решения он принимал сам.

Эпоха его правления характеризуется активным строительством. При Василии были построены Архангельский собор в Москве, Церковь Вознесения Господня в Коломенском, а также каменные укрепления в Нижнем Новгороде, Туле и т.д.

Внешняя политика Василия III

С самого начала своего правления князь вынужден был начать войну с Казанью. Его армия, возглавляемая братом Василия Дмитрием Ивановичем Жилкой, потерпела неудачу в походе и была разбита, но жители Казани предложили заключить мир, договор вступил в силу в 1508 году.

После смерти Александра, великого князя литовского и короля польского, Василий претендовал на литовский престол, но он достался Сигизмунду. Новый правитель потребовал вернуть земли, которые были завоеваны Иваном III. Но земли остались в составе Русского государства.

В 1512 году началась война с Литвой. Спустя два года Василий захватил Смоленск, после на его сторону перешел князь Мстиславский.

Великое княжество Литовское пыталось вернуть Смоленск, в битве русское войско под руководством Ивана Челядинова потерпело поражение под Оршей.

Смоленск же не перешел обратно во власть Литвы, но вопрос о том, кому принадлежит данная территория, так и не был решен. Лишь в 1520 году стороны заключили мирный договор на 5 лет, Смоленск остался за Василием.

С Крымом сохранились прежние отношения. Великое княжество Литовское подстрекало Крым к набегам на русские земли, а Русское государство – на литовские. В 1521 году татары совершили очередной набег на Москву. Они дошли до Москвы, пока Василий отсутствовал, и принудили бояр выплатить дань, но на обратном пути воевода Хабар Симский разбил их войско.

Смерть Василия III

Когда князь направлялся из Троицкого монастыря в Волокаламск, у него на левом бедре появился подкожный нарыв, который довольно быстро развивался. Врачи не смогли выяснить причину и помочь Василию III. Князю на какое-то время стало легче, когда смогли очистить нарыв, но затем состояние опять заметно ухудшилось.

В конце ноября 1533 года Василий был сильно ослаблен. Лекарь Николай Глинской осмотрел больного и сказал, что надежды на излечение нет. После этого князь собрал несколько бояр, пригласил митрополита Даниила, написал завещание и назначил своим наследником сына – Ивана IV.

Перед самой смертью Василий вызвал желание стать монахом, митрополит Даниил постриг его в монахи с именем Варлаам.

5 декабря 1533 года Василий III скончался из-за заражения крови. Он был погребен в Архангельском соборе в Москве.

Источник: http://all-russia-history.ru/vasili-iii-ivanovich

Великий князь Василий III Иванович

Иван III, по примеру своих предков, составил  завещание,  в  котором поделил  свои владения  между  своими пятью сыновьями.

По форме это  завещание было похоже на старые княжеские  душевные грамоты,  но по  сути  своей оно окончательно  устанавливало  новый  порядок единодержавия в Московском государстве.

  Старшего  своего  сына Василия Иван III делал прямо государем над братьями и ему  одному давал  державные права. Василий получил один 66 городов, а четверо его братьев — только тридцать, и притом  мелких.

  Василий один  имел  право бить монету,  сноситься с другими государствами;  он наследовал все выморочные уделы  бездетных родственников; только  его  детям  принадлежало великое  княжение,  от  которого отказались заранее его  братья. Таким  образом  Василий был государем,  а его  братья и прочая родня — подданными. Такова основная мысль завещания Ивана III.

      Василий  III  наследовал  властолюбие  своего  отца,  но  не  имел  его талантов. Вся его  деятельность была продолжением  того, что делал его отец. Чего не успел  довершить Иван III, то доканчивал  Василий. Покорив Новгород, Иван  оставил  прежнее самоуправление в Пскове.  Внутренняя жизнь  Пскова не давала  тогда  поводов  к вмешательству  в  его  дела.

  Во  Пскове  не  было внутренних усобиц. Находясь на окраине Русской земли, в постоянном страхе от литвы  и немцев, Псков крепко держался Москвы, был ей послушен и всегда имел у  себя, вместо самостоятельного князя, московского  наместника.

  При  таких условиях   псковское   вече   не   могло   сохранить   за   собой   прежнего самостоятельного  политического   значения;   оно  стало   органом  местного самоуправления  под  главенством  московского  государя.  Однако  послушание псковичей  великому князю  не  обеспечивало  их  от  притеснений со  стороны московских наместников.

  Псковичи жаловались на  своих «князей» в Москву,  а наместники жаловались на псковичей. В 1510 г., после  одной  из  таких ссор, Василий III уничтожил вече во Пскове, взял в Москву вечевой колокол и  вывел из  Пскова на жительство в  московские волости 300 семей псковичей, а  на их место прислал  столько  же  семей из  московских  городов.

  Псков  не оказал великому князю никакого сопротивления:      псковичи  только слезами  оплакивали потерю  своей вековой  вольности и жаловались, что  город их  поруган и разорен, «а  псковичи бедные  не ведали правды московские».

      То  же было  и с  Рязанью. Иван III, овладев  одной  половиной  Рязани, другую оставил за малолетним рязанским князем Иваном, но управлял Рязанью за него, как его дед. Московская опека продолжалась и при  Василии III.

Однако, возмужав, рязанский князь стал тяготиться зависимостью от Москвы и мечтать о самостоятельности. Заметив это, Василий арестовал князя Ивана, а его волость присоединил  к Москве  (1517). Как и во Пскове, рязанцев  толпами выводили в московские  волости,  а  на  их  место  селили  москвичей.

  Такой «вывод» из покоренных земель  делали  для  того,  чтобы  уничтожить  в них  возможность восстаний и отпадении от Москвы.

      Наконец, оставались еще князья Северной земли,  перешедшие к Ивану  III от   литовского   великого   князя  со   своими  волостями.

   Василий   III, воспользовавшись их распрями, выгнал  этих  князей из  их  городов и взял их владения к Москве  (1523).

Таким  образом, все так  называемые «уделы»  были упразднены, и  в Московском государстве  остались  только  простые  служилые князья,  которые  в  своих  вотчинах не имели уже никаких  державных прав  и служили великому князю, как простые бояре.

      Внешняя  политика Василия  была  продолжением  политики предшествующего княжения. Москва по-прежнему  притягивала к себе выходцев  из  Литвы (князья Глинские), а Литва, как и  ранее,  не могла примириться с  уходом князей  из литовского  подданства.

  Дважды  вспыхивала  война  между  Василием  III   и литовским великим  князем  Сигизмундом Казимировичем. Василий  III овладел в 1514  г.  Смоленском,  имевшим  важное  военное значение.

Как  ни  старались литовцы, эта крепость осталась  в  московских руках, и Литва  была вынуждена заключить (в  1522 г.) перемирие  с уступкой  Смоленска  Москве до  «вечного мира» или  «докончания».

Но  этого  «докончания» так и не было достигнуто  в течение более  чем столетия, ибо Литва и Москва  никак  не могли размежевать между собой спорные промежуточные между ними русские волости.

      Татарские  отношения  после  падения Золотой Орды  не стали  легче  для Москвы. Дружба с Крымом  при  Василии III прекратилась,  а влияние Москвы  в Казани не было  прочно. И  со стороны Крыма, и  со стороны Казани на русские области  совершались  постоянные   набеги.

  На  южных  границах  Московского государства грабили крымцы; в местах  нижегородских, костромских и  галицких —  казанские татары  и  подчиненная  им  мордва и черемиса.

  От татарской и черемисской  «войны» русские люди не могли  жить спокойно у себя  дома  и не имели  возможности колонизовать  ни плодородной черноземной полосы на юге от Оки (так называемого «дикого поля»), ни лесных пространств за Волгой по  рр. Унже и Ветлуге. Вся  восточная и южная окраина государства была в постоянном страхе татарских набегов.

Мало того, если татарам удавалось  не встретить на границах  Руси московской  сторожевой рати,  они устремлялись в  центральные русские волости и добирались  даже до самой Москвы. Василию  III  оставалось только сторожить  свои границы и при  случае вмешиваться  во внутренние дела татар и укреплять среди них свое влияние. В Казани это и удавалось.

Крым же, к  сожалению, был  так  далек  от  Москвы, что нельзя было хорошо следить за крымцами  и влиять  на них. Московское правительство ограничивалось тем, что посылало в Крым посольство с  «поминками», т.е.

  подарками,  которыми думало задобрить  и замирить врага; а в то же время ежегодно летом на южной границе государства  (шедшей  по  берегу средней Оки  и  потому  называвшейся  тогда «берегом») ставились  войска,  чтобы  стеречь «берег» от внезапных  набегов. Сверх  того, в наиболее опасных местах  строили на Оке и за Окой недоступные для татар каменные крепости (Калуга, Тула, Зарайск) и помещали в них войска.

Читайте также:  Отставание сельского хозяйства - история России

      Василий III был  женат на Соломонии  из  боярского  рода Сабуровых и не имел  детей.  Он,  однако,  никак не  хотел оставить великого княжения своим братьям (Юрию и Андрею), так как, по его мнению, они и своих уделов не умели устроить.

Поэтому, с разрешения митрополита (Даниила), он заставил свою жену постричься в монахини (с  именем Софьи) и отправил ее на житье в Суздальский женский Покровский монастырь. Сам же женился вторично,  взяв за себя  княжну Елену  Васильевну Глинскую,  из рода литовских выходцев. В этом браке у него было два сына, Иван и Юрий.

Старшему из них было всего 3 года, когда Василий III заболел случайным нарывом и умер, не дожив до 60 лет.      Отношения к боярству. Властный,  требовательный и строгий,  Василий  не обладал достоинствами Ивана III, но  зато еще более его  любил власть и умел показать свое могущество  и самовластие всем его окружавшим.

При нем простые удельные  отношения  подданных к  государю исчезают.

Герберштейн, германский посол, бывший  в ту пору в  Москве,  замечает,  что Василий III имел власть, какой  не  обладал ни один монарх, и затем  добавляет, что  когда спрашивают москвичей  о неизвестном им деле,  они говорят, равняя  князя с  Богом:  «Мы этого не  знаем,  знает Бог  да государь».

  Такой казалась  власть  государя иноземцам; но пойманные  ими фразы  назначались не  только для  того,  чтобы политически  возвысить государя  в дипломатических сношениях  с  иноземцами; внутренние отношения действительно  менялись, и власть московского  государя росла  не  только  по  отношению  к  удельным  князьям  как  власть  единого властителя  сильного государя, но и  в  отношениях подданных. Эта  перемена, отношений к подданным резче всего сказалась изменениями в быте боярства.

      В Москве  издавна,  благодаря  богатству  московских  князей  и  другим причинам, собралось многочисленное боярство: со времени Ивана Калиты с юга и с  запада приезжали  сюда  именитые  бояре  и мало-помалу около  московского великокняжеского стола столпилось больше слуг, чем  у кого бы  то ни было из других русских  князей.

  Основанием  отношений  между  князем  и боярами  до половины  XV  в.  в  Москве был  договор; боярин приходил «служить князю», а князь за  это  должен  был его  «кормить», — вот главное условие  договора. Сообразно  с  этим  каждый  служилый боярин  имел право  на  «кормление»  по заслугам и вместе с тем право  отъезда и участия в совете князя. До половины XV в.

интересы боярства были тесно связаны с интересами князя: боярин должен был стараться об усилении своего князя, так как чем сильнее князь, тем лучше служить  боярину  и тем  безопаснее  его  вотчина.  Князья  в  свою  очередь признавали  заслуги бояр, что видим из завещания Дмитрия Донского, в котором он советует детям во всем держаться совета бояр.

Словом, московские князья и бояре  составляли  одну дружную  политическую  силу.  Но  с половины  XV  в. изменяется состав  московского боярства и  изменяется отношение  боярства  к государю.

С этого времени  в  княжение  Ивана  III и Василия  III,  в  эпоху окончательного подчинения и  присоединения уделов, замечается  прилив  новых слуг  к  московскому двору: во-первых, это  удельные князья, потерявшие  или уступившие свои  уделы московскому князю;  во-вторых, это  удельные  князья, которые  ранее потеряли свою  самостоятельность  и  служили  другим удельным князьям;  наконец, это  бояре — слуги удельных князей, перешедшие вместе со своими  князьями  на  службу  к  московскому  князю.  Толпа  княжеских  слуг увеличивалась еще  новыми  пришельцами  из Литвы, —  это  были литовские  и русские  князья, державшиеся православия под  властью литовских владетелей и после  унии  1386  г.  стремившиеся  перейти со  своими уделами  под  власть православного  государя.  Все   перечисленные   пришельцы   скоро   стали  в определенные отношения  к старым  московским  боярам и  друг  к  другу.  Эти отношения   выразились  в  обычаях  местничества.   Так  называется  порядок служебных отношений  боярских фамилий, сложившийся в Москве в XV и XVI вв. и основанный  на «отечестве»,  т.е. на  унаследованных  от  предков отношениях служилого  лица  и рода по службе к  другим лицам и родам. Каждый князь  или боярин,  принимая  служебное  назначение,  справлялся,  не  станет  ли  он в равноправные  или  подчиненные отношения  к лицу, менее  его  родовитому  по происхождению,  и  отказывался  от таких  назначений,  как от бесчестящих не только его,  но  и весь  его  род.  Такой  обычай  «местничаться»  разместил мало-помалу все московские боярские роды в определенный порядок по знатности происхождения, и на этом аристократическом основании большие роды княжеские, как  самые  знатные, стали  выше других;  они занимали  высшие  должности  и являлись главными помощниками и сотрудниками московских государей. Но бывшие удельные князья, пришедшие на службу к московскому государю и ставшие к нему в отношении бояр, в  большинстве сохранили  за собой  свои удельные земли на частном  праве,  как  боярские  вотчины.   Перестав  быть   самостоятельными владельцами    своих    уделов,    они    оставались    в    них    простыми вотчинниками-землевладельцами,   сохраняя   иногда   в  управлении   землями некоторые  черты своей прежней правительственной  власти. Таким образом,  их положение  в  их  вотчинах  переменилось  очень мало: они  остались в тех же суверенных  отношениях  к населению своих  вотчин,  сохраняли  свои  прежние понятия  и  привычки.  Делаясь боярами,  эти княжата приносили  в  Москву не боярские   мысли   и  чувства;   делаясь  из  самостоятельных  людей  людьми подчиненными,  они, понятно, не  могли питать хорош их  чувств к московскому князю,  лишившему  их самостоятельности.  Они  не довольствуются  положением прежних бояр при князе, а стараются достигнуть  новых прав,  воспользоваться всеми выгодами своего нового положения. Помня свое  происхождение, зная, что они  —  потомки прежних  правителей  русской земли,  они  смотрят на себя и теперь,  как на «хозяев» русской земли, с той только разницей, что предки их правили русской землей  поодиночке,  по  частям, а они,  собравшись  в одном месте,  около  московского  князя, должны  править  все вместе всей  землей. Основываясь   на  этом   представлении,  они  склонны  требовать  участия  в управлении  страной, требуют, чтобы князья московские советовались с ними  о всех делах, грозя, в противном случае, отъездом. Но служилые князья не могли отъехать, как отъезжали  бояре удельных князей, т.е. не  могли переехать  на службу  от одного удельного князя к другому;  теперь уделов не было и  можно было отъехать только в Литву или к  немцам  под иноверную власть, но и  то и другое считалось изменой  русскому государству. В конце концов, их положение определялось так;  допуская  местничество,  московские князья не  спорили до поры до времени против права совета, но старались  прекратить отъезд; вместе с тем  самый ход  исторических  событий все более и более мешал  отъезду,  а право  совета иногда не осуществлялось. С царствования Ивана  III, именно со времени  его  брака  с Софьей Фоминишной, которую  не  любили  бояре  за  ее властолюбивые стремления,  начинают  раздаваться жалобы со стороны бояр, что государь  их не  слушает.  Время Василия III  было еще  хуже для бояр в этом отношении,   еще  более   увеличивалось  их  неудовольствие  против   князя. Выразителем боярского настроения  может служить Берсень-Беклемишев, типичный представитель боярства начала XVI в., человек очень умный, очень начитанный. Он  часто ходил к Максиму Греку  и беседовал с  ним о положении дел на Руси, причем высказывал откровенно свои взгляды. Он говорил, что  все переменилось на  Руси, как  «пришла  Софья»,  что она переставила  все порядки,  и потому государству стоять недолго;      князь московский не любит, как  бывало прежде, советоваться с боярами и решает дела «сам третей у постели», т.е. в своем домашнем совете, состоявшем из двух неродовитых людей. Эти речи Беклемишева были обнаружены  следствием, и за них ему отрезали язык.

      Так,  в  начале  XVI  в. стали друг  против друга  государь,  шедший  к полновластию,   и   боярство,  которое   приняло   вид  замкнутой  и   точно расположенной по  степеням родовитости аристократии.

Великий князь двигался, куда   вела   его  история;  боярский  класс  действовал  во   имя  отживших политических форм и старался  как бы остановить историю. В этом историческом процессе  столкнулись,  таким  образом,  две  силы,  далеко  не  равные.

  За московского   государя   стоят   симпатии   всего  населения,   весь   склад государственной  жизни, как она  тогда  слагалась;  а  боярство, не имея  ни союзников,   ни   влияния   в   стране,   представляло    собой    замкнутый аристократический   круг,   опиравшийся   при   своем  высоком  служебном  и общественном  положении  лишь  на одни  родословные предания  и  не  имевший реальных сил отстоять свое положение  и свои притязания. Однако, несмотря на неравенство сил,  факт борьбы московского  боярства  с государем несомненен. Жалобы  со  стороны  бояр  начались  с Ивана III,  при  Василии  раздавались сильнее,  и  при обоих  этих  князьях мы  видим  опалы  и казни  бояр;  но с особенной  силой эта  борьба разыгралась  при Иване  Грозном,  когда в крови погибла добрая половина бояр.  

Источник: http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-rossii/vremya-velikogo-knyazya-ivana-iii/velikij-knyaz-vasilij-iii-ivanovich

Василий III

Василий III вступил на престол после смерти отца Ивана III 27 октября 1505 г. Он получил по отцовскому завещанию Великое княжество Московское, право управления столицей и всеми ее доходами, а также право чеканки монеты и 66 городов.

https://www.youtube.com/watch?v=rvxq6PHtYlM

Василий III присоединил к Москве Псков, Смоленск, Рязань, Новгород-Северский и многие другие города и княжества. Московское государство при нем стало даже сильнее, чем при Иване III. Миниатюра из «Царского титулярника» 1672 г.

Василий, как и отец, продолжал собирать земли вокруг Москвы. Он вел войны с Литвой и Псковом. В 1510 г. Псков отошел к Москве, его вече было уничтожено, вечевой колокол снят и увезен в столицу. В 1514 г. Василий III занял Смоленск, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому.

Ведя войны с соседями, Василий III завел дипломатические отношения с другими странами. Он принимал послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с Папой Римским возможность унии и войны против Турции. В конце 1520-х гг. начались сношения Московии с Францией. Москва торговала с городами Ганзейского торгового союза, Италией, Австрией.

Собрав земли, Василий III начал борьбу с родовитым боярством. С боярской думой Василий не очень считался, предпочитая все решать сам. Земли удельных князей он передавал служилым людям (дворянам) как поместья. Всевозможные права и привилегии бояр постепенно уменьшались. В каждом владении были свои пограничные укрепления. Василий велел убрать их.

А на границах Московского государства велел сделать засечную черту от татарских набегов, так как казанские ханы, которых подчинил его отец, не желали выполнять старые уговоры. Василий имел крутой нрав: князей Рюриковичей Василия Шуйского и Ивана Воротынского отправил в изгнание, боярина Ивана Берсен-Беклемишева казнил за то, что тот осуждал политику великого князя.

Читайте также:  Уголовное право по артиклу воинскому 1715 г. система преступлений и наказаний - история России

Такими жесткими мерами он укреплял свою власть и объединял страну.

Храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой Василий III построил в 1532 г. в честь своего наследника. Этот первый каменный шатровый храм на Руси стал символом величия власти государя, единства государства. Великий князь не знал, что его сына в будущем назовут Грозным.

Князю был нужен наследник. Еще при жизни отца, в возрасте 26 лет, Василий женился на Соломонии Сабуровой, неродовитой дворянке. Отец сам выбирал для сына невесту из 1500 претенденток. Двадцать лет прожили Василий и Соломония, а детей у них не было.

И тогда Василий добился, чтобы жену постригли в монахини под именем Софья. Сам же великий князь взял в жены двадцатилетнюю Елену Глинскую, племянницу литовского князя Михаила Глинского.

Но только через пять лет вторая жена родила московскому государю долгожданного сына.

Василий умер 3 декабря 1533 г. от заражения крови. Регентшей он оставил Елену Глинскую. Она была умной правительницей. Елена впервые провела денежную реформу и ввела, можно сказать, единую валюту — серебряную копейку. Молодая княгиня правила твердой рукой.

Ее ничто не могло остановить: Елена посадила в тюрьму даже своего дядю — Михаила Глинского. И, конечно, бояре были ею недовольны — ведь Елена ограничила их власть. И поэтому, когда она умерла в 1538 г., всего 33 лет от роду, многие думали, что великую княгиню отравили ртутью. Ее восьмилетний сын Иван остался один.

Бояре долгое время правили за мальчика, но наступил срок, когда он взял власть в свои руки.

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/istoriya/istoriya_rossii/vasilij_iii.html

Заключительный этап централизации русского государства: внутренняя и внешняя политика Ивана III и Василия III

Проблема образования Русского государства принадлежит ключевым в исторической науке. Различные исторические направления и школы предлагали свои подходы и конкретные пути решения этой важной темы. Уже В.Н. Татищев, отталкиваясь от теории «естественного права» и добровольного договора, рассматривал эту проблему в контексте восстановления в Северо-восточной Руси самодержавия.

В том же, свойственном для дворянских историков ключе рассматривал процесс становления Русского государства и Н.М. Карамзин. Создание Русского государства для него – результат деятельности отдельных князей и царей, среди которых он особенно высоко ставил Ивана III – дальновидного и осторожного политика.

По Карамзину, восстановлением государственности Русь обязана монархическому устройству, единственно способному одолеть центробежные тенденции эпохи уделов. В этой связи он подчеркивал даже благотворное влияние ордынского ига, облегчившего воссоздание монархии уничтожением «древних гражданских прав» и политикой ханов.

При таком подходе вне внимания исследователей оставалась социально-экономическая тематика, роль народных масс в создании Русского государства.

Во второй половине ХV–первой трети ХVI в. продолжали расширяться экономические связи между разными областями страны. Этому способствовало создание единого государства. Но эти связи было бы не верным преувеличивать.

Преобладала естественная специализация (доставка соли из районов ее добывания, рыбы из Поморья и т.п.). Для развития оживленных торговых связей слишком ничтожна была доля городского населения.

Натуральное хозяйство сохраняло безраздельно господствующее положение.

В эти же годы расширяются не только политические, но и торговые и культурные связи России с другими странами: с Великим княжеством Литовским, Польшей, Германией, Италией, странами Востока.

Развивается денежная система. Основной единицей был рубль (монет рубленого достоинства не существовало, это была счетная единица), а наиболее распространенной монетой была деньга. Она встречалась в двух вариантах: московская и новгородская, в два раза тяжелее. В московский рубль входило 200 московских денег, в новгородский – 216 новгородских.

Быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связанное с удельными временами, оказывалось живучим и причудливо переплеталось с новым. В итоге для России конца ХV– первой половины ХVI в.

было характерно сочетание единства страны и разнообразия укладов и социальных отношений в прежде независимых землях. Наряду с государем всея Руси сохраняли долю своей власти вынужденные ему подчиниться феодальные владыки. Церковный писатель того времени Иосиф Волоцкий называл Василия III «всея Русскии земля государем государь».

Это определение содержало не только лесть монарху, но и точную характеристику истинного положения вещей. Под высокой рукой государя всея Руси продолжали властвовать над своими подданными другие «государи», рангом пониже.

Местные князья нередко оставались наместниками в своих прежних княжествах, часто под суверенитетом великого князя сохраняли и княжеские права, выдавали жалованные грамоты, имели своих вассалов.

Политический строй Русского государства рубежа XV–XVI вв. развивался в сторону централизации. Великий князь всея Руси уже систематически пользовался титулом государь, а в его власти проявлялись черты самодержца. Даже внешний вид государя во время торжественных церемоний должен был показывать его отличие от подданных.

В руках у него скипетр и держава – символы верховной власти. На голове – великокняжеская корона, «шапка Мономаха», выкованная из золота тюбетейка, опушенная мехом и увенчанная уже в Москве крестом. Предполагают, что она была подарена Ивану Калите ханом Узбеком. Официальная же московская легенда начала XVI в.

«Сказание о князьях Владимирских» рассказывала, что это якобы византийская корона, перешедшая к Владимиру Мономаху от его деда, византийского императора Константина Мономаха как знак царского достоинства. В 1472 г.

овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог, после чего великокняжеским гербом стал византийский двуглавый орел.

Уже при Василии III один из придворных – Берсень Беклемишев вспоминал, что Иван III любил «встречу», т.е. несогласие с ним. Вероятно, Берсень несколько идеализировал прошлое. Иван III умел беспощадно расправляться с теми приближенными, кто рисковал «высокоумничать».

При Василии III еще более усилилась великокняжеская власть. Упоминавшийся выше Берсень Беклемишев был казнен за «непригожие речи» о государе. Он, в частности, жаловался в беседах с монахом Максимом Греком, что Василий III важнейшие дела решает «сам-третей у постелю», со своим личным окружением.

Посол Германской империи Сигизмунд фон Герберштейн, чье сочинение отличается спокойствием оценок и неплохим знанием русской жизни, писал, что ни один из советников Василия III не решается ему противоречить.

, что его подданные считают, «что воля государя есть воля божья, и что ни сделает государь, он делает по воле божией».

Совещательным органом при великом князе была Боярская дума. Она восходит к временам Древнерусского государства, когда князь «думал» со старшими дружинниками о делах «землю». Совещания князей с боярами продолжались и в период феодальной раздробленности. В первой трети XVI в. сложилось четкое разграничение думных чинов – боярина (повыше) и окольничего.

Дума была невелика. В разное время в нее входило от 5 до 12 бояр и не более12 окольничих. Все они были отпрысками аристократических родов. Состав думы менялся. До середины ХV в. там заседали только люди из старых московских боярских фамилий, но с образованием единого государства в составе бояр оказываются князья прежде не зависимых княжеств.

Формально их «жаловали» в бояре. На дележе переход в бояре был знаком их превращения из вассалов в поданных великого князя, т.е. снижал их социальный статус. «Обояривание» князей произошло не сразу: некоторые из них превратились в бояр лишь в середине ХVI в.

Благодаря тому что Дума была невелика, государь мог делать своими советниками только тех аристократов, на лояльность которых он мог твердо рассчитывать.

Одновременно начался процесс формирования государева двора, который включал титулованную и нетитулованную знать, различные категории служилых людей, приближенных ко двору и составляющих во время военных походов великокняжеский (государев) полк. Новейшие исследования позволяют говорить о большой роли этой структуры господствующего сословия в определении внешней и внутренней политики.

Система приказов до середины ХVI в. еще не сложилась, но действовали два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец, возглавлявшийся дворецкими, ведал личными, так называемыми дворцовыми землями великого князя. Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов.

Когда присоединялась новая территория или ликвидировалось удельное княжество Московской земли, то для управления этими землями создавали местные дворцы: новгородский, тверской, нижегородский, дмитровский, углицкий и т.д. С одной стороны, местные дворцы давали возможность управлять присоединенными землями из центра.

Но с другой стороны, управление разными частями страны в разных учреждениях было пережитком удельной старины.

К началу правления Ивана III великое княжество Московское было самым крупным, но не единственным. За четверть века московский князь существенно изменил политическую карту Северо-восточной Руси, присоединив огромные территории.

Для средневековых темпов развития это был подлинный взрыв в политических отношениях, превращавший Ивана III в глазах подданных в государя всея Руси. Территориальный рост Московского княжества начался с первых лет правления Ивана III.

В середине – второй половине 60-х годов окончательно утратило суверенитет Ярославское княжество, князья которого давно уже были “подручниками” московских правителей. В 1474 г. еще спокойнее были ликвидированы остатки независимости Ростовского княжества: у тамошних князей были выкуплены остатки их княжеских прав. Трудной задачей было присоединение Новгородской земли.

В январе 1478 г. новгородские власти капитулировали, вече было отменено, вечевой колокол увезен в Москву, вместо посадников и тысяцких городом теперь правили московские наместники. Земли у наиболее враждебных Ивану III бояр (в том числе у Марфы Борецкой) были конфискованы. Объединительную политику продолжал преемник Ивана III его сын Василий III (1505–1533).

При нем были полностью присоединены Псков (1510) и Рязань (1521). Кроме того, успешные войны С Великим княжеством Литовским привели к присоединению Северской и Смоленской земель. Так был закончен процесс политического объединения русских земель и создания единого государства.

С самого начала это государство было многонациональным. На территории, подвластной Новгороду Великому, жили, кроме русских, угро-финские народы – карелы, вепсы, саамы. Пермская земля, населенная коми, была присоединена в конце ХV в.

Источник: https://cyberpedia.su/3xea3.html

Ссылка на основную публикацию