Падение крепостного права в России
Подъем народного движения в период революционной ситуации не перерос в революцию, но заставил царское правительство приступить к отмене крепостного права. Дворянские комитеты подали свои проекты в «Главный комитет по крестьянскому делу». В конце 1860 г.
«Положения» об освобождении крестьян поступили в Государственный совет, а потом к царю. 19 февраля 1801 г. Александр II утвердил законопроект об освобождении крестьян; 5 марта правительство опубликовало этот проект.
Опубликован был также и манифест об отмене крепостного права.
По «Положениям 19 февраля» 22,5 млн. крепостных крестьян получили личную свободу. Помещики теперь не имели права покупать, продавать крестьян, распоряжаться ими, как вещью.
Крестьяне имели право приобрести движимое и недвижимое имущество, заниматься промыслом и торговлей,, поступать на службу или в учебные заведения.
Положительное значение этих изменений состояло в том, что они создавали условия для развития капитализма.
Однако конкретные условия, на которых осуществлялась отмена крепостного права, обрекали крестьян на нищету и разорение.
За помещиками закреплялось право собственности на все земли крестьян. Крестьяне же получали от помещиков только усадьбу и полевой надел. Размеры крестьянских наделов были значительно меньше тех, которыми они пользовались до реформы. Нормы надела были разными и зависели от местных условий и качества земли.
Помещикам предоставлялось право уменьшать площади крестьянских земель в свою пользу. Отобранные у крестьян земли назывались отрезками. В результате этих мер землепользование крестьян сократилось в отдельных губерниях на 40% сравнительно с дореформенным периодом.
Во время раздела земли помещики забрали себе лучшие участки.
До заключения выкупных сделок крестьяне считались временно обязанными и должны были нести прежние повинности — барщину или оброк, размер которых фиксировался в «уставных грамотах».
За свои урезанные наделы крестьяне должны были платить выкуп. Размеры выкупа превышали стоимость полученной крестьянами земли. При составлении выкупной сделки крестьяне платили 20% общей суммы выкупа, а 80% давало помещикам государство.
На протяжении 49 лет крестьяне должны были ежегодными выкупными платежами погашать государству этот долг с процентами. Всего крестьянам пришлось выплатить свыше 2 млрд. руб.
, что более чем в 3 раза превышало стоимость полученной крестьянами земли.
Крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и на Северном Кавказе, причем условия реформы в некоторых областях были еще более тяжелыми, чем в русских губерниях.
Падение крепостного права означало конец феодальной формации и начало утверждения в России капиталистического строя. Содержание реформы 1861 г. было буржуазным: оно наиболее ярко проявилось в освобождении личности крестьянина. Но эту буржуазную реформу проводили помещики в своих интересах, и поэтому она имеет много крепостнических черт.
Царизм и помещики сумели сохранить многочисленные остатки крепостничества — крупное помещичье землевладение, царскую монархию, сельскую общину с ее «круговой порукой», политическое бесправие крестьян. «Крестьяне,— писал В. И.
Ленин,— остались и после освобождения «низшим» сословием, податным быдлом, черной костью, над которой измывалось поставленное помещиками начальство, выколачивало подати, пороло розгами, рукоприкладствовало и охальничало»
В реформе 1861 г. крестьяне не нашли осуществления своих вековых чаяний и ответили на помещичий грабеж массовыми волнениями. Крестьянское движение охватило всю территорию европейской части России. В отдельных местах выступления крестьян приобретали характер восстаний. Крестьяне села Бездна Казанской губернии не хотели верить царскому манифесту и отказывались от всех повинностей.
Правительство послало войска, жестоко подавившие восстание. Восстали крестьяне и в селе Кандеевка Пензенской губернии. Они также отказывались подчиняться помещику, ходить на барщину и платить оброк. Царские войска подавили и это восстание. Крестьянские восстания происходили также в Белоруссии, на Украине, в Прибалтике, на Кавказе. В 1861 г. было отмечено 1176 крестьянских выступлений.
В ответ на грабительские условия реформы 1861 г. усилилось и национально-освободительное движение. Особенно значительным событием было восстание в 1863—1864 гг. в Польше, вызванное кризисом феодального строя и стремлением к освобождению от власти царизма.
Восстание явилось самым массовым из всех освободительных движений польского народа. Польские крестьяне стремились к тому, чтобы получить земли, находящиеся в руках помещиков. Но восстание крестьян возглавила польская шляхта, которая отказывалась радикально решать аграрный и национальный вопросы.
Это оттолкнуло народные массы от борьбы.
Восстания развернулись в Литве и Белоруссии, а также на Правобережной Украине. В Литве и в Белоруссии восстания возглавили революционные демократы С. Сераковский и К. Калиновский. Освободительная борьба нашла самое горячее сочувствие и поддержку со стороны революционных демократов России.
Весь ход восстания показал, что польский народ может добиться освобождения только в союзе с революционными силами России. Сотни русских сражались в рядах восставших. Из-за предательства народных интересов землевладельческой шляхтой и буржуазией царским войскам все нее в мае 1864 г.
удалось подавить восстание.
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценили польское восстание, которое имело чрезвычайно большое значение для международного революционного движения 60—70-х годов. Это восстание способствовало нарастанию освободительного движения в России и имело важное значение для революционного движения в Европе, в подготовке создания I Интернационала.
Народное движение, начавшееся весной 1861 г., активизировало передовых людей России, развернувших широкую пропаганду революционных идей среди различных кругов русского общества.
Н. Г. Чернышевский в своих статьях разоблачал грабительский характер условий реформы 1861 г. Он написал воззвание «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в котором призывал крестьян готовиться ко всеобщему вооруженному восстанию против царизма.
Только совместными действиями с солдатами и передовыми офицерами они смогут добиться желанной воли и земли. Дополнением к этому низ- званию были прокламации «Великорусе», «К молодому поколению», «К солдатам», «Молодая Россия», написанные Н. В. Шелгуновым и М. И. Михайловым.
Прокламации намечали программу широких социальных и политических преобразований.
На страницах газеты «Колокол» Герцен и Огарев также изобличали крепостнический характер реформы. Все внимание революционеров России было направлено на подготовку народной революции.
Революционная пропаганда Чернышевского и Герцена находила сочувствие и поддержку в различных районах страны. Подъем крестьянского и революционно-демократического движения привел к созданию в Петербурге тайной революционной организации «Земля и воля».
Начальной программой ее была статья Огарева «Что нужно народу?», в которой автор требовал дать крестьянам землю и волю. Вдохновителем и организатором движения был Чернышевский. Филиалы организации возникли в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Харькове и других городах. Возглавил организацию в 1862 г.
Центральный народный комитет в Петербурге, призывавший свергнуть самодержавие путем восстания и установить демократические свободы в стране.
Большие надежды на революционный взрыв в стране землевольцы возлагали на лето 1863 г., когда заканчивался срок составления «уставных грамот», закрепляющих грабительский характер реформы. Однако царскому правительству удалось подавить разрозненные стихийные крестьянские выступления и направить удар против революционно- демократического движения.
Признанный руководитель революционной демократии И.Г. Чернышевский, выдающийся публицист и критик Д.И. Писарев, революционер-публицист Н.А, Серно-Соловьевич, армянский писатель, философ М. Налбандян были арестованы и брошены в казематы Петропавловской крепости. Многие члены «Земли и воли» были арестованы, и организация прекратила свое существование.
Самодержавие отразило первый натиск революционной бури.
Это революционное движение имело большое историческое значение. В освободительном движении решающую роль стало играть второе поколение революционеров России, «… у которых выдержка, — как отмечал Ф. Энгельс, — твердость характера и в то же время теоретическое понимание прямо поразительны».
В отличие от декабристов шире стал круг революционных демократов 60-х годов, ближе стала их связь с народом. Но крестьянству и защитникам его интересов не под силу были такие революционные действия, которые смогли бы ниспровергнуть самодержавие и ликвидировать помещичье землевладение.
Реформа 1861 г. была четко обозначенным рубежом между двумя общественными формациями — феодальной и капиталистической. Падение крепостного права положило начало другим буржуазным реформам, которые были проведены в 60—70-х годах в административном аппарате, суде, просвещении и военном деле.
В 1864 г. были образованы уездные и губернские земства. Это были выборные органы местного управления, ведающие делами местного хозяйства, охраны здоровья, народного образования и др.
Господствующее положение заняли в них помещики, поскольку выборы проходили на основе высокого имущественного ценза. Административной власти земства не имели и находились под контролем губернаторов и полиции. Таким образом, земство, по оценке В. И.
Ленина, «…с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления…».
На этих же основах в 1870 г. реформировано городское самоуправление. Были образованы городские думы, избираемые домовладельцами, купцами, фабрикантами.
Большинство депутатов думы избирала богатая часть городского населения. Компетенция органов городского самоуправления была ограничена: они ведали вопросами благоустройства, здравоохранения, образования.
Руководящая роль в городских думах принадлежала крупной буржуазии.
В 1864 г. была проведена реформа суда, способствовавшая утверждению в царской России буржуазных порядков. В основу судебных уставов были положены главные принципы буржуазного суда: провозглашалась независимость суда от администрации, суд становился гласным, вводился состязательный процесс с участием прокуроров и адвокатов.
В отличие от дореформенных судебных порядков суд объявлялся равным для всех сословий. Вместо заочного рассмотрения дел, согласно реформе, судебные дела рассматривались в присутствии и при участии сторон. Уголовные дела рассматривались при участии присяжных заседателей, определявших виновность или невиновность подсудимого.
Создана была особая корпорация адвокатов, услугами которых можно было пользоваться за плату.
Суд стоял на страже интересов имущих классов и оставался средством угнетения трудящихся масс. Судебная реформа сохранила немало очевидных пережитков крепостничества, что отразилось в сохранении сословных крестьянских, военных и духовных судов.
Прямым результатом военного поражения царизма в Крымской войне и разложения феодально-крепостнического строя была военная реформа. С 1874 г.
в России вводилась общая воинская повинность, отменялись рекрутские наборы, значительно сокращался срок службы в армии: вместо 25 лет службы, как это было до реформы, теперь нужно было служить в сухопутных войсках 6, а на флоте — 7 лет.
Сокращенные сроки службы устанавливались для лиц, имеющих высшее образование. Вооруженные силы России по своей организации приближались к армиям буржуазного типа.
В некоторых национальных районах общая воинская повинность не вводилась, так как царское правительство побаивалось давать уроженцам этих районов оружие. От воинской повинности освобождалось духовенство и привилегированные прослойки господствующего класса.
Социально-политический строй царской России постепенно приспосабливался к потребностям капиталистического разбития. В. И. Ленин, анализируя реформы 1861 —1874 гг.
, писал: «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения.
Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т. п. реформ, последовавших за крестьянской реформой 1861 года,— чтобы убедиться в правильности этого положения».
Крестьянская реформа 1861 г. положила начало капиталистической формации. В. И. Ленин в статье «Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция», написанной в 1911 г.
, подчеркнул, что реформа была по своему характеру и способу проведения крепостнической, а по содержанию буржуазной. После 1861 г. «развитие капитализма,— указывал В. И.
Ленин, — в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века».
Однако крестьянская реформа не решила социально-экономических противоречий в стране. «Пресловутое «освобождение»,— отмечал в указанной выше статье В. И. Ленин,— было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними» 3.
Сохранялись еще пережитки крепостничества — самодержавие, помещичье землевладение, сословное неравенство. Феодальные пережитки проявлялись также в бесправном положении крестьян и многих угнетенных народов национальных районов России. Старый базис не был ликвидирован, для этого необходима была революция.
«1861 год,— указывал В. И. Ленин в статье, — породил 1905»
Источник: http://waldorf.in.ua/padenie-krepostnogo-prava-v-rossii/
Билет 27 отмена крепостного права. предпосылки ,причины, основные положения и итоги аграрной реформы 1861 г
Крестьянская реформа 186119 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия.
Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов.
Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли.
Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе.
Эти “отрезки”крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства.
Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну.
Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5); рождается народничество (защита народа от царя); крестьяне не становились полноправными членами общества.
Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством.
Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.
В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата..
Земская реформа 1864. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.
Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавались. три избирательных съезда.
В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных.
Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками.
Судебная реформа:1864 — обнародованы новые судебные уставы. Положения:
ликвидировалась сословная система судов; было объявлено равенство всех перед законом;была введена гласность судопроизводства;состязательность судопроизводства; презумпция невиновности; несменяемость судей; единая система судопроизводства
Создан суд двух видов: 1. Мировые суды — рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2.
Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.
Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.
Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.
БИЛЕТ 28. Эпоха великих реформ Александра II (1860-1870-е гг.)
Правление Александра II
Реформа 1861 г.и ее значение
Основные даты и события: 1855—1881 гг. — царствование Александра II; 19 февраля 1861 г. — Манифест об отмене крепостного права.
Исторические деятели: Александр II; Я. И. Ростовцев; Н. А. Милютин.
План ответа: 1) предпосылки отмены крепостного права; 2) личность царя-реформатора; 3) подготовка крестьянской реформы; 4.
) основные документы реформы; 5) личное освобождение крестьян; 6) крестьянские наделы; 7) крестьянские повинности; 8) выкупная операция; 9) управление освобожденными крестьянами; 10) временнообязанные крестьяне; 11) крестьянская община; 12) противоречия реформы и ее значение.
Материал к ответу: Экономические предпосылки отмены крепостного права сложились задолго до реформы 1861 года. Неэффективность экономической системы, в основе которой лежал труд крепостных, была очевидна для многих правителей России. На это указывали Екатерина II, Александр I, Николай I. При Александре I крепостное право было отменено в западных губерниях страны.
К середине 1850-х гг. крепостническая экономика испытывала особенно тяжелые времена: упадок многих помещичьих хозяйств и крепостных мануфактур, усиление эксплуатации крестьянского труда делали необходимой реформу экономики.
Вместе с тем значительный и быстрый рост буржуазных экономических отношений (увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик, бурный промышленный переворот, усиление расслоения крестьянства, активизация внутренней торговли) требовал уничтожения препятствий, стоящих на его пути.
Однако решающим аргументом в пользу пересмотра основ экономики стало поражение России в Крымской войне. В 1856—1857 гг. по стране прокатилась серия выступлений крестьян, на плечи которых выпали основные тяготы войны. Это заставило власти ускорить разработку реформы.
В январе 1857 г. под председательством императора Александра II для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян начал работу Секретный комитет, переименованный затем в Главный комитет по крестьянскому делу. Однако среди членов Комитета не было единства в определении сроков и содержания реформы.
Первоначально предполагалось освободить крестьян без земли (как это было сделано в Прибалтике в начале века) и сохранить внеэкономическое принуждение. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что такой вариант приведет к социальному взрыву, так как крестьяне ожидают не только воли, но и земли.
В рамках Главного комитета были созданы Редакционные комиссии, которые возглавили сторонники либерального варианта реформы — граф Я. И. Ростовцев и товарищ (заместитель) министра внутренних дел Н. А. Милютин. В 1858 г.
о работе Комитета стало известно широкой общественности (ранее такие комитеты работали в обстановке полной секретности) и в его адрес стали поступать многочисленные проекты от дворянских комитетов на местах.
Ключевую роль в противодействии консерваторам сыграл сам император, занявший позицию, близкую к программе либералов. 19 февраля 1861 г. он подписал Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Они вступали в действие после опубликования, которое состоялось через две недели.
В документах рассматривалось пять основных вопросов: личное освобождение крестьян, крестьянские наделы, крестьянские повинности, управление освобожденными крестьянами, статус временнообязанных крестьян. Подробно описывались также выкупная операция и статус крестьянской общины.
Крестьяне получали право иметь собственное имущество, свободно распоряжаться им, вступать в брак по своему желанию, заключать любые юридические сделки, наследовать имущество и т. п. Крестьян наделяли землей, как правило, той, на которой они уже работали раньше.
Но, поскольку земля принадлежала помещикам, предполагалось, что крестьяне выкупят ее. Учитывая, что денег для этого у них не было, крестьяне, заключившие договор с помещиками, становились временнообязанными до выплаты необходимой суммы.
В течение определенного времени они должны были выполнять в пользу помещика отработки и выплачивать ему денежную сумму, равную по величине прежнему оброку. Были установлены высшие и низшие размеры душевых наделов, различные для разных регионов страны.
Излишки земли отрезались в пользу помещик В результате появились отрезки, возвращения которых крестьяне требовали вплоть до революции 1917 г. (в Черноземье он составляли до половины дореформенных наделов).
За обеспечен нием выполнения повинностей временнообязанными крестьянами следила крестьянская община, которая несла коллективную ответственность за соблюдение договора. Община перераспределяла землю, определяла размеры платежей и отработок, исходя из состава семьи.
Реформа оказалась весьма противоречивой и породила новые проблемы: малоземелье крестьян, сохранение отработочной системы, возвращение отрезков, отмена выкупных платежей, ликвидация крестьянской общины. Вокруг этих вопросов развернулось крестьянское движение. Вместе с тем значение реформы 1861 г. трудно переоценить.
Были освобождены и наделены землей 23 млн. помещичьих крестьян. Эта мера привела к усилению расслоения крестьянства и началу свободной миграции его разорившейся части в города. Создавались условия для формирования рынка рабочей силы и развития промышленного производства. Реформа 1861 г.
, несмотря на всю свою противоречивость, стала крупным шагом России к построению индустриального общества.
Источник: https://cyberpedia.su/12x6caf.html
Отмена крепостного права: кратко
Отмена крепостного права: кратко
Отмена крепостного права: кратко
Художник Николай Васильевич Неврев. Картина «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». 1866 год. Холст, масло. Третьяковская галерея.
Всех вновь приветствую! На днях мы с вами разобрали реформы Александра Второго. Сейчас настало время поговорить о такой теме, как отмена крепостного права — кратко. Это самая важная реформа, и в пределах одного поста можно только таким образом ее и раскрыть. Но я остановлюсь на важнейших моментов, необходимых для сдачи экзаменов по истории.
Предпосылки отмены крепостного права в России
В стране примерно с 1830-х годов развивается промышленный переворот. Это процесс перехода от ручного производства к машинному.
Этому историческому процессу сопутствуют такие явления, как капитализм и рынок. Они, в свою очередь, требуют свободу: труда, капиталов, земли и управления средствами производства.
Крепостничество же тормозило развитие всех этих факторов капитализма и рынка.
О свободе труда не могло быть и речи — труд был крепостным. То есть господствовало внеэкономическое принуждение, когда работник не заинтересован в результатах своего труда. Он трудится лишь потому, что в силу своего положения не принадлежит сам себе, а принадлежит землевладельцу или хозяину завода.
О свободе земли. Львиная доля земли была в собственности дворян-помещиков. Это были самые развитые земли. Купить ее под фабрики или для своего дела не было никакой возможности. Однако стоить помнить, что именной указ от 12 декабря 1801 года Александра I давал право покупки населенных имений лицам недворянских сословий: купцам, мещанам, городским и казенным поселянам.
О средствах производства. Они находились либо в собственности государства, либо в собственности крупной буржуазии, аристократии и помещиков — то есть в руках крайне узкой группы лиц. Человек «с улицы» не мог их перераспраделить в свою пользу.
Причины отмены крепостного права
- Исчерпание возможностей крепостнической экономики, которое коренилось в нежелании большей массы дворян трансформировать свое хозяйства на капиталистических началах. Большая масса имений была заложена и перезаложена в Дворянском банке.
- Рост числа выступлений крестьян, таких случаев было уже несколько тысяч.
- Поражение России в Крымской (Восточной) войне показало неэффективность крепостнической экономики, так как любая война — экзамен для экономики страны.
Ход реформы 1861 года по пунктам
- Крестьяне получили личную свободу: право быть лично свободными, право заключать сделки, открывать свое дело и пр.
- Крестьяне получили землю на условиях:
- Выкупа у дворян общинных земель.
- Государство давало на эти цели крестьянам ссуду под 6% годовых на 49 лет, платежи по такому кредиту назывались выкупными (выкупные платежи).
- Дворяне и крестьяне должны были заключить уставную грамоту — соглашение о том, какие конкретно земли община выкупает у помещика, а он согласен эти земли продать. Крестьяне, находящиеся в состоянии заключения уставной грамоты назывались временнообязанными.
- Мировой посредник — дворянское лицо, которое помогало крестьянам и помещикам заключить уставную грамоту [в интересах дворянства].
Пережитки и последствия реформы в России
- Сохранялась крестьянская община, которая препятствовала выходу из нее тех крестьян, которые пожелали бы из нее выйти. Потому что в случае выхода размер выкупных платежей перераспределялся бы на других общинников.
- Образовалось малоземелье крестьян, потому что государство установило лимит выкупа земель на одно крестьянское хозяйство для черноноземья и для нечерноземья.
- Как следствие внеэкономическое принуждение крестьян сменилось экономическим: вследствие малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать земли у помещика, для которых он теперь стал частным лицом.
- Образовалась чересполосица, когда выкупленные земли крестьянских общин чередовались с владениями помещика.
- Возникает расслоение в деревне на кулаков, середняков и батраков.
Оценка реформы
Она была продворянской и половинчатой. Создала целый ряд проблем для развития крестьянского хозяйства, которые так и не были решены до конца падения самодержавия.
Post Scripum: разумеется, объем поста просто не позволяет раскрыть все аспекты этой сложной темы. Их Вы можете обнаружить в нашем видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов», или отработать эту тему на наших курсах подготовки к ЕГЭ.
С уважением, Андрей Пучков
Источник: http://ege59.ru/2017/01/11/otmena-krepostnogo-prava-kratko/
Крестьянская реформа 1861 г
Причины проведения крестьянской реформы:
- поражение России в Крымской войне показало необходимость срочных и решительных изменений во всех сферах жизни общества;
- крепостное право тормозило развитие рынка;
- обострялась классовая борьба, усиливалось революционное движение.
Для разработки проекта реформы в 1857 г. был создан Негласный комитет, который позже был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В губерниях обсуждением проекта реформы занимались дворянские комитеты, их предложения обрабатывали редакционные комиссии (Я.И. Ростовцев).
Текущую деятельность по подготовке реформы возглавлял зам. министра внутренних дел И.Л. Милютин, ему помогал Ю.Ф. Самарин.
19 февраля 1861 г.
Александр II утвердил ряд положений об отмене крепостного права и подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, на основании которого все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей (личную свободу, право заключать сделки, вести судебные дела, свободно заниматься ремеслом и торговлей, права собственника своего движимого и недвижимого имущества). Помещики лишались права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять их.
Статус крестьянина последовательно менялся в ходе осуществления реформы: первоначально помещик сохранял право собственности на земли, полученные крестьянами в результате реформы, за которые последние несли оброк и барщину. Эти крестьяне назывались временно обязанными и фактически зависели от помещика.
В разряд крестьян-собственников крестьяне могли перейти только после заключения выкупной сделки или выкупа земли.
Условия выкупа были следующими: крестьяне выплачивали 25% выкупной суммы наличными, остальную сумму помещик получал из государственной казны, которую крестьянин обязан был погашать в течение 49 лет по 6% в год. Усадьба выкупалась без ограничений, а полевой надел — с согласия помещика и общины.
В течение 9 лет с момента издания Манифеста крестьяне не имели права распоряжаться своим земельным наделом .
В 1863 г. и 1866 г. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян.
Минусы крестьянской реформы:
- сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина);
- уменьшался земельный надел, ухудшалось его качество;
- размер платежей был больше размера оброка.
Плюсы крестьянской реформы:
- появлялись свободные рабочие руки;
- стал развиваться внутренний рынок;
- сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.
Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=38515
Реформа 1861 г. в России
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие.
Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.
Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII – середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767–1768 гг. (И.
Чупров, Ф. Полежаев, А. Д. Маслов, г. Коробьин), просветители (Н. И. Новиков, С. Е. Десницкий), А. Н. Радищев, первые русские революционеры (декабристы), либералы (славянофилы и западники), все радикально настроенные общественные деятели. Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.
К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков.
Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми.
В условиях полицейско-бюрократической системы, созданной при Николае I, они не могли вылиться в широкие крестьянские движения, потрясавшие Россию в XVII–XVIII вв. В середине XIX в.
недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с нерусским населением. В 1857 г. в Грузии восстали 10 тыс. крестьян.
Народное движение не могло не влиять на позицию правительства. Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 г.
с горечью был вынужден признать: “Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным”. В этом высказывании содержится вся суть николаевской внутренней политики.
С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой – справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху.
Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.
После 1856 г. в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Эту идею открыто высказывали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким примером служит изменение политических взглядов М. П.
Погодина, который в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской войны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования.
В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян.
Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.
Подготовка реформы. Впервые о необходимости освобождения крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства.
Его знаменитая фраза о том, что “лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу”, означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства.
Среди них были члены императорской фамилии (младший брат Александра великий князь Константин Николаевич, тетка царя великая княгиня Елена Павловна), а также некоторые представители высшей бюрократии (министр внутренних дел С. С. Ланской, исполняющий должность товарища министра внутренних дел Н.
А. Милютин, генерал-адъютант, граф Я. И. Ростовцев), общественные деятели (князь В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин), сыгравшие выдающуюся роль в подготовке и проведении реформы.
Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.
Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета привели Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности.
Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В. И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. последовал указ (рескрипт В. И.
Назимову) о создании губернских комитетов “по улучшению быта помещичьих крестьян”. Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.
Рескрипт В. И. Назимову считается началом официальной и открытой истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян.
Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета – она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.
Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой – предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса.
Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.
В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель – Я. И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.
Обобщенные редакционными комиссиями проекты к октябрю 1860 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет.
19 февраля его подписал Александр П. Об отмене крепостного права возвестил Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…
” Практические условия освобождения были определены в 17 актах – “Положениях” о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
Манифест и “Положения” касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.
Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо.
Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины.
Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни.
Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию.
Наделы. “Положения” регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную.
В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший – больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший – меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком.
Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники.
Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн рублей.
Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн рублей, т. е. в 1,5 раза.
Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически крестьяне платили и за личное освобождение.)
У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община платила помещику сама.
В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд рублей, т. е.
почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.
Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временнообязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел, т. е. 20% стоимости земли. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.
Значение отмены крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.
Вместе с тем реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями.
Источник: http://biofile.ru/his/26779.html