Особенности общественно-экономического развития повлияли на развитие российской исторической, географической и сельскохозяйственных наук — история России

Влияние природных условий на историю России

Особенности общественно-экономического развития повлияли на развитие Российской исторической, географической и сельскохозяйственных наук - история России

Долгое время историки полагали, что вполне достаточно простого изложения предшествующих тому или иному событию фактов, но в дальнейшем они взялись за поиски прежде всего объективных факторов, влияющих на развитие и жизнь общества. Догадки о важной роли климата высказывал еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

В своей «Афинской политии» он говорил о влиянии на людей, например, близости моря или пустыни. В средние века это положение довольно подробно разработал арабский историк Ибн Хальдун (1332-1406 гг.).

Он утверждал, что решающее значение для развития общества имеет географическая среда, и выдвигал предположение, что обычаи и учреждения каждого народа находятся в определенной зависимости от способов добывания им средств к существованию. Наиболее подробно идею о влиянии климата на общество изложил французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.

), который в зависимость от климата, почвы и других естественно-географических факторов ставил различные формы правления и духовной жизни народов. Немецкий ученый Иоган Готфрид Гердер (1744-1803 гг.) видел в географии основной фактор, определяющий национальный характер народа и все остальные явления его истории.

В XVIII в. внимание историков привлекли и другие факторы развития общества, в частности, экономические процессы. Утверждалось, что на общество оказывает влияние, помимо климата, и численность населения.

Происхождение власти связывалось с возникновением собственности и ее неравномерным распределением, подчеркивалось значение социальных противоречий и конфликтов в развитии общества, признавалась закономерность революционных изменений. Адам Смит (1723-1790гг.

) законы развития общества выводил уже из всей совокупности экономических условий.

В XIX-XX вв. были открыты и другие факторы, влияющие на функционирование общества. В частности, Л. Н. Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» говорил о конкретных физических явлениях, определяющих события всемирной истории.

За исторический период, то есть время, когда исторические источники позволяют с большей достоверностью проследить развитие человеческого общества, наиболее важные из условий природы — рельеф и климат — не подвергались сколько либо серьезным изменениям.

Последние значительные изменения в природной обстановке нашей территории относятся к 10-12-му тысячелетиям до нашей эры. Именно после него постепенно устанавливаются природные и климатические условия, основной характер которых сохраняется до нашего времени.

В физико-географическом отношении наше Отечество представляет собой сложный комплекс. Страна занимает территорию двух частей света — восточную часть Европы и север Азии. Особенность рельефа — преобладание равнин на западе и северо-западе, а гор — на юге и востоке.

Важным географическим фактором, определяющим особенности территории страны, являются моря, озера, а также другие водоемы. Водные системы могли способствовать или противодействовать хозяйственному освоению земель, экономическим и политическим связям, в ряде случаев играли важную роль в исторической судьбе отдельных территорий.

Три основных географических пояса: умеренный (юг и средняя полоса), субарктический и арктический (северные области) — охватывают большую часть территории страны.

Огромное разнообразие почв влияло и влияет на хозяйственную деятельность человека. Более половины территории страны занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Черноземы — преимущественно почвы открытых степей. Остальная часть территории приходится на каштановые почвы, сероземы пустынь, красноземы и другие типы почв.

Для жизни общества важное значение имеет растительный и животный мир, который отличается большим разнообразием на территории нашего Отечества.

Зарождение и становление российской государственности произошло на территории Восточно — Европейской (или Русской) равнины. Ее характерными свойствами являются однообразные поверхности, сравнительная краткость береговой линии и отсутствие внутренних естественных границ в виде гор и горных хребтов.

Трудно преувеличить влияние природно-климатического фактора на формирование типа общества. По гипотезе члена- корреспондента РАН Л. В. Милова, объем совокупного прибавочного продукта обществ Восточной Европы был значительно меньше, а условия его создания хуже, чем в Западной Европе.

А низкий объем совокупного прибавочного продукта определил упрощенную структуру не только государственного механизма. Он обусловил и общую малочисленность и поздний генезис светской культуры.

Фундаментальные особенности ведения крестьянского хозяйства в конечном счете наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный характер, на первый взгляд противоречивый: способность к крайнему напряжению сил, отсутствие ярко выраженной привычки к тщательности, аккуратности в работе, извечная тяга к «подрайской землице», необыкновенное чувство доброты, коллективизма, готовности к оказанию помощи, вплоть до самопожертвования и др.

Видимо, и на исходе XX в., необходимо учитывать роль географического фактора и его многообразных влияний на жизнь общества.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history2/2.shtml

Российская историческая наука. Особенности русской истории

Причины и закономерности развития истории нашей страны в разное время историки объясняли по-разному. Средневековые летописцы, самым известным из которых является монах Нестор,считали, что основе развития мира лежит божественное провидение и божественная воля.

Они вели свои исторические повествования со с времен сотворения мира и первого человека .С распространением рационализма и опытного знания историки в качестве причин исторических событий стали искать объективные факторы.

Так, Михаил Васильевич Ломоносов(1711—1765, Рисунок 2)и Василий Никитич Татищев(1686—1750), создатели отечественной исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса Николай Михайлович Карамзин(1766—1826), («История государства Российского»),— в истории России главную роль отводил деятельности российских самодержцев.

Известнейший русский историк ХIХ в. Сергей Михайлович Соловьев (1820—1870)(«История России с древнейших времен») видел ход истории страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности.

Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий, по мнению историка, объективно определяли ход русской истории. Ученик С.М.

Соловьева Василий Осипович Ключевский (1841 —1911)(«Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо причины событий следует искать в совокупном анализе фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический ит.д.), характерных для каждого периода.

Ученик выдающегося либерального историка Ключевского Михаил Николаевич Покровский(1868-1932)пришел к выводу, что русское прошлое нуждается в радикальном переосмыслении, а марксистский анализ дает ключ к новому пониманию событий. К.Маркс в середине .XIX в.

сформулировал концепцию материалистического объяснения истории, которая базировалась на формационном подходе: если человечество поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы — «общественно-экономические формации».

Основу общественно-экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями.

Читайте также:  Боспорское царство в i-iv века нашей эры - история России

Совокупность производственных отношений образует его базис, над которыми настраиваются политические, правовые и иные отношения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. В связи с этим классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории. Однако человек предстает в этой теории лишь как винтик мощного объективного механизма.

В 30 годы XX века во Франции зародилось новое направление исторической мысли, получившее название школы «Анналов». Последователи этого направления часто используют понятие цивилизация.

Цивилизация совокупность или определенный уровень достижений материальной и духовной культуры, приемов и способов контакта человека с природой, образ жизни, устоявшиеся стереотипы мышления и поведения. Ученые считают, что история призвана изучать человека в единстве всех его социальных проявлений.

Общественные отношения и трудовая деятельность, формы сознания и коллективные чувства, нравы и фольклор — в этих ракурсах предстает человек в работах данного направления.

В отечественной и мировой историографии существуюют три основные точки зрения на проблему особенностей (специфики) русской истории.

Сторонники первой, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех, стадии, движутся по одному, общему для всех, пути.

Те или иные особенности российской истории трактуются представителями этой школы как проявления отсталости России и русских. В наиболее яркой форме эта точка зрения представлена в трудах выдающегося русского историка С.М.Соловьева.

Сторонники второго подхода к русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития.

Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; к одной из таких цивилизаций относится русская (славянская) цивилизация. Из отечественных исследователей данный подход в наиболее всесторонней форме обоснован поздним славянофилом Николаем Яковлевичем Данилевским(1822—1885, Рисунок 3).

Третья группа авторов пытается примирить оба похода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков(1859—1904).

По егомнению, в историческом результате различаются три главные группы производящих его условий: «Первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаковом.

Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Наконец, третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса».

Не смотря на различия, представители 3-х подходов признают воздействие на ее ход неких мощных факторов (причин, условий), под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ: природно-климатический; геополитический; религиозный; социальной организации.

Влияние природно-климатического фактора отмечали все исследователи, одним из последних остановился на этой проблеме Леонид Васильевич Милов (1929–2007, Рисунок 4). Россия лежит в зоне действия арктического антициклона, делающего колебания температуры значительными до 35-40 градусов в год.

В Европе у крестьянина отсутствует «мертвый сезон», что приучает его к систематическому труду.

В России же глубокое промерзание почвы и короткая весна, переходящая в жаркое лето, заставляют крестьянина после домашних забот зимней поры быстро переключаться на с/х работы – пахоту, сев, от скорости проведения которых зависит его благосостояние в течение всего года.

Это вырабатывает в русском человеке способность «выложиться, провести огромную работу за короткий срок. Поэтому основной формой отношения к работе является отношение неторопливо-пассивное. С другой стороны такое отношение к труду и жизни связано с другой ценностью русского человека – его терпеливостью, ставшей одной из черт национального характера.

Освоение лесов, покрывавших большую часть территории страны, вырубка и корчевка леса, вспашка земли требовали коллективного труда нескольких семей. Работая в коллективе, люди действовали единообразно, стремясь не выделяться среди других. В результате среди русских слабо развился индивидуализм, заставляющий стремиться к инициативе, повышению эффективности труда и личному обогащению.

Колонизация подрывала демографические условия исторического развития.

Если в Европе рост плотности населения стимулировал процессы создания городов, классообразования, интенсификации хозяйства, то в России каждый из этапов колонизации был связан с большим или меньшим падением плотности населения в центре страны.

В процессе колонизации восточных земель Россия становилась частью евразийского геополитического пространства, в котором издревле господствовали авторитарные формы власти.

Крайне осложнил историческое бытие русского народа такой фактор как естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока.

Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, людских ресурсов.

Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти.

О следующем геополитическом факторе – оторванности от морской торговли. Чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны.

Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия — восточное христианство – воспитало их душу. В восточном христианстве противостояние между светской властью и церковью завершается полным поглощением церковной власти светской. Царская власть, стоящая над всем ничем не контролируется.

Читайте также:  Прутский поход - история России

Православие учит, что Бог отделен от мира и непознаваем, но Бога можно увидеть, почувствовать. К Богу нельзя применить никаких определений. Отсюда в русской культуре сильна идея таинственности, непознаваемости. Западноевропейская идея Богопознания учит, что, раз Христос (Бог) сошел на землю, он познаваем.

Цивилизация Запада стремится познать объект не целостно, а аналитично, определяя, структурируя, расчленяя, описывая признаки. Протестанско-католическая культура основана на рациональном познании, а русско-православная — на целостном познании. Культура Запада диалогична, культура России монологична.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1251;

Источник: http://poznayka.org/s35921t1.html

Каковы особенности исторического развития России? Что отличает ее от других (в первую очередь европейских) стран

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 29Следующая ⇒

Все исследователи русского исторического процесса отмечали, что на специфику развития России существенно повлиял природно-климатический фактор. Географической среде важное значение придавали и Н.Я.Бердяев, и В.О.Ключевский, и евразийцы, и еще ранее П.Я.Чаадаев.

Континентальный климат, длинные и суровые зимы, малоплодородные северные почвы влияли на хозяйственную практику народа. Сельскохозяйственный сезон был непродолжительным – максимум пять месяцев, в то время, как в Европе он достигал трех четвертей года. Из-за холодных зим крестьяне держали скот в закрытых помещениях на два месяца дольше, чем в Европе.

Недостаточное поголовье скота оборачивалось постоянной нехваткой удобрений, что сказывалось на урожайности. И хотя низкая урожайность зерновых (по сравнению с Европой) не ставила население на грань голодной смерти, продовольственных излишков хлебороб почти никогда не имел. Земля кормила крестьян, но не была источником их богатства.

Огромное значение имел геополитический фактор.Равнинность территории, незащищенная естественными преградами граница большой протяженности делали страну объектом для вторжения извне.

Этот фактор сыграет роковую роль в отставании России от более цивилизованных стран, ведь для охраны границ необходимо было строить различные укрепления, что вело к огромному напряжению и людских и финансовых ресурсов государства.

Внешняя угроза (в первую очередь со стороны степи) оттесняла Русь от днепровского торгового пути, причерноморских земель, отрезала от связей с Византией, которые в эпоху Средневековья были основным выходом для Руси во внешний мир.

Загнанное в леса средней полосы Восточной Европы, население Руси вынуждено было создавать жестко централизованное военное государство, где централизация была способом выживания.

Особая роль в истории России, в первую очередь Киевской и Московской Руси, принадлежит рекам. Текущие на север, юг, восток и запад, они способствовали объединению земель. На реках стояли центры объединения: Новгород – на Волхове, Киев – на Днепре, Москва – на Москве-реке, Владимир – на Клязьме и т.д.

Для России, как континентальной страны, одним из главных мотивов истории становится борьба за выход к морю. Эта борьба постоянно требовала средств из государственной казны.

Присутствие восточнославянских княжеств на берегах Черного моря было недолгим, а борьба за выход на Балтику со шведами и немецкими рыцарскими орденами носила длительный и ожесточенный характер, вследствие чего, в обществе возрастала роль государства, приобретавшего все больше военизированный характер.

К геополитическому фактору относится также слабая заселенность обширных территорий Восточно-Европейской равнины и Сибири. При усилении эксплуатации и в поисках лучших земель люди уходили из центра России на север, юг, восток.

Этот процесс, получивший в исторической литературе название колонизации, отличался от западноевропейского. На Западе колонизация носила характер эмиграции, колонии стремились разорвать связь с метрополией.

Российские колонисты оседали поблизости от границы, поэтому они не чувствовали себя иноземцами в новых землях и не порывали связей с родными местами.

Русские колонисты не встречали сопротивления со стороны коренного населения, или это сопротивление было слабым. Ведь земли и природных богатств хватало всем. С другой стороны, на севере и востоке колонисты имели явное военное и хозяйственное преимущество по сравнению с местными жителями.

Особенностью российской колонизации было и то, что колонисты не покупали землю. Они исходили из представлений, что «земля – ничья, она — божья», поэтому ею можно пользоваться безвозмездно и вечно.

Кроме того, «основу колониальной жизни составляло не индивидуальное, а общинное хозяйство, которое распространялось… из европейской части страны».

Получалось так, что колонизация консервировала тот тип аграрных отношений, который издревле сложился на Руси.

Конфессиональный фактор также повлиял на своеобразие русской истории. Хотя Запад и Россия исповедовали христианство, восточный его тип серьезно отличался от западного. Католическая церковь на протяжении веков бдительно следила за земным порядком, претендовала на верховную власть, выработала железную церковную организацию, являвшуюся нередко оппозицией власти светской.

Российское православие никогда не вмешивалось в дела светской власти, тем не менее оно часто предопределяло жизнь общества. Государство брало на себя военные, экономические, политические функции, а церковь – духовные, культурные, «очистительные» для русской души.

Своеобразие России заключалось и в том, что она складывалась и развивалась как многонациональная держава.

Уже в Киевской Руси значительную часть населения составляли финно– и балтоязычные племена, а также тюрки и варяги-скандинавы.

Народы, населявшие Русь, различались языком, образом жизни, уровнем общественно-экономического развития, культурой, религией (в конце XIX в. православные в стране составляли 70,8% населения, католики – 8,9%, мусульмане – 8,7%).

Огромная роль в истории России принадлежала общине. Община и общинное землевладение повлияли на способ производства, на степень развития отношений собственности, на власть и на формирование национального характера.

Историческая судьба России укрепляла в народе представление об общине как высшей ценности.

Действительно, во времена Средневековья, только подчинение интересов индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему числу людей в качестве этноса.

В условиях постоянного натиска с Востока, а затем и с Запада выжить можно было только за счет коллективных усилий. Община поддерживала своих членов и морально, и материально.

Община была самостоятельной производственной единицей и не испытывала влияния внешних факторов, которые бы стимулировали ее деятельность, требовали ее самосовершенствования. Поэтому, сохранившись вплоть до XX века, она стала тормозом на пути развития рыночных отношений в стране.

Все названные выше факторы формировали русский национальный характер. В итоге в России сформировался тип человека, во многом отличный от западного и восточного.

Ему свойственны «отсутствие европейского индивидуализма, рационализма и оптимизма, накопительства, конкурентности, политичности, отсутствие в то же время азиатской упорядоченности, растворенности индивидуализма в социуме.

Русскому свойственно простодушие, чрезмерная покорность, нежелание постоять за насущные интересы, ненужная уступчивость.

Русский человек (россиянин) с его характером, традициями, системой мировосприятия стал творцом российской истории, цементирующей силой российского общества, обеспечивавшей его жизнеспособность и внутреннее единство.

2. Предмет и содержание курса «Отечественная история»

Что же изучает курс «Отечественная история»?

«Отечественная история» изучает процесс становления и развития Российского Государства и проживающих на его территории народов с древнейших времен и до наших дней.

Предметом курса«Отечественная история» является выявление сущности внутренних и внешних закономерностей и условий развития Руси – России – СССР – Российской Федерации во взаимосвязи с историей народов других стран, их участия в создании отечественной и мировой цивилизации. Особое место отводится раскрытию политического аспекта исторического прошлого нашей Родины.

Предмет истории имеет три измерения: прошлое, настоящее и будущее.

Как понимать слово «Отечество»?

Отечество имеет ряд определений:

1. Политическая, социальная и культурная среда, в которой живет и трудится данный народ;

2. Страна, где человек родился и гражданином которой он является;

3. Исторически принадлежащая данному народу территория.

За более, чем тысячелетнюю историю Русское государство в своем развитии прошло ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М.Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского – период господства родовых отношений в политической жизни (IX–XIVвв.).

1. От Андрея Боголюбского до начала XVIIв. – период борьбы родовых и государственных начал, завершившихся полным торжеством государственного начала. Этот период имел три стадии:

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIVвв.) – начальное время борьбы родовых и государственных отношений;

б) от Ивана Калиты до Ивана III – время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVIвв.);

в) от Ивана III до начала XVIIв. – период борьбы за полное торжество государственного начала;

3. С начала XVII до середины XVIIв. – период вступления России в систему европейских государств;[4]

4. С середины XIV VIIIв. до реформ 60-х годов XIXв. – новый период русской истории.

Периодизация С.М.Соловьева отражает историю государственности. По другому подходит к этому вопросу В.О.Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:

1. VII-XIIIвв. – Русь Днепровская, городовая, торговая.

2. XIII – середина XVвв. – Русь Верхневолжская, удельно – княжеская, вольно – земледельческая.

3. Середина XVв. – второе десятилетие XVIIв. – Русь Московская, царско-боярская, военно-земледельческая.

4. Начало XVII — вторая половина XIXвв. – Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства.

В.О.Ключевский называл эти периоды:

1) днепровский

2) верхневолжский

3) великорусский

4) всероссийский[5]

Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию:

1. IX-XIIIвв. – Образование и становление Древнерусского государства;

2. XIII – до середины XVвв. – Удельная раздробленность на Руси;

3. XV-XVIIвв. – Объединение русских княжеств в единое государство;

4. XVIII — начало XXв. – Российская империя;

5. 1917г. – до 80-х годов XXв. – Советский период;

6. С начала 80-х годов до настоящего времени – Новая Россия (условное название)

Содержание курса«Отечественная история» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе:

· процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

· характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

· формирование великорусского, белорусского и украинского народов;

· процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

· складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

· динамика революционных изменений XX века и создание социалистического государства;

· развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной западной и восточной культурой;

· исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

· особенности внутренней и внешней политики на современном этапе.

Литература по истории России чрезвычайно многообразна. Она включает в себя:

) исторические памятники, такие как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Задонщина»;

) документы и материалы,сосредоточенные в сборниках документов, хрестоматиях;

) воспоминанияполитических деятелей и свидетельства очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II, воспоминания декабристов и др.;

) научные труды русских и советских историков. В их числе: Н.М.Карамзин. История государства российского; В.Ключевский. Курс русской истории; С.Соловьев. История России с древнейших времен; Н.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; современных ученых: Б.Грекова, Б.Рыбакова, И.Я.Фроянова и др.

Носителями информации о прошлом являются исторические источники.Большинство авторов выделяют шесть типов источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2)

Исторические источники — все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества
Классификация
Письменные источники (юридические договоры, летописи, жития, письма, дневники, описания и др. Вещественные источники (орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения и др.)   Этнографические источники (нравы и обычаи)
Устные источники – фольклор (былины, сказки, песни и др.) Лингвистические источники (данные языка) Аудиовизуальные документы (кино-, фото-, видео- и звукодокументы)

Источник: https://lektsia.com/1xe7a.html

Ссылка на основную публикацию